Изучение рассказа бежин луг в школе
Обновлено: 05.07.2024
Из этого следует, что учителю литературы открываются богатейшие возможности работы над литературоведческими понятиями, совершенствования коммуникативной компетенции учащихся в ходе анализа художественного текста и отбора необходимого материала.
Во-первых, рассказ хорош для обучения детей составлению характеристик героев, в том числе сравнительных. 5 мальчиков – 5 различных характеров. Они открываются читателю в диалогах и в живописных портретах. Предлагаем учащихся план характеристики героя.
1. Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм).
2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа).
3. Характер (поступки, отношение к другим людям).
4. Речевая характеристика героя.
5. Прямая авторская характеристика героя.
6. Характеристика героя другими действующими лицами.
7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.
Учащиеся, работая по плану, составляют сначала характеристики героев, а затем учатся сравнивать разных персонажей. Работа может быть как устной, так и письменной.
Во-вторых, постигая речевую характеристику мальчиков, ученики пересказывают былички от их лица и делают вывод о том, чем характерна речь каждого рассказчика и чем это обусловлено.
Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни. Все сказанное о специфике тургеневского пейзажа нетрудно довести до сознания учащихся. Надо только, следуя тексту, активизировать соответствующими вопросами их внимание и таким образом поощрять их наблюдательность. В заключение учащиеся выполняют самостоятельную работу в классе или дома по следующей схеме.
Работа будет заключаться в выборе и внесении в схему соответствующих цитат из текста произведения. Опыт показал, что такое задание дети выполняют с большой охотой, т.к. оно заинтересовывает своей необычностью: находить в описании краски, звуки и запахи. Такой вид самостоятельной работы школьников усиливает их внимание к тексту, поощряет их наблюдательность, развивает навык выборочного чтения и умение правильного цитирования, помогая в данном случае хорошо осмыслить особенности пейзажа.
1) С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить природу?
2) Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?
Организуем наблюдение над текстом. Предлагаем школьникам найти в тексте картину пробуждения летнего утра и кому-нибудь из учащихся прочитать ее вслух. Затем даем всему классу задание снова обратиться к тексту, внимательно всмотреться в него и определить какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра.
В итоге приходим к выводу, что, показывая пробуждение раннего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
Основные изобразительные средства (олицетворения и метафоры) для усиления наглядности восприятия разобранного текста полезно записать на доске и в тетрадях учащихся в таком виде.
Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и метафоры? ПРИХОДИМ к ВЫВОДУ: выбор писателем олицетворений и метафор обусловлен целью художника показать сам процесс пробуждения и оживления ПРИРОДЫ. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны.
- А для чего в описание утра введены также эпитеты? (Они помогли сделать картину утра более яркой, зримой).
Обращаемся к чтению и разбору картины ясного летнего дня. Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой. Каждый эпитет выделяем в этом отрывке вместе с существительным и глаголом, которые он определяет, и выписываем в тетрадь.
Приходим к заключению, что в обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал.
Итак, для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.
Прочитав приведенный отрывок в классе и подчеркнув в нем все слова и выражения, передающие тревогу заблудившегося человека ввиду надвигающейся ночи, учащиеся убеждаются, что в данном случае писатель не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.
Чтобы закрепить это впечатление у школьников, предлагаем им выделить в описании надвигающейся ночи все образные выражения в таком порядке.
Приведенных в записи примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том. что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии. Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец, на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.
В такой именно момент величавого состояния природы писатель рисует портреты крестьянских мальчиков, поскольку именно в такие мгновения обостряется способность спокойно воспринимать и запечатлевать все окружающее. Ощущение торжественности и величавости русской ночи Тургенев переживает и тогда, когда он выслушал уже многие страшные истории мальчиков о домовых, леших, водяных, русалках и прочем. Таковы основные моменты в изображении картины русской летней ночи. Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои -деревенские мальчишки. Некоторые из рассмотренных примеров полезно отразить в тетрадях учащихся, чтобы тургеневские пейзажи на всю жизнь остались в памяти.
Отмеченные основные картины русской летней ночи в изображении и трактовке Тургенева необходимо довести до сознания детей, используя для этого и выразительное чтение, и организованное целенаправленное наблюдение над текстом, и самостоятельные работы, и заучивание учащимися отдельных отрывков наизусть. При этом надо обратить особое внимание детей на величавость, таинственное великолепие и торжественность ночи.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Магоновой Анны, БП-31
1. Общее количество уроков: 3 .
2. Системообразующая идея:
2) увидеть черты жанра рассказа и жанра былички на примере историй, которые рассказывают мальчики (развивающий аспект);
3) формировать представление о гармоничном сосуществовании человека и окружающего его мира природы; расширять знания о многообразии жизни, символом которого является природа (воспитательный аспект).
3. Краткое описание каждого урока системы:
Урок 1. Природные образы в творчестве И.С. Тургенева
А. Методическая форма урока : эвристическая беседа (с элементами лекционного слова учителя).
3) воспитательная: формировать представление о том, что природа всегда имела значение для русского человека, т.е. именно благодаря природным образам возникают фольклорные мотивы (личностный результат).
В. Формируемые УУД:
Коммуникативные (высказать свои мысли в форме устного или письменного монолога на этапе рефлексии; участие в беседе на уроке);
Познавательные (умение обобщать материал урока – на этапе рефлексии).
Г. Домашнее задание:
Прочитать истории, которые рассказывают мальчики . Обратить внимание на героев, которые есть в этих историях. Определить, в чем их особенности. Выделить границы каждой истории.
Д. Основное содержание урока :
Организационный момент
Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.
Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний
Цель этапа: Убедить детей в возможности совершенствовать свои знания.
Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.
Предлагает детям написать существительные к предложенным прилагательным или попытаться описать с их помощью пейзаж.
Проявление познавательной активности.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Развитие умения классифицировать.
Введение нового материала
Цель этапа: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Учитель создает ситуацию, при которой дети ставят цель изучения темы урока.
Прочитать первый абзац. Сравнить свой пейзаж и пейзаж Тургенева. Найти общее и различия.
Определить тему урока.
Прочитать другие фрагменты пейзажа.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Цель этапа : Сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Понимать личную ответственность за результаты деятельности .
Вы ражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
А. Методическая форма урока : эвристическая беседа (с элементами лекционного слова учителя).
2) развивающая: определить жанровую принадлежность историй - былички (предметный результат);
3) воспитательная: формировать представление о том, что истории мальчиков отражают народное мировосприятие (личностный результат).
В. Формируемые УУД:
Регулятивные (сформировать представление о воззрениях русского народа, о том, какую функцию выполняют в русской культуре образы домового, лешего, русалки, водяного, как они даны в этом рассказе на этапе анализа текста).
Коммуникативные (высказать свои мысли в форме устного или письменного монолога на этапе рефлексии; участие в беседе на уроке);
Познавательные (умение обобщать материал урока – на этапе рефлексии).
Г. Домашнее задание:
Перечитать рассказ. Найти схожие мотивы в историях мальчиков и описания природы.
Д. Основное содержание урока :
Деятельность учителя и учеников
Организационный момент
Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.
Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Этап анализа текста
Цель этапа: Подвести детей к выводу о жанровой принадлежности историй мальчиков в рассказе
Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
Сколько же в рассказе прозвучало историй? Кто их рассказывает?
По ходу перечитывания рассказа, заполняется таблица:
Вывод: сформировать представление о воззрениях русского народа, о том, какую функцию выполняют в русской культуре образы домового, лешего, русалки, водяного, как они даны в этом рассказе.
Проявление познавательной активности.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Развитие умения классифицировать.
Планирование совместно с учителем своих действий.
Цель этапа : Сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Понимать личную ответственность за результаты деятельности .
Вы ражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
А. Методическая форма урока : эвристическая беседа (с элементами лекционного слова учителя).
1) познавательная: найти взаимосвязь природы и человека в рассказе (личностный результат);
3) воспитательная: формировать представление о том, что истории мальчиков отражают народное мировосприятие через природные образы (личностный результат).
В. Формируемые УУД:
Регулятивные (сформировать представление о воззрениях русского народа, о том, какую функцию выполняют в русской культуре образы домового, лешего, русалки, водяного, как они даны в этом рассказе через призму природных образов на этапе анализа текста).
Коммуникативные (высказать свои мысли в форме устного или письменного монолога на этапе рефлексии; участие в беседе на уроке; развитие умения выделять главное в тексте);
Познавательные (умение обобщать материал урока – на этапе рефлексии).
Г. Домашнее задание:
Д. Основное содержание урока :
Деятельность учителя и учеников
Организационный момент
Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.
Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Этап анализа текста
Цель этапа: Подвести детей к выводу о жанровой принадлежности историй мальчиков в рассказе
Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
Кто был главным в беседе у костра? Кто направлял ее ход? Какой же из трех рассказчиков запоминается лучше всех и вызывает симпатию у вас? Как Павлуша относится к природе?
Примерный план:
знойный полдень;
спокойный закат.
Скитания охотника:
костер среди ночи;
пять деревенских мальчиков;
рассказ Илюши о случае на рольне;
рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу испортила;
рассказ о псаре Ермиле и оборотне;
неожиданная тревога;
рассказы Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;
рассказы Илюши и Павлуши о Тришке;
разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном и Акулине;
рассказ Кости об утонувшем Васе;
Наступило утро:
мальчики возвращаются с табуном.
Примечание: о смерти Павлуши.
Вывод: Павлуша выделяется среди всех мальчиков. В рассказе мы видим, как, подчиненный силам природы, крестьянский мальчик стремился понять все вокруг себя, тратя трезвый ум и фантазию на осмысление окружающего, на то, чтобы уцелеть в этом сложном мире. Но природа не допускает к себе слишком близко.
Проявление познавательной активности.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Развитие умения классифицировать.
Планирование совместно с учителем своих действий.
Цель этапа : Сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Обучающиеся знакомятся с рассказом самостоятельно, рисуют иллюстрации к прочитанному тексту.
Цели урока: обобщение знаний обучающихся, выявление их положительного социального опыта, развитие интереса к изучаемому предмету, активизация коммуникативных и творческих навыков.
- Обобщая и закрепить знания детей по прочитанному художественному произведению создать эмоциональное поле и актуализировать знания обучающихся. Формировать читательскую самостоятельность.
- Смоделировать социальную ситуацию развития, эмоционального переживания. Развивать речевую активность, память, внимание, образное мышление, познавательные интересы, текстовую грамотность, творческие способности; корригировать эмоциональные отклонения, интеллектуальную пассивность, пополнять словарный запас.
- Воспитывать положительные нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети занимают свои места.
Учитель сообщает тему и цели урока. СЛАЙД 1
II. Актуализация знаний:
– Наш сегодняшний урок будет посвящён творчеству удивительного русского писателя 19 века И.С. Тургенева. Тургенев провёл детство в имении матери, Спасском – Луговинове, расположенном в Орловской губернии. Впечатления детства нашли отражение в цикле рассказов “Записки охотника”. Рассказывая о жизни крепостной деревни, о русской природе, писатель знакомит нас с героем повествователем, охотником. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Вот с таким интересным человеком и предстоит вам сегодня встретиться, и не просто встретиться. Он приглашает вас в путешествие на речку Снежить, где мы посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, увидим утреннее пробуждение природы.
– Каков же он, Бежин луг? (чтение текста)
– Вас наверное увило название рассказа? А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин.
– Наше путешествие будет проходить в несколько этапов: они перед вами на доске:
- Встреча с героями рассказа.
- В мире народного фольклора.
- У костра (конкурс чтецов).
- Мой Бежин луг.
- Живопись словом.
III. Путешествие:
ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РАССКАЗА
– Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. СЛАЙД 4
- Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ) СЛАЙД 5
- Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная олова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША) СЛАЙД 6
- Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША) СЛАЙД 7
- Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ) СЛАЙД 8
- Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ) СЛАЙД 9
– Чем занимаются эти мальчики? СЛАЙД 10
– Тяжелы ли для них обязанности пастухов?
В МИРЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
– Ребята, а что мы называем фольклором? СЛАЙД 11
– А что – нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?
– Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. О чём они рассказывают?
– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?
(Работа с карточками “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”)
“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”
- Ильюша (про домового).
- Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).
- Ильюша (псарь Ермил и барашек).
- Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).
- Ильюша (гадание бабы Ульяны).
- Костя (звуки из бучила).
- Ильюша (про лешего).
- Ильюша (про водяного и Акулину).
- Костя (Феклиста и сын).
– Посмотрите на доску, назовите персонажи дайте полный пересказ былички с этим персонажем?
– Домовой СЛАЙД 12
– Леший СЛАЙД 13
– Водяной СЛАЙД 14
– Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься?
– Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?
– Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему?
У КОСТРА СЛАЙД 15
– На этом этапе нашего путешествия вы должны показать все свои навыки правильного, грамотного, выразительного чтения. А читать мы будем былички.
– Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?
(Чтение быличек: 2 (Гаврил и русалка), 3 (Ермил и барашек), 5 (баба Ульяна).
– На этом этапе путешествия вас ждёт конкурс – защита рисунков по прочитанному рассказу. СЛАЙД 16
(Обучающиеся комментируют свои рисунки, делятся впечатлениями о прочитанном)
– Я приглашаю вас сегодня побыть не просто читателями, а читателями – творцами, читателями – соавторами. Откройте свои души, дайте волю мыслям и чувствам. Думается, что сегодняшняя встреча с природой очарует, обворожит вас, ибо И.С. Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. Л.Н. Толстой писал о его мастерстве: “Одно, в чём мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две – три черты, и пахнет”.
– Что такое живопись? СЛАЙД 17
– Посмотрите на нашу картинную галерею. Здесь прекрасные пейзажи русских художников. Здесь прекрасные картины русской природы, той самой, о которой писал И.С. Тургенев, той самой, о которой писали А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, С. Есенин и другие русские поэты и писатели.
– Посмотрите на эти образцы живописи, вспомните Тургенева и подумайте, что же такое живопись словом?
– Тургенев – один из тех писателей, которому удавалось писать картины с помощью замечательной, могучей, прекрасной русское речи, передавать оттенки красок, завораживать читательское воображение мощью цветовой гаммы. Послушайте… (читаем начало рассказа)
– Вот она – живопись словом!
– Обратимся к картине утреннего пробуждения природы. Попробуйте представить, ощутить дуновение ветерка, услышать голоса, почувствовать запахи. (Чтение текста) СЛАЙД 18
(звучит музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)
– В чём же мастерство И.С. Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”? (И.С. Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух обоняние, зрение)
– Почему в этом произведении так много картин природы?
– Природа – сила, воздействующая на рассказчика и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, – это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека, с материнской нежностью заботится о его благе, но горе ему, если он сам забудет о жизненных человеческих ценностях.
IV. Рефлексия:
– Ребята, что вам понравилось на уроке?
– Что нового вы узнали?
– В конце урока предлагаю послушать стихотворение Ивана Демьянова и ещё раз увидеть пейзажи родной природы: СЛАЙДЫ 19 – 28
(Звучит музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)
Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба на притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!
Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.
Писатель отличается от обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. Случалось это и с Тургеневым. Давайте послушаем, как прошло его детство.
(слушаем доклады учеников)
доклад 1
(статья в учебнике на стр. 167)
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного.
В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.
Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.
Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.
доклад 2
(статья в учебнике на стр. 168)
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.
доклад 3
(на материалах, данных учителем)
2. Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)
- Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?
- С чего начинается рассказ? (с описания природы)
- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)
- Запишем определение в тетради:
Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями:
- Почему очерк? Запись определения в тетради.
Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.
Спокойная музыка и некоторый видео ряд с изображением природы.
Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик к происходящему в рассказе.
3. Выразительное чтение.
- Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. (Активизация читательского восприятия перед чтением очерка)
- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию)
4. Работа с текстом.
-Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.
- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос)
-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте.
- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).
- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).
- Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).
- Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)
5. Закрепление.
- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)
- Понравился ли вам рассказ Тургенева?
- Что нового вы узнали на уроке?
6. Домашнее задание.
1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):
Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
История, которую рассказал герой;
Ваше отношение к герою.
2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок.
ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РАССКАЗА
– Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. – Узнайте героев рассказа по описанию:
Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ)
Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША)
Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША)
Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ)
Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ)
– Чем занимаются эти мальчики? – Тяжелы ли для них обязанности пастухов?
В МИРЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
– Ребята, а что мы называем фольклором?
– А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?
– Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. О чём они рассказывают?
– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?
(Работа с карточками “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”)
“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”
Ильюша (про домового).
Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).
Ильюша (псарь Ермил и барашек).
Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).
Ильюша (гадание бабы Ульяны).
Костя (звуки из бучила).
Ильюша (про лешего).
Ильюша (про водяного и Акулину).
Костя (Феклиста и сын).
– Посмотрите на доску, назовите персонажи дайте полный пересказ былички с этим персонажем?
– Домовой, Леший, Водяной – Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься?
– Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?
– Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему?
– На этом этапе нашего путешествия вы должны показать все свои навыки правильного, грамотного, выразительного чтения. А читать мы будем былички.
– Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?
(Чтение быличек: 2 (Гаврил и русалка), 3 (Ермил и барашек), 5 (баба Ульяна).
– В чём же мастерство И.С. Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”? (И.С. Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух обоняние, зрение)
– Почему в этом произведении так много картин природы?
– Природа – сила, воздействующая на рассказчика и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, – это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека, с материнской нежностью заботится о его благе, но горе ему, если он сам забудет о жизненных человеческих ценностях.
IV. Рефлексия:
– Ребята, что вам понравилось на уроке?
– Что нового вы узнали?
– В конце урока предлагаю послушать стихотворение Ивана Демьянова и ещё раз увидеть пейзажи родной природы:
Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба на притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!
Читайте также: