Картотека диких животных для детского сада с названиями и описанием

Обновлено: 05.07.2024

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят
К.Чуковский
Этих маленьких зверьков с колючками на спинке легко узнать. Острые колючки спасают ежей от врагов – лисиц, волков и др. Почует еж опасность, свернется в клубок – и попробуй его достань. У ежика около 16 000 иголок. Свернутый в клубок еж может даже упасть с высоты, благополучно приземлившись на колючки. Однако грозное оружие ежей бессильно перед водой. Лисицы, например, иногда катят колючие клубочки к водоему. Оказавшись в воде, еж распрямляется и оказывается в лапах у хищника. Опасность для ежей представляют еще совы и ястребы, которые острыми когтями могут добраться до ежа, несмотря на колючки.
Ежи живут в степях, на лугах, в лесах, их можно встретить в садах, городских скверах. Еж – одно из немногих животных, которое может подпустить человека на близкое расстояние. Но не потому, что не боится, а потому что плохо видит. У ежей острый нюх, на него этот зверек и надеется. В случае если ветер дует в противоположную от ежа сторону, зверек не чувствует приближение опасности. Ежи ведут в основном ночной образ жизни. Днем они прячутся в укрытиях-гнездах, которые строят под корнями деревьев. Стаскивают туда ветки, листья. Ежи питаются насекомыми, червями и лягушками, ловят мышей и даже ящериц, змей. Едят они и ягоды и плоды. Однако вопреки распространенному мнению – запасов на зиму не делают и ничего не носят на колючках (многие художники рисуют ежей с яблоками и грибами на колючках). Зимой ежи впадают в спячку. Поначалу они спят довольно чутко. Если их потревожить, просыпаются, сердито сопят и фыркают. В сильные морозы сон у ежей становится глубоким. Температура тела падает с 33,7 до 1,8 градуса. В таком состоянии зверьки могут находиться до 240 дней в году. Поддерживает их существование жир, который зверьки накапливают летом.
ЗАГАДКИ

1
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это ваш приятель… (ежик)

2
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий… (ежик)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Еж мал, но и медведя из берлоги выживет.
Раз искал мужик ножа, да наткнулся на ежа.
Вьется ужом, а топорщится ежом.
Верю кошке и ежу, а тебе уж погожу.

Заяц воду пьет, косится:
Не подкралась бы лисица.
Косоглазый, длинноухий,
Не обидит даже мухи.
Эти длинноухие симпатичные зверьки встречаются во всех частях света, за исключением Антарктиды. Зайцы живут в лесах, степях, полях, на лугах. В разных климатических условиях распространены разные виды зайцев. У нас в стране живут в основном заяц-русак и заяц-беляк.
Русаки обитают на открытых пространствах, полях, лугах, прячутся в невысоких зарослях кустарника. Беляки чаще встречаются в лесу, на болотах с осокой, в ельниках. Зимой заяц-беляк меняет цвет меха с серого на белый, и только на кончиках ушей остается черная каемка. На снегу беляка сложно заметить. Русак же никогда не линяет, даже зимует в серебристо-сером наряде.
Зайцы – животные растительноядные. Летом питаются травой, зелеными побегами, иногда грибами, зимой в основном грызут кору деревьев. Зубы у зайцев крепкие, способны разгрызть даже самое толстое дерево. В природе у зайца много врагов: волки, рыси, лисицы, совы и другие хищные птицы. Опасность подстерегает этого зверька практически на каждом шагу. Спасти зайца могут быстрые ноги да острый слух. Зрение у зайцев тоже хорошее, они видят все вокруг. Убегая от преследователя, заяц часто смотрит не вперед, а старается не выпускать хищника из виду – косится в его сторону, – потому и прозвали зайца косым.
Во многих сказках и баснях зайцы трусливы, да и в народе бытует поговорка – труслив как заяц. В природе эти звери живут в постоянном страхе. Даже зайчихи не могут защитить своих малышей. Зайчата рождаются зрячими с шерсткой. Мать кормит их жирным молоком и покидает гнездо. В следующий раз, чтобы не привлекать врагов, она придет к ним через несколько дней. Через две недели зайчата уже становятся самостоятельными.
ЗАГАДКИ

1
Длинное ухо, комочек из пуха,
Прыгает ловко, любит морковку
(Заяц)

2
На гору бегом,
А с горы кувырком.

3
Что за зверь такой лесной
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы?
(Заяц)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сколько заяц в норе ни прячется, а волку в зубы попадет.
Заяц-трус, и тот охотиться любит (на капустку).
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.

Белка

Сверху вдруг упала шишка.
– Это белка-шалунишка
Заготавливает впрок
Зимний корм в свой теремок.

Кабан

1
Все иметь всегда хотят
Полосатых поросят.
Забывая, что потом
Каждый станет… (кабаном)

2
Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет желуди… (кабан)

Лося легко узнать по длинным ногам, горбоносой морде. Он самый крупный представитель семейства оленевых. Масса взрослого самца может достигать 900 кг, а высота в холке 2,5 м. Верхняя губа у лося длиннее нижней и свешивается вниз, придавая лосю характерный вид. Туловище сравнительно короткое, причем передняя часть намного выше задней.
Лопаткообразные рога есть только у самцов. Свое прозвище – сохатый – лось получил именно за форму рогов.
Лоси живут в лесах. В прежние века был широко распространен по всей Европе и Северной Америке, в наши дни поголовье лося резко уменьшилось. Питается как травой, так и ветками деревьев, зимой поедает хвою, грызет древесную кору. Лось неприхотлив в еде. Но пищи ем требуется довольно много. В сутки он съедает 15–20 кг зеленой массы. Сено лось не ест. Зимой поедает ветви сосны, ели. Зима – сложный период в жизни лося. Пищи ему в этот период сильно не хватает, передвигаться в поисках еды по снегу зверю тяжело. Он бродит вдоль проторенных тропинок, экономит силы, большую часть времени проводя на лежке. В сильные морозы лоси зарываются в рыхлый снег. У лосей хорошо развит слух, чуткое обоняние, а зрение развито слабо; например, неподвижно стоящего человека он не видит на расстоянии немногих десятков метров. Живут лоси, как правило, небольшими группами, по 3–6 животных. Весной, иногда в начале лета у лосих рождаются по одному или по два детеныша. Около недели маленькие лосята остаются на месте, прячутся в траве или кустах, потом начинают ходить за мамой. Питаются малыши молоком. Траву маленькие лосята щипать не могут из-за длинных ног. Наклоняться малыши учатся не сразу.
Первые рога вырастают у самцов через год – в апреле-мае; в конце июля-августе они отвердевают. Взрослые самцы сбрасывают рога в ноябре-декабре. Новые рога начинают расти в апреле-мае.
От волков и других хищников лоси спасаются бегством. На взрослых лосей волки нападают только стаей. Чаще их добычей становятся новорожденные лосята или больные звери.
ЗАГАДКА
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
СКОРОГОВОРКА
Лось шел лесом, вышел к плесу,
Плес был мил и люб лососю.
В плес толкнул лосиху лось,
Замутил лососю плес.

Лисица

Знает лисонька-лиса:
В шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Лиса – одна из самых популярных героинь сказок: хитрая рыжая плутовка. Доля правды в такой характеристике есть. Лиса – красивый, умный хищник. Она наблюдательна, сообразительна, у нее отличная память, хорошее обоняние и замечательно острый слух. Писк полевки, например, лиса слышит за 100 м. Лиса – хороший охотник, резвый, ловкий. Она хорошо лазает по склонам, плавает, может залезть на дерево, если оно чуть наклонено.В случае опасности уходит от преследователей, ловко путая следы. А почему лису называют Патрикеевна? Много лет назад жил князь Патрикей
Наримунтович, прославившийся изворотливостью и хитростью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А так как лиса издавна в народе считалась очень хитрой, то и получила отчество Патрикеевна. Лисицы населяют многие природные зоны – от приполярных тундр до пустынь и высокогорных районов. Окраска у разных видов варьируется от рыжей до серебристобурой и черной. Селятся в норах, которые выкапывают сами, или занимают жилища
барсуков и сурков. Лисицы могут есть как животную, так и растительную пищу. Они с удовольствием едят ягоды, яблоки, кое-какие овощи. В сказках лисицы обычно охотятся на зайцев. На самом деле ей сложно догнать быстроного зайца, так что длинноухие попадаются в лапы лис не так часто. Во время охоты предпочитают подкарауливать добычу, а не преследовать ее. Основная пища лисы – грызуны. Чтобы насытиться, лисице нужно поймать и съесть не менее двух
десятков мышей и полевок в день.
Лисицы легко приспосабливаются к новым условиям жизни. Будучи завезенными в 1855 г. в Австралию, они к 1943 г. распространились по всему континенту. Под угрозой исчезновения оказались такие животные, как восточный бандикут или карликовый поссум, которые стали объектами охоты лисиц. Более того, пригороды австралийских городов с большим количеством помоек, парками и садами оказались идеальным местообитанием для лисиц. В наши дни лисицы стали в Австралии настоящим бедствием, здесь с ними борются так же, как в Европе в свое время боролись с крысами и мышами.
ЗАГАДКА
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лисица)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Лиса и во сне кур считает. Одна дума – и та нейдет с ума.
Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.

Медведь

Затеял чистюля-енот постирушку.
Воды натаскал из речушки в кадушку,
Чтоб выстирать чисто, до блеска и лоска
Рубашку, носки и штанишки в полоску.
А.Ерошин
Из всех енотовых лишь енот-полоскун распространен в умеренном поясе. Его родина – Северная Америка, но акклиматизировался в Евразии. Живет в лесах, предпочитая держаться около водоемов – рек и озер. У енота запоминающаяся внешность – большая голова, заостренная мордочка, а вокруг глаз – маска из шерсти черного цвета. Ото лба до кончика носа тянетсянеширокая черная или бурая полоска. Мех у енотов серый, пушистый хвост покрыт чередующимися черными и белыми кольцами. Вытянутое гибкое тело енота-полоскуна достигает 31–67 см, хвост почти такой же длины. Тонкие короткие лапы вооружены острыми когтями.
Эти зверьки превосходно лазают по деревьям, способны бегать по ветвям спиной вниз, цепляясь за кору коготками. Еноты роются в грунте, отыскивая насекомых и червей, ловят мелких ящериц. В рацион енотов входит и растительная пища: всевозможные плоды, трава, листья, побеги, древесная кора. Может енот наведаться и в курятник – полакомиться куриными яйцами. Питаются еноты также раками, моллюсками и рыбой.
Название енот-полоскун получил за привычку обмакивать в воду и тереть между лапами пойманную рыбу, словно полоская ее. Неизвестно, действительно ли еноты моют добычу или нет, но подобное занятие они не оставляют даже в неволе. Сидя на задних лапах, енот пользуется передними лапами как руками – полощет пищу и подносит ее ко рту. В природных условиях еноты охотятся преимущественно по ночам, но, будучи голодными, могут добывать себе пропитание и днем. Зимой впадают в спячку, расходуя во время сна запасы жира, накопленного летом. Нору обычно роют под корнями большого дерева или устраивают логово в дупле. Живут поодиночке, образуя пары лишь для размножения. Обычно у енота рождается 4–6 детенышей. Около года мать
выкармливает малышей молоком. Как только детеныши подрастут, семья енотов распадается.
В прошлые века множество енотов убивали ради ценного меха. В Северной Америке в год добывали 600–800 тыс. енотов.
ЗАГАДКИ

1
Немытое в рот
Ни за что не возьмет
И ты будь таким,
Как чистюля… (енот.)

Ласка

Мышка выстроила дом —
Ласка жить решила в нем:
– Убирайся, мышка.
К белке влезла на осинку,
Зайцу прыгнула на спинку:
– Будь лошадкой, зайка,
Ну-ка, покатай-ка!
Вот какая ласка,
Ласка-всюдувлазка.
Л. Гержидович

2
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь)

Барсук

Воспитатель предлагает послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают диких животных.

• Лиса, волк, собака, заяц.

• Лошадь, корова, волк, коза.

• Белка, кошка, собака, кролик.

• Овца, олень, коза, кошка.

• Корова, медведь, собака, свинья.

2. Как зовут тебя, малыш?

Цель: образование существительных — названий детенышей диких животных.

Воспитатель предлагает помочь животным позвать своих малышей обедать:

Лиса зовет: лисенок!


Цель: развитие координации речи с движением. ; подражательности, творческого воображения.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети спокойно идут друг за другом.)

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно продвигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой —косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)


Цель: развитие координации речи и движений, подражательности и творческого воображения.

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И на елке — снег, снег, (Встают, потягиваются вверх.)

И под елкой — снег, снег. (Приседают.)

А по снегом спит медведь. (Идут по кругу на цыпочках.)

Тише, тише. Не шуметь! (Прикладывают указательный палец к губам.)

5. Угадай животное.

Задача детей по описанию внешности и погадок догадаться, о каком животном идет речь.

• Рыжая, хитрая, ловит зайцев. (Лиса.)

• Большой, косолапый, зимой спит в берлоге. (Медведь.)

• Трусливый, летом серый, а зимой белый; длинные уши, а хвост короткий. (Заяц.)

• Маленький, колючий, на иголках носит яблоки и грибы (еж)


Зайка серый скачет ловко (Локтем опираются на стол.)

В лапках у него морковка. (Указательный и средний пальцы разводят в стороны, остальные сжимают в кулачок.)

7. Подскажи словечко.

Цель: развитие речевого творчества.

Без тропинки, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это. (еж).

Сладкий мох искал весь день,

И жевал его. (олень).

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?. (Зайка.)

Пушистый хвост — краса.

Кто это?. (Лиса.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь — лесной. (медведь).

Пасется весь день.

Кто же это?. (Олень.)

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Потому что это. (рысь).

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Дети сжимают пальчики в кулачок. Выставляют вверх указательный и средний пальцы и шевелят ими в стороны и вперед.)

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым.

Повалялась на песке,

Сына дальше повела,

Поискала и нашла,

И полезла в воду.

Смотрит маленький медведь,

А потом давай реветь:

— Как же я-то, мама?

А медведица идет,

Сына ласково зовет

За собою в воду.

Мишка в воду не полез,

Мать окликнул снова

И на весь зеленый лес

Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке,

Мокрой лапой сгоряча

Мишка в воду угодил,

Ну а если плавать начал,

Нет причины плакать, значит!

(дети – артисты выполняют действия в соответствии со словами текста).

Цель: расширение и обогащение словаря.

Воспитатель называет глагол, дети подбирают существительное и имитируют движения.

Цель: согласование числительных (один, два, пять) и существительных в падеже.

• Одна белка, две белки, пять белок.

• Один заяц, два зайца, пять зайцев.

• Одна лиса, две лисы, пять лис.

Цель: закрепить представления о диких животных.

• Воспитатель называет животное (показать, как ходит медведь, лиса, как прыгает заяц и т. д.). Дети изображают повадки.

13. Назови профессию.


Цель: познакомить с профессиями взрослых, связанных с животными (охотник, зверовод, ветеринар, дрессировщик, укротитель и др.)

Игра с фигурками диких животных. Знакомство с профессиями.

Цель: образование существительных — названий животных разного пола и возраста.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и назвать всех членов звериной семьи — и больших и маленьких.

• Папа — медведь, мама — медведица, детеныш (и) — медвежонок, медвежата.

• Папа — волк, мама — волчица, детеныш (и) — волчонок, волчата.

• Папа — заяц, мама — зайчиха, детеныш (и) — зайчонок, зайчата.

• Папа — еж, мама — ежиха, детеныш (и) — ежонок, ежата.

• Папа — лис, мама — лиса, детеныш (и) — лисенок, лисята.

• Папа — олень, мама — оле-ниха, детеныш (и) — олененок, оленята.

• Папа — лось, мама — лосиха, детеныш (и) — лосенок, лосята.

Цель: упраажнять в координации речи с движениями.

Я как белка в колесе.

Прыгаю на месте, Чтобы было веселей,

Поскакали вместе. (Дети прыгают на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыгают под счет 5 раз.)

Начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд

Он подпрыгнул десять раз. (Прыгают под счет 10)

Цель: упражнять в координацию речи с движениями.

Ели за окном стоя, (Дети потягиваются — руки поднимают вверх.)

В небо синее глядят.

Ветки в стороны торчат, (Потягиваются — руки вытягивают вперед.)

Белки на ветвях сидят. (Садятся в глубокое приседание на несколько секунд, потом встают)

Белки прыгают по елкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки:

Белки — ловкие малышки. (Прыгают.)

Мы под елками сидим

И на белочек глядим. (Приседают несколько раз.)

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк. (Дети скачут по залу, как зайцы, и прислушиваются.)

«Я лохматый серый волк,

Я в зайчишках знаю толк.

Все они прыг да скок,

Цель: упражнять в координации речи с движением.

Мишка косолапый по лесу идет, (Идут вперевалку, как медведь.)

Шишки собирает и в карман кладет. (Наклоняются за шишками.)

Шишка отскочила прямо мишке в лоб! (Кулачком стукают по лбу.)

Мишка рассердился и ногою — топ! (Сильно топают ногой.)

Дети прыгают, как зайцы, по залу и приговаривают:

Под кустик, под пенек,

На зеленый на лужок.

Серенькие скачут, веселятся

И лисички не боятся.

Эй, лисичка, выбегай

Цель: упражнять в координацию речи и движений.

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки сгибают в локтях, перед грудью, кисти рук опускают вниз. Ноги, слегка сгибают в коленях, делают мелкие частые шажки.)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется полк

— Превратится еж в клубок.

Ощетинит еж иголки

— Не достанется он волку. (Сворачиваются на полу клубком.)

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (Встают и продолжают топать по дорожке).

Цель: развитие эмоций, творческого воображения.

Разминаем пальчики — раз, два, три. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Ну-ка, посмотри! (Делают плавные движения руками.)

Вот бежит лисичка — раз, два, три.

Ну-ка, посмотри! Поочередно выдвигают руки вперед.

Лепим, лепим личико — раз, два, три.

Что же получилось? Ну-ка, посмотри!

Хитрая лисичка — вот она! (Делают хитрое выражение лица.)

Рыжая лисичка хороша!

Вот лисичка злая, ой-ой-ой! (Оскаливают зубы, раздувают ноздри.)

От нее скорее убегу домой. (Напрягают пальцы, как когти.)

У лисички нашей грустный вид,

Сидит одна лисичка и грустит.

( Изображают грусть: опускают голову, уголки рта вниз.)

Улыбнись, лисичка, погляди на нас.

Тебя мы не оставим ни на час! (Улыбаются.)

Разбежались по лужайке

Мишки, лисоньки и зайки. (Дети бегут врассыпную.)

Стали весело кружиться.

Стали звери веселиться. (Кружатся на носочках.)

Раз-прыжок, два —прыжок. (Прыгают на двух ногах.)

Замирай скорей, дружок! (Замирают в произвольной позе.)

Картотека подвижных игр Подвижные игры направлены на развитие физических способностей ребенка, укрепление его здоровья и развитие интеллекта. Подвижные игры развивают.

Картотека экологических игр Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро.




Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного.
Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных животных, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).










2.Олень, тигр, собака, лиса, лев. Лишняя собака потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.



3.Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные.



4.Лошадь, зебра, корова, ослик, коза. Лишняя зебра потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные.







бизон карточки энциклопедических знаний

Набор развивающих картинок Домана "Лесные животные" содержит слова на русском языке:

Не пропустите ещё наборы развивающих картинок на русском языке!

Больше нет доступных наборов карточек на русском языке.
Но вы можете перейти в раздел карточек на английском языке и перевести их на русский.

Читайте также: