Исследование зрительного анализатора в период адаптации детей в школе

Обновлено: 05.07.2024

Заболевания органа зрения диагностируются у людей все чаще. Статистические данные указывают на тенденцию к увеличению развития этих патологий в детском возрасте.

Орган зрения человека развивается до 16 лет. Наиболее активный период формирования структур глаза — до 7-8 лет, но развитие продолжается и в подростковом периоде.

Специалист Московской Глазной Клиники Миронова Ирина Сергеевна раскрывает актуальную в наше время тему про диагностику зрения у детей.

  • Измерение остроты зрения
  • Измерение рефракции
  • Осмотр глазного дна с расширенным зрачком
  • Периметрия
  • Определение резерва аккомодации
  • Исследование бинокулярных функций
  • Определение длины глазного яблока, размера хрусталика, кривизны роговицы
  • Глазная эргометрия
  • Показатель устойчивости аккомодации
  • Световая чувствительность
  • Состояние физиологического покоя аккомодации

Актуальность

Заболевания органа зрения диагностируются у людей все чаще. Статистические данные указывают на тенденцию к увеличению развития этих патологий в детском возрасте.

Орган зрения человека развивается до 16 лет. Наиболее активный период формирования структур глаза — до 7-8 лет, но развитие продолжается и в подростковом периоде.

В этом возрасте на глаза ребенка влияют многие негативные факторы:

  • Длительное пребывание перед монитором компьютера или экраном телевизора;
  • Чрезмерные зрительные нагрузки;
  • Несоблюдение режима труда и отдыха;
  • Чтение или работа с гаджетами в неправильной позе;
  • Неблагоприятное экологическое окружение;
  • Травмы глаз;
  • Отягощенная наследственность.

Именно в детский и подростковый период важно следить за состоянием и развитием органа зрения. Многие заболевания, лечение которых затрудненно и малоэффективно в зрелом и пожилом возрасте легко корректируется у детей.

Выявление заболеваний со стороны зрительного анализатора у детей отягощено тем, что дети редко сами жалуются на ухудшение зрения, а многие патологии в начальных стадиях могут протекать скрыто и бессимптомно. При отсутствии диагностики и эффективного лечения патологии прогрессируют. Качество зрения постепенно ухудшается.

Определенные заболевания глаз проявляются неспецифическими симптомами. Например, нарушения аккомодации (фокусировки на предметах) могут проявляться непоседливостью и неуспеваемостью в школе. В процессе фокусирования взгляда на картинке или тексте ребенок чувствует напряжение, дискомфорт и переключает свое внимание на другие вещи.

Только регулярное посещение офтальмолога и периодическое проведение комплексной диагностики позволяет выявить потенциальные угрозы нарушения зрения у ребенка, оценить полную картину состояния зрительной системы, диагностировать заболевания еще на ранних этапах развития, подобрать наиболее эффективную лечебную и профилактическую тактику.

Своевременная диагностика зрения у детей и проведение профилактических мероприятий снижают риск развития заболеваний, способствуют правильному формированию структур глаза, улучшают качество жизни ребенка.

Регулярное посещение офтальмолога позволяет предотвратить появление и прогрессирование таких серьезных заболеваний, как косоглазие, амблиопия, близорукость, дальнозоркость и др.

Зрительная система ребенка активно реагирует не только на негативные факторы, но и на лечебные мероприятия.

Когда следует посещать офтальмолога и проводить диагностику зрения детям?

Диагностика зрения у детей

Целесообразно проводить диагностику и консультацию офтальмолога:

  • В 1 месяц жизни ребенка;
  • Через 6-12 месяцев после рождения;
  • В 3-летнем возрасте;
  • В период начала посещения школы (6-7 лет);
  • В 3, 5, 9 и 11 классах.

Первый офтальмологический осмотр у ребенка проводиться в послеродовом периоде в роддоме. Врач оценивает наличие или отсутствие врожденных патологий со стороны зрительной системы (врожденная катаракта, воспалительные процессы зрительного нерва (неврит), микрофтальм, гирофтальм, опухолевидные образования сетчатки, глаукома и др.). Также определяется подвижность глаз, положение глаз, слежение за предметами, состояние глазного дна и прозрачность преломляющих сред. Общий осмотр глаз позволяет выявить частую патологию — дакриоцистит новорожденных.

В роддоме обязательно и тщательно осматриваются недоношенные дети (родившиеся до 37 недели беременности), т.к. риск выявления патологии органов зрения выше (ретинопатия недоношенных или сосудистопролиферативное заболевание сетчатки, атрофия зрительного нерва, врожденная миопия и др.).

В 6-12 месяцев офтальмолог определяет рефракцию глаз для ранней диагностики дальнозоркости, близорукости или астигматизма. Также исследуется взаимное положение и движение глаз с целью диагностики косоглазия.

В 3-х летнем возрасте офтальмолог может впервые определить остроту зрения ребенка.

Отсутствие заболеваний со стороны зрительной системы не повод для отказа от регулярной диагностики зрения. В определенные периоды нужно проходить комплексную диагностику и консультацию офтальмолога, т.к. увеличивается риск появления заболеваний со стертыми клиническими проявлениями на раннем этапе развития.

Если у ребенка уже диагностировано заболевание органов зрения, частота осмотров у офтальмолога — 1 раз в год или полгода (зависит от рекомендаций лечащего врача, характера и степени тяжести заболевания).

При обнаружении любых симптомов поражения зрения не следует дожидаться планового осмотра.

Такими проявлениями могут быть:

Целесообразно незамедлительно обратиться за медицинской помощью к офтальмологу и пройти комплекс диагностических мероприятий.

Диагностика зрения у детей

Методы диагностики

Во время комплексного обследования зрения у ребенка важно исследовать все его аспекты, чтобы вовремя выявить даже незначительные патологические изменения и подобрать эффективное лечение.

Для проведения диагностики наша клиника предлагает своим пациентам целый комплекс современных аппаратов и методик, позволяющих гарантированно в кратчайшие сроки добиться наилучших результатов.

Измерение остроты зрения.

Для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста используют таблицы Орловой или Олейниковой. На них изображены знакомые детям силуэты (самолет, машинка, животные и др.) различного размера. Перед исследованием необходимо убедиться, что все изображения знакомы ребенку.

Ребенка располагают на определенном расстоянии от таблицы, которая хорошо освещена, и просят поочередно закрыть один глаз, потом другой.

Начиная с нижнего ряда таблицы, врач указывает на силуэт и просит ребенка назвать его. Если ребенок затрудняется, то врач указывает на силуэт из другого ряд, где изображения больше. Таким образом, определяется центральное зрение или острота зрения у детей.

Визометрия у детей школьного возраста и подростков исследуется при помощи таблиц Сивцева – Головина, на которых изображены буквы.

Измерение рефракции.

Существуют субъективные и объективные методы.

Субъективные чаще используют при обследовании детей школьного и подросткового возраста. Обследование проводится путем подбора коррегирующих линз различной кривизны, которые дают наилучшую остроту зрения.

Объективные методы могут использоваться для исследования рефракционной способности глаз у новорожденных и детей дошкольного возраста. Исследование проводят посредством:

  • Скиаскопии — методика, основанная на наблюдении за передвижением теней в области зрачка в момент освещения глаза световым пучком фонарика или отраженным от зеркала.
  • Офтальмометрии — исследование передней кривизны роговицы, которое осуществляется с помощью офтальмологического прибора — кератометра.
  • Авторефрактометрии — исследование рефракционной способности глаза посредством специального оборудования. Такой офтальмологический аппарат излучает пучок инфракрасного света, который проходя через зрачок попадает на поверхность сетчатки. После прохождения через оптические среды глаза, он преломляется, отражается от глазного дна и возвращается назад. Аппарат автоматически высчитывает рефрактерную способность глаза и выявляет отклонения.

Осмотр глазного дна с расширенным зрачком.

Периметрия.

Во время этой диагностики исследуются периферическое зрение и поля зрения.

Определение резерва аккомодации.

Исследуется способность глаза к фокусировке на предметах, расположенных вдали и вблизи. Нередко диагностируется дальнозоркость и близорукость. При ранней диагностике отклонений в резерве аккомодаций, откорректировать этот показатель можно посредством тренировок запаса аккомодации.

Исследование бинокулярных функций.

Определяется способность зрительной системы к восприятию и формированию стереоскопического (трехмерного) изображения. Для диагностики используются четырехточечный световой аппарат.

Определение длины глазного яблока, размера хрусталика, кривизны роговицы.

Нарушения зрения могут развиваться не только вследствие органических поражений глаза, но и из-за непропорциональности его структур. Поэтому важным этапом комплексной диагностики зрения у детей является измерение параметров отдельных структур глаза. Измерение проводится бесконтактными методами и безболезненно.

Глазная эргометрия.

Этот принцип основывается на предъявлении к ребенку умеренной зрительной нагрузки по различию приближаемых к глазам объектов.

Показатель устойчивости аккомодации.

Также обнаруживается на эргометре. Изначально измеряют ближайшую точку аккомодации правого глаза. Затем исследуется ближайшая точка ясного видения в условиях максимального напряжения в течение 3 минут.

Световая чувствительность.

Исследуется на адаптометре после темновой адаптации продолжительностью 1 час.

Состояние физиологического покоя аккомодации.

Для расслабления аккомодации к глазу приставляют линзу +3,0 диоптрий. Врач указывает на определенную букву таблицы Сивцева-Головина, расположенной на расстоянии 33 см. В случае если расслабления аккомодации не произошло, то пациент называет букву только после приближения таблицы на определенное расстояние. Тогда выявляется явление остаточного напряжения аккомодации. Оно возникает в результате нарушения динамического равновесия мышц антагонистов.

Видео "Когда ребенка нужно показать офтальмологу?"

Видео Диагностика зрения у детей

Регулярные консультации офтальмолога и периодическое комплексное обследование функций зрения позволяет предупредить серьезные заболевания, диагностировать врожденные патологии органов зрения, выявить незначительные изменения на ранних этапах развития патологии и вовремя подобрать эффективную тактику лечения, что улучшит качество жизни ребенка и предотвратит прогрессирование заболевания в дальнейшем.

Наши цены

Стоимость лечения зависит от выбранного метода (аппаратное или хирургическое), количества рекомендованных процедур и т.д. Комплексное обследование для детей в нашей клинике от 3 500 руб. С ценами на все виды диагностических исследований, процедур на аппаратах и хирургические вмешательства можно посмотреть здесь.

Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками.

Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка и во многом зависит от внимательного к нему отношения учителей и родителей. Особая проблема — адаптация детей с нарушениями зрения.

Исследования советских дефектологов Л. С. Выготского, М. И. Земцовой, А. И. Зотова, А. Т. Литвак, Л. И. Солнцевой, В. А. Феоктистовой показали, что в развитии нормальных и аномальных детей существуют общие закономерности. Своеобразие развития аномального ребенка обусловлено характером дефекта. Дефект зрения при отсутствии правильного руководства ведет к ограниченным, неполноценным, отрывочным восприятиям, которые выражаются в бедности, неточности, фрагментарности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, что осложняет в известной степени процесс обучения, а также сам процесс адаптации.

Исследования, посвященные готовности детей со зрительной недостаточностью к обучению, показали, что среди поступающих в подготовительный класс насчитывается до 30% учащихся, не имеющих необходимого уровня готовности к усвоению школьного программного материала (3. Г, Ермолаева, М. И. Земцова, Н. С. Костючек, Н. А. Крылова, Л. И. Моргайлик, Л. И. Солнцева, Т. П. Свиридюк, В. А. Феоктистова).

Важнейшая задача, стоящая перед педагогами младших школьников с нарушениями зрения,- пробудить их самостоятельность, вызвать интерес к познанию, научить приемам и способам познания. Это будет содействовать дальнейшему успешному обучению и развитию их речи и мышления. Начать

эту работу нужно как можно раньше, чтобы преодолеть разрыв между речевым, интеллектуальным и сенсорным развитием ребенка с нарушениями зрения.

Об отрицательном влиянии аномального фактора на развитие детей с полной или частичной потерей зрения говорят многочисленные исследования М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака, Н. Г. Морозовой, И. С. Моргулиса, Л. И. Солнцевой, В. А. Феоктистовой и др.

Однако трудности и своеобразие учебной, трудовой и игровой деятельности слепых и слабовидящих детей на первоначальном этапе их школьной жизни обусловлены не столько отрицательным воздействием дефекта зрения, сколько неблагоприятными условиями воспитания, в которых находился ребенок до школы и на начальном этапе обучения в школе. Эти же авторы отмечают огромные потенциальные возможности, заложенные в организме слепого и слабовидящего ребенка: наличие сохранных анализаторов, нормального интеллекта, особую пластичность нервной системы и т. д.

Опора на эти возможности должна стать основополагающей в работе с детьми данной категории. При этом важно правильно понимать также природу первичного дефекта каждого ребенка с тем, чтобы предупреждать появление вторичных отклонений в развитии.

Актуальность работы над данной проблемой определяется целью.

Цель:

Изучить основные проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению

Объект:

Процесс адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению

Предмет:

Условия становления адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения

Гипотеза:

Адаптационные возможности детей с нарушениями зрения к школьному обучению определяются развитием психических процессов, эмоционально-волевой, мотивационной сфер и наличием подготовительной работы в дошкольный период

Задачи:

1.Провести теоретическое изучение проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению

2.Изучить особенности подготовки детей с нарушениями зрения в дошкольный период к обучению в школе

3.Проанализировать психологические трудности детей с нарушениями зрения в период адаптации к школьному обучению

4.Выделить ведущие проблемы процесса адаптации по данным констатирующего эксперимента

Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школе

I.1. Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе

Исследования авторов (Т.П. Головина, З.Г. Ермолович, М.И. Земцова,
Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Моргайлик, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Т.П. Свиридюк; Л.И. Солнцева; В.И. Феоктистова и др.), посвященные готовности детей с сенсорной недостаточностью к обучению в школе, показали, что многие из поступающих в подготовительный класс не имеют необходимого уровня к усвоению школьного программного материала и испытывают трудности в коллективной учебной деятельности класса.
Роль и значение адаптации младших школьников с нарушением зрения к школьному обучению были доказаны целым рядом исследователей. К их числу можно отнести научные труды Г.В. Григорьевой (2001), В.З Денискиной (1997, 2001), А.Г. Литвака (1998), Л.И. Плаксиной (1998), Л.И. Солнцевой (1997, 2000). В их исследованиях было показано, что зрительная депривация отрицательно сказывается на уровне развития коммуникативного поведения и процесса общения в целом.

Особенностью позиции современных тифлопсихологов яв­ляется понимание психического развития детей с нарушением зре­ния не как развития аномального организма (человек минус зре­ние), а как развития активной личности, восполняющей непос­редственные дефекты сенсорики разносторонней познавательной деятельностью. Своеобразие компенсаторного развития детей с глу­бокими нарушениями зрения выражается в образовании новых связей в ансамбле психических процессов и качеств, обеспечива­ющих компенсацию слепоты и слабовидения [4].

Глубина и характер поражения деятельности зрительного ана­лизатора сказываются на развитии сенсорной системы, определя­ют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точ­ность, полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по спо­собам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением. Огромную роль в психическом статусе детей и взрослых с на­рушением зрения имеет время появления дефекта. Особенно это касается тотально слепых [11].

Одна из причин низких адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения к обучению – пассивность, отсутствие самостоятельности у ребенка с нарушением зрения в освоении окружающего мира. Часто такая позиция ребенка является результатом неправильного отношения к ребенку в семье и в школе. Чрезмерное сочувствие, опека, создание щадящего режима, ограничение деятельности таких детей приводят их к неверию в свои силы, осознанию себя инвалидом, отсутствию интереса и активности к познанию, без чего успешное обучение невозможно.

Часто у детей с нарушением зрения наблюдается низкий уровень физического развития. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих школьников составляет 59 %, тогда как у детей с нормальным зрением – 18 %. Значительно больше у первых и число простудных заболеваний.

Исследования врачей и физиологов давно доказали, что общее развитие детей и подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит лишь при достаточном количестве движений. Те школьники, в режиме которых большое место занимает физическое развитие, обладают более высоким умственным развитием, сопротивляемостью к утомлению и простудным заболеванием, высокой работоспособностью, что не может не сказаться на повышении эффективности учебного процесса.

Еще одной из причин низких адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения к обучению является низкий уровень развития мышления у слепых и слабовидящих школьников. Исследования педагогов и психологов доказали, что низкий уровень развития мышления таких детей чаще всего не зависит от дефекта зрения. Это – результат педагогической запущенности, неправильной организации процессов обучения и воспитания. А мышление, как один из познавательных процессов школьников, играет важнейшую роль в успешном овладении учащимися школьными знаниями [6].

В познании окружающего мира человек пользуется не только своим чувственным опытом, но и словом. При нарушении зрения деятельность самого механизма речи не изменяется. Но слепота и слабовидение затрудняют подражание и наблюдение за движением речевых органов собеседника, из-за чего часто страдает произношение. Кроме того, речевое развитие ребенка характеризуется и его словарем, а у детей с дефектами зрения довольно часто нарушается отнесенность слова к определенному предмету, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Все это затрудняет овладение детьми с дефектами зрения школьными знаниями. Поэтому здесь нужна интенсивная совместная работа по развитию речи логопеда, педагогов и родителей.

Дефект зрения при отсутствии правильного руководства ведет к ограниченному, неполному, отрывочному восприятию, что выражается в бедности, неточности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. А это в значительной мере осложняет процесс обучения. Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства. Исследования доказали положительное влияние наглядности при ее правильном использовании на речевое, интеллектуальное развитие слепых и слабовидящих детей.

Еще одной из причин низких адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения к обучению является низкий уровень развития памяти. Для слепых и слабовидящих детей память имеет особенно важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти. Дети с нормальным зрением могут довольно легко восполнить недостающие или исчезнувшие из памяти образы и представления, что сделать детям с дефектом зрения намного сложнее. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения необходимо интенсивно вести работу над развитием памяти.

Таким образом, адаптация ребенка к учебному процессу это обогащение сенсорного опыта, развитие ориентационных и коммуникативных навыков, расширение кругозора, словарного и понятийного запаса, стимуляция интеллекта, становление самостоятельности мышления. Пройдя дошкольное обучение, имея навыки общения со сверстниками и взрослыми педагогами и инструкторами, ребенок легче адаптируется к учебному процессу в новых для себя условиях. Педагогам необходимо уважать ребенка, воспринимать его как полноценную личность, проявлять к нему заботу, внимание, терпение.

Выводы:

Исследования авторов (Т.П. Головина, З.Г. Ермолович, М.И. Земцова,
Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Моргайлик, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Т.П. Свиридюк; Л.И. Солнцева; В.И. Феоктистова и др.) показали, что на низкие адаптационные возможности детей с нарушениями зрения к обучению влияют недостатки психических процессов, эмоционально-волевой, мотивационной сфер личности. Однако при правильном руководстве обучения и воспитания вторичные отклонения, вызванные первичным дефектом зрения можно компенсировать.

Описана методика определения характера стабилизации измеряемых значений времени зрительного восприятия. В результате адаптации испытуемого и его зрительного анализатора к экспериментальным условиям, а также формирования навыка, возникающего в процессе измерений, присутствует переходной процесс. По окончании переходного процесса наступает квазистационарный режим, когда значения измеряемого параметра стабилизируются. Время, необходимое для адаптации, определяется по количеству измерений, выполненных во время переходного процесса. По обследованной группе из 10 испытуемых для адаптации необходимо от 3 до 8 измерений, точечная оценка медианы распределения числа таких измерений равна 6.


1. Бондаренко В.М., Гаузельман В.Е., Чихман В.Н. Изменение контрастных порогов обнаружения узкой полосы в процессе тренировки // Сенсорные системы. – 1999. – Т. 13, № 3. – С. 189–194.

2. Зальцман А.Г. Особенности переработки зрительной информации в правом и левом полушариях головного мозга человека // Физиология человека. – 1990. – Т.16, № 2. – С. 135–148.

4. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов и др.; под ред. В.М. Шадрина. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. – 238 с.

5. Мещеряков В.А., Казановская И.А. Временные ограничения переработки зрительной информации человеком-оператором // Физиология человека. – 1978. – Т. 4, № 2. – С. 238–244.

7. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Способ определения времени обучения оценке времени восприятия зрительной информации: патент РФ № 2405409. 2010. Бюл. № 34.

8. Роженцов В.В., Полевщиков М.М., Матвеев Р.Ю. Определение оптимальной длительности парных световых импульсов для оценки времени возбуждения нервной системы // Фундаментальные исследования. – 2010. – № 2. – С. 117–122.

9. Солодовников В.В., Плотников В.Н., Яковлев А.В. Основы теории и элементы систем автоматического регулирования. – М.:Машиностроение, 1985. – 535 с.

10. Туркина Н.Б. Экспоненциальная аппроксимация кривых процесса тренировки зрительного опознания // Физиология человека. – 1979. – Т. 5, № 6. – С. 1038–1045.

Состояние отдельных систем и организма человека в целом исследуется, исходя из признания ведущей роли центральной нервной системы, которая выполняет связующую функцию между организмом и внешней средой и обеспечивает взаимодействие систем в организме. Поэтому при оценке изменения состояния систем или организма человека предпочтительно в первую очередь исследовать изменения, происходящие в центральной нервной системе.

Информативным способом определения состояния центральной нервной системы является оценка параметров анализаторных (сенсорных) систем, в том числе зрительного анализатора. Одним из параметров, характеризующих его состояние и работоспособность, является время зрительного восприятия, под которым понимают время, необходимое для передачи информации в центральную нервную систему и ее опознания, составляющее период с момента начала экспозиции тестового стимула до включения маскирующего раздражителя, когда последний уже не может помешать осознанию тестового стимула [3].

В случае предъявления световых импульсов время зрительного восприятия составляет период с момента начала экспозиции первого светового импульса до момента начала экспозиции второго светового импульса. Использование в качестве тестовых стимулов световых импульсов позволяет исследовать процессы переработки перцептивно простой зрительной информации на перцептивном функциональном уровне [2], то есть определить потенциальные возможности зрительного анализатора по восприятию краткосрочных событий.

По мнению Н.М. Пейсахова и соавт., стабилизация значений происходит после двух-трех измерений [4]. Однако переходной процесс, обусловленный процессами адаптации и обучения, сугубо индивидуален, поэтому необходимое число измерений времени зрительного восприятия до стабилизации его значений для разных испытуемых различно.

Цель исследования ‒ изучить характер стабилизации измеряемых значений времени зрительного восприятия.

Материал и методы исследования

В обследовании приняло участие 10 необученных испытуемых в возрасте от 18 до 22 лет с нормальным или скорректированным зрением. Измерения выполнялись бинокулярно в первой половине дня с 9 до 12 часов.

Для определения времени зрительного восприятия испытуемым предъявлялась последовательность парных световых импульсов длительностью t, равной 50 мс, разделенных межимпульсным интервалом t, повторяющихся через постоянный интервал времени T, как показано на рис. 1.

Далее межимпульсный интервал методом последовательного приближения по методике, описанной авторами ранее в работе [8], уменьшался до порогового значения τпор, при котором два импульса в паре сливаются в один. Время зрительного восприятия tвзв вычислялось как сумма длительности светового импульса и длительности порогового межимпульсного интервала

pic

Рис. 1. Временная диаграмма последовательности парных световых импульсов.
Обозначения величин в тексте

Последовательность парных световых импульсов предъявлялась с использованием светодиода желтого цвета диаметром 5 мм с силой света 3 мкд, размещаемого в районе ближней точки ясного видения. Формирование предъявляемых световых импульсов и измерение времени зрительного восприятия выполнялось с использованием ПЭВМ Pentium III.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате измерений для одного из испытуемых получены следующие значения времени зрительного восприятия, мс: 89,9; 89,0; 88,7; 87,8; 87,4; 88,1; 87,8; 88,2; 87,4, которые представлены в виде графика на рис. 2.

pic

Рис. 2. График значений времени зрительного восприятия первого испытуемого.
По горизонтальной оси - номер измерения, по вертикальной оси - значение времени зрительного восприятия, мс. Обозначения величин в тексте

Время переходного процесса определяется временем, после которого имеет место неравенство [9]:

где tвзв i - значение времени зрительного восприятия в i-м измерении, i = 1, 2, . , k, k - число измерений во время переходного процесса; tвзв 0 - среднее значение времени зрительного восприятия в квазистационарном режиме; ∆ = (tвзв max - tвзв min) - вариационный размах значений времени зрительного восприятия в квазистационарном режиме; tвзв max - максимальное значение времени зрительного восприятия в квазистационарном режиме; tвзв min - минимальное значение времени зрительного восприятия в квазистационарном режиме.

На графике отметили вариационный размах ∆ значений времени зрительного восприятия в квазистационарном режиме и определили номер измерения 4, соответствующий окончанию переходного процесса. Таким образом, за время, необходимое для выполнения 4-х измерений, процессы адаптации данного испытуемого и его зрительного анализатора заканчиваются, измеряемые значения времени зрительного восприятия стабилизируются.

Для другого испытуемого получены следующие значения времени восстановления, мс: 74,0; 73,8; 72,9; 72,8; 72,2; 72,3; 71,6; 71,4; 71,0; 71,2; 71,6; 71,2, которые представлены в виде графика на рис. 3.

pic

Рис. 3. График значений времени зрительного восприятия второго испытуемого.
По горизонтальной оси - номер измерения, по вертикальной оси - значение времени зрительного восприятия, мс. Обозначения величин в тексте

Для данного испытуемого переходной процесс заканчивается после 7-го измерения, к этому времени процессы адаптации заканчиваются.

По результатам анализа экспериментальных данных, установлено, что для окончания процессов адаптации по обследованной группе испытуемых необходимы от 3 до 8 измерений, точечная оценка медианы распределения числа измерений равна 6.

Полученные результаты не противоречат экспериментальных данным, приведенным рядом авторов, об улучшении зрительных функций в процессе измерений. Так показано последовательное, от опыта к опыту, увеличение количества воспринимаемой информации, уменьшение времени безошибочного правильного опознания стимулов. По мере увеличения числа опытов кривые опознания стабилизируются и выходят на некоторый установившийся уровень [10], контрастные пороги при обнаружении тонкой полосы в ходе тренировок уменьшаются [1].

В.А. Мещеряков и И.А. Казановская объясняют улучшение зрительных функций при тренировке тем, что сокращается длительность психологического рефрактерного периода [5]. В.М. Бондаренко и соавт. считают, что в процессе выполнения зрительной задачи происходят настройка и возникновение временных связей между отдельными структурами зрительной системы. В то же время попытки моделирования этого процесса сводятся к изменению критерия наблюдателя на уровне принятия решения. Однако блок принятия решения является гипотетическим и не поддается исследованию и анализу [1].

Проведенные авторами исследования свидетельствуют, что при повторных измерениях, проведенных через 3 и 7 суток, среднеарифметическое значение времени зрительного восприятия и его вариабельность в квазистационарном режиме уменьшаются. Время, необходимое для окончания адаптационных процессов, уменьшается на 1-3 измерения. Однако уменьшение среднеарифметического значения времени зрительного восприятия статистически недостоверно.

Из исследований авторов следует, что для достоверной оценки времени зрительного восприятия необходимо из статистического анализа исключать результаты измерений, полученные в переходном режиме.

Заключение

Предложена методика исследования характера стабилизации значений времени зрительного восприятия. Время, необходимое для адаптации, после которой измеряемые значения времени зрительного восприятия стабилизируются, определяется по количеству измерений, выполненных во время переходного процесса. По обследованной группе из 10 испытуемых для этого необходимо от 3 до 8 измерений, точечная оценка медианы распределения числа таких измерений равна 6.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ (проект № 2.2.3.3/2048).

Рецензенты:

Аннотация

Близорукость является одним из наиболее распространенных заболеваний современности, фило-и онтогенетически тесно связанным с системой школьного обучения. На основе обзора теоретических и экспериментальных исследований рассмотрены возможные механизмы изменений в работе зрительного анализатора, являющиеся адаптацией к социокультурным условиям и приводящие к возникновению миопии. Описана взаимосвязь физиологических и поведенческих факторов, возможно приводящих к снижению зрения. Выдвинуто предположение о вкладе в формирование близорукости перестройки работы зрительного анализатора, связанной с селекцией информации в соответствии с предлагаемыми в социальной среде моделями; со снижением собственной поисковой активности при усилении близорукости; с усилением функционирования систем внутренней обработки информации и снижением – систем восприятия и реализации действий.

* Исследования выполнены по Программе ФНИ государственных академий наук на 2012–2020 гг. (проект VI.51.1.6).

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

С исторической точки зрения, широкое распространение близорукости совпадает с появлением массовых школ. По оценкам исследователей этого вопроса, за последние полтора века число близоруких людей в мире стало больше примерно в 10 раз. Распространенность миопии в разных странах и в разные годы, по оценкам различных авторов, широко варьирует. По современным данным, распространенность миопии среди выпускников российских школ достигает до 26–30%, среди выпускников гимназий и лицеев – до 50–52%; в то время как среди первоклассников она составляет 1,0–8,6 % (Нероев, 2000; Петухов, Медведев, 2005; Сидоренко, 2006, и др.). При увеличении числа случаев возникновения близорукости в мировой статистике в целом, среди учеников российских школ увеличение числа близоруких детей и подростков не особо значительно: так, Ф. Ф. Эрисман в 1870 г. среди гимназистов выявил 30,2% близоруких, среди выпускников гимназий – 48%, М. Н. Рейх в 1882 г. – соответственно 36% и 53% (Ананин, 1996). Наибольший процент близоруких выпускников школ отмечен в Японии – до 80–90% (Morgan et al., 2012). Соотношение близоруких мужчин и женщин меняется в зависимости от социальных условий: в позапрошлом веке, когда образование было привилегией мужчин, близорукость также была присуща именно им. В современных школах, по данным плановых медицинских обследований, среди близоруких учащихся чаще преобладают девочки и девушки (что обычно обосновывают большей старательностью их в учебе). Исключением являются специализированные учебные заведения, где именно юноши ориентированы на специфические достижения (Петухов, Медведев, 2005; Sood, Sood, 2012). Отмечается прямая статистическая связь близорукости с учебной нагрузкой и учебной успешностью (Morgan, Rose, 2013).

Читайте также: