Классификация западных социологических школ

Обновлено: 05.07.2024

Современная западная социология – чрезвычайно сложное и противоречивое явление, представленное множеством школ и направлений. Они отличаются друг от друга теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой. Существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее интересных и плодотворных вариантов классификации современных направлений в социологии предложен шведским ученым П. Монсоном. Положив в основание классификации вопрос о Взаимосвязи личности и общества, Монсон выделил четыре основных подхода.

·Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из Примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении общественных закономерностей, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно следующая: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет начало во взглядах О. Конта и Г. Спенсера, затем продолжена в социологической концепции Э. Дюркгейма. Из современных течений к ней можно отнести Школу структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и Теорию конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф) .

·Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону Личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем М. Вебера, а из современных направлений к ней относят Символический интеракционизм (Г. Блумер) , Феноменологию (А. Шюц, Т. Лукман) и Этнометодологию (Г. Гарфинкель) .

·Третий подход нацелен на изучение самого Механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы срединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этого подхода считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций – Теория обмена (Дж. Хоманс) .

·Четвертый подход – Марксистский. По типу объяснения социальных явлений он близок первому подходу. Принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (неомарксизм Г. Маркузе) , тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Современная западная социология – чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориен­тации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социо­логических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологиче­скую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Наконец, четвертый подход – марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вме­шательство социологии в преобразование и изменение окру­жающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Гост

ГОСТ

Классификация социологических школ и направлений

На современном этапе развития социологии сформировалось множество школ и направлений, которые в качестве предмета своего изучения рассматривают общественные и социальные процессы. В связи с этим создано несколько их классификаций.

На данный момент теории в социологии делятся по следующим признакам:

  1. По уровню обобщения теории подразделяются на теории среднего уровня, макросоциологические и микросоциологические.
  2. По объектам, которые подвергаются исследованиям, теории делятся на социоцентристские и человекоцентристские.
  3. По характеру развития социума в обществе теории делятся на конфликтологические и эволюционистские.

Концепции макросоциологии и микросоциологии

В макросоциологию входят теории, которые занимаются описанием крупных закономерностей в процессе развития общества. Также объектами исследования в данных теориях выступают процесс взаимодействия центральных элементов общественной системы и особенности межгрупповых отношений.

Микросоциология занимается изучением влияния межличностных отношений, существующих в малых группах, особенностей коллективного поведения на возникновение и развитие различных социальных явлений.

Основными понятиями макросоциологии являются: общество, власть, норма, революция. В микросоциологии основные понятия это - группа, лидерство, стереотип, девиация.

Таким образом, наглядно прослеживается резкое отличие в данных теориях и раздвоение цели, к которой стремятся данные теории в процессе развития современной социологии. Два этих направления долгое время развивались независимо друг от друга и только во второй половине 20 века возникли попытки их объединения, в результате которых возникли теории среднего уровня, описывающие процесс развития отдельных процессов и явлений в социальной сфере методом теоретического обобщения накопленных точных фактов.

Социоцентрические и человекоцентрические концепции социологии

Уже из названия данных теорий становится понятен предмет их изучения и главная движущая сила развития социального общества. Согласно социоцентристским концепциям, доминантой в процессе взаимодействия человека и общества, является общество, которое добивается полного растворения интересов и стремлений личности человека в общественных идеях и целях.

Готовые работы на аналогичную тему

Человекоцентристские теории, напротив главный акцент своего внимания смещают на ценности, имеющиеся у каждого отдельного человека, его духовный мир, его стремление к гармоничному и всестороннему развитию.

Конфликтологические и эволюционистские концепции

На современном этапе развития социологии существуют две непримиримые концепции: конфликтология и эволюционизм. Основным отличием данных концепций является определение основы построения общества, его источника развития.

Конфликтология утверждает, что основой для развития общества является конфликт. Именно возникновение непримиримых противоречий между различными общественными группами и является источником развития социального общества.

Эволюционисты в свою очередь утверждают, что основой для развития любого общества является единство всех составляющих общество социальных групп.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что для процесса развития социологии в 20 веке характерно возникновение множества школ и течений, каждое их которых интересно, уникально и должно быть изучено подробнейшим образом.

Школа структурного функционализма

Еще одна школа современной социологии, которая заслуживает пристального изучения – это школа структурного функционализма.

Основоположником данной школы является Парсонс, который сформулировал основные принципы строения общества как структурированной системы. Он утверждал, что все социальные системы обладают четырьмя основными функциями. Рассмотрим их:

  • Первая функция – адаптации, заключающаяся в приспособлении существующей социальной системы к изменениям внешней и внутренней ситуации в процессе развития общества
  • Вторая функция – целедостижение, которая выражается в стремлении системы к определению и достижению поставленных целей, преодолению сложностей, возникающих в данном процессе;
  • Третья функция - интеграции, выражающаяся в постоянном стремлении системы к объединению всех своих частей и функций,
  • Четвертая функция - удержание образца. Ее основной задачей является постоянное развитие и обновление имеющейся системы общества, формирование мотивации каждого из его членов, изменение стереотипов и имеющихся у субъектов культурных и моральных принципов.

Школа неоэволюционизма

Представителями данной школы являются Парсонс и Шилз, которые в своих теориях пытаются совместить идеи системности развития общества с идеями развития общества путем прогресса. Согласно их идеям общество это непрерывно развивающаяся система, в которой постоянно обновляются все входящие в нее общественные институты, адаптирующиеся к внешней среде и обеспечивающие тем самым выживаемость общества. Согласно идеям школы неоэволюционизма все социальные явления, происходящие в обществе, должны рассматриваться через призму их последствий.

Современные общества, делают вывод сторонники неоэволюционизма, достигли не только высокой степени экономической, но и культурной продуктивности, то есть стали способными осуществлять высокоэффективный контроль над собой и над окружением. Таким образом, содержание общественного развития по пути социальной эволюции, социального прогресса сводимо к усложнению системы и к росту ее адаптивных способностей.

Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направле-

ний предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Второй подход, напротив, смещает центр своего внима­ния в сторону личности, утверждая, что без изучения внут­реннего мира человека, его побудительных мотивов и смыс­лов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социо­лога М. Вебера. Среди современных теорий, соответству­ющих данному подходу, можно назвать: символический ин-теракционизм(Г. Блюмер), феноменологию(А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодвлогию(Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Наконец, четвертый подход — марксистский.По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подхо­дом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вме­шательство социологии в преобразование и изменение окру­жающего мира, тогда как три первые традиции рассматри­вают роль социологии>скорее как рекомендательную.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

История развития западной социологии необходимый и естественный процесс социологии в целом. Как оценить вклад ученого и как это связать с прошлым, и как вообще прошлые социологические знания можно сопоставить с современными условиями? Все это можно подробно разобрать, начиная с истории развития современной западной социологии[26].

История развития современной западной социологии

С 1920 года начинается самый мощный этап развития современной западной социологии, потому что именно в это время общество вступает в эпоху индустриализма, а центр мировой социологической мысли перемещается из Западной Европы в США, но общество не теряет интерес, к теоретическому и методологическому достижению и по сей день. Так же есть и другие факторы, влияющие на так называемый рывок в истории развития современной западной социологии. Один из них – это завершение Первой мировой войны, который поставил задачу переосмысления социальных процессов. А второй фактор, влияющий на развитие - демократические и социологические революции в Европе. Все это вело к очень масштабным переменам. Социология стала выступать в качестве системы знаний и как определенный способ мышления для изучения людей, общества и социума в целом. Отсюда вытекают различные этапы развития современной западной социологии, и они мы поговорим более подробно[1,с.10-13].

Первый период развития современной западной социологии начинается 1920 года и по 1930 года. Он характеризуется наступлением теоретического исследования и его доминирования в социологической теории и практики. Общество понимается, как система, возвышенная над индивидом. В это время во Франции это было связано с работами представителями школы Э. Дюркгейма, а в Германии с появлением Франкфуртской школы. Нельзя не отметить что именно в этот период произошло зарождение трех парадигм: феминологии (А.Шюц ), символического интеракционизма (Дж.Г. Мид),структурного функционализма (Т.Парсонс).

Второй период протекает на протяжении 1940-1960-е гг., он непосредственно был связан с окончание Второй мировой войны. Главным центром в западной социологии по-прежнему остается США, так как вся Европа отходила от последствий Второй мировой войны. Этот период старался обратить свое внимание на личность человека, ученые считали что, не познав личность, нельзя понять мотивов его поведения. Наибольший вклад в это время, внесли такие ученые: Т. Парсонс, Р. Мертон и т.д. Так же стали активно проводиться эмпирические исследования на предприятиях , которые затрагивали все социальные отношения работников.

Третий период охватывает полтора десятилетия: 1970-е – первая половина 1980-х гг. Этот период сосредоточен на взаимодействии общества и индивида. Для него свойственно стремление к существенному обновлению теоретического арсенала в рамках ряда появившихся концептуальных направлений-пост-индустриализма, модернизации, структурализма, постмодернизма и д.р. Проявляют себя новое поколение социологов: Э. Гидденс, П. Бурдье, Р. Будон, и т.д. Социология выходит на всемирный масштаб. Появляются Международные социологические конгрессы.

Четвертый период это - вторая половина 1980-х -2010-е гг., его ещё называют марксистским, потому что он предполагает вмешательство марксистских традиций. Он предполагает вывести социологию на новый уровень теоретического осмысления процессов в реальной жизни и в социологии в целом. Так же он характерен переход к пост неклассическому развитию в социологии. Появляются теории: структурации Э. Гидденса, пост - модернизма З. Баумана, социального поля, капитала, социальных изменений, глобализации. Развитие на международном уровне не стояло на месте и продолжало успешно работать, собираясь, раз в четыре года на всемирные конгрессы.[1.с,15-18].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что история развития современной западной социологии очень разнообразна и сложна. Во-первых, потому что она попала влияния Первой мировой войны и Второй мировой войны. Во-вторых, появляются новые теории и методологии, которыми мы пользуемся и в настоящее время.

Школы современной западной социологии

Несмотря на появления множеств новых школ во время развития современной истории западной социологии, стоит выделить самые основные из них и разобрать их концепцию и представителей. Одна из них - Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Представителем данной школы является Т. Парсонс(1902-1979)- американский социолог-теоретик, один из создателей современной теоритической социологии. Он внес один из основных вкладов в развитие современной западной социологии – это создание современного языка социологии. Был избран президентом Американской социологической ассоциацией в 1949 году.

Одна из основных проблем поднятой в данной теории - это понятие и сущность социальной системы, её структурных компонентов, функций и структуры. Социолог считает, что для этого были определенные предпосылки. Такие как: движение клинической психологии, результаты, полученные социальной антропологией и работы немецкого социолога М. Вебера. Общество, по мнению Т. Парсонса бывают таких видов: промежуточные, связанные с появлением письма, социального расслоения, выделение культуры в отдельную отрасль человеческой деятельности, примитивные, в которых дифференциация носит незначительный характер, современные, характерны отличием которым является отделение правовой системы от религиозной. Их развитие носит в себе эволюционный характер.[21.c, 55].

В центре исследования структурного функционализма лежат индивиды и их действия. Из этого исходит следующий вывод о том, что общество нормативно регулируется, и действия протекают в рамках системы ценностей. Поэтому чтобы существовать любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям: адаптация, интеграция, целедостижение и удержание [23].

Вторая не менее важная проблема – это проблема социального порядка и стабильности социальных систем. Главную роль в этом вопросе играют культура и культурные ценности, но они играют не только основополагающую роль в процессах институционализации, но и сами по себе санкционируют все правовую систему.

Третья проблема представляет собой совокупность эволюций и социальных изменений. Парсонс видит, что ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Процессу эволюционного развития соответствует процесс инновации, а дифференциация общества требует интеграции. Свои взгляды на все эти проблемы Т. Парсонс считал как исходные и нуждающиеся в развитие.

Ещё одной ни мало значимой школой является - Франкфуртская школа. Принято считать, что она зародилась с 1931 года, но сама по себе школа появилась в 1923году. В 1931 году институт возглавлял Макс Хо́ркхаймер(1895-1973)- немецкий философ и социолог. В развитии критической теории общества пытался соединить почерпнутые у Карла Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелеской диалектики и психоанализа Зигмунда Фрейда[28]. Критическая теория против навязывания индивиду со стороны общества рамок или запретов, которая противоречит его деятельности.

Представители данной школы считали, что буржуазное общество превратилось в тоталитарную систему, в которой ввиду отсутствия пролетариата революционная роль общества переходит к интеллигентам. Вокруг франкфуртской школы появилось оппозиционно настроенные марксистские мыслители, критическо относившиеся к капитализму.

Основная идея этой школы - это смешение философских понятий и концепций. Идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство: 1.У Карла Маркса были взята классовая борьба, 2. У Фрейда идея структуры личности и бессознательное поведение, 3. У Гегеля взята диалектика, 4.У Вебера была взято понятие рациональность, 5. У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления[27].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данные школы могли влиять на сознание людей, менять их политические взгляды. Это не все школы, которые существовали истории современной западной социологии, но, на мой взгляд, они в большей мере внесли вклад. К сожалению, не все школы просуществовали до наших дней.

Читайте также: