Кейсы конфликтных ситуаций в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация для воспитателей ДОО

Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Виды кейс – технологии:

- Анализ конкретных ситуаций,

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель : на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

· умение дошкольников принять на себя роль;

· умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.

Знакомство с ситуацией, ее особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются .

Осуществляют поисковую деятельность.

Представляют свои роли, осуществляют презентацию.

Анализируют, делают выводы.

· Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

· Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.

· Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

· Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

· Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.

· Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.

· Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

· Навык положительного отношения к миру.

Обыгрывание ситуаций

Детям предлагается разбиться на пары: один ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.

Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.

В конце дети и педагог приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

Технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета.

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

2. Мозговой штурм

Организует детей в малые группы.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогают проанализировать принятое решение.

Объединяются в группы.

Находят совместное решение.

Организует презентацию решения кейса.

Помогает сравнить предложенные решения.

Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Применяют знания в различных ситуациях.

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые коллективом в соответствии с обстановкой общения.

Формирование навыков и умений в освоении форм речевого этикета.

1. Умение пользоваться формулами речевого этикета.

2. Соблюдение норм употребления слов, умение говорить так, чтобы обеспечить себе понимание со стороны собеседника.

3. Правильное употребление слов и этикетных формул в разных ситуациях общения.

4. Приобретение опыта этикетного поведения.

5. Потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

6. Обогащение речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Цель: познакомить педагогов с одним из проблемных методов, методом ситуаций, предполагающим рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Введение. Метод кейсов.
  4. Коллективный разбор ситуаций.
  5. Рефлексия
  6. Упражнения для повышения энергетического потенциала.

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

  • если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
  • если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
  • если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
  • если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
  • если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
  • если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
  • если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
  • если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
  • если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
  • если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
  • если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
  • если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
  • если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Предлагаем вам разобрать по две ситуации в подгруппе.

Миша и Паша 5 лет начали драться на улице. Что делать воспитателю?

Решение: Воспитателю нужно перевести драку в игру. Например, предложить им поиграть в

боксеров, собрать всех детей вокруг, как будто это зрители.

Дети самостоятельно играют игрушками. Когда пришло время убирать все

игрушки на свои места, один из ребят этого не захотел делать. Воспитатель подошла к мальчику и спросила:

– Ваня, почему ты не положил игрушки на место?

Мальчик помолчал, затем отвечает воспитателю:

– Я дома никогда их не убираю.

– А почему ты их никогда не убираешь? - спросила мальчика воспитатель. – Это делает мама.

Что на ваш взгляд является неправильным в поведении родителей мальчика, а именно его

мамы? Почему Ваня так повёл себя в группе?

Во время сон часа Аня 4 лет отказывается ложиться спать без мамы. Что делать воспитателю?

Решение: Воспитательнице нужно поговорить с Аней и объяснить, что мама в это время тоже ложиться спать, и скоро она придет.

Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают

Как отреагировать маме?

1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.

2. Поддержать дочку: 1«Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа –

3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки

вызвала неуверенность в первых неудачах.

После обеда дома мама начинает убирать со стола, мыть посуду. Дочка взяла

свою тарелку и понесла к раковине. Мама забрала у неё тарелку и сказала:

– Маша, не бери ничего, я сама сейчас быстро всё приберу. Иди лучше мультик посмотри.

Маша послушалась маму и ушла.

Что в данной ситуации мама девочки сделала неправильно? Как было бы лучше поступить в

Решение: Маме не следовало говорить такую фразу дочке, так как по ситуации мы видим, что

дочь хотела помочь маме убрать со стола. Это похвально. Необходимо развивать и

формировать у ребёнка трудолюбие, самостоятельности у него.

спрашивает у детей:

– Ребятки, кто сегодня хочет быть в роли дежурного, поднимите руку?

Ребята начали бойко поднимать руки и громко выкрикивать. Однако воспитатель поставила

дежурным только одного из детей, по своему усмотрению, не объяснив свой поступок, почему

выбрала именно его, а не кого-то другого.

В результате, все остальные дети начали ругаться между собой, а двое мальчиков даже

Что педагог в данной ситуации сделала неправильно? Почему дети начали себя так вести? Как

возможно разрешить сложившуюся проблему?

Решение: В данной ситуации мы видим, что любовь к труду у детей достаточно развита. Что

же следует отметить? Воспитатель, прежде всего как педагог должна была объяснить ребятам

свой поступок. По тому, как дети наперебой стали тянуть руки и выкрикивать, можно судить об их трудолюбии, однако воспитателю было бы лучше поступить несколько иначе, а именно:

выбрать дежурного, а остальным спокойно объяснить, что в другой день будет дежурить

кто-то другой, и что все из ребят побудут в роли дежурного. Таким образом, у детей будет

развиваться чувство ответственности за то, что они делают, и делают по очереди. Педагогу

важно уметь решать внутригрупповые конфликты, и желательно не доводить до их

Петя во время прогулки на улице в детском саду каждый раз измазывается в

Что делать воспитательнице?

Решение: Нужно поговорить с родителями о том, чтобы они предложили Пете каждый день

стирать свою испачканную одежду.

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше

Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

Решение. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет

Нины и Тани разное.

Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет

его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса

ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со

Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему

ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность.

Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.

Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в

Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося не всегда могут быть разрешены немедленно.

Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.

Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века.

Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.

Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

Анализ проблемы состоит из следующих шагов:

1. Предварительное описание проблемной ситуации;

2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;

3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;

4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);

5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;

6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;

7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3;

3. Коллективный разбор ситуаций

Ситуация "Об отверженном ребёнке"

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

1. Исследовательская задача :

• Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,

• Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,

• Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.

2. Прогнозная задача : помочь мальчику войти в детское общество

3. Изобретательская задача :

- выявить способности мальчика, значимые для других детей;

- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4. Идеальный конечный результат : научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание : научить завязывать шнурки других детей.

Самотоятельная работа групп

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

1. Исследовательская задача :

• Что есть? - гиперактивный ребёнок.

• Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.

• Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.

3. Изобретательская задача :

- Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов .

- Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог , садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.

- излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

- дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.

4. Идеальный конечный результат : материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос , а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.

1. Исследовательская задача :

• Что есть? - нетерпеливый ребенок.

• Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников , давая личные оценки происходящему.

• Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

2. Прогнозная задача :

- сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.

3. Изобретательская задача :

- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.

- тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.

- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.

В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

1. Исследовательская задача :

• Что есть? – робкий ребенок.

• Что не устраивает? - заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

• Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.

2. Прогнозная задача :

- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

3. Изобретательская задача :

- выявить причину неуверенности в себе;

- научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;

- повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает

информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует

роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

1. Исследовательская задача :

• Что есть? – несдержанный, импульсивный ребёнок.

• Что не устраивает? – Не умеет сдерживать себя в разных ситуациях.

• Что нужно? – научить слушать других.

2. Прогнозная задача :

- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

3. Изобретательская задача :

- Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали

- Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа, шахматы, шашки).

- Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка.

Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам

формирования адекватной самооценки.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.

6. Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

-Схема Кейса - 4 (подгруппы)

- ситуации по 2 * 4 (подгруппы)

- ситуации 1 * 4 (подгруппы)

Анализ проблемы состоит из следующих шагов:

1. Предварительное описание проблемной ситуации;

2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;

3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;

4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);

5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;

6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;

7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3;

Ситуация "Об отверженном ребёнке"

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

1. Исследовательская задача :

• Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,

• Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,

• Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.

2. Прогнозная задача : помочь мальчику войти в детское общество

3. Изобретательская задача :

- выявить способности мальчика, значимые для других детей;

- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4. Идеальный конечный результат : научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание : научить завязывать шнурки других детей.

Миша и Паша 5 лет начали драться на улице. Что делать воспитателю?

Дети самостоятельно играют игрушками. Когда пришло время убирать все

игрушки на свои места, один из ребят этого не захотел делать. Воспитатель подошла к мальчику и спросила:

– Ваня, почему ты не положил игрушки на место?

Мальчик помолчал, затем отвечает воспитателю:

– Я дома никогда их не убираю.

– А почему ты их никогда не убираешь? - спросила мальчика воспитатель. – Это делает мама.

Что на ваш взгляд является неправильным в поведении родителей мальчика, а именно его

мамы? Почему Ваня так повёл себя в группе?

Во время сон часа Аня 4 лет отказывается ложиться спать без мамы. Что делать воспитателю?

Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают

Как отреагировать маме?

После обеда дома мама начинает убирать со стола, мыть посуду. Дочка взяла

свою тарелку и понесла к раковине. Мама забрала у неё тарелку и сказала:

– Маша, не бери ничего, я сама сейчас быстро всё приберу. Иди лучше мультик посмотри.

Маша послушалась маму и ушла.

Что в данной ситуации мама девочки сделала неправильно? Как было бы лучше поступить в этом случае?

спрашивает у детей:

– Ребятки, кто сегодня хочет быть в роли дежурного, поднимите руку?

Ребята начали бойко поднимать руки и громко выкрикивать. Однако воспитатель поставила дежурным только одного из детей, по своему усмотрению, не объяснив свой поступок, почему выбрала именно его, а не кого-то другого.

В результате, все остальные дети начали ругаться между собой, а двое мальчиков даже

Что педагог в данной ситуации сделала неправильно? Почему дети начали себя так вести? Как возможно разрешить сложившуюся проблему?

Петя во время прогулки на улице в детском саду каждый раз измазывается в

Что делать воспитательнице?

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше

Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением. Конфликтные ситуаций, возникающих в коллективе детского сада, могут быть:

• между педагогами;

Как правило, основу конфликтов между педагогами составляют профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция между членами коллектива, низкий уровень культуры поведения и коммуникации.

• между воспитателем и родителями

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики,

не переодели грязную футболку) ;

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика) ;

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Давайте рассмотрим конкретные примеры конфликтных ситуаций между педагогами :

В ДОУ после декретного отпуска вышла музыкальный руководитель, имеющая большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда музыкальный руководитель занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Педагог игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес коллеги. Конфликт мог перерасти на личностный уровень.

Как можно конструктивно решить этот конфликт? (Предлагаемые варианты записываются на доске).

Комментарии психолога: На консультации с воспитателем были сделаны акценты на ее профессионализме и высокой оценке ее работы администрации ДОУ, и как профессионалу был задан вопрос – как бы она оценила данную ситуацию, если бы на месте музыкального руководителя была она сама. Педагог согласилась с тем, что была бы не довольна, если бы вмешивались в ее работу. Каждый сотрудник должен отвечать за деятельность в рамках своей компетенции и должностной инструкции. Личные отношения между участницами конфликта были налажены.

В детском саду назрел конфликт между воспитателями одной группы - с опытом и молодым специалистом. На протяжении нескольких месяцев молодой специалист-воспитатель работала неплохо : ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно давала рекомендации по улучшению качества работы молодому специалисту, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений. Как решить данный конфликт?

Комментарии психолога: Беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь в становлении молодой коллеги. Были даны рекомендации в какой форме (на равных, без давления) выстраивать общение с молодым педагогом. Подключиться к контролю выполнения членами педагогического коллектива значимых предложений со стороны старшего коллеги. В беседе с молодым специалистом были подчеркнуты плюсы ее работы, затем было подчеркнуто, второй педагог является педагогом с большим стажем, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике. Для смягчения данного конфликта было предложено участие педагогов данной группы в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива ДОУ. Хотелось бы отметить, что педагоги данной группы заняли 1 место!

Рассмотрим теперь примеры конфликтов между воспитателем и родителями.

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Комментарий психолога: Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае педагогу было рекомендовано уклониться от конфликта- это помогло сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком путем оформления стенда об организации занятий и игр дома для родителей.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители сильно возмущались, что его только что купленная одежда очень грязная, и обвинили педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель в шутливой форме предложила попробовать родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога. В данной ситуации это хороший выход. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но желательно доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще.

Ситуация 3

Ребенок берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, родителей детей из группы, но не своего ребенка.

Ситуация 4

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметила, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Комментарий психолога Для решения данной проблемы педагогу было рекомендовано участие во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

-Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, орга-низовав специальные коммуникативные игры.

В заключении хотелось бы для поддержания стабильного психологического состояния у вас, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств провести …

Анализ педагогических ситуаций (из опыта работы) 1 ситуация: Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные,.

Годовой план работы педагога-психолога Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ. Задачи педагога – психолога на 2016.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого). Презентация на заданную тему содержит 29 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Кейс №1 (дошкольный возраст) Катя, 4 года. С 3 лет посещает детский сад. Адаптационный период прошла благополучно (адаптация длилась около двух мес.) Катя активная, подвижная девочка. В группе является лидером, при этом достаточно часто начинает действовать силой. В группе есть несколько подруг, при этом девочка с ними периодически ссорится. Конфликт решается с помощью родителей или воспитателей. Живет в полной расширенной семье (с бабушкой по линии отца). Отношения родителей являются напряженными, т.к. достаточно часто происходят ссоры между матерью девочки и бабушкой. Воспитатели ДОУ жалуются на высокий уровень агрессии, неустойчивый эмоциональный фон настроения: девочка может ударить, толкнуть или укусить кого-либо из детей в группе, также может резко закричать или заплакать.

Кейс №1 (дошкольный возраст) Из беседы с родителями известно, что агрессию девочка начала проявлять около года назад. Дома ударить кого-либо из родителей себе не позволяет, но может ударить бабушку, если она сделает ей замечание. В отношениях с родителями пытается добиться своего: может начать плакать, бить себя по голове, разбрасывать игрушки. В таких случаях родители пытаются игнорировать поведение ребенка, но бабушка пытается любыми способами ребенка успокоить, поэтому сразу все разрешает.

Кейс №1 (дошкольный возраст) Основные гипотезы: Эмоционально-личностные нарушения (высокий уровень агрессии, нестабильность эмоционального фона); Деструктивный стиль родительского воспитания, приведший к нарушениям поведения у ребенка; Затянувшийся кризис 3-летнего возраста; Нарушения неврологического характера.

Кейс №1 (дошкольный возраст) Основные пути решения: 5. Составление индивидуальных рекомендаций по взаимодействию с ребенком с учетом личностных особенностей девочки, а также составление рекомендаций по оптимизации детско-родительских взаимоотношений: Соблюдение единства требований в семье; Последовательность в выборе воспитательных стратегий и их соблюдение; Создание и поддержание в семье благоприятного эмоционального климата; Демонстрация в семье социально приемлемых способов решения конфликтных ситуаций; Учить ребенка различать и проговаривать свои чувства; Учить ребенка выражать гнев социально приемлемым способом; Исключить из методов наказания ребенка физические и др.

Кейс №1 (дошкольный возраст) Основные пути решения: В индивидуальную программу работы необходимо включить игры и методы, направленные на усвоение социально приемлемых форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью взрослого (родителя или психолога) постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Также можно предложить ребенку игры, в которых проигрываются определенные ситуации.

Кейс №2 (младший школьный возраст) Из беседы с матерью известно, что физическое развитие мальчика проходило в соответствии с возрастом. В ДОУ поступил в 5 лет, адаптировался тяжело, часто болел. В подготовительной группе ДОУ стал проявлять интерес к логическим играм. С детьми в группе не конфликтовал, имел несколько друзей. Публичные выступления не любил, требовалась длительная психологическая подготовка (настрой, убеждение). Отношения в семье благоприятные, при этом большую часть времени ребенок проводит с бабушкой, т.к. родители много работают. Из беседы с учителем известно, что мальчик испытывает трудности при вербализации. Активности на уроках не проявляет. При необходимости устного ответа с места или ответа у доски волнуется, нуждается в стимулирующей помощи, одобрении. В общении с одноклассниками приветлив, жалоб на поведение нет.

Кейс №2 (младший школьный возраст) Основные гипотезы: Эмоционально-личностные проблемы: низкий уровень самооценки, высокий уровень личностной и (или) ситуативной тревожности; Низкий уровень речевого развития; Деструктивный стиль воспитания: несоответствие типа детско-родительского взаимодействия возрастным особенностям сына; Наличие негативного психотравмирующего опыта публичных выступлений в прошлом;

Кейс №2 (младший школьный возраст) Основные пути решения: 1. Провести психолого-педагогическую диагностику с целью определения уровня познавательного и речевого развития; 2. Исследовать эмоциональное состояние ребенка, личностные особенности, а также изучить внутрисемейные отношения; 3. На основе пунктов 1. и 2. необходимо составить индивидуальные рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения;

Кейс №2 (младший школьный возраст) Основные пути решения: 4. Провести работу с классным руководителем, целью которой станет разъяснение возрастных и личностных особенностей ребенка. Основными рекомендациями могут стать: Поощрение (словесное) ученика за проявление любой активности на уроке; Демонстрация успешных работ или выполненных заданий данного ученика классу; Привлечение ученика (одного или в паре с кем-либо) к активной деятельности класса или школы (с целью повышения самооценки).

Кейс №2 (младший школьный возраст) Основные пути решения: 6. На основе социометрии составить план групповой работы с детьми данного класса, где, в том числе могут быть реализованы психологические потребности данного ребенка.

Кейс №3 (подростковый возраст) Лиза К, 13 лет, ученица 7 класса. На консультацию привела мама с жалобами на демонстративное поведение, непослушание. Из беседы с мамой известно, что около года назад из семьи ушел отец. Девочка видится с ним, но редко (отец не проявляет инициативы для встреч). Периодически винит в произошедшем мать. Отношения с матерью были благоприятными, но около 1,5 лет назад стали портиться. Девочка стала общаться с компанией, которая, по мнению мамы, является неблагополучной: перестала прислушиваться к мнению матери, хочет соответствовать компании (стала также одеваться, занялась брейк-дансом).

Кейс №3 (подростковый возраст) В школе учится хорошо, с программой справляется. Мать не одобряет занятия уличными танцами, т.к. считает, что это не женское увлечение. Из предоставленной классным руководителем характеристики известно, что девочка ответственная, но очень ведомая: не всегда может отстоять свое мнение, ориентируется на мнения друзей-лидеров. После ухода из семьи отца снизилась учебная мотивация, появились перепады в настроении. В конфликты с одноклассниками и учителями не вступает.

Кейс №3 (подростковый возраст) Основные гипотезы: Переживание кризиса подросткового возраста; Переживание психотравмирующей ситуации, связанной с уходом из семьи отца; Деструктивный стиль родительского воспитания (привлечение родителями ребенка для выяснения собственных отношений); Эмоционально-личностные особенности девочки, влияющие на взаимоотношения с матерью.

Кейс №4 (юношеский возраст) Из педагогической характеристики на учащегося: Егор имеет хорошие способности к учебе, особенно легко ему даются предметы естественнонаучного цикла. Всегда спокоен и уравновешен, морально устойчив. Обладает лидерскими качествами, пользуется уважением у одноклассников. В общении со взрослыми всегда сдержан, адекватно реагирует на полученные замечания. Принимает активное участие в общественной жизни школы и класса. Воспитывается в полной семье, воспитанием сына занимаются оба родителя.

Кейс №4 (юношеский возраст) Трудности в принятии решения по вопросу профессионального самоопределения могут быть обусловлены (основные гипотезы): Неблагоприятным эмоциональным состоянием молодого человека, неуверенностью в себе; Зависимостью молодого человека от мнения близких. В процессе организации совместной деятельности с юношей необходимо учитывать, что проблемой возраста, решаемой через социальную ситуацию развития, является выбор профессии и автономность, результатом которой должно стать вступление во взрослую жизнь.

Кейс №4 (юношеский возраст) Основные пути решения: 1. Оказание психологической поддержки с целью оптимизации эмоционального состояния, необходимого для принятия решения в выборе профессии; 2. Проведение психологической диагностики с целью выявления эмоционального состояния клиента, соотнесения его личностных характеристик, склонностей, способностей, интеллекта с различными профессиями для наилучшего профессионального выбора;

Кейс №4 (юношеский возраст) Основные пути решения: 3. Анализ результатов, полученных в ходе психологического исследования и обсуждение их с клиентом с целью информирования о выявленных психологических ресурсах, способностях и возможностях профессиональной деятельности; 4. Проведение развивающих занятий (использование специальных игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения), направленных на побуждение клиента к выбору, формирование навыков решения проблем и построения жизненной стратегии. Обучение навыкам планирования и реализации профессиональной карьеры; 5. Побуждение клиента к принятию решения в выборе профессии. Составление вместе с клиентом его профессионального плана;

Кейс №4 (юношеский возраст) Основные пути решения: 6. Проведение консультации с отцом юноши с целью конструктивного выхода из сложившейся конфликтной ситуации, связанной с выбором будущей профессии их сына. Примером рекомендаций могут быть: Признание права ребенка на возможность самостоятельного принятия решения в вопросе профессионального самоопределения; Уважение и принятие выбора сына; Оказание психологической помощи (поддержка) в профессиональном и нравственном самоопределении; Информационная помощь сыну в вопросах самоопределения: помощь в выборе ВУЗа и специальности и др.

Читайте также: