Использование планшета в школе

Обновлено: 05.07.2024

Планшеты в школе

Прогресс в сфере информационных технологий не стоит на месте и постепенно добирается даже до таких консервативных мест как учебные заведения. В 2012 году в школах и ВУЗах Беларуси (лицей БГУ, БГПУ) начались эксперименты по использованию планшетов. В ближайшие несколько лет предполагается широко внедрить планшеты в учебный процесс.

Хорошо известно, что любая медаль имеет две стороны (исключением является только абсолютно не функциональный лист Мебиуса). Обычно при внедрении новой технологи разработчики и СМИ делают акцент на положительные стороны и предпочитают не касаться возможных неблагоприятных последствий. Давайте попробуем проанализировать плюсы и минусы использования планшетов в учебном процессе.

1. Удобство доступа к информации

На планшет можно закачать электронные копии всех необходимых учебников. Таким образом, студентам (школьникам) не нужно таскать с собой кипу учебников, бегать в библиотеку. Планшет обеспечивает мгновенный доступ к любому учебнику. Без сомнения, это – удобно.

2. Экономия средств

Печать учебников – дело недешевое, а копирование электронного файла ничего не стоит. С переходом на электронные учебники в целом по Республике получится существенная экономя бюджетных средств.

Что касается стоимости самого устройства, то сегодня планшеты и ридеры (особенно в бюджетном сегменте) имею весьма демократичную стоимость. Цена бюджетного планшета более-менее сопоставима со стоимостью комплекта учебных пособий на 2-3 года обучения.

3. Возможность использования мультимедийного и интерактивного контента

Возможности бумажных учебников ограничены предоставлением текстовой и графической информации. В электронном же учебнике возможно раздавать аудио и видео контент. За счет использования видео материалов можно существенно увеличить наглядность и заинтересованность учеников.

4. Коммуникационные возможности

Учитель может отправлять детям задания либо учебные материалы по wi-fi или Bluetooth. Таким же образом можно в конце урока аккумулировать файлы с выполненными заданиями. Удобно!

1. Планшет учит потреблять, но не создавать информацию!

Эволюция персональных устройств шла по линии: персональный компьютер (ПК) – ноутбук – нетбук – планшет. Переход от ПК к нетбуку больше повлиял на комфорт работы, чем на ее алгоритм. Ноутбук – это просто компактный ПК, который можно положить в сумку. Нетбук – это еще более компактный ПК, который можно носить с собой ежедневно.

А вот с переходом к планшетам мы имеем существенное изменение АЛГОРИТМА работы с информацией. Думаю, эту идею уже в полной мере осознали разработчики Майкрософт, которые в Windows 8 постарались создать унифицированную операционную систему для ПК и планшетов и, похоже, с треском провалились. Планшет – это не ПК и не ноутбук, это – принципиально иное устройство.

На мой взгляд, введение планшетов в учебный процесс может привести к дальнейшему угнетению креативных, творческих способностей детей. На планшете можно читать, по планшету можно водить пальцем, можно двигать уже нарисованные фигурки, кликать по уже нарисованным кнопкам. На планшете нельзя СОЗДАВАТЬ новую информацию. По крайней мере, это очень неудобно, т.к. планшет изначально для этого не предназначен. При помощи экранной клавиатуры планшета можно написать СМС или пост в твиттер, но не сочинение.

2. Нагрузка на зрительный аппарат

Любой монитор создаёт дополнительную нагрузку на органы зрения, которая особенно критична в детском возрасте. По мнению профессиональных разработчиков, для комфортной ежедневной работы требуется экран размером не менее 15 дюймов; 13 дюймов – это компромисс между удобством работы и мобильностью; 11 и менее дюймов – пригоден для коммуникации и развлечений, но не для серьезной работы. Проводя за компьютером ежедневно по много часов, со своей стороны могу на 100% подтвердить это мнение.

Размер диагонали планшета составляет 7-10 дюймов. В эксперименте, проводимом в БГПУ им. Танка, использовались планшеты Prestigio MultiPad 9.7 ULTRA с диагональю 9,7 дюймов и разрешением 1024х768.

К тому же, в дешевых планшетах используются низкокачественные матрицы с невысоким контрастом и равномерностью подсветки. Детям придётся работать с этими устройствами ежедневно по много часов на протяжении нескольких лет.

Монитор светится, бумага нет, поэтому традиционные понятия полиграфии (размер шрифта, интерлиньяж, контраст и.т.п.) требуют нового понимания. Оптимизация текста для восприятия с отражающей свет бумаги и с испускающего свет экрана – это очень разные вещи!

Монитор имеет пиксельную сетку, бумага нет; это архиважное отличие! Сглаживание шрифтов на пиксельной сетке – это целая наука; интересующимся рекомендую почитать хотя бы про принципиально разную прорисовку шрифтов в Windows и Mac OS X.

Экраны в современных мониторах и планшетах подсвечиваются светодиодами, которые имеют специфический спектр излучения, влияние которого на сетчатку глаза до сих пор плохо изучено. Для регуляции уровня подсветки светодиодов используется метод ШИМ (кому интересно — погуглите, реально узнаете много нового!), который имеет неприятные побочные эффекты.

Конечно, вместо планшетов можно использовать устройства на т.н. электронной бумаге (ридеры). Тогда эти проблемы исчезают, но одновременно с ними исчезает и возможность раздачи мультимедийного контента и усугубляется проблема обозначенная в предыдущем пункте, т.к. современные устройства на e-ink еще менее приспособлены к вводу информации, чем планшеты.

3. Отвлечение внимания

Профессиональные авторы, которые занимаются созданием текстов, в последнее время все чаще переходят на минималистичные текстовые редакторы (например, Focus Writer), которые практически не имеют интерфейса: серый экран и на нем печатаются буквы без возможности форматирования. И это удобно, потому что избыточный и перегруженный интерфейс Word отвлекает от главного — создания текста.

Планшет в большей степени, чем книга отвлечет внимание от содержания информации. Особенно это актуально для детей, чье внимание и так менее устойчиво.

Также не надо забывать о том, что планшет – это соблазн запустить игру. У меня на лекциях многие студенты с ноутбуками играют в игры либо смотрят кино. Предполагаю, что то же может быть и в школе на уроках. Вместо рабочего инструмента дети получат дополнительную игрушку.

Резюме

Я не противник внедрения планшетов в учебный процесс. Я – за то, чтобы делать это профессионально и обдуманно. Для того, чтобы планшеты изменили учебный процесс в лучшую сторону, требуется всестороннее продуманная КОПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ их применения, которая сбалансирует плюсы и минусы их использования. Требуется работа коллектива профессионалов (педагогов, программистов, психологов, психофизиологов), чтобы продумать, разработать и создать целостную рациональную концепцию использования планшетов в учебном процессе.

А что мы имеем? Создаваемая сейчас библиотека школьных электронных учебников предлагает файлы в формате pdf. Тот, кто пытался читать pdf файлы на ридере или на планшете – хорошо знает, насколько это неудобно. Именно pdf-формат в наименьшей степени приспособлен для чтения с небольших экранов невысоко разрешения.

Это уже начинает напоминать очередное изобретение велосипеда. Тем, кто интересуется современным состоянием проблемы электронных средств обучения, должно быть известно, что не так давно компания Apple представила интегрированную среду для образовательного контента, которую аналитики уже назвали революцией в образовании. Она включает в себя: программу для создания мультимедийных учебников; программу для просмотра таких учебников, облачный сервис для хранения учебной информации и многое другое. Платформа преимущественно бесплатна и открыта для использования. Примеры интерактивных учебников созданных на этой платформе можно посмотреть здесь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

"Образовательная выставка «Слагаемые успеха 2015" «Возможности использования.

Описание презентации по отдельным слайдам:

"Образовательная выставка «Слагаемые успеха 2015" «Возможности использования.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общест.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Формирование ИКТ компетентности учащихся – это одна из задач современного обучения.

Внедрение в образовательный процесс таких устройств, как планшетный компьютер.

Внедрение в образовательный процесс таких устройств, как планшетный компьютер позволяет: увеличить заинтересованность учащихся в предмете; дает возможность решения задач на стыке предметов разных циклов; более наглядной подачи материала за счет мультимедиа; позволяет разгрузить учителя; повышает мотивацию у слабоуспевающих учащихся

Все более популярной в образовательной среде становится тенденция, получивша.

Цель моей работы показать школьникам, что их давний друг может помочь им в ус.

Цель моей работы показать школьникам, что их давний друг может помочь им в усвоении учебных знаний, расширить кругозор, сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Задачи: научить использовать информацию, размещенную и сети Интернет в учебных целях; научить выбирать нужную и интересную информацию из больших текстов по плану и по вопросу; научить использовать планшет для учебных целей во время экскурсий, при выполнении творческих заданий; вовлечь, как можно больше ребят, в участие в исследовательские проекты; убедить учеников, что планшет их учебный друг.

Преимущества использования планшетов в работе учителя 1. Мобильность. В отлич.

Преимущества использования планшетов в работе учителя 1. Мобильность. В отличие от компьютеров и ноутбуков планшет легче использовать при обучении вне стен классной комнаты. 2.Особенности планшета позволяют использовать его и делать заметки стоя, на ходу, без опорной поверхности (стола). Это особенно удобно при проведении экскурсий в музеи, где нужно записать необходимую информацию (возможность использовать стилус) и сфотографировать нужный объект. 3.Опциональное наличие 3G позволяет использовать его в сети Интернет даже на выезде - в парках, за городом, в лесу. 4. Планшеты обладают существенным мотивационным воздействием на поколения, которые появились на свет вместе с этими технологиями. Было установлено, что при использовании iPad внимание удается удерживать гораздо дольше, дети принимают активное участие в своём обучении. Повышается мотивация к учёбе у слабоуспевающих учащихся.

5. Расширение возможностей использования в учебной и внеурочной деятельности.

5. Расширение возможностей использования в учебной и внеурочной деятельности новых образовательных технологий (технологии проблемного обучения, развития критического мышления, работу в группах). 6. С помощью планшета ребята могут получать недостающие знания по учебному предмету, либо знания, необходимые в рамках внеурочной деятельности (посмотреть значение слова в словаре; познакомиться с биографией какого-либо писателя, деятеля науки, искусства и т.д.) 7. Возможность манипулирования информацией. Различные манипуляции с информацией позволяют легче её усвоить. 8. Можно установить приложения-тренажеры на отработку вычислительных и орфографических навыков и использовать их как во время проведения урока, так и во внеклассной работе. 9. Работа на планшете проходит бесшумно, что позволяет добиться большей концентрации внимания и воспитывает уважение к работе другого человека.

10. Если раньше всю необходимую к уроку информацию учитель должен был заложит.

12. Рукописный ввод текста на планшете позволяет подключить к процессу обучен.

12. Рукописный ввод текста на планшете позволяет подключить к процессу обучения моторную память на более высоком уровне, чем при использовании клавиатуры. 13. Даже если планшеты есть не у всех в классе, учитель всегда имеет возможность организовать парную и групповую работу. Те ребята, которые ещё не умеют пользоваться, быстро осваивают планшет во время групповых заданий.

Когда можно использовать планшет 1.Использование планшета во время проведения.

Когда можно использовать планшет 1.Использование планшета во время проведения экскурсий По программе окружающего мира рекомендуются экскурсии в природу для наблюдения и изучения смен времён года. Цели экскурсий: наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, хозяйственной деятельностью человека. Во время экскурсии необходимо запечатлеть изменения в природе по следующему плану: Изменения в неживой природе Изменения в живой природе Изменение в жизни людей и их хозяйственной деятельности. Главное на экскурсии внимательно наблюдать, рассматривать и фотографировать.

2. Использование планшета во время классного часа На классных часах планшеты.

3.Использование планшета во время проведения интеллектуальных игр На игре «.

4. Использование планшета при оценке знаний учащихся Есть интересные тренажё.

5. Использование планшета в исследовательском проекте При подготовке к иссл.

6. Использование планшета на практических занятиях по окружающему миру Если.

7. Использование планшета для выполнения творческих домашних заданий В учебн.

7. Использование планшета для выполнения творческих домашних заданий В учебнике по окружающему миру есть задание: напиши письмо другу о достопримечательностях твоего поселка. Дети в выходной день фотографировали красивые места родного посёлка, составляли письмо и отправляли его на почту учителю.

А если загрузить в планшет удивительные приложения, то возможности увлекател.

А если загрузить в планшет удивительные приложения, то возможности увлекательного обучения будут безграничны. Вот некоторые из них: Приложение "Живая поэзия" содержит более 700 стихотворений озвученных известными артистами, сопровождающихся картинками художниками и музыкой Чайковского. Математическая игра "Король математики" - в ней предлагается решать задачи из разных областей математики (вычитание, сложение, умножение и т.д.). Решил всё верно - переходишь на новый уровень. Цифровой планетарий - Google Sky Map Замечательное приложение (для уроков природоведения и походов) с картой звездного неба, показывающей также положение планет и Солнца. Мобильное приложение "Компас"

В январе 2021 года начали действовать новые "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В них совершенно новый раздел, связанный с цифровой образовательной средой, с дистанционным обучением, использованием мобильных телефонов. Есть ли нормы использования компьютеров при очном и дистанционном обучении? На этот вопрос партнера "Российской газеты" - главного редактора сетевого издания Ulus media Ньургуйааны Стручковой из Якутска в ходе "горячей линии" ответила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека Ирина Брагина.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Ирина Брагина: Согласно новым санитарным правилам, дети 1-2 класса должны проводить за компьютером не более 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут. А старшеклассники - 35 минут. Прописаны также технические требования к электронным устройствам. Так, диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука - не менее 39,6 см, для планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается. Есть важное уточнение.

Если ребенок во время просмотра учебного фильма, программы должен что-то законспектировать в тетради, то, согласно санитарным нормам, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, а для 5-9-х классов - 15 минут. При этом экран гаджета должен находиться от ребенка на расстоянии не менее 50 сантиметров. По санитарным правилам, планшеты нужно размещать на столах с наклоном в 30 градусов. Наушники можно использовать непрерывно не более часа, и громкость - не более 60% от максимальной.

Родителям важно помнить, что во время дистанционного обучения, где используются электронные устройства, занятия должны заканчиваться не позднее 18:00. А продолжительность урока не должна превышать 40 минут. Между уроками должна быть перемена, которая позволяет переключиться на какую-то активную деятельность и дать возможность восстановиться. Должен быть и перерыв на обед, если это вторая смена.

Роспотребнадзором разработаны рекомендации для взрослых и детей по вопросам организации режима дня, рабочего места на дистанционном обучении, дезинфекции ЭСО, здорового образа жизни и другие, которые размещены на официальном сайте Роспотребнадзора.

Полную версию "горячей линии" читайте в ближайшем выпуске "Российской газеты".


Планшет для школьника, в том числе и учащегося младших классов, - это уже не просто развлечение, но и прекрасное дополнение для успешной учёбы. С помощью этого небольшого устройства школьник сможет найти необходимую информацию в Интернете, подготовить реферат, доклад, найти стихотворение, которое нужно выучить. Раньше для всех этих целей дети ходили в библиотеки. Конечно, бумажные книги - это вещь хорошая. Да и посещение библиотеки - это всегда на пользу. Но только не во время учёбы, не после загруженного учебного дня.





Но делу время, а потехе час. Часто дети заигрываются, проводят очень много времени над играми. Это вредно как с точки зрения обучаемости, так и для зрения. Играть достаточно не более 30-60 минут в день.


Заменит ли планшет учебники?

В последнее время все чаще делаются попытки внедрить планшеты в образовательный процесс. Причем их пытаются сделать не просто вспомогательными элементами, а полноценной заменой учебным материалам. Подобные эксперименты уже проводятся в нескольких российских школах. В США также уделяют особое внимание планшетам, как помощникам в учебе. Так возможен ли в ближайшем будущем переход учеников и студентов на планшетные компьютеры? Рассмотрим особенности такого решения.

Экономия средств

Как это ни странно, но купленный однажды планшет позволит сэкономить на покупке учебников и других материалов. Постоянно покупать учебники и книги не нужно будет ни ученикам, ни учебным заведениям. К тому же электронные учебники по понятным причинам не будут портиться со временем, что является проблемой печатных изданий. Еще одно значительное достоинство электронных изданий — возможность внесения поправок без перепечатки книг. Все, что требуется — однажды подготовить материал и затем изменять или расширять его при необходимости. А сами учебники могут быть бесплатными и общедоступными.

Замена учебников

Помимо материальной экономии, планшет — это еще и экономия места в сумках и рюкзаках. Сегодня первоклассникам порой приходится носить в школу очень тяжелые ранцы с учебниками на спине, что вряд ли можно назвать полезным занятием. Планшет весом в 500-800 грамм в этом плане намного выгоднее. Нельзя не отметить и того факта, что студенты, участвовавшие в эксперименте по переходу на планшетные компьютеры, стали читать если не больше, то эффективнее. Это стало возможным благодаря такой простой для компьютера и недосягаемой для бумажного учебника функции поиска. Студенты могли легко находить необходимые части текста по одному только слову.

Замена тетрадей

Стимулирование образовательного процесса

О полезности планшетов говорят и преподаватели. По их словам, им гораздо легче планировать задания и уроки, понимая, что все ученики используют одинаковое аппаратное и техническое обеспечение.

Постоянный доступ в интернет

Какими бы хорошими не были учебники, в интернет в любом случае будет доступно гораздо больше разнообразной информации. Возможность выхода в интернет без отрыва от обучения будет полезна для любых дисциплин, будь то физика, математика или литература.

Необходимость стандартизации

Понятно, что если дать ученикам возможность использовать свои домашние планшетные компьютеры в учебе, может образоваться серьезное расслоение. И дело здесь не только в том, что кто-то будет пользоваться техникой Apple, а другие — Samsung, что влечет за собой несовместимость приложений и разные возможности. Значительная проблема заключается и в том, что конфликты между богатыми и менее обеспеченными учениками могут стать еще острее. Вариантов решения этой проблемы два: предоставлять ученикам планшеты от школы или обязать родителей покупать отдельные одинаковые для всех компьютеры для учебы. Но оба этих решения порождают другие проблемы. В первом случае ученики будут менее бережно относиться к технике, а государству придется выделить немало денег на полное техническое переоснащение всех школ. Главный минус второго случая опять же заключается в деньгах — некоторым родителям покупка планшета за 5000-7000 рублей может показаться ненужной тратой денег. Чтобы не допустить этого нужно обеспечить поставку на рынок действительно дешевых стандартизированных планшетов для учебы, которые при этом не будут сильно отличаться от современных решений.

Отвлечение от учебного процесса

Игры, развлекательные программы, социальные сети — все это может отвлекать учеников от учебы, не давая им сосредоточиться на изучении материала. Как-то ограничить студентов и учеников от доступа к подобным возможностям, наверняка, не получится. Но зато можно организовать доступ преподавателю к происходящему на экране планшетов учеников. Причем для этого педагогу не придется ходить между рядами и заглядывать ученикам через плечи — достаточно вывести изображения с экранов на аналогичное устройство. Еще одним решением являются оповещательные сигналы на компьютере педагога при запуске какого-либо приложения у ученика.

Планшеты вместо учебников — вполне реальная перспектива. Они обладают массой достоинств перед обычными образовательными материалами и инструментами для учебы. Но при этом для их успешного внедрения придется решить ряд вопросов: перевести необходимую литературу в электронный вид, сделать интернет в школах и университетах максимально доступным и предпринять еще несколько важных мер.

Читайте также: