Кабала святош краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Париж века Людовика XIV. Театр Пале-Рояль. На стыке двух уборных, у занавеса, которым они разделены, громадных размеров клавесин. В первой уборной - множество сальных свечей. Во второй уборной на столе только фонарь с цветными стёклами и большое распятие, перед которым горит лампада. На всём печать необыкновенного волнения. Шарль-Варле де Лагранж, актёр по прозвищу Регистр, не занятый в спектакле, сидит в уборной, погружённый в думу. Он в тёмном плаще, молод, красив и важен.

В первой уборной Бутон, тушильщик свечей в театре и слуга Мольера, припал к щели в занавесе. Рожа Шарлатана торчит в дверях. Слышны взрывы смеха, затем финальный раскат хохота. Из-за занавеса показывается Знаменитый актёр и драматург Жан Батист Поклен де Мольер, загримированный Сганарелем - нос лиловый с бородавкой. Левой рукой Мольер держится за грудь. Дверь распахивается, вбегает загримированный Полишинелем актёр дю Круази и говорит, что король аплодирует. Мольер возвращается на сцену и читает сочинённые экспромтом стихи, посвящённые королю франции Людовику XIV, в которых он называет короля Солнцем Франции. Король благодарит Мольера и остаётся посмотреть ещё одну интермедию.

Бутон опускает занавес. Мольер появляется в уборной и хватает слугу за глотку, обвиняя его в том, что "при короле свеча повалилась в люстре, воском каплет на паркет". Бутон уверяет Мольера, что он сам повалил свечу палашом, актриса Мариэтта Риваль подтверждает это. Мольер остывает и дарит Бутону свой кафтан взамен разорванного. Бутон уходит снимать нагар со свечей.

Мольер спрашивает у Шарлатана, в чём секрет его фокуса. Шарлатан садится в некотором расстоянии от клавесина, делает такие движения в воздухе, как будто играет, и клавиши в клавесине вжимаются, клавесин играет нежно. Шарлатан не соглашается открыть Мольеру свой секрет и уходит. Мольер возвращается на сцену.

Портьера, ведущая во вторую уборную, отодвигается и возникает актриса Арманда Бежар. Черты лица её прелестны, она похожа на свою старшую сестру Мадлену Бежар, тоже актрису. Арманде лет семнадцать. Лагранж останавливает Арманду и умоляет её не выходить замуж за Мольера. Арманда делает попытку отстранить Лагранжа и пройти. Лагранж вынимает шпагу и угрожает заколоть девушку, если она не откажется от замужества. Арманда говорит, что она в связи со своим женихом, иначе поступить уже не может и шепчет что-то Лагранжу на ухо. Лагранж вкладывает шпагу в ножны, говорит, что хотел её спасти и уходит.

В двери стучат. Влюблённые спешно договариваются встретиться здесь, "когда театр погаснет". Мольер открывает, и входят Бутон, Лагранж и Маркиз д, Орсиньи, дуэлянт по кличке "Одноглазый, помолись", в костюме Компании Чёрных Мушкетёров с косой чёрной повязкой на лице. Одноглазый вручает Мольеру награду короля - 5000 ливров. Мольер берёт себе 500 ливров, а остальные делит поровну между актёрами, потом уходит проводить короля. Одноглазый начинает флиртовать с Армандой. Желая помешать ему, Бутон встревает в их разговор. Возвращается Мольер, и Одноглазый откланивается. Мольер отсылает Арманду и приказывает позвать Мадлену Бежар. Когда Мадлена приходит, Мольер сообщает ей, что намерен жениться на Арманде. Мадлена становится на колени и умоляет Мольера жениться "на ком угодно, только не на Арманде". Мольер говорит Мадлене, что обязан сделать это. Тогда Мадлена объявляет о своём уходе из театра и просит Мольера не говорить Арманде, что у них был роман. Мольер даёт обещание и уходит.

Некоторое время мрак и тишина, затем крышка клавесина приподнимается, и из него выходит знаменитый актёр-любовник Захария Муаррон. Это мальчишка лет пятнадцати с необыкновенно красивым, порочным и измученным лицом. Оборван, грязен. Он хнычет, жалуется, что не спал два дня, потом падает и засыпает. Плывёт свет фонарика, и, крадучись, Мольер ведёт Арманду в тёмном плаще. Арманда пугается мальчика и взвизгивает. Муаррон просыпается и трясётся от ужаса. Мольер грозно спрашивает, кто он такой. Мальчишка отвечает, что он несчастный Захария Муаррон. Мольер хохочет - он понял секрет Шарлатана.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Приёмная короля. За карточным столом известный игрок маркиз де Лессак играет в карты с Людовиком. Толпа придворных, одетых с необыкновенной пышностью, следит за де Лессаком. Перед тем груда золотых монет, пот течёт у него с лица. Сидит один Людовик, все остальные стоят. Все без шляп. За креслом Людовика стоит Одноглазый, ведёт игру короля. Одноглазый замечает, что де Лессак играет краплёными картами. Король спрашивает Одноглазого, как ему следует поступить в этом случае. Одноглазый отвечает, что де Лессака "надлежит ударить по физиономии подсвечником" и обругать. Людовик зовёт Справедливого сапожника и велит ему обругать де Лессака. Шут с удовольствием выполняет приказ. "Посадите маркиза де Лессака на один месяц в тюрьму. Затем отправит его в имение - вместе с деньгами" - приказывает король. Де Лессака уводят.

Перед Людовиком, словно из-под земли, появляется обеденный стол с одним прибором. У камина возникает архиепископ Парижа маркиз де Шаррон и просит у короля позволения представить ему бродячего проповедника, отца Варфоломея. Дверь открывается и появляется отец Варфоломей. Он бос, лохмат, подпоясан верёвкой, глаза безумные. Он приплясывает и поёт. Удивлены все, кроме Людовика. Брат Верность, один из членов Кабалы Священного Писания, - постная физиономия с длинным носом - выделяется из толпы придворных и прокрадывается к Шаррону. Варфоломей, обращаясь к королю, называет Мольера антихристом и призывает: "Сожги его вместе с его богомерзким творением "Тартюф" на площади. Весь мир верных сынов церкви требует этого!". Людовик раздражён, его сердит слово "требует", он велит посадить отца Варфоломея на три месяца в тюрьму. Отец Варфоломей исчезает.

Дворец исчезает, и возникает квартира Мольера. День. Муаррон, очень красивый, пышно разодетый человек лет двадцати двух, играет на клавесине. Арманда в кресле слушает. Они репетируют новую пьесу. Муаррон называет Арманду маменькой, а Мольера - отцом. Они усыновили его. Муаррон считает себя лучшим актёром Парижа. Во время репетиции Муаррон соблазняет Арманду, уводит её в свою спальню и запирает дверь на ключ. Арманда проклинает день, когда Муаррона нашли в клавесине.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Каменный подвал, освещённый трёхсвечной люстрой. За столом сидят члены Кабалы Священного Писания в масках; в кресле отдельно, без маски, сидит Шаррон. Двое в чёрном - люди жуткого вида - вводят Муаррона со связанными руками и с повязкой на глазах. Руки ему развязывают, повязку снимают. Утром этого дня Муаррон наклеветал на Мольера, и теперь Шаррон заставляет его повторить свой донос при свидетелях. Муаррон рассказывает, как несколько лет назад он сидел в клавесине и слышал голос Лагранжа. Голос говорил, что "господин де Мольер женился не на сестре Мадлены Бежар, а на её дочери".

Муаррону завязывают глаза, связывают руки и уводят. Шаррон надвигает капюшон на лицо и скрывается в полутьме. Брат Верность открывает дверь. Появляется Незнакомка в маске, которая ведёт за руку Одноглазого. Глаза у него завязаны платком. Одноглазый снимает повязку, оглядывается и выхватывает шпагу решив, что его заманили в ловушку. Брат Сила и брат Верность успокаивают его. Они говорят маркизу, что по вине Мольера над ним смеются при дворе, потому что образ Дон Жуана Мольер писал с него. Одноглазый меняется в лице от ярости. Ему опять завязывают глаза, и Незнакомка уводит его. Шаррон объявляет заседание Кабалы Священного Писания закрытым.

Необъятный собор. Маленькая исповедальня архиепископа. Появляются Арманда и Лагранж, ведут под руки Мадлену. Та - седая, больная. Мадлена входит в исповедальню, Арманда и Лагранж садятся на скамью, и тьма их поглощает. Шаррон возникает в исповедальне и говорит Мадлене, что сам решил исповедовать её. Под давлением Шаррона Мадлена признаётся: "Я жила с двумя и прижила дочь Арманду и всю жизнь терзалась, не зная, чья она. Когда же она выросла, я привезла её в Париж и выдала её за свою сестру". Шаррон отпускает ей грехи и просит позвать Арманду. Лагранж уводит Мадлену. Арманда входит в исповедальню. Шаррон возникает страшен, в рогатой митре, крестит Арманду обратным дьявольским крестом. "Она твоя мать. Тебя я прощаю. Но сегодня же беги от него, беги" - говорит Шаррон. Арманда падает и остаётся неподвижной на пороге исповедальни. Шаррон исчезает.

Муаррон выходит. В других дверях появляется Лагранж, вводит Мольера и тотчас же скрывается. Мольер в странном виде: одежда в беспорядке, лицо свинцовое, руки трясутся, шпага висит криво. Он жалуется королю на здоровье, которое пошатнулось из-за сердечного приступа, случившегося, когда от него ушла жена. Людовик объявляет своё решение: "Запрещаю вам появляться при дворе, запрещаю играть "Тартюфа". Только с тем, чтобы ваша труппа не умерла с голоду, разрешаю играть в Пале-Рояле ваши смешные комедии, но ничего более. Лишаю вас покровительства короля". Произнеся эти слова, Людовик удаляется.

Шаррон входит и долго смотрит на Мольера. У архиепископа удовлетворённо мерцают глаза. Мольер в гневе выхватывает шпагу. Из-за двери выходит Одноглазый с тростью и затевает ссору с Мольером, называя его лгуном. В это мгновение входит Лагранж. Мольер в гневе вызывает Одноглазого на дуэль. Шаррон и Лагранж пытаются их остановить. Одноглазый бросается на Мольера. Мольер, отмахиваясь шпагой, прячется за стол. Одноглазый вскакивает на стол. Мольер бросает шпагу, опускается на пол, говорит, что он болен и ничего не понимает. Одноглазый заявляет, что убьёт Мольера после первого спектакля. Шут вдруг срывается с места и исчезает. Лагранж поднимает Мольера с пола и увлекает вон.

Шаррон с горящими глазами спрашивает Одноглазого, почему тот не заколол Мольера. Они ругаются. Шаррон вдруг плюёт в Одноглазого. Одноглазый до того оторопел, что плюнул в Шаррона. Дверь открывается, влетает взволнованный шут, за ним входит Людовик. Ссорящиеся до того увлечены, что не сразу перестают плевать. Четверо долго и тупо смотрят друг на друга. "Извините, что помешал," - говорит Людовик и скрывается, закрыв за собой дверь.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Мольер громко называет короля Франции тираном. Бутон успокаивает его, пытается заставить замолчать, боится, что его вместе с хозяином повесят за эти слова на площади. Мольер велит ему укладывать вещи, намереваясь после последнего спектакля сбежать в Англию. Дверь открывается, и в ней появляется голова старухи Ренэ, дряхлой няньки Мольера. Она говорит, что пришла монашка, чтобы взять в стирку театральные костюмы. Мольер велит, чтобы она пришла завтра в Пале-Рояль к концу спектакля. Ренэ скрывается. Мольер вдруг забирается с головой под одеяло. Бутон начинает прославлять короля так громко, что это слышит даже Муаррон на улице.

Дверь открывается, и вбегает Мариэтта Риваль. Она в оригинальном костюме, на голове шляпа врача, очки колёсами. Риваль долго смотрит на Мольера и говорит, что надо играть. Мольер вылазит из-под плаща и извиняется перед всеми. Риваль говорит: "Сейчас же после вашей последней фразы мы спустим вас в люк, спрячем у меня в уборной до утра, а на рассвете вы покинете Париж". Мольер согласен.

Дю Круази, Лагранж, Муаррон и Риваль скрываются. Мольер снимает халат. На сцене громадная кровать. В будке появляется суфлёр. Мольер, резко изменившись, с необыкновенной лёгкостью взлетает на кровать, укладывается, накрывается одеялом. Бутон поднимает главный занавес. Актёры играют сцену из пьесы "Мнимый больной". Во время спектакля из ложи внезапно показывается Одноглазый, садится на борт её и застывает в позе ожидания.

Внезапно Мольер зовёт Мадлену и падает. Музыка смолкает. В уборной Мольера возникает страшная монашка, быстро собирает все костюмы Мольера и исчезает с ними. На сцене смятение. Лагранж взволнованно говорит публике, что спектакль не может быть окончен. Публика требует деньги обратно. Муаррон достаёт шпагу и называет Одноглазого грязным зверем. Одноглазый, вынув шпагу, поднимается на сцену и идёт плавной кошачьей поступью на встречу Муаррону. Поравнявшись с Мольером, смотрит на него, втыкает шпагу в пол, поворачивается и уходит со сцены. Суфлёр в будке плачет. Актёры бросаются к Мольеру, окружают его толпой, и он исчезает. Бутон опускает занавеси бросается вслед за группой, уносящей Мольера. Занавес вздувается, любопытные пытаются лезть на сцену. Дю Круази тушит люстру. Гул в зале стихает.

Сцена погружается во тьму. Потом выплывает фонарь - идёт тёмный Лагранж. Он проходит в свою уборную, разворачивает книгу и пишет: "Семнадцатого февраля. В десять часов вечера господин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищен без покаяния неумолимой смертью. Причиной этого явилась немилость короля и чёрная Кабала". Пишет и угасает во тьме.

Книга Кабала святош в кратком содержании доступна в 16 форматах Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, LRF, RB, Mobi, PDB (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг)

Несмотря на заверения в вечной преданности, воспользовавшись отсутствием супруга, молодая жена изменяет ему с приёмным сыном Мольера. Разгневанный муж выгоняет сына из дома. Захария Муаррон клянётся отомстить, он доносит архиепископу, что Мольер женился на собственной дочери. На исповеди умирающая Мадлен признаётся, что Арманда не сестра, а её дочь. В отцовстве она не уверена, так как состояла в отношениях с двумя мужчинами. Арманда, узнав тайну своего рождения, в ужасе сбегает.

Вывод: важно жить по совести.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Булгаков. Все произведения

Кабала святош. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Дж.К.Роулинг придумала Гарри Поттера в поезде (Манчестер – Лондон) в 1990 году. В течении следующих 5 лет она придумала 7 книг этой серии. В основном она писала и собирала горы записок, многие из которых были просто на клочках бумаги.

На сцене сидят мистики и поодаль Пьеро, который ожидает свою возлюбленную Коломбину, а мистики ожидают Смерть. В итоге появляется дева в белых одеждах с заплетенной косой за спиной.

Автор с первых страниц романа знакомит нас с главой семьи Артамоновых - Ильей, который приехал в город с целью построить завод по производству полотна. Когда-то давно мужчина трудился у богатых господ приказчиком

Главный герой романа Чрево Парижа - Флоран, 7 лет назад был пойман полицией с окровавленными руками. Он всего лишь пытался спасти раненую женщину, которая умирала прямо на улице.

Главным героем произведения является американский военный Билли Пилигрим, скромный, застенчивый мужчина. Он участвовал во Второй Мировой войне, воюя в Европе, где попал в немецкий плен

В пьесе нашли отражение отношения Булгакова и Сталина, которым соответствуют образы Мольера и короля Людовика, показано, как власть запрещает играть неугодные ей пьесы.


Место и время действия

Действие пьесы происходит во время правления Людовика XIV (1643–1715 гг.) во Франции, в Париже.

Главные герои

  • Мольер – известный французский драматург и актер.
  • Людовик XIV – король Франции, покровитель Мольера.
  • Маркиз де Шаррон – архиепископ Парижа, лютый враг Мольера.

Другие персонажи

  • Мадлена Бежар – актриса, бывшая любовница Мольера.
  • Арманда Бежар – актриса, дочь Мадлены и супруга Мольера, актриса.
  • Лагранж – актер из труппы Мольера.
  • Муаррон – приемный сын Мольера, знаменитый на весь Париж актер-любовник.
  • Бутон – верный слуга Мольера.
  • Одноглазый – маркиз, прекрасный дуэлянт.

Краткое содержание

События развиваются во Франции во время правления Людовика XIV.

Действие первое

Мольер сообщает Мадлене Бежар, что намерен жениться на ее сестре Арманде. Женщина умоляет не бросать ее и напоминает, как все двадцать лет относилась к нему с большой любовью и заботой.

Мадлена доверяет Лагранжу страшную тайну: семнадцатилетняя Арманда является ее дочерью, а не сестрой.

Действие второе

Действие третье

Желая отомстить приемному отцу, Муаррон отправляется к архиепископу Шаррону, который является членом Кабалы Священного писания. Он доносит на Мольера, который женился на собственной дочери.

Действие четвертое

Во время спектакля в Пале-Рояль зал полон королевскими мушкетерами. Бутон в страхе за хозяина предлагает Мольеру сбежать. Актер решает доиграть до конца свою роль мнимого больного, после чего скрыться из театра через люк.

Заключение

В своем произведении Булгаков поднимает проблему судьбы писателя, вынужденного жить в годы правления тирана. В таких условиях творчество оказывается под жестким контролем, а от автора требуется только одно – поклонение и слепое обожание деспота.

Основные персонажи пьесы

  • Мольер – известный французский драматург и актер.
  • Людовик XIV – король Франции, покровитель Мольера.
  • Маркиз де Шаррон – архиепископ Парижа, лютый враг Мольера.
  • Мадлена Бежар – бывшая любовница Мольера.
  • Арманда Бежар – дочь Мадлены и супруга Мольера, актриса.
  • Лагранж – актер из труппы Мольера.
  • Муаррон – приемный сын Мольера, знаменитый на весь Париж актер-любовник.
  • Бутон – верный слуга Мольера.
  • Одноглазый – маркиз, прекрасный дуэлянт.

Несмотря на заверения в вечной преданности, воспользовавшись отсутствием супруга, молодая жена изменяет ему с приёмным сыном Мольера. Разгневанный муж выгоняет сына из дома. Захария Муаррон клянётся отомстить, он доносит архиепископу, что Мольер женился на собственной дочери.

На исповеди умирающая Мадлен признаётся, что Арманда не сестра, а её дочь. В отцовстве она не уверена, так как состояла в отношениях с двумя мужчинами. Арманда, узнав тайну своего рождения, в ужасе сбегает.

Он готов сразиться с противником отца, рискуя собственной жизнью. Великодушный писатель прощает предателя. Решено дать последний спектакль и бежать в Англию, но от сердечного приступа Мольер умирает на сцене.

Сюжет разворачивается в Париже, во времена Людовика четырнадцатого в театре Пале-Рояль. Актёр театра Мольер, в спешке и волнении придумывает хвалебные слова посетившему спектакль королю.

После чего актёр отправляется в гримёрную, там ругается с тушильщиком свечей, обвиняя его в том, что он неправильно закрепил свечу и воск с неё капает на паркет. Однако всё улаживается, и артист выходит на сцену. В то же мгновение рядом появляется молоденькая актриса Арманда, которая находиться в связи с Мольером и на любые угрозы Лагранж, не за что, не уходит с места.

После чего Мольер вызывает к себе Мадлену Бежар и ставит её в факт известности о скорой свадьбе на Арманде. Мадлена Бежар умоляет не делать этого, но уже слишком поздно и ей приходиться попусту уйти с театра. Но внезапно выясняется ужасная тайна Мадлены Бежар, о том, что Арманда вовсе не является её сестрой, а приходиться ей дочерью.

Мольер же усыновляет бездомного мальчишку Муаррона. И в тот момент, когда актёр был на приёме тот пытается соблазнить Арманду, на что та отвечает согласием. Однако их утехи прерывает Мольер и выгоняет сына из дома.

Все сложившиеся обстоятельства очень негативно повлияли на Мольера и ввели его в глубокую депрессию. Его сын на коленях вымолил прощение и заявил, что до конца жизни будет ему верен. Тут же в комнату вбегает Бутон и заявляет, что в театре мушкетёры. Мольер же желает доиграть спектакль и не сцене начинает звать свою пропавшую жену, сердце актёра не выдерживает и тот замертво падает на сцену.

Сутью данного произведения является то, что в различные времена талантливые люди подвергались тирании и жестокости по отношению к своему искусству.

События развиваются во Франции во время правления Людовика XIV.

Действие первое

Мольер сообщает Мадлене Бежар, что намерен жениться на ее сестре Арманде. Женщина умоляет не бросать ее и напоминает, как все двадцать лет относилась к нему с большой любовью и заботой.

Мадлена доверяет Лагранжу страшную тайну – семнадцатилетняя Арманда является ее дочерью, а не сестрой.

Действие второе

Действие третье

Желая отомстить приемному отцу, Муаррон отправляется к архиепископу Шаррону, который является членом Кабалы Священного писания. Он доносит на Мольера, который женился на собственной дочери.

Действие четвертое

Во время спектакля в Пале-Рояль зал полон королевскими мушкетерами. Бутон, в страхе за хозяина, предлагает Мольеру сбежать. Актер решает доиграть до конца свою роль мнимого больного, после чего скрыться из театра через люк.

Видео краткое содержание Кабала святош

Читайте также: