Истоки предмет в школе обязателен
Обновлено: 06.07.2024
Родители учеников московской школы №2065 пожаловались в Генпрокуратуру на предмет "Истоки". Этот курс с конфессиональным уклоном изучается в школах 62 регионов страны, но родители детей из 2065-й школы посчитали его "навязыванием религиозной идеологии департаментом образования", "антинаучной манипуляцией" и "давлением на детскую психику".
О том, что в школе вводится новый предмет, родители узнали в сентябре. Департамент образования преподнес его как эксперимент.
Родителей смутил навязываемый учебником разговор "про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей". Недовольство выразили не только родители-атеисты, но и православные, им также не понравилось навязывание такого содержания.
Жалоба родителей в столичный департамент образования не принесла разрешения конфликта. Письмо вернулось директору школы, а директор заявила, что не может отменить инициативу департамента. Сначала договорились, что предмет останется, но учебники "Исток" будут удалены, а программа поменяется на светскую. Но ничего этого не произошло, и родители написали жалобу в Генпрокуратуру.
Они, в том числе, просят проверить, не было ли коррупционной составляющей при выборе столичными чиновниками учебника "Истоков" в качестве пособия.
Газета "Коммерсант" отмечает, что курсы "Истоки" и "Социокультурные истоки" разработаны в начале 2000-х под эгидой РАЕН (Российская академия естественных наук - общественная организация, которая не имеет отношения к Российской академии наук). Их авторы - член-корреспондент РАЕН, главный редактор ИД "Истоки" Игорь Кузьмин и член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского педагогического университета Александр Камкин.
При этом в департаменте образования Москвы заявили, что "Основы духовно-нравственной культуры народов России" не связаны с "приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии", подчеркивает агентство. А учебные пособия "Истоки" и "Православная культура" были выбраны "коллективами педагогов по итогам заседаний педсоветов и изучения мнения родителей". Школы "принимали решение об изучении курсов "Истоки" и "Православная культура" по итогам обсуждения со всеми родителями".
Представители департамента также уточняют, что, кроме "Истоков" и "Православной культуры", родители имеют право потребовать "включить темы, связанные с духовно-нравственной культурой народов России в программы по истории, обществознанию, литературе, музыке, изобразительному искусству".
"Российская газета" попросила прокомментировать ситуацию с жалобой заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе.
Как вы относитесь к жалобе родителей на преподавание предмета "Истоки" в школе 2065?
Вахтанг Кипшидзе: Я, к сожалению, не видел обращения, направленного родителями в Генпрокуратуру, но хотел бы сразу уточнить, что курс "Истоки", который является предметом жалобы, строго говоря, не является курсом религиозной культуры вообще. И Церковь, насколько мне известно, прямого участия в разработке данного курса не принимала.
С другой стороны, мне кажется естественным и понятным, что данный курс содержит какие-то сведения о православной культуре. Ведь изучение отечественной культуры без изучения роли православия практически невозможно. Я читал в СМИ, что якобы в учебнике по "Истокам" упоминаются слова "Бог", "икона", "храм" и другие, связанные с христианством вообще.
Не открою секрета, заметив, что если попытаться посчитать, сколько раз употребляются эти слова в советских учебниках по истории и культурологии, их там будет не мало. Если в учебниках такого рода не будет слова "икона", то как они будут существовать. Это как представить себе центральные отечественные музеи и собрания живописи без икон. Потому что икона - это интегральная часть российской культуры. То же самое можно сказать о храмах и храмовой архитектуре. С храмами, их возведением, их обороной от неприятеля, связаны огромные пласты нашей истории и культуры. И не упоминать слово "храм" в учебнике по отечественной культуре - это значит вычеркнуть храмовое строительство из нашей истории и мировоззрения. Это невозможно и напоминает о попытках взрывать храмы или превращать их в коровники, чтобы навсегда стереть память о них из народного сознания.
Поэтому я бы, в отличие от родителей, обратившихся с жалобой в Генпрокуратуру, не делал вывода, что упоминание ключевых понятий нашей культуры несет в себе угрозу продвижения религиозной идеологии.
Идеология в моем представлении заключается в использовании религии для продвижения тех или иных политических задач и целей. Классика жанра - известное трио - "Православие. Самодержавие. Народность". Если бы в учебнике "Истоки" говорилось, что словами "Православие Самодержавие. Народность" описываются основы нашего общества, а Церковь рассматривалась не как независимая сила, а как легализованный оплот государственной идеологии, то это, может быть, могло явиться поводом для беспокойства родителей школьников, подавших жалобу.
Но в ином случае обвинение авторов в продвижении идеологии только на основании употребления слов "Бог", "икона", "ангелы", мне кажется необоснованным.
Но вроде бы родителей возмутил навязываемый учебником разговор про "нечистую силу", "святую воду" и ангелов-хранителей". Может быть, тон ошибочный или избыточен разговор о ритуальной стороне религии? Потому что учебник, кажется, не нравится и православным родителям?
Вахтанг Кипшидзе: Учебник может не нравиться, это вполне естественно. Но если он им не нравится, то стоит поставить вопрос: этот учебник надо написать на более высоком профессиональном уровне. Но я думаю, что нет сегодня такого учебника, который бы ставил своей задачей запугать учащихся. Мне также кажется маловероятным, что современных детей можно чем-то напугать, притом, что у большинства из них есть доступ в интернет с дошкольного возраста. Но даже если это так, и их что-то пугает, то это опять же не повод говорить о навязывании религиозной идеологии. Можно ставить вопрос о несоответствии учебника задачам раскрытия отечественной культуры или использовании странных методик написания, создающих запугивающий эффект или вводящих детей в заблуждение. Но это вовсе не касается навязывания идеологии. Представления, например, о "нечистой силе" существует во всех традиционных идеологиях - и в исламской, и в буддийской, и в иудейской. Поэтому разговор о существовании бесов - это отнюдь не навязывание православной идеологии.
А "святую воду", например, используют в своих ритуалах и католики. И если ребенок об этом будет знать, это совсем не значит, что он становится объектом индоктринирования той или иной идеологии.
Эта программа, направленная на гармоническое развитие учащихся на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мир ценностей внутреннего мира человека раскрывается через весьма ёмкую и в то же время доступную для возраста детей формулу: Вера, Надежда, Любовь и София ( 3 класс ) . О её сути красноречиво свидетельствует хотя бы тот мир категорий, в котором целый учебный год находятся третьеклассники — вера, верность, правда, честь, надежда, согласие и т.д.
Бесспорно, прослеживается и религиозно-православная направленность содержания предмета, но, заметим , раскрытие материала представлено в учебниках с культурологической позиции.
в общеобразовательной школе
в школе при церкви
1) вопрос веры является тайной каждого учащегося, педагога и огласке не подлежит;
1) принятие веры обязательно, воспитание и обучение учащихся происходит по догматам и канонам веры;
2) Закон Божий — главный предмет изучения в комплексе религиозных дисциплин;
3) объективный подход к изучаемым произведениям, искусствоведческая оценка произведений литературы, музыки, изобразительного искусства;
3) личное отношение к молитве, иконе, хору-молитве, которые являются для верующего атрибутом культа;
4) экскурсии в музеи и храмы;
4) обязательное участие в церковных службах и соблюдение правил повседневной жизни верующего человека;
5) объяснение материала от третьего лица;
5) объяснение материала от первого лица;
6) учащиеся только читают молитвы и анализируют их как жанр со своими выразительными средствами, хоры-молитвы слушают; творческие работы по изобразительному искусству опосредованно связаны с духовно-религиозным содержанием;
6) молитвы учат наизусть, хоры-молитвы поют, иконы рисуют;
7) исторический, искусствоведческий методы изучения материала; прослеживание связи с народным и светским профессиональным искусством;
7) богословский подход к изучаемому материалу;
8) возможно ознакомление с традициями, обычаями, произведениями искусства других мировых религий и направлений христианства.
8) изучение основ культуры только избранной религии (православной).
Знание содержания, образов, символов, канонов православного искусства.
Особенности методики преподавания этого культурологического предмета в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта.
Способность поставить себя на место другого человека — вот что дает нам опыт искусств, опыт переживания многих жизней. Опыт переживания, осмысленный передовыми людьми прошлого и настоящего. И это создает возможность сочувствия и понимания, создает способность чувствовать боль другого как свою…
Логическое и эмоциональное мышление давно пора осознать как две равноправные стороны развития человеческой личности и перестать превращать одну форму сознания в критерий суда над другой. Решение проблемы заключается в создании для каждого индивидуума таких условий человеческого развития, внутри которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим развитием, с одной стороны, и художественно-эстетическим развитием — с другой.
Положительным результатом использования методики художественно-образного преподавания на уроках можно считать интересные творческие работы учащихся. Ребята пишут стихи, сочиняют сказки, рисуют картины.
Приведем пример художественно-образного подхода в методике преподавания предмета Истоки.
У.: Ребята, кто такие богатыри? Есть ли отличие богатырей от героев?
Д.: Богатыри — это сильные физически люди, а герой может быть и слабым.
У.: В таком случае, все окружающие нас сильные мужчины, порой твердолобые, — богатыри?
Д.: Нет, только добрые , а герои бывают и злые. Героем можно стать один раз в жизни , это поступок, а богатырь — это постоянная величина .
У.: Посмотрите на картину Васнецова. Там все сильные? (Учитель предлагает принять позу каждого, примерить выражение лица Добрыни и Алеши Поповича).
(Дети, опираясь на свои ощущения, приходят к выводу, что здесь все богатыри физически сильные. Один — хитроват, другой — спокойный).
Д.: Богатый; ходит под Богом; Богом данный дар.
У.: Богом данный дар. Это интересный ответ. Какой же дар дан каждому из них?
Д.: Одному — сила, другому — ум, третьему — добро.
Дальнейшая беседа продолжается в русле обсуждения, что важнее для человека из этих трех начал, что есть богатство?
Одно добро без силы и ума будет ли действенно? А ум без добра, что несет миру? Дети приходят к выводу, что в характеристике будет более глубокий смысл о единстве телесного, душевного и духовного, что только совместное существование трех начал делает человека поистине богатым.
Васнецов написал картину не для того, чтобы перечислить былинных героев, собрав их в одном пространстве и времени, а чтобы заострить внимание на духовной символике , которая прочитывается в образах и именах.
Нормативно-правовая база по данному вопросу следующая:
Стоит отметить, что ни религиозное образование, ни изучение основ религиозной культуры (культур) в государственных и муниципальных образовательных организациях не является обязательным и не может быть обязательным.
Одним из сложных вопросов в данном случае является — оценивание результатов изучения курса. Специфика предмета такова, что личностные результаты обучающихся гораздо важнее предметных и метапредметных. Но как педагогу оценивать текущие результаты усвоения курса, чтобы своевременно корректировать учебную траекторию? На какие критерии опираться? Как выявить наиболее успешные методы и формы работы по предмету при изучении конкретных тем, с конкретными учащимися?
Говоря о системе оценивания текущих результатов обучения, необходимо помнить, что она предусматривает оценку познавательной деятельности учащихся. Здесь и проходит тонкая грань, которую легко перейти: нельзя оценивать мировоззренческие позиции и установки, личный опыт учащихся.
Существует целый комплекс видов деятельности детей на уроке, которые помогают учителю оценить динамику каждого ученика:
- усвоение фактического, исторического материала;
- активность на уроках;
- участие в обсуждении проблем при групповой и парной работе;
- работы, выполняемые учащимся в ходе обучения (творческие, письменные работы, все виды работы с текстом, подборка информационных, иллюстративных материалов, составление словаря терминов, ведение тетради);
- факт и качество выполнения домашнего задания;
- участие во внеурочной деятельности.
Ученики нередко отмечают сложность восприятия программного материала. Для кого-то он является абсолютно новым, для кого-то оторванным от их обыденного представления о мире и человеке. Поэтому на уроках педагоги должны постараться донести значимость и актуальность православного вероучения не только для наших далеких предков, но и для современного ребенка. Разговор на таком особом уроке должен строиться на доступном для детей языке.
Стоящая перед семьей и школой задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна и должна быть реализована школой в полном объеме.
Друзья, т.к. поступают запросы на образец заявления по правомерности включения в учебный план предмета "Истоки" (либо другого предмета с религиозным содержанием), размещаю образец, разработанный инициативной группой, при написании своего заявления нужно учитывать параметры вашего учебного плана (вариант 1 и вариант 2). Как правило, учебные планы размещены на сайтах школ. В начальной школе модуль, включающий эти предметы не является обязательным и может быть заменён на любой предмет. Для средней школы эти предметы можно заменить на любые другие из этого модуля (например, этика или ОДНКНР или др.) в необходимом количестве часов. Напоминаю, выбор этих предметов производится только на основании письменного согласия законного представителя (родителя) ученика в соответствии с законодательством РФ (ответ из администрации президента РФ размещён в группе).
А вот школы которые ни как не хотят менять учебные планы и исключить эти истоки из программы берут заявление с родителей первоклашек, что они не против обучения детей по этому предмету . И большинство родителей наверное подписывают, не особо понимая сути этого предмета.
А вот интересно, ведь второй иностранный то-же отменён как обязательный, но многие школы так-же продолжают его преподавать, потому что у них программа.
"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
Департамент образования Вологодской области
Департамент образования Вологодской области объявляет конкурс на включение в кадровый резерв на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы области:
"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
Госуслуги Вологодская область
Для всех школьников появилась возможность получить бесплатно полный доступ к курсам Учи.ру
Ребята смогут заниматься без ограничений по времени и количеству заданий абсолютно бесплатно.
"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
Онлайн Вологда
В Вологде организации дополнительного образования записывали детей в секции без ведома взрослых
По данному факту из-за многочисленных жалоб родителей прокуратура провела проверку.
"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
Прошло 4 дня с момента запуска функционала проверки использования данных Ваших детей, и мы уже можем поделиться первыми результатами!
На сегодняшний день, родители из 29 регионов проверили 1810 детей, и выявили свыше 200 липовых зачислений! Получается, что 12,3% всех проверенных персональных данных используются для имитации охвата дополнительным образованием.
Показать полностью.
Наибольшую активность проявили родители из регионов:
ХМАО
Мурманская область
Свердловская область
Наименьший интерес к использованию функционала показали родители из регионов:
Новгородская область
Саратовская область
Кировская область
Так, на данный момент, выглядит рейтинг самых честных регионов, где выявлено меньше всего фейковых зачислений:
Калининградская область
Липецкая область
Республика Коми
А лидируют по количеству приписок:
Алтайский край
Волгоградская область
Вологодская область
Пожалуйста, делитесь данной информацией с каждым, у кого есть дети в возрасте от 5 до 18 лет. Совсем необязательно, что если Вы не писали заявление на обучение ребенка в кружках и секциях – его данные не внесли за Вас.
Надеемся на максимальный репост и будем держать Вас в курсе происходящего!
"ИСТОКИ ": изучать не обязательно запись закреплена
Функционал проверки зачислений доступен!
Месяц назад, наша команда взяла на себя смелость анонсировать запуск функционала проверки использования данных детей для создания липовых зачислений.
Ваши обращения не дают нам забыть данное обещание. Обстоятельства указывают на то, что простое обсуждение в соцсетях проблему приписок не решит.
Показать полностью. Мы рассчитывали, что на сложившуюся ситуацию так же обратит внимание Минпросвещения России и, хотя бы слегка, уменьшит давление на регионы. К сожалению, этого не произошло.
Пока мы медлили, один из членов нашей команды лично столкнулся с липовым зачислением своего ребенка и поучаствовал в беседе с представителем "виноватой" организации - получив, уже ставший типичным ответ: "Вам жалко что-ли?".
Нам не жалко, мы прекрасно понимаем, что в происходящем 95% ответственности никак нельзя отнести на педагогов, организации, муниципальные или даже региональные органы власти, прекрасно понимаем, что "с системой спорить дело бессмысленное", но и согласиться с происходящим мы не можем. Уверены, что и большинство из Вас, чьи дети внесены в отчеты, сочтут нечестным, что с 2012 года указ Президента №599 выполняется лишь "на бумаге".
Мы запустили функционал проверки, чтобы Вы могли увидеть наличие зачислений, созданных по персональным данным Вашего ребенка.
Просим Вас принять участие в проверке зачислений, и самое главное - максимально распространить информацию среди своих знакомых, имеющих детей в возрасте от 5 до 18 лет. Крайне важен Ваш лайк и репост!
Мы точно понимаем: если такой "бунт против системы" останется незамеченным, то "наверху" это будет расценено лишь как согласие со всем происходящим.
У детей на самом деле должны быть те возможности, которые почти 10 лет назад предусмотрел Президент, и которые сегодня красивыми цифрами выводят ему на бумаге. Получается, что сегодня бороться за эти возможности приходится самим родителям.
Читайте также: