Капитан доротей краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

В центре внимания – морские путешествия. Автор раскрывает образ моряка, вспоминает имена известных мореплавателей и рассуждает об их жизни в воде и на суше.

За минуту

В первой части Гумилёв раскрывает образ моряка. Это стойкий человек, который не боится безумства морских волн и ураганов. Он легко может подавить бунт на корабле, выхватив пистолет, и тогда команда успокаивается.

В третьей части рассказывается о буднях мореплавателей на суше. По прибытию моряки спешат в порт, заваливаются в кабаки и берут себе сидр. За бутылкой они рассказывают о своих приключениях, пока вокруг танцуют женщины. Ночью моряки затевают драки, продают обезьян знатным иностранкам.

Четвёртая часть посвящена легенде о Летучем Голландце. Капитан корабля кровавой рукой держится за шляпу, а другой – за штурвал. Если же пловцы в морях встречают этот корабль, значит, нужно ждать беды.

Другим капитанам везло. Они служили на сверкающих краской и медью паровых гигантах, командовали дизель-электроходами, пересекали ледяные просторы Арктики.

Пароходик ходил по заливу между Ленинградом и Кронштадтом и был кривоносый, с тонкой, как макаронина, трубой.

А теперь шла война. Это она вытащила старый пароход из залива, заставила пройти всё море и нынче гнала обратно в Ленинград.

Корабли отступали. Они шли, как усталые солдаты, цепочкой, один за другим.

— Обойдёмся! — бурчал обиженный Минаев и в который раз принимался ругать механика и кочегаров.

Да, хуже всего были мины.

Фашистские самолёты забросали ими всё море. Мины лежали на дне молчаливые чёрно-зелёные снаряды.

Внутри их прятались магнитные стрелки. Стоило железной громаде парохода пройти над миной, как стрелка поворачивалась, включала ток и оглушительный взрыв раскалывал воду. Чем тяжелее был корабль или чем больше железа было в его трюмах, тем скорее взлетал он на воздух.

Капитаны встретились на причале.

— Дойду… Тебе тоже достаётся. Если будут самолёты, ты как?

— От бомб? Отверну.

В глубокой задумчивости Минаев простился с ним.

Когда погрузка закончилась, Минаев собрал команду.

В строю стояло четырнадцать человек. Одиннадцать шагнули вперёд, трое остались на месте. Собрав вещи, они ушли.

Она шла, тяжело осев под грузом железа в воду. Чуткие магнитные стрелки, которые раньше не замечали её приближения, теперь уже издалека начинали покачиваться на тонких осях.

Минаев не уходил с мостика. Никто из команды не спал.

Оранжевое солнце поднялось над горизонтом. По носу кораблей встал из воды синий берег. Это был Кронштадт. За ним уже дымили трубы Ленинграда.

— Вот и всё! — устало проговорил Минаев и прислонился к стене рубки, держась рукой за сердце.

Не спасся никто.

Белые фигурки раненых стояли вдоль борта. Люди молчали.

Что такое мужество? Эту важную тему затрагивает С. В. Сахарнов в своём произведении.

Святослав Владимирович приводит пример того, как, несмотря на проблемы со здоровьем и совсем старое судно, Минаев, главный герой произведения, вынужден выйти в море, так как началась война:


Также автор демонстрирует читателю то, как главный герой стойко проходит почти весь путь, избегая на нём все мины, но в самый последний момент всё-таки нарывается на это взрывное устройств:


Приведённые примеры позволяют определить позицию писателя по проблеме. Авто старается донести до читателя, что мужество — это особое качество личности человека и способность проявлять волю, твёрдость, действовать решительно и уверенно в экстремальных ситуациях.

С позицией автора нельзя не согласиться. Я считаю, что мужеством должен обладать каждый человек на войне, ведь без этого качества невозможно победить ни в одной битве.

В заключение хочется добавить, что старания автора не прошли даром -они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему мужества на войне.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Тема: Текст - повествование. Сжатый письменный пересказ по тексту - повествованию

Цель: учить сжатому письменному пересказу на основе текста – повествования .

Задачи:

Повторить признаки и структуру текста – повествования .

Закрепить приемы сжатия текста (исключение подробностей, перефразирование)

Записать текст сжато .

Воспитывать чувство патриотизма, на основе сопереживания и формирование понятий 4 .

мужество, отвага, самопожертвование .

Оборудование:

1. Электронная презентация с фотографиями героев Великой Отечественной войны и иллюстрациями к тексту .

2. Раздаточный материал: текст изложения у каждого ученика .

3. Листочек в линейку для записи плана и текста у каждого ученика .

4. Карточки со словами – помощниками: чтобы, когда, но, которые .

5. Толковый словарь С.И.Ожегова .

Ход урока (2 часа) Урок 1 .

I. Подготовительный этап .

1. Создание эмоционального настроя. Беседа .

Просмотр фотографий электронной презентации в сопровождении песни о войне .

1) О каком периоде истории нашей Родины напомнили вам эти фотографии? О Великой Отечественной Войне с фашисткой Германией .

2) Какие книги о Великой Отечественной Войне вы читали?

3) Какой герой запомнился больше всех?

4) В каких эпизодах ярко проявился его героизм?

5) Как он защищал Родину?

6) Почему запомнился этот герой? Мне запомнился герой, так как он ценой собственной жизни, приближал победу. Отдал жизнь за других людей .

7) Как бы вы назвали этих людей и их поступки? Герои, героический поступок .

8) Как можно назвать иначе героический поступок? Подвиг .

2. Объявление темы урока, цели, задачи .

1) Всех людей, о которых мы сегодня говорили, объ

Капитан Минаев был угрюмый старик. Другим капитанам везло. Они служили на сверкающих краской и медью паровых гигантах, пересекали ледяные просторы Арктики .

Минаев собрал команду .

В строю стояло четырнадцать человек. Одиннадцать вышли сразу, трое пошептались и тоже присоединились к ним. Но когда караван вышел в море, обнаружили, что этих троих нет. Они остались в порту .

Сжатие текста и составление плана III .

Итак, нам предстоит пересказать текст сжато, будем составлять план пересказа .

Прочитайте завязку (вслух читает один ученик) .

Капитан Минаев был угрюмый старик. Другим капитанам везло. Они служили на сверкающих краской и медью паровых гигантах, пересекали ледяные просторы Арктики .

Минаев собрал команду .

В строю стояло четырнадцать человек. Одиннадцать вышли сразу, трое пошептались и тоже присоединились к ним. Но когда караван вышел в море, обнаружили, что этих троих нет. Они остались в порту .

Минаев собрал команду .

В строю стояло четырнадцать человек. Одиннадцать вышли сразу, трое пошептались и тоже присоединились к ним. Но когда караван вышел в море, обнаружили, что этих троих нет. Они остались в порту .

Прочитайте следующую часть текста .

1. Для изложения выбран текст, имеющий воспитательное влияние на личность ребенка .

Но чтобы текст был понятен детям, чтобы им была понятна героическая роль поступка капитана и его команды в приближении победы над фашистской Германией, необходимо подготовить школьников к восприятию основной мысли текста. Подготовительный период включает чтение книг о героях Великой Отечественной Войны на уроках литературного чтения и окружающего мира. Это могут быть произведения по программе литературного чтения и произведения для внеклассного чтения. Можно предложить дома просмотреть фильмы, посвященные периоду Великой Отечественной Войны, с дальнейшим обсуждением на классных часах. И конечно, в беседах с учащимися необходимо вспомнить о родственниках ребят, которые прошли испытания войной .

2. Для создания эмоционального настроя на уроке учитель должен подготовить электронную презентацию с фотографиями героев войны, просмотр презентации можно сопроводить песней о войне .

4. Чтобы пересказать текст кратко, нужно уметь делить текст на смысловые части, выделять главную мысль в каждой части и передавать сжато содержание каждой части. Для сжатия текста необходимо исключить подробности в каждой части, произвести перефразировку, составив сложные предложения .

5. При обучении учащихся сжатому пересказу большое значение имеет работа по исключению второстепенной информации. Для самостоятельной работы над сжатием текста, у каждого учащегося должен быть свой экземпляр полного текста. Работая с частями текста, дети карандашом вычеркивают второстепенную информацию. Задача учителя проверить правильно ли они это делают, и, если необходимо помочь детям отделить важную информацию от второстепенной. Важно учить школьников перефразированию отдельных частей, опираясь на основную мысль, в этом помогает включение в детскую речь союзов, распространенных и сложных предложений .

6. Приводим детские работы, в которых видно, как учащиеся вычеркивают второстепенную информацию и делают свои пометки. Мы можем увидеть, что нет ни одной работы, где бы был нарушен процесс сжатия, однако, поскольку это умение находится в стадии становления, некоторые учащиеся пытаются ввести детали в сжатый пересказ. Необходимо устранять эти недочеты, такая работа будет продолжена в 5 классе .

Работы представлены в том виде, как были написаны детьми, с тем, чтобы учитель лучше понимал, как происходит сжатие в содержательной и структурной сторонах текста. Все учащиеся пользуются структурой повествования, что говорит об высоком уровне ее усвоения .

7. Работа над сжатым изложением проводится на двух (сдвоенных) уроках. Деление уроков приведено условно. На каком этапе закончится первый урок и начнется второй, зависит от самих учеников и их темпа работы. Учитель сам определяет, на каком моменте необходимо дать учащимся отдохнут, ориентируясь на уровень своего класса .

8. При устном сжатом пересказе перед написанием текста рекомендуется первым послушать сильного ученика, ответ которого послужил бы образцом для других, затем обязательно дать возможность слабым ученикам пересказать сжато текст. Во время письменной работы дети могут опираться на свои пометки, которые делали на печатном тексте .

Всегда в классе найдутся учащиеся, которым даже после проделанной устной работы будет сложно записать свой текст. Эти ученики нуждаются во время письменной работы в поддержке учителя .

Она сразу провалилась под воду. Не спасся никто .

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Читайте также: