Изучение сезонных изменений в природе в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

При этом живое созерцание остаётся фундаментом для последующих уровней познания – эмпирического и теоретического. Поэтому возникает проблема развития познавательных способностей у тех детей, которые не обладают высоким генотипическим потенциалом своей внешней системы анализаторов, то есть не способны без специальных приспособлений или упражнений к чувственному познанию. В ходе антропосоциогенеза возник механизм обучения подрастающего поколения адекватному чувственному восприятию действительности. Поэтому развитие системы анализаторов человека является результатом, с одной стороны, биологической эволюции, с другой – социального развития.

Чувственное восприятие действительности в ходе социального развития стало возможным благодаря возникновению механизма познавательной деятельности, реализующегося через практику. Практика обусловливает расширение сферы чувственного отражения действительности. Чувственных впечатлений человек получает и сознательно удерживает тем больше, чем больше у него профессионального опыта. Например, опытный наблюдатель может определить наступление того или иного подсезона года по десятку разнообразных признаков, в то время как начинающий лишь по 1–2 признакам. Таким образом, практика выступает одним из факторов, способных позитивно или негативно влиять на развитие способности к чувственному отражению действительности.

С. Г. Шаповаленко указывал, что живое созерцание в научных исследованиях осуществляется в форме наблюдения, то есть целевого созерцания, целевого восприятия изучаемого явления; абстрактное мышление – в форме анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, обобщения; практика – в эксперименте, в промышленной, сельскохозяйственной и других видах деятельности[63].

Т. И. Шамова указывала на опасность узкого рассмотрения живого созерцания в учебном процессе. В процессе обучения учитель может опереться на имеющиеся у школьников представления, провести на этой основе сравнения[64]. Например, усвоение понятия о смене времён года требует описания правил движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, недоступных прямому, непосредственному восприятию. Однако это вовсе не означает, что изучение проходит в отрыве от живого созерцания. Учитель в этот момент активно использует имеющиеся у школьников представления о продолжительности дня в разные времена года, связывая их с общими законами природы. Таким образом, в практике обучения живое слово учителя может служить средством отображения реальной действительности, если оно опирается на имеющиеся у школьников конкретные представления. Более того, по мнению Т. И. Шамовой, с которым мы согласны, именно словесное обобщение конкретных явлений приводит к осознанному их восприятию.

Говоря о наблюдательности, автор отмечает её неразрывную связь с развитием мышления учащихся, творческим воображением и волей. Он считает, что для успешного воспитания наблюдательности необходимо прежде всего: развитие органов чувств ребёнка, умение разложить операцию на простейшие приёмы с элементарными установками, интерес к исследуемому предмету, живой ум и воображение, быстрая и точная фиксация результатов наблюдения, активное ознакомление с предметом (самостоятельное его изготовление).

Воспитание наблюдательности как познавательной способности учащихся происходит в процессе наблюдения, то есть специально организованной, самостоятельной деятельности учащихся на уроке.

По её мнению, наблюдательность является качеством личности, необходимым для творческой деятельности человека. Способность к быстрым, точным и самостоятельным наблюдениям позволяет ему глубже проникать в сущность явлений и на основе этого делать открытия, создавать новые научные теории.

Л. В. Занков определил наблюдательность как одну из линий развития психики, важную для общего развития ребёнка[68]. В качестве средств развития наблюдательности Л. В. Занков предложил такие стороны наблюдения объекта, как полнота наблюдения и тонкость его анализа.

Целью научного познания является открытие принципиально новых фактов и законов развития природы, в то время как учебное познание своей целью ставит овладение знаниями и опытом, которые добыты человечеством в процессе его исторического развития. Отсюда значимость результата учебной познавательной деятельности будет определяться знаниями и умениями, которыми овладеет школьник, а также их использованием в его практической деятельности.

В этой связи опыт сбора информации о сезонных изменениях в природе представляется наиболее удобным с точки зрения подобной передачи, поскольку, с одной стороны, такой опыт всегда присутствовал в антропосоциогенезе человечества, представляя наиболее древнее знание, а с другой – современные средства передачи и накопления информации позволяют по-новому переосмыслить полученную в результате собственных наблюдений информацию, представив её в новом виде, то есть предложить новый опыт познания.

Следующий уровень познавательной деятельности – эмпирическое познание – имеет дело с реальными вещами, что до некоторой степени роднит его с живым созерцанием.

Поскольку объектом эмпирического познания выступают внешние связи и отношения между вещами, в которых проявляется их сущность, то логической формой выражения эмпирических знаний становится суждение, констатирующее факт, или умозаключение, описывающее явление.

Под суждением мы понимаем такую форму мысли, в которой посредством связи представлений что-либо утверждается или отрицается. По отношению к действительности суждения либо соответствуют ей, либо противоречат. В первом случае они оцениваются как истинные, во втором – как ложные. Истинность и ложность мыслей человека обосновываются или проверяются практикой[72]. К определённому суждению человек приходит в результате наблюдения какого-либо факта, то есть эмпирически, что подчёркивает связь между эмпирическим познанием, формированием представлений и образованием суждений.

Таким образом, умозаключения отражают предметы и явления, зафиксированные в суждениях, в определённой описанной взаимозависимости. Поэтому основной функцией на эмпирическом уровне познания является функция описания.

Ещё одной стороной эмпирического уровня познавательного процесса является стихийно-эмпирическое или обыденное познание. В фенологии стихийно-эмпирическое познание занимает обширную нишу, связанную со сбором сведений о последовательности смены фенологических фаз у дикоросов (лесных грибов, ягод, плодов и семян), зависимости времени наступления этих фаз от других сезонных явлений. При организации спортивной охоты и рыбалки также большое внимание уделяется определённым фенологическим явлениям, по которым охотники и рыболовы прогнозируют их эффективность.

Народный календарь, дошедший до нас в виде народных примет, поговорок и пословиц, по сути своей является эмпирическим опытом, прошедшим через сито поколений, живших в условиях данной местности. Ребёнок, приходя в школу, также обладает некоторым обыденным опытом, проистекающим из семейного уклада. В процессе учения иногда возникает противоречие между опытом, полученным в семье, жизненным опытом, и информацией, сообщённой в школе, полученной в результате учения.

Переходя из сферы повседневной деятельности в область теоретического познания, учащийся продолжает оставаться носителем обыденного опыта. Тем самым в качестве субъекта познания он опирается на свой, а также исторически обусловленный и присущий целой группе людей здравый смысл. Это обстоятельство позволяет современной методологии выделить в структуре здравого смысла два основных уровня: уровень отражения повседневного опыта (уровень непосредственного наблюдения) и уровень общих принципов научного исследования. Изменения на обоих уровнях происходят под воздействием реальных событий общественной жизни в целом или её отдельных сфер.

Основной формой организации фенологической работы в школе являются наблюдения за сезонными изменениями в природе. Наблюдения проводятся либо за объектом, либо за явлением природы, или объект рассматривается через призму изменений влияющих на него явлений. В этой связи на эмпирическом уровне, на уровне непосредственных целенаправленных наблюдений учащиеся сталкиваются с такими философскими категориями, как явление и сущность. Явление представляет собой внешнее проявление некоторой природной закономерности, понимание которой требует вскрытия внутренней организации наблюдаемого, его сущности. Явление лежит на поверхности и доступно непосредственному восприятию, а сущность спрятана от наблюдателя. При этом явление никогда не отражает сущность полностью.

На эмпирическом уровне познания это противоречие между наблюдаемым и его сущностью как раз и требует эксперимента, требует вычленения интересующих нас связей между явлениями, с тем чтобы выявить сущность наблюдаемого. Изучение фенологических явлений осложняется тем, что эмпирически эксперимент провести нельзя, возможен только мысленный эксперимент. Многолетние фенологические наблюдения для своего обобщения требуют перехода на третий уровень познавательного процесса – теоретический уровень.

В ходе фенологической работы учащиеся проходят все уровни познания, начиная с живого созерцания, затем к эмпирическому уровню, и, наконец, выходят на теоретический уровень познания.

Теоретический уровень познания связан с формированием понятийного аппарата, основанного не на эмпирических, а на теоретических знаниях. В теоретических знаниях отражаются внутренние или существенные свойства предметов – эти свойства выходят за пределы чувственных представлений. В таких знаниях фиксируется связь единичных и всеобщих свойств предметов, констатация которой требует мысленного выведения одного из другого, их объединения. Диагностика качества таких знаний предполагает вычленение иных показателей, чем показатели эмпирических знаний[73].

Понятие, формируемое на теоретическом уровне, становится мысленной моделью реальности. Это уже не столько форма отражения объектов и процессов в сознании, сколько действие по их мысленному воспроизведению. Если на эмпирическом уровне понятия формируются как следствие фиксации отдельных фактов, внешних признаков и свойств, их обобщения и классификации, то на теоретическом уровне понятие является следствием вскрытия внутренней сущности явления, основанного на фундаменте мировоззрения, вследствие определённой картины мира. Путь формирования теоретического знания – это восхождение от абстрактного к конкретному.

Этапы формирования теоретического понятия можно представить схемой: становление целостной абстракции в ответ на цель деятельности – прослеживание связей между элементами без их разрыва – отражение этих связей в определениях – синтез определений. Теоретическое понятие становится как бы теорией. Поэтому развитие понятия происходит в ходе смены теорий, раскрывающих его сущность.

Диалектический подход к трактовке сущности понятия, приведённый выше, позволяет найти верный методологический ориентир в работе над формированием и развитием научных понятий у школьников благодаря многолетним наблюдениям за сезонными изменениями в природе. Фактологическая сторона наблюдений, постоянно повторяющаяся в разные сроки, но в одной и той же последовательности приводит к необходимости теоретического обобщения происходящего сначала на уровне научных выводов о синхронности развития растений средней полосы России, а затем на уровне климатологической теории. Необозримое множество полученных фактов сводится к минимуму конкретных обобщений, позволяющих сосредоточить на них своё внимание.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Исследование окружающего мира (два — пять лет)

3. Исследование окружающего мира (два — пять лет) Однажды ваша дочка пробежит на нетвердых ножках через комнату самостоятельно, без помощи взрослых, и с этих пор ваша жизнь уже не будет прежней! Однажды ваша дочка пробежит на нетвердых ножках через комнату

3.3. Усвоение математических знаний и навыков младшими школьниками с задержкой психического развития

3.3. Усвоение математических знаний и навыков младшими школьниками с задержкой психического развития Математика является одной из основных учебных дисциплин в специальных образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития. В тоже время учебный

Игры вслепую как, средство воспитания чувств

Игры вслепую как, средство воспитания чувств Материи. Среди нашего дидактического материала имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы заставляем ребенка

Интерес к природе

Интерес к природе Первое знакомство малыша с божьей коровкой или изучение почвы подростком – все это проявление близости к природе, которую ощущают все дети и интерес к которой надо всячески приветствовать.Дети, живущие в поселках, имеют возможность делать в этой

Еда как средство воспитания

Еда как средство воспитания Был в старину такой способ наказания – шалуна или бездельника отправляли в постель без ужина. Сейчас многие родители скажут, что это зверство, издевательство над ребенком. Правы ли они?Ну, оставшись один раз (и два и три) без ужина, от голода не

Культурно-историческое учение о природе психического

Культурно-историческое учение о природе психического Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике выступило культурно-историческое учение Л. С. Выготского о природе психики человека и ее развитии.

1.1. Исторический обзор использования наблюдений за сезонными изменениями в природе в практике обучения в начальной школе

1.1. Исторический обзор использования наблюдений за сезонными изменениями в природе в практике обучения в начальной школе Сведения об использовании наблюдений за природными объектами для решения образовательных задач мы можем найти уже в Византийской империи, на

1.2. Место наблюдений за сезонными изменениями в природе в современной практике обучения на ступени начального общего образования

1.2. Место наблюдений за сезонными изменениями в природе в современной практике обучения на ступени начального общего образования В настоящее время основные требования к результатам обучения на ступени начального общего образования определяются ФГОС НОО (2009 г.). В этом

Отступление: средство от нежелания читать

Отступление: средство от нежелания читать Что, если вашему ребенку не нравится читать? Это самый трудный вопрос для любого родителя, штудирующего мою книгу.Чтение может не нравиться ребенку по самым разным причинам. Возможно, он предпочитает видеоигры или не способен

Слезы познания

Слезы познания Удивительный мой Учитель, Дейда Варо!Как любили мы Сандрика, сына великого режиссера Сандро Ахметели. Родителей репрессировали, и он не знал, где они и живы ли. Вы, наверное, смотрели в театре им. Руставели постановки Ахметели и потому воспринимали сына

Глава 5 Внеклассная музыкальная работа с младшими школьниками

Глава 5 Внеклассная музыкальная работа с младшими школьниками Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также

Поговорите со школьниками

Поговорите со школьниками Люди, включая репортеров, редко спрашивают школьников об их восприятии. Все сосредоточены на учителе, директоре, здании или досках объявлений. Младших детей считают слишком маленькими, чтобы что-то понимать, а старших – слишком измученными. По

Конспект урока по окружающему миру "Природа и ее сезонные изменения" (ПНШ).

ВложениеРазмер
Конспект урока окружающего мира на тему "Природа и ее сезонные изменения" 90 КБ
Раздаточный материал к уроку 11.26 КБ
Карточки-раскраски 466.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 3.11.2017 Учитель: Миронова Е. Б.

Школа: №95 Студентка: Чупина Наталья, 44 группа

Класс: 1-7 Методист: Горячёва С.Л.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Природа и ее сезонные изменения.

Цели деятельности учителя: формировать представление о сезонных изменениях в природе.

- уметь определять время года по признакам;

- иметь представления о сезонных явлениях природы;

- знать причины смены времен года.

- формировать положительный психологический климат в детском коллективе;

- развивать речевые умения, мышление, память;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения.

Методы и приемы

I.Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я, садитесь.

Проверять готовность к уроку

Настраиваться на урок (К.);

II.Актуализация знаний и мотивация

Подведение к теме. Целеполагание.

- Ребята, взгляните на экран. Что необычного в этой фотографии? (сразу все 4 времени года).

Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею – молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвертая рыдает.
( Зима, весна, лето, осень )

Верно. Отгадайте, о каком времени года идет речь?

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
(Зима) (слайд)

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна ) ( слайд)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето ) (слайд)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …
(Осень) ( слайд )

- Что объединяет все слова-отгадки?

Отвечать на вопросы.

Слушать и рассуждать.

Отгадывать загадки и рассуждать о чем идет речь.

Осмысливать уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)

III.Постановка учебной задачи

Практический: прослушивание аудиозаписи.

Объяснение нового материала.

Исходя, из отгаданных загадок, сформулируйте тему нашего урока. ( Природа и ее сезонные изменения ). Какие цели поставим на сегодняшний урок? ( Познакомиться с природой и ее изменениями; научиться распознавать природу по ее признакам ).

- Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разные времена года. Нам нужно вспомнить их и доказать, что каждое из них прекрасно по-своему.

Какие времена года вы знаете? (Осень, Зима, Весна, Лето).

Н а п р и м е р. Зима: 1) идет снег; 2) вода замерзла на реке, превратилась в лед.)

- Вы большие молодцы! Справились!

Ребят, скажите а времена года относятся к живой природе или не живой? (живой)

А куда мы отнесем человека? К живой или неживой природе? ( Человек – часть живой природы ).

Слушать внимательно учителя.

Определять тему урока и ставить цели.

Слушать отрывок из музыкального произведения.

Отвечать на вопросы учителя.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока (Р);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Содержание и способы развития наблюдательности младших школьников при организации изучения сезонных изменений в природе

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. К таким видам деятельности относятся освоение доступных способов изучения природы и общества: наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Проведение фенологических наблюдений способствует реализации этих видов деятельности.

Для того чтобы сформировать у учащихся обобщенное представление о сезонных изменениях в природе, которое способствовало бы развитию у них наблюдательности, необходимо выстроить содержание в определенной системе. Анализ вариативных учебников показывает, что в них такая система не заложена, учителю будет необходимо при разработке уроков самому подбирать часть материала. Приводим пример изучения изменений в природе в определенной системе, которая позволит сформировать у учащихся обобщенное представление о сезонных изменениях в природе.

Сезонные изменения в природе изучает наука фенология – это система знаний о сезонных явлениях природы, о сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.

Изучение сезонов года необходимо изучать в определенной последовательности:

- изменения в неживой природе

- изменения в растительном мире

- жизнь насекомых по временам года

- птицы в разные сезоны года

- звери в разные сезоны года

- изменения в жизни земноводных и пресмыкающихся по сезонам года

- составление обобщенной характеристики каждого сезона года.

Отдельные уроки должны быть посвящены причинам смены времен года. С уроков, посвященных причинам сезонных изменений в природе, можно начать изучение этого раздела или завершать его изучение. Это должен решить сам учитель.

Причины смены времён года – это вращение Земли вокруг Солнца. Кроме того, земная ось наклонена, поэтому существуют четыре времени года.

Высота Солнца и наклон земной оси меняют в течение года свою величину, достигая в северном полушарии в день летнего солнцестояния максимума – 22 июня, минимума в день зимнего солнцестояния – 23 декабря.

Неодинаковое распространение воды и суши на поверхности Земли, и неоднородность поверхности суши влияют на годовой ход погоды, создавая огромное разнообразие сезонной ритмики в разных ландшафтах.

В качестве примера рассмотрим последовательность изучения осенних изменений в природе.

Календарная осень начинается первого сентября, астрономическая осень – 23 сентября. Начало фенологической осени фиксируется по таким показателям: когда среднесуточная температура опускается ниже плюс 10 градусов и наблюдается пожелтение листьев у березы. В неживой природе происходит похолодание воздуха, температура воды и почвы становится холоднее; небо серое, хмурое; часто идут холодные дожди со снегом.

Осенние изменения в мире растений.

1) Происходит изменение окраски листьев;

2) Начинается опадение листьев (листопад);

3) Изменяется физиологическое состояние клеток;

4) Закладываются и созревают почки;

5) Рассеиваются плоды и семена.

Осенние изменения в мире животных.

1) Уменьшение количества насекомых, которые в конце осени уже не встречаются, так как частично погибают, оставляя зимовать яйца; частично будут зимовать во взрослом состоянии, поэтому прячутся в различные укрытия.

2) Осенние изменения в жизни птиц: перелетные птицы готовятся к отлету, а затем отлетают на места зимовок. Улетают птицы в определенной последовательности, что зависит от вида кормов, которыми они питаются. Часть оседлых птиц заготавливает корм на зиму (сойки, поползни).

3) Осенние изменения в жизни земноводных и пресмыкающихся. Залегание их в спячку.

4) Осенние изменения в жизни зверей. Изменения, которые происходят у всех – это линька и запасание жира. Часть зверей запасает корм на зиму (бобры, мыши, полевки, белки, барсуки). Часть зверей медведь, еж, суслики, хомяки в конце осени залегает в спячку.

Примерно по такому плану необходимо изучать и другие времена года.

Таким образом, в содержание, посвященное изучению сезонных изменений в природе, должны включаться:

- основные характеристики погоды;

- последовательность смены времен года; основные изменения в неживой и живой природе;

- основные характеристики каждого времени года.

Для реализации содержания по изучению сезонных изменений в природе учителю необходимо знать способы развития наблюдательности, которые будут способствовать развитию наблюдательности у учащихся.

К таким способам можно отнести:

- использование на уроках разнообразных средств наглядности;

- организация наблюдений к урокам;

- проведение сезонных экскурсий в природу.

Использование различных средств наглядности.

Слово наглядность означает доступность визуального наблюдения, то очевидное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять.

Классифицируют наглядные средства обучения по-разному. Одна из классификаций:

Классификация средств наглядности

При использовании наглядности необходимо учитывать, какую конкретную роль наглядный материал выполняет в усвоении, в каком соотношении находятся предметное содержание и способ его наглядного выражения применительно к изучаемому объекту. Поэтому наглядность может выполнять разные функции, в частности, иллюстративную (выступает как самостоятельный объект анализа и преобразования), объяснительную, операторную, т.е. не только иллюстрировать содержание знаний, но и интерпретировать, называть способ действия с материалом.

При организации наблюдения с использованием различных средств наглядности, необходимо соблюдать ряд условий. П.И. Пидкасистый выделяет следующие условия эффективного применения наглядности: [4]

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся

Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.

Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый объект

Необходимо выделять главное при показе иллюстраций.

Детально продумывать пояснения, даваемые к иллюстрациям.

Наглядность должна быть согласована с содержанием материала.

Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. [4]

Отбор объектов зависит от ряда факторов.

а) От цели, которую учитель хотел бы реализовать. Если у учащихся формируются знания о свойствах конкретных объектов, то более эффективными являются натуральные пособия, изображения этих объектов. Для усвоения скрытых от непосредственного восприятия свойств и отношений более эффективной является графическая наглядность. Она выполняет объясняющую функцию, углубляя представления об изучаемом предмете, позволяя проникать в его более существенные связи и отношения. б) Выбор зависит от удобства организации анализа. Например, для формирования первичных представлений о насекомых учителю удобнее работать с таблицей, где дано крупное изображение одного из насекомых, чем с коллекцией насекомых. Или уместно использовать презентацию, в которой учитель может организовать наблюдение для выделения существенных признаков насекомых или других групп животных.

б) Выбор зависит и от способа организации деятельности учащихся. В частности, для организации работы в парах наглядность должна быть в раздаточном варианте;

Для более успешного развития наблюдательности при использовании различных средств наглядности необходимо учитывать следующие условия:

1) Учителю необходимо продумывать мотивацию использования наглядности. В зависимости от того, есть ли у учащихся потребность воспринимать то, что изучается или демонстрируется на уроке, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия (его скорость, точность образа, полнота отображения признаков и др.). Один из приемов, способствующих развитию мотивации, — использование разнообразных средств наглядности: таблиц, показ слайдов, фрагментов видеозаписи, рисунков и др. Важным приемом является создание проблемной ситуации. Например, на доску вывешиваются изображения видов дроздов без подписей. Учитель организует беседу, задавая вопросы:

- Каких птиц вы узнали? Назовите их.

- Почему вы не смогли назвать всех птиц?

- Что надо уметь делать, чтобы узнавать различные природные объекты?

2) Перед использованием наглядности обязательна постановка цели или учебной задачи наблюдения (что надо искать в воспринимаемом объекте). Поставленная задача делает наблюдение избирательным и целенаправленным.

3) Регулятором процесса восприятия является установка, т.е. готовность к восприятию нужного в данный момент материала. От нее зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, а на какие в данный момент не нужно обращать внимание. Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция .

4) Средств обучения необходимо использовать комплексно и правильное их сочетание дает необходимый результат, так как позволяет показать изучаемый объект или явление с разных сторон. [5]

По своему значению в процессе изучения природы ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным - коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным. [5]

Коллекции насекомых содержат наиболее распространенные виды бабочек, жуков, стрекоз и других групп насекомых. Их использование позволит познакомить учащихся с их разнообразием.

До тех пор, пока у школьников не сформировано умение работать с природным объектом, учитель непосредственно руководит их действиями: показывает и объясняет, как следует выполнять работу. Затем ее выполняют учащиеся, а педагог помогает им, учит эти действия выполнять и контролирует их выполнение. Учащиеся 3 - 4 классов уже владеют некоторыми умениями, поэтому работу с коллекционным материалом целесообразно организовать так, чтобы школьники были поставлены в положение исследователей, т. е. самостоятельно выявляли свойства изучаемых объектов. В этом случае роль учителя заключается в том, чтобы осуществлять руководство самостоятельной деятельностью школьников. Для этого необходимо составить алгоритм выполнения, в котором дается последовательность действий, способ выполнения, способ фиксации наблюдений и время на выполнение. Коллекции можно использовать и при проверке знаний. [4]

При работе с коллекцией насекомых ведущим методом является наблюдение. Дети рассматривают животных под руководством учителя, а затем сравнивают их с рисунками в учебнике. Известно, что наблюдать насекомых в природе трудно, так как они находятся в движении. Поэтому на экскурсии ребенок видит его лишь мгновение, и сформировать представление о насекомом сложно. При работе с коллекцией ученик может детально рассмотреть внешние признаки животного, а рисунок учебника, в котором отражены характерные признаки объекта, поможет формирование четкого представлениям о нем.

Кроме коллекций на уроках можно использовать и гербарии . Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Гербарий учитель может изготовить и сам. При работе с гербарием ведущей формой обучения служит практическая работа, во время которой дети наблюдают растение в целом, исследуют его органы, рассматривают рисунки, на которых растение изображено полностью, составляют характеристику. Для составления характеристики детям можно предложить план работы:

1. Название растения.

2. Что это - дерево, кустарник, трава?

3. Где растет - в лесу, на лугу, в водоеме?

4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля.

Разнообразие натуральных средств обучения предполагает использование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем, есть и общий подход - это организация практической деятельности детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры, запах и т. д. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение более убедительным и достоверным.

В настоящее время в интеграции средств обучения учителю помогают ИКТ. Применение таких технологий на уроке значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. ИКТ позволяют не только воссоздать реальную обстановку деятельности, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены, которые ребенок не сможет пронаблюдать.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам окружающего мира в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Они сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, она дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета. [6]

Слайды широко используются при повторении и закреплении знаний учащихся. Приемы работы с ними могут быть различными: с опорой на изображение учащиеся рассказывают о том, что узнали, составляют план ответа на вопрос, проводят сравнение изображения на слайде со своими наблюдениями в природе, узнают природные объекты по их изображениям и выделяют признаки, по которым узнали.

Экранно-звуковые средства обучения отличаются динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. К ним относятся кинофильмы, кинофрагменты, видеофильмы, видеоролики.

Ценность таких средств заключается в том, что они позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе: распускание почек на ветках деревьев, замерзание реки, постройку птицами гнезд, выкармливание птенцов. Особенности кинофильма как средства обучения накладывают свой отпечаток и на его восприятие детьми. Движение на экране, дикторский текст, музыкальное сопровождение, различные шумы - все это обостряет внимание, восприятие, память. Перед показом проводится беседа, в ходе которой школьники вспоминают то, что они уже наблюдали в природе, узнали из книг, просмотра телепередач. Затем учитель ставит два-три узловых вопроса, на которые учащиеся ответят после показа фильма. Целесообразно эти вопросы записать на доске.

После демонстрации организуется беседа, цель которой - выявить, как усвоен материал, дополнить и углубить знания учащихся. Начать беседу следует с обсуждения тех вопросов, которые были поставлены учителем пред просмотром, так как они направлены на выявление основных идей фильма. Кроме них, можно предложить вопросы конкретизирующего и уточняющего характера.

Кинофильм может использоваться в любом типе урока и на любом его этапе. Если он используется при знакомстве с новым материалом, то является источником информации. В этом случае он может заменять рассказ учителя или дополнять его. На этапе закрепления кинофильм используется для уточнения, конкретизации полученных знаний.

В настоящее время на уроках всё чаще используются мультимедийные технологии, которые могут быть сопровождением объяснения учителя и учащихся.

Мультимедиа – это средство и инструмент познания на различных уроках.

Таким образом, разумное использование в учебном процессе разнообразных наглядных средств обучения играет важную роль. Наглядность способствует развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).

Но долго задерживаться на использовании наглядности в изучении уже знакомого материала не рекомендуется, так как это противодействует переходу учащихся к самостоятельному созданию образа предмета, к обобщениям и оперированию отвлеченным содержанием, а, следовательно, задерживает развитие абстрактного мышления. Поэтому описанную технологию использования различных средств наглядности на уроках окружающего мира необходимо применять, в первую очередь, организуя изучение предмета в первом и втором классах.

Список используемой литературы

Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе.: [Текст] – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.

Краткий психологический словарь/Сост. Карпенко Л.А.[Текст] - М.: Просвещение, 2004.- 188 с.

Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико–экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980, 240 стр.

Титова В.В. Практикум по методике развивающего обучения естествознанию. – Калуга , 2010.

- Сегодня мы вновь отправляемся в удивительное путешествие по окружающему нас миру ( с нами Маша и Миша Ивановы). Послушайте стихотворение:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг:
Солнце, звезды, облака,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг . (ПРИРОДА)

- Природа окружает нас повсюду. Что вы уже узнали о природе? на какие части можем разделить? (природа бывает живая и неживая)

- Вы послушали стихотворение, в котором прозвучало множество природных объектов. Какие же мы можем отнести в неживой природе, живой? (Дети называют)

3. Постановка темы и целей урока

- Сегодня мы продолжаем разговор о природе. И я вам предлагаю послушать отрывок из сказки В. И. Даля “Старик-годовик”:

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

- Это сказка-загадка. О каких птицах здесь идет речь? (Это времена года и месяцы) Как узнали?

- О чем же сегодня на уроке будем говорить? (времена года) Природа одинаковая в разные времена года? На уроке обсудим изменения в природе. (На доске тема: Природа и ее сезонные изменения.)

- Вы уже многое знаете о изменениях в природе, наблюдали. Сегодня мы повторим и пополним ваши знания. В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными.

4. Изучение нового материала.

- Что нам поможет на уроке? (Учебник и тетрадь)

- Откройте учебник на стр. 24-25. Рассмотрите иллюстрации, что заметили? Что объединяет эти рисунки ? (На них изображена одна и та же местность в разное время года.) Что вы видите на этих рисунках? (На переднем плане реку, поле, березу, кустарники, зайца. На заднем плане - лес, небо, солнце.) Чем отличаются рисунки? (Рисунки показывают одну местность в разное время года.)

- Ну что, отправимся в гости к каждому времени года.

- Какое время года сейчас идет? Поставьте фишку желтого цвета на рисунок, изображающий осень. Проверьте как это задание выполнил ваш сосед и обсудите, какие приметы осени вы увидели.

- Какие изменения происходят в неживой природе осенью? В живой?

- Мама Маши и Миши купила новую “Книжку про осень” . В ней были три картинки. На первой - деревья были с желтыми листьями, такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картина. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только сосны и ели не сбросили листву. В воздухе кружился и медленно падал на землю снег.

- Почему про осень нарисованы три разные картинки?

- А вы как думаете? (Разные периоды осени, месяца, РК)

В старину говорили: В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Физминутка ИГРА “ДА” и “НЕТ”

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?

- Продолжаем работу. После осени к нам в гости скоро пожалует следующее время года. Поставьте на него синюю фишку. Сверьтесь с соседом по парте. По каким признакам вы узнали зиму?

Земля покрыта снегом, водоемы покрываются льдом. А для многих животных, особенно для птиц это самое тяжелое время года- холодно и голодно (мало корма). Как мы можем им помочь? Какие птицы прилетают на кормушки?

- Почему так оделся Миша? Перечислите зимние месяцы (декабрь – самые долгие ночи, заканчивает год; январь начинает новый год, самый холодный месяц в году; февраль – метели, вьюги).

Миша забыл, какое же время года наступает после зимы. Давайте ему подскажем. Поставьте на нужный рисунок зеленую фишку. Почему мы выбрали зеленый цвет?

- Послушайте рассказ, который Миша сочинил о весне :

Весна начинается в мае. Солнце начинает пригревать, на улице теплеет, тает снег. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Реки замерзают и покрываются льдом. С весной в свои края возвращаются перелетные птицы и начинают вить гнезда. С деревьев начинают опадать листья.

- Сразу после весны наступает. (Лето) Поставьте красную фишку

Один костёр весь мир согревает (солнце) Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеется.
В небе молний полоса -
Значит, началась .
(гроза)
После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает. (радуга)
Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду - от меня
Укрываются.
(Дождь)
Сыплется из туч горох,
Прыгает к нам на порог.
С крыши катится он в сад.
Что такое? Это - .
(град)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответ (Облако)

- Назовите в паре летние месяцы.

Что наступит после лета? (повторить времена года). Вот так в течение года происходят изменения в природе (сезонные). А почему же они происходят, в чём причина? (Солнце)

- Обратите внимание на солнце в разное время года. (Летом высоко над землей, зимой и осенью низко). А что Земля получает от солнца? (тепло и свет). Чем выше солнце, тем круче падают его лучи на землю, согревают и припекают, а чем ниже, тем больше они скользят по поверхности земли, меньше тепла и света. Т.о., солнце – главный источник тепла и света на Земле в любое время года.

Человек (мы с вами) – тоже часть природы. Как на человека оказывают влияние сезонные изменения в природе? Связь человека и природы? (занятия в разное время года, одежда и т.д.). Природа очень щедра к человеку, поэтому как мы с вами должны относиться к ней? (высказывания учащихся о бережном отношении к природе)

Тетрадь, с. 18 № 17 (одежда для Миши и Маши осенью)

Игра с мячом. Я кидаю мяч и называю время года, ученик ловит мяч и называет явление природы.

Автор: Жукова Ольга Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №1

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тимашевск

Я, Жукова Ольга Викторовна учитель начальных классов СОШ №1 города Тимашевска, Краснодарского края. Мой педагогический стаж 40 лет.

Работаю с младшими школьниками.

На этом уроке применяется проблемно-исследовательский метод. В начале

урока создана проблемная ситуация. Все гипотезы нуждаются в

доказательстве. В процессе выдвижения гипотез у детей возникают споры и

возражения. Дети идут на экскурсию, чтобы проверить гипотезы и собрать

информацию о том, как растения готовятся к зиме.

Конспект урока по теме: "Осенние изменения в природе. Жизнь растений осенью"

2 класс

Цели урока:

• выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собственных наблюдений;

• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

работать над развитием речи;

• продолжить воспитание любовного отношения к родному краю;

• развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы

-.выявлять признаки подготовки растений к зиме;

• проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений;

• фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;

• следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

- проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе

*определять признаки подготовки к зиме лиственных деревьев, кустарников, хвойных деревьев и трав;

*определить цель и план наблюдения;

*фиксировать результаты наблюдений и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок);

*следовать инструкции (плану) проведения наблюдений;

*собирать необходимую информацию и организовывать её в виде схемы;

Оборудование: ПК, презентация, запись звуков живой природы, кроссворд, мяч, раздаточный материал, рисунок дерева (для рефлексии) папки для сбора растений, коробочки для плодов и семян, лупа, рабочие листы, лопатка.

Тип урока: урок-исследование

Форма урока: экскурсия

Межпредметные связи: литература, ИЗО, русский язык, технология

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель читает стихотворение

Заунылый ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес

На ручей рябой и пёстрый

За листком летит листок

И струёй сухой и острой

Учитель: О каком времени года идет речь? По каким признакам вы определили, что это осень?

Осень – самое печальное время года, но в то же время и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, художники и музыканты посвящают этой поре свои творения. Одних восхищает осенняя красота – " в багрец и золото одетые леса", "прощальная краса" природы, которая засыпает, чахнет, готовясь к долгой и суровой зиме.

III. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились подробно с таким важным осенним явлением в природе, как листопад. Что такое листопад? Какое он имеет значение?

Дети: Листопад – одно из приспособлений лиственных деревьев к зимним холодам. Листья испаряют много влаги, которую корни высасывают из земли. Если бы дерево продолжало эту работу зимой, то оно бы замёрзло.

Учитель: А какие ещё есть признаки подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предположения, используя слова-подсказки. ( Дано начало предложений для формулирования гипотез)

Плоды и семена__________________

Семена растений _________________

Дети выдвигают гипотезы. Учитель записывает слова на доске.

Учитель: Молодцы! Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?

Дети: Собрать факты о том, как растения готовятся к зиме, и проверить гипотезы.

Учитель: Для того чтобы собрать факты, мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие – на экскурсию. На экскурсии мы будем учиться собирать факты с помощью наблюдения.

IV. Исследование.

Придя в городской парк.

Учитель: Ребята, давайте тихо постоим и послушаем звуки парка.

Учитель: Какая сегодня погода? (Солнечная, пасмурная). Какое небо? (безоблачное, с небольшими облаками, сплошь покрыто тучами).

Учитель: Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад? Какие признаки осени вы наблюдаете? (изменили окраску листья, облетают листья). Как называется это явление? (Листопад)

Учитель: По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А для вас, осень, какая? С чем у вас ассоциируется осень?

Дети: (с ненастьем, со сбором урожая, желтым листопадом слякотью, моросящим дождиком, увядшей травой, холодным ветром,1сентября.)

Дети по очереди называют прилагательные, которыми можно описать осень.

Словарная работа.

Учитель: В ваших ответах прозвучало слово "золотая". Но что это означает? Золотая – значит из золота? (Нет, золотая – это эпитет, который описывает главную "краску" осени – желтый.)

Какие еще вы можете вспомнить примеры, где слово "золотой" употребляется в переносном смысле?

Дети: Золотая голова, золотые руки.

Физминутка: Учитель кидает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени (листья опадают, птицы улетают, животные готовятся к спячке и т.д.)

Работа в группах

Учитель: Дети давайте сформируем группы. На березке в парке висят желтые бумажные листья задания для 1 группы, которые будут наблюдать листопад. 2 группа ваше задание находится на клёне, распространение плодов и семян. 3группа будет исследовать деревья, которые сбрасывают листву и хвойные деревья, ваше задание на ёлочке. Для 4 группы задание на кусте барбариса они будут исследовать зимующие почки. Подойдите и выберите то, которое вам более интересно. Группы готовы к работе. Каждая группа получает следующий материал:

1.Рассмотри рабочий лист.

2.По цепочке прочитайте вслух в группе каждый пункт рабочего листа.

3.Напишите напротив каждого пункта имя члена группы, чтобы каждый принимал участие в работе и знал, когда и что он сделает.

4.Роли распределены, можно приступать к работе

(Содержание работы в малых группах и примеры рабочих листов для группы представлены в Приложении к уроку)

Как только группы закончили исследование, ученики идут в класс.

2.Обмен информацией.

Отчет по группам.

1группа

1.Мы изучали опавшие листья и выяснили, что листопаду предшествует изменение окраски листьев.

2.Мы сделали вывод, что при ветре листьев опадает больше, чем в затишье.

2 группа

1.Мы изучали распространение плодов и семян и выяснили, что ветер переносит семена на другое место в землю.

2.Мы сделали вывод, что семена будут зимовать под снегом или в траве. Плоды являются кормом для животных и птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния

3 группа.

1.Мы изучали сбрасывание листвы у лиственных деревьев и у хвойных и выяснили, что сбрасывают листву только лиственные деревья.

2.Мы сделали вывод, что у хвои маленькая поверхность- испаряется мало влаги. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания.

4 группа

1.Мы изучали зимующие почки у веток и травянистых растений и выяснили, что у травянистых растений в пазухе листьев зеленые почки расположены прямо у земли.

2.Мы сделали вывод, в земле остаются корни с почкой, а весной из почки разовьётся новое травянистое растение

После представления отчёта каждой группы учитель записывает на доске ту особенность подготовки растений к зиме, которая была выявлена в ходе наблюдения.

На доске появляется следующий перечень признаков подготовки растений к зиме.

*образование зимующих почек

3.Организация, связывание информации.

Учитель: Ребята, для проверки достоверности выдвинутых гипотез необходимо уточнить, какие из выделенных признаков подготовки к зиме характерны для всех групп растений, а какие относятся только к некоторым. К каким группам можно отнести растения, у которых мы наблюдали признаки подготовки к зиме?

Дети: Мы наблюдали признаки подготовки к зиме у лиственных деревьев, хвойных деревьев, кустарников и кустов.

4. Обобщение.

Учитель: Как вы теперь можете ответить на вопрос: как готовятся к зиме растения? Какие важные признаки подготовки растений к зиме?

Дети: Растения готовятся тоже к зиме. Происходит сбрасывание листвы, созревание плодов, распространение семян, образование зимующих почек.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с гипотезами, высказанными вами в начале урока. Итак, какие предположения о подготовке растений к зиме вы смогли подтвердить, а какие опровергнуть?

Учитель вместе с детьми исправляет ошибки в сравнительной таблице.

Плоды и семена ________(зреют)

Семена растений _______(разносятся, сохраняются в плодах)

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Каким способом мы получили новые знания?

Дети: Мы получили новые знания с помощью собственных наблюдений

Посмотрите на доску, нашему дереву не хватает листиков. Кто считает, что на уроке все получалось - прикрепляет красный листик. Кто недоволен своей работой – жёлтый, а если вам на уроке было скучно - прикрепите зеленые листочки. Посмотрите, какое замечательное осеннее дерево получилось у нас!

Проверим, чем и насколько запомнился вам урок (начало предложения появляется на экране):

Я хотел бы узнать про …

Новым для меня стало …

VI. Домашнее задание

Домашнее задание будет по выбору: кто хочет, может нарисовать осень какой вы ее сегодня увидели, а кто хочет, может написать сочинение.

Читайте также: