Источники изучения родного края для кружка в школе

Обновлено: 05.07.2024

Пояснительная записка. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Давлекановской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Масалимовой Ирины Сергеевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в Школьной библиотеке и в школе № 7 города Давлеканово Республики Башкортостан. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 14-16 лет. Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю, в течение восьми месяцев году. Итого 30 часов в год и 90 часов за три года.

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Давлекановского района Республики Башкортостан;
  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
  • Изучение прошлого и настоящего Давлекановского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
  • Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

  • Экскурсия.
  • Экспедиция.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Уроки.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 30 часов в год.

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей, в дом музей имени Ахияра Хакимова;
  • пешие экскурсии по городу;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • организация этнографических экспедиций по деревням Давлекановского района;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • создание и оформление этнографического уголка в школе;
  • организация работы в Центральном историческом архиве РБ и архиве общественных организаций РБ;
  • участие в российских и республиканских краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты: Программа “По малой родине моей” проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.


Рабочая программа кружка "Мой край родной рассчитана на 35 занятий. Занятия проводятся в часы внеурочной занятости учащихся.

Содержимое разработки

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

На заседании ШМО

Заместитель директора по УР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

Учитель Гитерман Людмила Викторовна.

Пояснительная записка

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Требования к результатам обучения

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;

Оценивать правильность поведения людей в природе.

Содержание курса:

Введение (2 часа)

Моя семья (7 часов)

Наша школа (5 часов)

Мой край на карте Родины (3 часа)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Саратов – моя малая Родина. Работа с географической картой.. Флаг, герб, гимн Саратова.

Природа нашего края (17 часов)

Город, в котором я живу (9 часов)

Мой край родной – мой Саратов (10 часов)

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.. Саратов - сокровищница культурно – исторических памятников. Современный Саратов. Географические названия населенных пунктов нашей местности.

Культура и быт родного края (8 часов)

Музей- хранилище истории. (6 часов)

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Саратова.. Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.

Итоговые занятия (2 часа)

Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и городе? Экскурсия на природу.

Цель - воспитать творчески мыслящих людей, сформировать в сознании учащихся систему взглядов, норм поведения по отношению к окружающей среде, человеческому обществу, природе.

Задачи:

  • научиться и уметь работать с архивными документами, печатными изданиями, газетными публикациями;
  • знать свою родословную, историю своей фамилии, историю своих предков;
  • оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Задачи курса

  • научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
  • вооружить учащихся глубокими знаниями по истории родного края.
  • развивать чувство патриотизма и ответственности за судьбу родного края;
  • развивать умение самостоятельно работать с краеведческими источниками.
  • способствовать воспитанию моральных качеств учащихся;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • способствовать формированию эстетического воспитания.

Познавательный и поисковый интерес, и как следствие этого творческая активность сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием материала, методами и приемами обучения, личностью учителя и под влиянием внутренних способностей человека.

  • Выявление интересующихся предметом исследований, желающих углубленно заниматься путем диагностики (анкетирование) объединение в группы по интересам.
  • Отбор содержания, определение тематики, распределение заданий с учетом мнения и интересов группы.
  • Сбор информации. Групповая и коллективная работа.
  • Систематизация,анализ материалов.
  • Индивидуальная самообразовательная, поисковая деятельность (чтение дополнительной литературы, работа со словарями).

Формы и методы работы:

  • лекции;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • беседы, встречи с ветераном Великой Отечественной войны.

Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.

Актуальность программы определяется тем, что у учащихся развиваются умения научно-исследовательской деятельности при изучении родного края.

Данная программа рассчитана на 34 часа, занятия проходят 1 раз в неделю, по 45 минут.

Рассматривая особенности возникновения, географическое положение,

природные условия, историю заселения Черлакского района, учащиеся закрепляют полученные знания, углубляя и расширяя их в ходе работы кружка.

Содержание каждой темы программы кружка включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа – отражение и выражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств:

- уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр и праздников..

2. Пояснительная записка

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам с ветеранами войны, труда, старожилами. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание вникнуть в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего родного края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями сельского населения. Привлечение литературы способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Цель:воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям;

Формировать культуру поведения в природе.

Воспитание бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту природы родного края.

Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Учащиеся школы, знающие и принимающие культуру, историю, природу родного края, владеющие навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)

Критерии результативности:

участие в общешкольных мероприятиях (тематические конкурсы);

участие в проектах;

участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов, районных конкурсах.

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

представления: Родина как место, где человек родился. Природа родины; Родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины. История; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины - как элемент жизни современного человека;

умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в музее.

Методы и приёмы:

диалоги; элементы дискуссий

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

На занятиях рекомендуется использовать ИКТ – технологии и возможности сети Интернет.

Прогнозируемые результаты.

Личностные результаты: воспитание таких качеств личности как

любознательность; усидчивость; коммуникабельность; организованность; ответственность.

Предметные результаты: обучающиеся будут знать историю своей семьи; культурные традиции родного края; экологическую ситуацию в своем посёлке; лекарственные растения своей местности; правила поведения в природе.

Метапредметные результаты: обучающиеся будут уметь работать со справочной литературой; вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе; оформлять результаты своей деятельности.

ФГОС общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования учащихся следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

Читайте также: