Каллиграфические навыки письма в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Под каллиграфией чаще всего рассматривают красивые, чётко выведенные буквы. Фраза, написанная каллиграфическим почерком, разборчива и аккуратна. Обучить школьников правильному написанию всех букв и их соединений стремятся все педагоги. Но какова роль каллиграфии на процесс обучения и грамотность учащихся? Об этом мы поговорим в этой статье.

Определение каллиграфии

Этот термин относится к способности писать четко, красиво и разборчиво от руки, используя существующие шаблоны шрифтов.

Точно определено, что уровень каллиграфических способностей человека непосредственно влияет и на его грамотность.

Способность использовать письменную речь чрезвычайно важна для всех. Разборчивое письмо влияет на то, будут ли мысли, изложенные на бумаге, понятны тому, кому предназначались.

В этом случае письмо становится подлинным средством общения, если оно правильное, понятное, разборчивое.

Какова роль каллиграфии в письменной речи

Это одна из ролей, которую изначально отводят каллиграфическим умениям и навыкам.

Вторая же роль каллиграфии, которая уже напрямую влияет на процесс обучения школьников — это то, что только чётко представленная запись текста поможет педагогу выявить грамматические и орфографические ошибки в работе. Если буквы и соединения хорошо видны, то легко судить о грамотности всего текста. Небрежные же, нечёткие написания могут не выявить отдельные ошибки, и тогда ученик не сможет обратить на них внимание и выучить правила, чтобы уже не допускать ошибок.

Больше всего каллиграфия влияет на письмо школьников на первых этапах их обучения. Потому что правильный почерк формируется в самом начале обучения — в начальной школе. Поэтому важно уделять каллиграфии больше внимания именно в младших классах.

Работа по обучению навыкам каллиграфии детей начинается в первом классе и продолжается в течение всего обучения в начальной школе, то есть выступает основой при закладывании в школьниках способности к правильному и грамотному письму в будущем.

Цели и задачи формирования навыков письма

Цели и задачи этого процесса тесно связаны с формированием правильных и стабильных навыков письма, грамматики и синтаксического письма.

Поэтому на занятиях необходимо тренировать навыки каллиграфического самоконтроля и каллиграфической внимательности, которые неразрывно связаны между собой.

Когда у ребенка слишком крупный почерк, то писать по буквам ему становится сложнее, потому что в этом случае напряженный глаз ребенка почти не охватывает слово и плохо определяет орфографию.

Нечеткое, грязное написание букв искажает структуру слова и вызывает ошибки. Чаще всего такие ошибки, как подстановка или искажение букв, являются следствием их оптического или кинетического сходства.

К чему приводят ошибки каллиграфии?

Ошибки в методологии формирования каллиграфических навыков в первом классе также приводят к стойким речевым дефектам. Поэтому требование непрерывной записи приводит к отсутствию характеристики буквенных элементов.

А упражнения по механическому копированию узоров заставляют появляться двойные буквы.

Определено, что когда скорость письма у ребенка увеличивается, что происходит постепенно с каждым годом обучения, то качество такого письма становится хуже, причем происходит данный процесс индивидуально.

Чтобы почерк был каллиграфически правильным, ученик должно следовать линии письма, выдерживать поля, красную строку, размер букв, их наклон и так далее. То есть каждая буква должна быть выполнена правильно, ровно и аккуратно, что в целом позволит увидеть текст в каллиграфически верном варианте, что требует внимательности.

Плохая каллиграфия — проблемы образования

Каллиграфия, как ни странно, выступает одной из основных проблем в образовании, что подтверждается и школами, учителя которых должны обучать детей данным правилам письма.

Смысл в том, что человек должен писать не только каллиграфически верно, но и быстро, что требует тренировки и подготовки учеников с самого начала, прививая правила письма с детства.

Проблема каллиграфии в исследованиях ученых

Почему вопрос каллиграфии так остро встает? Дело в том, что у детей наблюдаются проблемы с правильным написанием букв, с соблюдением предусмотренных правил. Это видно на практике. Если ребенок сам не способен читать своей почерк, это говорит о небрежности письма так же, как и нечитабельность текста другими людьми, даже если сам пишущий понимает его.

Нередко проблема плохого почерка создает еще одну проблему, а именно возникновение мнение, что ребенок, в принципе, безграмотен, но это не всегда так. Неправильный почерк, его неаккуратность искажает текст, нечитабельность такового приводит к тому, что слова становятся непонятными для восприятия.

Подобные проблемы возникают в большинстве случаев из-за неправильного восприятия буквенной формы. Ребенок тратит мало времени на изображение букв, не может правильно определять их размер, делать соединения между ними и так далее. На это выделяется недостаточно часов в процессе обучения, что и приводит к рассматриваемой проблеме. Эта трудность носит физический характер.

Также определяются трудности психологического характера. Это также нередко влияет на каллиграфию ребенка. Если у него не получается сразу, то в дальнейшем могут проблемы с освоением техники письма.

Поэтому для ребенка нужно определить специальную программу обучения, чтобы он постепенно учился писать сначала элементы букв, потом сами буквы, а после соединять их в слова, о чем говорит один из ученых данной области Е.М. Гурова.

Если делать упражнения своевременно, задавая определенный ритм обучению ребенка, то научить писать и быстро, и красиво детей трудности не составит. Кроме того, важно привить ребенку внимательность, чтобы можно было в итоге схватывать на лету все то, что говорит учитель, а после на автомате правильно это записать.

Приемы обучения каллиграфии

Обучение происходит постепенно. Каждый урок предполагает новые этапы обучения, сначала дети обводят изображения букв и их части, потом пишут их сами, далее должны соединить буквы самостоятельно, а после и слова.

В последствие, дети самостоятельно познаются технику письма, но при условии изначально заложенных им навыков и знаний. При этом не следует забывать о том, что у каждого ребенка присутствуют свои индивидуальные особенности письма, их качество также будет зависеть от изначально полученных умений.

Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, в которой применяются принципы ритмического письма. Подобное письмо становится гораздо понятнее и даже аккуратнее, а ритм написания ускоряет темп, не ставя под угрозу качество письма.

Время особенно важно в процессе обучение, поскольку влияет и на качество письма, и на грамотность. Ритм задается в три этапа.

На первом этапе дети обводят предложенные им шаблоны элементов букв и самих букв, чтобы они могли привыкнуть к их форме и правильному написанию. Сначала это происходит медленно, потом быстрее.

На втором этапе дети должны не обводить буквы, а сразу целые слова, которые имеют схожую структуру и ритмичность, чтобы освоение не вызывало трудностей.

На третьем этапе дети переходят к написанию целых предложений, а после и небольшие тексты, что также тренирует и скорость письма, и его качество, помогая делать буквы одного размера, соблюдать интервалы и так далее.

Чтобы упростить работу с детьми были разработаны различные учебные тетради, где представлен весь перечень упражнений, необходимых для прохождения представленных этапов.

Ребенок запоминает принцип написания букв, повторяя одни те же движения при обводке образцов и дальнейшем самостоятельном их написании. При этом в памяти откладываются закономерности изображения тех или иных букв, которые зачастую схожи по своей структуре и принципу отражения. Это и позволяет доводить навык до автоматизма.

Постепенно происходит логическая группировка буква по характеру и способу их написания, это также отрабатывается постепенно. Четкие изображения букв откладываются в умах детей, что выступает результатом тренировок и работы учителей.

Орфография также играет большую роль. Отсюда возникает необходимость не только наращивать скорость письма, но и тренировать внимательность, способность применять правила орфографии на практике, что также требует автоматизма.

Трудность данного вопроса в том, что ребенок не может одновременно сосредотачиваться на том, чтобы выполнять письмо каллиграфически верно, и при этом помнить об орфографии, правильном написании слов. Именно поэтому каллиграфия должна быть доведена до автоматизма, чтобы ребенок сосредотачивался на правописании, не акцентируя внимания на качестве письма.

Как отрабатывать навыки каллиграфии

Чтобы отработать подобные навыки у ребенка, потребуется также комплексный подход. Метод обучения эффективен в раннем возрасте, примерно, от шести до семи лет, тогда ребенок лучше воспринимает новые знания и навыки. При этом метод обучение не должен влиять на качество письма. Он предполагает изучение визуальных картинок букв и слов, а также моторных картинок таковых. При правильном подходе это даст необходимый эффект.

Визуализация важна, поскольку облегчается восприятие букв и слов в целом, в том числе в вопросе грамотного их написания. Моторные картинки помогают воспринять шаблоны в движении, то есть в процессе записи.

При этом используемые методы основываются на исторических аспектах, на том, что показала практика при обучении детей, соответственно, методика не стоит на месте и с годами, развиваясь, помогает упростить процесс обучение.

Внимательность, грамотность и скорость при написании букв и слов всегда имело особую важность и требуется в совокупности для определения качества письма ребенка.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Какова роль каллиграфии в процессе обучения? Об этом мы поговорим в этой статье.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Под каллиграфией чаще всего рассматривают красивые, чётко выведенные буквы. Фраза, написанная каллиграфическим почерком, разборчива и аккуратна. Обучить школьников правильному написанию всех букв и их соединений стремятся все педагоги. Но какова роль каллиграфии в процессе обучения? Об этом мы поговорим в этой статье.

Определение каллиграфии

Этот термин относится к способности писать четко, красиво и разборчиво от руки, используя существующие шаблоны шрифтов.

Точно определено, что уровень каллиграфических способностей человека непосредственно влияет и на его грамотность.

Способность использовать письменную речь чрезвычайно важна для всех. Разборчивое письмо влияет на то, будут ли мысли, изложенные на бумаге, понятны тому, кому предназначались.

В этом случае письмо становится подлинным средством общения, если оно правильное, понятное, разборчивое.

Какова роль каллиграфии в письменной речи

Это одна из ролей, которую изначально отводят каллиграфическим умениям и навыкам.

Вторая же роль каллиграфии, которая уже напрямую влияет на процесс обучения школьников — это то, что только чётко представленная запись текста поможет педагогу выявить грамматические и орфографические ошибки в работе. Если буквы и соединения хорошо видны, то легко судить о грамотности всего текста. Небрежные же, нечёткие написания могут не выявить отдельные ошибки, и тогда ученик не сможет обратить на них внимание и выучить правила, чтобы уже не допускать ошибок.

Больше всего каллиграфия влияет на письмо школьников на первых этапах их обучения. Потому что правильный почерк формируется в самом начале обучения — в начальной школе. Поэтому важно уделять каллиграфии больше внимания именно в младших классах.

Работа по обучению навыкам каллиграфии детей начинается в первом классе и продолжается в течение всего обучения в начальной школе, то есть выступает основой при закладывании в школьниках способности к правильному и грамотному письму в будущем.

Цели и задачи формирования навыков письма

Цели и задачи этого процесса тесно связаны с формированием правильных и стабильных навыков письма, грамматики и синтаксического письма.

Поэтому на занятиях необходимо тренировать навыки каллиграфического самоконтроля и каллиграфической внимательности, которые неразрывно связаны между собой.

Когда у ребенка слишком крупный почерк, то писать по буквам ему становится сложнее, потому что в этом случае напряженный глаз ребенка почти не охватывает слово и плохо определяет орфографию.

Нечеткое, грязное написание букв искажает структуру слова и вызывает ошибки. Чаще всего такие ошибки, как подстановка или искажение букв, являются следствием их оптического или кинетического сходства.

К чему приводят ошибки каллиграфии?

Ошибки в методологии формирования каллиграфических навыков в первом классе также приводят к стойким речевым дефектам. Поэтому требование непрерывной записи приводит к отсутствию характеристики буквенных элементов.

А упражнения по механическому копированию узоров заставляют появляться двойные буквы.

Определено, что когда скорость письма у ребенка увеличивается, что происходит постепенно с каждым годом обучения, то качество такого письма становится хуже, причем происходит данный процесс индивидуально.

Чтобы почерк был каллиграфически правильным, ученик должно следовать линии письма, выдерживать поля, красную строку, размер букв, их наклон и так далее. То есть каждая буква должна быть выполнена правильно, ровно и аккуратно, что в целом позволит увидеть текст в каллиграфически верном варианте, что требует внимательности.

Плохая каллиграфия — проблемы образования

Каллиграфия, как ни странно, выступает одной из основных проблем в образовании, что подтверждается и школами, учителя которых должны обучать детей данным правилам письма.

Смысл в том, что человек должен писать не только каллиграфически верно, но и быстро, что требует тренировки и подготовки учеников с самого начала, прививая правила письма с детства.

Проблема каллиграфии в исследованиях ученых

Почему вопрос каллиграфии так остро встает? Дело в том, что у детей наблюдаются проблемы с правильным написанием букв, с соблюдением предусмотренных правил. Это видно на практике. Если ребенок сам не способен читать своей почерк, это говорит о небрежности письма так же, как и нечитабельность текста другими людьми, даже если сам пишущий понимает его.

Нередко проблема плохого почерка создает еще одну проблему, а именно возникновение мнение, что ребенок, в принципе, безграмотен, но это не всегда так. Неправильный почерк, его неаккуратность искажает текст, нечитабельность такового приводит к тому, что слова становятся непонятными для восприятия.

Подобные проблемы возникают в большинстве случаев из-за неправильного восприятия буквенной формы. Ребенок тратит мало времени на изображение букв, не может правильно определять их размер, делать соединения между ними и так далее. На это выделяется недостаточно часов в процессе обучения, что и приводит к рассматриваемой проблеме. Эта трудность носит физический характер.

Также определяются трудности психологического характера. Это также нередко влияет на каллиграфию ребенка. Если у него не получается сразу, то в дальнейшем могут проблемы с освоением техники письма.

Поэтому для ребенка нужно определить специальную программу обучения, чтобы он постепенно учился писать сначала элементы букв, потом сами буквы, а после соединять их в слова, о чем говорит один из ученых данной области Е.М. Гурова.

Если делать упражнения своевременно, задавая определенный ритм обучению ребенка, то научить писать и быстро, и красиво детей трудности не составит. Кроме того, важно привить ребенку внимательность, чтобы можно было в итоге схватывать на лету все то, что говорит учитель, а после на автомате правильно это записать.

Приемы обучения каллиграфии

Обучение происходит постепенно. Каждый урок предполагает новые этапы обучения, сначала дети обводят изображения букв и их части, потом пишут их сами, далее должны соединить буквы самостоятельно, а после и слова.

В последствие, дети самостоятельно познаются технику письма, но при условии изначально заложенных им навыков и знаний. При этом не следует забывать о том, что у каждого ребенка присутствуют свои индивидуальные особенности письма, их качество также будет зависеть от изначально полученных умений.

Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, в которой применяются принципы ритмического письма. Подобное письмо становится гораздо понятнее и даже аккуратнее, а ритм написания ускоряет темп, не ставя под угрозу качество письма.

Время особенно важно в процессе обучение, поскольку влияет и на качество письма, и на грамотность. Ритм задается в три этапа.

На первом этапе дети обводят предложенные им шаблоны элементов букв и самих букв, чтобы они могли привыкнуть к их форме и правильному написанию. Сначала это происходит медленно, потом быстрее.

На втором этапе дети должны не обводить буквы, а сразу целые слова, которые имеют схожую структуру и ритмичность, чтобы освоение не вызывало трудностей.

На третьем этапе дети переходят к написанию целых предложений, а после и небольшие тексты, что также тренирует и скорость письма, и его качество, помогая делать буквы одного размера, соблюдать интервалы и так далее.

Чтобы упростить работу с детьми были разработаны различные учебные тетради, где представлен весь перечень упражнений, необходимых для прохождения представленных этапов.

Ребенок запоминает принцип написания букв, повторяя одни те же движения при обводке образцов и дальнейшем самостоятельном их написании. При этом в памяти откладываются закономерности изображения тех или иных букв, которые зачастую схожи по своей структуре и принципу отражения. Это и позволяет доводить навык до автоматизма.

Постепенно происходит логическая группировка буква по характеру и способу их написания, это также отрабатывается постепенно. Четкие изображения букв откладываются в умах детей, что выступает результатом тренировок и работы учителей.

Орфография также играет большую роль. Отсюда возникает необходимость не только наращивать скорость письма, но и тренировать внимательность, способность применять правила орфографии на практике, что также требует автоматизма.

Трудность данного вопроса в том, что ребенок не может одновременно сосредотачиваться на том, чтобы выполнять письмо каллиграфически верно, и при этом помнить об орфографии, правильном написании слов. Именно поэтому каллиграфия должна быть доведена до автоматизма, чтобы ребенок сосредотачивался на правописании, не акцентируя внимания на качестве письма.

Как отрабатывать навыки каллиграфии

Чтобы отработать подобные навыки у ребенка, потребуется также комплексный подход. Метод обучения эффективен в раннем возрасте, примерно, от шести до семи лет, тогда ребенок лучше воспринимает новые знания и навыки. При этом метод обучение не должен влиять на качество письма. Он предполагает изучение визуальных картинок букв и слов, а также моторных картинок таковых. При правильном подходе это даст необходимый эффект.

Визуализация важна, поскольку облегчается восприятие букв и слов в целом, в том числе в вопросе грамотного их написания. Моторные картинки помогают воспринять шаблоны в движении, то есть в процессе записи.

При этом используемые методы основываются на исторических аспектах, на том, что показала практика при обучении детей, соответственно, методика не стоит на месте и с годами, развиваясь, помогает упростить процесс обучение.

Внимательность, грамотность и скорость при написании букв и слов всегда имело особую важность и требуется в совокупности для определения качества письма ребенка.


Данная презентация может быть использована учителями начальных классах на заседаниях МО, а также на родительских собраниях.

Содержимое разработки

 Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов Автор: Хомякова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 34, г. Таганрог

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов

Автор: Хомякова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 34, г. Таганрог

советский педагог , кандидат педагогических наук

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе . Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости .

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе . Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости .

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма Основы правописания закладываются в начальных классах , где система обучения имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей и уровнем владения знаниями.

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма

Основы правописания закладываются в начальных классах , где система обучения имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей и уровнем владения знаниями.

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность .

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма

Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах.

Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность .

уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях: При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы.

уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:

уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:

Классификация ошибок письма

Классификация ошибок письма

1. Алфавитно-графические ошибки : недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.

Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.

Классификация ошибок письма

Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.

Классификация ошибок письма Графические ошибки: Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни - оуни; шарф - шар. Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки - кньки. Замена букв Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни - оуни; шарф - шар. Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки - кньки. Замена букв По причине неразличения парных звонких и глухих согласных. Например: Жучка ---Шучка. По причине диалектного произношения: Например: Взяла --- узяла. По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)

Классификация ошибок письма

  • Графические ошибки:
  • Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни - оуни; шарф - шар. Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки - кньки. Замена букв
  • Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни - оуни; шарф - шар.
  • Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки - кньки.
  • Замена букв
  • По причине неразличения парных звонких и глухих согласных.

Например: Жучка ---Шучка.

Например: Взяла --- узяла.

Причины типичных ошибок письма у младших школьников

  • Малый опыт чтения и письма;
  • Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
  • Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
  • Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
  • Влияние просторечия и диалектного произношения.

Основная цель работы над каллиграфией

Основная цель работы над каллиграфией– автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.

Развиваем мелкую моторику

Развиваем мелкую моторику

Знаете ли вы?

Литература.


-75%

Формирование каллиграфических умений и навыков младших школьников

Цель статьи – раскрыть актуальность проблемы обучения младших школьников каллиграфически правильного письма. Почерк – это душа человека, его лицо. В связи с чем необходимо развивать у учащихся умение быть опрятными, трудолюбивыми, усердными и ответственными, формировать навыки красивого, правильного каллиграфического письма.

Формирование каллиграфических умений и навыков младших школьников

Аннотация. Данная статья содержит актуальность и раскрытие проблемы формирования каллиграфических умений младших школьников, как средство развития культуры устной и письменной речи. Овладение навыками каллиграфического письма способствует развитию пространственных представлений младших школьников, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, мышления и внимания. В статье использовании некоторые языковые игры, которые способствуют развитию кругозора учащихся, языковой догадки и памяти.

Цель статьи – раскрыть актуальность проблемы обучения младших школьников каллиграфически правильного письма. Почерк – это душа человека, его лицо. В связи с чем необходимо развивать у учащихся умение быть опрятными, трудолюбивыми, усердными и ответственными, формировать навыки красивого, правильного каллиграфического письма.

Проблема обучения письму остается актуальной и до сегодняшнего дня. Ее пытаются решить педагоги и физиологи, учителя и воспитатели. И поэтому, следует понять, как помочь ребенку преодолеть трудности обучения письму, какое влияние имеет формирование навыка письма на развитие школьника, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения и другие факторы.

Современная каллиграфия довольно разнообразна-от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм. На образцы каллиграфии можно встретить и религиозном искусстве, графическом дизайне, в надписях, высеченных на камнях и в исторических документах. Современные варианты каллиграфии случаются на граффити, в виде шрифтов и рукописных логотипов и другие.

Роль и значение каллиграфических минуток на уроках языка в начальных классах.

Умение, мастерство писать четким, ровным, хорошим почерком называют каллиграфией. Это греческое слово означает в нашем языке чистописание. Чистописание, красное Писание. Умение писать красивым почерком, то есть графические навыки каждого из нас формируются в процессе обучения и становятся незаметными, механическими. Разве мы думаем, как переставлять ноги, когда идем? А когда пишем, разве думаем над тем, что буквы состоят из отдельных элементов, а сочетание является нижним, верхним и средним?

Систематическая работа по формированию каллиграфического почерка ученика – одна из главных задач школы. Ученые утверждают, что обучать ребенка каллиграфического письма можно начинать с пяти лет. Работа по чистописанию начинается с первых дней обучения ребенка. Каллиграфически правильное письмо способствует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию опрятности, сосредоточенного прилежного отношения к выполнению любой работы. Целью минуток каллиграфии и обучения письму в начальной школе характеризуется проработкой формирования графических, каллиграфических и орфографических навыков письма.

На минутках каллиграфии необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно за короткое время. Для этого нужно несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

Процесс письма связан с деятельностью всех участков головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова, то есть гармония почерка – это гармония состояния полушарий головного мозга человека. На момент начала систематического школьного обучения еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры. Это затрудняет процесс обучения письму. Именно поэтому следует уделять большое внимание минуткам каллиграфии на каждом уроке для совершенствования технических и графических навыков письма младших школьников.

Сначала необходимо ознакомить учащихся с правилами посадки ребенка во время письма и положением ручки (карандаша) в руке во время письма, положение тетради на парте при письме, ориентироваться в тетради, первоначальное ознакомление с написанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на минутках каллиграфии.

Программа не предусматривает обязательного обучения первоклассников безотрывного письма – за исключением тех случаев, где неотрывное сочетание букв является естественным и не требуют повторного проведения по одной и той же линии или движения руки в обратном направлении по этой же линии.

На разных этапах содержание обучения письму будет разным, однако надо всегда быть последовательным в его изучении и идти по дороге от простого к сложному. Именно поэтому на начальном этапе обучения в школе формирование письменной речи рассматривается как цель обучения. Но путь к письменной речи довольно долгое и далеко не простое. Успех во многом зависит от того насколько хорошо сформированы базовые навыки письма. Поэтому обучение письму в начальной школе имеет большое значение для учащихся.

Культура письменной речи предполагает грамотное, правильное выражение мысли с помощью графических знаков – букв (на письме), опрятное, чистое, согласно языковым нормам, каллиграфических и эстетических правил, письмо.

Для формирования у учащихся навыков письменной речи учитель должен:

- формировать навыки каллиграфического письма;

- следить за опрятностью записей учеников;

- давать образцы правильного письма на доске, в тетрадях, дневниках и т. п;

- исправлять правописные, грамматические и речевые ошибки;

- требовать от учащихся внимательно относиться к оформлению письменных работ, соблюдать правила ведения ученических тетрадей по всем предметам.

Проверка ведения тетрадей является средством формирования у учащихся навыков четкого, опрятного, каллиграфического и грамотного письма.

Минутки каллиграфии имеют свою цель овладением написания букв с высокой степенью автоматизма. Оно включает усвоение букв, характерных для отобранного письменного текста, и создание соответствующих моторно – двигательных автоматизмов.

Упражнения и речевые игры для закрепления навыков каллиграфического письма.

Для формирования технических навыков письма предусматривается целый комплекс упражнений. Целью этих упражнений является научить учеников писать буквы алфавита, на усложненное списывание, выписывание букв, буквосочетаний и слов (с элементами комбинирования, группировки и т. п.). Такие упражнения надо проводить в виде соревнования на личное или командное первенство, делает их мотивированными и оправдывает их использование в современном учебном процессе, который характеризуется коммуникативной направленностью и мотивированностью действий учащихся.

Важным показателем готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Поэтому к моменту поступления ребенка в школу и в процессе обучения его письму учитель должен создавать условия для развития мелких мышц руки.

В методике обучения детей письму существует много игр и упражнений по развитию моторики, остановимся на некоторых из них:

- лепка из глины и пластилина;

- рисование, раскраска картинок;

- изготовление изделий из бумаги, природного материала;

- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

- завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

Для качественного формирования каллиграфической компетенции следует использовать имитативно-игровые упражнения, целью которых является обучение букв. Игровые моменты на уроках обеспечивают создание благоприятных условий для эффективного формирования каллиграфической компетенции учащихся начальной школы.

Упражнения для усвоения букв могут проводиться такие:

учитель показывает букву и пишет ее часть. Ученики выходят к доске и заканчивают ее написания;

учитель раздает ученикам карточки с буквами и "вызывает" буквы к доске в произвольном порядке. Ученики, называя буквы, говорят, в каком порядке они должны выстроиться по алфавиту. Потом эту часть букв записать в тетради;

учитель загадывает букву, а ученикам называет несколько элементов. Дети отгадывают, по очереди пишут их на доске. Они внимательно следят, чтобы буквы не повторялись.

Учитывая данные психологии о целесообразности использования игровых заданий в обучение младших школьников, считается, что именно языковые игры наиболее способствуют развитию кругозора учащихся, языковой догадки и памяти, дают возможность экспериментировать.

Успех использования игры зависит прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радости – очень облегчают обучение. Игра всегда конкретна и соответствует уровню развития ученика. Возбуждение, вызванное игрой, создает будто зону торможения для всего того, что находится вне ее, т. е. ребенок максимально и вполне естественно, без усилий, концентрируется на предмете игры.

Приведем примеры игровых упражнений для формирования графических навыков.

Учащихся объединяют в 2 – 3 команды. Учитель диктует слова. Представитель каждой команды по очереди записывают их на доске. Команда, участник которой правильно напишет слово, получает балл. Если слово написано неправильно, то его может записать участник другой команды. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Незнайка писал диктант. И поскольку на уроках он не всегда был внимателен, он наделал ошибок, исправь его. Слова записать правильно в тетрадь.

Учитель читает предложение, в котором не хватает слова, именно его и нужно записать ученикам.

Зашумело пшеничное . (поле).

На деревьях покраснели .

В тихом море темнеет глубокая .

Помогите большим и маленьким буквам найти друг друга. Запишите пары букв. Например: Аа. Кто сделает это первым?

А, П, Р, О, Л, Д, Ж, Е, а, е, п, ж, р, д, о, л.

Во время изучения каллиграфического написания букв нужно обратить внимание на то, что написание каждой буквы состоит из последовательного воспроизведения ее элементов, то есть каждую букву можно сложить из ее составных частей.

В этой игре победителем становится тот, кто быстрее допишет букву, от которой ему предложен только какой-то один элемент. Если же этот элемент используется в написании нескольких букв, то награду получает и ребенок, которая быстрее напишет все возможные буквы с этим элементом.

Используя написаны буквы, нарисовать несложный орнамент, в котором они будут спрятаны. Ребенку нужно найти все написаны буквы и составить из них и записать слово.

Допишите большие или малые буквы, которые потерялись.

А _, _ в, _ р, Д _, _ о, _ л, Х _.

Выставить рисунки с изображением игрушек. Выберите одну из нарисованных игрушек и запиши это слово по буквам. Затем записать соединение букв и само слово.

Изменить букву в слове и записать его в тетради.

Паучок не спал всю ночку, сплел мостик через печку. (реку)

Дождь внезапно начался, песик в буке спрятался. (будку)

Я конфету неделю ел, дуб у меня заболел. (зуб)

Киса будку не доела, не захотела, не захотела. (булку)

Кит на печи умывается, мышку поймать пытается. (кот)

Беспокоится о красоте киса маленькая, тяпкой умывает ушки чистенько. (лапкой)

Обучение каллиграфии происходит в период обучения грамоте, процесс же совершенствования навыков каллиграфического письма – в течение всего периода обучения. Поэтому упражнения и игры нужны для заинтересованности учащихся. Современные методики рекомендуют учителям начинать уроки языка с каллиграфических минуток. Эти минутки будут содержательными и интересными, если наполнить их необходимой лексической, орфографической и речевой деятельностью. Известно, что на каллиграфических минутках ученики должны выяснить основные элементы и сочетание буквы, ввести ее в слово, слово в предложение.

Надо стараться букву вводить не в любое слово, а в том, что содержит орфограмму, которая изучалась на предыдущем уроке или уроках. Таким образом, каллиграфическая минутка может стать и этапом актуализации знаний учащихся. Если умело и целенаправленно подойти к этому этапу урока, то он будет способствовать и развитию мышления детей, развитию памяти, умению анализировать, сопоставлять, систематизировать, наблюдать, размышлять, познавать.

Выводы. В данное время наиболее актуальной является проблема обучения младших школьников каллиграфически правильного письма. Актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что в последние десятилетия большинство младших школьников проводит время за компьютерами. А не по книгам и тетрадям. Ученики не разрабатывают моторику руки, не умеют координировать свои движения при письме. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешности обучения во многом зависит от его готовности к новым для него учебным нагрузкам. Поэтому при обучении детей письму должны учитывать индивидуально – психологические особенности каждого ученика.

Формирования навыков красивого, правильного каллиграфического письма – это одна из основных проблем начальной школы, потому что почерк – это душа человека, его лицо. Сделаем так, чтобы и душа, и помыслы, и почерк были красивыми, а это будет наслаждение для других – читателей, потому что еще, не сожалению, часто встречаются в школьной практике ученики с плохими почерками и это прежде всего вина учителя начальных классов, который не сумел привить любовь к письму. Ведь написано с любовью и читается с любовью.

Необходимо стремиться, чтобы письмо младших школьников было аккуратным, разборчивым. Правильное, грамотное и аккуратное выполнение письменных заданий приучает ученика к систематическому труду, формирует уважение к ней, привычку к чистоте, опрятности и порядке. Приучая учеников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает в них опрятность, трудолюбие, усердие и ответственность.

Список литературы

1. Агаркова, И. Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / И.Г. Агаркова // Начальная школа – 1995. – № 12. – 12-14 с.

3.Гурова, Е. М. Подготовка руки ребенка к письму / Е. М. Гурова // Начальная школа, 2013. – №5. – 61-62 с.

4. Загорулько Т. Каллиграфические навыки первоклассника: мастер-класс / Т. Загорулько // Начальное образование (Школьный мир), 2015. – №28. – Вып. 7. – 22 – 24 с.

5. Залозная, И. Этимология и каллиграфия: лексическая работа во время минуток каллиграфии для 3 – 4 классов / И. Залозная // Начальное образование (Школьный мир), 2014. – № 33-34. – Наша вкладка. Готовимся к уроку. – 1 -11 с.

7. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа, 1999. – № 8. – 16 -17 с.

8. Мовчун, А. И. Языковые сокровища: изучаем пословицы, поговорки и фразеологизмы с мол. школьниками: учеб.-метод. Пос. для учеников и учителей н. кл. / А. И. Молчун. – К.: Наше время, 2019. – 142 с.

10. Руссу, Н. Минутки каллиграфии в 4 классе: (материалы для преодоления пороков письма и речи у детей) / Н. Руссу // Начальная школа, 2011. – № 9. – 19-20с.

Читайте также: