Кант лекции по этике краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ. Один из родоначальников классической философии, всю жизнь проживший в Восточной Пруссии, городе Кенигсберге.

Кант родился в семье ремесленника, который мечтал сделать сына пастором. Будущий философ окончил престижную гимназию и поступил Кенигсбергский университет, где у него проснулся интерес к философии. Профессор Канта Мартин Кнутцен был пиетистом (пиетизм — движение внутри лютеранской и реформаторской церквей) и вольфианцем, что позже нашло отголоски и в работах самого Канта.

Университет в то время юноше закончить не удалось по материальным причинам. Кант стал домашним учителем и оставался им 10 последующих лет. В это время, в 1747-1755 годы, он опубликовал свою работу о происхождении Солнечной системы. В 1755 году философ защитил диссертацию и получил докторскую степень. Наступил долгий сорокалетний период преподавательской деятельности в университете.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Самым непродуктивным временем в творчестве Канта стал период, когда Пруссия находилась под властью России. Как только русское господство ушло, философ издал цикл работ.

В чем заключается моральная философия Канта

Главное правило жизни, которому учит философия Канта

Знаменитый кантовский категорический императив стал центральным положением в его учении о морали. Речь шла о том, что посредством воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если принцип зависит от объекта желания, он не сможет стать моральным законом. И только безусловный принцип может иметь подлинность.

Кант был уверен: что-то будет хорошим, только если оно всеобъемлюще. Поступок не может называться правильным в одной ситуации, неправильным — в другой. Категорический императив описывает это так:

Кант расшифровывал мысль в характеристиках рациональности, которая была для него священна. Люди — единственные на земле существа, способные принимать решения, оценивать варианты и моральный исход своих действий. Рациональность должна стать базовым принципом моральных суждений. Описана мысль была так:

Так Кант говорит о недопустимости использования другого человека для достижения личной цели. Лгать, ловчить, совершать насилие — неэтично, потому что подобным образом другой используется как средство.

Взгляды и теория Канта убеждают в большом значении для него четко выраженного ответного согласия. Манипуляции и принуждения неэтичны, так как не основываются на получении ответного согласия. Кроме того, Кант большое внимание уделял уважению, считая что все разумные существа обладают достоинством. Поэтому любые действия без выраженного согласия — неуважительны.

Кант с предубеждением относился к капитализму, считая, что излишества необходимо раздавать нуждающимся. Был также против колониальной политики, полагая, что жестокость и угнетение препятствуют человечности. Кант увещевал, что единственный правильный способ сделать мир лучше — начать с себя.

Взгляды на этическую теорию

Человек обязан быть нравственным ради самого понятия нравственности. Внутренний духовный закон не должен зависеть от человеческого опыта. Совершать добрые дела стоит опираясь на нравственный долг, закон нравственности выступает в таком случае априори. Идеал человека — симбиоз добродетели и счастья. Но счастье не равно главной цели. Верховный смысл — добродетель и стремление к ней.

Гносеологические взгляды Канта

Гносеология (учение о познании) — это раздел философии, исследующий возможности познания мира человеком, систему познавательной деятельности, формы знания, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

Центральная гносеологическая мысль Канта исследует два элемента: содержание и форму. Содержание человек берет из опыта, форма же существует в уме. Познание начинается с опыта, который производится потому, что находит в разуме доопытные формы. Такое познание Кант называет трансцендентальным.

Говоря о разуме, Кант утверждал, что он несовершенен и ограничен в возможностях. Когда мы пытаемся выйти за пределы возможностей понимания, разум сталкивается с неразрешимыми противоречиями — антиномиями. Антиномии доказывают, что познание человека имеет пределы.

Кант не признавал категоричность методов познания, основываясь на критическом философствовании. Был сторонником агностицизма как способа донести истинность суждений, преодолевая субъективный опыт. Философ объяснял, что причина трудностей познания находится в самом человеке.

Иммануил Кант (1724 – 1804) радикальным образом отходит от линии этического сенсуализма. По его мнению, моральным можно быть лишь в том случае, если изначально руководствоваться не чувственными побуждениями, а абсолютным нравственным законом, инстанцией которого является разум. Жить следует согласно категорическому императиву (безусловному повелению):

– поступай так, чтобы максима твоей воли имела силу закона для всех людей;

– поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Этику Канта часто называют этикой долга. Согласно Канту, долг – это соблюдение нравственного закона, причем даже в том случае, если результат поступка будет нежелательным. Всякое отклонение от долга, даже если это делается якобы из человеколюбия, есть несправедливость по отношению к человечеству.

Этика А. Шопенгауэра. С резкой критикой философии Гегеля выступил Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Для него человек – это не всезнающий субъект, а существо, вынужденное глубоко страдать под давлением реальности. Основой мира Шопенгауэр провозгласил не идею и разум, а слепую волю. Произвола слепой воли способен избежать лишь творческий гений или аскет. Достичь этого можно лишь попиранием воли, т.е. уничтожением жизни, к чему и движется человечество. Все поступки, мотивированные желанием личного блага Шопенгауэр расценивает как эгоистические и безнравственные. Основанием этики он считает чувство сострадания как результат неосознаваемого единства людей, порожденных мировой волей. Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Покончить со страданием можно лишь отказом от жизни. Через преодоление воли к жизни человек приходит к вечной добродетели.

Марксистская этика.По мнению Карла Маркса (1818 – 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895), нравственность есть специфическое отражение общественных отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Таким образом, источник нравственности находится в социальной сфере и определяется ею. Абсолютных нравственных норм и представлений не существует, каждому конкретному уровню развития общества соответствует уровень развития морали. Маркс и Энгельс выделяли несколько таких уровней (общественно-экономических формаций) в истории человечества: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Каждому из них соответствует и свой тип нравственности. Например, особенности производства материальных благ в рабовладельческой формации (использование рабского труда) обусловили специфику рабовладельческой морали. Истинная мораль, с точки зрения Маркса и Энгельса, должна быть нацелена не на пассивное осуждение несовершенного состояния действительности, а на активное участие в ее революционном преобразовании. Поэтому предлагаемая марксизмом цель – коммунизм обосновывается как реальная задача, для осуществления которой разрабатывается соответствующая стратегия политической борьбы, революции и ведущей роли пролетариата. А устранение моральных противоречий связывается с решением в первую очередь социальных проблем, и нравственное совершенствование человека зависит от справедливого общественного устройства и экономического процветания.

Западно-европейская этика в XX в.Тенденции, сложившиеся в этике в конце XIX в., развиваются и в XX в. Продолжается развитие научно-рационалистических направлений в этике (прагматизм, позитивизм), берущих начало от немецкой классической философии, возникают новые системы иррационалистической этики: психоанализ, экзистенциализм, персонализм. Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике уже существующие религиозно-этические направления: неопротестантизм, неотомизм.

Протестантизм отменил монастыри, но не отменил аскезу. Он подразумевает, что не монахи, а все верующие должны вести аскетический образ жизни. Следовательно, рассуждает Вебер, аскеза должна иметь место и в профессиональной деятельности. Однако сам Вебер понимает аскезу не как практику, ограничивающую материальное ради духовного, но как рациональную организацию жизни.

Этика психоанализа.Основателем психоанализа стал Зигмунд Фрейд (1856 – 1939). Он утверждал, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное Оно (Ид), которое сводится к совокупности сексуальныхимпульсов (либидо) и определяет рациональные, осознанные компоненты личности – Я (Эго). Третий уровень в структуре личности – Сверх-Я (Супер-Эго), которое представляет собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подавляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию в санкционированные обществом виды деятельности –

Этика экзистенциализма.Экзистенциализм углубился в проблему сущности и существования человека. Карл Ясперс (1883 – 1969), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), Жан Поль Сартр (1905 – 1980, Альбер Камю (1913 – 1960) определяли нравственность как отражение неподлинного бытия, средство общественного манипулирования личностью. В подобном бытии человек теряет свою сущность, становясь таким, как другие. Поэтому в целом оно враждебно человеку. У Камю окружающий мир – это мир абсурда, с которым человек находится в постоянном конфликте. Он предлагает человеку преодолеть через отношение к Богу пограничные ситуации, т.е. неподлинное существование, и быть абсолютно свободным. Сартр утверждает, что право человека на свободу и счастье – выше всех моральных прав. В своих правах на счастье он может распоряжаться своей судьбой, в том числе и правом на смерть. В своем внутреннем мире мы не зависим ни от общества, ни от других людей. В то же время абсолютная свобода человека означает и его абсолютную ответственность за все, совершающееся в мире.


Имануил Кант является основоположником классического немецкого идеализма, а также критического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в городе Кенигсберг, расположенном в Восточной Пруссии, где уделял много времени философии, наукам и преподавал в университете. Кант не был заурядным ученым, он интересовался различными научными трудами, а не только философскими проблемами.

Учения канта описывают идеи о чистом разуме, он говорит заключительное слово, после которого в дело вступает область практического разума и воли человека. Практический ум значительно преобладает над теоретическим, ведь человеческая воля обязывает быть человека нравственным существом, он предписывает человеку свойство познавать вещи в себе, которые бывают только мыслимыми, например, веру в свободу или в Бога. Человек очень чувственен от природы, воля, обращаясь к нему, дает приказы, которые могут быть объективно-действительными либо субъективно действительными. Объективно-действительные приказы представляют собой обязательные предписания и категорический императив, заставляющий нас поступать нравственно, не зависимо от личной выгоды.

Этика Канта кратко описывает нравственность человека. Мы должны быть нравственными не ради собственных интересов, а ради самой нравственности, и быть добродетельными только ради самой добродетели. Человек обязан исполнять свой нравственный долг хорошим поведением. Он не должен совершать хорошие дела из-за особенностей своего нрава, а исключительно из чувства долга, он должен побороть свои склонности и желания для этого. Только такой человек может быть назван нравственным, а не тот, который склонен природой к добрым делам.

По мнению Канта, закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он выступает как априори. Стремление к нему не должно быть навязано ни Богом, ни желанием счастья, ни чувствами. Он должен исходить из практического разума, быть основанным на автономности нашей воли, поэтому наличие нравственности дает нам право оценивать себя как независимого самостоятельного деятеля. В идею и правду необходимо верить, особенно желающим выполнить свой этический долг.

Идеал человека вмещает в себе совокупность добродетели и счастья. Но не счастье должно являться главной целью для нас. Только добродетель и осознанное стремление к ней должно быть целью в жизни. Этика Канта кратко дает понять, в каких случаях человек может позволить себе блаженство. Этика и счастье сосуществуют лишь в потусторонней жизни, это предписывает Бог, когда главным долгом человека будет возможность испытывать блаженство. Таким образом, стремление к счастью может быть осуществлено лишь верой в Бога, а значит только на моральной почве, и ни в коей мере не на умозрительной.

Основой религии служит мораль, выражающаяся в Божьих заповедях, которые относятся к нравственным законам, и наоборот. Если судить религию как кладезь морали, то можно придти к мысли, что религия должна восприниматься рационально, а ее истинная цель – нравственные поступки.

Философия канта стала основой для новых философских течений. Для своих учений Кант переосмыслил эмпиризм, рационализм из работ, дошедших и до наших времен. Он сопоставил их с собственными идеями и создал вечные теории об этике и морали, которые не могут быть разрушены.





Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(9 оценили, оценка: 4,00 из 5)
Loading.

Кант И. - Лекции по этике

В книгу включены основные работы по теоретической этике, обоснованию нравствености, принадлежащие перу великого немецкого философа Иммануила Канта (1724 - 1804). "Лекции по этике", которые Кант читал на рубеже 70-80 гг. ХVІІІ в., переведены на русский язык впервые. "Основание метафизики нравов" и "Критика практического разума" даются в заново сверенных и уточненных переводов.

В "Лекциях об этике" освещаются следующие вопросы: моральные системы древних, о принципе моральности, об обязанностях, о естественной религии, об обязанности перед самим собой, об обязанностях по отношению к нечеловеческому, об обязанностях относительно различных групп людей, о конечном назначении человеческого рода. В "Основании метафизки нравов" - переход от обыденного нравственного разумного познания к философскому, переход от популярной нравственной философии к метафизике нравов, переход от метафизики нравов к критике чистого практического разума. В "Критике практического разума" - учение чистого практического разума о началах, аналитика чистого практического разума, диалектика чистого практического разума, учение о методе чистого практического разума.

Читайте также: