Изучение рассказа бежин луг в школе

Обновлено: 05.07.2024


Из этого следует, что учителю литературы открываются богатейшие возможности работы над литературоведческими понятиями, совершенствования коммуникативной компетенции учащихся в ходе анализа художественного текста и отбора необходимого материала.


Во-первых, рассказ хорош для обучения детей составлению характеристик героев, в том числе сравнительных. 5 мальчиков – 5 различных характеров. Они открываются читателю в диалогах и в живописных портретах. Предлагаем учащихся план характеристики героя.


1. Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм).
2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа).
3. Характер (поступки, отношение к другим людям).
4. Речевая характеристика героя.
5. Прямая авторская характеристика героя.
6. Характеристика героя другими действующими лицами.
7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.


Учащиеся, работая по плану, составляют сначала характеристики героев, а затем учатся сравнивать разных персонажей. Работа может быть как устной, так и письменной.


Во-вторых, постигая речевую характеристику мальчиков, ученики пересказывают былички от их лица и делают вывод о том, чем характерна речь каждого рассказчика и чем это обусловлено.


Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни. Все сказанное о специфике тургеневского пейзажа нетрудно довести до сознания учащихся. Надо только, следуя тексту, активизировать соответствующими вопросами их внимание и таким образом поощрять их наблюдательность. В заключение учащиеся выполняют самостоятельную работу в классе или дома по следующей схеме.

Работа будет заключаться в выборе и внесении в схему соответствующих цитат из текста произведения. Опыт показал, что такое задание дети выполняют с большой охотой, т.к. оно заинтересовывает своей необычностью: находить в описании краски, звуки и запахи. Такой вид самостоятельной работы школьников усиливает их внимание к тексту, поощряет их наблюдательность, развивает навык выборочного чтения и умение правильного цитирования, помогая в данном случае хорошо осмыслить особенности пейзажа.


1) С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить природу?
2) Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?


Организуем наблюдение над текстом. Предлагаем школьникам найти в тексте картину пробуждения летнего утра и кому-нибудь из учащихся прочитать ее вслух. Затем даем всему классу задание снова обратиться к тексту, внимательно всмотреться в него и определить какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра.

В итоге приходим к выводу, что, показывая пробуждение раннего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.


Основные изобразительные средства (олицетворения и метафоры) для усиления наглядности восприятия разобранного текста полезно записать на доске и в тетрадях учащихся в таком виде.

Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и метафоры? ПРИХОДИМ к ВЫВОДУ: выбор писателем олицетворений и метафор обусловлен целью художника показать сам процесс пробуждения и оживления ПРИРОДЫ. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны.

- А для чего в описание утра введены также эпитеты? (Они помогли сделать картину утра более яркой, зримой).


Обращаемся к чтению и разбору картины ясного летнего дня. Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой. Каждый эпитет выделяем в этом отрывке вместе с существительным и глаголом, которые он определяет, и выписываем в тетрадь.


Приходим к заключению, что в обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал.


Итак, для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.


Прочитав приведенный отрывок в классе и подчеркнув в нем все слова и выражения, передающие тревогу заблудившегося человека ввиду надвигающейся ночи, учащиеся убеждаются, что в данном случае писатель не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.


Чтобы закрепить это впечатление у школьников, предлагаем им выделить в описании надвигающейся ночи все образные выражения в таком порядке.



Приведенных в записи примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том. что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии. Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец, на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.


В такой именно момент величавого состояния природы писатель рисует портреты крестьянских мальчиков, поскольку именно в такие мгновения обостряется способность спокойно воспринимать и запечатлевать все окружающее. Ощущение торжественности и величавости русской ночи Тургенев переживает и тогда, когда он выслушал уже многие страшные истории мальчиков о домовых, леших, водяных, русалках и прочем. Таковы основные моменты в изображении картины русской летней ночи. Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои -деревенские мальчишки. Некоторые из рассмотренных примеров полезно отразить в тетрадях учащихся, чтобы тургеневские пейзажи на всю жизнь остались в памяти.


Отмеченные основные картины русской летней ночи в изображении и трактовке Тургенева необходимо довести до сознания детей, используя для этого и выразительное чтение, и организованное целенаправленное наблюдение над текстом, и самостоятельные работы, и заучивание учащимися отдельных отрывков наизусть. При этом надо обратить особое внимание детей на величавость, таинственное великолепие и торжественность ночи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Магоновой Анны, БП-31

1. Общее количество уроков: 3 .

2. Системообразующая идея:

2) увидеть черты жанра рассказа и жанра былички на примере историй, которые рассказывают мальчики (развивающий аспект);

3) формировать представление о гармоничном сосуществовании человека и окружающего его мира природы; расширять знания о многообразии жизни, символом которого является природа (воспитательный аспект).

3. Краткое описание каждого урока системы:

Урок 1. Природные образы в творчестве И.С. Тургенева

А. Методическая форма урока : эвристическая беседа (с элементами лекционного слова учителя).

3) воспитательная: формировать представление о том, что природа всегда имела значение для русского человека, т.е. именно благодаря природным образам возникают фольклорные мотивы (личностный результат).

В. Формируемые УУД:

Коммуникативные (высказать свои мысли в форме устного или письменного монолога на этапе рефлексии; участие в беседе на уроке);

Познавательные (умение обобщать материал урока – на этапе рефлексии).

Г. Домашнее задание:

Прочитать истории, которые рассказывают мальчики . Обратить внимание на героев, которые есть в этих историях. Определить, в чем их особенности. Выделить границы каждой истории.

Д. Основное содержание урока :

Организационный момент

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Цель этапа: Убедить детей в возможности совершенствовать свои знания.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

Предлагает детям написать существительные к предложенным прилагательным или попытаться описать с их помощью пейзаж.

Проявление познавательной активности.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Развитие умения классифицировать.

Введение нового материала

Цель этапа: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Учитель создает ситуацию, при которой дети ставят цель изучения темы урока.

Прочитать первый абзац. Сравнить свой пейзаж и пейзаж Тургенева. Найти общее и различия.

Определить тему урока.

Прочитать другие фрагменты пейзажа.

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Цель этапа : Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Понимать личную ответственность за результаты деятельности .

Вы ражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

А. Методическая форма урока : эвристическая беседа (с элементами лекционного слова учителя).

2) развивающая: определить жанровую принадлежность историй - былички (предметный результат);

3) воспитательная: формировать представление о том, что истории мальчиков отражают народное мировосприятие (личностный результат).

В. Формируемые УУД:

Регулятивные (сформировать представление о воззрениях русского народа, о том, какую функцию выполняют в русской культуре образы домового, лешего, русалки, водяного, как они даны в этом рассказе на этапе анализа текста).

Коммуникативные (высказать свои мысли в форме устного или письменного монолога на этапе рефлексии; участие в беседе на уроке);

Познавательные (умение обобщать материал урока – на этапе рефлексии).

Г. Домашнее задание:

Перечитать рассказ. Найти схожие мотивы в историях мальчиков и описания природы.

Д. Основное содержание урока :

Деятельность учителя и учеников

Организационный момент

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Этап анализа текста

Цель этапа: Подвести детей к выводу о жанровой принадлежности историй мальчиков в рассказе

Учитель предлагает детям ответить на вопросы:

Сколько же в рассказе прозвучало историй? Кто их рассказывает?

По ходу перечитывания рассказа, заполняется таблица:

Вывод: сформировать представление о воззрениях русского народа, о том, какую функцию выполняют в русской культуре образы домового, лешего, русалки, водяного, как они даны в этом рассказе.

Проявление познавательной активности.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Развитие умения классифицировать.

Планирование совместно с учителем своих действий.

Цель этапа : Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Понимать личную ответственность за результаты деятельности .

Вы ражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

А. Методическая форма урока : эвристическая беседа (с элементами лекционного слова учителя).

1) познавательная: найти взаимосвязь природы и человека в рассказе (личностный результат);

3) воспитательная: формировать представление о том, что истории мальчиков отражают народное мировосприятие через природные образы (личностный результат).

В. Формируемые УУД:

Регулятивные (сформировать представление о воззрениях русского народа, о том, какую функцию выполняют в русской культуре образы домового, лешего, русалки, водяного, как они даны в этом рассказе через призму природных образов на этапе анализа текста).

Коммуникативные (высказать свои мысли в форме устного или письменного монолога на этапе рефлексии; участие в беседе на уроке; развитие умения выделять главное в тексте);

Познавательные (умение обобщать материал урока – на этапе рефлексии).

Г. Домашнее задание:

Д. Основное содержание урока :

Деятельность учителя и учеников

Организационный момент

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Этап анализа текста

Цель этапа: Подвести детей к выводу о жанровой принадлежности историй мальчиков в рассказе

Учитель предлагает детям ответить на вопросы:

Кто был главным в беседе у костра? Кто направлял ее ход? Какой же из трех рассказчиков запоминается лучше всех и вызывает симпатию у вас? Как Павлуша относится к природе?

Примерный план:

знойный полдень;

спокойный закат.

Скитания охотника:

костер среди ночи;

пять деревенских мальчиков;

рассказ Илюши о случае на рольне;

рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу испортила;

рассказ о псаре Ермиле и оборотне;

неожиданная тревога;

рассказы Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;

рассказы Илюши и Павлуши о Тришке;

разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном и Акулине;

рассказ Кости об утонувшем Васе;

Наступило утро:

мальчики возвращаются с табуном.

Примечание: о смерти Павлуши.

Вывод: Павлуша выделяется среди всех мальчиков. В рассказе мы видим, как, подчиненный силам природы, крестьянский мальчик стремился понять все вокруг себя, тратя трезвый ум и фантазию на осмысление окружающего, на то, чтобы уцелеть в этом сложном мире. Но природа не допускает к себе слишком близко.

Проявление познавательной активности.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Развитие умения классифицировать.

Планирование совместно с учителем своих действий.

Цель этапа : Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Обучающиеся знакомятся с рассказом самостоятельно, рисуют иллюстрации к прочитанному тексту.

Цели урока: обобщение знаний обучающихся, выявление их положительного социального опыта, развитие интереса к изучаемому предмету, активизация коммуникативных и творческих навыков.

  1. Обобщая и закрепить знания детей по прочитанному художественному произведению создать эмоциональное поле и актуализировать знания обучающихся. Формировать читательскую самостоятельность.
  2. Смоделировать социальную ситуацию развития, эмоционального переживания. Развивать речевую активность, память, внимание, образное мышление, познавательные интересы, текстовую грамотность, творческие способности; корригировать эмоциональные отклонения, интеллектуальную пассивность, пополнять словарный запас.
  3. Воспитывать положительные нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети занимают свои места.

Учитель сообщает тему и цели урока. СЛАЙД 1

II. Актуализация знаний:

– Наш сегодняшний урок будет посвящён творчеству удивительного русского писателя 19 века И.С. Тургенева. Тургенев провёл детство в имении матери, Спасском – Луговинове, расположенном в Орловской губернии. Впечатления детства нашли отражение в цикле рассказов “Записки охотника”. Рассказывая о жизни крепостной деревни, о русской природе, писатель знакомит нас с героем повествователем, охотником. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Вот с таким интересным человеком и предстоит вам сегодня встретиться, и не просто встретиться. Он приглашает вас в путешествие на речку Снежить, где мы посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, увидим утреннее пробуждение природы.

– Каков же он, Бежин луг? (чтение текста)

– Вас наверное увило название рассказа? А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин.

– Наше путешествие будет проходить в несколько этапов: они перед вами на доске:

  1. Встреча с героями рассказа.
  2. В мире народного фольклора.
  3. У костра (конкурс чтецов).
  4. Мой Бежин луг.
  5. Живопись словом.

III. Путешествие:

ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РАССКАЗА

– Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. СЛАЙД 4

  1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ) СЛАЙД 5
  2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная олова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША) СЛАЙД 6
  3. Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША) СЛАЙД 7
  4. Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ) СЛАЙД 8
  5. Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ) СЛАЙД 9

– Чем занимаются эти мальчики? СЛАЙД 10

– Тяжелы ли для них обязанности пастухов?

В МИРЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

– Ребята, а что мы называем фольклором? СЛАЙД 11

– А что – нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

– Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. О чём они рассказывают?

– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?

(Работа с карточками “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”)

“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

  1. Ильюша (про домового).
  2. Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).
  3. Ильюша (псарь Ермил и барашек).
  4. Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).
  5. Ильюша (гадание бабы Ульяны).
  6. Костя (звуки из бучила).
  7. Ильюша (про лешего).
  8. Ильюша (про водяного и Акулину).
  9. Костя (Феклиста и сын).

– Посмотрите на доску, назовите персонажи дайте полный пересказ былички с этим персонажем?

– Домовой СЛАЙД 12

– Леший СЛАЙД 13

– Водяной СЛАЙД 14

– Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься?

– Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?

– Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему?

У КОСТРА СЛАЙД 15

– На этом этапе нашего путешествия вы должны показать все свои навыки правильного, грамотного, выразительного чтения. А читать мы будем былички.

– Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?

(Чтение быличек: 2 (Гаврил и русалка), 3 (Ермил и барашек), 5 (баба Ульяна).

– На этом этапе путешествия вас ждёт конкурс – защита рисунков по прочитанному рассказу. СЛАЙД 16

(Обучающиеся комментируют свои рисунки, делятся впечатлениями о прочитанном)

– Я приглашаю вас сегодня побыть не просто читателями, а читателями – творцами, читателями – соавторами. Откройте свои души, дайте волю мыслям и чувствам. Думается, что сегодняшняя встреча с природой очарует, обворожит вас, ибо И.С. Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. Л.Н. Толстой писал о его мастерстве: “Одно, в чём мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две – три черты, и пахнет”.

– Что такое живопись? СЛАЙД 17

– Посмотрите на нашу картинную галерею. Здесь прекрасные пейзажи русских художников. Здесь прекрасные картины русской природы, той самой, о которой писал И.С. Тургенев, той самой, о которой писали А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, С. Есенин и другие русские поэты и писатели.

– Посмотрите на эти образцы живописи, вспомните Тургенева и подумайте, что же такое живопись словом?

– Тургенев – один из тех писателей, которому удавалось писать картины с помощью замечательной, могучей, прекрасной русское речи, передавать оттенки красок, завораживать читательское воображение мощью цветовой гаммы. Послушайте… (читаем начало рассказа)

– Вот она – живопись словом!

– Обратимся к картине утреннего пробуждения природы. Попробуйте представить, ощутить дуновение ветерка, услышать голоса, почувствовать запахи. (Чтение текста) СЛАЙД 18

(звучит музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)

– В чём же мастерство И.С. Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”? (И.С. Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух обоняние, зрение)

– Почему в этом произведении так много картин природы?

– Природа – сила, воздействующая на рассказчика и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, – это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека, с материнской нежностью заботится о его благе, но горе ему, если он сам забудет о жизненных человеческих ценностях.

IV. Рефлексия:

– Ребята, что вам понравилось на уроке?

– Что нового вы узнали?

– В конце урока предлагаю послушать стихотворение Ивана Демьянова и ещё раз увидеть пейзажи родной природы: СЛАЙДЫ 19 – 28

(Звучит музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба на притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.

Писатель отличается от обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. Случалось это и с Тургеневым. Давайте послушаем, как прошло его детство.

(слушаем доклады учеников)

доклад 1

(статья в учебнике на стр. 167)

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле­жал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях историче­ских событии со времен Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергард­ском полку и ко времени встречи с будущей же­ной был в чине поручика. Мать - богатая поме­щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.

Все управление усадьбой Спасское было в ру­ках матери Варвары Петровны. Вокруг простор­ного двухэтажного господского дома, построенно­го в форме подковы, были разбиты сады, устрое­ны оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в кото­рый возникло Спасское. Мальчик рано стал заме­чать, что все вокруг подчинено дикому произво­лу, капризам властных родителей. Осознание это­го омрачало любовь к Спасскому и его природе.

доклад 2

(статья в учебнике на стр. 168)

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси­тет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы­ванием в Университете таких замечательных лю­дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге­нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ­ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе­тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра­новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

доклад 3

(на материалах, данных учителем)

2. Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

- Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- С чего начинается рассказ? (с описания природы)

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)

- Запишем определение в тетради:

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями:

- Почему очерк? Запись определения в тетради.

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.

Спокойная музыка и некоторый видео ряд с изображением природы.

Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик к происходящему в рассказе.

3. Выразительное чтение.

- Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. (Активизация читательского восприятия перед чтением очерка)

- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию)

4. Работа с текстом.

-Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.

- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос)

-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте.

- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).

- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

- Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

- Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)

5. Закрепление.

- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)

- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)

- Понравился ли вам рассказ Тургенева?

- Что нового вы узнали на уроке?

6. Домашнее задание.

1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):

Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок.

ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РАССКАЗА

– Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. – Узнайте героев рассказа по описанию:

Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ)

Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША)

Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША)

Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ)

Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ)

– Чем занимаются эти мальчики? – Тяжелы ли для них обязанности пастухов?

В МИРЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

– Ребята, а что мы называем фольклором?

– А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

– Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. О чём они рассказывают?

– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?

(Работа с карточками “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”)

“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

Ильюша (про домового).

Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).

Ильюша (псарь Ермил и барашек).

Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).

Ильюша (гадание бабы Ульяны).

Костя (звуки из бучила).

Ильюша (про лешего).

Ильюша (про водяного и Акулину).

Костя (Феклиста и сын).

– Посмотрите на доску, назовите персонажи дайте полный пересказ былички с этим персонажем?

– Домовой, Леший, Водяной – Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься?

– Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?

– Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему?

– На этом этапе нашего путешествия вы должны показать все свои навыки правильного, грамотного, выразительного чтения. А читать мы будем былички.

– Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?

(Чтение быличек: 2 (Гаврил и русалка), 3 (Ермил и барашек), 5 (баба Ульяна).

– В чём же мастерство И.С. Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”? (И.С. Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух обоняние, зрение)

– Почему в этом произведении так много картин природы?

– Природа – сила, воздействующая на рассказчика и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, – это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека, с материнской нежностью заботится о его благе, но горе ему, если он сам забудет о жизненных человеческих ценностях.

IV. Рефлексия:

– Ребята, что вам понравилось на уроке?

– Что нового вы узнали?

– В конце урока предлагаю послушать стихотворение Ивана Демьянова и ещё раз увидеть пейзажи родной природы:

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба на притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

Читайте также: