Истоки предмет в школе обязателен

Обновлено: 06.07.2024

Родители учеников московской школы №2065 пожаловались в Генпрокуратуру на предмет "Истоки". Этот курс с конфессиональным уклоном изучается в школах 62 регионов страны, но родители детей из 2065-й школы посчитали его "навязыванием религиозной идеологии департаментом образования", "антинаучной манипуляцией" и "давлением на детскую психику".

О том, что в школе вводится новый предмет, родители узнали в сентябре. Департамент образования преподнес его как эксперимент.

Родителей смутил навязываемый учебником разговор "про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей". Недовольство выразили не только родители-атеисты, но и православные, им также не понравилось навязывание такого содержания.

Жалоба родителей в столичный департамент образования не принесла разрешения конфликта. Письмо вернулось директору школы, а директор заявила, что не может отменить инициативу департамента. Сначала договорились, что предмет останется, но учебники "Исток" будут удалены, а программа поменяется на светскую. Но ничего этого не произошло, и родители написали жалобу в Генпрокуратуру.

Они, в том числе, просят проверить, не было ли коррупционной составляющей при выборе столичными чиновниками учебника "Истоков" в качестве пособия.

Газета "Коммерсант" отмечает, что курсы "Истоки" и "Социокультурные истоки" разработаны в начале 2000-х под эгидой РАЕН (Российская академия естественных наук - общественная организация, которая не имеет отношения к Российской академии наук). Их авторы - член-корреспондент РАЕН, главный редактор ИД "Истоки" Игорь Кузьмин и член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского педагогического университета Александр Камкин.

При этом в департаменте образования Москвы заявили, что "Основы духовно-нравственной культуры народов России" не связаны с "приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии", подчеркивает агентство. А учебные пособия "Истоки" и "Православная культура" были выбраны "коллективами педагогов по итогам заседаний педсоветов и изучения мнения родителей". Школы "принимали решение об изучении курсов "Истоки" и "Православная культура" по итогам обсуждения со всеми родителями".

Представители департамента также уточняют, что, кроме "Истоков" и "Православной культуры", родители имеют право потребовать "включить темы, связанные с духовно-нравственной культурой народов России в программы по истории, обществознанию, литературе, музыке, изобразительному искусству".

"Российская газета" попросила прокомментировать ситуацию с жалобой заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе.

Как вы относитесь к жалобе родителей на преподавание предмета "Истоки" в школе 2065?

Вахтанг Кипшидзе: Я, к сожалению, не видел обращения, направленного родителями в Генпрокуратуру, но хотел бы сразу уточнить, что курс "Истоки", который является предметом жалобы, строго говоря, не является курсом религиозной культуры вообще. И Церковь, насколько мне известно, прямого участия в разработке данного курса не принимала.

С другой стороны, мне кажется естественным и понятным, что данный курс содержит какие-то сведения о православной культуре. Ведь изучение отечественной культуры без изучения роли православия практически невозможно. Я читал в СМИ, что якобы в учебнике по "Истокам" упоминаются слова "Бог", "икона", "храм" и другие, связанные с христианством вообще.

Не открою секрета, заметив, что если попытаться посчитать, сколько раз употребляются эти слова в советских учебниках по истории и культурологии, их там будет не мало. Если в учебниках такого рода не будет слова "икона", то как они будут существовать. Это как представить себе центральные отечественные музеи и собрания живописи без икон. Потому что икона - это интегральная часть российской культуры. То же самое можно сказать о храмах и храмовой архитектуре. С храмами, их возведением, их обороной от неприятеля, связаны огромные пласты нашей истории и культуры. И не упоминать слово "храм" в учебнике по отечественной культуре - это значит вычеркнуть храмовое строительство из нашей истории и мировоззрения. Это невозможно и напоминает о попытках взрывать храмы или превращать их в коровники, чтобы навсегда стереть память о них из народного сознания.

Поэтому я бы, в отличие от родителей, обратившихся с жалобой в Генпрокуратуру, не делал вывода, что упоминание ключевых понятий нашей культуры несет в себе угрозу продвижения религиозной идеологии.

Идеология в моем представлении заключается в использовании религии для продвижения тех или иных политических задач и целей. Классика жанра - известное трио - "Православие. Самодержавие. Народность". Если бы в учебнике "Истоки" говорилось, что словами "Православие Самодержавие. Народность" описываются основы нашего общества, а Церковь рассматривалась не как независимая сила, а как легализованный оплот государственной идеологии, то это, может быть, могло явиться поводом для беспокойства родителей школьников, подавших жалобу.

Фото: Александр Корольков/РГ

Но в ином случае обвинение авторов в продвижении идеологии только на основании употребления слов "Бог", "икона", "ангелы", мне кажется необоснованным.

Но вроде бы родителей возмутил навязываемый учебником разговор про "нечистую силу", "святую воду" и ангелов-хранителей". Может быть, тон ошибочный или избыточен разговор о ритуальной стороне религии? Потому что учебник, кажется, не нравится и православным родителям?

Вахтанг Кипшидзе: Учебник может не нравиться, это вполне естественно. Но если он им не нравится, то стоит поставить вопрос: этот учебник надо написать на более высоком профессиональном уровне. Но я думаю, что нет сегодня такого учебника, который бы ставил своей задачей запугать учащихся. Мне также кажется маловероятным, что современных детей можно чем-то напугать, притом, что у большинства из них есть доступ в интернет с дошкольного возраста. Но даже если это так, и их что-то пугает, то это опять же не повод говорить о навязывании религиозной идеологии. Можно ставить вопрос о несоответствии учебника задачам раскрытия отечественной культуры или использовании странных методик написания, создающих запугивающий эффект или вводящих детей в заблуждение. Но это вовсе не касается навязывания идеологии. Представления, например, о "нечистой силе" существует во всех традиционных идеологиях - и в исламской, и в буддийской, и в иудейской. Поэтому разговор о существовании бесов - это отнюдь не навязывание православной идеологии.

А "святую воду", например, используют в своих ритуалах и католики. И если ребенок об этом будет знать, это совсем не значит, что он становится объектом индоктринирования той или иной идеологии.

Эта программа, направленная на гармоническое развитие учащихся на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.

Мир ценностей внутреннего мира человека раскрывается через весьма ёмкую и в то же время доступную для возраста детей формулу: Вера, Надежда, Любовь и София ( 3 класс ) . О её сути красноречиво свидетельствует хотя бы тот мир категорий, в котором целый учебный год находятся третьеклассники — вера, верность, правда, честь, надежда, согласие и т.д.

Бесспорно, прослеживается и религиозно-православная направленность содержания предмета, но, заметим , раскрытие материала представлено в учебниках с культурологической позиции.

в общеобразовательной школе

в школе при церкви

1) вопрос веры является тайной каждого учащегося, педагога и огласке не подлежит;

1) принятие веры обязательно, воспитание и обучение учащихся происходит по догматам и канонам веры;

2) Закон Божий — главный предмет изучения в комплексе религиозных дисциплин;

3) объективный подход к изучаемым произведениям, искусствоведческая оценка произведений литературы, музыки, изобразительного искусства;

3) личное отношение к молитве, иконе, хору-молитве, которые являются для верующего атрибутом культа;

4) экскурсии в музеи и храмы;

4) обязательное участие в церковных службах и соблюдение правил повседневной жизни верующего человека;

5) объяснение материала от третьего лица;

5) объяснение материала от первого лица;

6) учащиеся только читают молитвы и анализируют их как жанр со своими выразительными средствами, хоры-молитвы слушают; творческие работы по изобразительному искусству опосредованно связаны с духовно-религиозным содержанием;

6) молитвы учат наизусть, хоры-молитвы поют, иконы рисуют;

7) исторический, искусствоведческий методы изучения материала; прослеживание связи с народным и светским профессиональным искусством;

7) богословский подход к изучаемому материалу;

8) возможно ознакомление с традициями, обычаями, произведениями искусства других мировых религий и направлений христианства.

8) изучение основ культуры только избранной религии (православной).

Знание содержания, образов, символов, канонов православного искусства.

Особенности методики преподавания этого культурологического предмета в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта.

Способность поставить себя на место другого человека — вот что дает нам опыт искусств, опыт переживания многих жизней. Опыт переживания, осмысленный передовыми людьми прошлого и настоящего. И это создает возможность сочувствия и понимания, создает способность чувствовать боль другого как свою…

Логическое и эмоциональное мышление давно пора осознать как две равноправные стороны развития человеческой личности и перестать превращать одну форму сознания в критерий суда над другой. Решение проблемы заключается в создании для каждого индивидуума таких условий человеческого развития, внутри которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим развитием, с одной стороны, и художественно-эстетическим развитием — с другой.

Положительным результатом использования методики художественно-образного преподавания на уроках можно считать интересные творческие работы учащихся. Ребята пишут стихи, сочиняют сказки, рисуют картины.

Приведем пример художественно-образного подхода в методике преподавания предмета Истоки.

У.: Ребята, кто такие богатыри? Есть ли отличие богатырей от героев?

Д.: Богатыри — это сильные физически люди, а герой может быть и слабым.

У.: В таком случае, все окружающие нас сильные мужчины, порой твердолобые, — богатыри?

Д.: Нет, только добрые , а герои бывают и злые. Героем можно стать один раз в жизни , это поступок, а богатырь — это постоянная величина .

У.: Посмотрите на картину Васнецова. Там все сильные? (Учитель предлагает принять позу каждого, примерить выражение лица Добрыни и Алеши Поповича).

(Дети, опираясь на свои ощущения, приходят к выводу, что здесь все богатыри физически сильные. Один — хитроват, другой — спокойный).

Д.: Богатый; ходит под Богом; Богом данный дар.

У.: Богом данный дар. Это интересный ответ. Какой же дар дан каждому из них?

Д.: Одному — сила, другому — ум, третьему — добро.

Дальнейшая беседа продолжается в русле обсуждения, что важнее для человека из этих трех начал, что есть богатство?

Одно добро без силы и ума будет ли действенно? А ум без добра, что несет миру? Дети приходят к выводу, что в характеристике будет более глубокий смысл о единстве телесного, душевного и духовного, что только совместное существование трех начал делает человека поистине богатым.

Васнецов написал картину не для того, чтобы перечислить былинных героев, собрав их в одном пространстве и времени, а чтобы заострить внимание на духовной символике , которая прочитывается в образах и именах.

Нормативно-правовая база по данному вопросу следующая:

Стоит отметить, что ни религиозное образование, ни изучение основ религиозной культуры (культур) в государственных и муниципальных образовательных организациях не является обязательным и не может быть обязательным.

Одним из сложных вопросов в данном случае является — оценивание результатов изучения курса. Специфика предмета такова, что личностные результаты обучающихся гораздо важнее предметных и метапредметных. Но как педагогу оценивать текущие результаты усвоения курса, чтобы своевременно корректировать учебную траекторию? На какие критерии опираться? Как выявить наиболее успешные методы и формы работы по предмету при изучении конкретных тем, с конкретными учащимися?

Говоря о системе оценивания текущих результатов обучения, необходимо помнить, что она предусматривает оценку познавательной деятельности учащихся. Здесь и проходит тонкая грань, которую легко перейти: нельзя оценивать мировоззренческие позиции и установки, личный опыт учащихся.

Существует целый комплекс видов деятельности детей на уроке, которые помогают учителю оценить динамику каждого ученика:

  • усвоение фактического, исторического материала;
  • активность на уроках;
  • участие в обсуждении проблем при групповой и парной работе;
  • работы, выполняемые учащимся в ходе обучения (творческие, письменные работы, все виды работы с текстом, подборка информационных, иллюстративных материалов, составление словаря терминов, ведение тетради);
  • факт и качество выполнения домашнего задания;
  • участие во внеурочной деятельности.

Ученики нередко отмечают сложность восприятия программного материала. Для кого-то он является абсолютно новым, для кого-то оторванным от их обыденного представления о мире и человеке. Поэтому на уроках педагоги должны постараться донести значимость и актуальность православного вероучения не только для наших далеких предков, но и для современного ребенка. Разговор на таком особом уроке должен строиться на доступном для детей языке.

Стоящая перед семьей и школой задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна и должна быть реализована школой в полном объеме.

Друзья, т.к. поступают запросы на образец заявления по правомерности включения в учебный план предмета "Истоки" (либо другого предмета с религиозным содержанием), размещаю образец, разработанный инициативной группой, при написании своего заявления нужно учитывать параметры вашего учебного плана (вариант 1 и вариант 2). Как правило, учебные планы размещены на сайтах школ. В начальной школе модуль, включающий эти предметы не является обязательным и может быть заменён на любой предмет. Для средней школы эти предметы можно заменить на любые другие из этого модуля (например, этика или ОДНКНР или др.) в необходимом количестве часов. Напоминаю, выбор этих предметов производится только на основании письменного согласия законного представителя (родителя) ученика в соответствии с законодательством РФ (ответ из администрации президента РФ размещён в группе).

Екатерина Грудина

А вот школы которые ни как не хотят менять учебные планы и исключить эти истоки из программы берут заявление с родителей первоклашек, что они не против обучения детей по этому предмету . И большинство родителей наверное подписывают, не особо понимая сути этого предмета.

А вот интересно, ведь второй иностранный то-же отменён как обязательный, но многие школы так-же продолжают его преподавать, потому что у них программа.

"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
Департамент образования Вологодской области

Департамент образования Вологодской области объявляет конкурс на включение в кадровый резерв на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы области:

"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
Госуслуги Вологодская область

👨‍🎓

Для всех школьников появилась возможность получить бесплатно полный доступ к курсам Учи.ру

Ребята смогут заниматься без ограничений по времени и количеству заданий абсолютно бесплатно.

"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
Онлайн Вологда

В Вологде организации дополнительного образования записывали детей в секции без ведома взрослых

По данному факту из-за многочисленных жалоб родителей прокуратура провела проверку.

"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена

📊

Прошло 4 дня с момента запуска функционала проверки использования данных Ваших детей, и мы уже можем поделиться первыми результатами!

🔥

На сегодняшний день, родители из 29 регионов проверили 1810 детей, и выявили свыше 200 липовых зачислений! Получается, что 12,3% всех проверенных персональных данных используются для имитации охвата дополнительным образованием.
Показать полностью.

Наибольшую активность проявили родители из регионов:

ХМАО
Мурманская область
Свердловская область

Наименьший интерес к использованию функционала показали родители из регионов:

Новгородская область
Саратовская область
Кировская область

Так, на данный момент, выглядит рейтинг самых честных регионов, где выявлено меньше всего фейковых зачислений:

Калининградская область
Липецкая область
Республика Коми

А лидируют по количеству приписок:

Алтайский край
Волгоградская область
Вологодская область

🙏

Пожалуйста, делитесь данной информацией с каждым, у кого есть дети в возрасте от 5 до 18 лет. Совсем необязательно, что если Вы не писали заявление на обучение ребенка в кружках и секциях – его данные не внесли за Вас.

Надеемся на максимальный репост и будем держать Вас в курсе происходящего!

"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена

📢

Функционал проверки зачислений доступен!

Месяц назад, наша команда взяла на себя смелость анонсировать запуск функционала проверки использования данных детей для создания липовых зачислений.

🗣

Ваши обращения не дают нам забыть данное обещание. Обстоятельства указывают на то, что простое обсуждение в соцсетях проблему приписок не решит.
Показать полностью. Мы рассчитывали, что на сложившуюся ситуацию так же обратит внимание Минпросвещения России и, хотя бы слегка, уменьшит давление на регионы. К сожалению, этого не произошло.

Пока мы медлили, один из членов нашей команды лично столкнулся с липовым зачислением своего ребенка и поучаствовал в беседе с представителем "виноватой" организации - получив, уже ставший типичным ответ: "Вам жалко что-ли?".

📈

Нам не жалко, мы прекрасно понимаем, что в происходящем 95% ответственности никак нельзя отнести на педагогов, организации, муниципальные или даже региональные органы власти, прекрасно понимаем, что "с системой спорить дело бессмысленное", но и согласиться с происходящим мы не можем. Уверены, что и большинство из Вас, чьи дети внесены в отчеты, сочтут нечестным, что с 2012 года указ Президента №599 выполняется лишь "на бумаге".

👶

Мы запустили функционал проверки, чтобы Вы могли увидеть наличие зачислений, созданных по персональным данным Вашего ребенка.

Просим Вас принять участие в проверке зачислений, и самое главное - максимально распространить информацию среди своих знакомых, имеющих детей в возрасте от 5 до 18 лет. Крайне важен Ваш лайк и репост!

🚀

Мы точно понимаем: если такой "бунт против системы" останется незамеченным, то "наверху" это будет расценено лишь как согласие со всем происходящим.

👨‍👩‍👧

У детей на самом деле должны быть те возможности, которые почти 10 лет назад предусмотрел Президент, и которые сегодня красивыми цифрами выводят ему на бумаге. Получается, что сегодня бороться за эти возможности приходится самим родителям.

Читайте также: