Карта россии занятие в доу

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей стране. Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя.

- Как называется наша страна? (Россия.)

- А, мы, живущие в ней? (Россияне.)

На доске карта России.

Сегодня на занятии мы создадим модель-схему государства.

Посмотрите, на доске висит карта России. Карта – это чертеж, на котором изображена наша страна. Россия занимает 1/6 часть суши. Это большая территория. На карте есть названия городов, рек, озер, морей. (Показ на карте. На модель прикрепить схематическое изображение границ нашей страны.)

У каждой страны есть столица. Столица – это город, где находится правительство государства. Назовите столицу нашей страны (показ на карте). (На модель прикрепить схематическое изображение столицы.)

Наш город Челябинск – это столица Южного Урала (показ на карте).

С помощью шаблона мы изобразим границы нашей страны, а затем отметим расположение городов (Москва, Челябинск).

Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть свои отличительные знаки - символы. Что это за символы? (флаг, герб, гимн). На доске висят три разных флага. Дети, выберите флаг нашей страны. Почему флаг России называют триколором? Кто знает, что обозначает каждый цвет?

Белый – мир и чистота, синий – цвет неба, верность, красный – мужество, отвага. (На модель прикрепить схематическое изображение флага.)

Про флаг мы поговорили, теперь рассмотрим наш герб. Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решили, кому из них быть на гербе России. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двуглавого орла, изображенного воина на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого война зовут Георгий Победоносный.

Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России?

Потому, что он защищает от всякого зла и Россия всегда побеждает всех врагов.

У вас на столах есть разрезные картинки, на которых изображен герб. Соберите герб российского государства.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел,

Левое крыло отвел,

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Еще одним символом нашей страны является гимн. Гимн – это главная песня. Когда звучит гимн, все встают и слушают его стоя. Если у мужчин на голове есть головной убор, то они его должны снять. (Прослушать гимн.)

Как звучит гимн? Торжественно.

О чем поется в гимне?

Глава нашего государства – президент. Он главный командующий нашей армии. Кто президент нашей страны. Правильно В.В. Путин (на модель прикрепить схематическое изображение главы государства).

Итак, на нашем занятии мы с вами составили модель-схему нашего государства. Сейчас, используя схему, мы расскажем о нашей стране. (Дети по схеме составляют рассказ о стране.)

Предлагаю выбрать человечков: веселого – если вам все понравилось в путешествии и грустного – если не понравилось.

Ребята, вы все большие молодцы! На этом наше приключение заканчивается. А эти необычные человечки вам будут напоминать о нашем необычном путешествии.

Ход: когда я шла сегодня в детский сад, то услышала, как в кустах кто-то попискивает, я подошла ближе и увидела маленькую птичку. Она вся замерзла, сидела и пищала. Я взяла ее и принесла в группу. Посмотрите, вот она. Оказалось, что это жаворонок.

- Откуда он к нам прилетел? (из теплых стран)

- Какие птицы весной возвращаются на Родину самые первые? (грачи, скворцы)

За ними прилетают водоплавающие птицы. А саамы последние возвращаются насекомоядные (стрижи, ласточки, соловьи, жаворонки,

кукушки) Видимо очень торопился жаворонок и прилетел рано, еще снег

не везде растаял и нет насекомых. Пусть он немножко поживет в нашей

группе. Мы будем заботиться о нем, а потом выпустим на улицу.

Птицы совершая перелет в теплые края и обратно, преодолевают огромные

расстояния, ведь они летят через всю нашу страну. Мы тоже много

путешествовали по нашей стране и не только по нашей, узнали много нового,

интересного. Давайте расскажем об этом нашему гостю-жаворонку, я думаю

он был не везде, где были мы с вами.

Посмотрим на карту. Что на карте обозначено белым цветом? Что означает

синий цвет, зеленый, желтый, коричневый?

Наше путешествие началось с севера.

Кто из вас бывал на Севере?

Что известно вам о нем?

На далеком белом Севере

Даже ночь бывает днем Север — это звон упряжек И под снегом - мерзлый мох

Север - это край, пляшет

Над ярангами дымок. Север - это в небе синем Тарахтящий вертолет

Север — это крик гусиный,

Это вьюга, это лед.

- Почему Северный полюс окрашен в белый цвет?

- Как-то по другому называют Север? (ледяная пустыня)

- Расскажите о погодных условиях Севера.

(холодно в течение всего года, половина года - ночь, половина-день, снег и лед никогда не тают)

- Живут ли животные на Северном полюсе? Расскажите о них, чем они

(белые медведи, моржи, тюлени, котики)

Только на Севере, в самые морозные ночи можно увидеть северное сияние, когда небо окрашивается всеми цветами радуги.

- На Севере шумят леса?

- Ночь бывает полгода?

- Белки живут на Севере?

- На Севере летом тает снег?

- Белые медведи живут в берлоге?

- Киты приплывают на Север?

- Летом люди купаются в океане?

- Птицы есть на Севере?

II Постепенно белый цвет на карте темнеет и мы попадаем в Тундру

- Что мы увидели в Тундре? (стадо оленей)

- А если есть олени, значит появилась растительность.

- Что может расти в Тундре? (мох, лишайники, карликовые березы)

- Почему в Тундре низкие растения?

- Раз есть растения, значит есть и животные, какие? (олени, полярная сова, зайцы, волки, птицы)

В Тундре, как и везде, тоже бывает лето, но какое оно? (короткое). Но за

короткое лето успевают поспеть ягоды клюква, морошка.

- Чем занимаются люди в Тундре?

(разводят оленей, охотятся, ловят рыбу, женщины шьют одежду из оленьих шкур, обувь, красиво украшают вышивкой)

(дети открывают ладошки и говорят слово)

Схожу к оленю, скажу оленю (идут, поднимая ноги, руки

-Олень, куда бежишь? скрещены над головой)

Качу, качу, к вам в круг хочу.

Схожу к сове, скажу к сове (летят)

- Сова, куда летишь?

Качу, качу, к вам в круг хочу.

Схожу к моржу, скажу моржу (плывут)

- Морж, куда плывешь?

Качу, качу, к вам в круг хочу.

Схожу к медведю, скажу медведю (идут, как медведи)

- Медведь, куда бредешь?

Качу, качу, к вам в круг хочу.

III Кончилась тундра и мы с вами попали в тайгу. Что такое тайга? Это

- Как называется лес, где растут только ели? Ельник.

- Только сосны (сосновый бор)

- Почему в тайге не растут другие деревья? (холодно, а иголки защищены оболочкой)

- Мы заметили, что крона деревьев в тайге необычная, расскажите, какой она формы и почему?

- Много ли света в тайге? (нет, там сумрачно сквозь густые ветки свет не доходит до земли)

Постепенно лес начал светлеть, значит тайга закончилась и мы попали в смешанный лес.

- Какой лес называют смешанным?

(где растут хвойные и лиственные деревья)

ягодами, животными, из леса строят, делают бумагу, дрова, мебель)

1. Хвойные деревья

2. Лиственные деревья

3. Диких животных

IV А еще мы были с вами в стране, где никогда не бывает снега, морозов?

- Как называется самое жаркое место в Африке (Пустыня)

- В какой пустыне мы были? (В Сахаре)

- Расскажем о жизни в пустыне: какая погода, есть ли растения, животные, как одеваются люди, попавшие в пустыню?

- В Африке есть не только пустыни, но и места, где земля покрыта травой и часто встречаются озера. Как это называется? (Саванна)

- Какая погода в Саванне?

(летом жарко, вся трава засыхает, желтеет, а зимой идут дожди, и трава вырастает в рост человека)

- Только в Саванне растут необычные гигантские деревья, расскажите о них? (Баобабы)

- Какие еще деревья растут в Саванне?

(апельсиновые, лимоновые, финиковые пальмы, кокосовые, кофейные деревья)

- Когда мы гуляли по Саванне, то наблюдали за ее обитателями. Многие из

них спрятались в этих листочках. Вам задание, соедините точки и вы узнаете,

(дети соединяют точки и называют животное) Расскажем о некоторых из них.

(один ребенок выходит к доске и встает спиной к детям. Воспитатель

показывает картинку, дети описывают животное)

(слон, жираф, страус, бегемот и т. д.)

Например: это птица у нее маленькие крылья, она не умеет летать, но быстро

Летучие качели - гибкие лианы

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь день качается да-да-да,

Тот не огорчается ни-ког-да.

(Дети берутся за руки, выполняют поочередные приседания).

Жаворонок с интересом вас слушал, он был в некоторых местах, о которых вы рассказывали. А где он никогда не был? (на Севере, в Африке)

Грамзапись - пение жаворонка.

Он согрелся, ему нравиться у нас и запел свою весеннюю песню

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: знакомство детей с картой России.

– продолжать знакомить детей с Россией;

– познакомить детей с географическим расположением нашей страны

- познакомить с географическим расположением Республики Коми. Отметить г. Сыктывкар, г. Ухта.

Предварительная работа: знакомство с символикой России (герб, флаг, гимн), символикой Республики Коми

Звучит гимн России.

- Ребята, что это за песня?

- Да, это главная песня нашей страны.

- А какая наша страна?

- Докажите мне, что она красивая

- Много красивых городов, красивая природа

- Докажите, что она большая

Находят на глобусе Россию, показывают

- Наша страна самая большая страна в мире.

Давайте посмотрим на карту России.

Какие цвета вы видите на карте?

- Зеленый, коричневый, голубой

- Как вы думаете, что означает зеленый цвет?

- Зелень, деревья, траву

- Да, и чем темнее цвет, тем выше горы.

- А что же означает голубой цвет?

- Какого цвета на карте больше всего?

- Потому что много лесов и полей

- России принадлежит треть всех лесов на планете. Это Сибирская тайга.

Показать треть на примере круга

Но на этом рекорды нашей страны только начинаются!

- По России пролегает самая длинная железная дорога в мире. Она тянется от Москвы до Владивостока. Чтобы проехать на поезде из одного конца страны в другой, понадобится целых 7 дней.

Показать протяженность железной дороги.

- А еще на территории России находится самое большое озеро с пресной водой – Байкал.

Показать на карте.

- В Санкт-Петербурге есть музей, который считается самым крупным в мире. Это Эрмитаж. Чтобы посмотреть все экспонаты, вам понадобится 8 лет!

А чтобы ценные картины и другие вещи не грызли мыши, в Эрмитаже работают кошки. И у каждой есть паспорт с фотографией.

- Дома вместе с родителями найдите в интернете еще интересные факты о России.

- Кто скажет, какой город является столицей России?

- Да, Москва – столица нашей Родины.

- У всех россиян Родина одна – Россия, но у каждого человека есть еще и своя малая родина. Это место, где он родился и живет.

Мы с вами живем в поселке Водный, который относится к городу Ухта. А Ухта находится в Республике Коми.

Показать на карте

Столица Республики Коми – город Сыктывкар.

Попробуйте на карте отыскать Сыктывкар и Ухту.

Ищут города на карте.

- Республика Коми находится на северо-западе России. Республика относится к Крайнему Серверу.

Показать видео о РК

- Дома с родителями найдите интересные факты про Республику Коми

- О чем мы сегодня говорили?

- О России, смотрели карту.

- Что нового вы узнали о России?

- Россия – самая большая страна, в России самая длинная железная дорога, самое большое пресное озеро, самый большой музей.

- Интересно ли было вам узнать о России?

- Будете ли вы с родителями искать еще интересные факты о России и Республике Коми?

Нажмите, чтобы узнать подробности

обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем

предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями

Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

Алгоритм действий взрослого и детей:
*обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
*обозначение возможного маршрута путешествия;
*изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной местности;
*заполнение участка контурной физической карты полуша­рий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

6. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.

Читайте также: