Казачество в доу статья

Обновлено: 05.07.2024

Что заставляет нас любить свою родину? Над этим вопросом мы редко задумываемся. Мы живём, работаем, учимся, решаем какие-то проблемы. Часто говорят, что человек любит Родину, потому что это его дом, он родился и вырос в определённом месте в определённой стране, с этим местом у него связаны воспоминания и эмоции. И это действительно так. Детство, родители, первая любовь, первые достижения в учёбе, в работе, в увлечениях, всё это конечно же накладывает свой отпечаток на восприятие места, где вырос. Но мне кажется, что любовь к Родине рождается где-то в бессознательном. Ведь мы даже не задумываемся над этим, но, уезжая из дома, начинаем скучать, вспоминаем родные места, людей и возвращаемся домой. Почему мы возвращаемся? - потому что это наша Родина, здесь могилы предков, здесь наши корни, здесь говорят на родном языке, здесь нас ждут, родные люди или любимые с детства места. Ощущения принадлежности к чему-то большему, чем ты сам не заменит ни одна, даже самая замечательная страна в мире.

Я считаю, что чувство любви к Родине, должно закладываться с самого детства. В этом плане велика роль родительского воспитания и дошкольного образования, любовь к отчизне проявляется, когда человек осознает свою духовную связь с ней, а также когда он гордится историей своей родины и своим народом.

Одним из наиболее важных условий развития общества является воспитание граждан, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Чтобы это условие реализовать на практике необходимым является этническое воспитание, ориентированное на межнациональное общение, начиная с младшего дошкольного возраста. То есть этническое воспитание должно начинаться в дошкольном учреждении и продолжаться далее в школьные годы.

Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1153 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, в котором отмечается, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Все эти нормативные документы подводят к тому, что в содержании регионального дошкольного образования, должна учитываться специфика региональной культуры. А воспитание детей должно идти как воспитание представителей и носителей местной культуры.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Реализация регионального компонента может составлять до 40% от общего объема программы. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом.

Многонациональность Донского края, в частности города Новочеркасска, одна из причин необходимости прививать уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям, истории края. Новочеркасск – столица мирового казачества, город пропитан историей казаков, их воинской славой. Каждая улица, каждый дом имеет свою неповторимую индивидуальность, свой характер, свою историю. Знание истории города, его традиций, его культуры – развивают уважение к родному краю, уважение к традициям, обычаям, укладу жизни казаков.

Основная цель реализации в ДОУ национально-регионального казачьего компонента – воспитать ценностно-смысловое отношение к традициям казаков в процессе знакомства с их бытом, традициями, культурой, природой донского края.

Региональный аспект дошкольного образования, раскрывает культурно- познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические, экологические ценности родного края.

Для достижения целевых ориентиров ФГОС используются наиболее эффективные формы и методы работы по следующим направлениям:

  • знакомство с жизнью и бытом донских казаков, традиционными и обрядовыми праздниками, играми, ремеслами, искусством: на занятиях по познавательному, речевому, музыкальному, изобразительному и физическому развитию, в совместной, досуговой деятельности;
  • знакомство детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
  • привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс для создания единого воспитательно-образовательного этнокультурного пространства реализации регионального компонента;
  • создание системы работы с социумом, погружая дошкольников в сферу культурных ценностей и смыслов;
  • создание предметно-пространственной среды для реализации регионального компонента.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, уголков казачьего быта. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем.

Родители, также могут являться активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, быть помощниками вовремя их подготовки.

Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации подобной работы у воспитанников ДОУ происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей.

Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Правильно сформированная культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств, что в свою очередь помогает воспитать порядочного гражданина для своего государства.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.

Педагогический опыт на тему приобщения детей к культуре и традициям казачества.

ВложениеРазмер
опыт работы по патриотическому воспитанию 180 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа город Урюпинск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

УСОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Раздел I. Справочно – информационные сведения об опыте ……………

Раздел II. Технологические сведения об опыте…..…………………..……

2. Цель и задачи, решаемые в опыте………………………………………….

4. Педагогические средства, используемые в опыте…………………………

Раздел III. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике………………. ……………………………………. ………………..

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Действенным средством воспитания патриотизма, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Тренировать тело и дух казаки начинали едва ли не с пелёнок, и даже самые ранние детские игры учили их быть сильными, ловкими, волевыми, справедливыми.

Первым и бесценным кладом, который получает каждый человек от своих предков, является, конечно, родной язык, родная речь. Великое множество прибауток, побасенок, слышал каждый казачонок еще в колыбели, еще не научившись говорить. Так он привыкал к музыке и ритму родного языка, а уж когда вставал на ножки и начинал ходить, то окунался в безбрежный океан фольклора. Пословицы и поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого.

3.Место функционирования: 403113, улица 50–лет Победы, 6, г. Урюпинск, Волгоградская область, тел. (884442) 4-31-90.

4.Длительность функционирования опыта: над данной проблемой работаю с 2014 г.

5.Уровень новизны опыта: поисково – творческий.

6.Опыт представлен: настоящим описанием и приложениями.

II. Технологические сведения об опыте.

1. Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Необходимостью в формировании и развитии у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров для воспитания и нравственного развития духовно – богатой личности. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – Хоперскому краю.

Дошкольное детство очень важный этап в становлении морального облика человека. В этот период у детей закладываются основы патриотизма и нравственности, начинает появляться интерес к явлениям, происходящим в общественной жизни. Очень важно в период, когда Дети начинают задавать вопросы взрослым, стремясь больше узнать о своей стране, родном крае, городе, улице, где они живут, в доступной форме помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных и патриотических чувств.

Но, не смотря на это мальчишки и девчонки - современные казачата – всегда рады принять участие в подвижных играх и на уроках физической культуры, и на перемене, и на улице - во дворе дома. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.

В настоящее время работа по патриотическому воспитанию особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о культурном наследии казачества и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного воспитания.


Интерес к традиционной культуре народов, к их языкам, обычаям, обрядам, истории за последние два десятилетия необычайно возрос в нашей стране. Это явление имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические национальные причины. Мысль о том, что без всестороннего развития прошлого не может быть понятно настоящее, тем более будущее.

История народа, его традиции, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.

Глубоко познав свои истоки, легче будет ответить и на самый главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно-нравственного воспитания детей, как действовать?

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает, повысит интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Детский сад начал работу на конкретных исторических событиях, героических примерах, на народных традициях и правилах, по которым жила Кубань. Но при этом помнили и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживали связь между старинным и днём настоящим, давали понять ребёнку, что он хозяин своей Родины, что здесь его дом, близкие и дорогие люди, что нужно любить свой край, всё что живёт и радуется вместе с ним.

Ознакомление детей с историей и культурой Кубани проходили через все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. В подготовке к занятиям принимали активное участие родители воспитанников. На занятиях знакомили детей с историей заселения Кубани, с народными обычаями и праздниками, с историей возникновения родного города, а также с символикой края. В процессе занятий дети учатся не только понимать и любить свой край, но и заботиться о природе, быть её защитником. Полученные знания ребята отражали в продуктивной деятельности.

Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Мной и родителями была проделана работа по оформлению макета кубанского подворья, собрана коллекция глиняной посуды. Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.

После ознакомления детей с символикой Кубани, я предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи или поселка, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою инициативу.

Практика показала, что родители и дети, стремясь подчеркнуть особенности своей семьи, своего рода, не ограничиваются полученной информацией. Гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию.

На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли.

К развлечениям, посвященным обрядовым праздникам, родители приносили выпеченные дома хлебные изделия – блины на Масленицу, колядки – на Рождество, куличи, жаворонки – на Пасху. В благодарность родители получали самые разнообразные призы – поделки, выполненные их детьми.

В повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные кубанские подвижные игры с пропеванием слов, что тренировало речь детей и параллельно знакомило с особенностями народной речи. Дети включались в игры, которые давали возможность им побыть в роли лидера-водящего.

Детский сад работает в тесном контакте с краеведческим музеем города. Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Выход в музей и экскурсии по городу целесообразно проводить с родителями.

При посещении музея и экскурсий по городу дети узнают много нового и интересного о его истории, исторических зданиях, знакомятся с бытом, костюмами казаков, с их песнями, творчеством кубанских поэтов. Систематически организуем встречи детей с интересными людьми нашего города: поэтами, художниками, народными умельцами, ветеранами войны и труда.

Детский сад получает консультативную помощь от представителей православного духовенства. Совместно с родителями и педагогами детского сада интересно проходят экскурсии в храм.

Поэтому мы сделали вывод, что:

1. Активизируя работу родителей, мы провели для них семинар-практикум, в котором основное внимание обратили на формирование положительно насыщенного образа родного дома.

2. Привлекли родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

С помощью родителей сшили прекрасные костюмы, которые еще больше воодушевляли детей. Дети, через песню, откликнулись своею любовью к родному краю богатому фольклором, славным казачьим традициям. Когда познакомили детей с историей нашего края, дети узнали, почему казачий язык похож на русский, украинский и белорусский говор.

Была прекрасно оборудована казачья комната. Теперь не осталось ни одного равнодушного к нашим кубанским песням.

Мы поставили перед собой задачу продолжать формировать нравственно-патриотические чувства у воспитанников, используя народное искусство.

Такая связь с семьей меня очень радовала, знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей.

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, детский сад, дошкольный возраст, игра, интерес, народное искусство, ознакомление детей, посещение музея, родной край.

Похожие статьи

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

‒ Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к городу должны передаваться детям.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Тенденции познавательного развития детей старшего.

Keywords: cognitive development, preschool age, his native land. Постановка проблемы. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Создание условий для формирования краеведческой культуры.

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным.

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Система работы с детьми и родителями по организации.

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок, дошкольное образование, малая Родина, родитель, образовательный процесс, дошкольное учреждение, Российская Федерация. Музейная педагогика в школе | Статья в журнале.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Приказ о присвоении статуса "казачье" МБДОУ "ВЦРР-детский сад №2"

Программа по приобщению дошкольников к культуре Донского края "Юные казачата"

Проекты педагогов ДОУ в рамках программы "Юные казачата"

Праздник красных штанов

Край в котором я живу!

Детский мастер-класс "Казачья игрушка"

calendar20192020-29.jpg

11.jpg

WhatsApp Image 2019-06-11 at 10.41.10.jpg

WhatsApp Image 2019-03-26 at 14.28.15(1).jpg

20180618_093838.jpg

Рисунок1.jpg


Дата последнего изменения на сайте: 22.02.2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Читайте также: