Изложение 6 класс по русскому языку паустовский шорох листьев

Обновлено: 05.07.2024

Часто осенью я внимательно следил за опадающими листьями, чтобы уловить ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от шума городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и тонкие звуки.

Стояла тихая осенняя ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист. Он вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, который был похож на детский шепот. (168 слов)

Произвести синтаксический разбор выделенных предложений.

2-е предложение 2 абзаца

5-е предложение 3 абзаца

2. Сделать морфологический разбор.

Выполнить морфемный разбор.

4. Найти в тексте сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, построить схему, указать вид подчинения.

Никита не спеша оделся и, ведя вдоль оштукатуренной стены пальцем, пошел по длинному коридору, где тепло и уютно пахло печами. Направо, с северной стороны, было пять летних, наполовину пустых комнат. Здесь огромные печи протапливались только раз в неделю, хрустальные люстры висели, окутанные марлей, на полу в зале лежала куча яблок.

Никита с трудом приоткрыл дубовую створчатую дверь и на цыпочках пошёл по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад, заваленный снегом. Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. Никита постучал пальцем в стекло, и ворона, сидевшая на дереве, шарахнулась и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей.

Никита дошёл до крайней угловой комнаты, в которой вдоль стен стояли покрытые пылью шкапы. Над очагом висел портрет дамы удивительной красоты. Казалось, что она глядит на Никиту с лукавой улыбкой пристальными длинными глазами.

За окном опять появилась ворона, осыпая снег, села на ветку и принялась нырять головой. Никите стало жутковато, и он, выбравшись из пустых комнат, побежал на двор. (165 слов)

1. Произвести синтаксический разбор выделенных предложений.

3-е предложение 1 абзаца

4-е предложение 2 абзаца

Найти сложноподчиненные предложения, определить тип придаточного предложения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

 Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов

Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов

Почему писатель стал следить за опадающими листьями? Писать стал наблюд.

Почему писатель стал следить за опадающими листьями?

Писать стал наблюдать за опадающими листьями потому, что шорох листьев в воздухе, о чем он читал в старинных книгах, казался ему неправдоподобным.

Когда автору удалось услышать шелест падающего листа? Шелест падающего л.

Когда автору удалось услышать шелест падающего листа?

Шелест падающего листа автору удалось услышать в результате длительных, терпеливых наблюдений и лишь тогда, когда слух, отупевший от скрежета городских улиц, отдохнул и смог уловить очень чистые и точные звуки осенней земли, когда над черным лесистым краем стояло безветрие, ночь была оглохшая и немая, когда фонарь освещал колодец и старый клен под забором.

Какое открытие удалось сделать автору? Шорох листьев в воздухе – не выдумк.

Какое открытие удалось сделать автору?
Шорох листьев в воздухе – не выдумка авторов старинных книг, а реальность, его можно услышать.

Чему учит история этого открытия? Открытие, которое сделал автор, на первый.

Чему учит история этого открытия?
Открытие, которое сделал автор, на первый взгляд маленькое, но выводы из истории этого открытия значительны:
Если в чем-то сомневаешься – проверяй! Сомнение – нередко толчок к открытию.
Открытие – результат длительных и терпеливых наблюдений.
Не бойся признавать свои ошибки!

Определите тему текста. Как я услыхал впервые шелест падающего листа.

Определите тему текста.
Как я услыхал впервые шелест падающего листа.

Определите основную мысль текста. Любое, даже маленькое открытие – результ.

Определите основную мысль текста.
Любое, даже маленькое открытие – результат длительных и терпеливых наблюдений.

План: Я пристально следил за опадающими листьями. Шорох листьев казался мне н.

План:
Я пристально следил за опадающими листьями.
Шорох листьев казался мне неправдоподобным.
Я был неправ.
Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу.
Листья были повсюду.
Фонарь освещал колодец, старый клен и куст настурции.
Я услыхал шелест падающего листа, похожий на детский шёпот.

Прочитайте ряды синонимов, понаблюдайте, какие слова из каждого ряда и в каки.

Прочитайте ряды синонимов, понаблюдайте, какие слова из каждого ряда и в каких контекстах употреблены автором:
Шорох, шуршание, шелест;
Безветрие, тишь, затишье, штиль;
Мгновение, миг, момент, минутка.

Объясните орфограммы в словах:шорох шёпотсловарное слово проверочное слово: ш.

Объясните орфограммы в словах:
шорох
шёпот
словарное слово
проверочное слово: шепчет

Запомните правописание слов: никогда нигде

Запомните правописание слов:

Вставьте пропущенные буквы:К..росиновый Ф..нарь К..рманы Растрёпа..ыйКеросино.

Вставьте пропущенные буквы:
К..росиновый
Ф..нарь
К..рманы
Растрёпа..ый
Керосиновый
Фонарь
Карманы
Растрёпанный

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 354 человека из 64 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 318 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.06.2020 281
  • PPTX 871.5 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Евлакова Ирина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К..росиновый, ф..нарь, к..рманы,ра..трёпа..ный, ш..рох, ш..пот, с..кунда, прист..льно.


Синтаксическая работа , , Я был конечно неправ. Я поставил на сруб тусклый к..росиновый ф..нарь и достал воды. Лист..я мы нах..дили в к..рманах св..их д..ждевых пл..щей в кепках в волосах (в)сюду. Ф..нарь осв..щал к..лодец старый клён под забором и растрёпа..ный ветром куст настурц..и на пож..лтевш..й клумбе. , , - ,

Синтаксическая работа

  • Я был конечно неправ.
  • Я поставил на сруб тусклый к..росиновый ф..нарь и достал воды.
  • Лист..я мы нах..дили в к..рманах св..их д..ждевых пл..щей в кепках в волосах (в)сюду.
  • Ф..нарь осв..щал к..лодец старый клён под забором и растрёпа..ный ветром куст настурц..и на пож..лтевш..й клумбе.

Орфографическая работа Отд..ляет..ся от ветк. падающ.. лист..я, только на земл. ш..рох в воздух. скреж..т улиц. (на)сквозь проп..тались зап..х..м, над л..систым кра..м, к..л..тушка стор..жа, с д..р..венской ..кол..ц. такая ноч. осв..щал к..лодец, клён под з..бором, растрёпа..ный ветром, отделился от ветк. шелест листа, де..кий ш..пот.

Орфографическая работа

Отд..ляет..ся от ветк. падающ.. лист..я, только на земл. ш..рох в воздух. скреж..т улиц. (на)сквозь проп..тались зап..х..м, над л..систым кра..м, к..л..тушка стор..жа, с д..р..венской ..кол..ц. такая ноч. осв..щал к..лодец, клён под з..бором, растрёпа..ный ветром, отделился от ветк. шелест листа, де..кий ш..пот.

Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой).

Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка

К.Г. Паустовского "Жёлтый свет".

1) формирование умения подробно излагать текст;

2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;

3) воспитание внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться в неё).

1) формирование навыков выразительного чтения;

2) развитие умения составлять сложный план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;

3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;

4) развитие умения анализировать языковой материал.

Оборудование: презентация к уроку, учебник Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс.

1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.

Добрый день! Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к изложению по отрывку из очерка К.Г. Паустовского "Жёлтый свет". Дома вы готовили выразительное чтение отрывка "Шорох листьев" и составляли сложный план данного текста.

- Посмотрите на обложку книги писателя. А как вы думаете, почему очерк К.Г. Паустовского назван "Желтый свет"? (ответы учащихся) (Слайд №1)

2. Выразительное чтение текста (подготовленным учеником или учителем)

Определение темы и идеи текста.

- Ребята, давайте определим тему и идею текста. Докажите свою точку зрения, обращаясь к тексту. (Слайд №2)

( Тема текста - шорох листьев в воздухе. "Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука"

Идея текста - показать, что удивительное рядом, стоит лишь присмотреться и прислушаться. "Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот".)

- Как можно озаглавить текст? (Шорох листьев)

3. Беседа по тексту. Роль сравнений в тексте. (Слайды №3-6)

4.Составление сложного плана текста. (Слайды №7-8)

5. Пересказ по плану.

6.Словарно-орфографическая и пунктуационная работа (Слайды №9-11)

К..росиновый, ф..нарь, к..рманы, ра..трёпа..ный, ш..рох, ш..пот, с..кунда, прист..льно.

Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, начертить схемы.

  1. Я был конечно неправ.
  2. Я поставил на сруб тусклый к..росиновый ф..нарь и достал воды.
  3. Лист..я мы нах..дили в к..рманах св..их д..ждевых пл..щей в кепках в волосах (в)сюду.
  4. Ф..нарь осв..щал к..лодец старый клён под забором и растрёпа..ный ветром куст настурц..и на пож..лтевш..й клумбе.

Отд..ляет..ся от ветк. падающ.. лист..я, только на земл. ш..рох в воздух. скреж..т улиц. (на)сквозь проп..тались зап..х..м, над л..систым кра..м, к..л..тушка стор..жа, с д..р..венской ..кол..ц. такая ноч. осв..щал к..лодец, клён под з..бором, растрёпа..ный ветром, отделился от ветк. шелест листа, де..кий ш..пот.

7.Повторное чтение текста. (Слайд№ 12)

Написание текста изложения на втором уроке.

Подготовить выразительное чтение стихотворения о золотой осени, нарисовать иллюстрации или сделать фотографии (на выбор ) (Слайд №13)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в.

Урок развития речи, 6 класс. Написание этюда "Весна - это победа света, весны, зелени"

Сочинение-этюд, урок развития речи, котрый проводится в 6 классе.

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход.

Изложение по тексту Куприна "Тапер".

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч.

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие.

Читайте также: