История россии 6 класс введение наша родина россия краткое содержание
Обновлено: 03.07.2024
Летописи – записи происходивших событий, составленные по годам.
Государственный символ – исторически сложившийся и закреплённый законом особый отличительный знак конкретного государства.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
История России уходит корнями в глубокую древность. Знакомясь с историей родной страны, мы находим в ней примеры деятельности людей, достойные восхищения и подражания. В то же время в нашей истории были тяжёлые и трагические времена, оставившие свой след в памяти народа. Россия – самая большая страна современного мира, её площадь 17,125 млн кв. км. Она является многонациональным государством, что отражено в Конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автономные народы страны. В 2002 году русские составляли 80,6 % или около 115,9 млн. из 143,7 млн. указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей – 19,4 % или 27,8 млн. чел.; численность лиц, не указавших свою национальность, составила 1,5 млн. чел. (или 1,0 % от 145,2 млн. жителей страны в целом). По языковому признаку все народы России составляют 4 языковых семьи.
Восстановить ход минувших событий помогают исторические источники: летописи, археологические находки.
Летописи содержат сведения о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, об их отношении между собой и с другими народами. В ткань повествования вплетались различные предания, тексты договоров и законов и прочие документы, многие из которых дошли до нас только в летописном изложении. Но летописи не могут дать полной картины была, нравов, обычаев.
Археологи изучают прошлое по памятникам материальной культуры: орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребения и т. д. На помощь учёным приходят лингвистика – наука о языке, фольклористика – наука, изучающая народное творчество.
Государственными символами России являются герб, флаг и гимн. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Какие из перечисленных народов относятся к тюркской языковой группе? Выберите три варианта ответа.
Правильный вариант:
Пояснение: Оставшиеся три из шести народов относятся к монгольской языковой группе.
Задание 2. Вычеркните в списке слово, которое обозначает материк, а не части света.
Африка, Антарктида, Европа, Австралия, Азия, Евразия, Америка.
Правильный вариант:
Африка, Антарктида, Европа, Австралия, Азия, Евразия, Америка.
Россия — большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Россия расположена на материке Евразия. Общая площадь 17 075 400 кв. км. Наибольшая высота над уровнем моря 5642 м (гора Эльбрус). Наименьшая высота над уровнем моря 28 м (уровень Каспийского моря). Также к территории России относятся 14 наиболее крупных островов, самым большим из которых считается Сахалин площадью 76 400 кв. км и острова Новая Земля площадью 83 000 кв. км. Территория России охватывает 11 часовых поясов. Мы — многонациональная страна. Столицей нашего государства является Москва.
Зачем мы изучаем
ПОРАДОВАТЬСЯ
ПОЧУВСТВОВАТЬ
Какие факторы влияют на историю государства?
Факторы, влияющие на историю государства.
- Географический
- Природно – климатический
- Этнический
- Конфессиональный
Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться.
В. О. Ключевский
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример
Н.М. Карамзин
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества
- Государственно-актовые: юридические нормы, договоры, постановления и др.
- Описательные: летописи, жития, письма, дневники, описания и др.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ изучают определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Генеалогия (от греч. — родословная)
Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
Геральдика (лат. heraldus — глашатай)
Наука, изучающая гербы как исторический источник
Дипломатика (греч. diploma — документ)
Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера
Метрология (греч. metron — мера и logos — наука)
Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса — в их историческом развитии
Ономастика (греч. onoma — имя, наименование)
Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов:
топонимика — изучает географические названия;
антропонимика — изучает личные имена людей;
этнонимика — изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика — изучает имена богов
Нумизматика (лат. numisma — монета)
Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др.
Палеография (греч. palos — древний и grafo — пишу)
Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis — печать)
Наука, изучающая печати
Хронология (греч. chronos — время и logos — наука)
Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов
Этимология (греч. etymon — истина, истинное значение слова)
Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения
Согласны ли вы с высказыванием?
«История это фонарь из
прошлого, который светит в
-80%
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Введение. Наша Родина-Россия
ВВЕДЕНИЕ
НАША РОДИНА — РОССИЯ
Вы открываете учебник, с помощью которого будете изучать историю нашей Родины — России. Сегодня Россия — одно из крупнейших государств мира. Как подрастающие граждане своей страны, вы будете чаще задумываться над судьбами России, её местом в мировой истории, над её прошлым, настоящим и будущим.
Вы уже познакомились с историей Древнего мира и Средних веков. Основное внимание при этом уделялось изучению истории зарубежья. Теперь вы узнаете о наиболее важных событиях из прошлого своей Родины. История России уходит корнями в глубокую древность. Она более близка нам, потому что её героями являются наши предки. Знакомясь с историей родной страны, мы находим в ней примеры деятельности людей, достойные восхищения и подражания, в то же время в нашей истории были тяжёлые, даже трагические времена, оставившие свой след в памяти народа. Поколения людей, жившие в прошедшие столетия, незримо связаны и с нашим временем.
Наша Родина занимает огромную территорию. Она расположена на северо-востоке Евразии (Европы и Азии). Уральские горы делят Россию на две крупные части: европейскую и азиатскую. На всей этой территории испокон веков проживали многие племена и народы, которые относились к разным языковым семьям.
Значительная часть древнего населения принадлежала к индоевропейской языковой семье, которая распалась на несколько групп.
В центре и на севере Восточной Европы проживали предки балтов, германцев, славян. Степные районы издавна населяла другая группа индоевропейцев — племена, говорившие на иранских языках. К иранской языковой группе принадлежали и многочисленные племена, обитавшие на юге Сибири.
Восточную Сибирь освоили племена, принадлежавшие к уралосамодийской языковой семье. Многие самодийские племена прочно осели на севере. Племена, говорившие на финно-угорских языках, в незапамятные времена передвинулись из Сибири в Приуралье и далее на запад — в Восточную Прибалтику, позже в Центральную Европу. Значительная часть их распространилась по всей лесной полосе Поволжья и на территории между Волгой и Окой.
Часть населения нашей страны принадлежит к алтайской языковой семье. Наиболее многочисленной в этой семье является тюркская языковая группа. Прародина тюрок находилась в Центральной Азии. Отсюда они расселились на север, в Сибирь, на запад, к Уралу и Волге, а затем — в Причерноморье, на юг, в Среднюю Азию.
Особой языковой зоной является Кавказ. Горные хребты препятствовали активному передвижению племён, поэтому здесь с древнейших времён проживают в основном исконные жители этих мест, говорящие на разных языках. Многие из них объединены в кавказскую языковую семью.
Классификация некоторых языков
Семьи языков | Группы языков | Названия некоторых языков |
Индоевропейская | Славянская | Белорусский, болгарский, македонский, польский, русский, сербский, словацкий, словенский, украинский, хорватский, чешский |
Балтийская (балтская) | Латышский, литовский | |
Иранская | Курдский, осетинский, персидский, таджикский | |
Армянская | Армянский | |
Урало-самодийская | Самодийская | Ненецкий, энецкий |
Финно-угорская | Венгерский, карельский, мансийский, марийский, мордовский, удмуртский, финский, хантский, эстонский | |
Алтайская | Тюркская | Азербайджанский, алтайский, балкарский, башкирский, казахский, карачаевский, киргизский, крымско-татарский, кумыкский, ногайский, татарский, тувинский, турецкий, туркменский, узбекский, хакасский, чувашский, якутский |
Монгольская | Бурятский, калмыцкий, монгольский | |
Тунгусо-маньчжурская | Нанайский, эвенкийский | |
Кавказская | Картвельская | Грузинский |
Адыго-абхазская | Абазинский, абхазский, адыгейский, кабардинский, черкесский | |
Нахско-дагестанская | Аварский, даргинский, ингушский, лакский, лезгинский, чеченский |
История многочисленных народов, населяющих территорию нашей страны, является составной частью истории России. Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации.
Для современного человека очень важно знать историю своей страны, основные события и имена выдающихся людей, понимать причины и последствия их деятельности. Новый учебник поможет вам в этом.
Авторы старались показать, что история России всегда была и остаётся сегодня неотъемлемой частью мировой истории, оказывает на неё большое влияние.
Одна из важных задач учебника — показать историко-культурное многообразие России, раскрыть происхождение и содержание основополагающих общероссийских символов и традиций, объединяющих наш народ.
Многовековая история российской культуры оставила нам не только величественные храмы, неповторимые иконы, лучшие образцы мировой литературы, но и помогает сегодня лучше понять кто мы, к чему стремимся, каких ошибок прошлого нам следует избегать.
Желаем вам успехов в изучении истории нашей Родины!
Введение. Наша Родина-Россия
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Презентация описания слайдов вводного урока по истории России класс. Учебник под ред.Торкунова.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.nasha_rodina-_rossiya._urok_v_6_klasse.pdf | 2.32 МБ |
istoriya_rossiivvedenie_6_kl.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: Вводное занятие. Наша Родина-Россия. 6 класс
№ слайда 3 Описание слайда : План: 1. Как работать с учебником. 2. Наша Родина-Россия.
№ слайда 4 Описание слайда: Как работать с учебником Учебник на стр. 4-5.
№ слайда 5 Описание слайда: В учебнике два варианта текста: 1.традиционные параграфы; 2. материалы для самостоятельной и проектной деятельности.
№ слайда 7 Описание слайда: 2. Наша Родина-Россия
№ слайда 8 Описание слайда: 1 ) Охарактеризуйте современное положение России в мире : * а) территория – площадь 17075,4 тысячи кв.км (первое место в мире); б) население – 141,9 млн. человек (2009); в) столица —г. Москва.
№ слайда 9 Описание слайда : * Сколько субъектов в Российской Федерации? (22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения ( Москва, Санкт-Петербург, Севастополь))
№ слайда 10 Описание слайда: Задание: Назовите имена исторических деятелей России, которые достойны восхищения и подражания (конкретные примеры)
№ слайда 11 Описание слайда: Задание: Назовите тяжелые и трагические события в истории России, которые оставили след в памяти народа?
№ слайда 12 Описание слайда: Опишите географическое положение РФ (абзац 3, стр. 6)
№ слайда 13 Описание слайда: Общая характеристика языковых семей (стр. 6).
№ слайда 14 Описание слайда : Классификация некоторых языков (Таблица на стр. 7)
№ слайда 15 Описание слайда: Какой вывод мы можем сделать? (абзац 1 с.8) *
№ слайда 16 Описание слайда : Изучаемый период: 1 - с древних времен до XVI в.
№ слайда 17 Описание слайда : 2 - IX-XIII вв. – появление Древнерусского государства. Киевская Русь (Древняя Русь) Столица - Киев
№ слайда 18 Описание слайда: 3 - XIV-XVII вв. – Московская Русь (Московия) Столица: Москва
№ слайда 19 Описание слайда : Исторические источники (стр. 8) -Остатки старины: фрагменты жилищ и кусочки одежды, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки и картины, рукописи и даже устные предания. - Летописи – записи происходивших событий, составленные по годам.
№ слайда 20 Описание слайда : Науки (стр. 8) 1) Археология – наука, изучающая прошлое по памятникам материальной культуры (орудия труда, утварь, места погребения). 2) Лингвистика – наука о языке. 3) Фольклористика – наука, изучающая народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя родина - Россия. Государственные символы России
В доступной форме дети знакомятся с понятиями малая и большая Родина, с государственными символами России.
Сценарий, посвященный Дню России, предназначен для педагогов, работающих в летнем оздоровительном лагере.
20_02_класс_общ 5 классе_Наша Родина - Россия-
20_02_класс_общ 5 классе_Наша Родина - Россия-.
Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".
Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
История России 6 класс "Наша Родина - Россия"
Технологическая карта урока "Наша Родина – Россия", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Прос.
Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"
Презентация посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур.
Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"
На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины.
Читайте также: