Карта индивидуального сопровождения ребенка в доу

Обновлено: 06.07.2024

Цель:: оказание методической помощи педагогам - психологам в разработке и апробировании карт индивидуального психологического сопровождения в ДОУ.
При разработке индивидуальной психологической карты, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить методические рекомендации по составлению индивидуальных психологических карт(ИПК).
2. Рассмотреть различные варианты ведения ИПК специалистами.
3. Разработать свою ИПК, подходящую для нашего ДОУ, опираясь на взаимодействие всех участников образовательного процесса.
При разработке ИПК я постаралась учесть все аспекты развития дошкольника, свести их в анкеты и таблицы, для удобного и систематического наблюдения за развитием ребенка.
В данной публикации хочу представить некоторые из них.

Составление индивидуальной психологической карты дошкольника

Титульный лист
Должен содержать информацию о ребенке, которая может Вам срочно понадобиться (ничего лишнего, например:
- ИФ ребенка
- Дата рождения
- Основание для работы
- ФИО родителей/телефоны
- Особые сведения
Заключение ПМПК (если таковое имеется)
Таблица психического развития ребенка
Шкала психологической готовности к школе
Названия и результаты диагностик
Общие выводы/рекомендации
Формы работы
Названия коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком.

Мальчик воспитывается в полной семье, имеется сестра 2010 г.р. Семья неблагополучная.

Мальчик от второй беременности. Беременность протекала без осложнений, роды в срок, быстрые. Грудное вскармливание до 3 месяцев. 13.08.2014 ОДКБ мальчику поставлен диагноз: врожденное состояние развития сердца: правостороннее расположение аорты. Сопутствующий диагноз ЗРР.

Посещает детский сад с 06.11.2013.

Навыки самообслуживания сформированы недостаточно: забывает мыть руки после туалета, перед едой; имеет место дневной энурез; надевает обувь не на ту ногу; не умеет застегивать ботинки. В детский сад часто приходит неопрятный. Навыки трудовой деятельности на низком уровне. Рост и вес ребенка ниже возрастной нормы.

Внимание неустойчивое, быстро утомляется, часто отвлекается. Не умеет следовать правилам в подвижных и дидактических играх.

Знает счет до 10, соотносит количество предметов и цифру. Испытывает трудности при решении задач в одно действии на сложение и вычитание, не может воспроизвести последовательность времен года и дней недели.

ОНР III уровня: не сформированность навыков словообразования, нарушение слоговой структуры слова. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Звукопроизношение соответствует возрастной норме.

Не соблюдает элементарные правила поведения в детском саду: не выполняет указания воспитателя, на занятиях может встать и заняться своими делами.

Социометрический статус - принятые, входит в цепочку линейной связи. Преобладает положительный эмоциональный фон.

Заключение ПМПК от 09.02. 2016 – диагноз по МКБ -10: F 83, недоразвитие речи системного характера

Рекомендации для психолога – коррекция эмоций и поведения.

Содержание деятельности

1 этап Диагностический

Выявление уровня сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Низкий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, низкий темп деятельности, нарушение внимания

Диагностика уровня развития кратковременной слуховой памяти

Объем слуховой памяти составляет 4 слова

Тест на развитие зрительного анализа (Нижегородцева Н.В., Щадриков В.Д.)

Выявление уровня развития зрительного анализа

Передает только форму геометрических фигур

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для развития способности произвольной саморегуляции

Задачи индивидуального сопровождения:

развитие зрительно-моторной координации;

развитие умения действовать по алгоритму, определяющему условия решения задач;

развитие относительной независимости от взрослого в постановке, планировании и организации собственных действий;

развитие механической памяти;

побуждение к осознанию ребенком себя в своей деятельности;

стимулирование осмысления своей деятельности - анализ и учет своего прошлого опыта, мотивация выбора средств, предмета и объекта деятельности, вербализация ее хода и смысла.

Подбор игр и упражнений

Развитие межполушарного взаимодействия, моторной активности кистей рук

Учить читать готовые схемы, самому обозначать последовательность событий

Учить читать и решать задачи в знаково—символической записи

Развитие зрительного анализа

Учить воспроизводить пространственные отношения между частями предмета в соответствии с предложенной схемой

Развитие слуховой памяти

Ожидаемый результат: возникновение у дошкольника регуляции личностного уровня

Используемые формы и методы работы:

продуктивная деятельность – конструирование (по образцу, схеме), разрезные картинки-мозаики, графические диктанты;

сенсорно-моторная тренировка – игры и упражнения с использованием зрительных, слуховых и словесных сигналов;

метод конгруэнтной коммуникации - установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества; формирование у ребенка адекватных представлений о своих качествах и возможностях; стимулирование и поддержка активности ребенка, направленной на исследование проблемных ситуаций.

Категория семьи – благополучная/неблагоп., полная/неполная, СПК, многодетная, одинокая мама, опекаемый ребенок.

Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы. Мама проявляет чрезмерную опеку.

3. Запрос родителей / воспитателя/ педагога (нужное подчеркнуть)

4. Самотическое здоровье: группа здоровья I/II/III, частоболеющий/редко болеет, страдает энурезом и т. д.

5. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, ручная моторика в номе, ведущая рука - правая.

6. Характеристика познавательной сферы ребенка:

- внимание – преобладает непроизвольное внимание, переключение нормальное, маленький объем внимания.

- восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 2 лет) и формы (2 года, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к форме и цвету.

- память – хорошо развитая, преобладает зрительная память. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительное. Воспроизводит неполно, непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.

- мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью взрослого. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, метафор отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное мышление. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.

7 Личностные особенности ребенка

Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека.

Уровень адаптивного поведения: Отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично.

8. Долгосрочная цель сопровождения

Формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

9. Задачи:

- Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей

Егора К. и его развития в соответствии с требованиями образовательной Программы ДОУ.

10. Группа сопровождения

11. Координатор (Ф. И. О)

Педагог-психолог Игошина Татьяна Сергеевна

12. План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы Форма работы Сроки Ожидаемые результаты

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения

Сентябрь - декабрь Выявили проблемы в развитии личности ребенка и их причины

Исследование эмоциональных процессов

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика познавательного и речевого развития, социально - коммуникативного

Взаимодействие с педагогами

Консультирование педагогов на темы:

1 раз в квартал

Информирование о результатах диагностических исследований

Повышаем уровень педагогической компетентности по решению данной проблемы

Создаем условия для психолого-педагогического сопровождения ребенка

Взаимодействие с семьёй

Консультации (по мере необходимости)

Совместные занятия с ребенком 1 раз в месяц Психолого-педагогическое просвещение родителей

Создание дома индивидуальных условий для интеллектуального развития

Поддержание интереса ребёнка, поощрение

Индивидуальная работа с воспитанником

Игры и упражнения

Способствовали социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию через цикл мероприятий, игр и упражнений

Развитие позитивной самоидентификации

Закрепление знаний, умений и навыков

Оценка промежуточных результатов Методики

Опросы Декабрь Постановка

Объективное отслеживание уровня интеллектуального развития ребенка

Исходящая диагностика Методики

Опросы Апрель Трудности преодолены, развитие ребенка соответствует возрастным и психологическим нормам

13. Рекомендации воспитателю___

14. Рекомендации инструктору по физ. культуре ___

15. Рекомендации родителям ___

16. Критерии оценки:

В начале цикла занятий ___

В середине цикла занятий ___

Критерии оценки эффективности проведенной работы ___

Прикреплённые файлы:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения художественно одарённого ребенка Индивидуальный маршрут Психолого-педагогического сопровождения Художественно-одарённого ребенка ___ Старшая группа.

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка в ДОО В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. одним из направлений прописано «Развитие системы выявления, поддержки.

Индивидуальный маршрут воспитателя по художественно-эстетическому направлению способных воспитанников Специальная диагностика по запросу родителей выявила 3 (17%) способных детей, в изобразительной деятельности. Были составлены индивидуальные.

Индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития ребенка Индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития ребенка. [/b] Фамилия, имя ребенка.

Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого утверждения, оценка психического здоровья детей должна осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие движений;
  • адаптационные возможности;
  • уровень зрелости нервных процессов;
  • эмоциональное благополучие;
  • психическое развитие.

Таким образом, основная цель ведения индивидуальных карт – установление уровня психического развития ребенка, его соответствия возрастным нормам, выявление личностных особенностей дошкольника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также, в определенной мере, результаты своего педагогического труда.

Рассмотрим подробнее пункты карты.

1. Результаты анкетирования родителей.

При поступлении ребенка в детский сад в группу детей раннего возраста или в во вторую младшую родителям предлагается анкета о здоровье ребенка, часть вопросов которой заносится и в данную карту. Это вопросы об особенностях протекания беременности и родов, способе вскармливания ребенка, весе ребенка при рождении и характеристика поведения ребенка родителями. Все эти первичные данные о ребенке помогают психологу ДОУ и воспитателям групп предположить протекание адаптационного периода ребенка к условиям детского сада и возможные роли родителей в этом процессе, а также предупредить случаи дезадаптации.

2. Адаптация к условиям детского сада.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

  • эмоциональное состояние;
  • коммуникабельность;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит.

Каждый из факторов может оцениваться от + 3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации, (краткие характеристики разных оценок приводятся в методике). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой. Уровни, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Наблюдение проводится ежедневно в течение месяца педагогами групп. Данные наблюдений суммируются и заносятся в карту.

Наблюдение за адаптационными возможностями организма детей проводятся в группе раннего возраста и (или) во второй младшей группе.

Оценка нервно-психического развития детей до трех лет проводится только в группе раннего возраста по окончании процесса адаптации и в конце года по специальной шкале.

3. Сенсомоторное развитие ребенка.

Оценка сенсомоторного развития детей проводится во второй младшей группе в начале и в конце учебного года, в средней, старшей и подготовительной группах в начале учебного года – с учетом возраста детей в 3; 3,5; 4; 5 и 6 лет.

4. Индивидуальная работа с родителями ребенка.

Данная графа предусматривает запись обо всех видах индивидуальной работы с родителями дошкольника: консультации обращения к психологу ДОУ, участие в семинарах-практикумах, индивидуальная диагностика, индивидуальная коррекционная и тренинговая работа.

5. Показатели эмоционального благополучия ребенка в ДОУ.

Обследование проводится осенью (в октябре–ноябре) и весной (в мае–апреле) методом цветового выбора. Из восьми цветов М.Люшера ребенку предлагается выбрать тот, который нравится.

Выбор детьми зеленого, желтого, красно-оранжевого цвета есть свидетельство активной позиции, высокой работоспособности, готовности проявлять волевые усилия, эмоциональное благополучие и душевный комфорт.

Выбор сине-голубого, серого и фиолетового цвета – это потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, мечтательность, индивидуалистичность.

Выбор коричневого и черного цвета – это отказ, неприятие, огорчение, протест против существующего положения вещей, потребность в независимости, негативизм по отношению к любым авторитетам.

6. Социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Социометрический статус ребенка определяется с помощью диагностики эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, которая проводится один раз в год в дошкольных группах.

  • количество выборов для каждого ребенка;
  • количество взаимных выборов;
  • определение статуса каждого ребенка.

УВБ – это уровень благополучия взаимоотношений. Он определяется как высокий, если в группе преобладают дети первой и второй статусных групп, низкий, если преобладает число детей третьей и четвертой статусных групп, и средний, если число детей первой и второй статусных групп равно числу детей третьей и четвертой статусных групп.

Показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками определяется по формуле и сравнивается с показателями:

R = число детей, имеющих взаимные выборы : общее число детей.

сверхвысокий уровень = 66 % и выше;
высокий уровень = 50 — 65 %;
средний уровень = 34 — 49 %
низкий уровень = 33 % и ниже.

Коэффициент изолированности определяется по формуле:

R = количество изолированных детей : общее число детей.

7. Ориентировочная школьная зрелость

Тест на определение ориентировочной готовности к школе по методике Керна–Йирасека проводится в старшей дошкольной группе в апреле–мае и включает в себя три задания:

Первое задание – рисование фигуры человека по представлению.

Задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитие второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.

Второе задание – графическое копирование фразы из письменных букв.

Третье задание – срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Выполнение второго и третьего заданий теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

8. Готовность к обучению в школе.

Для изучения и выявления уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление) и общего интеллектуального уровня развития дошкольников используются различные экспериментальные психологические методики, результаты которых и фиксируются в данном разделе с указанием даты проведения и названия методики.

Диагностическое обследование включает в себя следующие методики:

9. Индивидуальная работа с ребенком.

По результатам диагностических методик планируется и проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком. Допускается фиксировать информацию об участии ребенка в групповых коррекционно-развивающих занятиях.

10. Рекомендации при поступлении ребенка в школу.

Рекомендации являются результатом наблюдения за весь период дошкольного детства, а также по результатам психодиагностического обследования ребенка в подготовительной к школе группе осенью и весной.

Читайте также: