История россии 6 класс введение наша родина россия краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Летописи – записи происходивших событий, составленные по годам.

Государственный символ – исторически сложившийся и закреплённый законом особый отличительный знак конкретного государства.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История России уходит корнями в глубокую древность. Знакомясь с историей родной страны, мы находим в ней примеры деятельности людей, достойные восхищения и подражания. В то же время в нашей истории были тяжёлые и трагические времена, оставившие свой след в памяти народа. Россия – самая большая страна современного мира, её площадь 17,125 млн кв. км. Она является многонациональным государством, что отражено в Конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автономные народы страны. В 2002 году русские составляли 80,6 % или около 115,9 млн. из 143,7 млн. указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей – 19,4 % или 27,8 млн. чел.; численность лиц, не указавших свою национальность, составила 1,5 млн. чел. (или 1,0 % от 145,2 млн. жителей страны в целом). По языковому признаку все народы России составляют 4 языковых семьи.

Восстановить ход минувших событий помогают исторические источники: летописи, археологические находки.

Летописи содержат сведения о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, об их отношении между собой и с другими народами. В ткань повествования вплетались различные предания, тексты договоров и законов и прочие документы, многие из которых дошли до нас только в летописном изложении. Но летописи не могут дать полной картины была, нравов, обычаев.

Археологи изучают прошлое по памятникам материальной культуры: орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребения и т. д. На помощь учёным приходят лингвистика – наука о языке, фольклористика – наука, изучающая народное творчество.

Государственными символами России являются герб, флаг и гимн. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Какие из перечисленных народов относятся к тюркской языковой группе? Выберите три варианта ответа.

Правильный вариант:

Пояснение: Оставшиеся три из шести народов относятся к монгольской языковой группе.

Задание 2. Вычеркните в списке слово, которое обозначает материк, а не части света.

Африка, Антарктида, Европа, Австралия, Азия, Евразия, Америка.

Правильный вариант:

Африка, Антарктида, Европа, Австралия, Азия, Евразия, Америка.


Россия — большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Россия расположена на материке Евразия. Общая площадь 17 075 400 кв. км. Наибольшая высота над уровнем моря 5642 м (гора Эльбрус). Наименьшая высота над уровнем моря 28 м (уровень Каспийского моря). Также к территории России относятся 14 наиболее крупных островов, самым большим из которых считается Сахалин площадью 76 400 кв. км и острова Новая Земля площадью 83 000 кв. км. Территория России охватывает 11 часовых поясов. Мы — многонациональная страна. Столицей нашего государства является Москва.

 Зачем мы изучаем историю?

Зачем мы изучаем

УЗНАТЬ ЗАГЛЯНУТЬ ПОРАДОВАТЬСЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ ОСОЗНАТЬ

ПОРАДОВАТЬСЯ

ПОЧУВСТВОВАТЬ


 Какие факторы влияют на историю государства?

Какие факторы влияют на историю государства?

 Факторы, влияющие на историю государства. Географический Природно – климатический Этнический Конфессиональный

Факторы, влияющие на историю государства.

  • Географический
  • Природно – климатический
  • Этнический
  • Конфессиональный


 Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться. В. О. Ключевский

Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться.

В. О. Ключевский

 История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого. Н.М. Карамзин

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример

Н.М. Карамзин

 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества

- Государственно-актовые: юридические нормы, договоры, постановления и др.

- Описательные: летописи, жития, письма, дневники, описания и др.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ изучают определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ изучают определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Генеалогия (от греч. — родословная) Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений Геральдика (лат. heraldus — глашатай) Наука, изучающая гербы как исторический источник Дипломатика (греч. diploma — документ) Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера Метрология (греч. metron — мера и logos — наука) Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса — в их историческом развитии

Генеалогия (от греч. — родословная)

Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений

Геральдика (лат. heraldus — глашатай)

Наука, изучающая гербы как исторический источник

Дипломатика (греч. diploma — документ)

Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера

Метрология (греч. metron — мера и logos — наука)

Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса — в их историческом развитии

Ономастика (греч. onoma — имя, наименование) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика — изучает географические названия; антропонимика — изучает личные имена людей; этнонимика — изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика — изучает имена богов Нумизматика (лат. numisma — монета) Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др.

Ономастика (греч. onoma — имя, наименование)

Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов:

топонимика — изучает географические названия;

антропонимика — изучает личные имена людей;

этнонимика — изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика — изучает имена богов

Нумизматика (лат. numisma — монета)

Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др.

Палеография (греч. palos — древний и grafo — пишу) Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.) Сфрагистика (греч. sphragis — печать) Наука, изучающая печати Хронология (греч. chronos — время и logos — наука) Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов Этимология (греч. etymon — истина, истинное значение слова) Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения

Палеография (греч. palos — древний и grafo — пишу)

Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.)

Сфрагистика (греч. sphragis — печать)

Наука, изучающая печати

Хронология (греч. chronos — время и logos — наука)

Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов

Этимология (греч. etymon — истина, истинное значение слова)

Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения

Согласны ли вы с высказыванием?

«История это фонарь из

прошлого, который светит в


-80%

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Введение. Наша Родина-Россия

ВВЕДЕНИЕ

НАША РОДИНА — РОССИЯ

Вы открываете учебник, с помощью которого будете изучать историю нашей Родины — России. Сегодня Россия — одно из крупнейших государств мира. Как подрастающие граждане своей страны, вы будете чаще задумываться над судьбами России, её местом в мировой истории, над её прошлым, настоящим и будущим.

Вы уже познакомились с историей Древнего мира и Средних веков. Основное внимание при этом уделялось изучению истории зарубежья. Теперь вы узнаете о наиболее важных событиях из прошлого своей Родины. История России уходит корнями в глубокую древность. Она более близка нам, потому что её героями являются наши предки. Знакомясь с историей родной страны, мы находим в ней примеры деятельности людей, достойные восхищения и подражания, в то же время в нашей истории были тяжёлые, даже трагические времена, оставившие свой след в памяти народа. Поколения людей, жившие в прошедшие столетия, незримо связаны и с нашим временем.

Наша Родина занимает огромную территорию. Она расположена на северо-востоке Евразии (Европы и Азии). Уральские горы делят Россию на две крупные части: европейскую и азиатскую. На всей этой территории испокон веков проживали многие племена и народы, которые относились к разным языковым семьям.

Значительная часть древнего населения принадлежала к индоевропейской языковой семье, которая распалась на несколько групп.

В центре и на севере Восточной Европы проживали предки балтов, германцев, славян. Степные районы издавна населяла другая группа индоевропейцев — племена, говорившие на иранских языках. К иранской языковой группе принадлежали и многочисленные племена, обитавшие на юге Сибири.

Восточную Сибирь освоили племена, принадлежавшие к уралосамодийской языковой семье. Многие самодийские племена прочно осели на севере. Племена, говорившие на финно-угорских языках, в незапамятные времена передвинулись из Сибири в Приуралье и далее на запад — в Восточную Прибалтику, позже в Центральную Европу. Значительная часть их распространилась по всей лесной полосе Поволжья и на территории между Волгой и Окой.

Часть населения нашей страны принадлежит к алтайской языковой семье. Наиболее многочисленной в этой семье является тюркская языковая группа. Прародина тюрок находилась в Центральной Азии. Отсюда они расселились на север, в Сибирь, на запад, к Уралу и Волге, а затем — в Причерноморье, на юг, в Среднюю Азию.

Особой языковой зоной является Кавказ. Горные хребты препятствовали активному передвижению племён, поэтому здесь с древнейших времён проживают в основном исконные жители этих мест, говорящие на разных языках. Многие из них объединены в кавказскую языковую семью.

Классификация некоторых языков

Семьи языковГруппы языковНазвания некоторых языков
ИндоевропейскаяСлавянскаяБелорусский, болгарский, македонский, польский, русский, сербский, словацкий, словенский, украинский, хорватский, чешский
Балтийская (балтская)Латышский, литовский
ИранскаяКурдский, осетинский, персидский, таджикский
АрмянскаяАрмянский
Урало-самодийскаяСамодийскаяНенецкий, энецкий
Финно-угорскаяВенгерский, карельский, мансийский, марийский, мордовский, удмуртский, финский, хантский, эстонский
АлтайскаяТюркскаяАзербайджанский, алтайский, балкарский, башкирский, казахский, карачаевский, киргизский, крымско-татарский, кумыкский, ногайский, татарский, тувинский, турецкий, туркменский, узбекский, хакасский, чувашский, якутский
МонгольскаяБурятский, калмыцкий, монгольский
Тунгусо-маньчжурскаяНанайский, эвенкийский
КавказскаяКартвельскаяГрузинский
Адыго-абхазскаяАбазинский, абхазский, адыгейский, кабардинский, черкесский
Нахско-дагестанскаяАварский, даргинский, ингушский, лакский, лезгинский, чеченский

История многочисленных народов, населяющих территорию нашей страны, является составной частью истории России. Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации.

Для современного человека очень важно знать историю своей страны, основные события и имена выдающихся людей, понимать причины и последствия их деятельности. Новый учебник поможет вам в этом.

Авторы старались показать, что история России всегда была и остаётся сегодня неотъемлемой частью мировой истории, оказывает на неё большое влияние.

Одна из важных задач учебника — показать историко-культурное многообразие России, раскрыть происхождение и содержание основополагающих общероссийских символов и традиций, объединяющих наш народ.

Многовековая история российской культуры оставила нам не только величественные храмы, неповторимые иконы, лучшие образцы мировой литературы, но и помогает сегодня лучше понять кто мы, к чему стремимся, каких ошибок прошлого нам следует избегать.

Желаем вам успехов в изучении истории нашей Родины!

Введение. Наша Родина-Россия

Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Презентация описания слайдов вводного урока по истории России класс. Учебник под ред.Торкунова.

ВложениеРазмер
vvedenie.nasha_rodina-_rossiya._urok_v_6_klasse.pdf 2.32 МБ
istoriya_rossiivvedenie_6_kl.docx 16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Тема: Вводное занятие. Наша Родина-Россия. 6 класс

№ слайда 3 Описание слайда : План: 1. Как работать с учебником. 2. Наша Родина-Россия.

№ слайда 4 Описание слайда: Как работать с учебником Учебник на стр. 4-5.

№ слайда 5 Описание слайда: В учебнике два варианта текста: 1.традиционные параграфы; 2. материалы для самостоятельной и проектной деятельности.

№ слайда 7 Описание слайда: 2. Наша Родина-Россия

№ слайда 8 Описание слайда: 1 ) Охарактеризуйте современное положение России в мире : * а) территория – площадь 17075,4 тысячи кв.км (первое место в мире); б) население – 141,9 млн. человек (2009); в) столица —г. Москва.

№ слайда 9 Описание слайда : * Сколько субъектов в Российской Федерации? (22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения ( Москва, Санкт-Петербург, Севастополь))

№ слайда 10 Описание слайда: Задание: Назовите имена исторических деятелей России, которые достойны восхищения и подражания (конкретные примеры)

№ слайда 11 Описание слайда: Задание: Назовите тяжелые и трагические события в истории России, которые оставили след в памяти народа?

№ слайда 12 Описание слайда: Опишите географическое положение РФ (абзац 3, стр. 6)

№ слайда 13 Описание слайда: Общая характеристика языковых семей (стр. 6).

№ слайда 14 Описание слайда : Классификация некоторых языков (Таблица на стр. 7)

№ слайда 15 Описание слайда: Какой вывод мы можем сделать? (абзац 1 с.8) *

№ слайда 16 Описание слайда : Изучаемый период: 1 - с древних времен до XVI в.

№ слайда 17 Описание слайда : 2 - IX-XIII вв. – появление Древнерусского государства. Киевская Русь (Древняя Русь) Столица - Киев

№ слайда 18 Описание слайда: 3 - XIV-XVII вв. – Московская Русь (Московия) Столица: Москва

№ слайда 19 Описание слайда : Исторические источники (стр. 8) -Остатки старины: фрагменты жилищ и кусочки одежды, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки и картины, рукописи и даже устные предания. - Летописи – записи происходивших событий, составленные по годам.

№ слайда 20 Описание слайда : Науки (стр. 8) 1) Археология – наука, изучающая прошлое по памятникам материальной культуры (орудия труда, утварь, места погребения). 2) Лингвистика – наука о языке. 3) Фольклористика – наука, изучающая народное творчество.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Моя родина - Россия. Государственные символы России

В доступной форме дети знакомятся с понятиями малая и большая Родина, с государственными символами России.

Сценарий, посвященный Дню России, предназначен для педагогов, работающих в летнем оздоровительном лагере.


20_02_класс_общ 5 классе_Наша Родина - Россия-

20_02_класс_общ 5 классе_Наша Родина - Россия-.

Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".

Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).


История России 6 класс "Наша Родина - Россия"

Технологическая карта урока "Наша Родина – Россия", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Прос.


Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур.


Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"

На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины.

Читайте также: