Кабинет экологии в школе

Обновлено: 02.07.2024

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в младшем школьном возрасте так важны для воспитания развивающейся личности.

В данной работе предлагается создание образовательной модели экологического класса и экологической тропинки для учащихся начальной школы.

Экологический класс – новый элемент развивающей предметной среды. Он предназначен для проведения экологических занятий, знакомства с коллекциями, для самостоятельных наблюдений, игр. Экологический класс подразделён на ряд функциональных зон: зона обучения, зона коллекций, зона релаксации и зона библиотеки.

Для успешного усвоения школьником материала, полученного им на уроке, необходимо обратить особое внимание и на практическую часть урока. Для этого я предлагаю организовать экологическую тропинку. Экологическая тропинка – специально оборудованный и тщательно изученный путь в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения. В начальных учебных заведениях экологическая тропинка может выполнять также познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Устройство экологического кабинета

Экологический класс предназначен для проведения экологических занятий, знакомства с коллекциями природного материала. Желательно, чтобы класс располагался в юго-восточной части здания, что делало бы его более доступным для выращивания растений, а также возможности естественного освещения. Класс должен быть хорошо вентилируем, регулярно проветриваться. Свежий воздух в классе поднимает настроение учащимся.

Я решила разработать модель кабинета на основе кабинета № 212 начальной школы. По моей модели, экологический класс подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне доступном для взгляда ребёнка. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

Краеведческий аспект. Прежде всего, в коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается учебное учреждение.

Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться и за счёт материала, привезённого школьниками из различных регионов нашей страны, а также из других стран.

Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекции следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у школьников основ экологического мышления. Не рекомендуется включать в состав коллекции бабочек, жуков, засушенных детьми.

Плоские, потерявшие свой цвет, запах и форму пчёлы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребёнка положительные эмоции и желание беречь объекты природы. Лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в живой природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды. Лучше не покупать готовые коллекции насекомых, т. к. ребёнок должен понимать, что спрос рождает предложение (чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных). Коллекции чучел лучше изучать в музеях.

Зона релаксации – это уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумом. Она предназначена для отдыха детей

Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Она необходима для организации практикумов и занятий. В зоне библиотеки может находиться телевизор, DVD-проигрыватель, проектор .

Для успешного усвоения школьником материала, полученного им на уроке, необходимо обратить особое внимание и на практическую часть урока. Для этого я предлагаю организовать экологическую тропинку. Экологическая тропинка – специально оборудованный и тщательно изученный путь в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения. Экскурсоводами могут выступать учащиеся старших классов. Я предлагаю включить в неё различные виды дикорастущих и культурных растений, мхи, грибы на живых и мёртвых деревьях, старые пни, муравейник, гнёзда птиц на деревьях, клумбы, небольшие водоёмы. Взаимодействие человека с природой может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных участков за пределами территории школы. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных, т. к. животные связаны с определёнными растениями, условиями питания и проживания.

Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, можно не уничтожать её. На примере сорных видов растений можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, можно наглядно показать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Я попыталась создать образовательную модель экологического класса и экологической тропинки для учащихся начальной школы.

Я решила составить бизнес – план экологического класса. Для этого необходимо учесть некоторые моменты. Во-первых, количество человек в группе составляет 13 человек. Во-вторых размеры класса, в моём случае размер составляет 6*10 м2. С учётом этих позиций я составила свой бизнес – план, который оформила в виде таблицы.

Для того, чтоб привлечь и заинтересовать ребёнка, необходима правильная обстановка, правильный цвет стен. Я предлагаю оформить кабинет в тёплых, пастельных тонах. Я рассчитала сумму для основного фона кабинета (пол и стены), она составляет около 14 тысяч.

В зону коллекций входят муляжи, наглядные пособия, предназначенные для знакомства детей с живой природой. В целом, сумма оформления такой зоны – 21 тысяча.

Для зоны обучения нам необходимо приобрести парты и стулья, а также доску, желательно маркерную, технику (проектор). Чтобы обеспечить зону обучения, необходимо 110 тысяч.

Зона релаксации не менее важный уголок в кабинете экологии. Она предназначена для отдыха детей, для игр, для просмотра фильмов о живой природе и т. д. Я предлагаю разместить в этой зоне аквариум. Возможно, наблюдая за рыбками, учащиеся уже с малых лет на подсознательном уровне захотят сохранить природу. Такие рыбки, как голубые неоны и гуппи, а также улитки разнообразят пребывание в школе. В среднем, затраты на зону релаксации составляют 50 тысяч.

Зона библиотеки включает в себя множество книг.

Окружающий человека мир живой и неживой природы представляет собой сложную и хрупкую систему, все элементы которой удивительным образом связаны друг с другом. Отношения организмов и образованных ими сообществ между собой изучает наука экология. Книга увлекательно расскажет об экологии как науке, уникальных видах растений и животных, о проблемах охраны природы и способах рационального природопользования.

Итак, полное оформление экологического кабинета составляет 215-220 тысяч рублей.

Мир в двадцать первом веке. То, каким он будет, во многом зависит от того, какие основы мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с безнравственной, невежественной, а, следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблемы культуры. Поэтому основой моей модели экологического воспитания учащихся младших классов являлось развитие культуры. Культуры не только во взаимоотношении детей друг с другом, но и с природой. Для того, чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но чтобы сделать это, он должен развить и улучшить себя. Поэтому экологическое образование в младшей школе должно быть ориентировано на создание более совершенного человека и в нравственном, мировоззренческом, творческом плане. Для этого необходимо расширять возможности социального и нравственного обучения, прежде всего чувству ответственности за собственное поведение, свои мысли и поступки.

Экологический практикум и учебно-исследовательская работа являются важными составными частями естественнонаучного образования. Однако эти формы деятельности немыслимы без соответствующего материально-технического оснащения.

В настоящей редакции Предложения уточняют и развивают Перечни средств оснащения для экологического практикума и учебно-исследовательской работы, введенные решением Ученого Совета Института содержания и методов обучения Российской академии образования (протокол №8 от 30 сентября 2004 г.), в части обновления номенклатуры изделий и конкретизации тематических разделов учебных программ, в которых целесообразно использование изделий.

Данные приведены для класса нормативной наполняемостью.

Материал приведен компактно в табличном виде и сгруппирован по разделам .

Использованные сокращения: МЭЛ – мини-экспресс-лаборатория; ТК – тест-комплект; ТС – тест-система; ПКЛ – полевая комплектная лаборатория.

1. Кабинет биологии и экологии


Назначение - для проведения лабораторного практикума по изучению важнейших показателей экологического состояния воды, воздуха, почвы, продуктов питания в рамках основного и элективных курсов.



Назначение - для проведения демонстрационных опытов и работ по исследованию состава воздуха и загрязнений воды по важнейшим экологическим показателям.



1.4. Комплект для экологического мониторинга (экологических исследований) воды и почвы, в том числе (по 1 шт.):



Назначение - практическое определение состава воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) для оценки экологического состояния водоемов и почвы как среды обитания в рамках основного и элективных курсов

1.5. Санитарно-пищевая МЭЛ учебная СПЭЛ-У


Назначение - санитарно-химические и экологические исследования качества продуктов питания и состояния столовых приборов в рамках основного и элективных курсов

2. Кабинет химии

Назначение - лабораторный эколого-химический практикум (опыты и фронтальные работы) по изучению воды, воздуха, почвы, продуктов питания в рамках основного и элективных курсов


Назначение - эколого-химические исследования состава воздуха, воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) по разделам (темам):



3. Кабинет географии

Назначение - геоэкологические исследования состава воздуха, воды и почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) по разделам и темам:

4. Кабинет естествознания

4.1. Набор ТК для исследования воды и водных вытяжек, в том числе (по 1 шт.):

Назначение - экологические исследования качества воды и состава почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) для развития понятий о веществах и состоянии окружающей среды

4.2. Набор ТС, в том числе (по 1 шт.):


Назначение - экологические исследования качества воды и состава почвенных вытяжек (опыты и работы в группах) для развития понятий о веществах и состоянии окружающей среды, оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов

Назначение - занимательные эксперименты с экологическим материалом (опыты и работы в группах, домашнее использование) для развития представлений о многообразии веществ. RU.ИОСО.П00447

Назначение - лабораторный экологический практикум (опыты и фронтальные работы) для развития понятий о веществах и состоянии окружающей среды.

5. Кабинет ОБЖ

Практические работы и опыты по изучению факторов радиационной опасности и АХОВ


Назначение - оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов. Безопасность питания

6. Кабинет технологии

Назначение - распознавание основных видов минеральных удобрений (тестовый анализ, идентификация)

Назначение - исследование доброкачественности продуктов питания, оценка чистоты столовых предметов

Назначение - оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов

7. Кабинет начальных классов

Назначение - оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов

8. Внешкольная работа и дополнительное образование


Назначение - учебно-исследовательская работа (опыты и работы в группах) по анализу воды и почвы в передвижной (мобильной) лаборатории, 16 показателей


Назначение - учебно-исследовательская работа по изучению экологического состояния водоема методами гидрохимии и гидробиологии, а также почвенных вытяжек, в экспедиционных условиях (носимый вариант)

В комплект входят сачок специальный гидробиологический

в том числе индикаторные трубки,



комплект тест-систем,
методическое пособие.

Назначение - демонстрационные опыты, исследование состава воздуха и загрязнений воды

8.5. Набор ТС, в том числе (по 1 шт.):

Назначение - демонстрационные опыты, исследование загрязнений воды, оценка качества овощей, фруктов, соков по содержанию нитратов.

Назначение - расходуемый материал.

Назначение - занимательные эксперименты с экологическим материалом (опыты и работы в группах, домашнее использование)

В современных школах кабинет экологии должен состоять из классного помещения и лаборантской комнаты. Рационально оборудованный кабинет экологии — необходимое условие эффективного обучения и воспитания учащихся.

При организации кабинета экологии в школе учитывают стандартные требования.

  • • В современных типовых школьных зданиях для кабинета экологии должны быть отведены две смежные комнаты: классное помещение площадью 66 — 70 м 2 (при длине 10 — И м и ширине 6 — 7 м) и лаборантская комната. Эта площадь позволяет расставить мебель с учетом санитарно- гигиенических норм (из расчета 2*1 м на человека).
  • • Окна должны быть ориентированы на юг, юго-восток или юго-запад, с тем чтобы растения получали необходимое освещение.
  • • Кабинет оснащают удобными для практических и лабораторных работ столами с горизонтальной крышкой.
  • • Для показа объектов и опытов должен быть оборудован демонстрационный стол, стоящий на помосте — кафедре (приподнят на высоту 20 см от поверхности пола).
  • • В кабинете оборудуют водопровод (полив растений, мытье лабораторной посуды).
  • • Рационально продумывают освещение и размещение электрооборудования. Правильное освещение — важное условие с санитарно-гигиенической точки зрения. Нормы естественного освещения значительно нарушаются при загрязнении окон, при затенении рам крупными экземплярами комнатных растений. Необходимо выбрать рациональное освещение, комбинируя искусственное и естественное (уровень освещенности не менее 150 лк). Электричество в кабинете нужно не только для освещения, но и для работы технических средств обучения, поэтому розетки в нужном количестве целесообразно расположить на задней и передней стенах кабинета.
  • • Окраска стен и полов также должна соответствовать гигиеническим нормам. Стены окрашивают в светло-сиреневый, светло-голубой, светло-кремовый или светло-зеленый цвет; помещения, ориентированные на юг, — обычно в холодных тонах, на север — в теплых. Полы следует выстилать плиткой или покрытием, не вызывающим разрядки статического электричества.
  • • Важна правильная вентиляция помещения. Помимо приточно-вытяжной вентиляции, предусмотренной проектом школы, необходимо регулярно проветривать помещение (форточки по площади должны быть не меньше 1/50 площади пола).
  • • Большая классная доска имеет крепления для развешивания таблиц.
  • • Над доской помещается стационарный экран для демонстрации кинофильмов. Кроме того, удобно приобрести и съемный экран меньших размеров.
  • • В кабинете необходимо продумать затемнение (плотные шторы или жалюзи на окнах, используемые во время просмотра фильмов или диапозитивов).
  • • Ученические столы чаше всего расставляют в три ряда. Расстояние от первых столов до передней стены — 2,6—2,7 м, в ряду — 0,6—0,7 м, между рядами — 2,6 — 2,7м.

Цвета натурального дерева или светло-зеленого

Цвет светлого дерева

Темно-коричневая или зеленая. Рабочая поверхность доски ровная, прочно удерживает мел при написании текста, обеспечивает легкое его стирание

Зелёная ровная удерживает мел при написании текста обеспечивает лёгкое его стирание.

Вывод: визуальная среда исследуемого помещения не является агрессивной, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Расстановка мебели и оборудования.

В помещении ученические столы стоят в 3 ряда по 4 парты, 24 стула, 1 учительский стол. Высота парты 64см, длина парты 130 см, ширина парты 50 см. Расстояние между столами в ряду 60 см. Расстояние между рядом столов и внутренней стеной 50 см. Расстояние от первого стола до учебной доски 240 см. Наибольшая удаленность последнего места ученика 4м 30 см. Высота стула 38 см.

Мебель имеет цветовую маркировку в зависимости от ростовой группы.

Таким образом, мебель соответствует санитарно-гигиеническим нормам. (Приложение № 4). Рассаживание учеников проводится с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети сидят дальше от наружной стороны. Обучающиеся с нарушением зрения размещаются на первых партах в первом ряду от окон.

В кабинете есть шкаф, для наглядных пособий, учебного оборудования и литературы, стол.

Оценка освещения

Для чего очень важно знать уровень освещенности? Когда мы читаем, пишем, смотрим телевизор или работаем на компьютере наши глаза устают. Постоянная работа при плохом освещении может привести к ухудшению зрения и развитию серьезных заболеваний глаз. Вот почему нужно хорошо освещать помещение, в котором мы занимаемся.

Фото 1. Определение уровня освещенности при помощи модуля

Искусственное и естественное

Расположение источников света

Светодиодные лампы – 9

Дополнительное освещение у доски

Вертикальные жалюзи зеленого цвета

Коэффициент искусственного освещения (КИО)

Коэффициент естественного освещения (КЕО)

Свет – это лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.

Величина, характеризующая различную видимость отдельных участков поверхности в зависимости от величины падающего на них светового потока, называется освещенностью и измеряется в лк (люксах).

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах - 300 - 500 лк; на классной доске - 500 лк; в спортивных залах на полу - 200 лк; в рекреациях на полу - 150 лк.

Если уровень освещенности не соответствует санитарным нормам, то количество и качество заболеваний органов зрения возрастает.

Правильная организация освещения позволяет сохранить нормальную работоспособность учащимся и служит профилактикой утомления органов зрения, через которые ученик воспринимает около 80% информации.

Прежде чем приступить к выполнению измерений освещённости от разных источников света сначала необходимо провести инструктаж по технике безопасности.

В ходе измерений получили следующие результаты:

Источник света

Освещенность, лк

У доски (дополнительная лампа включена)

У доски (дополнительная лампа выключена)

Вывод: Среднее значение освещенности в течение исследуемого времени составило 608 лк. Это соответствует нормам, предусмотренных САНПином. Освещённость исследуемого помещения достаточная. Имеющийся естественный свет и искусственное освещение, не ослепляет глаза обучающихся, не создается блеск на поверхностях столов и доски. Естественный свет падает на рабочие столы обучающихся слева, оконные стекла на момент проверки чистые.

Фото 2. Определение уровня освещенности при помощи модуля

2.4.Температура и относительная влажность воздуха в кабинете.

Температуру воздуха можно измерить разными способами. Мы знакомы с

Учебно-техническое обеспечение: прибор наблюдения - термометр (комнатный, водный, медицинский), АРМ учителя, АРМ обучающегося, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебно-лабораторное оборудование:документ-камера, модульная система экспериментов "PROLog".

Практическая работа. "Измерение температуры воздуха, влажности" с помощью модульной системы экспериментов "PROLog".

В ходе проведенных замеров были получены следующие результаты:

Вывод: На момент проведения замеров температура в исследуемом кабинете соответствовала нормам, чуть превышая их. Относительная влажность воздуха превышала допустимые показатели от 20-30%, что в зимнее время допустимо. В нашем кабинете используется увлажнитель воздуха.

Фото 4. Определение температуры и влажности при помощи модуля

Фото 5. Результаты измерений температуры и влажности при помощи модуля

Фото 6. Определение температуры и влажности при помощи модуля

2.5.Оценка степени проветриваемости кабинета

Воздушная среда в школьных помещениях оказывает постоянное воздействие на организмы учащихся. В ней содержатся различные химические вещества, которые образуются в результате жизнедеятельности учащихся, в результате деструкции синтетических полимерных материалов, а также микроорганизмы.

Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги и форточки.

Кабинет №2: фрамуг нет, открываются створки пластиковых окон.

Вывод: в кабинете №2 проветриваемость достаточная.

График проветривания кабинета №2

Длительность сквозного проветриваниякабинета №2

в зависимости от температуры наружного воздуха

Длительность проветривания помещения (мин.)

в малые перемены

в большую перемену

Учитель организовывает уборку кабинета по окончании занятий в нём.

2.6.Оценка степени озеленения кабинета

Кабинет № 2

Наличие растений (количество)

Разнообразие растений (виды)

Наличие фитонцидных растений

Вывод: В кабинете № 2 - 20 растений, В кабинете они устанавливаются на окнах, на полу или подвешиваются на стенах, при этом, не затеняя естественного освещения. Растения – здоровые и ухоженные. Они придают помещению более эстетичный вид. Являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.

2.7.Измерение громкости звука

Фото 7. Модуль определения громкости звука

Обычный разговор оценивается в 0-35 дБ, а шепот в 20 дБ. Крики с уровнем звукового давления в 60 дБ могут вызвать чувство дискомфорта, опасность представляют звуки, произносимые с силой в 90 дБ (громкость поезда метро).

Чтобы подтвердить информацию, полученную в интернете, мы измерили громкость звука при спокойном разговоре. Она оказалась в пределах 30-40 дБ. Участники эксперимента чувствовали себя хорошо. Потом мы начали кричать, хлопать в ладоши, топать ногами. Громкость звука выросла до 80дБ, а максимальное значение звука достигло отметки 105 дБ. Шум продолжался только 30 секунд, но некоторые ребята почувствовали недомогание, головную боль, головокружение.

В следующей таблице(7) приведены некоторые типичные звуки в децибелах.

Звуки

дБ

Звуки

дБ

Запуск космического ко-

Будильник (1 м), фен

Шум ресторана, бизнес-

Раскат грома, звуковая си-

Взлет реактивного самоле-

Библиотека, тихий шепот

Грузовики (15 м), город-

Студия звукозаписи, ше-

Фото 8. Диаграмма в шумном классе – дети хлопают в ладоши, разговаривают, смеются

Фото 9. Полная тишина в кабинете.

Вывод: чем тише звук в кабинете (нет посторонних шумов), тем лучше мы себя чувствуем.

По итогам проведенных исследований можем дать следующие рекомендации:

Проводить проветривания классных помещений

Увеличить количество растений

Производить тщательную влажную уборку помещений

Использовать систематически прибор для увлажнения воздуха

Заключение

Работать над данной темой нам было интересно. Мы изучили собранный материал, чтобы составить экологический паспорт кабинета начального класса, овладели разными способами сбора информации: работали с литературой, сетью Интернет, пользоваться модульной системой экспериментов на базе цифровых технологий Prolog.

Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу, что самочувствие школьника зависит от экологической среды кабинета. В нашей работе мы по возможности показали характеристики экологической среды, влияют на наше самочувствие: освещение, температура и влажность воздуха, шум.

Дали рекомендации, каким образом улучшить эти факторы.

Нам стоит ежедневно самим заботиться об экологической среде в классе.

Если мы будем стараться как можно больше положительного сделать для экологической среды, этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.

И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1994.

Экология. Энциклопедия для детей. Том 19. М.: 2001. – 448 с

Влияет ли длительное пребывание учащихся в школьном кабинете на их здоровье?

2. Считаете ли вы свой классный кабинет комфортным?

Выбери, что из нижеперечисленного улучшит комфорт в кабинете?

- озеленить 13 человек

- поменять цвет стен 4 человека

- улучшить освещение в классе 3 человека

- использование увлажнители воздуха 24 человека

- проветривание кабинета 20 человек

- затрудняюсь ответить 6 человек

Помещения начальных классов1. Санитарно-гигиенические требования к помещениям.

1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

1.6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске – 500 лк.

1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север – в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола-0, 3-0, 5.

1.11. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.

1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

1.13. В кабинете должен быть установлен водопроводный кран с водосливной раковиной.

2. Требования к комплекту мебели в учебном классе-кабинете

2.1. В помещении классов-кабинетов начальной школы должна использоваться специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.

2.2. Мебель должна соответствовать требованиям ГОСТ 22046-89.

2.3. Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул.

2.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одно- или двухместные ученические столы со стульями разных ростовых групп.

2.5. Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компануются варианты комбинированных шкафов. Рекомендуются следующие типы секций:

Без цоколя, с полками. Используют в качестве верхней секции

Секция с ящиками

С цоколем. Используют в качестве нижней. Дверки глухие

Секция с глухими дверками

Без цоколя. Используют в качестве верхней

Секция с глухими дверками

С цоколем. Используют в качестве нижней

Секция для таблиц

С цоколем. Используют в качестве нижней

Секция с лотками

С цоколем. Используют в качестве нижней. Дверки глухие

3. Требования к оснащению классов-кабинетов техническими, устройствами, аппаратурой и приспособлениями

3.1. Использование экранных средств обучения (учебных видеофильмов, диафильмов, диапозитивов-слайдов, транспарантов и т.д.), проецирование опытов на экран требуют оснащения кабинетов проекционной аппаратурой.

3.2. В классе-кабинете должна быть размещена следующая аппаратура: универсальный диапроектор для демонстрации диафильмов и слайдов; графопроектор, эпипроектор, видеомагнитофон или видеоплейер, магнитофон кассетный, проигрыватель для компакт-дисков, телевизор (цветной, с размером экрана по диагонали не менее 61 см).

3.3. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна – у классной доски, другая – на противоположной от доски стене лаборатории, третья – на стене противоположной окнам.

3.4. В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается.

3.5. Экран должен быть укреплен на передней стене. Для работы с графопроектором экран должен быть подвешен наклонно, чтобы не возникали искажения во время проецирования транспарантов. Допускается традиционный вариант крепления экрана параллельно стене, доске, но при этом необходимо установить оптическую ось объектива на графопроекторе перпендикулярно экрану.

3.6. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны ее размещения:

- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);

- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации

- в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).

3.7. Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.

Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания – автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно.

3.8. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного изображения 1,2-1,4 м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2, 7 м, а от последних столов – не более 8, 6 м.

3.9. Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2, 7 метров от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3 м.

4. Требования к помещениям кабинетов

4.1. Каждый учебный класс – кабинет начальной школы базового уровня обучения в зданиях нового типа должен иметь площадь 66 кв.м при наполняемости класса 25 человек.

4.2. Количество классов-кабинетов должно определяться в зависимости от условий работы школы (в настоящее время параллельно существуют 3-х летнее (с 7 лет) и 4-х летнее (6 лет) начальное обучение).

4.4. При расстановке мебели должны быть соблюдены сани-тарно-гигиенические нормы. Ученические столы должны быть установлены, как правило, в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов.

Расстояние между столами в ряду – 0,6 м, между рядами столов – не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0, 7 м; от первых столов до передней стены 2,6-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски – 8,6 м.

4.5. В зависимости от планировки помещения, количества учащихся, организации их деятельности допускаются иные варианты размещения: в 5-6 рядов, полукругом, группами по 2-6 рабочих мест.

4.6. По задней стене класса-кабинета рекомендуется устанавливать секционные шкафы для учебного оборудования, на передней стене – доску и часть постоянной экспозиции. На боковой стене, противоположной окнам, рекомендуется экспонировать сменные стенды.

4.7. Раковину-мойку следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета.

5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием

6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся

6.1. В состав рабочего места учителя входят стол для учителя, классная доска, экран, телевизор, графопроектор, видеомагнитофон.

6.2. Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель и магнитофон, т. К. стенки стола пе-зонируют, и происходит искажение звука.

6.3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

6.4. На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран может быть не стационарным, а переносным.

6.5. Рациональная организация рабочего места обучающегося требует соблюдения следующих условий:

- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения;

- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной и рабочей позы обучающегося (правильное положение позвоночника, рук, плечей, локтей, грудной клетки относительно крышки стола), что поддерживает нужную работоспособность; - необходимый уровень освещенности (ЗООлк).

6.6. Рабочее место ученика в кабинете начальных классов включает в себя столы ученические одноместные или двухместные в комплекте со стульями. Мебель должна соответствовать росту учащихся. В классе должны быть размещены столы и стулья следующих ростовых групп: 1,2,3,4. Каждая группа имеет свою цветовую маркировку: 1 – оранжевая маркировка – рост ученика до 1150 мм, 2 –фиолетовая маркировка – рост ученика до 1300 мм; 3 – желтая маркировка – рост ученика до 1450 мм; 4 – красная маркировка – рост ученика до 1600 мм.

Промаркированы должны быть и столы, и стулья. В комплект должны входить стол и стул одной цветовой маркировки.

6.7. Количество соответствующей маркировки изменяется от класса к классу.

Ориентировочное распределение двухместных комплектов ученических в начальных классах (из расчета наполняемое класса 25 чел.).

Читайте также: