Кавелти изучение литературных формул краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

На самом деле многие люди живут так, как будто смотреть телевизор, ходить в кино или читать книги — это первичная потребность, а не средство достичь чего-то еще. Есть даже статистические данные, согласно которым люди тратят больше времени на рассказывание и слушание разных историй, чем на секс. Конечно, апологет психологического детерминизма станет утверждать, что слушание истории есть форма сексуального поведения, но все же это утверждение будет представлять собой немалое преувеличение.

Кавелти говорит о двух типах формул: культурные стереотипы и сюжетные формулы.

Но Кавелти интересно исследовать формулу в качестве сюжетной конструкции.

Исследователь обращает внимание, что оба вида формул используется популярной литературе.

Кавелти уточняет, что сюжетная формула может успешной только при использовании существующих кульутрных стереотипов.

Кавелти (как и Умберто Эко) считает, что в повторяющихся от одного произведения к другому драматических перипетиях получают удовлетворение и отдых от информационного давления общества.

Кавелти пишет, что с одной стороны формула порождает стандартизацию, типичность произведений, но с другой стороны заставляет авторов искать уникальные и оригинальные способы реализовать формульные сюжеты.

В качестве аналогии Кавелти использует актерскую интерпретацию известной роли.

Умберто Эко в аналогичном случае использует аналогию с футбольным матчем.

Кавелти формулирует блестящий парадокс.

Определение формулы по Кавелти очень похоже на характеристику жанра в практическом применении книгоиздательского бизнес. Жанр или жанровая конвенция также предполагают набор определенных тем, идей, повествовательных конструкций, обязательных сцен, систем персонажей, стиль и лексику. В литературоведение существует множество определений жанра, но в первую очередь его дают с художественной точки зрения.

Кавелти вообще считает, что с точки зрения повествовательных конструкций, понятия формулы и жанра равнозначны.

Кавелти считает, что функция формульной литературы заключается не только в поддержании устоявшихся моделей художественного воображения.

3) Исследование границ между разрешенным и запрещенным.

4) Включение новых общественных идей в традиционные культурные образцы. В традиционном вестерне первой половины двадцатого века присутствовали кровожадные злые индейцы и отважные пионеры. Через 50 лет в вестернах роли индейцев и пионеров поменялась.

Напомним, мимесис основной принцип эстетики, смысл которого заключается в том, что искусство подражает действительности. Эскапизм — уход из реального митра в мир иллюзий.

В его интерпретации миметическая литература стремится показать мир в его реальности: скучный, лишенный смысла, неоднородный, неструктурированный. В литературе эскапизма (формульной) создаются художественные, идеальные, упорядоченные миры.

И все же формульное произведение синтез мимесиса и экскапизма.

Кавелти считает, что популярность литературного эскапизма вызвана двумя психологическими потребностями. Во-первых, люди хотят пережить сильные эмоции, которые позволяют забыть о скуке спокойной жизни. А во-вторых, люди стремятся к комфорту, не хотят рисковать и столкнуться в реальности с опасностями.

Упорядоченность формульных произведений позволяет читателям чувствовать себя в безопасности, так как знают правила, по которым перед ними разворачивается художественное полотно.

По мнению Кавелти, формула только лишь одна из составляющих успеха произведения.

Первый, самый популярный подход— теория влияния, в которой утверждается, что содержание и форма литературы оказывают непосредственное влияние на поведение человека.

Кавелти считает, что художественный и литературный опыт отличается от опыта, переживаемого в реальной жизни.

При этом автор соглашается, что эмоции, вызываемые литературой, искусством могут быть сильнее и глубже полученных в аналогичных жизненных ситуациях,

Кавелти признает, что невозможно утверждать, что литература вообще не оказывает воздействие. Но происходит это сложнее. Кроме того, он напоминает, что социальные и поведенческие модели, описываемые в книгах, берутся из культуры этого исторического периода или предыдущего.

Второй подход — детерминистский (марксистский, психоаналитический): потребности и ценности общества определяют содержание и эстетическое выражение литературы.

По мнению Кавелти, детерминисткие теории подразумевают, что миметическая литература в большей степени способствует осознанию латентных и скрытых мотиваций, в то время как эскапистская литература маскирует их или же укрепляет уже существующие преграды, мешающие признанию скрытых желаний.

Кавелти считает, что художественная литература, подобно другим формам поведения чем-то обусловлена, но нельзя упрощать значение литературных произведений сводя их к проявлению подавленных или подсознательных импульсов.

Автор писал работу США в начале 1970-х годах во врем подъема антивоенного движения после Вьетнамской войны. Поэтому в качестве примера он приводит общественные столкновения из-за американского флага, который части сжигали на антивоенных демонстрациях.

В конкретной жанровой формуле проявляется универсальный повествовательный архетип через социальный и психологический запрос, с определенными художественными и культурными символами в определенный исторический период.

II. Художественные особенности формульной литературы.
Формульная литература – это прежде всего вид литературного творчества, следовательно ее можно анализировать как и любой другой вид литературы. В критике двух последних столетий чаще всего осуждали два основных аспекта формульных структур: высокую степень их стандартизации и то, что они отвечают потребностям читателей отдохнуть и уйти от действительности.
Стандартизация может считаться сутью всей литературы.
Формула создает свой собственный мир, который становится нам близок вследствие многократного повторения. Чтобы вызвать интерес, индивидуальная версия формулы должна обладать некоторыми уникальными свойствами, но они должны в конечном счете способствовать более полному воплощению устоявшейся формы.
Каждая формула имеет свои границы.
Существуют два художественных приема, которыми в той или иной степени владеют формульные писатели: умение дать "новую жизнь" стереотипам и способность по-новому изменять сюжет и среду действия, не выходя за границы формулы.
Два способа оживления стереотипа:
1. Придание стереотипному характеру черт, которые кажутся противоположными стереотипным (Шерлок Холмс).
2. Добавление к стереотипному набору неких значимых черт, усложняющих характер человека.
Своеобразие сюжета и обстановки действия аналогично художественной ценности оживления стереотипа.
Еще одна важная характеристика формульной литературы – доминирующая ориентация на отвлечение от действительности и развлечение.
Миметическая литература – представляет мир в привычном для нас виде – противопоставляется формульной литературе.
В формульных произведениях делается акцент на интенсивные и немедленные переживания, акцент на действие и сюжете.
Три литературных приема, чаще всего используемых формульными писателями, - это напряжение (саспенс), идентификация и создание слегка видоизмененного, воображаемого мира.
Повествование представляет собой сочетание чрезвычайного возбуждения и уверенности и безопасности, свойственных формульной литературе.
Способ идентификации с главными героями: в миметической литературе включает осознание и своего отличия от персонажа, и вовлеченности в его действия. Цель формульной литературы – позволить уйти от себя, создав собственный идеализированный образ.
Формульной литературе присущ простоватый стиль, который мгновенно вовлекает читателя в действия героя, лишая его возможности разбираться в тонкостях психологии персонажа.

ЭСТЕТИКА ЭЛИТАРНОГО И МАССОВОГО ИСКУССТВА

Джон Кавелти (англ. John G. Cawelti , 31 декабря 1929, Эванстон, Иллинойс) — американский историк, исследователь массовой культуры.

Содержание

Биография

Из семьи учителей. Закончил университет Айовы (1956), защитил там диссертацию (1960). Преподавал в Чикагском университете (1957—1979), университете Кентукки (1980—2000). Как приглашённый профессор читал лекции в университетах Айовы, Вайоминга, Небраски, а также в Хайдарабаде, Гронингене, Утрехте, Орхусе.

Научные интересы

Избранные труды

  • Apostles of the Self-Made Man: Changing Concepts of Success in America (1965, переизд. 1968)
  • The Six-Gun Mystique (1971)
  • Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture (1976, пер. на япон. яз. 1984)
  • The Spy Story (1987)
  • Leon Forrest: Introductions and Interpretations (1997)
  • The Six-Gun Mystique Sequel (1999)
  • Mystery, Violence and Popular Culture (2004)

Публикации на русском языке

    Реферат книги Adventure, Mystery and Romance// Проблемы социологии литературы за рубежом. М., 1983, c. 165-184.
  • Изучение литературных формул// Новое литературное обозрение, 1996, № 22, с.33-64.

Признание

Был президентом Американской Ассоциации популярной культуры. В 2000 году Ассоциация американской культуры и Национальная ассоциация популярной культуры (США) учредили ежегодную премию имени Джона Кавелти за лучшую книгу об американской культуре (англ. John G. Cawelti Book Award ).

Читайте также: