Измерение глубины снега в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Цель: закрепить познания о свойствах снега; выяснить, как растениям удается перезимовать под большим слоем снега. Формировать простое логическое заключение.

Оборудование: кукла в шубе и большой белой песцовой шапке (она больше похожа на сугроб).

Словарь: снежная шапка, воздушная подушка.

Ход наблюдения.

Воспитатель загадывает загадку про зиму, дети ее отгадывают. После чего воспитатель говорит о том, что сегодня мы поговорим о снеге и его особенностях.

- Куда же прячутся растения на зиму? (в землю)

- Когда они появятся снова? (весной, когда пригреет солнце и снег растает).

- Как вы думаете, снег – друг или враг нашим цветочкам? (в основном отрицательные эмоции).

- А почему? (снег не пускает травку из земли сейчас).

- Посмотрите друг на друга. Что на вас надето? (шубы, шапки, рукавички).

- А зачем мы надели на себя столько одежды? (чтобы не замерзнуть и не заболеть).

- На что похожа шапка нашей Анюты? (на сугроб).

- Как вы думаете, Анюте тепло в этой шапочке? (да).

- А если мы снимем с нее шапочку? (она замерзнет и заболеет).

- У травки есть шапочки и шубки? А что так похоже на шапочку нашей Анюты? (сугроб).

Воспитатель делает вывод, что сугроб – это шапка для травы и она ее согревает зимой за счет воздуха под снегом.

Цели: Создание социальной ситуации развития для установления связи между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Понаблюдать за перемещением снега; установить, почему глубина снега в разных местах разная.

Ход наблюдения

СНЕГОПАД

Снегопад, снегопад, как слоны, сугробы!

Снег и снег три дня подряд самой высшей пробы.

Падает, падает, всех сначала радует –

И чего заладил этот снегопад?

А зима смеется: «Так он и зовется –

Снегопад, чтобы все в сугробы, в снежные сугробы,

Воспитатель обращает внимание детей на снежные сугробы на групповом и соседних участках.

Воспитатель предлагает детям провести опыт. Измерить глубину сугроба в разных местах. Объясняет детям, что условной меркой длины люди установили метр. Показывает, как промерить глубину сугроба, результаты записывает в дневник наблюдений.

Загадывает детям загадки:

• Драгоценным ожерельем спать ложится на деревья,

Без труда отыщет кров среди веток и стволов. (Снег)

• Подморозило вчера, налетела мошкара,

И от этой мошкары стали белыми дворы. (Снег)

Приметы: если январь холодный, июль будет сухой и жаркий; если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди; рано в январе начинает стучать дятел- к ранней весне.

Цель: развивать речевую активность.

Цель: развивать ловкость движения.

Цель: формировать трудовые умения, дружеские отношения.

Цели: упражнять в беге на скорость; совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Опытническая деятельность с малышами зимой
Зимнее время года особенно привлекательно малышам. Дети очень любят играть со снегом. Гуляя с детьми на прогулке зимой, обязательно покажите малышам свойства снега. В раннем возрасте малыши проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. Именно опытно–экспериментальная деятельность открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наблюдая за явлениями неживой природы, знакомясь со свойствами снега, малыши получат новые впечатления, испытают положительные эмоции.

Содержание

Интересные эксперименты можно проводить в любое время года не только дома, но и на улице. Зима – та самая пора, чтобы изучать снег и его свойства. Как вода из одного агрегатного состояния переходит в другое, как плотность снега влияет на скорость его таяния, какие бывают снежинки и многое другое вы узнаете из тех опытов, которые мы подготовили для вас и ваших детей.

Куда пропал снег

Наберите немного снега, занесите его в тёплое помещение и положите в глубокую тарелку. Оставьте на некоторое время, пока он не растает. Обратите внимание ребёнка на то, как много снега было изначально и насколько мало воды осталось после.

Куда же пропал снег? Дети предполагают, что он испаряется. Но дело не в этом. Молекул воды остаётся столько же. Изменяется только агрегатное состояние. Снег на 95% состоит из воздуха. Снежинки не могут слишком плотно прилегать друг к другу, а потому занимают больше места. А вот в воде между молекулами таких промежутков не остаётся, соответственно, она занимает куда меньший объём.

Наглядно это можно показать на примере игрушек. Если их сложить аккуратно, то они будут занимать меньше места, нежели накиданные беспорядочно.

Опыт со снегом достаточно простой, но вызывает много удивления у детей. В конце эксперимента можно рассмотреть осадок, который остался в воде.

Опыт для детей куда пропал снег

Только что выпавший снег, взятый в лесу, окажется более или менее чистым. Но вот если вы брали его у дороги, то грязи на дне не избежать. Возможно, вид такой воды отобьёт желание ребёнка пробовать снег на вкус.

Какой снег растает быстрее: плотный или рыхлый

Для этого опыта понадобятся два одинаковых по объёму кусочка снега. Один оставьте рыхлым, а второй сожмите в комок. Положите в две разные тарелки. Какой кусочек быстрее растает?

Опыт для детей Какой снег растает быстрее

Если ребёнок внимательно понаблюдает за процессом, то увидит, что рыхлый снег превращается в воду быстрее. С чем это связано? Всё дело опять же в расстоянии между снежинками. Там, где снег рыхлый, промежутков больше, а значит, тёплый воздух проникает и внутрь. Второй, плотный кусочек согревается только снаружи, поэтому тает медленней.

Изучаем снежинки

Такой эксперимент можно проводить в безветренный день, когда идёт снег. Вам понадобится тёмная ткань или цветная бумага, лупа, фотоаппарат. Поймайте несколько снежинок на бумагу и рассмотрите их в увеличительное стекло. Варежки не подойдут, т.к. снег быстро растает от тепла ваших рук. Затем включите режим макросъёмки на фотоаппарате и сделайте несколько кадров снежинок. Обратите внимание, что они все непохожи друг на друга.

Опыт для детей Изучаем снежинки

Это выяснил ещё учёный Кеннет Либбрехт, который изучал структуру кристалликов и создал самую большую коллекцию фотографий снежинок в мире. Ни одна из них не повторилась. До сих пор его теорию никто не смог опровергнуть. Интересно, а у вас получится найти снежинки-близнецы?

Сколько градусов под снегом?

А проверить это не так сложно. Возьмите градусник и выйдите на улицу. Снаружи измерить снег не составит труда. Достаточно просто воткнуть в него градусник и немного подождать. Температура будет практически такой же, как и на улице.

Но как же узнать, сколько градусов под большим сугробом? Нужно постараться опустить термометр как можно ниже к земле. А чтобы он не потерялся, и вам не пришлось раскапывать весь сугроб, привяжите к нему ниточку, желательно яркую и плотную, и оставьте её вверху.

Спустя 20-30 минут потяните градусник за верёвку и посмотрите показания. Разница между температурой поверхности сугроба и его нижним слоем значительная! Так, если на улице до -30 градусов и при этом снег около 30 см, то у почвы температура может подняться до -10. И чем толще сугроб, тем теплее будет внизу. Конечно, плюсовой температуры там не будет, тем не менее некоторые растения могут даже расти под снегом, именно они первыми появляются весной. И если сугроб не утоптанный, насыщен воздухом, то даже в самый сильный холод температура не опустится ниже -8 градусов.

Красим снег

Наберите в стакан немного снега. Возьмите краску и капните. Теперь понаблюдайте, как быстро краска растечётся по снегу.

Такой эксперимент можно провести и на улице, а затем сравнить, одинаково ли снег окрашивается в тепле и холоде. Затем можно взять несколько цветов и понаблюдать, смешаются ли они, пока снег тает.

Опыт для детей Красим снег

Воздействие соли на снег

Расскажите ребёнку, чтобы снег растаял быстрее, его можно посыпать солью. Именно так и поступают работники при очистке автомобильных дорог. Конечно, там используют техническую соль, но для опыта подойдёт и обычная: поваренная или морская.

Наберите и положите снег в две ёмкости. Одну оставьте в стороне, другую посыпьте солью. Понаблюдайте, где снег тает быстрее. Для наглядности зафиксируйте время начала и завершения эксперимента.

Почему так получается? Обычно снег начинает таять при температуре от 0 и выше. Но соль понижает её до -4 градусов.

Опыт для детей Воздействие соли на снег

Замерзание мыльного пузыря

Предлагаем сделать ещё один опыт, он получается очень красивый и даже волшебный. Для удачного эксперимента температура воздуха должна быть не выше -7 -10 градусов, без ветра.

Опыт для детей Замерзание пузыря

Выйдите на улице и надуйте мыльный пузырь. Он тут же замёрзнет, и вы заметите, как на нём образуется узор, похожий на снежные цветы.

Сборник летних и зимних экспериментов для детей

Хотите развивать детей и расширять их кругозор? Используйте в занятиях опыты.

Эксперименты позволяют детям понять, как и почему происходят настоящие чудеса! Ведь волшебство опытов объясняется физическими явлениями и химическими реакциями.

На каждый сезон или тему у вас будут самые захватывающие идеи опытов для детей с использованием подручных материалов!

Своими руками они познают окружающий мир, а обо всех происходящих процессах узнают на понятном детям языке.

Эксперименты со снегом могут стать частью задания новогоднего марафона. Чтобы почувствовать детям приближение новогодних праздников и провести предпраздничные недели в интересных и увлекательных занятиях: квестах, экспериментах, играх, загадках, тем самым скрасить ожидание Нового года, предлагаем организовать для ребенка предновогодние адвент-марафоны. Дети обожают разгадывать головоломки, быть главными героями событий и отправляться на встречу приключениям. Вы можете разработать адвент-марафон для детей своими руками.

Или принять участие в уже готовых:

3. Новогодний квест для детей дома по поиску подарка. Коварный Кощей Бессмертный со своими приятелями опять задумали испортить самый долгожданный праздник в году. На этот раз их цель – подарки. Но Дед Мороз хитёр! Он спрятал свой мешок у вас дома и, чтобы его найти, потребуется проявить логику и сообразительность. Отгадайте загадки доброго волшебника и найдите подарки раньше Кощея.

Почувствуйте приближение Нового года вместе с Академией Любознательности!

Изучайте окружающий мир на примере таких простых и увлекательных экспериментов. Многие из них ребёнок может провести самостоятельно. Опыт – это лучший способ развить интерес к познанию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовительная группа

hello_html_m2bafec7f.jpg

Опыты, эксперименты со снегом

Воспитатель: Соковец Т.А.

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бумага.

Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бумагу через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Светло-пушистая дорогой бурною

Снежинка белая, легко проносится,

Какая чистая, не в высь лазурную,-

Какая смелая! На землю просится…

hello_html_4c009bd9.jpg

Опыт №2. Где лучики?

Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал: Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход: Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

hello_html_1c69fb52.jpg

hello_html_m67c22ea9.jpg

Опыт №3. Почему снег греет?

Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход: Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:

Скрип шагов вдоль улиц белых,

На стенах оледенелых

От ресниц нависнул в очи

Тишина холодной ночи

Ветер спит, и всё немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

hello_html_74cf1aed.jpg
hello_html_m67d7b82f.jpg

Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель: Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы : Подносы для снеговых фигурок.

Ход: На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод : Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

hello_html_7b2c926d.jpg
hello_html_m4ff9ee6e.jpg

hello_html_mbe60033.jpg
hello_html_3945d1fd.jpg

Опыт №5 Дом из снега.

Цель: Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал: Лопатки, вода, ведёрки.

Ход : Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой дом из снега на участке детского сада. Для этого, из заранее заготовленных больших куч снега лопатками выгрести середину, там снег мягкий и рыхлый. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, можно зажечь внутри неё свечу; снег немного подтает и станет прочнее. Можно сверху постройку залить водой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод: Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

hello_html_78a9be7d.jpg

hello_html_636d5e5.jpg

Опыт №6 Замерзание жидкостей.

Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал : Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход : Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

hello_html_665296f.jpg
hello_html_m1ccf1b0f.jpg

Опыт №7 Ледяной секретик

Цель: Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом картинки. Дети отмечают, что все хорошо видно, так как лёд прозрачный. Предлагает достать картинку из-подо льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

То белое, то синее.

hello_html_1a7e4328.jpg

Опыт №8 Откуда берётся иней?

Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: Термос с горячей водой, тарелка.

Ход: На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод : При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Читайте также: