Излечить страх краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В детстве, когда выходил фильм по известной книге, одноклассники спорили – хорошее кино или так себе. Главным критерием было – похожи ли герои фильма на то, как мы их представляли себе, читая книгу. Мне уже не 12 лет, и епископ Лука – не граф Монте-Кристо, а вопрос – тот же. Похож? Не похож?

Епископ Лука (Войно-Ясенецкий) – наш старший современник, родился он в 1877, а умер – в 1961 году. Многие из событий его жизни удивительны настолько, что не верится, как все это уместилось в жизнь одного человека?

Хирург-универсал, выполнявший самые разные операции, от трепанации черепа до снятия катаракты. Во время двух мировых войн он ставил на ноги самых безнадежных раненых. Умел не только спасти жизнь, но и уберечь от инвалидности. Помогал даже тем, от кого другие врачи отказались. Мирянин, который стал священником в 20-е годы прошлого века, когда вера в Бога могла стоить жизни. Приняв сан, он продолжал оперировать. В операционной у него всегда была икона, лекции студентам мединститута он читал в священническом облачении. В советские времена епископ Лука провел в ссылке 11 лет, но за научную работу в области гнойной хирургии получил сталинскую премию. А если подумать о том, что успехов в области гнойной и прочей хирургии доктор Войно-Ясенеций достиг до изобретения пенициллина, эта история окончательно престает укладываться в голове. Но жизнь этого человека – это еще и история святости. В его жизни были пророческие сны, откровения, исцеления по молитвам, дар предвидения, удивительные встречи и чудеса. Скептик-атеист скажет, что историю святости можно придумать. Но даже он согласится с тем, что мастерство и удачу хирурга – ни придумать, ни подделать невозможно.

Сравнение книги и фильма – занятие детское, но устоять – невозможно. Открыв книгу, зритель будет поражен сходством фотографий, представленных в ней с кадрами из фильма. Роль молодого доктора Валентина Войно-Ясенецкого, (так звали епископа в миру), сыграл Андрей Саминин, а образ владыки в зрелом возрасте воплотил Виталий Безруков. Стараниями создателей фильма оба актера невероятно похожи на сохранившиеся фото.

Одни эпизоды биографии в фильме развернуты, другие – опущены, о чем-то создатели напомнили закадровым текстом, что-то – домыслили. Логика жизни диктовала логику фильма, но в жизни все было сложнее. Остановимся на том, чего в фильме нет.

Молодой врач успел в составе медицинского отряда Красного Креста поработать на Дальнем Востоке. Операции, которые он проводил, были сложными, но неудач не было. Свою будущую жену, Анну Васильевну Ланскую, он встретил в Чите, она была в том же отряде сестрой милосердия. Выйдя замуж, она нарушила данный в молодости обет безбрачия, оставила медицину и занялась воспитанием детей.

Зачем нужно было это одеяло? Почему два медика допустили такую неосторожность? Это остается загадкой. На личность Анны Васильевны фильм проливает чуть больше света, чем биография. Этот брак, продлившийся 10 лет, был и счастливым и несчастным. После смерти жены Валентин Феликсович ввел в дом свою ассистентку. Софью Сергеевну, но лишь для того, чтобы она заменила мать его четверым детям, в 1919 старшему было 12, а младшему – 6 лет. В книге сказано, что у постели своей умирающей жены доктор провел 14 ночей, днем он работала в больнице.

Было время, об этом в фильме не говорится, когда после второй ссылки владыка уже не был епископом в Ташкенте, но отказался от назначения на одну из свободных архиерейских кафедр. Это свое решение он потом переживал как отступничество и каялся в том, что посветил время не пастырству, а обобщению своего врачебного опыта:

Эта странная фраза, в которой – встретились несоединимые понятия, точнее всего выражает суть этого человека: на 100% врача и на 100% подвижника. При епископской хиротонии его хотели назвать Пантелеимоном, в честь целителя, но дали имя Лука, в честь апостола, который по преданию был художником и врачом.


Излечить страх (2013)

биографический, драма, исторический
Режиссер: Александр Пархоменко
В ролях: Виталий Безруков, Андрей Саминин, Екатерина Гусева, Виктория Малекторович, Алексей Шевченков
Премьера: 30 апреля 2015 года

Кадр из фильма "Излечить страх"

Кадр из фильма

В титрах картины нет имени автора сценария, поскольку он из скромности попросил сохранить свое имя в тайне

Талантливыми хирургами не становятся, а рождаются. Конечно, врачу надо много учиться и практиковаться, но никакие учебники и стажировки не помогут тому, кого природа не одарила светлой головой, твердой рукой и абсолютной уверенностью в себе и своей правоте. Хирург может сомневаться и колебаться, лишь когда планирует курс лечения. В тот момент, когда пациента кладут на операционный стол, врач должен почувствовать себя непогрешимым богом, правомочным вершителем судеб. Иначе в ключевой момент его рука дрогнет, и рутинная операция превратится в медицинскую катастрофу.

Кадр из фильма "Излечить страх"

Кадр из фильма

В 1946 году святитель Лука получил Сталинскую премию первой степени за разработку новых методов лечения гнойных заболеваний и ранений. Большую ее часть (130 тысяч из 200 тысяч рублей) он перечислил в помощь детским домам

Кадр из фильма "Излечить страх"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Излечить страх"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Излечить страх"

Кадр из фильма

И так далее, и тому подобное. За пять минут чтения статьи в Википедии можно узнать и понять о святителе больше, чем после двух часов просмотра. При этом несгибаемость и выдержка Луки делают его не особенно интересным драматическим персонажем, поскольку фильм, в сущности, просто перечисляет некоторые испытания, выпавшие на долю святого, и демонстрирует, как Войно-Ясенецкий раз за разом вел себя наилучшим, наиидеальнейшим образом. Он даже заботился о здоровье гэпэушника, который его допрашивал и который умер прямо на рабочем месте, так и не сумев сломить епископа! Человеческая слабость хирурга за весь фильм проявляется лишь в одной-единственной сцене – когда он молит умирающую жену не покидать его. Это достойный пример для подражания, и не только для воцерковленных людей. Но драматическое повествование требует более человечного и более слабого главного героя – того, кто с трудом преодолевает испытания, а не отмахивается от них как от назойливых мух.

Кадр из фильма "Излечить страх"

Кадр из фильма

Афиша фильма

Афиша фильма "Излечить страх"

Картина захватывает зрителя сразу, не давая опомниться вплоть до финала, круговертью жестких, ошеломляющих образов: испытания героев (а ведь всё это реальные факты!) кажутся порой нестерпимыми, потому некоторые, не выдерживая, капитулируют перед ними. Заслуга авторов картины в том, что они не боятся показать трагизм жизненных ситуаций во всей его остроте, без применения мелодраматических клише. Фильм программно чужд сентиментальности, он скорее шокирует, чем вызывает слезы.

Жизнь сначала врача Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, а потом и архиепископа Луки показана в фильме неразрывно связанной с молитвенным опытом и литургической жизнью Церкви, и это чрезвычайно важно для того, чтобы даже невоцерковленный зритель, да и просто любой человек, который увидит эту картину, понимал, что раскрытие любых талантов, тем более исключительных по силе и масштабу, как в истории святителя, попросту невозможно вне кафолического единства во Христе.

Образ врача, одержимого идеей воскрешения путем переливания крови, – очень точный символ паранаучных концепций, всегда идущих рука об руку с экзальтированным фанатизмом, со взвинченной верой в человеческое всесилие. Такое отношение человека к самому себе и миру не имеет ничего общего с подлинной верой, с тем взвешенным, аккуратным подходом к своим обязанностям, который отличает трезвомыслящего христианина от безумного фанатика. Другой крайностью, которая, как и фанатизм, противоположна вере, становится неверие и скептицизм, рано или поздно оборачивающиеся циничным, осмысленным деланием зла, – ее воплощает в картине чекист Зверев.

Сцены психологической дуэли между чекистом и святителем принадлежат к числу лучших в картине

Приветствие святейшего Патриарха Кирилла огласил руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий.

излечить страх фильм

Чрезвычайно сложно изобразить святость средствами кинематографа. Это требует от режиссера и актеров не только высокого профессионализма и исключительного творческого дерзновения, но и способности умом и сердцем прикоснуться к этому удивительному духовному феномену. Размышляя о святости, как о явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке.

Святой – это не сверхчеловек и не герой в обычном понимании этого слова. Святой опознается не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах в осуществлении профессионального долга, в предельной личной честности и порядочности, в способности мужественно и стойко переносить испытания, сохранять спокойствие и присутствие духа перед лицом грозных опасностей, уповая во всем на благую Волю и премудрый Промысел Божий. Отрадно свидетельствовать, что режиссеру и творческому коллективу удалось раскрыть тему подлинной христианской святости, не впадая в крайности, избегая чрезмерной эпичности или излишней сентиментальности.

В фильме показан реальный образ человека, который проявляет свои личные качества и свойства характера в самых различных жизненных обстоятельствах. Замечательно, что фильм рассказывает о судьбе почти нашего современника, который жил не в столь отдаленную от нас эпоху. Память о святителе Луке Войно-Ясенецком до сих пор жива среди представителей старшего поколения. Именно этот пример духовного подвига, явленного тем, кто жил недавно, помогает уже нашим современникам, особенно молодому поколению, понять, что такое святость. Еще раз сердечно благодарю всех вас за труды и выражаю надежду на успех кинокартины в прокате.

Благословение Божие да пребывает со всеми вами!

И погас свет. И начался фильм. Полный зал. Среди зрителей – священники, журналисты, много молодежи…


Жизнь святителя Луки, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, проходила в страшную эпоху войн и революций ХХ века. Он пережил Первую и Вторую мировые войны, безбожное время хрущевского периода, бесчеловечные репрессии Сталина, страшные годы революции, ужасы большевистского террора Советской власти. Но во все времена, несмотря на страшные испытания, трагические события личной жизни, он оставался настоящим христианином, принося свою жизнь в жертву Богу и ближним.

Ради исполнения заповеди о любви, о служении людям, он отказался от юношеской мечты о профессии художника и выбрал путь врача. Он совмещал служение земского врача в бедных больницах и в то же время вел серьезную научную работу, он лечил и белогвардейцев, и красноармейцев, не разделяя больных на друзей и врагов. Благодаря его операциям тысячи людей были спасены от смерти и страданий. Перед врачом, как и перед священником, не может быть правых и левых, в каждом человеке – в бедном крестьянине, нищем слепце, самом последнем уголовнике и даже в предателе-убийце, который его пытал и мучил, заставляя отречься от веры, — святитель Лука видел образ Божий, и, как мог, врачевал не только тело, но и больные души.

В дни всеобщего отречения, поругания веры и церкви, врач-хирург Войно-Ясенецкий услышал призвание о служении Христу у Престола. В сане священника и епископа он продолжал лечить людей, и не отрекся от своей веры, своего призвания даже под пытками. Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни клевета и изгнание…

После показа состоялось обсуждение. На вопросы журналистов и зрителей отвечали создатели фильма.

Архимандрит Тихон Шевкунов: Позвольте выразить огромную признательность всем создателям фильма! Необычайно сложно сделать биографический фильм. Бесконечно сложнее сделать фильм житийный. Так, чтобы получилось то, чтобы люди смотрели, сопереживали, чтобы это не было плоским изображением. Я по своему опыту знаю, насколько это тяжело, и насколько это тяжело, когда речь идет о нашем почти современнике, таком, как святитель Лука. Я восхищен мужеством и упорством всей съемочной группы, и консультантов, которые тоже здесь присутствуют, которые приложили гигантские – без преувеличения – усилия, чтобы появился живой удивительный прекрасный образ одного из самых замечательных, но и противоречивых людей нашего времени.

— Что вас подтолкнуло к созданию фильма именно об этом человеке? Это что-то личное или святитель Лука вас вдохновил своей жизнью?

— В фильме вы использовали документальные воспоминания святителя Луки, как вы работали с этим материалом?

Олег Сытник: Многие моменты, многие фразы героя действительно взяты из личных воспоминаний святителя Луки. И тут все — правда. Да, приходилось выбирать, но, наверное, каждый из нас чувствовал на площадке незримый дух святителя Луки и его водительство. Мы отсняли очень много материала, но поместить в полтора-два часа всю жизнь святителя Луки – это очень сложно, поэтому в эту версию вошло только то, что должно было войти. Но мы планируем продолжение этой истории, есть планы снять сериал о святителе, в котором мы используем материалы этого фильма.

— Планируется ли показ фильма в Украине?

— В создании фильма принимали участие три страны – Украина, Россия, Беларусь. В Украине мы планируем прокат фильма в июне-июле. В рамках закрытых показов мы уже показывали этот фильм в Украине и, с помощью поддержки зрителей, наш фильм стал по-настоящему народным. Благодаря стараниям наших друзей и партнеров мы сидим сейчас здесь и говорим о прокате, хотя год назад мы об этом и не мечтали. Наша задача, чтобы максимальное количество зрителей увидело этот фильм. На площадке работали представители трех братских народов – Украины, России, Белоруссии, и каждый считал святителя Луку своим. Поистине это тот герой, который воссоединяет наши народы, несет благо и добро.

— Вопрос Екатерине Гусевой. В фильме раскрывается тема, когда человек, сталкиваясь с очень сильными страданиями, отрекается от Бога. Ваша героиня проходила мучительную борьбу…

IMG_4217

— Вопрос Виталию Сергеевичу Безрукову. Чем для Вас стала роль в этом фильме? Отличалась ли эта работа от других Ваших ролей? Какая атмосфера царила на площадке во время съемок фильма?

— Я не так часто снимаюсь, особенно в последние годы, но вот так Господь сподобил, что эта работа затмила все, что я до этого делал и на сцене, и в кинематографе. Я счастлив, что вы восприняли картину, что никто не ушел из зала, что фильм дошел до ваших сердец!

Сам я не первый раз смотрю этот фильм. Я вижу, что происходит на лицах зрителей, когда они задумываются о том, что среди суеты сует нашей жизни приходит момент, когда ты должен сделать выбор, когда ты должен держать ответ. Так что на съемочной площадке ощущение ответственности, во всяком случае, у меня присутствовало всегда.

IMG_4239

— Образ бывшего священника Зверева, который отрекся от веры, это реальный персонаж или вымышленный?

Олег Сытник: И да, и нет. Были, действительно, такие люди, почитайте историю ХХ века, был и реальный прототип, но его образ мы немного изменили – ведь это же все-таки кино. Мы в нашем фильме специально поставили много вопросов, чтобы зрители искали ответы…

— В титрах нет фамилии сценариста. Был автор или работали все вместе? Как рождался сценарий?

Олег Сытник: Автор сценария изъявил желание не указывать свое имя в титрах из-за своей скромности. Но это была, действительно, коллективная работа. Сценарий несколько раз перерабатывали, от литературного сценария были сделаны отступления. Так что сценарий – это работа всей творческой группы.

— Есть в фильме еще один важный персонаж, иподиакон, мальчик Сережа, который был рядом со святителем Лукой в последние дни его жизни. Хочется узнать, как сложилась его дальнейшая жизнь. Этот вопрос чрезвычайно важен, но так и остался открытым…

Олег Сытник: Я думаю, даст Бог, мы сделаем сериал, где мы раскроем дальнейшие судьбы наших персонажей. У нас уже почти готов сценарий, есть очень много отснятого материала, надеюсь, мы сможем снять сериал в скором времени.

IMG_4235

IMG_4090

IMG_4092

IMG_4101

IMG_4103

IMG_4104

IMG_4120

IMG_4123

IMG_4125

IMG_4132

IMG_4134

IMG_4137

IMG_4144

IMG_4146

IMG_4147

IMG_4154

IMG_4156

IMG_4166

IMG_4169

IMG_4189

излечить страх фильм

излечить страх фильм

излечить страх фильм

излечить страх фильм

Видео: Виктор Аромштам

Читайте также: