Классный час экология и энергосбережения 1 класс начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час в 1 классе по теме:

"Энергосбережение. Учимся беречь электроэнергию."

Цели и задачи классного часа:

способствовать воспитанию экологического сознания у детей;

способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;

стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Дома Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры,дома

Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?

Мы живем в благоустроенных квартирах, домах с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

Учитель прикрепляет картинки на доску.

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это. (электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Главным источником энергии на земле является Солнце. Оно дает нам неограниченное количество энергии. Солнце излучает огромные потоки света и тепла, приводя в движение ветер и воду, дает жизнь людям, животным, растениям. Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд. Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд.кВт/ч солнечной энергии, что соответствует мощности 150 миллионов крупных электростанций.

- А кто знает, что такое электростанции? (Это крупные предприятия, которые вырабатывают электроэнергию)

Электростанции, которые вырабатывают для нас электричество, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ. Это невозобновляемые источники энергии. Нужны миллионы лет, чтобы солнечная энергия помогла восполнить израсходованные человеком запасы Земли. Электрический ток вырабатывается специальными машинами-генераторами. Генератор вращается при помощи турбины, для ее работы используется вода, пар или атомная энергия.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;

согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;

не говоря уже об освещении квартир;

о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;

даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Мы уже знаем , что Солнце дает нашей Земле энергию, тепло. Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти. Но представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало для энергостанций, которые приносят в наши дома тепло и свет. Известно, что запасы угля и нефти не бесконечны.

- Как вы думаете, ребята, можем ли мы с вами сэкономить полезные ископаемые, которые так нужны для работы электростанций, которые дают нам электроэнергию, так нужную нам? Как мы это можем сделать? ( Ответы детей)

- Да! Если каждый из нас будет экономить электричество в своих домах, не будет включать без необходимости электроприборы, то мы поможем сэкономить богатства нашей Земли (полезные ископаемые)

-Для этого необходимо научиться использовать энергию эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде.

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Давайте представим, что мы осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Будем “SOS” кричать!

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.

Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Электроша: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

А главное - не забывайте выключать воду!

Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

1 Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

2 Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот

2 Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

На доске картинка с изображением холодильника.

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

3 Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением электрической плиты.

Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени.
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.

На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.

4 Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением термоса.

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

Электроша: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

5 Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще вещи необходимые в доме.

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением утюга.

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

4 Что же это за окно?

В нём мультфильмы и кино,

Зоопарк и карнавал…

Выбирай любой канал. ( Телевизор)

5 Это чудо-аппарат

Любит пыли аромат.

И не сказка это, быль-

Любит мусор он и пыль.

Мне ответьте на вопрос

Что же это?… ( Пылесос)

6 Эта прачка-автомат

Нам стирает всё подряд. ( Стиральная машина)

Главное правило при пользовании электроприборов: будьте осторожны с розетками, там живёт энергия

Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.

1 - Ясь в своей квартире

Свет везде включает.

А что светит солнце,

Он не замечает

2 - Папа на диване

Задремал немножко,

Вместо него смотрит

Телевизор кошка.

3- Горит ли свет напрасно

Мама проверяет.

Все электроприборы

Из розетки на ночь выключает.

4- Уходя из комнаты, бабуля

Свет не выключает.

А внучок Ванюшка за ней наблюдает,

И бабушке своей он напоминает.

ИТОГ Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

Цель: воспитание у обучающихся культуры бережного отношения к энергопользованию в целом, и к энергоресурсам в частности.

  1. Ознакомить обучающихся с методами, способами бережного использования энергии и её экономии.
  2. Формировать экологическое сознание у обучающихся.
  3. Создать мотивацию к экономичному расходу ресурсов и энергии.
  4. Вовлекать обучающихся в полезную деятельность по сбережению энергии.

I. Организационный момент.

- Ребята! Сегодня у вас вовсе необычное занятие. Мы совершим недолгое путешествие в квартиру. У нас даже есть схема путешествия.

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Мы живем в комфортных благоустроенных квартирах, всю бытовую работу выполняют приборы. С помощью чего мы можем:

  • посмотреть мультфильм (телевизор);
  • сварить суп (электроплита);
  • вскипятить воду (электрочайник);
  • испечь пирожки (микроволновая печь, электроплита);
  • взбить крем на торт(миксер);
  • заморозить клубнику, малину, смородину и другие ягоды (холодильник);
  • сделать укладку (электроплойка, фен) и т.д.

- Благодаря чему эти приборы совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (электричество)

III. Работа над новым материалом.

  1. Рассказ учителя об электроэнергии и её получении.

- Электричество дает нам большую пользу. А именно - оно несет в себе энергию. Как вы думаете, что такое энергия? (Ответы детей.)

Энергия – это сила, способная выполнять какую-нибудь работу. Энергия заставляет машины двигаться, заставляет работать приборы. Электроэнергия играет огромную роль в производстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы в приборах, облегчающих труд человека. В современном мире мы не мыслим себе жизни без электроэнергии. Она наш уникальный помощник.

Откуда же она берется? (ответы детей)

В мире существует множество способов добычи электроэнергии. К традиционным относятся гидроэлектростанции и атомные электростанции. Кстати, в Воронежской области совсем недалеко от нас стоит одна из таких - Нововоронежская АЭС. (слайд 4) Эта электростанция – одно их самых старых предприятий атомной энергетики Российской Федерации. Она выдает около 85% необходимой энергии для Воронежской области, снабжает около 20 крупных предприятий. С 2007 года на этой электростанции ведется строительство двух энергоблоков нового поколения.

Но стоит отметить, что аварии на таких станциях могут привести к катастрофе. Что и произошло на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Существуют современные методы добычи электроэнергии, как например, ветряные электростанции (ВЭС) – это один из самых экологически чистых способов получения электроэнергии. Это экологичное средство для энергосбережения. Ветер относится к возобновляемым источникам энергии. Это выгодно отличает его от традиционных энергетических ресурсов: угля, нефти, газа. Ветряные электростанции строят в тех местах, где высокая средняя скорость ветра, например, в прибрежных районах. Также их располагают на достаточной высоте, потому что чем выше, темы больше скорость ветра. (слайд 5)

Также в последнее время внедряются солнечные электростанции и используются солнечные батареи для обеспечения энергией отдельных зданий и сооружений. Также эти станции активно используются в такой отрасли, как космонавтика. Солнечная электростанция (СЭС) - инженерное сооружение, преобразующее солнечный свет в электрическую энергию. В России такие станции пока не столь популярны, как в Китае, Европе, США, Индии. Но в настоящее время использованию солнечного света в Российской Федерации уделяется пристальное внимание. Такие станции строят в Крыму и Сибири. (слайд 6)

А чтобы мы и дальше жили с удобствами, необходимо экономить энергию. Сегодня мы с вами сможем отыскать самые простые способы, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей.)

Энергосбережение - это экономное отношение к энергетическим ресурсам, а также эффективное использование возобновляемых и наносящих минимальный вред природе источников энергии. Именно так относясь к энергоресурсам, люди не только экономят свой бюджет, но и заботятся о будущих поколениях планеты Земля.

Как же научиться бережному отношению к энергии?

1) Лампа
Что это за прибор.
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка) (слайд 7)

Ребята, как вы думаете, почему мы не используем лампочку днем? (Ответы детей.)

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

- Что в наших силах сделать, чтобы лампочка не горела зря? (Ответы детей.)

Светодиодные лампы гораздо эффективнее обычных ламп накаливания. Они потребляют электроэнергии в 8 раз меньше, при этом дают большую яркость освещения и срок службы такой лампы превышает 10 лет. Применение таких ламп в доме может существенно сэкономить семейный бюджет. Представьте, сколько возможно сэкономить электроэнергии и денежных средств, если заменить традиционные светильники на улицах городов, областей и даже всей страны на светодиодные? (слайд 8)

- Мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей, требующих нашего внимания.
Вот полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник) (слайд 9)

Для чего мы используем холодильник? (Ответы детей.)

- Как мы с вами можем создать более благоприятные условия для работы холодильника? (Ответы детей.)

Удачным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При температуре в комнате около20 градусов холодильник расходует на 7% меньше энергии. Так что не советую ставить холодильник около батареи или других отопительных приборов. Также может затруднить работу холодильника и большое количества снега в морозильнике.

Поэтому предложите взрослым его лишний раз оттаять. От этого его работа будет гораздо экономичней. Хотя современные холодильники обладают очень полезной функцией No frost. Эти холодильники не накапливают снега и поэтому их не нужно размораживать.

- Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник) (слайд 10)

Кто любит пить чай? Вижу, чайником вы пользовались не раз. (Ответы детей.) Тогда для чего мы приобретаем термос? В походе понятно: чтобы всегда иметь горячую воду под рукой, потому что не всегда удается развести огонь.

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную. (слайд 11)

- Посчитайте, сколько раз в день кипятите воду?

А сколько стаканов из кипяченной воды вы используете? (Ответы детей.)

Наверняка, стакана 3 – 4, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Таким способом мы можем экономить наше время на кипячение воды, а заодно и энергию.

- Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще два прибора, необходимые в доме.

Кто помогает дома маме гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей.)

Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье трудно поддается глажению, а значит, и больше расход энергии.

- Эта вещь девочкам знакома точно. (слайд 13)

Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.

- Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным методом? (Ответы детей.)

Горячий воздух, выходящий из фена, плохо плохо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы естественным способом? Так вы сохраните здоровье своих волос, а также пару киловатт электроэнергии.

- Сейчас – зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире.

Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!

Так бывает, что зимой мы жалуемся на холод в наших квартирах. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло?

(Ответы детей.) Какими способами мы можем сохранить тепло в наших кваритирах? (Ответы детей.) Заклеить в доме все щели в окнах, утеплить двери, закрывать форточки.

IV. Закрепление нового материала.

Я сейчас зачитаю ситуации, а вы, не выкрикивая, а поднимая руку, объясните, правильно ли поступили их герои.

V. Подведение итогов.

- Давайте подведем итоги, какие меры мы должны предпринимать, чтобы сэкономить электроэнергию?

Старинные предметы - Современные аналоги

Печь - Микроволновая печь

Учитель просит обучающихся найти и показать парные картинки.

После игры учитель задает вопросы для обсуждения:

  1. Легче ли человеку в быту, используя современные приборы?
  2. Как вы думаете, использовав все энергоресурсы, придется ли нам вернутся к старинным приборам?
  3. Усложнит или облегчит это жизнь человеку.
  4. Рефлексия.

- Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного. Надеюсь, что вы теперь будете всегда помнить о том, как экономично воспользоваться бытовыми приборами, чтобы сберечь энергоресурсы (слайд No14)

- Закончить наше занятие я хотела бы закончить словами Бернарда Шоу “Мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на Земле, как люди.”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час расчитан для учащихся 1-2 классов. Проведен в игровой форме.

Классный час в начальной школе. Конспект

Тема: Хозяином быть непросто. (Энергосбережение)

Цели и задачи классного часа:

способствовать воспитанию экологического сознания у детей;

способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;

стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход занятия

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим об энергосбережении.
- Что же такое энергосбережение? (ответы детей)
Энергосбережение – это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, но и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля.

-Но сначала давайте узнаем , что такое свет, его роль в жизни человека.

Мы совершим небольшое путешествие по домам где вы живете. Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?

Ведущий: - Встречайте гостя – гном Эконом!
Гном: - Вы узнали меня? (Ответы детей.) Я не просто гном. Я — Гном Эконом.
У меня вода и газ
Просто так не льются.
Свет, тепло, вода и газ
Дорого даются.
Чтобы все богаче стали,
Нужно нам учиться,
Проявив терпение,
Энергосбережению.
Слушайте внимательно загадки:
1. - Прозрачное, как стекло,
А не вставишь в окно. (Вода)
- Провела я солнце
Сквозь свое оконце,
К потолку подвесила,
Стало в доме весело. (Электролампочка)
- Я несу в себе водицу
Всем водица пригодится.
Можно мыться без хлопот
Если есть. (водопровод).
- По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу,
Где меня, ребята, нет
Не зажжётся в доме свет. (Электричество)
- От работы вас избавлю,
Ни пылинки не оставлю. (Пылесос)
- К далёким сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое Величество —
Это. (электричество).

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства, машины, технику делать полезную работу с помощью электроэнергии.

.в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют электроэнергию;

согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется электричество;

не говоря уже об освещении квартир; (электростанции)

о работе разнообразных электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;

даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом электричестве. (трамваи,…)

А нужно ли беречь электроэнергию? Почему?

Учитель: электричеством нужно пользоваться экономно. Вот послушайте историю, которая произошла со мной. Однажды зимой, когда уже стемнело, в районе, где я живу, в конце рабочего дня прекратилась подача электроэнергии. Между этажами в полной темноте повисли лифты с людьми. В квартирах нельзя было приготовить ужин, так как в нашем районе электрические плиты. Остановилась работа всех предприятий, учреждений, учебных заведений. Улицы и магазины погрузились во мрак. Все ждали, когда появится электричество. Подачу электричества возобновили в течении часа, но и этого короткого времени было достаточно, чтобы понять, какое огромное значение в нашей жизни имеет электричество. Мне было в то время 10 лет, я сама очень испугалась. Мама нашла свечку, зажгла ее и сказала: -Много, много лет тому назад, один ученый изобрел свет, первую лампочку, в то время и дали распоряжение провести электричество по всей нашей стране.

Нужно беречь электроэнергию, чтобы много лет было светло на нашей планете.

А давайте представим, что дом остался без электричества. Что произойдет? Что мы будем делать? (Ответы детей)

(не будут работать печи, холодильники т.е все электрические приборы, будет темно, тихо, скучно)

Но практически из любой проблемы можно найти выход.

И сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь электричество. Ведь хороший хозяин – это человек, который бережно, экономно пользуется электричеством, водой.

Как же стать настоящим хозяином в доме? Как научиться бережливому использованию электричества, воды?

В этом нам поможет всезнающий человечек Знайка и его друг Электроша и конечно вы, ребята.

Знайка:: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода электричества.

Мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот

Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

На доске картинка с изображением холодильника.

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место.. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Если размораживать холодильник чаще, то он будет экономичней употреблять энергию.

Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением электрической плиты.

Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени.
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.

ЗНАЙКА. На одной кухонной печи можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

- А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением термоса.

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

Электроша: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Знайка Продолжим путешествие, заходим в гостиную.

Кто помогает родителям гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением утюга.

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

ЗНАЙКА Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же за одно,

Нам показывает кино. (телевизор)

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были. (пылесос)

Электроша: телевизоры и дивиди плееры, потребляют энергию, даже если они выключены с помощью дистанционного управления. Для полного отключения по ночам, используют кнопку выключения, чтобы сберечь энергию и снизить опасность пожара.

Для эффективной работы пылесоса имеет большое значение своевременная замена или отчистка пылесборника.

Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение одного класса составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. А вы знаете, что 1 кВт/ч электроэнергии достаточно для того, чтобы испечь 38 кг хлеба или сшить 2 пары обуви, или произвести 14 кг сыра.

Для меня большое горе видеть в школьном коридоре,

Как лампочки горят средь бела дня.

Ребята, пожалейте вы меня!

Энергию мою вы берегите и лампочки скорее отключите.

Гасите лампочки и в школьном коридоре,

В подъезде, в кухне, в комнате своей,

Ведь одна лампочка позволит сэкономить

В течении года 800 рублей.

ЗНАЙКА Все верно, чем больше будет израсходовано электроэнергии, тем больше средств из бюджета нашего дома потратиться. Вот поэтому, чтобы стать настоящим хозяином нужно расходовать электроэнергию экономно. И в настоящее время изобрели лампочки, которые сами берегут энергию, они называются энергосберегающими.

Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

Выключайте свет в том случае, если Вы в нем не нуждаетесь

Отключайте на ночь электроприборы

Включайте технику только тогда, когда это нужно

Почаще размораживайте холодильник

Установите энергосберегающие лампы

Выступление бригады бережливых

Послушайте, ребята, наш рассказ.

Он пригодится каждому из вас,

Чтобы достойно в этом мире жить, надо очень бережливым быть.

В доме уютном мы с вами живем,

Порой забываем и не бережем

Ни воду, что в кране, ни свет, ни тепло,

Не думая о том, откуда все пришло.

Видя расточительность такую,

Нас просят капелька и лампочка, и печка,

В надежде на ответственность людскую,

Замолвить и о них словечко.

Я – капелька воды, бегущей с океана,

С утра до вечера я капаю из крана.

Не берегут меня хозяева мои,

И струйкой льюсь я напролет все дни.

Я, лампочка, пришла в ваш дружный класс,

Чтоб попросить всех очень вас

Энергию мою беречь

И попусту меня не жечь.

Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по дому. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Побывали в гостиной. И на этом я вам предлагаю закончить наше путешествие.

Что вы поняли сегодня на уроке? Мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок, Вы теперь знаете и сможете ответить на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помогает донести детям ценность электроэнергии, Необходимость беречь ее.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ростовской области

(ГБОУ РО Новошахтинская школа-интернат)

Подготовил (а): классный руководитель Самарская Е.С.

2020-2021 учебный год

Цель: формирование и закрепление устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни.

развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами;

закрепить знания об электроприборах;

воспитать гордость за приносимую пользу;

способствовать воспитанию экологического сознания у обучающихся;

привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

воспитывать бережное отношение к природе;

расширять словарный запас обучающихся;

Вместе не скучно,

Вместе не тесно,

Вместе всегда и везде интересно.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Это будет урок - путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. Мы с вами почти все живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, где всю тяжелую работу делают машины. Отгадайте загадки и скажите, что это за машины?

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
Ответ: Холодильник

В комнате ванной коробка стоит,
Глазом прозрачным и круглым глядит.
В глаз заглянуть интересно, когда
В этой коробке клокочет вода.

Ответ: стиральная машина

Мигнет, моргнет,
В пузырек нырнет,
В пузырек под потолок,
Ночью в комнате денек!
Ответ: Электрическая лампочка

А как одним словом можно назвать все эти машины? (ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ). Скажите, что необходимо для работы этих приборов? (ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть,

Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

У вас дома светло? А что освещает ваши квартиры? (электрические лампочки) . У вас дома тепло? А благодаря чему тепло в квартире? (согревают дома теплоэлектроцентали). Есть горячая вода? (это насосы качают воду и она поступает вам в квартиры).

Как электричество доходит до электроприборов?(ответы детей)

Что помогает вырабатывать электроэнергию?

Ребята, созданы различные электростанции, предприятия по выработке электрической энергии. Они вырабатывают для нас электричество, используя полезные ископаемые: природный газ, уголь, нефть. Это невозобновимые источники энергии. Нужны миллионы лет, чтобы солнечная энергия помогла восполнить израсходованные человеком запасы Земли. Электрический ток вырабатывается специальными машинами-генераторами. Генератор вращается при помощи турбины, для ее работы используется вода, пар или атомная энергия.)

Судьба нашей планеты зависит от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь электроэнергию.И одно из таких решений - это научиться бережно использовать эл. энергию и стать хозяином в доме.

Тратьте энергию дома с умом,

Чтобы её экономить притом.

Компьютер, планшет, ноутбук, телефон –

Проверьте, быть может он зря подключён.

В избытке энергию тратит прибор.

Небрежным соседям дадим мы отпор!

Холодные стены и пол ледяной –

В квартире тепло не удержат такой.

Наш дом обязательно должен хранить

Уют и тепло, чтобы весело жить.

Сияют плафоны, кругом чистота –

Энергия дом не покинет тогда.

Обогреватель и климат-контроль

Тоже играют заметную роль.

Главное – грамотно тратить тепло,

Чтобы энергию это спасло.

Чтобы запомнить правила, давайте их еще раз повторим.

А теперь поиграем?

Разгадай ребусы Ответы: Электричество, счётчик, вентилятор

Учитель: ребята, с какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

Что нового вы узнали?

Понравился ли вам урок?

А закончить наше путешествие хочется словами: Кто не умеет беречь малого, не сохранит и большого, и на доске из карточек герои выкладывают пословицу:

Бережливость – главный источник богатства.

Перед включением электроприбора в розетку убедись в его исправности.

Выключай свет, если ты в нем не нуждаешься.

Отключай от сети электроприборы на ночь.

Много приборов в одну розетку не включай – это может привести к пожару.

Включай технику только тогда, когда она тебе нужна.

Используй стиральную машину при полной загрузке.

Не трогай приборы влажными руками.

Используй энергосберегающие лампы: они потребляют электроэнергии на 70 – 80 % меньше, чем лампы накаливания.

Размораживание продуктов в микроволновой печи требует большого количества энергии.

Следите, чтобы свет горел только в тех помещениях, где вы находитесь.

Не оставляйте дверцу холодильника открытой, не допускайте образования в нем "снеговых шуб", для чего периодически размораживайте холодильник.

Будьте аккуратными, бережно относитесь к своей одежде. Очень много электроэнергии уходит на стирку и глажение

Читайте также: