Кандаурские мальчишки краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Моя политика- хорошо сочинять для детей
Г.Михасенко

Я пишу только для детей, и в этом моя особенность, и этим я могу быть интересен людям
Г.Михасенко

Цель:
*познакомить с писателем и его произведениями (обзор);
*обучать элементам анализа текста;
*совершенствовать способность выразительно читать, вести диалог;
*развивать творческие способности и познавательную активность детей;
*показать, как в трудную военную пору происходит становление, взросление обыкновенных мальчишек;
*стимулировать интерес к чтению произведений
иркутских писателей.

Оборудование:
- портрет Геннадия Михасенко
-выставка книг
-иллюстрации к произведению

Ход конференции
1. Биография писателя.
2. Обзор выставки книг.
3. Слово о повести.
4. Посвящение к повести.
5. Викторина. Выразительное чтение эпизодов.
6. Конференция.
7. Инсценирование эпизода.
8. Заключение.

1. Биография писателя.

Родился 16 февраля 1936 в Славгороде Алтайского края. Детство его прошло в деревне Кандаурово в Новосибирской области, куда его мать переехала с началом Великой Отечественной Войны, отец Геннадия Павловича с первых дней войны ушёл на фронт. Детство стало как бы прологом к его первой повести и к писательской судьбе вообще. После окончания Новосибирского инженерно-строительного института Михасенко попросил назначение на строительство Братской ГЭС - с тех пор Братск стал его рабочей и литературной судьбой.

2. Обзор выставки книг.

3. Слово о повести.

Идёт война с фашистами. До сибирской деревни Кандаур не долетают раскаты орудий, но и здесь идёт бой - трудовой. Ведь чем больше будет трудиться тыл, тем скорее придёт победа. И в этот бой вступают мальчишки. Большое дело доверил им колхоз - пасти овечье стадо. Если послушать ребят, простым и лёгким покажется их дело. Но не так всё это: нападает на стадо бандит с ножом, чуть не погибает в трясине овца, встречается ядовитая змея. Да и мало ли что бывает в жизни ребят, полной недетских забот! Но мальчишки остаются мальчишками. Если есть свободное время, почему бы не поозорничать?
Однако большая книга не бывает про одних мальчишек, потому что нет такой жизни - одной мальчишеской. Есть большая жизнь, где дети и взрослые существуют на равных правах, и о ней-то от лица десятилетнего мальчика и рассказывает писатель.

4. Посвящение к повести.

Друзьям моего раннего детства-
братьям Фоминым посвящается
Автор
… Огромная, в полнеба, лошадь замерла над деревней в страшном полёте. Но дунул ветер, и лошадь расползлась, как намокшая бумага.
А через час, когда мы, подгоняя овец, вышли к Клубничному березняку, от хмурости неба не осталось и следа - над нами плыли весёлые облака, и ветерок только поторапливал их, но не тормошил.
Мы были самыми вольными людьми на свете- пастухами…
Я любил облака, любил следить за их лёгким гордым скольжением, любил рассматривать их причудливые очертания. Что только не могут они представить: горы, людей- великанов, невероятных зверей, фантастических птиц, а порой что-то такое, чему и названия не подберёшь, но что крепко завораживало сердце, и хотелось, чтобы облака плыли, плыли бесконечно…
Мир и тишина покоились вокруг, как будто не было… ни войны, ни бомб, ни смертей…

1. Оказала ли Великая Отечественная война влияние на судьбы людей, живущих в глухой таёжной деревне за тысячи километров от мест сражений, стала ли мерилом человеческих ценностей?
(односельчане и Тихон Мезенцев)

2. Можно ли сказать, что время, показанное в книге, стало временем становления и взросления главных героев повести? Докажите своё мнение, проиллюстрировав его примерами из книги.

6. Конференция.
3.Как вы понимаете слова:
- Человек- то без народа, что овца без стада, - дичает…Все друг к дружке жмутся, народ- то любит тесноту, чтоб в обязательности локоть в бок упирался…
Я внимательно слушал деда Митрофана и тут же дал себе слово, что никогда и ни за что не отстану и не покину своих друзей. Но и после этого я не успокоился и продолжал думать и думать про людей, которые любят жить тесно, дружно. Тётка Дарья, тётка Матрёна, Анатолий, дед Митрофан, пасечник Степаныч – всех этих людей я перебрал в уме и с радостью почувствовал, что они мне близки, каждый по- своему, но все одинаково близки, любил я их, как родных… Нет, нет, я никогда не буду чураться людей!

9. Заключение.
Памятник
Нет, памятник себе я не воздвиг,
Таланта и усердья недостало,
А полтора десятка моих книг
Лишь хватит разве что для пьедестала!

Пусть новые мальчишки и девчонки
Над книгой замирают в тишине,
Тараща ненасытные глазёнки,
Не думая, конечно, обо мне.

И вспомнит благодарный пусть читатель,
Последний в книжке закрывая лист,
Что жил на свете вот такой писатель,
Писатель детский, попросту – детпис!

28 ноября 1993г. Г.Михасенко

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Геннадий Михасенко Кандаурские мальчишки

Кандаурские мальчишки: краткое содержание, описание и аннотация

Повесть написана от лица десятилетнего мальчика и рассказывает о том, как в годы войны в глубоком тылу, в сибирской деревне, жили и работали дети и взрослые, старались помочь фронту и приблизить нашу победу. Идёт война с фашистами. До сибирской деревни Кандаур не долетают раскаты орудий, но и здесь идёт бой — трудовой. Ведь чем больше будет трудиться тыл, тем скорее придёт победа. И в этот бой вступают мальчишки. Большое дело доверил им колхоз — пасти овечье стадо. Если послушать ребят, простым и лёгким покажется их дело. Но не так всё это: нападает на стадо бандит с ножом, чуть не погибает в трясине овца, встречается ядовитая змея. Да и мало ли что бывает в жизни ребят, полной недетских забот! Но мальчишки остаются мальчишками. Если есть свободное время, почему бы не поозорничать? Однако большая книга не бывает про одних мальчишек, потому что нет такой жизни — одной мальчишеской. Есть большая жизнь, где дети и взрослые существуют на равных правах, и о ней-то от лица десятилетнего мальчика и рассказывает писатель.

Геннадий Михасенко: другие книги автора

Кто написал Кандаурские мальчишки? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Геннадий Михасенко: Земленыр или каскад приключений

Земленыр или каскад приключений

Геннадий Михасенко: Кандаурские мальчишки

Кандаурские мальчишки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Геннадий Михасенко: Я дружу с Бабой-Ягой

Я дружу с Бабой-Ягой

Геннадий Михасенко: Пятая четверть

Пятая четверть

Геннадий Михасенко: Милый Эп[Книжное изд.]

Милый Эп[Книжное изд.]

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Владимир Соколовский: Мальчишки, мальчишки.

Мальчишки, мальчишки.

Ладо Мрелашвили: Мальчишки из Икалто

Мальчишки из Икалто

Иосиф Дик: Девчонки и мальчишки

Девчонки и мальчишки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Геннадий Михасенко: В союзе с Аристотелем

В союзе с Аристотелем

В. Лещинская: Для вас, мальчишки

Для вас, мальчишки

Кандаурские мальчишки — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Геннадий Павлович Михасенко

Друзьям моего раннего детства —

Фото

…Огромная, в полнеба, лошадь замерла над деревней в страшном полёте. На улице стало даже темно. Но дунул ветер, и лошадь расползлась, как намокшая бумага.

А через час, когда мы, подгоняя овец, вышли к Клубничному березняку, от хмурости неба не осталось и следа — над нами плыли весёлые облака, и ветерок только поторапливал их, но не тормошил.

Мы были самыми вольными людьми на свете — пастухами. Расположившись на солнечном склоне лога, мы замерли: Шурка с Колькой — лёжа на животах, я — сидя, так удобнее было смотреть вверх.

Я любил облака, любил следить за их лёгким гордым скольжением, любил рассматривать их причудливые очертания. Что только не могут они представить: горы, людей-великанов, невероятных зверей, фантастических птиц, а порой что-то такое, чему и названия не подберёшь, но что крепко завораживало сердце, и хотелось, чтобы облака плыли, плыли бесконечно…

Мир и тишина покоились вокруг, как будто не было, хоть и далеко, ни войны, ни бомб, ни смертей… Когда тень набегала на нас, мы глубоко вдыхали становившийся вдруг прохладным воздух, а овцы отрывали морды от травы и на миг застывали, плутовато покашиваясь на нас. Они понимали нас с полуокрика. Лишь изредка какая-нибудь хитрюга уклонялась в сторону пшеничных полей, и за ней приходилось бежать, щёлкая бичом.

Удивительно быстро ко всему привыкаешь! Ведь ещё месяца полтора назад ни я, ни Шурка, ни Колька и не помышляли о пастушестве, мы были просто бездельниками, как говорила Шуркина мать.

Фото

Фото

У Марфы Граммофонихи загорелась баня.

Мы, ребятишки, были в это время на вечёрке и, увидев зарево, бросились к месту пожара. Из дворов выскакивали люди с вёдрами и лопатами и мчались туда же, испуганно охая и ахая. Всем было тревожно. Лишь Колька изредка выкрикивал:

— Да не ори ты! — оборвал его наконец Шурка. — Помнишь, прошлый год стог горел — сколько лесу заодно попластало. А сейчас может вся деревня заняться.

— Шурк, — спросил я, — а может вся земля сгореть? Если люди не справятся?

— Люди всегда справятся!

— Ну, а если пожар большой-большой?

— Всё равно, вся земля не сгорит. Через океаны огонь не перекинется, а вот полземли сгорит.

И это было страшно.

У дома Граммофонихи толпился народ. Слышались крики, звон пустых вёдер. Мы протолкались к воротам. У ворот стояла сама хозяйка и никого не пускала во двор, где был колодец, и не разрешала тушить пламя.

— Ты что, Марфа, сдурела?! Ай свово добра не жалко? Ведь сгорит баня! — шумели бабы.

— Пусть, окаянная, сгорит. У меня уж для новой брёвна припасены. А от этой всё одно никакой пользы, один страх: моешься, а всё на потолок глядишь, как бы матка не бухнулась на спину… Ну, куда прёте? Сказала, не пущу! К вам огонь-то не перебросится, не бойтесь! Она у меня средь огорода.

— Хоть и не перебросится, так ведь страшно! Уж залить бы, да и со спокоем…

— И так спокой: горит себе и горит… Пусти вас, так вы мне всю картошку потопчете.

Из пламени вырвался столб искр, на мгновение наполнив небо живыми звёздами, и растаял.

— Кажись, матка осела, — хладнокровно сказала тётка Марфа. — Однажды вот так же мылись и только, значит, головы намылили и ждём, когда нам Фроська воды свежей нальёт, а тут над нами возьми да и затрещи. Мы, матушки мои, ровно совы, шарахнулись кто куда: кто в окно, кто в дверь, а Фроська прямо на печурку прыгнула. До сих пор подпалина осталась.

Люди, оглядываясь на огонь, стали понемногу расходиться. Мы же, обогнув двор и пробежав какие-то сарайчики, перемахнули ограду и, ошпариваясь крапивой, выбрались к горящей бане. Близко подойти не удавалось — обжигало лицо, и мы, встав в отдалении, следили, как из раскалённых брёвен, словно под напором, вырывались гибкие языки пламени и с треском летели вверх. Если бы они не таяли в воздухе, то был бы уже огромный огненный столбище.

Повесть написана от лица десятилетнего мальчика и рассказывает о том. как в годы войны в глубоком тылу, в сибирской деревне, жили и работали дети и взрослые, старались помочь фронту и приблизить нашу победу. Идёт война с фашистами. До сибирской деревни Кандаур не долетают раскаты орудий, но и здесь идёт бой — трудовой. Ведь чем больше будет трудиться тыл, тем скорее придёт победа. И в этот бой вступают мальчишки. Большое дело доверил им колхоз — пасти овечье стадо. Если послушать ребят, простым и лёгким покажется их дело. Но не так всё это: нападает на стадо бандит с ножом, чуть не погибает в трясине овца, встречается ядовитая змея. Да и мало ли что бывает в жизни ребят, полной недетских забот! Но мальчишки остаются мальчишками. Если есть свободное время, почему бы не поозорничать? Однако большая книга не бывает про одних мальчишек, потому что нет такой жизни — одной мальчишеской. Есть большая жизнь, где дети и взрослые существуют на равных правах, и о ней-то от лица десятилетнего мальчика и рассказывает писатель.

Читательский дневник по книге Геннадия Михасенко "Кандаурские мальчишки"

Автор страницы

Информация о книге

Автор и название книги Главные герои Впечатления-отзыв о книге Любимые фразы героев Рекомендации сверстникам Ссылки на текст,видео
Г. Михасенко "Кандаурские мальчишки" Мальчишки - Мишка, Шурка, Колька, Витя и Толя Кожины "Самым ярким героем я считаю Мишку. Он самый понимающий из ребят: не смеётся над проблемами и болезнями других людей. Книга научила меня лучше понимать других людей". (Исупов А.)

"Больше всех мне понравился Витя: он был загадочным, скромным, но очень умным. Дома у него было много книжек, которыми он делился со своими друзьями". (Логачёв Максим)

"Знаете, как это мировецко — пасти" (Шурка) "А у мамки и так нервы натянуты, она говорит, что это я их натянул" (Колька)

"Эта книга научила меня тому, что не стоит над кем-либо насмехаться, а лучше подружиться" (Логачёв Максим)

Автор книги

Геннадий Михасенко.jpg

Михасенко Геннадий Павлович (1936-1994)

Название книги

Мальчишки.jpg

Рекомендации

Сегодняшним детям трудно понять и принять военное время, в котором жили герои "Кандаурских мальчишек", особенно детям, живущим в городе. Задача детского библиотекаря через героев войны (солдат полка или ветеранов труда) показать и то далёкое время, и тех мальчишек. Рассказывя о подвигах их сверстников на фронте, перейти к подвигам в тылу, объясняя при этом, как важен был тыл для фронта. Можно в героях книг найти их прототипов, ведь подобные мальчишки жили во многих сибирских сёлах и деревнях.

Читайте также: