Карточка правописание ь знака после шипящих 4 класс школа 21 века

Обновлено: 05.07.2024

- Только ли в глаголах Ь указывает на грамматический признак? Давайте выясним.

- Прочитайте название темы урока.

- Назовите шипящие согласные.

- Приведите примеры существительных с шипящими на конце.

- Какой вопрос возникает? (Когда пишется Ь на конце существительных после шипящих.)

- Можете дать ответ на данный вопрос?

- Чем мы будем заниматься на уроке?

IV. Наблюдение.

1. Замените одним словом определения, которые я прочитаю:

  1. Суп со свеклой и другими овощами. (Борщ.)
  2. Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. (Мышь.)
  3. Глухое, заросшее место. (Глушь.)
  4. Вытекающий из земли источник, родник. (Ключ.)
  5. Картина, изображающая природу. (Пейзаж.)
  6. Мелкие монеты. (Мелочь.)
  7. Предмет для игры – сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при ударе отскакивает от твердой поверхности. (Мяч.)
  8. Темное время суток. (Ночь.)

На доске появляются карточки со словами:

- Что объединяет данные слова?

- на какие две группы можно их разделить?

- Какую надпись можно сделать над каждым столбиком?

- Какую закономерность вы заметили в написании этих существительных?

2. Работа в группах.

- Какую схему вы бы составили к каждому столбику?

3. Сформулируйте правило о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих.

V. Работа над текстом правила с. 95.

1. Чтение правила и сравнение с тем, которое дети сформулировали сами.

- Давайте проверим, правильно ли мы рассуждаем, познакомимся с правилом, которое дано на с. 95.

2. Ответы на вопросы.

- С какой новой орфограммой вы познакомились?

- Как обнаружить в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук слышится на конце слова или на конце существительного написана буква ч, щ, ж, ш. Значит, после нее орфограмма.)

- Что является главным в выборе написания? (Род имени существительного.)

3. Составление алгоритма.

- Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву Ь на конце существительного после шипящих? Давайте составим алгоритм действий.

- С чего, с какого вопроса мы начнем работу? (Это имя существительное?) (Да или нет.)

- Если ответ нет, какой делаем вывод? (Этой орфограммы здесь нет.)

- Если ответ да, что определяем дальше? и т.д.

Составляется алгоритм.

4. Проверьте по этому алгоритму.

Пишется ли Ь в словах меч_, лож_.

Обратите внимание, как обозначается данная орфограмма.

VI. Физкультурная минутка.

VII. Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа.

Шалаш_, реч_, луч_, гараж_, карандаш_, дрож_, матч_, лож_, вещ_, брош_.

- Запишите данные слова в тетрадь. Вставьте, где это нужно, букву Ь. обозначьте орфограмму.

- Кто запомнил алгоритм действий и может самостоятельно выполнить задание?

- Кому нужна помощь, можно воспользоваться подсказкой. У вас на столах в конвертах есть алгоритм действий.

Взаимопроверка.

Вывод. Какая орфограмма объединяет эти слова? Что является главным в выборе написания? Назовите слова, в которых вы написали мягкий знак.

2. Словарная работа.

Знакомство со словом камыш.

- Что это? Что вы знаете о камыше?

- Давайте заглянем в толковый словарь, как объясняется значение данного слова в словаре (работа с толковым словарем).

- Это словарное слово, написание которого мы должны запомнить.

- Прочитайте слово по слогам.

- Определите количество слогов.

- Произнесите, выделяя ударный слог.

- Запишите в тетради слово, обозначьте ударение, подчеркните букву безударного гласного звука.

- Дайте характеристику слову, как части речи.

- Образуйте множественное число, какая орфограмма в слове камыш?

- Запишите однокоренные слова. (Камышовый, камышит.)

- Составьте предложение со словом камыш.

- Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова. Догадайтесь, какие слова в стихотворении я закрыла. Объясните написание пропущенных слов.

- Как вы понимаете 5, 6 строки?

От цветов на полях
Льется запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Над рекой, наклоняясь,
Что-то шепчет ____,
А кругом на полях
Непробудная ____.

3. Работа с текстом.

- А теперь давайте поработаем с текстом. У вас на партах карточки.

Задание для 1 группы: записать текст в тетрадь, вставить пропущенные слова из слов для справок.

Дорога шла через ______ . Вот пробежала ______ . В роще послышался ______ . Это ______ затянул свою песню. Наступила ______ . Кругом полная ______ .Только ______ тихо шепчется с рекой.

Слова для справок: Тиш_ , мыш_, рож_, плач_, ноч_, камыш_, сыч_.

Задание для 2 группы: вам нужно пропущенные слова подобрать самостоятельно.

Дорога шла через ______ . Вот пробежала ______ . В роще послышался ______ . Это ______ затянул свою песню. Наступила ______ . Кругом полная ______ . Только ______ тихо шепчется с рекой.

Проверка: фронтальная по цепочке.

Вывод. Какая орфограмма объединяет эти слова? Что является главным в выборе написания?

4. Самостоятельная работа

В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определи, в каких столбиках слова распределены правильно.

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

(много) луж? , стриж? , поёш?, туш?, стрич?ся, ноч? , пахуч? , смеёш?ся, борщ?, сторожиш?, (нет) груш?, богач?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

(много) луж? , стриж? , поёш?, туш?, стрич?ся, ноч? , пахуч? , смеёш?ся, борщ?, сторожиш?, (нет) груш?, богач?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

(много) луж? , стриж? , поёш?, туш?, стрич?ся, ноч? , пахуч? , смеёш?ся, борщ?, сторожиш?, (нет) груш?, богач?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

(много) луж? , стриж? , поёш?, туш?, стрич?ся, ноч? , пахуч? , смеёш?ся, борщ?, сторожиш?, (нет) груш?, богач?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

(много) луж? , стриж? , поёш?, туш?, стрич?ся, ноч? , пахуч? , смеёш?ся, борщ?, сторожиш?, (нет) груш?, богач?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

(много) луж? , стриж? , поёш?, туш?, стрич?ся, ноч? , пахуч? , смеёш?ся, борщ?, сторожиш?, (нет) груш?, богач?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

Помощ?, (пять) задач? , шалаш? , собираеш?ся, колюч? , глуш?, тянеш?, сторож? , (очень) липуч?, полноч? ,(много) училищ? , береч?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

Помощ?, (пять) задач? , шалаш? , собираеш?ся, колюч? , глуш?, тянеш?, сторож? , (очень) липуч?, полноч? ,(много) училищ? , береч?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

Помощ?, (пять) задач? , шалаш? , собираеш?ся, колюч? , глуш?, тянеш?, сторож? , (очень) липуч?, полноч? ,(много) училищ? , береч?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

Помощ?, (пять) задач? , шалаш? , собираеш?ся, колюч? , глуш?, тянеш?, сторож? , (очень) липуч?, полноч? ,(много) училищ? , береч?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

Помощ?, (пять) задач? , шалаш? , собираеш?ся, колюч? , глуш?, тянеш?, сторож? , (очень) липуч?, полноч? ,(много) училищ? , береч?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

Помощ?, (пять) задач? , шалаш? , собираеш?ся, колюч? , глуш?, тянеш?, сторож? , (очень) липуч?, полноч? ,(много) училищ? , береч?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

(много) луж? , стриж? , поёш?, туш?, стрич?ся, ноч? , пахуч? , смеёш?ся, борщ?, сторожиш?, (нет) груш?, богач?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

(много) луж? , стриж? , поёш?, туш?, стрич?ся, ноч? , пахуч? , смеёш?ся, борщ?, сторожиш?, (нет) груш?, богач?

С мягким знаком

Без мягкого знака

Распредели слова по столбикам. Вставь, где нужно, мягкий знак.

(много) луж? , стриж? , поёш?, туш?, стрич?ся, ноч? , пахуч? , смеёш?ся, борщ?, сторожиш?, (нет) груш?, богач?

С мягким знаком

Без мягкого знака

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия Каждый этап урока сод.

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой.


презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала.


Презентация к уроку русского языка.




урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век

на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость.


Репортаж _ , чертёж_, трубач_, богач_, этаж_, выигрыш_, суш_, брош_, грабёж_, муж_, луч_, роскошь_, чуш_, массаж_, кирпич_, лож_, ералаш_, шалаш_, усач_, лаваш_, кулич_, дрож_, мелоч_, гараж_, морж_, смерч_, фарш_, мыш_, камыш_, манеж_, пейзаж_, экипаж_, москвич_, марш_, реч_, полноч_, врач_, ковш_, грач_, мяч_, калач_, циркач_, роскош_, брош_, гуляш_, чиж_, суш_, царевич_, приёмыш_, скрипач_, ёж_.

Составь предложения со словосочетаниями.

Объясни правописание мягкого знака в ИС после шипящих.

Тёплая шаль Перочинный нож

Мясной фарш Зимний пейзаж

Душистый ландыш Скорая помощь

Футбольный мяч Освежающий душ

Семейный врач Осенний плащ

Дай ответ на вопрос, одним словом. Объясни орфограмму.

Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

Футбольное соревнование (Матч)

Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

Без него не откроешь замок (Ключ)

Его надевают в дождь (Плащ)

Добыча охотника (Дичь)

Середина ночи (Полночь)

Все предметы для запряжки лошадей (Упряжь)

Тихая безветренная погода (Тишь)

Мелкие деньги (Мелочь)

Составь и запиши предложения из данных слов.

Шумел, на, камыш, реке.

Поймал, мышь, кот, однажды.

Купила, шаль, мама, тёплая.

В, мелочь, у, меня, кармане.

Отец, багаж, вещи, в, сдал.

Памятка написания мягкого знака (Ь) в существительных с шипящим на конце

Читаю или произношу слово.

Определяю часть речи.

Внимательно слушаю звуки на конце слова.

Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

Если существительное женского рода, то Ь пишу.

Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.


-75%

Начальная школа

25 карточек на правописание мягкого знака после шипящих. Карточки будут полезны ученикам начальных классов, а точнее 3 класса.

Учитель может раздать карточки для закрепления полученных знаний. Или родители могут напечатать карточки и заниматься с ребёнком дома.


15 карточек по русскому языку для учеников 3 класса начальной школы помогут проверить знания учеников по правописанию имён существительных с шипящей в конце слова.


Проверочная работы для учеников 2-3 классов начальной школы по русскому языку. 4 варианта.


8 карточек на отработку навыков правильного правописания суффиксов -ек- и -ик- для учеников 3 класса начальной школы по русскому языку.


В каждой из карточек содержится по 15 имён существительных с пропущенной букве в суффиксе.


42 карточки по русскому языку для учеников 3 класса на определение падежей имён существительных. Каждая карточка содержит 5 словосочетаний с именами существительными.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задание. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Упражнение № 1

Возьму карандаш…, нарисую шалаш…, плющ…, восемь крыш…, мыш… и камыш…, печ…, плащ… и рож…, меч, мяч… и брош…, солнечный луч…, небо без туч…, корж… и лаваш…, летний пейзаж…, черную туш…, шестнадцать груш…, сидят морж… и грач…, играет скрипач…. Ты слышиш… туш…, не видиш… луж….Счастье умнож…, проч… гони лож….Поэта поймёш… – опыт приобретёш….

Задание. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Упражнение № 1

Возьму карандаш…, нарисую шалаш…, плющ…, восемь крыш…, мыш… и камыш…, печ…, плащ… и рож…, меч, мяч… и брош…, солнечный луч…, небо без туч…, корж… и лаваш…, летний пейзаж…, черную туш…, шестнадцать груш…, сидят морж… и грач…, играет скрипач…. Ты слышиш… туш…, не видиш… луж….Счастье умнож…, проч… гони лож….Поэта поймёш… – опыт приобретёш….

Задание. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Упражнение № 1

Возьму карандаш…, нарисую шалаш…, плющ…, восемь крыш…, мыш… и камыш…, печ…, плащ… и рож…, меч, мяч… и брош…, солнечный луч…, небо без туч…, корж… и лаваш…, летний пейзаж…, черную туш…, шестнадцать груш…, сидят морж… и грач…, играет скрипач…. Ты слышиш… туш…, не видиш… луж….Счастье умнож…, проч… гони лож….Поэта поймёш… – опыт приобретёш….

Задание. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Упражнение № 1

Возьму карандаш…, нарисую шалаш…, плющ…, восемь крыш…, мыш… и камыш…, печ…, плащ… и рож…, меч, мяч… и брош…, солнечный луч…, небо без туч…, корж… и лаваш…, летний пейзаж…, черную туш…, шестнадцать груш…, сидят морж… и грач…, играет скрипач…. Ты слышиш… туш…, не видиш… луж….Счастье умнож…, проч… гони лож….Поэта поймёш… – опыт приобретёш….

Задание. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Упражнение № 1

Возьму карандаш…, нарисую шалаш…, плющ…, восемь крыш…, мыш… и камыш…, печ…, плащ… и рож…, меч, мяч… и брош…, солнечный луч…, небо без туч…, корж… и лаваш…, летний пейзаж…, черную туш…, шестнадцать груш…, сидят морж… и грач…, играет скрипач…. Ты слышиш… туш…, не видиш… луж….Счастье умнож…, проч… гони лож….Поэта поймёш… – опыт приобретёш….

Читайте также: