Кинезиологическая физминутка в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Бахвалова Ольга Германовна

Населенный пункт: Ивановская область, Приволжский район, с. Ингарь

В последнее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с разного рода нарушениями в развитии.

Одной из важных проблем в развитии детей является недостаточность двигательных навыков, недоразвитие мелкой моторики и координации. Нарушение моторики отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом. Это может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Поэтому начиная с младшего дошкольного возраста необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. В решении данных проблем помогают прочно вошедшие в образовательную среду здоровьесберегающие технологии. В своей работе я использую кинезиологию.

Что же такое кинезиология?

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие.

С какой же целью я использую кинезиологические упражнения в своей работе?

  • Развитие межполушарного взаимодействия
  • Синхронизация работы полушарий
  • Развитие крупной и мелкой моторики
  • Развитие познавательных процессов

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

  • Развивать плавность, точность, скоординированность движений рук
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, пространственные представления
  • Воспитывать усидчивость, целенаправленность
  • Повышать умственную работоспособность, синхронизировать работу глаз и рук (для овладения графомоторными навыками)

Левое полушарие головного мозга – математическое, логическое, речевое.

Правое полушарие головного мозга – творческое.

Мозолистое тело, находящееся между полушариями, необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Мозолистое тело можно развить через кинезиологические упражнения. Все упражнения данной системы – перекрестные. Перекрестность – главный принцип гимнастики мозга. Таким образом, развиваются оба полушария головного мозга.

Я пришла к выводу, что с помощью кинезиологических упражнений можно избавиться от таких проблем, как

  • Сложности в общении
  • Плаксивость
  • Частые простуды
  • Трудности с восприятием информации
  • Быстрая утомляемость
  • Гиперактивность

Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие нервной системы и речи ребенка. Кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение.

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить:

  • Речь
  • Внимание
  • Моторику
  • Снижает утомляемость
  • Повышает интеллектуальные и познавательные способности

Кинезиологические упражнения несложные, необычные и очень интересные. Я их включаю в комплексы утренней гимнастики, в комплексы упражнений на физкультурных занятиях. Мы их делаем во время динамических пауз, физкультминуток и в любое свободное время.

Упражнения для развития мелкой моторики:

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)

Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы.

На правой руке поднять вверх мизинец и указательный пальцы, на левой руке - указательный и средний пальцы. Одновременная смена позиций.

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – стоя.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно сглазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону)

Ухо – носик мы возьмем

Хлоп – опять играть начнем.

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Упражнения на релаксацию:

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

Сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делать вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Одной из форм работы, которую я использую, является кинезиологическая сказка. Она включает в себя разные виды упражнений.

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, на одной руке развести пальцы в стороны, на другой пальцы вместе, одновременная смена позиций) и низкие кустарники (кисти рук у груди, пальцы одной руки разведены в стороны, другой - вместе, одновременная смена позиций).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться.

И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Уставшие, они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность.

Детская кинезиология специальными физическими и психологическими упражнениями, особыми практиками повышает энергию тела, восстанавливает природный баланс между умственными способностями, телом и эмоциями. Кинезиология раскрывает новые потенции, что очень важно для детей — улучшается здоровье, растет успеваемость в школе, ребенку легче адаптироваться в детском коллективе.

Кратко о строении мозга

Все знают, что мозг разделен на 2 полушария:

  • Левое полушарие
    отвечает за восприятие информации через слух, постановку целей, построение алгоритмов решений. Это полушарие математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое.
  • Правое полушарие
    отвечает за координацию движений, осознание себя в пространстве, кинестетические (двигательные) ощущения. Это полушарие творчества, образного мышления, гуманитарных аспектов.

Основа интеллекта человека лежит в слаженной работе обоих полушарий мозга. Информация между ними передается через мозолистое тело (система из 200 млн нервных волокон). Если ребенок попадает в ситуацию стресса, поток крови к мозгу может уменьшиться, от этого искажается проводимость мозолистого тела. Одно из полушарий берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Из-за мозговых проблем страдает тело, эмоции, зрительное и слуховое восприятие информации.

В дальнейшем подобная разбалансировка ведет, к примеру, к угнетению творческого потенциала, отсутствию эмпатии или способности к аналитическому обдумыванию. Возможно, что человеку трудно контролировать свои эмоции.

Кинезиология о движении и нейронных связях

Уже давно в ученом мире развенчан миф о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Исследования показали, что регенерация клеток головного мозга происходит из стволовых клеток. Процесс этот идет с положительной динамикой, правда, медленнее, чем в клетках других тканей.

Кинезиология — направление холистической медицины — рассматривает организм, как единое целое. Врач лечит не болезнь, а человека, помогая внутренним силам организма во всестороннем самовосстановлении. Это означает, что через физкультурные, остеопатические, мануальные и психологические практики налаживаются нейронные связи в головном мозге, происходит психологическая, эмоциональная и физическая коррекция.

Ирина Жукова

Консультация для родителей

Всем родителям хотелось бы видеть своего ребенка внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психологических процессов – это кинезиология.

Не буду подробно рассписывать, что такое кинезиология, скажу лишь, что это целая комплексная система, включающая в себя различные направления, целью которой служит оздоровление и гармонизация всего организма. Это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Именно они позволяют:

— создавать новые нейронные связи;

— улучшать концентрацию внимания, память, пространственные представления;

— гармонизировать работу обоих полушарий мозга;

— улучшать зрительно-моторную координацию;

— тренировать перефирическое зрение, которое необходимо для беглого чтения;

— управлять своими эмоциями и многое другое.

Всем известно, что мозг имеет два полушария

Левое полушарие отвечает за восприятие информации через слух, постановку целей, построение алгоритмов решений. Это полушарие математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое.

Правое полушарие отвечает за координацию движений, осознание себя в пространстве, кинестетические (двигательные)

ощущения. Это полушарие творчества, образного мышления, гуманитарных аспектов.

или гимнастикой мозга.

Виды кинезиологических упражнений:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение)

и гипотонус
(неконтролируемая мышечная вялость)
.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Это важно! Используйте кинезиологические упражнения со своим малышом дома. Ниже будут приведены различные примеры упражнений, способствующих достижению разных эффектов (концентрация, расслабление, моторика)

. Особенно актуально это сейчас, когда ваш малыш не посещает детский сад.Даже без систематического выполнения: они могут сконцентрировать ребенка в нужный момент, успокоить, расслабить, повысить его внимание, настроить на работу. Единственное, что вам для этого нужно сделать – сначала освоить каждое
упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему ребёнку более четкую инструкцию по выполнению каждого задания.
Кинезиологические физминутки и упражнения

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу)

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положения.

Рисование двумя руками

1. Начинаем с рисование линий, точек. Потом можно учить рисовать круги, овалы, волнистые линии, простые предметы (капельки, снежинки, травку и пр)

В данном процессе важно, чтобы задействованы были обе руки одновременно, а качество рисунка в этом возрасте — не имеет значения.

2. Использование щипцов, ложек и др. подручных материалов

С помощью щипцов учим ребенка захватывать предметы обеими руками одновременно (по началу допустимо и попеременно)

. С помощью двух ложек, например, учим пересыпать сыпучие предметы из емкости в емкость, переливать жидкость из стакана в стакан.

3. Строим башенки

Материал можно подобрать любой — хоть конструктор, хоть обычные крышечки из-под пюре.

Суть та же: строить одновременно обеими руками.

. Кинезиология – это не так сложно, как может показаться. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.

Желаю Вам здоровья и удачи!

Когда идти к детскому кинезиологу

В нашей клинике специалист-кинезиолог проведет обследование и начнет лечение малыша или подростка уже на первой консультации. Чем раньше мы займемся проблемой, тем легче лечение и благоприятнее прогноз. Родителям следует записаться к врачу при следующих симптомах и жалобах у ребенка:

  • родовая травма или микротравма в анамнезе,
  • нарушение прикуса,
  • задержка в развитии (речевом, психо-моторном, психическом),
  • неврологические патологии,
  • затяжное восстановление после операции (травмы, болезни),
  • слабые и малоразвитые мышцы,
  • головные боли, головокружения, потеря сознания,
  • удушливый кашель,
  • потеря аппетита,
  • вегетосососудистая дистония,
  • спазмы и боли в спине, конечностях, деформации позвоночника, плоскостопие.

Доктор учтет все особенности организма ребенка, проведет необходимое обследование, использует мягкие мышечные тесты. Реакция мышц в сопротивлении в разных положениях покажет психологическое состояние ребенка. Анализ походки, ритма тела, количество и амплитуда движения даст возможность оценить состояние скелетно-мышечной системы, выявить ее дисфункциий.

Кинезиологическое лечение использует все необходимое из остеопатии, мануальной терапии, психологии и других медицинских направлений.

Стоит отметить, что необходимость коррекции не обязательно свидетельствует о серьезной болезни ребенка. Компенсация в развитии поможет организму стать здоровым и правильно развиваться.

Гимнастика для мозга

Кинезиология для детей, гимнастика для мозга

Цели кинезиологических упражнений для детей:

  • развитие нейронных связей и синхронизация работы полушарий мозга,
  • развитие мелкой моторики, координации движений, чувства тела,
  • улучшение памяти (долго – и кратковременной), речи, внимания, мышления,
  • устранение дислексии (трудности овладения письмом и чтением),
  • повышение стрессоустойчивости, радости творчества, личностного роста,
  • налаживание социальных связей в детском коллективе,
  • перспектива формирования навыков в учебе,

Классификация упражнений этой науки

кинезиологические упражнения для дошкольников

Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью могут их выполнять. Какие бывают виды развивающих действий, на что они направлены?

  1. В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и расслабления мышц.
  2. Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему скажут, применяются дыхательные кинезиологические упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у детей, а также появлению чувства ритма.
  3. Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных действий. Они помогают снять у детей мышечные зажимы, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.
  4. После активного развития следует расслабиться, для этого применяются упражнения, приводящие к релаксации. Снимается напряжение мышц, и ребенок расслабляется.

Из отзывов

Ксения К., мама 2 детей, Москва: «Моим детям 4 и 6 лет. Старшая дочка активная, но не усидчивая. Ей сложно высидеть и прослушать даже 1-2 сказки. Через минуту она отвлекается, не слушает, ее внимание перескакивает на другие игрушки. С младшим братом (к моему сожалению, тихим и плаксивым мальчиком) у нее все время происходят конфликты. Вернее, она отбирает у него игрушки, а он плачет. Папа учил его давать сдачи, но я за мирные способы сосуществования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физкультминутки на уроках на основе элементов образовательной кинезиологии.

Для проведения физкультминуток в промежутках между уроками можно использовать упражнения кинезиологии. Они универсальны. Они помогают и взрослым и детям. Эти упражнения очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении. Основным требованием является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании.

Комплексы упражнений включают в себя различные естественные движения, растяжки (нормализуют мышечный тонус, снижают гипертонус и гипотонус), дыхательные упражнения, глазодвигательные, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.


converted_file_54c240c2_000 (700x525, 267Kb)

converted_file_54c240c2_001 (700x525, 257Kb)

2.

converted_file_54c240c2_002 (700x525, 435Kb)

3.

converted_file_54c240c2_003 (700x525, 466Kb)

4.


converted_file_54c240c2_004 (700x525, 345Kb)

converted_file_54c240c2_005 (700x525, 396Kb)

6.


converted_file_54c240c2_006 (700x525, 312Kb)

converted_file_54c240c2_007 (700x525, 342Kb)

8.

converted_file_54c240c2_008 (700x525, 310Kb)

9.

converted_file_54c240c2_009 (700x525, 391Kb)

10.

converted_file_54c240c2_010 (700x525, 129Kb)

11.

converted_file_54c240c2_011 (700x525, 142Kb)

12.

converted_file_54c240c2_012 (700x525, 134Kb)

13.

converted_file_54c240c2_013 (700x525, 149Kb)

14.

converted_file_54c240c2_014 (700x525, 143Kb)

15.

converted_file_54c240c2_015 (700x525, 154Kb)

16.

converted_file_54c240c2_016 (700x525, 162Kb)

17.

converted_file_54c240c2_017 (700x525, 159Kb)

18.

converted_file_54c240c2_018 (700x525, 348Kb)

19.

converted_file_54c240c2_019 (700x525, 276Kb)

20.

Читайте также: