Кадетская неделя в школе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1) Пояснительная записка

2) Общая характеристика курса внеурочной деятельности

3) Описание места курса в плане внеурочной деятельности

4) Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

5) Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные)

6) Содержание курса внеурочной деятельности

7) Календарно - тематическое планирование с определением основных видов курса внеурочной деятельности

8) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

9) Планируемые результаты внеурочной деятельности

10) Формы контроля и оценивания. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Деятельность кадетской школы направлена на сохранение и приумножение лучших традиций кадетского движения Российского Отечества в новых исторических условиях, создание мотивации для формирования у молодёжи патриотических ценностей.

Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ученика, её интеграции в системе отечественной культуры. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей кадетов, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия кадетов в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Данная программа опирается на приоритетные для МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой технологии: метод проектов, информационные технологии, дифференциация и индивидуализация учебного (и внеурочного) процесса, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения, учебная игра, технология дебатов, развитие критического мышления.

Цель программы:

формирование у кадетов патриотического и правового самосознания, гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

формировать нравственное отношение к старшему поколению, к истории школы, города, истории кадетского движения, государственным символам, к героической прошлой России;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психологических процессов и свойств личности;

формировать у кадетов практические навыки основ строевой подготовки;

вовлекать кадетов в социально значимую деятельность, направленную на общественную активность.

Кадетское воспитание играет важнейшую роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона патриотического воспитания связана с дисциплинированностью кадетов, выработки у них быстроты и четкости действий, приобретение навыков, которые необходимы в повседневной жизни, духовная сторона связана с нравственно-патриотическим развитием кадетов.

- формирования у кадетов основных понятий о символах своего города, государства, об основах строевой подготовки, об истории своей школы, кадетского движения и историческом прошлом своей страны;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к кодексу кадетской чести, дисциплине, укладу кадетской школы;

- приобретения кадетами способности проектной деятельности.

Основой подготовки кадетов к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у кадетов способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира в составе взвода.

Включение кадетов в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический (тренинг, репетиция); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, игра, ролевые игры, тестирование, анкетирование, практические занятия, конкурсы, эстафеты, проекты и мини-проекты.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

Программа рассчитана для 5 класса

- ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

- ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию;

- ценность добра как проявление высшей человеческой способности;

- ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования;

- ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами—правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек;

- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

(личностные, метапредметные и предметные).

В результате изучения данного курса кадеты должны добиться следующих личностных результатов:

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, к культуре своего народа, своего края, к прошлому и настоящему своей страны;

формирование ответственного отношения к саморазвитию на основе мотивации к познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции, к истории, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом особенностей кадетской школы;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения познавательных задач, собственные возможности их решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с классным руководителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

- знание основ строевой подготовки; умение выполнять обязанности кадета перед построением в строю, выполнение строевых приёмов на месте и в движении;

- знание правил ношения формы и знаков кадета; строгое соблюдение правил ношения форменного оборудования;

- понимание ключевых проблем патриотического воспитания;

- умение анализировать законы кадетской жизни, кодекса кадетской чести, исторические события страны;

- владение военной, кадетской терминологией.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям кадетской школы, её культуре и истории;

- формулирование собственного отношения к традициям и истории МЧС России, к кадетскому движению.

3) в коммуникативной сфере:

- умение отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог, осмысленно воспринимать информацию на слух;

- умение строить высказывания на темы, связанные с патриотической тематикой, создавать творческие работы, рефераты, проекты и мини-проекты.

4) в эстетической сфере:

- формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции.

Содержание курса внеурочной деятельности.

1.Раздел. Я Родиной горжусь. История государственной символики Российской Федерации. Мои дедушка и папа в армии. Я живу в Ульяновске. Выпуск боевого листа.

2.Раздел. Честь имею. Развитие кадетских корпусов в современной России. МЧС и его история. Роль и задачи МЧС в современной России. Выпуск боевого листа.

Неделя началась с торжественного построения. После проведения кадетских ритуалов (вынос знамени, исполнение кадетского гимна, доклада о готовности взводов) был озвучен перечень мероприятий и требований к ним.


26 апреля прошел смотр кадетских классов, где воспитанники показали свои навыки строевой подготовки, классической борьбы, владения оружием.



Отец Алексий поздравил ребят с наступающим праздником Великой Победы, рассказал о православных святых-воинах, в том числе Александре Невском и Димитрии Донском, призвал быть верными защитниками Родины, прилежными учениками и любящими детьми своих родителей.

Завершилась неделя кадетским балом. Кадетские классы сформированы в основном из мальчиков, поэтому для пар были приглашены девочки из других классов.


Е.С.Павлинова, преподаватель хореографии: «Поворот, поклон, реверанс - первые па маленьких воспитанников пока выглядят неумело. Репетиций для такого торжественного выхода было маловато. Да и волнение сказывается. Однако ребята справились с переживаниями и показали свои умения в технике танцев, чему я очень рада – работали не зря.

Бал - это такой же церемониал, как и военный парад, как коронация, дипломатический прием, церемониальное застолье.

По завершении бала были подведены итоги недели, прошли награждения отличившихся кадет. По опросам учеников и родителей мероприятия прошли успешно. Неделю кадет решено сделать традицией МБОУ НОШ№ 7.

Актовый зал школы украшен воздушными шарами, цвета российского триколора. Установлено звуковое оборудование. До начала торжественного мероприятия звучат патриотические песни о России.

  • развитие нравственных качеств в личности, нравственности;
  • овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности.
  • дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело.

Ведущий: Классный руководитель кадетского класса

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости, учителя, родители, учащиеся школы. Мы рады приветствовать вас на торжественном мероприятии, посвященном Дню Кадета.

Торжественное мероприятие, посвященное Дню кадета, объявляется открытым.

Ведущий: -Под государственный флаг Российской Федерации-СМИРНО!

Под звуки марша в зал вносится государственный флаг РФ. (Марш Преображенского полка)

- Вольно! (Исполняется Гимн РФ)

Представление гостей: руководитель Военно-патриотического клуба Данелюк И.А.

Учащиеся 6Б класса

Ведущий: В 2016 году российскому кадетскому образованию исполнилось 284 года. На протяжении этого времени в специальных образовательных учреждениях велась подготовка юношей для служения своему Отечеству на гражданском и военном поприще, результаты которой дали нашей стране целую плеяду выдающихся полководцев, государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры.

“Жизнь - Родине, честь - никому!” - этот вековой девиз Русских императорских кадетских корпусов и сегодня служит кадетам, суворовцам и нахимовцам России верным ориентиром в течение всего жизненного пути.

Звучит марш “Встречный”. Кадеты поднимаются на сцену и читают Девиз:

Нас вновь Россия возродила
Мы вновь Отечеству нужны!
Пусть наши ум и честь и сила
Опорой станут для страны!

Мы – патриоты нашей Родины любимой,
Здесь наше всё вокруг, куда ни бросишь взгляд,
И пусть горит в груди огонь неугасимый:
- Мы – патриоты! – так кадеты говорят.

Звучит песня “Имя твоё патриот” в исполнении кадетов.

Сердца любовью к милой Родине согреты,
Мы также любим свой родной кадетский класс,
И что такое – честь российского кадета,
Не понаслышке узнаём уже сейчас.
Исполнение кадетского марша.

Выступает руководитель Военно-патриотического клуба с докладом о кадетах (с показом презентации): Кадетами (от французского “младший, несовершеннолетний”) называли в дореволюционной Франции молодых дворян, определившихся на военную службу. Именно французские “кадеты”, обучающиеся в специализированных школах, и стали провозвестниками будущих кадетских корпусов в Пруссии и России.

В нашей стране кадетское образование берет свое начало в период царствования Петра I. 14 января 1701 года он своим указом открывает Московскую школу математических и навигационных наук, в которую с 12-летнего возраста подбираются юноши дворянского происхождения для подготовки “. не только к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству”. Уже тогда определяется цель подобных учреждений: подготовка к государевой службе.

Кадетское солнце в зените,
Нам имя – Отвага и Честь
В истории нашей, в граните
Мы были, мы будем, мы есть!

Звучит Гимн кадетов:

Мы юные кадеты и знаем лишь одно,
Что если трудно где-то - там быть нам суждено.
Отвага, честь и совесть, души высокой стать,
И доблестную повесть России написать!

Кадетский класс – ты самый дружный,
Кадетский класс - ты всем пример!
Плечо подставим если нужно,
Ты к нам приди - себя проверь!

Мы юные кадеты, у нас девиз один,
Мы маленьких и слабых повсюду защитим!
Мы верим в благородство и в наш счастливый класс
И пусть все дети в школе равняются на нас!

Три века державную славу
Крепила кадетская рать.
Мы братству верны и Уставу!
В кадетах - особая стать.

Ведущий: На протяжении почти 300-летней истории со времен Петра I воспитанники кадетских корпусов являлись светом нации, составляли славу и гордость русского народа, дали не только России, но и всему мира выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.

Мы выбрали дорогу эту неспроста,
Кадетами мы стали по призванию,
Чтобы по жизни занимать места,
Достойные всеобщего признания.

Нас учат здесь быть стойкими и смелыми,
Воспитывают в нас командный дух.
Мы без пяти минут - уже военные,
Готовы мы от бед хранить страну!

Показательное выступление по Тхэквондо, Каратэ и Боксу.

Ведущий: В современных условиях, когда воспитание детей - дело родителей, а им, зачастую, некогда, резко возрастает значение кадетского образования, особенно ценного тем, что оно ставит своей главной целью подготовку юных россиян к государственной и военной службе, а также эффективностью и качеством обучения и воспитания. От этих параметров во многом зависят гражданственность и патриотизм, интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения, а значит будущее России.

- Звучит Песня “Мы - кадеты, мы - дети России!”

Ведущий: Наказ для учащихся кадетского класса:

- Будьте верными школе, гордитесь ее прошлым, уважайте обычаи и традиции!

- Любите и берегите нашу школу. Помните, что главная жизненная обязанность – учеба, учеба, учеба!

- Помните, что мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов. Вы – будущие защитники Отечества, помните о цене Великой Победы!

Пусть закружит вас праздничный вальс
И в душе будет вечное лето,
И сейчас приглашают на вальс
Девчонок мальчишки-кадеты.

Звучит Кадетский вальс.

Ведущий: “Истинную свою славу я видел в служении Отечеству”, - сказал великий полководец А.В. Суворов. Каждый из кадет понимает, что выбрал суровую мужскую профессию – борцов и хранителей закона, осознанно сделал свой выбор, постарается не разочаровать своих близких и родных, а следовать девизу: “Жизнь – Родине, честь – никому!”

Чем кадетская школа отличается от обычной. Преимущества и недостатки такого учебного заведения.

Чем отличается кадетская школа от обычной

В кадетском корпусе ребята также получают общее образование, однако это учебное заведение имеет массу отличий от обычной школы:

Кадетские школы от департамента — это средние общеобразовательные учреждения, в которых наряду с общими предметами дети изучают предметы военной подготовки. Они бывают двух видов: школы-интернаты и обычные школы.

  • В школах-интернатах дети находятся пять дней в неделю, а выходные проводят дома.
  • А в кадетские школы дети ходят так же, как и в обычные общеобразовательные. Существуют школы смешанного обучения, а также раздельного — для мальчиков и для девочек.

Кадетские учебные заведения бывают двух типов — школы и корпуса. Первые принадлежат департаменту образования, вторые — министерству обороны. Кроме того, бывают кадетские классы, открытые при обычной общеобразовательной школе.

Кадетские школы от департамента также бывают двух типов: школы-интернаты, где дети находятся пять дней в неделю, а на выходные отправляются домой, и обычные школы, где после уроков и дополнительных занятий ребёнок идёт домой.

В кадетских корпусах же ребята живут постоянно домой можно попасть только в увольнительные.

Кадеты в спальне и столовой

Кадетские корпуса — это школы-интернаты с проживанием и питанием

Поступить в кадетскую школу может не каждый ребёнок: необходимо хорошо сдать экзамены по общеобразовательным предметам, нормативы по физкультуре, пройти собеседование с психологом на стрессоустойчивость. Хотя есть и льготники (например, дети военных, погибших при исполнении воинского долга и пр.). Если же поступает будущий первоклассник, то необходимо заключение медицинской комиссии о состоянии его здоровья и беседа с психологом.

Кадеты обязательно носят форму. Есть повседневная, парадная, для кадетского духового оркестра. Форма каждой школы имеет свою символику, отличительные знаки.

Парадное обмундирование кадета в одной из кадетских школ; мальчики-кадеты в

Ученики обязательно носят форму с символикой своей школы, причём она бывает повседневной, парадной, для духового оркестра

Школьники обязательно изучают азы военного дела:

  • строевая и огневая подготовка,
  • военный устав,
  • ориентирование на местности,
  • медицинская подготовка и пр.

Занятие по строевой подготовке в кадетской школе

Обязательная часть программы — изучение азов военного дела

Есть летняя практика, где закрепляются полученные знания (строевая подготовка, полевые учения), отрабатывается спортивное мастерство. Кроме того, ребята наводят порядок в училище, готовят его к новому учебному году. Длится практика обычно две недели (первая половина июня).

В дни воинской славы, памятные даты России ребята обязательно несут вахту возле военных памятников (в том числе Вечного огня).

В кадетских школах и корпусах есть традиция — ребята дают клятву кадета (подобие военной присяги). Ученик даёт обещание выполнять свои новые обязанности, служить Родине и при необходимости защащать её. Это происходит всегда в торжественной обстановке (в военном музее, возле памятника и пр.). Клятва символизирует, что ученик становится самостоятельным человеком, несущим ответственность за свои поступки.

Летом кадеты обычно отправляются в специально организованные лагеря, например, палаточные. Там они, наряду с отдыхом на природе, отрабатывают полученные военные знания, выполняют боевые задания.

В школе традиционно обучаются ребята одного пола (есть специальные кадетские школы и для девочек). Однако есть исключения — школы, где вместе находятся и мальчики, и девочки, например, это Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова в г. Волжский Волгоградской области. Если мы говорим о кадетском классе в общеобразовательной школе, то там вместе учатся и мальчики, и девочки.

В кадетской школе обучаются только дети одного пола

Многопрофильность (нет гуманитарного, естественно-научного, физико-математического уклона). В кадетской школе углублённо изучают иностранный язык, математику, физику, историю, занимаются исследовательской работой, в основном, в области экологии, валеологии (например, разрабатывают способы усиления охраны окружающей среды, обеспечения безопасности здоровья).

После уроков кадеты обычно не идут домой, а проводят время в секциях и кружках по интересам (робототехника, авиомоделирование, творческие занятия и пр.). Из-за такой загруженности на занятия с репетиторами и подготовку к экзаменам в старших классах у кадетов свободного времени почти нет.

Кадеты занимаются робототехникой

После уроков ребята занимаются по интересам в разных секциях, кружках, например, по робототехнике

Жёсткий отбор учителей, большой конкурс на место. Педагог кадетской школы должен пройти специальное тестирование по своему предмету, а также другие ступени отбора (например, предпочтение отдаётся специалистам с категориями, победителям различных конкурсов).

В старших классах организуются выезды в военные училища, знакомство с их бытом.

Что касается возраста поступления в кадетскую школу, некоторые из них набирают детей с 7 лет (то есть они будут первоклассниками). Но большинство родителей предпочитают отправлять туда школьников после окончания начальных классов в обычной школе. А, к примеру, директор Первого Московского кадетского корпуса вовсе советует делать это после 6-го класса, чтобы сам ребёнок был уверен, что хочет быть кадетом, был мотивирован.

Преимущества и недостатки обучения в кадетской школе

Исходя из отличительных признаков кадетской школы, очевидны её преимущества:

  1. Всегда высокий профессиональный уровень педагогов.
  2. В кадетских школах и классах царит дисциплина и культ высоких оценок. Поэтому ребята дополнительно мотивированы на успешную учёбу.
  3. Выпускник получает блестящее разностороннее образование (объективно это подтверждают более высокие баллы по ЕГЭ), имеет прекрасную физическую форму.
  4. Почти стопроцентная гарантия поступить на бюджетные места в патронажные профильные вузы (связанные с силовыми структурами). 80% выпускников как раз и выбирают высшие заведения, связанные с армией, силовыми структурами, тем более что там им предоставляются льготы (например, образовательный комплекс заключает договор (соглашение о сотрудничестве) с профильным министерством или силовым ведомством).
  5. Однако кадеты-выпускники имеют высокие шансы поступить и в другие вузы (ведь они в большинсве своём хорошо подготовлены по различным предметам, особенно по истории, математике, иностранному языку).

Студенты военной академии им. Хрулёва на занятии

Выпускники кадетской школы без проблем поступают в лучшие вузы страны, в большинстве своём в военные учебные заведения

Между тем нужно упомянуть о моментах, которые для многих детей и родителей окажутся недостатками кадетской школы:

  1. Попасть туда не так просто, ведь требования для поступления довольно высокие.
  2. Требуемая стрессоустойчивость есть далеко не у всех.
  3. Даже если ребёнок прошёл все необходимые экзамены, психологические тесты, не исключено, что он будет тосковать по дому. Конечно, по выходным школьника могут посещать родители, но если школа находится в другом городе, посещения не будут слишком частыми.
  4. Если решение поступить в кадетскую школу всё же принималось родителями (ведь это престижно), то у самого ребёнка нет высокой мотивации к учёбе (ведь, возможно, он вовсе не мечтает посвятить свою жизни карьере военного).
  5. Не каждый ученик выдерживает довольно жёсткие условия, высокий уровень подготовки. Поэтому школьника могут отчислить из кадетской школы за неуспеваемость, невыполнение нормативов, или его родители сами примут такое решение (и ребёнок пойдёт учиться дальше в обычную школу).
  6. Ограничение кругозора, нет свободы действий: так, ребёнок не может после уроков пойти в кино, купить мороженое и пр. (это допускается только в старших классах). Отсюда снижается настроение.
  7. Изолированность от прежних друзей также может ухудшить эмоциональное состояние.
  8. По отзывам родителей, в кадетских корпусах не обходится без дедовщины.
  9. Однополое образование. Отсюда неумение общаться с противоположным полом, возможные проблемы в личной жизни в будущем.

Ученики на уроке в обычной школе и кадетской

Однополое образование в кадетской школе может провоцировать проблемы с общением с противоположным полом

Видео: один день из жизни кадетов

Видео: будни кадетского корпуса

Это амурский кадетский корпус, единственное подобное учебное заведение на Дальнем Востоке. Уже 3 года подряд оно получает самые высокие оценки со стороны минобороны и образования. Воспитанники являются победителями в смотре курсантов кадетских учреждений нашей страны.

Видео: кадетский корпус для девочек (Кузбасс)

Кадетская школа — это, конечно, интересно и престижно. Но не стоит спешить определять туда своё чадо, ведь все дети разные. Даже если школьник подходит для кадетского корпуса по всем параметрам (состояние здоровья, успеваемость и пр.), нужно взвесить все плюсы и минусы этого учебного заведения и обязательно психологически готовить к нему ребёнка (при условии, что он сам хочет стать кадетом).

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Читайте также: