Казачий компонент в школе

Обновлено: 05.07.2024

На этот вопрос пытаются ответить и педагоги, выстраивая модель будущего выпускника: это, несомненно, информированная личность, способная к адаптации, социализации в быстро меняющемся мире, сохранившая физическое здоровье и, что не менее важно, эта личность должна иметь определённые ценностные ориентации. Одна из важнейших – любовь к Родине, России.

Что может противопоставить нынешняя школа процессу деградации? Как спасти будущее? Как помочь юным найти своё место в жизни?

Один из возможных путей выхода из сложившейся ситуации - обращение к воспитательным возможностям истоков: культуре, традициям, духовности прошлого.

Формой обращения к воспитательным возможностям прошлого стало создание классов казачьей направленности. Открытие таких классов именно в нашей школе неслучайно: она (школа) является старейшей в городе, в 2006 году отметила 140-летний юбилей, рядом расположен Казачий курень, родители многих учащихся – потомки коренных казаков бывшей станицы Ключевой. Следует заметить, что население микрорайона школы многоконфессиональное и многонациональное, поэтому мы не планируем создавать школу казачьей направленности, учитывая объективные обстоятельства. Принимая решение об открытии классов казачьей направленности, школа не ставила перед собой задачи пополнить ряды возрождённого казачества. Речь идёт о воспитании в подрастающем поколении важных общечеловеческих ценностей через игру, через обращение к историческим и культурным истокам.

По Положению, в данных классах обучаются в течение 5 лет (5-9 классы), за воспитанниками сохраняется право перевестись в обычный класс.

Преподавание в классах казачьей направленности ведётся по базисному учебному плану. Материалы по истории, культуре, духовности, быту казачества вводятся в содержание образования двумя путями.

Второй способ введения в содержание образования материалов, связанных с кубанским казачеством, - тематический. В содержании урока естественно привлекаются материалы по истории, особенностям говоров, быта, нравов казачества в качестве сопровождающих основной материал.

Примеры этих заданий показывают, насколько важно создание единой образовательной и воспитательной среды в классах казачьей направленности, межпредметная связь, связь с организацией внеклассной работы, с дополнительным образованием.

С 7 класса в учебный план вводится огневая и строевая подготовка, изучаются традиции кубанского войска. Дети посещают кружок вольной борьбы. Юные казачата участвуют в смотрах, парадах, посвящённых празднованию Дня Победы, общегородских мероприятиях. Это воспитывает в ребятах чувство подтянутости, ответственности, уверенности в себе.

Сегодня идёт подготовительный этап: собираются экспонаты, создаются копии артефактов, экспозиции.

Музейная педагогика предполагает и использование развивающих методов, которые можно назвать ведущими в реализации личностно ориентированного обучения и воспитания.

Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.

В детских садах Дона ребятишек воспитывают в казачьих традициях

В нашем городе несколько школ имеют статус казачьих. Недавно узнала, что и садики есть такие. Чем эти образовательные учреждения отличаются от остальных?

А. Морозова,
Каменск-Шахтинский

Донские казаки или донцы – первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск российской империи. С тех пор не один век минул, а казачьи традиции на донской земле живы.

Махмут Салимов уже несколько лет занимается поисковой работой.

Где всё начинается?

Почитание казачьих традиций начинается с самого детства – сначала с семьи, потом подключаются детсады и школы. На днях в Ростовской области ещё 24 образовательных учреждения Дона получили статус казачьих. Они реализуют учебные курсы по культурно-историческим традициям донского казачества и региональным особенностям донского края, поэтому могли претендовать на то, чтобы стать казачьими.

В Каменске-Шахтинском этот статус получили 16 детских садов и школ. В их числе детский сад комбинированного вида № 15, который посещают 126 малышей.

Воспитанники много знают о донском рукоделии и ремесле да и сами с удовольствием учатся этому искусству. А ещё поют, танцуют и рассказывают стихи.

Чтобы получить этот национальный статус, постарались и педагогический коллектив, и воспитанники, и их родители. Программа учреждения по возрождению казачества на Дону получилась замечательной. И теперь её воплотили в жизнь.

В Романове уже функционирует казачья школа. Теперь, благодаря детсаду, на территории поселения обеспечена непрерывность казачьего образования.

Школьники на Дону изучают историю родного края с детства.

Зачем учить традициям?

С каждым годом в регионе всё больше школ тоже получают статус казачьей. Сладко-Балковская средняя школа № 13 Целинского района – одна из них. Активная деятельность по внедрению казачьего компонента здесь ведётся давно. А теперь образовательное учреждение получило и официальный статус казачьего.

О том, что такое казачье образование, слышали многие. При этом, в чем же конкретно заключается его специфика, знают далеко не все. Что главное для педагога, обучающего казаков, и какую роль в воспитании патриотизма играет такое образование, рассказали непосредственные участники процесса казачьего обучения.

Александр Кузнецов – потомственный казак и глава многодетной семьи. Его главное призвание в жизни – быть педагогом. Преподавательской деятельности мужчина посвятил более 30 лет.


Александр Кузнецов (крайний справа) преподаватель в сочинской школе №12

А последние пять лет Александр работает в системе казачьего образования. В новом учебном году он передает свой опыт в сочинской школе №12, где помимо преподавания истории занимается организацией казачьих классов.

— Сейчас веду восьмой и девятый казачьи классы. Замечаю, что ребят, желающих изучать историю, культуру и традиции казачества становится все больше. Между тем Сочи – многонациональный город, в одном классе обучаются дети разных культур, вероисповеданий, – отмечает Александр Кузнецов.


Также он отмечает, что казачьи классы более сплоченные, а дети, обучающиеся в них, максимально открыты новым знаниям. Кроме того, для юных казаков и казачек с детства считается нормой уважение к старшим, взаимовыручка, понятие братства.

Как учат казаков

Образование казаков состоит из двух основных компонентов: верность традициям и соответствие современным учебным стандартам.


— Воспитательный процесс будет иметь позитивные результаты только тогда, когда он базируется на моральных критериях, выработанных народом на протяжении своей истории и закрепленных в традициях и обычаях, которые не только осуществляют регулирующую функцию в обществе, но и сохраняют лучшие образцы норм и правил поведения, – рассказал Олег Ратушняк.

Также он уточнил, что реализация казачьего компонента в современном образовании осуществляется через систему дополнительного образования и внеклассную работу.


Этим нужно жить

Особую роль в казачьем образовании играет институт наставничества.

— Фактически данный институт впитал в себя лучшие образцы организации воспитательной работы как дореволюционной, так и советской системы воспитания подрастающего поколения-, – отметил Олег Ратушняк.

В ходе внедрения наставников в образовательный процесс было опробовано много различных вариантов функционирования данного института.

— На мой взгляд, наиболее оптимальным является вариант, когда казачий наставник, являясь членом войскового казачьего общества, обладая соответствующим образованием, выполняет функции воспитателя в образовательном учреждении казачьей направленности, – сообщил Олег Ратушняк.

Ученики на открытии казачьего класса

На ряду с этим в средних специальных и высших образовательных учреждениях наставник может выполнять функции куратора групп.

Как отмечает Олег Ратушняк, казачье воспитание дает свои ощутимые плоды. Такое образование позволяет привить патриотизм и к малой родине, и к родине в широком смысле. Еще казакам с детства дают установку на здоровый образ жизни.

Заведующий лабораторией казачества Южного научного центра РАН, доктор исторических наук Андрей Венков отмечает, что главное в казачьем образовании – это воспитание.

— Казачье воспитание – это в первую очередь мужское воспитание. Нет казачьей математики, нет казачьей химии, но есть целенаправленно подобранные особенности при преподавании гуманитарных дисциплин, – заявил Андрей Венков.

Реализация казачьего компонента в образовательном процессе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В статье представлен опыт работы по реализации регионального компонента на уроках информатики и внеурочной деятельности. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей. На основе знакомства учащихся с историей казачества происходит непосредственное прикосновение детей к историческому и культурному наследию, героическим и трагическим страницам казачества.

Читайте также: