Историческая школа фольклористики представители

Обновлено: 07.07.2024

Школа заимствования (Т. Бенфей и др.) Труды А. Н. Пыпина, В. В. Стасова, отношение их разысканий к работам ученых Западной Европы. Проблема происхождения и сходства сюжетов и ее решение в трудах миграционистов. Идея А. Н Веселовского о “встречных течениях” при заимствовании.

Наиболее значительной поправкой Веселовского к теории заимствования было утверждение, что сходство произведений у разных народов еще не означает прямого заимствования, он считал, что народ, заимствуя у другого народа то или иное произведение, не оставляет его неизменным, а перерабатывает в соответствии со своим национальным характером. Веселовский в явлениях заимствования видел двусторонний процесс. Он изучал не только культурные явления одного народа, которые были заимствованы, но и внутренние условия другого народа, подготовившие и обусловившие эти заимствования.

Недостатком работ представителей теории заимствования явилось то, что они нередко преувеличивали роль заимствования, недооценивали национальную основу фольклора. Важной новаторской стороной школы заимствования было то, что она положила конец национальной замкнутости в фольклорных исследованиях, что было характерно для мифологов. Школа заимствования и мифологическая не отрицают, а дополняют друг друга. Почувствовав бессилие мифологов в истолковании произведений народного творчества, ученые обратились к его истории.

Впоследствии русские фольклористы указывали на то, что заимствование всегда сопровождалось творческой переработкой чужеземных источников, поэтому на первом месте в истории развития фольклора любого народа стоит национальное начало, которое определяет его своеобразие.

Развитие исторической науки и этнографии и их значение для изучения фольклора. Антропологическая школа (теория самозарождения сюжетов). Проблема происхождения и сходства сюжетов, ее решение. Труды А. Н. Веселовского по проблемам синкретизма искусства, истории эпоса, лирики, драмы. Идеи исторической поэтики. Сравнительное изучение фольклора в трудах А. Н. Веселовского и его учеников, последователей (Е. В. Аничков и др.).

Зарождение исторического метода исследования фольклора. Значение работы Л. Н. Майкова для формирования исторической школы. Глава школы — В. Ф. Миллер, его основные труды и их значение. Работы его единомышленников и последователей: И. Н. Жданова, М. Н. Сперанского, А. В. Маркова, С. К. Шамбинаго и др.

Историческая школа возникла в России в самом конце XIX века. Ученые, присоединившиеся к этой школе, выдвинули принцип изучения народного творчества на основе русской национальной истории. Теоретически обосновал исторический метод и применил его в своих изысканиях В.Ф.Миллер. Историческая школа с 90-х годов получила всемирное распространение, определила научные исследования целого ряда русских и зарубежных ученых. Последователями этой школы были В.А.Келтуяла, С.К.Шамбинаго, Е.Н.Елеонская, братья Соколовы и др. Основная проблематика их научных разысканий была определена задачей рассмотрения произведений народного творчества в связи с его историей, а также освещении роли народа в истории создания фольклорных призведений. В.Ф.Миллер и его последователи стремились раскрыть именно национально- историческую основу русского фольклора, изучить саму историю былин. В их работах содержатся ценные наблюдения и сведения по вопросам о том, где, когда и на какой конкретной исторической основе возникла та или иная былина, каковы ее дальнейшие исторические изменения.

Сторонники исторической школы стали рассматривать произведения фольклора (былины) как строгий исторический документ. Свою задачу они видели в том, чтобы найти, какое конкретно-историческое событие отразилось в данном произведении фольклора. Они не учитывали, что художественное произведение не фотографирует, а типизирует явления жизни, следовательно, произведения фольклора являются не документальными, а художественными обобщениями. Современная фольклористика считает, что фольклор действительно является отражением исторической действительности, но в художественной форме.

Общие труды по русскому фольклору (П. В. Владимиров, А. Н. Пыпин, М. Н. Сперанский, А. М. Лобода). Значение собирания фольклорных материалов (новые записи былин, сказок, песен и других жанров) для развития фольклористики. Сборники П. В. Шейна, Н. Е. Ончукова, А. В. Маркова, А. Д. Григорьева, Д. К. Зеленина, Б. М. И Ю. М. Соколовых.

ЛЕКЦИЯ 18

СОВРЕМЕННАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА

Современная фольклористика как новый этап в изучении народного поэтического творчества. Организационная работа в области собирания фольклора. Собирательская и издательская деятельность академических институтов (Института русской литературы и Института этнографии Академии наук СССР), университетов и пединститутов. Исследования Б. М. и Ю. М. Соколовых, М. К. Азадовского, Н. П. Андреева, А. И. Никифорова. Значение их деятельности для развития фольклористики: расширение научной проблематики, совершенствование методологии и методики.

Большие сложности возникли в связи с необходимостью создания истории русского фольклора, этот вопрос может быть решен только большим авторским коллективом. В связи с решением проблемы исторического развития русского фольклора рассматриваются вопросы генезиса и формирования его отдельных жанров, вопрос о жанровой специфике фольклорных произведений, вопросы поэтики этих произведений.

Один из интересных и не до конца исследованных вопросов – разработка проблемы о взаимодействии литературы и фольклора. Современными фольклористами изучается также вопрос о влиянии литературы на фольклор, о бытовании в народе песен литературного происхождения.

Надо отметить, что не все вопросы, поставленные учеными, разрешены полностью. Неоднократно отмечалось, что нет свода сюжетов русского фольклора, не всегда координируется деятельность отдельных лиц, организаций и приемов фольклористических исследований.

Труды В. Я. Проппа, П. Г. Богатырева, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова и других ученых. Многообразие существующих методов и подходов. Изучение былин, исторических песен, обрядовой поэзии, лирических песен, сказок, драмы, современного фольклора. Главные направления: изучение фольклора как искусства слова, историческое, этнографическое, лингвистическое, музыковедческое.

Дискуссии о специфике фольклора (50-е, 60-е гг.), об историзме эпоса (60-е, 80-е гг.). Развитие сравнительно-типологического изучения фольклора. Структурно-семиотический метод в изучении фольклора. Изучение фольклора современности. Новейшие исследования лирических песен, сказок, былин.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В былинах и исторических песнях сторонники И. ш. видели фрагменты своеобразной устной летописи; они стремились доказать, что былины возникли в княжеско-дружинном кругу. Несовпадения исторических событий и содержания произведений объяснялись порчей текста в крестьянской среде. Поэтическое содержание эпоса И. ш. фактически не исследовалось. И. ш. пользовалась некоторое время международным авторитетом и оказала влияние на деятельность учёных ряда стран. При всех методологических недостатках И. ш. внесла заметный вклад в науку о фольклоре, собрав и систематизировав огромный материал. Недостатки ее заключались в отсутствии обоснования рождения волшебных сказок.

Роль М.Горького в развитии отечественной науки об УНТ.

Календарная поэзия: ее социальное и художественное значение.

Весь фольклор можно разделить на обрядовый и необрядовый. К обрядовому относятся произведения, которые исполняются во время совершения какого-либо обряда или же которые являются его составной частью.

Обряд – это определенные обычаями те или иные действа. Это наиболее древний вид народной культуры. В них можно обнаружить анимизм (вера в существование духов), антропоморфизм (все явления природы обладают человеческими качествами) и магизм.

Календарная поэзия – это произведения устного народного творчества, являющиеся частью календарной обрядности. Календарные обряды, песни и игры связаны с явлениями природы, годовым круговоротом солнца, с земледельческим трудом. В основе этих обрядов лежала вера в магическую силу слова, жеста, действия. К языческим обрядам и связанной с ними календарной поэзией были позднее приурочены христианские праздники. В ней сочетались магические действия, христианские мотивы и житейский опыт.

Поэтически наиболее богаты зимние и весенние обрядовые циклы. Во время зимних праздников пелись колядки (песни новогоднего содержания) и подблюдные песни (гадания с помощью блюда). Начало весны было отмечено масленичными песнями и играми, а также веснянками (песни, выкривавашиеся девушками к призыву весны). Также существовали Егорьевские песни (в день первого выгона стада) Вьюнишние песни (песни для супругов после Пасхи). Пасху сопровождали Семицкие обрядовые песни. Летняя обрядовость связана с праздником Ивана Купалы и похорон Костромы. Яркой образностью, оптимизмом отличаются осенние обрядовые песни, связанные со сбором урожая.

В настоящее время календарные песни практически вышли из бытования.

Социальная роль календарной поэзии состоит в актуальности данных действий для исполнителя, в его заботе о заклинаемом (урожае, продуктивности труда, благополучии). В них отражаются жизнь и бытование народа, его мировоззрение. Вместе с тем обрядовая поэзия выполняла и эстетическую функцию: она передавала атмосферу праздничности, художественно выражала всевозможные мысли и чувства.

Представители в России:

Стремление исторически обосновать и объяснить народное творчество характерно не только для исторической поэтики

B. Ф. Миллер. Созданная Миллером школа в конце XIX и начале XX в. стала господствующим направлением в русской фольклористике; она в известной мере противостояла и методике формалистического нанизывания отдельных фактов без стремления осмыслить их, и приемам, выработанным теорией заимствования, не говоря уже о мифологической школе, против которой ожесточенно выступал и сам основоположник школы и его ученики. Историческая школа с середины 90-х годов получила всемирное признание и определила творческий путь целого ряда русских и зарубежных ученых.

С середины 90-х годов В. Ф. Миллер упорно искал новых путей исследования, так как он сознавал бесплодность разысканий и методологическую несостоятельность исследователей, представлявших современные ему направления науки. Отмечая значение сравнительного метода для познания народного творчества, В. Ф. Миллер говорил о его несовершенстве и невозможности отождествления сказки с письмом, сохраняющим

Историческая школа в фольклористике, одно из наиболее влиятельных направлений русской фольклористики конца 19 ‒ начала 20 вв. В отличие от мифологической школы и теории заимствования, И. ш. стремилась объяснить русский фольклор, опираясь на русскую историю, выяснить, где и когда сложилось то или иное устнопоэтическое произведение, какие исторические события лежали в его основе. Сторонники И. ш. (В. Ф. Миллер, А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, Б. М. и Ю. М. Соколовы и др.) обследовали памятники древнерусской письменности, извлекли многочисленные параллели к былинам и историческим песням , создали историческую географию русского эпоса.Они осуществили ряд экспедиций, издали ценные сборники и своды (сборники А. Д. Григорьева, А. В. Маркова, Н. Е. Ончукова, Н. С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера и Е. Н. Елеонской, своды исторических песен В. Ф. Миллера и лирических песен А. И. Соболевского и др.).

В былинах и исторических песнях сторонники И. ш. видели фрагменты своеобразной устной летописи; они стремились доказать, что былины возникли в княжеско-дружинном кругу. Несовпадения исторических событий и содержания произведений объяснялись порчей текста в крестьянской среде. Поэтическое содержание эпоса И. ш. фактически не исследовалось. И. ш. пользовалась некоторое время международным авторитетом и оказала влияние на деятельность учёных ряда стран. При всех методологических недостатках И. ш. внесла заметный вклад в науку о фольклоре, собрав и систематизировав огромный материал.

Лит.: Миллер В. Ф., Очерки русской народной словесности, т. 1‒3, М., 1897 ‒ 1924; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2,. М., 1963.

Читайте также: