Кинжал пушкин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение в 1821 году. Одно из патриотических стихов поэта.

История создания

Молодой поэт находится в ссылке.

В Кишинёве, куда прибыл автор, была возможность заниматься творчеством, надсмотрщики не загружали поэта работой.

Несмотря на наказание, Пушкин пишет патриотические стихи, изобличающие существующую власть. Его произведение пропитано ненавистью к деспотизму.

Символ борьбы за справедливость — кинжал, который не пощадит всесильного господина, тиранившего народ. Кинжал не дремлет, он выберет подходящее время, и нанесёт удар по противнику.

Читайте по теме:

В своё произведение автор включил исторические события, происходящие в разных странах, там где люди выступали против власти имущих.

Особое внимание конкретным героям, кто с карающим оружием, рискуя своей жизнью, выступил против деспота, во имя всего народа.

Борьба с жестокими правителями, народные герои.

Композиция

Начинается стихотворение с рассказа о том, откуда появился кинжал, сковал его добрый бог, помогающий всем страждущим, которые живут по совести. Это оружие он вкладывает в руки богини общественных справедливых порядков, которая следит за моральным обликом человека.

И далее кинжал, притаившись, выжидает случая сразить наповал наглого, зажравшегося тирана. Везде найдёт оружие своего обидчика: на море, на суше, в шатре, за многими замками.

Далее Пушкин упоминает борцов с диктаторами в древнем Риме, Франции.

Заканчивается произведение упоминанием немецкого борца за свободу и справедливость.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Метафоры

Эпитеты


В стихотворении явно прослеживаются революционные настроения и патриотические идеи. Герой, в образе которого воплощен сам автор, верит, что его слова будут услышаны народом, а он, в свою очередь, будет и дальше выступать вдохновителем и проводником борьбы за новые идеалы.

Анализ

История создания

Персонажи и образы

Главный персонаж стихотворения – поэт. Его монолог звучит как своеобразная декларация, в которой раскрываются взгляды самого Брюсова на призвание поэта. Он четко и конкретно отстаивает позицию зрелого человека, уверенного в своих суждениях.

Поэтическое дарование автора – это его кинжал, который больше выступает, как вспомогательный образ, заимствованный из хрестоматийных произведений. Он является своеобразным фоном, на котором автор рисует собственную картину. Сочетание образов кинжала, толпы, грядущей бури и самого героя предельно четко обозначают гражданскую направленность произведения.

Композиция и жанр

Размер и средства художественной выразительности

В первых трех строках каждой строфы использован шестистопный ямб, а в последней строчке – четырехстопный. Такое сочетание придает стихотворению объем и наделяет особой ритмикой. В перекрестной (АВАВ) рифмовке наблюдается чередование мужских и женских слогов.

Проблематика и основная идея произведения

Основной темой стихотворения является предназначение поэта и поэзии. Мысль, которую автор доносит до читателя, заключается в том, что поэт не в силах что-либо изменить, если у самих людей нет стремления к свободе. Но, когда это стремление проявится – поэту не следует оставаться в стороне. Его острое слово должно поражать врагов и поддерживать соратников. И в этом Брюсов видит истинное предназначение поэта.

Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:
На суше, на морях, во храме, под шатрами,
За потаенными замками,
На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он
Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе —
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.

Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.

Первым в этом ряду стоит Брут, принявший участие в убийстве республиканцами пожизненного диктатора Цезаря. Его смерть была символической: умирающий Цезарь упал к подножию статуи Помпея, победа над которым в гражданской войне и сделала Цезаря всесильным диктатором.


Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.

Первым в этом ряду стоит Брут, принявший участие в убийстве республиканцами пожизненного диктатора Цезаря. Его смерть была символической: умирающий Цезарь упал к подножию статуи Помпея, победа над которым в гражданской войне и сделала Цезаря всесильным диктатором.

Читайте также: