Классификация бесед в доу

Обновлено: 05.07.2024

диалога. В бе седе педаг ог объединяе т дете й вокруг общи х интересо в.

• - беседы п ознавательн ого характе ра (о детском с аде, о род ном городе),

• - моральн о - этические ( о нормах и правилах п оведения л юдей в обще -

Классифик ация бес ед исходя из дидакт ических за дач:

• - вводная бес еда. Це ль: выявить опыт и создать интерес к предс тоящей

• - беседа соп ровождается приобрете нием нового опыта.

Цель: стимул. и на правл. вниман ие детей на нако пление опыт а. Задач а

воспитателя обеспечи ть полное восп риятие. Сопрово ж деятел ьность

• - обобща ющая бесед а (заключи тельная ). Цель: систе матизи ровать,

уточнить и р асширить опыт дете й, полученный в процессе их деятельности.

Тематика бес ед опр еделяется конкретн ыми зада чами восп итательн ой работ ы

с детьми, их возрас тными ос обеннос тями, запас ом знани й.

Беседа не дол жна дл и тьс я долго, так как рассчитан а на боль шое

Во время бесед ы пед агог должен задавать во прос все й группе, а затем

вызывать одн о го р ебенк а для отве та. Нель зя спрашив ать дете й в том

Нельзя сп рашивать одних и тех же дете й, наиболее бойких. Нужно

стараться в ызыват ь большее к оличеств о детей хотя б ы для кратк ого

Дети во в ремя бесед ы должн ы отвечать по одному, а не х ором, но есл и

педагог ст авит такой вопрос, на к оторый у м ногих дош кольник ов есть

один и тот же прос той отве т, то мож но позвол ить отве тить х ором;

Не следуе т прерыв ать отвеча ющего реб енка, есл и в этом не т прямо й

Нельзя т ребовать о т детей п олных отв етов, так как это ч а с то

приводит к и ск ажению язык а. Беседа д олжна вес тись ес тественно и

Часто воп рос, задаваем ый педаг огом, во збуждает у ребенка свою цепь

ассоциаци й и его мы сль начин ает протека ть по нов ому русл у. Педагог

должен быть к этому готов и не д авать д етям удаля ться от те мы

I. Нач ало беседы (вводная). Сообщаем цель, обосн овываем ее ва жность. Цель:

привлечь внимание д етей к теме беседы, желание участвов ать в ней, оживи ть

В основно й части бе седы в ходе анализ а явлени й раскрыв ается ее со держание.

- вопросы, ак тивиз ирующие их м ышление и речевую дея тельно сть,

- объяснения, подтвержд ает де тские ответ ы, обобщ ает их, внос ит доб ав -

Из представленных выше разными авторами классификаций беседы, можно сделать следующий вывод: при всём многообразии видов бесед, все они будут неоценимым помощником воспитателю в развитии связной речи у детей дошкольного возраста, так как несут в себе одну главную цель - развитие речи.

ВложениеРазмер
Классификация бесед 26.01 КБ

Предварительный просмотр:

При рассмотрении беседы как метода развития связной речи невозможно не затронуть виды классификаций бесед, которые в свое время были созданы такими специалистами как, Е.А.Флерина и Е.И. Радина и М.М. Конина. Прежде чем приступить к их рассмотрению давайте вспомним, что существует большое количество бесед, отличающихся друг от друга по разным критериям:

  • по цели;
  • по содержанию;
  • по объему;
  • по тематике;
  • по заинтересованности;
  • по соотношению новых знаний и т.д.

Итак, опираясь на данные критерии, можно увидеть, что Е.А.Флерина в своей классификации делит беседы на три вида, которые представлены в таблице 2.

Классификация беседы по Е.А. Флериной.

Цель беседы – выявить у детей имеющийся у них опыт, и тем самым создать интерес к предстоящему виду деятельности.

подготавливает дошкольников к получению новых знаний, позволяет им сравнивать новые знания с уже имеющимися.

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта

Цель беседы – накопление нового жизненного опыта в ходе получения новых знаний.

Даёт дошкольникам новые знания об окружающем мире.

Цель беседы – систематизация полученных новых знаний и их сравнение с уже имеющимися.

Происходит непосредственное развитие диалогической речи детей.

Самое главное, чтобы некоторые вопросы так и остались без ответа, тем самым заинтересованность детей увеличивается и подготавливает их к главной теме или к какому-либо виду деятельности.

Заключительная беседа - является завершающим этапом при прохождении темы. Здесь воспитатель помогает дошкольникам систематизировать знания, полученные ранее в процессе практической деятельности, тем самым дети закрепляют опыт и сравнивают его с уже имеющимся. Данный вид беседы применяется педагогом на занятиях в конце прохождения темы.

М.М. Конина дополняет классификацию Е.А. Фрелиной еще двумя видами бесед, но которые делятся не по дидактическим задачам, а по использованию наглядного материал при проведении беседы и по содержанию:

1. Беседы с использованием наглядного дидактического материала, это может быть и иллюстрации, и предметные картинки, и книги.

2. Беседы, зависящие от содержания:

Познавательные беседы чаще всего носят ознакомительный характер (например, познакомить детей с дикими или домашними животными, с профессиями и т.д.). Этические же беседы дают представления дошкольникам о правилах и нормах поведения в социуме (например, как правильно вести себя за столом или что можно и что нельзя делать на дороге и т.д.)

Другой представитель мира учёных Е.И. Радина классифицирует беседы совершенно по другому критерию, а именно по вопросам:

Из представленных выше разными авторами классификаций беседы, можно сделать следующий вывод: при всём многообразии видов бесед, все они будут неоценимым помощником воспитателю в развитии связной речи у детей дошкольного возраста, так как несут в себе одну главную цель - развитие речи.

Беседа как метод обучения диалогической речи

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи.

В беседе взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, а вместе с мышлением развивается и речь.

Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной.

В беседе, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений: быт и труд людей, события общественной жизни, деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья).

Содержание бесед должно, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно и психологически близко дошкольнику.

Примерная тематика бесед.

- Темы, отражающие явления общественной жизни;

- Беседы, отражающие труд самих детей;

- Беседы об использовании техники в домашнем труде;

- Беседы на бытовые темы;

- Беседы о природе;

- Беседы на морально-этические темы.

Классификация бесед по Е. А. Флериной.

1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Классификация бесед по М. М. Кониной.

4. Беседы познавательного характера (о школе, о родном городе).

5. Этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

Характеристика и особенности проведения бесед.

Вводная - беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут.

Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе.

Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта.

Основной является заключительная (обобщающая) беседа.

Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий.

Е. И. Радина выделила структурные компоненты беседы:

- вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;

- анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;

- элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным. Начать беседу можно по разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета.

В основной части беседы раскрывается ее содержание.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе.

Основным приемом в методике проведения беседы являются вопросы.

Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой.

Е. И. Радиной дана классификация вопросов:

1. Вопросы, требующие простой

констатации – называния или описания

знакомых ребенку явлений, предметов,

фактов; (кто? что? где? когда? какой).

Это репродуктивные вопросы.

2. Другая группа вопросов – поисковые –

направлена на раскрытие доступных ребенку

связей между предметами и явлениями

(почему? отчего? зачем).

В зависимости от полноты и степени раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы.

Основные вопросы – это стержень беседы. Важнейшее требование к ним – логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и поисковыми, и репродуктивными.

Вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ.

При проведении беседы задач педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов.

Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности.

Использованная литература:


Спасибо за внимание!

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания (этапы работы над проектом) Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод,.

Интерактивная игра как активный метод обучения Интерактивная игра для детей – активный метод обучения, который основывается на применении опыта, полученного в ходе специально организованного.

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи.

Беседа будет педагогический ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсуждаемым явлениям.В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринуждённой обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остаётся неразрешённым.

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель её - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения.

Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок). Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и так далее.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Её содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и так далее.

Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретныхпредставлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы. При этом обобщение и систематизация знаний в зависимости от возрастных возможностей детей, от запаса имеющихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей, так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой.

Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.

Гост

ГОСТ

Беседа как метод развития диалоговой речи

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-то; организованный и подготовленный диалог по заранее выбранной теме.

Беседу рассматривают в дошкольной педагогике в качестве метода ознакомления с окружающим миром и вместе с тем в качестве метода развития связной речи. Радина Е.И. в своих исследованиях подробно раскрывала значение беседы в умственном и нравственном воспитании детей. В одних беседах могут систематизироваться и уточняться представления, которые ребенок получил в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдения и деятельности. Другие беседы помогают ребенку более глубоко и полно воспринять действительность, прояснить то, что им осознается недостаточно. В результате знания детей становятся более четкими и осмысленными.

Ценность беседы заключается в том, что в ходе ее взрослый учит детей логическому мышлению. В беседах дети должны вспоминать информацию, анализировать ее, сравнивать, высказывать суждения и делать выводы и умозаключения. Вместе с мышлением в беседах развивается и речь.

Высказывая свои мысли в беседе, ребенок формулирует их не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитания предполагают более подробное описание увиденного, пережитого, побуждающее выражать оценки, личное отношение к обсуждаемой теме.

Содержание беседы с воспитанниками ДОУ – программный материал, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, то есть бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в садике.

Содержание беседы должно быть педагогически обосновано, решать задачи разностороннего воспитания, доступно и психологически близко для дошкольников. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание детей, активизируют их мышление, если программный материал понятен и близок полученному детьми опыту.

Готовые работы на аналогичную тему

Тематику бесед определяют конкретные задачи воспитательной работы с детьми, их возрастные особенности, запас знаний, которые были приобретены на экскурсиях и во время наблюдений, а также ближайшее окружение. Роль беседы может быть выполнена, если она базируется на других методах ознакомления с окружающей действительностью – экскурсии, прогулки, наблюдения, если дети обладают знаниями и опытом, которые требуют упорядочения.

Классификация видов беседы

Флерина Е.А. разработала классификация видов беседы на основании дидактических задач. Так, ею выделены три типа беседы:

  • вводная, которая организует детей на определенный вид деятельности;
  • сопутствующая детской деятельности и наблюдениям детей;
  • заключительная, призванная уточнить и расширить опыт детей.

Каждый тип беседы своеобразен по целевой установке и методу. Основа этой классификации – взаимодействие детского опыта и выражение его в речи.

Кониной М.М. выделено два вида бесед, которые дополняют классификацию Флериной, основой их выступает материал, в связи с которым проводят беседу.

С позиций содержания условно выделяют познавательные беседы, например, о школе или родном городе и этические беседы – о нормах и правилах поведения людей дома и в обществе.

Основные приемы проведения бесед

Беседу считают одним из наиболее сложных методов речевого развития. Основной прием в методике ее проведения – вопросы. На эффективность беседы влияет умелый подбор и постановка вопросов. Еще Ушинским было отмечено, что правильно сформулированный вопрос является половиной ответа. Вопрос должен нацеливать на вывод, обобщение, классификацию, установление причинно-следственной связи. Методику использования вопросов в беседе разработала Радина Е.И. Она же разработала классификацию вопросов, которую с определенными изменениями, используют и в настоящее время.

На основании того, какая мыслительная задача содержится в вопросе, выделяют две группы вопросов:

  • те, что требуют простой констатации – назвать или описать известные ребенку явление, предмет, факт. Это так называемые репродуктивные вопросы;
  • поисковые вопросы – предполагают раскрытие доступных для понимания ребенка связей предметов и явлений. Такие вопросы предполагают реализацию некоторого количества логических операций, активизацию мыслительной деятельности, наличие умения сопоставлять, сравнивать и оценивать, а также обобщать и делать выводы.

На основании полноты и степени самостоятельности раскрытия темы выделяют основные и вспомогательные вопросы.

  • Основные вопросы являются стержнем беседы. Важнейшим требованием к ним является наличие логической связи друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть как репродуктивными, так и поисковыми.
  • Подсказывающие вопросы уже содержат ответ внутри себя. Их применение оправдано по отношению к неуверенным в себе, а также недостаточно развитым детям. Такие вопросы тормозят развитие детей, а также подталкивают к самостоятельным высказываниям.

Кроме вопросов в беседах используют указания, объяснения, рассказы, обобщения, ответы самого педагога. Указания играют большую воспитательно-образовательную роль. Они помогают установлению четкой внешней организации ведения беседы. Указания делаются педагогом, чтобы активизировать мыслительную и речевую деятельность с использованием наглядного материала.

Чтобы совершенствовать диалогическую речь и развивать ее связность необходимо побуждать детей к развернутым целенаправленным высказываниям. Эту роль играют поисковые вопросы, активизирующие логическое мышление, побуждая сопоставлять факты, сравнивать и ставить детей перед необходимостью ответить не одним предложением, развернутым высказыванием, развивая и обосновывая собственную мысль. Из-за этого необходимо предусмотреть наиболее оптимальное соотношение репродуктивных и поисковых вопросов, усиливая роль последних в зависимости от темы и содержания беседы, объема и сложности знаний, которые необходимо обобщить.

Читайте также: