Изложение средняя полоса россии

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект метапредметного урока

1) обучение учащихся комплексному анализу текста;

2) воспитание у учащихся чувств патриотизма;

3) развитие у учащихся внимания к слову как выразительному средству языка;

4) умение вести диалог с автором.

1) продолжить работу по анализу текста (определить тему, основную мысль, проблему; характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства текста);

2) углубить знания учащихся о форме и содержании текста, совмещающего художественность и публицистику одновременно;

3) учить этике диалога с автором текста.

Оборудование урока:

2) рабочий лист с текстом В.Пескова.

Земля – родина человечества.

А что для человека может быть дороже Родины!

Ведь Родина – это не только

точка на географической карте.

I . Оргмомент.

- Какова тема текста, с которым нам предстоит работать на уроке? (Средняя полоса России). Что объединяет эпиграф с текстом? (тема Родины).

Вместе с ребятами ставим задачи погружения в текст:

1) увидеть и почувствовать понятия, объединённые темой Родины;

2) найти тропы и фигуры, помогающие автору донести до читателя основную идею текста: восхищение Средней полосой и любовь к ней;

3) определить отношение В.Пескова к родине и высказать своё мнение о нашей малой Родине – Смоленщине.

III . Работа с текстом (упр. № 150).

Выполняем задания по группам:

1 группа - найти в тексте тропы;

2 группа - найти фигуры, способствующие раскрытию понятия Средняя полоса России.

IV . Представление выполненных заданий.

V . Заключительное слово учителя.

- Каким эпитетом определяет своё отношение к Средней полосе России автор? (волшебная).

- Можно ли поэтическую характеристику, которую даёт журналист любимому им краю, отнести к нашей Смоленщине? (да, это тоже уголок земли, который входит в среднюю полосу России, и всё, что сказал В.Песков о Подмосковье, о владимирских просёлках, калужских перелесках, относится и к Смоленщине).

Всегда задумчива, скромна,

Как верба у ручья,

Моя родная сторона, Смоленщина моя.

Итак, цель нашего исследования достигнута. В любом деле человек ставит цель и добивается её, решая многие задачи. Так и мы: поставили цель и с помощью решения ряда задач достигли результата. Цель и задачи – рядом стоящие понятия в любой деятельности. Цель – руководство к действию, задача – это действие. Желаю вам всегда добиваться поставленных целей и решать для этого необходимые задачи.

VI . Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру о природе родного края.

Классная работа.

Средняя полоса России.

Рязанские поля и берёзы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские просёлки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, - это всё в обиходе мы зовём Средней полосой, имея в виду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.

Я очень люблю этот пояс земли. И объяснения в этой любви должны быть понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.

В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни, когда они отделяются друг от друга только светом двух зорь. Мы знаем снег и синий июльский зной. Каждый год мы видим зеленый дым зарождения жизни и жёлтое увядание. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены… Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Непрерывная цепь перемен…

Снег, покрывший землю за одну ночь… Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим, смотря по тому, какое в этот час было небо. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Снег, снег… Короткие дни без теней. Копны снега на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь засветло вернуться домой.

Какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают прибавлять, как звенит прокалённый морозом снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!

Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные, как тонкая пряжа, и тяжёлые, как свинец. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Зимний узор на окнах…

Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно, совсем незаметно сменяется тихим задумчивым августом…

Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши… Есть на земле волшебная Средняя полоса. (В.Песков.)

1 группа: найти и подчеркнуть в тексте тропы, способствующие раскрытию идеи текста (эпитеты, метафоры, гиперболы, книжные слова, старославянские слова и т.п.)

2 группа: найти и подчеркнуть в тексте фигуры, способствующие раскрытию идеи текста (анафора, инверсия, ряды однородных членов и т.п.)

Читайте также: