Кир булычев река хронос краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Молодой человек, Андрей Берестов, заканчивает в 1916 году гимназию. Его отчим открывает ему страшную тайну: оказывается, он один из сообщества путешественников во времени. Он завещает это знание и аппаратную часть (машина времени) пасынку. Берестов взаимно влюбляется в Лидочку, учится в университете. В 1916 году он был обвинён в страшном преступлении. Единственным способом избежать кары стал побег на пару лет в будущее. Берестов и Лидочка бегут в 1917 год. Они — сквозные главные герои цикла.

Колчак решает захватить Проливы, а для этого счёл нужным освободить членов дома Романовых, содержащихся большевиками в Дюльбере, чтобы попутно задушить революцию.© Hoaxer

Андрей и Лидочка в потоке времени перескакивают на два года вперёд — в весну 1917 года. Здесь Андрея среди прочих приключений, неизбежных для периода революционных перемен, ожидает неожиданное, но очень увлекательное путешествие с археологической экспедицией в турецкий город Трапезунд, временно оккупированный русскими войсками.© Александръ

роман, 2005 год; (не закончен)

Советский учёный Митя Шавло, возвратившийся из-за границы, где учился у Энрико Ферми, понял, как сделать атомную бомбу. Он приезжает на отдых в подмосковный санаторий, где собралась забавная компания, в том числе и Лидочка. Разворачивается детективная интрига. Кое-кто не хочет, чтобы коммунисты получили атомное оружие.© Hoaxer

Написан в 1991г. Первоначально публиковалась только первая часть романа (1992). Полный вариант (1994г. и далее) публиковался без существенных изменений.

повесть, 1998 год;

Однажды в московской квартире, где проживала Лидия, раздался звонок, и на пороге появилась старушка. Оказалось, что она ищет своб младшую сестру, которая когда то здесь проживала вместе с мужем Спесивцевым. Поиски пропавшей женщины приведут Лидию в различные места страны, но окончится всё на небольшой даче в Подмосковье. © Kons

Ильич так не хотел помирать, что в день смерти поднатужился и, сбросив оболочку, явил родственникам выращенного во чреве младенца, коим сам и являлся. Младенец дожил тихой мышью до 90-х годов, после чего начал бедокурить. © Hoaxer

Первоначально публиковалась первая глава в сокращении (1993).

Продолжение истории Андрея и Лиды Берестовых, которые родились еще в конце XIX века и волею случая стали наследниками отчима Андрея, который оставил им приборы, позволяющие перемещаться вперед по времени. Сейчас действие разворачивается в начале 1990-х годов. Путешественникам во времени необходимо найти шкатулку с документами, утерянную после войны, но их пути пересекаются с преступной группировкой. Поневоле Лидочка становится сыщиком и ей предстоит распутать многие тайны совершенно незнакомых ей людей. © SHONN

Кир Булычев, известный своей фантастической и исторической прозой, выступает на этот раз автором занимательного детективного романа. В подмосковном дачном поселке убит писатель Сергей Спольников. Неожиданные открытия делают вместе с читателями сотрудникимилиции и друзья убитого, разгадывая тайну этого необычного преступления. © От издателя

Новый роман замечательного русского писателя Кира Булычева, продолжающий серию психологически-интеллектуальных детективов писателя о сыщике поневоле Лидии Берестовой. На этот раз Лидочке предстоит полная таинственных загадок и убийственных страстей поездка в Англию. Но жизнь в старинном доме, где ей предложат остановиться, не будет спокойной. Лидочка снова впутается в загадочную историю с убийством и, чтобы выйти к ее финалу, сыщику поневоле придется пройти через смертельный лабиринт человеческих страстей. Рекомендуется всем ценителям интеллигентного детектива.

Вся информация и документы, расположенные на этом сайте предназначены только для ознакомления и удовлетворения любопытства уважаемых посетителей, авторы не несут ответственности за возможные последствия использования их в целях, запрещенных действующим международным и украинским законодательством. Вы обязуетесь не применять полученные здесь документы и информацию в целях, запрещённых действующим международным и украинским законодательством.

Содержание цикла:

Штурм Дюльбера (Река Хронос. 1917) [= Штурм Ай-Тодора; Штурм Дюльбера (1917); Река Хронос. Штурм Дюльбера (1917)] (1992)

Возвращение из Трапезунда (Река Хронос. 1917) [= Возвращение из Трапезунда (1917 г.)] (1992) , написано в 1991

Заповедник для академиков [= Заповедник для академиков (Река Хронос. 1934-1939)] (1994) , написано в 1991

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

mputnik, 9 января 2021 г.

Короче, уважаемый потенциальный читатель — скорее НЕТ, чем ДА. У меня самого хватило духу лишь на первую пятерку романов. Увы. Не мое. Остаётся лишь непреходящее удивление тем фактом, что это — Булычев

Podebrad, 10 октября 2017 г.

Слабые стороны цикла видны уже в первых книгах. Автор любит героев, любит возиться с ними, но так и не решил, что же с ними делать. Он запускает новые сюжетные линии и откладывает их до лучших времён. Только в первых книгах — сама идея путешествий во времени, портсигары, прошлое Сергея и происхождение Андрея, пан Теодор, история с убийством, история с раскопками и многое другое. Всё это так и зависло, не получив продолжения.

Герои интересны в первой трилогии, когда их адаптация к обстоятельствам происходит зримо и убедительно. Потом они просто оказываются в новых условиях и чувствуют себя там, как обычно. В результате второстепенные персонажи оказываются интереснее главных.

И всё-таки, почему главная книга Булычёва стала далеко не лучшей? Вероятно, дело в эпохе. Многие помнят, каково это было в девяностые — заработать на жизнь своим трудом. Вот Булычёв и занимался тем, за что платили, а не тем, чем хотел. Сред его книг, написанных в семидесятые-восьмидесятые, процентов 80 вошло в золотой фонд нашей фантастики, а среди книг девяностых 80% вряд ли кто-нибудь станет перечитывать. А над главной книгой приходилось работать урывками. Жаль.

Странник2015, 18 февраля 2016 г.

Второе, что хотел бы отметить, — это эротическая тема. Она далеко не главная, но важная для автора. Хотя любовных эпизодов немного, прописаны они колоритно, глубоко и деликатно. Автор и здесь делает успешную попытку шагнуть за барьеры советского менталитета.

Романы понравились, они многое дали и в понимании современных событий на постсоветском пространстве.

Peter VY, 14 марта 2014 г.

Начало цикла бесподобно!

А потом что то случилось (именно случилось) куда то все не так пошло.

То что было дальше не воспринимаю как продолжение. Не родное.

По первоначальному замыслу и исполнению первых частей цикл мог стать один из величайших РОМАНОВ 20-го века.

Не мне судить (что там было у автора в жизни).

Всем советую прочитать первые три части. Гениально.

И честно предупреждаю.

Прочитав их и зная что дальше не будет продолжения ТАКОГО уровня , хочется завыть.

Ramzes, 12 марта 2015 г.

Прочитал трилогию Река Хронос и Покушение, остальное я так понимаю к циклу относится слабо.

Цикл больше исторический, чем фантастический, атмосфера эпохи прорисована потрясающе, затягивает в свою мрачную безысходность. Слог на отличном уровне.

Вообще показалось что сюжет здесь крайне вторичен, на фоне нарисованной могучей реки Хронос — потока исторических событий — как будто след от моторной лодки, который растворится в ней через минуту.

Что не понравилось:

- Для развития сюжета герои периодически совершают идиотские поступки, в основном этим отличается Андрей Берестов.

- Несколько брошенных сюжетных линий, которые кажется были заведены на всякий случай, вдруг пригодится, но нормального развития им придумать не получилось, например:

- Кто настоящий отец Андрея? В первой книге неоднократно намекалось на какую то загадку, выданный в итоге ответ крайне неубедителен и какими-либо подробностями нас не балует.

- Что за документы отчима сладкая парочка таскает с собой всё это время? Что в них, чем они так важны, для кого они вообще? В четвертой книге об этом уже особо не упоминается, таскают и таскают, значит так надо.

- Что с трапезундскими ценностями? Сказали же Андрею зайти в Москве на главпочтамт, в четвертой книге он об этом благополучно забыл.

- Лидочкины родители, которые переехали. Вроде как они есть, и по которым она скучает, но никаких попыток связаться не предпринимает.

- Ну и конечно создатели табакерок, эти кукловоды, дёргающие за нитки. Кто такие, что им надо? Судя по той скудной информации, которая была выдана, сам Булычёв ещё не понял, кто они такие.

Любителям истории и неторопливых сюжетов цикл должен понравится, любителям динамичной фантастики видимо не очень.

Лично я потраченного времени совсем не пожалел.

vladimir66, 28 мая 2012 г.

Книга Жизни в творчестве Кира Булычева.

Безумно жаль,что эти яркие блестящие ручейки уже никогда не соединяться в прекрасную,полноводную Реку Хронос!

МультЪ, 7 ноября 2010 г.

dmsl, 8 февраля 2011 г.

Начало было превосходным. Первые 3 части: Наследник, Штурм и Возвращение. Всё живо, есть атмосфера, дух того времени, реализм. Написано по-взрослому, почти незаметно, что это Булычёв.

Был расстроен и разочарован, что автор не смог протянуть эпопею до наших дней в том же ключе. Все последующие романы цикла искусственны, притянуты к Реке за уши, точнее, попросту переделаны из отдельных независимых произведений путём внедрения в них персонажей цикла. Результат — НЕ ТО. Читать невозможно!

У самого издание 1992 года, большой том стилизованный под старую дореволюционную книгу. С иллюстрациями Киры Сошинской — супруги Булычёва. Редкий пример адекватного оформления книги. Чаще же оформляют у нас книги отвратительно, не хочется в руки брать.

Yazewa, 26 ноября 2010 г.

SamAdness, 25 августа 2008 г.

Наверное, этот беспрецедентный цикл — величайшее творение Игоря Всеволодовича. Такой концентрации великолепного языка, понимания исторических процессов, глубины мысли, мудрости и гуманизма я не встречал нигде.

Как жаль, что сам Игорь Всеволодович так и не увидел полного издания своего замечательного цикла и не успел дописать последнюю повесть:weep:

На мой взгляд, этот труд (над которым писатель работал более 20-ти лет) ставит Игоря Всеволодовича Можейко в ряд величайших фантастов нашей маленькой планеты.

Kapitan, 3 августа 2007 г.

Понравилось, причем весьма. Только с начала долго думал: где же здесь фантастика?, так как аннотацию к книге не читал, но все равно увлекся.

Lans, 12 апреля 2006 г.

Действительно, шедевр альтернативной истории. Подкупает исключительная реалистичность.

ivanna33, 27 ноября 2006 г.

Наследник - Кир Булычев

Штурм Дюльбера - Кир Булычев

Возвращение из Трапезунда - Кир Булычев

Возвращение из Трапезунда

Заповедник для академиков - Кир Булычев

Заповедник для академиков

Переплетение двух хроник нашего века – реальной и фантастической. Переплетение двух захватывающих повествований – о людях выдуманных и невыдуманных, о происшествиях истинных и невероятных. Место действия – Россия. Время событий – 30-е годы, какими они были и какими они могли стать. …

Купидон через сорок лет - Кир Булычев

Купидон через сорок лет

Младенец Фрей - Кир Булычев

Река Хронос. Великая река времени. Она течет сквозь годы, века, эпохи, делает повороты, растекается ручейками, дает излучины. Но – что было бы, если бы она повернула не там, где повернула? Хотя бы совсем чуть-чуть? Возможно, все было бы именно так, как в книге Кира Булычева, проследившего путь рек…

Усни, красавица - Кир Булычев

Роман замечательного русского писателя Кира Булычева входит в серию психологически-интеллектуальных детективов о сыщике поневоле Лидии Берестовой. …

Таких не убивают - Кир Булычев

Таких не убивают

Кир Булычев, известный своей фантастической и исторической прозой, выступает на этот раз автором занимательного детективного романа. В подмосковном дачном поселке убит писатель Сергей Спольников. Неожиданные открытия делают вместе с читателями сотрудникимилиции и друзья убитого, разгадывая тайну эт…

Дом в Лондоне - Кир Булычев

Своеобразный цикл романов Кира Булычёва о истории России. Герои романа Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая получили фантастическую возможность путешествовать по Великой Реке Времени, опережая ход истории. Путешествуя вместе с ними по Реке Хронос мы видим историю нашей страны, в том числе через призму обычных житейских историй. Очень жаль, что цикл так и остался незавершённым.
(В скобках указаны альтернативные названия произведений, под которыми они выходили в разные годы)

Тексты большинства произведений Кира Булычёва вы можете найти на сайте Русская фантастика

Кир Булычёв

Наследник (Река Хронос 1)

Лето 1913 года. Вчерашний гимназист Андрей Берестов приезжает из родного Симферополя в Ялту к отчиму, Сергею Берестову. Сергей Серафимович заменил Андрею отца и теперь намерен помочь пасынку поступить на истфак Московского университета. В Ялте Андрей встречает юную гимназистку Лидочку Иваницкую, знакомую его гимназического друга Коли Беккера. В доме отчима Андрей становится свидетелем странного мероприятия - спиритического сеанса, в котором участвуют и члены августейшей фамилии. Проводит сеанс Берестов-старший, причём в качестве спирита, пана Теодора, выступает его давний знакомый - Фёдор. Отвечая на недоумение Андрея, Сергей Серафимович, поясняет ему, что и он, и Фёдор - особые люди и скоро таким же особым предстоит стать Андрею, наследнику Сергея. Отчим предрекает России страшную катастрофу и просит Андрея обязательно приехать к нему в следующем, 1914 году, но успеть это сделать до августа. Встречи не суждено состоятся - Сергей Берестов убит и ограблен, а его домоправительница Глаша тяжело ранена. В преступлении обвинили Андрея. Между тем Глаша перед смертью успевает передать Андрею странный портсигар (второй такой же Андрей наследует от отчима). Пан Теодор объясняет Андрею и Лиде, что это трансляторы, позволяющие опережать бег времени.

Штурм Дюльбера (Штурм Ай-Тодора, Река Хронос 2)

(роман, продолжение романа "Наследник")

Андрей и Лида спасаясь от преследования полиции (Андрей обвинён в убийстве отчима) совершают "прыжок" на два года вперёд, в конец 1916 года, надеясь что война закончилась. Но война не только продолжается, в феврале 1917 в стране произошла революция. В потоке времени они разминулись и Лида теряет след Андрея. Следователь Вревский, потеряв Андрея, подозревает в убийстве Берестова-старшего Колю Беккера, а тот, спасаясь от преследования революционных солдат берёт себе имя пропавшего друга Андрея Берестова и оказывается на службе у адмирала Колчака. Коля Беккер погибает при обороне от отрядов Севастопольского Совета императорского дворца Дюльбер, где пребывает вдовствующая императрица. Адмирал Колчак одерживает победу над революционным отрядом и возглавляет эскадру, взявшую штурмом Стамбул. Россия побеждает в Первой мировой войне и в бывшей столице Османской империи венчают на царство царевича Алексея. А Лида находит могилу Андрея, убитого патрулём ещё полгода назад. Пан Теодор объясняет девушке, что она случайно оказалась в альтернативной ветви истории и ей необходимо вернуться, чтобы вновь встретиться с Андреем.

Возвращение из Трапезунда (Река Хронос 3)

(роман, продолжение романа "Штурм Дюльбера")

Андрей, совершив "скачок", оказывается в конце 1916 года и, ожидая Лидочку, скрывается в отряде своего гимназического друга Ахмета Керимова. Живя в отряде, Андрей увлекается раскопками и принимает предложение своего университетского наставника профессора Авдеева, принять участие в раскопках в Трапезунде. Там Андрея принимают за "посла" севастопольских контрабандистов и он узнаёт о существовании в Севастополе своего полного тёзки - лейтенанта Андрея Берестова (Андрей и не подозревает, что это ни кто иной, как его друг Коля Беккер), который и должен прибыть в Трапезунд для переговоров с местными гангстерами. Возвращение назад и встреча с Лидой омрачена катастрофой: подорвавшись на мине в районе Батуми, гибнет пароход "Измаил", на котором плывёт Андрей. Андрей и Лида решают уехать в Москву. А в стране между тем происходит Великая Октябрьская социалистическая революция.

Покушение (Река Хронос 4)

Лида и Андрей прибывают в замерзающем вагоне в Москву и снимают комнату у баронессы Врангель. Вместе с ними поселяются и их попутчики: еврейская девушка Дора Ройтман, эсерка-террористка, известная в своих кругах, как Фанни Каплан и старик Давид Бронштейн, арендатор из Украины, перебравшийся в Москву поближе к сыну, видному большевику Лейбе Бронштейну, известному в истории как Лев Троцкий. Между тем в Москву пребывает и "Андрей Берестов-2" (Коля Беккер), благодаря своей покровительнице, видной большевичке Нине Островской, становится чекистом, заместителем начальника отдела борьбы с иностранным шпионажем Якова Блюмкина под новым псевдонимом Николай Андреев. Дзержинский берёт отчаянного чекиста Андреева на заметку. В квартире баронессы тем временем появился ещё один жилец, некто Григорий Мельник-Миллер, проводящий опыты по уменьшению живых существ. Пан Теодор подозревает, что "благодаря" Мельнику возможен катастрофический хроноклазм.

К сожалению, Кир Булычёв не успел дописать роман, и повествование обрывается на полуслове.

Заповедник для академиков (Река Хронос 5)

Роман состоит из двух частей: как было и как могло быть.

Часть 1. Как было
Действие разворачивается в ноябре 1932г. Лида Иваницкая, работающая в Институте лугов и пастбищ (ныне это Институт кормов, расположенный на станции Луговая Савёловской ЖД), получает "горящую" путёвку в подмосковный санаторий АН "Узкое", где знакомится с молодым и гениальным физиком Матвеем Шавло. Самолюбивому и самовлюблённому Шавло пришла в голову блестящая идея. Находясь на стажировке в Италии у знаменитого Энрико Ферми, он придумал, как воспользовавшись реакцией атомного распада, сделать супероружие. В общем, проще говоря, додумался как создать атомную бомбу. И теперь решил создать себе надёжное будущее, облагодетельствовав Родину своим открытием. А для этого Матвей решил, что надо создать собственный институт и сделать это под эгидой всемогущего НКВД. Для этого в узкое прибыл комиссар ОГПУ Ян Алмазов. Но планам Шавло не суждено сбыться: подавальщица санаторской столовой Полина узнаёт в Матвее молодого охранника поезда Троцкого, изнасиловавшего её в далёком 1919 году, когда Полина была ещё четырнадцатилетней девочкой. Для Матвея - это встреча равносильна смертному приговору. Да и учитель Шавло, старый академик Александровский вознамерился любой ценой остановить зарвавшегося ученика. Лида оказалась в самом центре детективной интриги.
Андрей Берестов не фигурирует в повествовании, будучи отправленным Теодором в некую археологическую экспедицию.

Часть 2. Как могло быть
Вторая часть повествует об альтернативном варианте истории, где Матвею и Алмазову удалось создать Полярный институт, работающий над проблемой атомного оружия. Работа института увенчалась успехом, и в апреле 1938г. на Полярном Урале СССР испытывает первую в мире атомную бомбу. В испытаниях (в качестве подопытного) принимает участие Андрей Берестов, будучи заключённым Испытлага. Чудом выжив во время ядерного взрыва, Андрей и его спутница, бывшая любовница Альмазова Альбина Лордкипанидзе (тоже "подопытный кролик" Полярного института) оказывается на борту немецкого самолёта-разведчика, ведущего наблюдение за деятельностью Испытлага. В Германии ценных свидетелей испытаний принимает сам фюрер. История изменилась, вторая мировая "отменена", но для истории это тупик.

Роман написан в жанре детектива

Купидон через сорок лет (Купидон)

(рассказ, позже переработан в рассказ "Выстрел Купидона", цикл "Русская мисс Марпл")

Детектив, действие которого разворачивается примерно в 80х гг. Андрей Берестов в повествовании не фигурирует, находясь в экспедиции где-то в Средней Азии. Принадлежит так же к мини-циклу "Лидия Берестова"

На этот раз Лиде Иваницкой вновь пришлось стать детективом, как когда-то в санатории "Узкое". Однажды в её квартиру, где она счастливо проживала с Андреем вот уже семь лет, позвонила старушка. Оказывается здесь в первые послевоенные годы проживала со своим мужем сестра бабы Любы Вера. Но после ссоры произошедшей между сёстрами в далёком 1948г., исчезла. Лида решает помочь старушке разыскать родственницу. Первым делом она разыскивает в Ялте Купидона (так когда-то прозвали мужа Веры), который уехал в Крым сразу после исчезновения жены. И у Лиды возникает подозрение, что благообразный старичок около сорока лет назад совершил страшное преступление.

Младенец Фрей

Действие повести разворачивается в 1992 г. У старого знакомого Лиды, академика Сергея Борисовича Завадского живёт странный старик по прозвищу Фрей. Странен он тем, что чрезвычайно похож (и внешне, и поведением) на Владимира Ильича Ленина. Завадский подтверждает догадку Лиды, рассказав о своём парадоксальном открытии: оказывается человеческое тело, достигнув старости способно (если его обладатель чрезвычайно стремится к жизни) вновь вернуться в молодость, а точнее в младенчество. Но рассказать всё Завадский не успел: "возрождённый" Владимир Ильич, вновь озаботившись идеей мировой революции, решает уничтожить свидетелей своего "возрождения" (выжить удалось лишь Лиде) и исчезает.
Спустя некоторое время Андрей встречает Фрея на борту круизного теплохода, на котором проходит семинар молодых "демократических" писателей (куда приглашён и Берестов). Фрей оказался в компании спонсора и организатора круиза олигарха Бегишева. Оказалось, мировая революция тут не причём. Ильич и Бегишев одержимы идеей найти и вернуть отправленные в Стокгольм в 1918 году сокровища партии. Но на борту теплохода у них оказываются конкуренты. Андрей попадает в самый центр интриги.

Произведения и циклы со значком 16+ не предназначены для детской аудитории!
13+ Детям до 13 лет не рекомендуется
0+ Циклы и произведения для детей.


Произведения в жанре фантастики , фэнтези и сказки (имеющие элементы сказки в сюжете) выделены.

© Дизайн контентного блока: Михаил Клыков; текст статей и аннотаций: Михаил Клыков и Вера Клыкова

Читайте также: