Кодекс алеппо краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

"Кетер Арам Цова" (Кодекс Алеппо) (כֶּתֶר אֲרָם צוֹבָא , букв "Корона из страны Арам Цова") - одна из важнейших рукописей еврейской Библии (ТаНаХа), содержащая полную огласовку и кантилляцию текста. Рукопись (Кодекс, т.е.рукопись сшитая в виде книги) была написана в Тверии в 10 в. [1]

Содержание

История

Краткий обзор

Кодекс был написан писцом Шломо бен Байя в Тверии приблизительно около 920 года. Текст был сверен, огласован, и снабжен масоретскими примечаниями Аарона Бен-Ашера. Аарон Бен-Ашер был последним и самым видным представителем семейства Бен-Ашеров, грамматиков из Тверии, которые, в конечном счете, сформировали наиболее точную масоретскую запись огласовок и кантилляции ТаНаХа.

Караимская община Иерусалима купила Кодекс спустя примерно сто лет после его создания. Во время Первого Крестового похода синагога была разграблена, а Кодекс был передан в Египет, евреи которого заплатили высокую цену как выкуп [1] . Он сохранялся в (раббанитской) синагоге Каира, где с ним сверялся Маймонид, который представил его как текст, которому доверяют все еврейские ученые. Около 1375 г. один из потомков Маймонида привез его в Алеппо (Халеб, в Сирия), что дало рукописи ее дальнейшее название "Кетер Арам Цова" (еврйской традиции географический район Сирии ‎называется "Арам Цова").

Кодекс оставался в Сирии в течение 500 лет. В 1947 году арабы после решения ООН о создании Израиля дотла cожгли синагогу, где хранился Кодекс. Кодекс был поврежден, однако далее был спасен, спрятан и в 1958 году контрабандно ввезен в Израиль сирийским евреем Murad Faham и представлен президенту страны Ицхаку Бен-Цви.

Было обнаружено, что некоторые части Кодекса утеряны. Надзор за Кодексом был поручен Институту Бен-Цви и Еврейскому университету в Иерусалиме [4] .

В Иерусалиме и в Египте

Караимская община Иерусалима получило книгу от Исраэля бен Симхи из Басры примерно между 1040 и 1050 годами [6] . Это случилось благодаря братьям Хизкиягу и Иеhошуа, религиозным лидерам караимов, которые затем переехали в Фустат (Египет) в 1050 году. Кодекс оставался в Иерусалиме до конца 11в. [6]

После падения Иерусалима (1099) во время Первого Крестового похода крестоносцы сохраняли Кодекс и некоторые другие работы для выкупа (наряду с евреями, оставшимися в живых) [7] [8] .

В Алеппо

Община Алеппо старательно сохраняло Кодекс в течение примерно шестисот лет. Он хранился вместе с тремя другими рукописями Танаха, в специальном шкафу (а позднее в сейфе) в подвальном помещении синагоги, (которая, согласно местной традиции, была пещерой пророка Илии). Книга считалась самой священной собственностью сообщества: страдающие люди молились на нее и клялись на ней. Сообщество получало вопросы от евреев со всего мира, в которых просили уточнить различные текстовые детали, эти письма сохранены в литературе респонсов, в письмах упоминалась также реконструкция отдельных текстовых деталей в листах, которые отсутствуют сегодня.

Однако сообщество ограничило прямое изучение рукописи посторонними, особенно учеными нового времени. Несмотря на это Пол Кэйл, подготавливая издание ТаНаХа Biblia Hebraica в 1920-ых годах, не смог получить фотокопию Кодекса. Это вынудило его использовать Ленинградский Кодекс вместо Кодекса Алеппо для своего издания, которое вышло в 1937 году. Единственный современный ученый, которому разрешили сравнивать Кодекс Алеппо со стандартом для печати Еврейской Библии и делать пометки об отличиях, был Умберто Кассуто. Кассуто сомневался, был ли он (Кодекс) той самой старинной рукописью Маймонида, хотя он и согласился отнести его к 10-ому столетию.

Во время погрома в Алеппо в декабре 1947 года древняя синагога была сожжена и Кодекс поврежден, так что отсутствуют более чем 294 страниц из имевшихся 487 [12] . В частности сохранились лишь несколько последних страниц Торы.

Недостающие листы являются предметом яростных споров. Некоторые евреи Алеппо утверждают, что они были сожжены. Однако ученые не находят доказательств огня, достигавшего непосредственно Кодекса (темные помарки на страницах являются следствием грибка). Возможно, члены общины вырвали недостающие листы и скрытно хранили их. Два "недостающих" листа нашлись, один в 1982, а другой в 2007 году. Это оставляет открытой надежду, что и другие листы, возможно, пережили беспорядки 1947 года, и попытки найти их продолжаются по сей день..

Сообщество Дамаска обладало копией Кодекса, известной как "Дамасская Корона", также написанной в Стране Израиля в 10 в., которая теперь хранится в Еврейской национальной и университетской Библиотеке под номером Heb 5702. Она сейчас доступна в Интернете [13] .

В Израиле

В январе 1958 года Кодекс Алеппо был контрабандно ввезен из Сирии (при содействии тогдашнего израильского президента Ицхака Бен-Цви) и привезен в Иерусалим [14] . Кодекс был передан для хранения и изучения Институту Бен-Цви и Еврейскому университету в Иерусалиме. Сегодня он находится в Храме Книги - специальном хранилище Музея Израиля.

Наконец у ученых появился шанс исследовать Кодекс и убедиться, что это действительно рукопись, упомянутая Маймонидом. Работа Моше Гошена-Готстайна над немногими сохранившимися страницами Торы, кажется, подтвердила это и сняла все сомнения. Гошен-Готстайн указал (во введении к представленному им факсимиле Кодекса), что мало того, что это самая старая из известных масоретских книг Библии в едином томе, но впервые случилось так, что полный комплект Танаха представлен, как написанный одним или двумя людьми (в одном юридическом лице) в однородном и последовательном стиле.

Позже р. Мордехай Броер начал свою собственную реконструкцию масоретского текста на основе других известных древних рукописей. Ее результаты показали полную аутентичность Кодекса Алеппо. Сегодня методика Броера используется для реконструкции недостающих частей Кодекса. Иерусалимская Корона (כתר ירושלים, Keter Yerushalayim ), напечатанная в Иерусалиме в 2000 году, является современной версией Танаха, основанного на Кодексе Алеппо и работе Броера; в нем используется специально разработанный шрифт, основанный на каллиграфии Кодекса, а также соответствующее расположении страниц. [15]

Аутентичность текста

Ленинградский Кодекс, который датируется примерно тем же временем, что и Кодекс Алеппо, был объявлен как итог творчества Бен-Ашера. Однако, в его колофоне написано, что он лишь был сверен с рукописью Бен-Ашера.

Порядок книг Танаха в Кодексе

Когда Кодекс был еще полным (до погрома 1947 года), он следовал за текстовой традицией Тверии в порядке книг, подобно Ленинградскому Кодексу, что также соответствует более поздней традиции сефардских библейских текстов. Тора и Невиим (Пророки) идут в обычном порядке Танаха, но порядок книг Кетувим (Писания) отличается заметно. В Кодексе Алеппо порядок Кетувим таков: Хроники, Псалмы, Иов, Притчи, Рут, Песнь Песней, Екклезиаст, Эйха (Плачь Иеремии), Эстер, Даниэль, Эзра-Нехемия.

На сегодня в Кодексе утерян почти весь текст Торы (сохранились листы начиная со слов Второзакония 28:17 ומשארתך, "и квашня твоя"). После этого книги Невиим появляются в их традиционном порядке (Книга Иеhошуа, Судьи, Самуил, Цари, Исайя, Иеремия, Иезекииль, и двенадцать малых пророков). Однако, Амос (после 5:19), Овадья, Йона, и начало Михи отсутствует. Кетувим следуют порядком, указанным выше, но в настоящее время (из-за утраты) заканчиваются на тексте Песни Песней 3:11 (בנות ציון , "дочери Сиона. "). Екклезиаст, Плачь, Эстер, Даниэль, и Эзра-Нехемия отсутствуют.

Современные издания Танаха основанные на "Кетер Арам Цова"

Несколько полных или частичных выпусков Танаха, основанного на Кетер Арам Цова, были изданы за прошлые три десятилетия в Израиле, некоторые из них под научным руководством израильских университетов. Эти выпуски включают реконструкции недостающих частей Кодекса, основанной на методологии Мордехая Броера или похожих методиках, а также с учетом всех доступных исторических доказательств о содержании Кодекса.

Полные выпуски Танаха: Эти выпуски обычно выходят в одном томе (хотя иногда выпускаются также и в трех томах). Они не включают масоретские примечания Кодекса Алеппо.


Кодекс Алеппо – самый авторитетный рукописный экземпляр Библии, бережно передававшийся из поколения в поколение. Однако в конце 40-х годов прошлого века бесценный манускрипт был утерян, а когда спустя десятилетие его обнаружили вновь, почти половина текста была утрачена. Что же произошло с рукописью на самом деле?

Фильм о судьбе кодекса решил снять израильский режиссер-документалист Ави Дабах, причем такой выбор он сделал не случайно: его прадед был сторожем той самой Большой синагоги в сирийском городе Алеппо, где на протяжении 600 лет хранился манускрипт, пока (в неполном виде) не попал в руки израильских властей.

В 2013 году вышла посвященная истории кодекса книга Матти Фридмана The Aleppo Codex: In Pursuit of one of the World’s Most Coveted, Sacred, and Mysterious Books. Автор приходит к выводу, что утраченные 200 страниц не погибли в пожаре, а были похищены уже в Израиле одним из сотрудников Института Бен-Цви. В 80-х годах рукопись из института была передана в Храм Книги – одно из подразделений Музея Израиля в Иерусалиме.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Матти Фридман Кодекс Алеппо

Кодекс Алеппо: краткое содержание, описание и аннотация

Матти Фридман: другие книги автора

Кто написал Кодекс Алеппо? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Матти Фридман: Безродные шпионы. Тайные стража у колыбели Израиля

Безродные шпионы. Тайные стража у колыбели Израиля

Матти Фридман: Кодекс Алеппо

Кодекс Алеппо

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Владимир Набоков: Что как-то раз в Алеппо.

Что как-то раз в Алеппо.

Георгий Катюк: Израиль, которого не было

Израиль, которого не было

Георгий Катюк: Израиль, которого не было, или Подлинная история еврейского народа

Израиль, которого не было, или Подлинная история еврейского народа

Яков Рабкин: Что такое государство Израиль?

Что такое государство Израиль?

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Кодекс Алеппо — читать онлайн ознакомительный отрывок

Подлинная история о полной одержимости и веры погоне за древней рукописью

© by Matti Friedman, 2012

© Г. Сегаль, перевод, 2016

Моим родителям Имоджен и Рафаэлю-Зееву и моей жене Нааме

До этой минуты я был совершенно уверен, что во всякой книге говорится о своем, либо о божественном, либо о мирском, но – всегда о своем и всегда о том, что находится вне книг. А теперь я увидел, что нередко одни книги говорят о других книгах, а иногда они как будто говорят между собой. В свете этих размышлений библиотека показалась мне еще более устрашающей. В ее недрах долгие годы и века стоял таинственный шепот, тек едва уловимый разговор пергаментов, жизнь, скрытая от глаз, в этом приюте могуществ, неподвластных человеческому разумению, в сокровищнице, где тайны, взлелеянные многими умами, спокойно пережили всех – и тех, кто их открыл, и тех, кто повторял вслед за открывателями.

АШЕР БАГДАДИ, смотритель главной синагоги Алеппо.

БАХИЙЕ БАГДАДИ, дочь смотрителя.

ШАХУД БАГДАДИ, сын смотрителя.

ДАВИД БАРТОВ, начальник канцелярии президента Бен-Цви.

ИЦХАК БЕН-ЦВИ, второй президент Государства Израиль (1952–1963), ученый, основатель Института Бен-Цви.

МЕИР БЕНАЙАУ, помощник Бен-Цви и первый директор института.

ИЦХАК ЧЕХЕБАР, раввин; в 1952 году бежал из Алеппо и возглавлял общину изгнанников в Буэнос-Айресе до своей смерти в 1990 году.

МОШЕ КОЭН, сын Эдмонда Коэна, бежавший из Сирии в 1972 году.

ШЛОМО МУССАЕВ, крупный предприниматель в области ювелирного бизнеса, известный антиквар, коллекционер старинных артефактов и рукописей.

ИЦХАК ПЕССЕЛЬ, израильский агент в Стамбуле, в 50-е годы прошлого столетия отвечал за переправку еврейских иммигрантов из Сирии и Турции в Израиль.

ИСААК СИЛО (псевдоним), житель Александретты (Турция), израильский иммиграционный агент с 40-х годов прошлого века до своей смерти в 70-е годы.

ШЛОМО-ЗАЛМАН ШРАГАЙ, глава Отдела Алии, в пятидесятые годы прошлого века отвечавший за иммиграцию евреев в Израиль.

Летом 2008 года в сумеречном подземном зале Израильского национального музея в Иерусалиме я случайно набрел на одну из самых примечательных книг в мире. До этого дня я даже не слышал о ее существовании. Я стоял у подножия винтовой лестницы погруженного в тишину святилища, где хранились свитки Мертвого моря, и наблюдал за прибывшими в автобусах туристами, которые в трепетном молчании проходили мимо витрин с выставленными в них знаменитыми пергаментами Кумранских рукописей. Но внизу, в галерее, я был один.

The Aleppo Codex. A True Story Of Obsession, Faith, And The Pursuit Of Ancient Book

Матти Фридман - Кодекс Алеппо обложка книги

Аннотация к книге "Кодекс Алеппо"

Подлинная история о полной одержимости и веры погоне за древней рукописью. Перед нами документальная детективная история, описывающая путь "Кодекса Алеппо" - уникальной еврейской Библии десятого века, которой пользовался сам Маймонид, - из тайника в синагоге древнего сирийского города в только что образованное Государство Израиль.
Автор, журналист "Ассошиэйтед пресс" Матти Фридман, собрал множество документов и свидетельств очевидцев, позволивших ему выдвинуть оригинальную версию того, что произошло с этим манускриптом, когда толпа погромщиков выбросила священную книгу из разграбленной и сожженной синагоги Алеппо и она обнаружилась уже в Израиле в далеко не полном виде.
Куда пропали сотни листов священного текста, имеющих огромную ценность, причем не только духовную, но и вполне материальную?
Их уничтожила бесчинствующая толпа арабов? Украли нечистые на руку курьеры и агенты иммиграционной службы Израиля? Какова роль чиновников нового государства в судьбе манускрипта.

Подлинная история о полной одержимости и веры погоне за древней рукописью. Перед нами документальная детективная история, описывающая путь "Кодекса Алеппо" - уникальной еврейской Библии десятого века, которой пользовался сам Маймонид, - из тайника в синагоге древнего сирийского города в только что образованное Государство Израиль.
Автор, журналист "Ассошиэйтед пресс" Матти Фридман, собрал множество документов и свидетельств очевидцев, позволивших ему выдвинуть оригинальную версию того, что произошло с этим манускриптом, когда толпа погромщиков выбросила священную книгу из разграбленной и сожженной синагоги Алеппо и она обнаружилась уже в Израиле в далеко не полном виде.
Куда пропали сотни листов священного текста, имеющих огромную ценность, причем не только духовную, но и вполне материальную?
Их уничтожила бесчинствующая толпа арабов? Украли нечистые на руку курьеры и агенты иммиграционной службы Израиля? Какова роль чиновников нового государства в судьбе манускрипта?
Автор предлагает совершенно неожиданные ответы на эти вопросы.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.


Халеб Кодекс ( иврит כֶּתֶר אֲרָם צוֹבָא Кетер Арам цов ) является старейшей известной версией еврейской Библии в соответствии с Tiberian Masora . Считается, что он был написан между 910 и 930 годами нашей эры.

Именно на основе кодекса Алеппо раввин и принимающий решения Моисей Маймонид (1135–1204) ввел точные правила написания свитков Торы . Эти галахические указы наделяют кодекс Алеппо печатью высшей власти, хотя Маймонид использовал ее только в отношении открытых и закрытых разделов , а не для самого текста.

Кодекс Алеппо написан на 8 февраля 2016 г. в списке объектов всемирного наследия .

Резюме

Написание и редактирование кодекса

Согласно указаниям, оставленным на последних страницах кодекса, его согласные должны были быть скопированы писцом по имени שלמה בן-בויאעא Шломо бен Буяа в районе Тверии около 920 года . Затем текст был проверен, озвучен и снабжен масоретскими примечаниями Аарона бен Моше бен Ашера . Он был последним и наиболее выдающимся потомком семьи Бен Ашер, выдающихся писцов и масоретов на протяжении пяти поколений, создав наиболее точную версию масоры , а значит, еврейской Библии.

Ленинградский кодекс , датированный тот же период, как считает, вышел из Бен Ашера скриптория . Однако, согласно его собственному колофону , он был исправлен только из рукописей, написанных Беном Ашером, и нет никаких доказательств того, что Бен Ашер держал его перед собой.

Содержание кодекса

Кодекс действовал до 1947 года , но к тому времени антиеврейские беспорядки в Алеппо , Сирия, значительно его повредили.

В свете исследований кодекса Алеппо (в основном , описания его Умберто Кассуто до его исчезновения) возможно воспроизвести его структуру. Похоже, что в кодексе Алеппо было 491 страница, из которых 295 сохранились, а 196 утеряны. Утраченные части Кодекса Алеппо:

Как и Ленинградский кодекс , кодекс Алеппо следует порядку книг в соответствии с традицией Тверии, которая отличается от других еврейских Библий в разделе кетувим, где порядок следующий: Хроники , Псалмы , Иов , Притчи , Руфь , Песнь о. Песни , Экклезиаст , Плач , Есфирь , Даниил , Ездра-Неемия .

История кодекса

Согласно странице Кодекса с указанием его авторов и владельцев, книга была посвящена к середине XI - го века , община караимского Иерусалима караимского Исраэля бен Симха из Басры ( Ирак сегодня). Неизвестно, оставался ли он ранее в семье Бен Ашера или он уже был продан караимам до его посвящения ими общине Иерусалима. Эту вторую гипотезу особенно поддерживают сами караимы, поскольку она позволяет им поддерживать возможность того, что знаменитый масорет Аарон бен Моше бен Ашер сам был караимом.

После разрушения караимского центра Иерусалима во время Первого крестового похода книга попадает в Египет при неизвестных обстоятельствах, возможно, после уплаты выкупа крестоносцам (рукопись этого типа уже имела огромную ценность). Именно здесь он используется Маймонидом (последний описывает в своей Мишне Тора книгу из 24 свитков, пересмотренную Аароном бен Моше бен Ашером и пришедшую из земли Израиля; такое описание полностью соответствует кодексу) .

В Египте Codex выиграл бы Алеппо ( Сирия сегодня), возможно , к концу XIV - го века , где он оставался до XX - го века .

Община Алеппо хранила этот драгоценный документ так бережно в течение шести веков, что иностранцы не могли с ним ознакомиться: поэтому им пришлось отказаться от создания полной фотографической версии. Только после 1947 года было обнаружено, что есть частичные фотографии, датированные 1887 годом (Бытие 26.37–27.30), а затем 1910 годом (Второзаконие 4.38–6.3).

В 2 декабря 1947 г. Во время антиеврейских беспорядков, последовавших за решением ООН о создании еврейского государства на территории Палестины , кодекс, хранившийся в большой синагоге Алеппо (ин), был брошен на землю и разбросан. Несмотря на то, что часто говорят, никаких следов пожара обнаружено не было, но некоторые страницы исчезли, вероятно, захваченные бунтовщиками или членами общины. Возможно, они сгорели, но в остальной части кодекса нет следов огня.

Кодекс был затем скрыт в течение десяти лет еврейской общиной Сирии , пока не достиг Израиля в 1958 году. Из недостающих частей страница была возвращена в Декабрь 1982 г. еврейской семьей из Алеппо, эмигрировавшей в Бруклин , США. Кодекс теперь выставлен в Книжном святилище Музея Израиля под копией Свитка Исайи .

Список всемирного наследия

Читайте также: