Кинезиологическая гимнастика для детей 6 7 лет в детском саду по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Детская кинезиология специальными физическими и психологическими упражнениями, особыми практиками повышает энергию тела, восстанавливает природный баланс между умственными способностями, телом и эмоциями. Кинезиология раскрывает новые потенции, что очень важно для детей — улучшается здоровье, растет успеваемость в школе, ребенку легче адаптироваться в детском коллективе.

Кратко о строении мозга

Все знают, что мозг разделен на 2 полушария:

  • Левое полушарие
    отвечает за восприятие информации через слух, постановку целей, построение алгоритмов решений. Это полушарие математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое.
  • Правое полушарие
    отвечает за координацию движений, осознание себя в пространстве, кинестетические (двигательные) ощущения. Это полушарие творчества, образного мышления, гуманитарных аспектов.

Основа интеллекта человека лежит в слаженной работе обоих полушарий мозга. Информация между ними передается через мозолистое тело (система из 200 млн нервных волокон). Если ребенок попадает в ситуацию стресса, поток крови к мозгу может уменьшиться, от этого искажается проводимость мозолистого тела. Одно из полушарий берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Из-за мозговых проблем страдает тело, эмоции, зрительное и слуховое восприятие информации.

В дальнейшем подобная разбалансировка ведет, к примеру, к угнетению творческого потенциала, отсутствию эмпатии или способности к аналитическому обдумыванию. Возможно, что человеку трудно контролировать свои эмоции.

Кинезиология о движении и нейронных связях

Уже давно в ученом мире развенчан миф о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Исследования показали, что регенерация клеток головного мозга происходит из стволовых клеток. Процесс этот идет с положительной динамикой, правда, медленнее, чем в клетках других тканей.

Кинезиология — направление холистической медицины — рассматривает организм, как единое целое. Врач лечит не болезнь, а человека, помогая внутренним силам организма во всестороннем самовосстановлении. Это означает, что через физкультурные, остеопатические, мануальные и психологические практики налаживаются нейронные связи в головном мозге, происходит психологическая, эмоциональная и физическая коррекция.

Ирина Жукова

Консультация для родителей

Всем родителям хотелось бы видеть своего ребенка внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психологических процессов – это кинезиология.

Не буду подробно рассписывать, что такое кинезиология, скажу лишь, что это целая комплексная система, включающая в себя различные направления, целью которой служит оздоровление и гармонизация всего организма. Это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Именно они позволяют:

— создавать новые нейронные связи;

— улучшать концентрацию внимания, память, пространственные представления;

— гармонизировать работу обоих полушарий мозга;

— улучшать зрительно-моторную координацию;

— тренировать перефирическое зрение, которое необходимо для беглого чтения;

— управлять своими эмоциями и многое другое.

Всем известно, что мозг имеет два полушария

Левое полушарие отвечает за восприятие информации через слух, постановку целей, построение алгоритмов решений. Это полушарие математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое.

Правое полушарие отвечает за координацию движений, осознание себя в пространстве, кинестетические (двигательные)

ощущения. Это полушарие творчества, образного мышления, гуманитарных аспектов.

или гимнастикой мозга.

Виды кинезиологических упражнений:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение)

и гипотонус
(неконтролируемая мышечная вялость)
.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Это важно! Используйте кинезиологические упражнения со своим малышом дома. Ниже будут приведены различные примеры упражнений, способствующих достижению разных эффектов (концентрация, расслабление, моторика)

. Особенно актуально это сейчас, когда ваш малыш не посещает детский сад.Даже без систематического выполнения: они могут сконцентрировать ребенка в нужный момент, успокоить, расслабить, повысить его внимание, настроить на работу. Единственное, что вам для этого нужно сделать – сначала освоить каждое
упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему ребёнку более четкую инструкцию по выполнению каждого задания.
Кинезиологические физминутки и упражнения

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу)

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положения.

Рисование двумя руками

1. Начинаем с рисование линий, точек. Потом можно учить рисовать круги, овалы, волнистые линии, простые предметы (капельки, снежинки, травку и пр)

В данном процессе важно, чтобы задействованы были обе руки одновременно, а качество рисунка в этом возрасте — не имеет значения.

2. Использование щипцов, ложек и др. подручных материалов

С помощью щипцов учим ребенка захватывать предметы обеими руками одновременно (по началу допустимо и попеременно)

. С помощью двух ложек, например, учим пересыпать сыпучие предметы из емкости в емкость, переливать жидкость из стакана в стакан.

3. Строим башенки

Материал можно подобрать любой — хоть конструктор, хоть обычные крышечки из-под пюре.

Суть та же: строить одновременно обеими руками.

. Кинезиология – это не так сложно, как может показаться. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.

Желаю Вам здоровья и удачи!

Когда идти к детскому кинезиологу

В нашей клинике специалист-кинезиолог проведет обследование и начнет лечение малыша или подростка уже на первой консультации. Чем раньше мы займемся проблемой, тем легче лечение и благоприятнее прогноз. Родителям следует записаться к врачу при следующих симптомах и жалобах у ребенка:

  • родовая травма или микротравма в анамнезе,
  • нарушение прикуса,
  • задержка в развитии (речевом, психо-моторном, психическом),
  • неврологические патологии,
  • затяжное восстановление после операции (травмы, болезни),
  • слабые и малоразвитые мышцы,
  • головные боли, головокружения, потеря сознания,
  • удушливый кашель,
  • потеря аппетита,
  • вегетосососудистая дистония,
  • спазмы и боли в спине, конечностях, деформации позвоночника, плоскостопие.

Доктор учтет все особенности организма ребенка, проведет необходимое обследование, использует мягкие мышечные тесты. Реакция мышц в сопротивлении в разных положениях покажет психологическое состояние ребенка. Анализ походки, ритма тела, количество и амплитуда движения даст возможность оценить состояние скелетно-мышечной системы, выявить ее дисфункциий.

Кинезиологическое лечение использует все необходимое из остеопатии, мануальной терапии, психологии и других медицинских направлений.

Стоит отметить, что необходимость коррекции не обязательно свидетельствует о серьезной болезни ребенка. Компенсация в развитии поможет организму стать здоровым и правильно развиваться.

Гимнастика для мозга

Кинезиология для детей, гимнастика для мозга

Цели кинезиологических упражнений для детей:

  • развитие нейронных связей и синхронизация работы полушарий мозга,
  • развитие мелкой моторики, координации движений, чувства тела,
  • улучшение памяти (долго – и кратковременной), речи, внимания, мышления,
  • устранение дислексии (трудности овладения письмом и чтением),
  • повышение стрессоустойчивости, радости творчества, личностного роста,
  • налаживание социальных связей в детском коллективе,
  • перспектива формирования навыков в учебе,

Классификация упражнений этой науки

кинезиологические упражнения для дошкольников

Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью могут их выполнять. Какие бывают виды развивающих действий, на что они направлены?

  1. В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и расслабления мышц.
  2. Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему скажут, применяются дыхательные кинезиологические упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у детей, а также появлению чувства ритма.
  3. Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных действий. Они помогают снять у детей мышечные зажимы, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.
  4. После активного развития следует расслабиться, для этого применяются упражнения, приводящие к релаксации. Снимается напряжение мышц, и ребенок расслабляется.

Из отзывов

Ксения К., мама 2 детей, Москва: «Моим детям 4 и 6 лет. Старшая дочка активная, но не усидчивая. Ей сложно высидеть и прослушать даже 1-2 сказки. Через минуту она отвлекается, не слушает, ее внимание перескакивает на другие игрушки. С младшим братом (к моему сожалению, тихим и плаксивым мальчиком) у нее все время происходят конфликты. Вернее, она отбирает у него игрушки, а он плачет. Папа учил его давать сдачи, но я за мирные способы сосуществования.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА "ЛЕСНЫЕ ИСТОРИИ"

Сказка с использованием кинезиологических упражнений. Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Использование кинезиологических упражнений оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями.

Описание упражнений, включенных в сказку - в конце презентации.
Автор -Лапина Е.А., педагог-психолог









"Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).


Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия, которая была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак ЧжэВу. В переводе с корейского обозначает Су- кисть, Джок- стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.
Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести.


Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком.
Массаж эластичным кольцом.
Массаж стоп.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)



Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)


Кинезиологическая гимнастика для детей дошкольного возраста

Кинезиология изучает развитие мозга с помощью специальных движений. Она основана на улучшении связи и взаимодействия полушарий мозга, что ведёт к повышению гармонии всего организма в целом. Этой наукой интересовались и даже проводили консультации и презентации такие великие учёные, как Гиппократ и Аристотель.

Что это, применение

Интересно! Гиппократ заложил основы науки кинезиологии в наше время, высказав теорию об организме как целостной структуре, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.


Однако истинным основателем науки считается Асклепиад, живший более двух тысяч лет назад в Древней Греции.

Взаимодействие полушарий требуется для успешной работы мозга ребёнка. Полушария соединяет мозолистое тело. Оно состоит из примерно двухсот миллионов сплетённых воедино нервных волокон. Созревание мозолистого тела начинается у детей в дошкольном возрасте и продолжается примерно до 7-9 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Дисбаланс функционирования мозолистого тела ведет к ухудшению памяти, концентрации внимания и других проблем в развитии ребёнка.

Интересно! Эта проблема может быть вызвана такими факторами, как замедленное созревание ребёнка или результат пережитого стресса.

Польза кинезиологической гимнастики для детей

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста помогут нормализовать работу мозга и наладить связь между мозговыми полушариями. Также они обеспечат стрессоустойчивость, хорошую память и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем. Под их влиянием ребёнок добьётся значительных улучшений в обучении и сможет научиться управлять своими эмоциями. Чем интенсивней будет нагрузка, тем более значительными будут результаты. Данные упражнения помогут увидеть способности и таланты ребёнка и устранить неполадки в развитии. Расширятся способности мозга и повысится продуктивность его работы.


Кинезиологические упражнения для дошкольников: цели заданий из картотеки

Кинезиологическая гимнастика для дошкольников включает:

  • дыхательные упражнения;
  • некоторые виды массажей;
  • глазодвигательные упражнения для дошкольников;
  • коррекционные движения пальцев рук и тела.

Интересно! Упражнения могут обеспечить гармонию и исправную работу детского организма.

Далее приведены некоторые задачи, которые можно достичь с помощью этой методики:

  • улучшение памяти ребёнка;
  • повышение концентрации внимания;
  • полноценное развитие слуха и речи;
  • умственная работоспособность;
  • повышение тонуса всего организма;
  • снижение утомляемости и раздражительности;
  • укрепление физического и психоэмоционального здоровья;
  • развитие кинестетического восприятия;
  • устойчивость к стрессам;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • устранение дислексии;
  • формирование пространственной ориентировки;
  • облегчение занятий чтением и письмом.


Комплекс упражнений

Упражнения по кинезотерапии для маленьких детей очень просты в исполнении, любой ребёнок, хоть в 2-3 или 3-4 года и более старший смогут без особых затруднений выполнить их.

Важно! Развитие будет ощутимо только в том случае, если направлять работу от развития тела ребёнка к его мышлению, ни в коем случае не наоборот.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему:

  • Свеча. Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.
  • Ныряльщик. Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.
  • Дыхание носом. Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через другую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.


Глазодвигательные упражнения

Этот тип разминки позволят улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира:

  • Глаз-путешественник. Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т. п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не мотая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.
  • Восьмёрка. Поднять правую руку до уровня глаз, сжимая пальцы в кулачек (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, т. е. вместе с глазами повторять движение пальцев рук с вытянутым языком.


Телесные упражнения

  • Фонарик. Выставить руки перед собой. Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, не используя другую. Затем поменять руки. Повторять в течение двух минут.
  • Кольцо. Поочерёдно и насколько возможно интенсивнее вращать пальцы, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, образуя кольцо. Сначала двигаться в одну сторону, потом в другую. Позже можно усложнить задачу, выполняя упражнение всеми руками одновременно.
  • Кулак-ребро-ладонь. Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4-5 раз.
  • Мельница. Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1-2 минуты.
  • Упражнение лезгинка для детей. Левая рука согнута в кулачек, один палец смотрит влево, кулачек развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки.

Кинезиология: упражнения для детей дома

Можно ли заниматься кинезиологической гимнастикой дома? Будет ли она также эффективна? Нет особой разницы, где делать кинезиологические упражнения.

Интересно! Под наблюдением психолога, педагога в детском саду или родителей методика будет одинаково эффективна и полезна. Она поможет ребёнку полноценно развиваться вне зависимости от места занятий и людей, которые ее проводят.

Как провести эффективное занятие с ребёнком дошкольного возраста:

  1. Сперва необходимо подготовить ребёнка к усердной работе. Для этого обычно используются растяжки, которые помогут расслабиться и настроиться на занятие.
  2. Затем следуют дыхательные упражнения. Они поспособствуют поступлению кислорода в мозг и улучшению работы дыхательной системы.
  3. Глазодвигательные движения будут способствовать укреплению связи между двумя полушариями.
  4. Телесные упражнения необходимы, чтобы развивать крупную и мелкую моторику, улучшать концентрацию внимания, сосредоточенность и память ребёнка.
  5. В заключение следует уделить немного времени упражнениям для релаксации или расслабляющему массажу, чтобы снять напряжение мышц.

Кинезиология полезна как для детей, так и для взрослых. Эта уникальная методика может помочь абсолютно любому человеку улучшить состояние своего физического и психоэмоционального здоровья. Занимаясь с ребёнком кинезиологическими упражнениями, можно значительно повысить его интеллект за счёт улучшения связи между полушариями мозга.

Читайте также: