Классификация учебных заданий в начальной школе по фгос
Обновлено: 05.07.2024
Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для сильного и для слабого ученика.
В своей работе в основном опираюсь на учебники, но для более способных включаю в урок дополнительный материал, как теоретического, так и практического характера.
Разноуровневые задания можно использовать на разных этапах работы: при изучении нового материала; при учете знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления; дифференцированная домашняя работа.
Основные требования к заданиям:
Если задания 2 уровня. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.
Для распределения заданий по этим 3 уровням я использую конверты разных цветов. Чем светлее цвет конверта, тем задание в нём легче, т. е. 1 уровня. Чем темнее цвет, тем, соответственно, сложнее 2 или 3 уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.
Прежде чем ребёнок возьмёт тот или иной конверт даётся и нструкция:
1. Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание, допустим, в розовом конверте.
2. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание в оранжевом конверте.
3. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание в красном конверте.
Проверка индивидуальной деятельности учеников осуществляется чаще всего на перемене.
Приведу несколько примеров. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут.
1 уровень. Раскрась картинку по буквам
2 уровень. Отгадай ребусы
3 уровень. Расшифруй слова
1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.
2 уровень. Продолжи алфавит: л, . … . ц
3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.
и, а, с, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е
Русский язык
1 уровень. Вставь пропущенные буквы:
1. Тетради — тетра . ь, тетра . ка, походы — похо. . , березовый — бере . ка, колхозы — колхо . , верблюды — верблю . , шалаши — шала . , грибочек — гри . .
2 уровень. Выбери проверочные слова.
1. Проходит, выходка — прохо . , площадочка, площади— площа . ка, бобы, бобик — бо . , лягушата, лягушечный —лягу . ка, возик, привозит — во . , насосы, насосный — насо . .
3 уровень. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное
1. Шу . ка — шубы, ве . ка — . . , ря . — . . , ла . ки — . . . , зага . ка — . . . , ша . ка — . . . , варе . ки - . . .
Русский язык
1 уровень. Разбери предложение: по членам предложения (опираясь на памятку), памятка прилагается.
2 уровень. Найди предложение, относящееся к схеме.
(Дается 2-3 предложения)
3 уровень. Составьте самостоятельно предложение к заданной схеме.
Окружающий мир
Выдели объекты природы: дерево, стакан, тетрадь, цветок.
2 уровень:
Продолжи ряд явлений природы: снегопад, радуга, .
3 уровень:
Что ты знаешь о радуге?
1 уровень: Подчеркни диких животных: лиса, кулан, корова, баран, олень
2 уровень: Продолжи ряд: баран, верблюд, .
3 уровень: Отгадай загадку: Хозяин лесной просыпается весной,
а зимой по вьюжный вой спит в избушке снеговой.
Расскажи, что ты знаешь об этом животном?
1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3
Раздели их на группы.
2 уровень. Даны цифры 5, 9, 0, 2. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.
3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67, 77, 17
1 уровень. Выполни действия.
1:1 7:1 0*9 10*1 0:1 17*0 10:1 1*1
Раздели выражения на группы.
2 уровень. Какое число надо написать, чтобы равенства стали верными?
Ψ*1 λ:1 Λ*1 λ:λ 0*Ω Σ*0 0:Λ 1*λ
1. Подчеркните только имена существительные.
Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.
2. Определи род имени существительного.
Берег, яблоня, море, еж, яблоко, дверь, сон.
3. Вставь пропущенное существительное.
Вчера мы ходили в ________. Вечером ребята играли на ________.
4. Подчеркни имена собственные.
Река Волга, город Нальчик, мальчик Гена, гора Эльбрус.
1. Образуй существительные и определи род.
храбрый мудрый бедный
2. Подбери к данным существительным антонимы.
радость плач добро друг
3. Подбери к данным существительным подходящие по смыслу существительные.
кусок конец килограмм обложка
4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные.
Буренка, на, паслась, корова, лугу.
Петров, живет, Миша, деревне, у, в.
1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.
Правда ночь шум доброта
2. Подбери к данным словам синонимы.
врач неправда булка
3. Укажи род и число нарицательных существительных.
Россия – огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России реки, моря, горы, озера. В горах – металл, руда, уголь, газ.
Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Они ощущают себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках
Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и чаще всего пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней, но с каждым годом обучения растёт количество учащихся выбирающих 3 уровень.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.
Требования к современному уроку по ФГОС
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
- Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Типы уроков по ФГОС
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
- Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
- Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
- Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
- Обобщение выявленных затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
- Включение в систему знаний и умений.
- Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
- Самоопределение.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- Постановка учебной задачи, целей урока.
- Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- Реализация выбранного проекта.
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
- Фиксирование локальных затруднений.
- Создание плана по решению проблемы.
- Реализация на практике выбранного плана.
- Обобщение видов затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
- Решение задач творческого уровня.
- Рефлексия деятельности.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Тип урока по ФГОС
Виды уроков
Урок открытия нового знания
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
Урок общеметодологической направленности
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
Урок развивающего контроля
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе
Типы уроков по ФГОС в начальной школе
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Формирование новых понятий, расширение знания за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Лекция, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, инсценировка, путешествие, экспедиция, уроки смешанного типа.
1) Этап мотивации, самоопределение к учебной Д
2) Этап актуализации и фиксирования инд. затруднения в пробном действии
3) Этап выявления места и причины затруднения
4)Этап построения проекта выхода из затруднения
5)Этап реализации построенного проекта
6)Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7)Этап сам. работы с самопроверкой по эталону
8)Этап включение в систему знаний и повторения
9)Этап рефлексии учебной Д
Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Урок отработки умений и рефлексии
Закрепление и коррекция усвоенных знаний, понятий, способов действия.
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра и т. д.
1) Этап мотивации, самоопределение к учебной Д
2) Этап актуализации и фиксирования инд. затруднения в пробном действии
3) Этап локализации инд. затруднений
4)Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
5)Этап реализации построенного проекта
6)Этап обобщения затруднений во внешней речи
7)Этап сам. работы с самопроверкой по эталону
8)Этап включения в систему знаний и повторения
9)Этап рефлексии учебной Д
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в Д, выявление их причин, построение и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.
Урок общеметодологической направленности
Систематизация знаний, развитие умения обобщать, строить теоретические предположения, связывать новые знания с полученными ранее.
Конференция, конкурс, экскурсия, консультация, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-игра и т. д.
2) Этап актуализации и фиксирования инд. затруднения в пробном действии
3)Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
4)Этап включения изученного в систему знаний
5)Этап рефлексии учебной Д
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Урок развивающего контроля
Проверка и самопроверка знаний, умений и навыков.
Письменные работы, тестирование, устные опросы, творческий отчет, защита проектов, рефератов, конкурсы и викторины.
В данной методической разработке представлены примеры учебных заданий по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению (УМК "Школа России"), нацеленные на формирование универсальных учебных действий. В каждом задании подробно описывается мотивационная часть, критерии оценки достижения планируемых результатов, оценочные листы для обучающихся.
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
Разработала: Гальчина Людмила Александровна,
учитель начальных классов
Овладение умением проектировать учебный процесс, направленный на достижение каждым школьником планируемых результатов, требует от учителя высокого профессионального мастерства:
2) освоить на практическом уровне алгоритм проектирования учебного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов;
3) освоить и использовать методику конструирования и оценки учебных заданий для выявления и восполнения пробелов и дефицитов в системе обучающих, диагностических и проверочных учебных заданий в области формирования метапредметных и личностных результатов.
Учитывая широкий спектр решаемых в ходе обучения задач, необходимо иметь в арсенале самые разнообразные задания:
по форме предъявления и выполнения: устные, письменные, практические (лабораторные опыты и наблюдения, конструкторские, художественное творчество и т.д.), с использованием ИКТ;
по содержанию: предметные, межпредметные и метапредметные (листы самооценки, листы продвижения);
по форме организации: для индивидуальной, парной или групповой работы;
по характеру деятельности: репродуктивные и продуктивные, в том числе — направленные на разрешение проблем, а также задания для проектной и исследовательской деятельности.
В структуре планируемых результатов выделяются три блока целей:
цели-ориентиры;
выпускник научится;
выпускник получит возможность научиться.
Необходимость достижения качественно новых результатов образования, определяемых Стандартом, означает, что и образовательный процесс должен претерпеть определенные изменения.
Готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, к поиску смыслов учебной деятельности, к самоорганизации и саморегуляции, умение размышлять, вести самоконтроль и самооценку и другие необходимые учебные действия
не будут сформированы, если основная учебная деятельность учащихся будет сведена к восприятию информации, сообщаемой учителем, и ее последующему запоминанию в ходе выполнения репродуктивных заданий.
Такая переориентация не только отвечает потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе вариативного образования.
Показателями достижения основных образовательных результатов служат:
• готовность и способность школьников к смыслообразованию (прежде всего, — в познавательной сфере), к самоопределению, к приобретению и освоению системы ценностно-смысловых установок, т.е. овладение системой личностных учебных действий;
• готовность и способность школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и к самостоятельной познавательной деятельности,
т.е. овладение системой метапредметных учебных действий как основой овладения ключевыми компетентностями, умением учиться;
• готовность и способность школьников к освоению системы
основополагающих элементов научного знания, так и приобретения
опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний, т.е. овладение системой предметных учебных действий.
Иначе говоря, важнейшим показателем достижения основных
образовательных результатов служит готовность и способность учащихся к решению разнообразных учебно-познавательных и
учебно-практических задач. Каким должно быть учебное задание, чтобы оно стимулировало учащихся приобретать и развивать способности в соответствии с требованиями нового Стандарта и позволяло им это делать?
При составлении заданий учитывались компоненты:
1) характеристика задания, в которой указываются нацеленность задания на формирование и оценку определенного планируемого результата, уровень сложности задания (например, базовый или повышенный);
2) мотивационная часть задания (обычно задается посредством описания учебной ситуации);
3) содержание задания, в котором обычно выделяют информационную часть (условие), командную часть (вопрос) и ответную часть (инструкцию по выполнению и записи ответа);
4) образец ответа или примерное описание ответа;
5) критерии оценки достижения планируемого результата;
6) время выполнения задания;
7) организационная часть задания, содержащая методический комментарий и/или рекомендации по организации выполнения задания.
Учебное задание 1.
Русский язык.
Планируемый результат: распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу, апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Читайте также: