Киотский протокол краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Киотский протокол – это международное соглашение, направленное на сокращение выбросов двуокиси углерода (CO2) и содержания парниковых газов (ПГ) в атмосфере. Существенный постулат Киотского протокола заключался в том, что промышленно развитые страны должны уменьшить количество своих выбросов CO2.

Протокол был принят в Киото, Япония, в 1997 году, когда парниковые газы стали быстро угрожать нашему климату, жизни на Земле и самой планете. Сегодня Киотский протокол живет в других формах, и его вопросы все еще обсуждаются.

Ключевые моменты

  • Киотский протокол – это международное соглашение, призывающее промышленно развитые страны значительно сократить выбросы парниковых газов.
  • Другие соглашения, такие как Дохинская поправка и Парижское климатическое соглашение, также пытались обуздать кризис глобального потепления.
  • Сегодня переговоры, начатые по Киотскому протоколу, продолжаются и чрезвычайно сложны, включая политику, деньги и отсутствие консенсуса.

Объяснение Киотского протокола

Задний план

Киотский протокол обязывает промышленно развитые страны сократить выбросы парниковых газов в то время, когда угроза глобального потепления быстро растет. Протокол был связан с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (РКИК ООН). Он был принят в Киото, Япония, 11 декабря 1997 года и стал международным законом 16 февраля 2005 года.

Страны, ратифицировавшие Киотский протокол, получили максимальные уровни выбросов углерода на определенные периоды и участвовали в торговле углеродными кредитами . Если страна выбрасывает больше, чем установленный лимит, то она будет наказана получением более низкого лимита выбросов в следующий период.

Основные принципы

Развитые промышленно развитые страны в соответствии с Киотским протоколом пообещали сократить свои ежегодныевыбросы углеводородов в среднем на 5,2% к 2012 году. Это число будет составлять около 29% от общих выбросов парниковых газов в мире.Однако цели зависели от конкретной страны.Это означало, что к тому году у каждой страны была своя цель.Члены Европейского союза (ЕС) обязались сократить выбросы на 8%, в то время как США и Канада пообещали сократить свои выбросы на 7% и 6% соответственно к 2012 году.1

Обязанности развитых и развивающихся стран

В Киотском протоколе признается, что развитые страны несут основную ответственность за нынешние высокие уровни выбросов парниковых газов в атмосферу в результате более чем 150-летней промышленной деятельности. Таким образом, протокол наложил более тяжелое бремя на развитые страны, чем на менее развитые страны.

Согласно Киотскому протоколу 37 промышленно развитых стран и ЕС сократили выбросы парниковых газов. Развивающимся странам было предложено подчиниться добровольно, и более 100 развивающихся стран, включая Китай и Индию, были в целом освобождены от Киотского соглашения.

Особая функция для развивающихся стран

Протокол разделил страны на две группы: Приложение I включает развитые страны, а Не Приложение I относится к развивающимся странам. Протокол налагает ограничения на выбросы только для стран Приложения I. Страны, не включенные в Приложение I, участвовали, инвестируя в проекты, направленные на снижение выбросов в их странах.

В рамках этих проектов развивающиеся страны получали углеродные кредиты , которые они могли продавать или продавать развитым странам, позволяя развитым странам повысить уровень максимальных выбросов углерода на этот период. Фактически, эта функция помогла развитым странам продолжить интенсивный выброс парниковых газов.

Участие США

Соединенные Штаты, ратифицировавшие первоначальное Киотское соглашение, вышли из протокола в 2001 году. США считали, что соглашение несправедливо, поскольку оно призывает промышленно развитые страны только ограничить сокращение выбросов, и считали, что это нанесет ущерб США. экономия.2

Киотский протокол закончился в 2012 году, фактически недоделанный

К 2005 году, когда Киотский протокол стал международным законом, глобальные выбросы все еще росли, даже несмотря на то, что он был принят в 1997 году. Во многих странах, в том числе в ЕС, дела шли хорошо. Они планировали выполнить или перевыполнить свои цели по соглашению к 2011 году. Но другие продолжали терпеть неудачу.

Соединенные Штаты и Китай – два крупнейших в мире источника выбросов – произвели достаточно парниковых газов, чтобы смягчить любой прогресс, достигнутый странами, которые достигли своих целей. Фактически, в период с 1990 по 2009 год объем выбросов во всем мире увеличился примерно на 40%.

Дохинская поправка продлила Киотский протокол до 2020 года

В декабре 2012 года, после окончания первого периода действия Протокола, стороны Киотского протокола встретились в Дохе, Катар, чтобы принять поправку к первоначальному Киотскому соглашению. Эта так называемая Дохинская поправка добавила новые цели по сокращению выбросов на второй период обязательств, 2012–2020 годы, для участвующих стран. Дохинская поправка просуществовала недолго. В 2015 году на саммите по устойчивому развитию в Париже все участники РКИК ООН подписали еще один пакт – Парижское климатическое соглашение, которое фактически заменило Киотский протокол.

Парижское соглашение по климату

Парижское соглашение по климату – это знаковый экологический пакт, который был принят почти каждой страной в 2015 году для решения проблемы изменения климата и его негативных последствий. Соглашение включает в себя обязательства всех основных стран, выбрасывающих парниковые газы, сократить загрязнение, вызывающее изменение климата, и со временем усилить эти обязательства.

Основная директива сделки призывает к сокращению глобальных выбросов парниковых газов, чтобы ограничить повышение температуры Земли в этом столетии на 2 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальными уровнями, одновременно предприняв шаги по ограничению роста до 1,5 градусов.Парижское соглашение также предоставляет развитым странам возможность оказывать помощь развивающимся странам в их усилиях по адаптации климатического контроля и создает основу для прозрачного мониторинга и отчетности о климатических целях стран.3

Киотский протокол сегодня?

Сложный тупик

В 2019 году диалог все еще жив, но превратился в сложное болото, включающее политику, деньги, отсутствие лидерства, отсутствие консенсуса и бюрократию. Сегодня, несмотря на бесчисленные планы и некоторые действия, решения проблем выбросов парниковых газов и глобального потепления не реализованы.

Почти все ученые, изучающие атмосферу, теперь считают, что глобальное потепление – это, прежде всего, результат деятельности человека. Таким образом, логически то, что люди вызвали своим поведением, должно быть исправлено путем изменения людьми своего поведения. Многих разочаровывает то, что сплоченные действия по преодолению антропогенного глобального климатического кризиса еще не произошли.

Вспомните интернет

Крайне важно, чтобы мы оставались убежденными в том, что мы действительно можем решить эти вопросы, столь важные для нашего выживания. Мы, люди, уже решили огромные проблемы во многих областях с помощью технических инноваций, которые привели к радикально новым решениям.

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ – международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 в Киото (Япония).

Киотский протокол является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений.

Необходимость борьбы с загрязнениями атмосферы.

В 1980-е внимание мировой общественности привлекла проблема глобального потепления. Высказывались опасения, что загрязнение атмосферы и рост среднегодовых температур может привести к таянию полярных льдов, из-за чего повысится уровень мирового океана и будут затоплены многие густозаселенные прибрежные территории.

Это потепление связывают с результатами человеческой деятельности – с ростом выбросов в атмосферу планеты так называемых парниковых газов, углекислого газа (СО2) и метана. Эти газы поглощают инфракрасные (тепловые) лучи, которые излучает нагретая поверхность планеты, и тем самым препятствуют ее охлаждению, что приводит к увеличению температуры воздуха.

Считается, что возможную глобальную катастрофу можно предотвратить двумя методами снижения выбросов парниковых газов:

2) широкое внедрение энергосберегающих технологий и очистных сооружений.

Естественнонаучное обоснование Киотского протокола часто подвергают критике.

Во-первых, сам факт долгосрочного глобального потепления вызывает сомнения у многих экспертов. Рост среднегодовых температур за последние несколько десятилетий может оказаться случайной флуктуацией, вслед за которой климат вернется к норме или даже произойдет всеобщее похолодание.

Во-вторых, даже если действительно происходит устойчивое глобальное повышение температур, не очевидно, что решающую роль в этом играет именно деятельность людей. В истории Земли известно несколько эпох относительно резкого потепления (последние из них – примерно 140 и 10 тыс. лет назад), которые происходили без участия человека. Есть мнение, что рост содержания в атмосфере углекислого газа является вовсе не причиной, а, наоборот, следствием глобального потепления.

В-третьих, не очевидно, что глобальное потепление будет в целом для человечества катастрофично. Хотя, например, некоторые страны Европы (как Голландия) могут оказаться под водой, однако потепление позволит активно освоить те территории, которые сейчас почти исключены из экономического использования (Канада, Сибирь, полярные моря), и общий баланс потерь и выгод может оказаться положительным.

Все эти сомнения, однако, не опровергают полезности создания механизмов глобального регулирования уровня загрязнений окружающей среды. Хотя борьба конкретно с парниковыми газами может оказаться и ложной целью, ограничение загрязнений в целом объективно необходимо. Ограничение выброса парниковых газов важно как первый шаг к созданию глобальной системы контроля за всеми загрязнениями окружающей среды.

Экономическое обоснование Киотского протокола.

В основе Киотского протокола лежат идеи экономической теории прав собственности, разработанной англо-американским экономистом Рональдом Коузом.

До него при изучении проблем загрязнения окружающей среды экономисты полагали, что для борьбы с этими загрязнениями необходимо прямое государственное вмешательство. Согласно традиционной точке зрения, государство должно, прежде всего, определять предельные значения загрязнений: ПДК – предельно допустимые концентрации вредных веществ в отходах производства, ПДВ – предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и т.д. Если фирма нарушает эти предписанные государством нормативы, то она подвергается наказанию (прежде всего, штрафам).

Коуз и его последователи, изучая проблему загрязнений, указали, что традиционная система борьбы с ними является нерациональной. Во-первых, если предприятие не превышает ПДК и ПДВ, то оно, загрязняя окружающую среду, не несет за это никаких издержек. Во-вторых, значения ПДК и ПДВ определяются одинаково для различных предприятий независимо от того, насколько полезной для общества является выпускаемая ими продукция.

Новизна идей Коуза связана с тем, что он начал изучать права собственности на нематериальные блага. В частности, в конфликте между загрязнителями и страдающими от загрязнений, объектом конфликта является не само предприятие, загрязняющее окружающую среду, а право на запрещение вредного использования этого предприятия (или, что то же самое, право на производство этим предприятием загрязнений). Это право может становиться объектом соглашений или купли-продажи безотносительно к тому, кому принадлежит само предприятие.

Основная идея Коуза такова: независимо от того, у кого первоначально было право на запрещение вредного использования некоего объекта, в результате актов купли-продажи в конечном счете оно окажется у того, кто сможет использовать это право наиболее эффективно (если только четко работает система прав собственности). Позже Дж. Стиглер назвал это утверждение теоремой Коуза. Ее часто называют самым выдающимся достижением экономической науки второй половины 20 в.

Рекомендации экономической теории прав собственности постепенно начали использоваться на практике – прежде всего, в сфере регулирования атмосферных загрязнений. С одной стороны, некоторые развитые страны стали создавать национальные рынки торговли правами на выбросы вредных веществ. В США после 1990 развивается торговля квотами выбросов сернистого ангидрида, в Великобритании с 2002 работает британская система торговли выбросами парниковых газов. С другой стороны, механизм Киотского протокола призван создать общемировой рынок прав на загрязнение воздуха парниковыми газами.

Основные принципы регулирования загрязнений по Киотскому протоколу.

Вопрос о необходимости разработки системы мер по достижению целей РКИК в виде протокола к ней вновь был поднят в 1995 на конференции в Берлине. В течение еще двух лет шла разработка международного соглашения, которое было принято в декабре 1997 в японском городе Киото и получило название Киотского протокола. Постепенно к этому соглашению присоединялись все новые страны. Российская Федерация подписала Киотский протокол 11 февраля 1999.

Согласно протоколу, ведущие индустриально развитые страны взяли на себя обязательства в 2008–2012 уменьшить выбросы углекислого газа в среднем на 5% от уровня 1990. Каждой стране выделялась квота на эмиссию углекислого газа. Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, может продать излишки другой стране, которая тем самым приобретала право производить углекислый газ больше исходной квоты. Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами.

Основные положения Киотского протокола:

1. определение допустимого объема выбросов парниковых газов в 2008–2012 для всех участвующих в этом соглашении промышленно развитых стран-участниц (для Российской Федерации установлен потолок выбросов на уровне базового 1990 – 3050 млн. тонн СО2-эквивалента);

3. разработка механизмов контроля над уровнями выбросов (необходимость создавать национальные системы оценки антропогенных выбросов и их абсорбции, мониторинга за выбросами и стоками).

Общие принципы и положения, изложенные в Киотском протоколе, оказались, однако, недостаточными для практического осуществления предусмотренных им механизмов и процедур. Потребовалось почти четыре года для согласования наиболее важных вопросов, которые были решены на 7-й конференции стран-участников РКИК в Марракеше (Марокко) в ноябре 2001. В ходе детализации Киотского протокола Россия добилась принятия ряда своих требований – в частности, учета при определении квот каждой страны ее вклада в переработку углекислого газа при наличии обширных лесных массивов (таких как в РФ).

Киотский протокол должен был вступить в силу после того, как его ратифицируют 55% стран, подписавших этот документ, причем это должны были быть страны, которые в сумме производили не менее 55% мирового объема выбросов углекислого газа в 1990 (этот год был выбран в качестве точки отсчета).

Борьба вокруг ратификации Киотского протокола.

Киотский протокол ставит страны в неравные условия. Некоторые проявления этого неравенства справедливы, другие нет.

Поскольку разные страны оказались в различной степени заинтересованы в реализации Киотского протокола, его ратификация натолкнулась на серьезные препятствия.

Когда в марте 2001 США, на долю которых приходится 36,1% мировых выбросов, объявили о своем решении не участвовать в Киотском протоколе, его ратификация оказалась под угрозой. До мая 2002 страны, которые ратифицировали протокол (Норвегия, Чехия, Румыния и некоторые другие), являлись источниками всего лишь 2,7% от общего объема выбросов. Возникла угроза, что Киотский протокол так и не вступит в силу.

Перелом произошел в 2002: 31 мая ЕС информировал ООН о том, что он ратифицировал Киотский протокол, а 4 июня об этом заявила и Япония.

Поскольку на Евросоюз приходится 24,2% выбросов, а на долю Японии – 8,5%, то ключевое значение для вступления протокола в силу приобрела позиция России. Если бы она, отвечая за 17,4% выбросов, ратифицировала Киотский протокол, то суммарное количество выбросов углекислого газа странами, ратифицировавшими протокол, достигло 50,1%. Добор остающихся 5% (например, за счет страны Восточной Европы, претендующих на вступление в Евросоюз) не составил бы проблемы. Таким образом, в начале 2000-х Россия оказалась в достаточно редкой в постсоветский период ситуации, когда ее действия приобрели решающее значение в глобальном масштабе.

16 февраля 2005 Киотский протокол вошел в силу. К концу 2005 его ратифицировали 156 стран мира, включая все развитые страны кроме США и Австралии. Но и после ратификации Киотского протокола борьба вокруг него отнюдь не прекратилась.

С одной стороны, началась работа над разработкой механизмов контроля за соблюдением договорных объемов выбросов и подготовкой к новому международному соглашению 2013.

Киотский протокол и Россия.

Ратификации Киотского протокола Россией предшествовала долгая дискуссия среди ученых и политиков, которая не прекратилась и после ратификации.

Казалось бы, Киотский протокол не требует от России никаких дополнительных природоохранных действий. Ведь в 1990-е, когда российская промышленность переживала тяжелый кризис, выбросы парниковых газов без каких-либо специальных мер сократились более чем на 1/3, в результате чего общий их объем составлял примерно 1900 млн. т СО2-эквивалента. Однако с 2000 начался экономический рост, вызвавший рост выбросов парниковых газов. Поэтому важнейшей задачей социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу стало снижение энергоемкости ВВП. Это возможно только при коренной перестройке структуры промышленного производства – резкого снижения доли энергоемких производств. В противном случае Россия быстро (примерно к 2008–2010) вернется к уровню выбросов 1990, и ей придется либо покупать дополнительные квоты, либо тормозить промышленное производство.

Выгода России от торговли квотами на выбросы зависит от соотношения спроса и предложения на формирующемся мировом рынке прав на выбросы.

Ежегодные объемы превышения фактических выбросов парниковых газов над установленными уровнями обязательств по Киотскому протоколу оцениваются примерно в 150 млн. т СО2 для стран ЕС и в 360–380 млн. т для других развитых стран. Ожидается, однако, что ЕС будет стремиться покупать квоты или внутри Евросоюза (у Греции, Ирландии и стран Иберийского полуострова – см. табл.), или в странах Центральной и Восточной Европы. Поэтому реальные объемы ежегодного спроса на предлагаемые Россией квоты в период 2008–2010 (главным образом, со стороны Японии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Норвегии) не превысят 400 млн. т СО2-эквивалента.

Таблица. Внутреннее распределение обязательств по размерам выбросов между странами ЕС
Таблица. ВНУТРЕННЕЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ по размерам выбросов между странами ЕС: избыток (+) или недостаток (–) квот на выбросы в сравнении с реальными выбросами
Австрия –13% Испания +15%
Бельгия –7,5% Люксембург –28%
Великобритания –12,5% Нидерланды –6%
Германия –21% Португалия +27%
Греция +25% Финляндия 0%
Дания -21% Франция 0%
Ирландия +13% Швеция +4%
Италия –6,5%
В целом все страны ЕС снизят выбросы на 8%
Источник: Кокорин А.О. Киотский протокол – права и обязанности России. – Наука и промышленность. 2002, № 2

По данным Министерства экономического развития России, в 2008–2012 фактические выбросы парниковых газов в России будут ниже уровня 1990 примерно на 3 млрд. т СО2-эквивалента, т.е. ежегодное предложение будет составлять примерно 600 млн. т СО2-эквивалента. Следовательно, Россия сможет полностью удовлетворить весь спрос зарубежных покупателей. Поскольку, согласно оценкам, цена углекислого газа на мировом углеродном рынке составит примерно 10 долл. за тонну, то наша страна за 2008–2012 может получить около 20 млрд. долл.

Деятельность человека, развитие промышленности и высоких технологий оказывают губительное влияние на экологию планеты. Особенно остро в XXI веке стоят проблемы истощения озонового слоя, глобального потепления и загрязнения воздуха. Киотский протокол 1997 года был принят мировым сообществом, с целью снизить выброс парниковых газов в атмосферу. Ратификация договора странами-участниками имеет как свои плюсы, так и минусы.

Киотский протокол 1997

Суть международного договора

Документ, который в оригинале называется Kyoto protocol, является приложением к Рамочной конвенции об изменении климата, принятой ООН в 1992 году. Соглашение было составлено в японском городе Киото 11 декабря 1997 г. Исполнение положений договора было разделено на 2 периода. Первый этап закончился в 2012 году, второй продлится до конца 2020 г.

Проблема загрязнения планеты

В 1980-е годы мировое сообщество впервые обратило внимание на проблему глобального потепления. Согласно презентации учёных на заседании ООН, это явление может спровоцировать таяние льдов и повышение уровня мирового океана. В результате увеличения среднегодовой температуры на планете будут затоплены прибрежные территории многих стран.

Парниковые газы

Главными движущими факторами глобального потепления являются парниковые газы. В XX веке из-за активного развития промышленности выбросы вредных веществ в атмосферу существенно увеличились. Углекислый газ и метан поглощают солнечные лучи, из-за чего поверхность земли остывает намного медленнее, а температура воздуха, напротив, растёт.

В 1992 году на заседании ООН была разработана концепция предотвращения глобальной катастрофы, которая заключается в соблюдении следующих мер:

В 1997 г. эти положения были кратко прописаны в Киотском договоре. Протокол ратифицировали 192 государства. Но из-за противоречий в содержании документа, исполнять положения акта согласились не все державы.

Положительное действие документа

Главная идея Киотского протокола заключалась в снижении выбросов опасных газов в атмосферу на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Для каждой державы устанавливались индивидуальные квоты, в зависимости от уровня развития промышленности. Основные обязательства по снижению доли вредных веществ в воздухе взяли на себя:

  • европейские государства;
  • страны Прибалтики;
  • Япония;
  • Канада и США;
  • Россия;
  • Украина.

Денежная компенсация

Киотский договор предусматривает гибкие механизмы исполнения. К примеру, если держава выбросила в атмосферу меньше вредных газов, чем предусмотрено по квоте, она могла продать излишки другой стране. Кроме этого, применялась модель чистого развития. То есть страна, выполнившая условия договора, могла рассчитывать на денежную компенсацию.

В период с 2005 по 2012 год учёные наблюдали позитивные итоги международного соглашения. Поэтому стороны приняли решение утвердить дополнительный период действия договора. Второй Киотский протокол был подписан в 2012 году.

Новый текст документа включает в себя обязательства по сокращению газовых выбросов и предоставлению краткого доклада, доказывающего исполнение положений договора. Принятый акт действует до конца 2020 года.

Недостатки протокола

Проблемы с ратификацией договора возникли ещё в 1997 году. Некоторые научные сообщества поставили под сомнение само существование глобального потепления. Ведь среднегодовое повышение температуры на Земле происходило и раньше, например, 140 или 10 тыс. лет назад. В те времена явление не могло зависеть от деятельности человека. Повышение концентрации углекислого газа, по мнению некоторых экспертов, является не причиной, а следствием потепления.

Комиссия ООН

К тому же Киотский протокол ставит страны в неравное положение. Преимущества получают те, кто использует экологически чистые технологии. Владельцы традиционных предприятий, напротив, несут существенные расходы. Ситуация осложняется тем, что комиссия ООН никак не регулирует исполнение обязательств.

США, которые ранее подписали акт, в 2001 г. отказались его ратифицировать. Канада вышла из договора в 2012 году. Китай, Индия и бо́льшая часть развивающихся стран тоже не примкнули к участникам соглашения. Целесообразность подписания документа ставилась под сомнение. Только благодаря участию России, Казахстана и Евросоюза протокол всё-таки был принят.

Ратификация в России

В России Киотское соглашение тоже приняли не сразу. Сотрудники академии наук выступали против ратификации договора, так как считали, что документ не имеет никакого научного обоснования. Меры по снижению уровня загрязнения воздуха сотрудники РАН считали малоэффективными.

В России Киотское соглашение

Тем не менее в ноябре 2004 г. Киотский акт всё-таки был подписан. Но из-за отсутствия нормативно-правовой базы, реестра выбросов газовых отходов и алгоритма замены технологий, в первые годы положения документа не соблюдались. Только в 2009 году российские компании стали подавать первые заявки на продажу квот. Основным оператором углеродных единиц стал Сбербанк РФ, что стало причиной резкой критики властей.

В 2017 и 2018 гг. Россия объявляла о перевыполнении обязательств Киотского договора. Принимать участие в каком-либо мероприятии второго периода соглашения страна не планирует.

Несмотря на противоречивое содержание, Киотский протокол имеет большое значение в глобальной политике по защите окружающей среды. Государствам впервые удалось прийти к консенсусу и применить модель приращений для решения экологических вопросов. Официальный текст документа находится в свободном доступе, его можно скачать или прочитать в любой справочно-правовой системе.

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года: Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение Страны приложения I & II Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол Страны, ещё не принявшие решения Страны, вышедшие из протокола

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года:
Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение Страны приложения I & II Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол Страны, ещё не принявшие решения Страны, вышедшие из протокола

Международный договор применяется к шести парниковым газам, перечисленным в Приложении A к Протоколу: углекислому газу (CO2), метану (CH4), закиси азота (N2O), гидрофторуглеродам (ГФУ), перфторуглеродам (ПФУ) и гексафториду серы (SF6) [5] .

Протокол основан на принципе общей, но дифференцированной ответственности: в нём признаётся, что страны имеют неодинаковые возможности в борьбе с изменением климата в связи с разным уровнем экономического развития, и поэтому он налагает обязательство сократить текущие выбросы в развитых странах и странах с переходной экономикой в соответствии с установленными количественными обязательствами [⇨] на основании того, что они несут историческую ответственность за нынешний уровень парниковых газов в атмосфере. Кроме того, для каждой страны была установлена квота на выбросы парниковых газов. В том случае, если государство выбрасывает в атмосферу парниковых газов меньше выделенной квоты, оно может продать излишки другому государству, которое тем самым получает возможность выбрасывать больше парниковых газов [6] .

Первый период действия Протокола начался в 2008 году и закончился в 2012 году. В 2012 году был согласован второй период действия обязательств, так называемая Дохинская поправка к Киотскому протоколу. По состоянию на октябрь 2019 года 134 [7] государства приняли Дохинскую поправку, тогда как для вступления поправки в силу требуется её принятие 144 государствами [8] .

В рамках ежегодных конференций ООН по изменению климата проводились переговоры о мерах, которые должны быть приняты после окончания второго периода действия обязательств в 2020 году. Это привело к принятию в 2015 году Парижского соглашения, которое является отдельным документом в рамках РКИК ООН, а не поправкой к Киотскому протоколу.

Читайте также: