Исполнительская дисциплина в школе

Обновлено: 05.07.2024

ГБОУ №№ 13, 20, 326, 336, 339, 341, 346, 350, 458, 512, 625, 627, 693 - информация не предоставлена;

ГБОУ №№14, 327, 332, 336, 337, 498, 571, 707 – предоставлена неполная информация.

Форма и сканкопия согласия заполняются на каждого слушателя отдельно.

Вопрос на контроле Комитета по образованию и отдела образования администрации Невского района Санкт-Петербурга.

По возникающим вопросам обращаться по тел. 679-31-12, 679-14-78, Татьяна Юрьевна Крипакова, Светлана Анатольевна Малыхина.

Февраль – время подводить итоги по выполнению задач за прошлый год. Вопросы контроля исполнения заданий и исполнительской дисциплины выходят на первый план. Для чего нужен контроль и как его вести на протяжении года, расскажем в статье.

ПОЧЕМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДИСЦИПЛИНА АНАЛИЗИРУЕТСЯ В ФЕВРАЛЕ

Проанализировать исполнение заданий в организации за прошедший год получится не раньше февраля. Годовая справка об исполнительской дисциплине в организации готовится в первые дни февраля по двум причинам:

  1. Большинство заданий по документам имеют типовой срок исполнения – 30 календарных дней. Если задание дано 30 декабря, то исполнено оно должно быть до 30 января включительно. В 2018 году последним рабочим днем было 29 декабря (29 января 2019 года – крайний типовой срок исполнения заданий по документам). В 2019 году 30 и 31 декабря уже будут рабочими, следовательно, сроки выполнения заданий сдвинутся на последние дни января.
  2. Нельзя не учитывать человеческий фактор и очень распространенную привычку откладывать дела до последнего. Вряд ли среди исполнителей не найдется того, кто отправит свои отчеты 29 января, хотя для этого у него был целый месяц.

Таким образом, если срок исполнения задания – 29 января, то мы должны ждать до этого дня. Если отчета о выполнении нет и 30 января, только тогда можно учитывать задание как неисполненное.

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Ежедневно руководитель ставит перед своими подчиненными задачи. Разумеется, они должны быть исполнены. Но так получается не всегда. Поэтому существует контроль исполнения заданий.

88. контроль исполнения документов: Совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов.

Работник, ответственный за контроль исполнения документов, всегда знает о состоянии исполнительской дисциплины в организации – соотношение количества поставленных задач количеству выполненных. В идеале баланс должен быть 1:1.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ

Ответственный за контроль исполнения документов обычно назначается из работников службы делопроизводства. Например, руководитель службы или один из ее работников, в небольших организациях – помощник руководителя.

Ответственный назначается приказом по основной деятельности (Пример 1), а в должностную инструкцию вносятся соответствующие дополнения (Пример 2).



ЧТО СТАВИТСЯ НА КОНТРОЛЬ

В отсутствие СЭД есть варианты:

  • организация может ставить на контроль все задачи. С одной стороны, это упрощает процесс: не нужно принимать решение относительно каждого задания, контролировать его исполнение или нет. С другой стороны, объем работы значительно увеличивается. То, что СЭД делает автоматически, ответственный вынужден делать вручную;
  • организация определяет задания, которые ставятся на контроль. Составляется перечень респондентов, исполнение писем от которых контролируется; тем внутренней и внешней переписки; видов документов. Перечень закрепляется в инструкции по делопроизводству (Пример 3). Обратите внимание на п. 5.8.27 в Примере 3: он дает право организации ставить на контроль любое поручение, если директор считает это необходимым.


ТИПЫ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ КОНТРОЛИРУЕТСЯ

Письменные

Таких поручений большинство. Они делятся на типы по видам документов:

  • задания по входящим письмам;
  • задания по внутренней переписке (служебные, докладные записки);
  • задания по приказам по основной деятельности;
  • задания по протоколам совещаний;
  • задания по согласованию проектов документов.

Задания по входящим письмам и внутренней переписке излагаются в резолюции. Это реквизит документа, который должен содержать фамилию, инициалы исполнителя (исполнителей), поручение по документу, при необходимости – срок исполнения, подпись лица, вынесшего резолюцию, дату резолюции[1].

Руководители могут не указывать содержание задачи, срок и даже фамилию исполнителя (в зависимости от ситуации). Секретарь, который ставит задачу на исполнение, должен понимать, что:

  • если директор не указал срок исполнения, то используется типовой срок, установленный в инструкции по делопроизводству;
  • если директор не указал содержание задачи, то письмо (записка) типовое (ая), и исполнитель сам должен понять, что ему делать;
  • если директор не указал исполнителя, то письмо (записка) типовое (ая), и секретарь сам должен понять, кому направлять задание, а исполнитель – что этот вопрос в рамках его обязанностей.

Последний вариант выходит за рамки нормы, но встречается часто.

В приказах и протоколах поручение, срок и исполнитель указываются в тексте документа (Примеры 4, 5 соответственно).



Устные

Многие руководители с помощью секретаря ставят на контроль и свои устные поручения. Это сложнее, чем контроль письменных заданий:

Чтобы при контроле исполнения устных поручений не возникало проблем, секретарь может:

  • договориться с директором, что если устное поручение ставится на контроль, то директор уведомляет об этом секретаря, проговаривая и исполнителя, и срок;
  • предложить директору превратить устное поручение в письменное: создать приказ по основной деятельности или краткий протокол совещания. Тогда устное поручение станет обычным заданием по документу, контролировать которое намного легче;
  • если поручение все-таки осталось устным, секретарь напоминает исполнителю о необходимости представления отчета об исполнении не только директору, но и контролеру – секретарю.

Секретарь уведомляет исполнителя о постановке задания или по СЭД, или по электронной почте, то есть в любом случае задание излагается письменно и фиксируется дата его направления исполнителю.

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Сроки исполнения каждого из типов заданий должны быть установлены в инструкции по делопроизводству организации. Источником сроков могут служить Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях[2] (пп. 4.6, 6.6), а также отраслевые нормативные правовые акты.

Извлечение
из Федерального закона № 59-ФЗ

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления[3] в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Извлечение

из Федерального закона № 59-ФЗ

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации[4] письменного обращения…

Законодатель дал организациям три дополнительных дня на исполнение обращений граждан, по сравнению с письмами, поступающими из организаций, которые регистрируются в день поступления[5]. Пользоваться ли этим, организация определяет сама и фиксирует решение в инструкции по делопроизводству (Пример 6).


АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ

Алгоритм контроля исполнения поручений представлен на Схеме.



СПРАВКА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Результатом постоянного контроля исполнения заданий руководителя являются справки об исполнительской дисциплине. По решению руководства справки могут быть разной периодичности: от ежедневных до годовых. Принцип простой: если организация практикует ежемесячное премирование по результатам работы, то и справка составляется ежемесячно; если премии квартальные, то и справка поквартальная. Составлять отчеты чаще можно, чтобы своевременно обнаружить невыполненные задания. Годовая справка составляется в любом случае: каждый руководитель хочет знать, сколько из поставленных им заданий за год было выполнено (Пример 7).

Форма справки тоже разрабатывается на уровне организации и фиксируется в инструкции по делопроизводству.


РЕЗЮМЕ

  1. Контроль исполнения поручений и отслеживание исполнительской дисциплины – функции менеджмента. Они лежат в основе мотивационной политики организации.
  2. Контролем исполнения поручений занимается специально назначенный работник. Он же с заданной периодичностью представляет руководству справки о состоянии исполнительской дисциплины.
  3. На контроль ставятся как задания по документам, так и устные поручения руководителя. По результатам исполнения каждого из них исполнитель должен представить информативный отчет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызывают серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности учащихся. Наш класс не исключение, у нас тоже присутствуют нарушения дисциплины и что характерно, ее нарушают практически одни и те же учащиеся.

Проблема: Систематические нарушения дисциплины на уроках одними и теми же учащимися 7 класса.

Гипотеза: Зная, причины и мотивы нарушения дисциплины, можем найти способы решения данной проблемы.

Цель: Выявить причины и мотивы нарушения школьной дисциплины и предложить способы по формированию сознательной дисциплины.

1. Раскрыть сущность дисциплины школьников, выявить нарушения и их закономерность;

2. Провести анкетирование среди учащихся 7 класса и учителей, преподающих в 7 классе;

3. Провести историческую ретроспективу наказания в школе;

4. Изучить причины нарушения дисциплины учащихся и способы купирования нежелательного поведения на уроках;

5. Составить рекомендацию для учителей по использованию способов организации дисциплины.

Объект изучения: учащиеся 7 класса

Предмет изучения: Причины и мотивы нарушения дисциплины.

Методы исследования: Эмпирический (анкетирование), анализ и сравнение.

Практическая значимость: Результат исследования станет практической рекомендацией для педагогов, который мы планируем оформить в виде памятки.

2. Анализ литературы по проблеме исследования

2.1 Сущность дисциплины школьников, нарушения и их закономерность

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей. Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины. Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников. Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил общежития. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

2.2. Историческая ретроспектива наказания в школе

В Средневековье порка играла главную роль в воспитании. Причем учеников наказывали не только за плохое поведение и невыученные уроки, но и просто для профилактики, в соответствии с общим убеждением в том, что учеников нужно хлестать! Об этом свидетельствует Эразм Роттердамский. Несмотря на усердие, способность ученика, который был любимцем своего учителя, его все равно подвергали телесным наказаниям. Учитель хотел видеть, как Эразм отнесется к боли и перенесет избиения. Такое своеобразное воспитание было губительным для ученика: настроение падало, утрачивался интерес к знаниям, учиться было просто не под силу.

В Бразилии раньше били детей, а сейчас наказанием является запрет на игру в футбол. Особенно изощренными в наказаниях были японские учителя: провинившегося школьника заставляли стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу. Учителя Намибии особой гуманностью тоже не отличались: распространенным наказанием было стоять неподвижно под осиным гнездом. Кстати, несмотря на запрет министра образования, этот метод все еще применяется в школах Намибии.

3. Эмпирическое исследование

3.1 Анкетирование учащихся 7класса и учителей.

Для того чтобы выяснить что думают о дисциплине и причинах нарушения, наши учителя, мы провели анкетирование.


И выяснили, что по мнению педагогов, на первом месте это – неумение контролировать свои эмоции и привлечение внимания, на втором месте неготовность к урокам, на третьем низкий уровень самодисциплины и отсутствие внутренней мотивации, на последнем месте это непрофессионализм педагога.

Анализ результатов анкетирования учащихся показал,


что самые распространенные формы нарушения дисциплины среди учащихся это - на первом месте разговор на уроке, на втором месте это- игра в телефоне и выкрикивание на уроке, на третьем месте отвлечение на посторонние темы и записки, на четвертом месте опоздание на урок, на пятом месте отпрашиваются на уроке.

Анкетирование учителей , работающих в 7 классе.

Вопросы и инструкция для учителей:

Укажите, пожалуйста, причину нарушений дисциплины в 7 классе по уровню важности:

- низкий уровень самодисциплины,

-отсутствие внутренней мотивации,

-неумение контролировать свои эмоции

-непрофессионализм педагога( не владеет материалов, не умеет держать дисциплину в классе)

-неготовность к урокам

-деструктивная атмосфера класса

Анкетирование учащихся

Вопросы и инструкция для учащихся:

Разговариваешь ли ты на уроках? Да нет

Сбегаешь ( уходишь самовольно )ли ты с уроков? Да нет

Отпрашиваешься ли ты с уроков, придумывая причину? Да нет

Опаздываешь ли ты на уроки? Да нет

Отвлекаешься ли ты на уроках? Да нет

Играешь ли ты на уроке в телефоне или пишешь смс? Да нет

Можешь ли ты передвигаться по классу на уроке

без разрешения учителя? Да нет

Пишешь ли ты записки на уроке? Да нет

Зависит ли твой уровень знаний от дисциплины на уроке? Да нет

Если бы в школе работало больше педагогов- мужчин, уровень дисциплины был бы выше? Да нет

Рисуешь ли ты на парте? Да нет

Всегда ли ты приходишь в школу с приготовленными уроками? Да нет

Часто ли ты оправдываешься , что забыл про задание? Да нет

Если ты не готов к уроку, придумываешь ли ты недомогание? Да нет

Выкрикиваешь ли ты на уроке? Да нет

Часто ли у тебя возникает желание, чтобы тебя заметили и услышали? Да нет

Что ты делаешь для этого?

Что на твой взгляд может помочь повышению дисциплины в классе?

На каких уроках ты не нарушаешь дисциплину?

На каких уроках нет дисциплины? Почему?

Являются ли нарушителем дисциплины одни и те же лица? Кто, на твой взгляд, мешает всем?

Анализ эмпирического исследования показал:

Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах: у опытных, хорошо знающих свой предмет учителей на уроках не бывает нарушений дисциплины. И, наоборот, плохо подготовленный урок учителем насыщен разговорами школьников, играми на телефонах, смехом, различными другими нарушениями. Огромное значение имеет качество отношений между учителем и учеником, их партнерство, а также атмосфера класса: поддерживающая или декструктивная. Личность учителя является основой и залогом дисциплины на уроках: требовательность, яркий образ учителя-все это несет воспитывающую функцию и формирует мотивацию к предмету, который ведет этот учитель. Учитель должен всегда быть интересен для учеников как личность.

3.2 Анализ причин нарушения дисциплины учащихся и способы купирования

Эпизодическое нарушение поведения подростком является возрастной нормой. Нельзя расценивать эпизодическое употребление спиртного как прогрессирующий алкоголизм, а ночное бдение у компьютера как игровую зависимость. Любой подросток может допустить экспериментальное поведение - задача учителя состоит в том, чтобы эксперименты не превратились в поведенческий шаблон. Вопрос поддержания дисциплины на занятиях является приоритетным, служит индикатором профессиональной пригодности педагога.

3 подхода к философии дисциплины:

1 Остановить нарушение дисциплины.

2 Продолжить общение с подростком на позитивном уровне.

Алгоритм взаимодействия с нарушителями дисциплины:

1. Распознать истинную цель поступка.

2. Выбрать способ вмешаться и остановить нежелательное поведение.

3. Выбрать стратегию своего поведения, чтобы в будущем постепенно снижать число подобных поступков учащихся.

Поведение ребенка – это внешнее проявление достижения определенных целей. При этом существуют определенные психологические законы:

Закон первый: поведение ребенка это всегда результат его выбора.

Закон второй: общая цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к школьной жизни. Общая цель воплощается в 3-х частных целях:

- ощущать состоятельность в учебе (интеллектуальная состоятельность);

- строить приемлемые отношения с учителями и учащимися (коммуникативная состоятельность);

- вносить вклад в жизнь школы и класса (состоятельность в деятельности).

Закон третий: за нарушением поведения стоят мотивы:

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – привлечение внимания:

Подростки придумывают различные демонстративные выходки во время урока, когда ощущают недостаток внимания. Неадекватное дерзкое поведение обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы. Чем больше внимания учителя получает нарушитель дисциплины, тем более укореняется этот вариант поведенческого паттерна. Позитивное подкрепление плохому поведению способствует удовлетворению потребности ребенка чувствовать себя частью учебного процесса и ощущать принадлежность к группе. Подросток попадает в центр внимания класса, получает особое внимание учителя (пусть негативное) и учащихся, и его цели достигнуты.

Способы устранения нарушения дисциплины

Прием - минимизация внимания

- Игнорирование – не обращайте внимания на нарушителя;

- Контакт глазами – пристальный взгляд без осуждения;

- Встаньте рядом – подойдите и станьте рядом без слов и контакта

- Используйте имя ученика: «И тогда, Вова, Петр Первый издал

Прием - прерывание паттерна

Прием останавливает нежелательное поведение тем, что нарушает ожидания подростка. Обычно нарушитель дисциплины ждет на свой проступок типичной реакции – в данном же случае ее не следует. При этом соблюдается принцип противоположной (необычной) реакции.

Выключите свет и помолчите – прием работает, когда в классе темно.

Измените голос, тон речи, ударение

Измените деятельность – если несколько учеников упорно нарушают дисциплину, попросите их освободить и передвинуть парты, спрятать книги, открыть форточку…

Прием - поощрение хорошего поведения

Не обращайте внимание на плохое поведение ученика, а поощряйте того, кто сидит рядом и ведет себя хорошо.

Хвалите разных учеников.

Пишите имена лучших учеников за урок на доске.

Педагогу можно менять местами учащихся, пересаживать их и при этом продолжать вести урок.

Пример. Педагог предлагает ученику провести 5 минут на стуле размышлений. Этот стул не похож на другие, стоит в любом месте класса, отдельно от других стульев.

Если педагог диагностировал мотив нарушения поведения подростка как привлечение внимания, перечисленные приемы в конечном результате обычно способствуют угасанию нарушений дисциплины. Если же ученик не реагирует на прием педагога, отказывается выполнять его требования, или продолжает нарушать дисциплину, то его цель не внимание, а, возможно, приобретение власти. В этом случае педагогу помогут другие практические приемы. Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – власть:

Прием – избегание прямой конфронтации.

Педагог, выбирая стратегию поведения по отношению к подростку, должен делать акцент на поступке, а не на личности подростка.

- контролировать свои негативные эмоции, полностью отказаться от их демонстрации подростку;

- не допускать даже малейшего проявления агрессии;

- избежать на время дисциплинарных мер.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть:

Прием – признание силы ученика

Прием – уберите зрителей

Можно послать с поручением за пределы класса нескольких наиболее заинтересованных зрителей, которые дают нарушителю дисциплину постоянную обратную связь и эмоционально поддерживают его. Можно дать интересное задание этой группе учащихся и эмоционально выключить их.

Данный прием выступает как противовес приему активного слушания.

В ситуации конфликта активное слушание продляет конфронтацию. Нужно согласиться с учеником или поменять тему:

Если подросток продолжает провоцировать педагога, нельзя ни в коем случае поддаваться на эту провокацию. Педагогу для того, чтобы изменить поведение ученика, придется соглашаться с его утверждениями, и продолжать напоминать про страницу учебника.

Удаление из ситуации – педагогически неоправданным считается удаление учащегося с урока в коридор, домой, или без озвучивания направления.

Возможным считается применение этого приема дифференцировано:

Удаление, не покидая класса - за шкаф, ширму, доску, отгородить партой).

Удаление в другой класс - только в класс ровесников, или старше. Прием неожиданный, практически не применяемый нашими педагогами, но очень эффективный. Подросток, лишенный привычной среды, группы заинтересованных зрителей и поддержки класса, обычно сидит в другом классе спокойно.

4. Заключение

В своей работе мы планировали выявить причины и мотивы нарушения дисциплины в классном коллективе. Для этого нам нужно было понять сущность дисциплины, как ее понимают учащиеся нашего класса. Найти способы и приемы, помогающие в формировании сознательной дисциплины. Нами были составлены вопросы для проведения анкетирования среди учителей и учащихся. Результаты обработаны и представлены в виде диаграммы.

Данное анкетирование помогло нам определиться в причинах нарушения дисциплины и выйти на мотивы. Из анализа литературы по нашей теме, мы нашли способы и приемы купирования нежелательной дисциплины. Это помогло нам определиться с материалом для оформления в памятки педагогу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызывают серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности учащихся. Наш класс не исключение, у нас тоже присутствуют нарушения дисциплины и что характерно, ее нарушают практически одни и те же учащиеся.

Проблема: Систематические нарушения дисциплины на уроках одними и теми же учащимися 7 класса.

Гипотеза: Зная, причины и мотивы нарушения дисциплины, можем найти способы решения данной проблемы.

Цель: Выявить причины и мотивы нарушения школьной дисциплины и предложить способы по формированию сознательной дисциплины.

1. Раскрыть сущность дисциплины школьников, выявить нарушения и их закономерность;

2. Провести анкетирование среди учащихся 7 класса и учителей, преподающих в 7 классе;

3. Провести историческую ретроспективу наказания в школе;

4. Изучить причины нарушения дисциплины учащихся и способы купирования нежелательного поведения на уроках;

5. Составить рекомендацию для учителей по использованию способов организации дисциплины.

Объект изучения: учащиеся 7 класса

Предмет изучения: Причины и мотивы нарушения дисциплины.

Методы исследования: Эмпирический (анкетирование), анализ и сравнение.

Практическая значимость: Результат исследования станет практической рекомендацией для педагогов, который мы планируем оформить в виде памятки.

2. Анализ литературы по проблеме исследования

2.1 Сущность дисциплины школьников, нарушения и их закономерность

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей. Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины. Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников. Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил общежития. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

2.2. Историческая ретроспектива наказания в школе

В Средневековье порка играла главную роль в воспитании. Причем учеников наказывали не только за плохое поведение и невыученные уроки, но и просто для профилактики, в соответствии с общим убеждением в том, что учеников нужно хлестать! Об этом свидетельствует Эразм Роттердамский. Несмотря на усердие, способность ученика, который был любимцем своего учителя, его все равно подвергали телесным наказаниям. Учитель хотел видеть, как Эразм отнесется к боли и перенесет избиения. Такое своеобразное воспитание было губительным для ученика: настроение падало, утрачивался интерес к знаниям, учиться было просто не под силу.

В Бразилии раньше били детей, а сейчас наказанием является запрет на игру в футбол. Особенно изощренными в наказаниях были японские учителя: провинившегося школьника заставляли стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу. Учителя Намибии особой гуманностью тоже не отличались: распространенным наказанием было стоять неподвижно под осиным гнездом. Кстати, несмотря на запрет министра образования, этот метод все еще применяется в школах Намибии.

3. Эмпирическое исследование

3.1 Анкетирование учащихся 7класса и учителей.

Для того чтобы выяснить что думают о дисциплине и причинах нарушения, наши учителя, мы провели анкетирование.


И выяснили, что по мнению педагогов, на первом месте это – неумение контролировать свои эмоции и привлечение внимания, на втором месте неготовность к урокам, на третьем низкий уровень самодисциплины и отсутствие внутренней мотивации, на последнем месте это непрофессионализм педагога.

Анализ результатов анкетирования учащихся показал,


что самые распространенные формы нарушения дисциплины среди учащихся это - на первом месте разговор на уроке, на втором месте это- игра в телефоне и выкрикивание на уроке, на третьем месте отвлечение на посторонние темы и записки, на четвертом месте опоздание на урок, на пятом месте отпрашиваются на уроке.

Анкетирование учителей , работающих в 7 классе.

Вопросы и инструкция для учителей:

Укажите, пожалуйста, причину нарушений дисциплины в 7 классе по уровню важности:

- низкий уровень самодисциплины,

-отсутствие внутренней мотивации,

-неумение контролировать свои эмоции

-непрофессионализм педагога( не владеет материалов, не умеет держать дисциплину в классе)

-неготовность к урокам

-деструктивная атмосфера класса

Анкетирование учащихся

Вопросы и инструкция для учащихся:

Разговариваешь ли ты на уроках? Да нет

Сбегаешь ( уходишь самовольно )ли ты с уроков? Да нет

Отпрашиваешься ли ты с уроков, придумывая причину? Да нет

Опаздываешь ли ты на уроки? Да нет

Отвлекаешься ли ты на уроках? Да нет

Играешь ли ты на уроке в телефоне или пишешь смс? Да нет

Можешь ли ты передвигаться по классу на уроке

без разрешения учителя? Да нет

Пишешь ли ты записки на уроке? Да нет

Зависит ли твой уровень знаний от дисциплины на уроке? Да нет

Если бы в школе работало больше педагогов- мужчин, уровень дисциплины был бы выше? Да нет

Рисуешь ли ты на парте? Да нет

Всегда ли ты приходишь в школу с приготовленными уроками? Да нет

Часто ли ты оправдываешься , что забыл про задание? Да нет

Если ты не готов к уроку, придумываешь ли ты недомогание? Да нет

Выкрикиваешь ли ты на уроке? Да нет

Часто ли у тебя возникает желание, чтобы тебя заметили и услышали? Да нет

Что ты делаешь для этого?

Что на твой взгляд может помочь повышению дисциплины в классе?

На каких уроках ты не нарушаешь дисциплину?

На каких уроках нет дисциплины? Почему?

Являются ли нарушителем дисциплины одни и те же лица? Кто, на твой взгляд, мешает всем?

Анализ эмпирического исследования показал:

Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах: у опытных, хорошо знающих свой предмет учителей на уроках не бывает нарушений дисциплины. И, наоборот, плохо подготовленный урок учителем насыщен разговорами школьников, играми на телефонах, смехом, различными другими нарушениями. Огромное значение имеет качество отношений между учителем и учеником, их партнерство, а также атмосфера класса: поддерживающая или декструктивная. Личность учителя является основой и залогом дисциплины на уроках: требовательность, яркий образ учителя-все это несет воспитывающую функцию и формирует мотивацию к предмету, который ведет этот учитель. Учитель должен всегда быть интересен для учеников как личность.

3.2 Анализ причин нарушения дисциплины учащихся и способы купирования

Эпизодическое нарушение поведения подростком является возрастной нормой. Нельзя расценивать эпизодическое употребление спиртного как прогрессирующий алкоголизм, а ночное бдение у компьютера как игровую зависимость. Любой подросток может допустить экспериментальное поведение - задача учителя состоит в том, чтобы эксперименты не превратились в поведенческий шаблон. Вопрос поддержания дисциплины на занятиях является приоритетным, служит индикатором профессиональной пригодности педагога.

3 подхода к философии дисциплины:

1 Остановить нарушение дисциплины.

2 Продолжить общение с подростком на позитивном уровне.

Алгоритм взаимодействия с нарушителями дисциплины:

1. Распознать истинную цель поступка.

2. Выбрать способ вмешаться и остановить нежелательное поведение.

3. Выбрать стратегию своего поведения, чтобы в будущем постепенно снижать число подобных поступков учащихся.

Поведение ребенка – это внешнее проявление достижения определенных целей. При этом существуют определенные психологические законы:

Закон первый: поведение ребенка это всегда результат его выбора.

Закон второй: общая цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к школьной жизни. Общая цель воплощается в 3-х частных целях:

- ощущать состоятельность в учебе (интеллектуальная состоятельность);

- строить приемлемые отношения с учителями и учащимися (коммуникативная состоятельность);

- вносить вклад в жизнь школы и класса (состоятельность в деятельности).

Закон третий: за нарушением поведения стоят мотивы:

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – привлечение внимания:

Подростки придумывают различные демонстративные выходки во время урока, когда ощущают недостаток внимания. Неадекватное дерзкое поведение обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы. Чем больше внимания учителя получает нарушитель дисциплины, тем более укореняется этот вариант поведенческого паттерна. Позитивное подкрепление плохому поведению способствует удовлетворению потребности ребенка чувствовать себя частью учебного процесса и ощущать принадлежность к группе. Подросток попадает в центр внимания класса, получает особое внимание учителя (пусть негативное) и учащихся, и его цели достигнуты.

Способы устранения нарушения дисциплины

Прием - минимизация внимания

- Игнорирование – не обращайте внимания на нарушителя;

- Контакт глазами – пристальный взгляд без осуждения;

- Встаньте рядом – подойдите и станьте рядом без слов и контакта

- Используйте имя ученика: «И тогда, Вова, Петр Первый издал

Прием - прерывание паттерна

Прием останавливает нежелательное поведение тем, что нарушает ожидания подростка. Обычно нарушитель дисциплины ждет на свой проступок типичной реакции – в данном же случае ее не следует. При этом соблюдается принцип противоположной (необычной) реакции.

Выключите свет и помолчите – прием работает, когда в классе темно.

Измените голос, тон речи, ударение

Измените деятельность – если несколько учеников упорно нарушают дисциплину, попросите их освободить и передвинуть парты, спрятать книги, открыть форточку…

Прием - поощрение хорошего поведения

Не обращайте внимание на плохое поведение ученика, а поощряйте того, кто сидит рядом и ведет себя хорошо.

Хвалите разных учеников.

Пишите имена лучших учеников за урок на доске.

Педагогу можно менять местами учащихся, пересаживать их и при этом продолжать вести урок.

Пример. Педагог предлагает ученику провести 5 минут на стуле размышлений. Этот стул не похож на другие, стоит в любом месте класса, отдельно от других стульев.

Если педагог диагностировал мотив нарушения поведения подростка как привлечение внимания, перечисленные приемы в конечном результате обычно способствуют угасанию нарушений дисциплины. Если же ученик не реагирует на прием педагога, отказывается выполнять его требования, или продолжает нарушать дисциплину, то его цель не внимание, а, возможно, приобретение власти. В этом случае педагогу помогут другие практические приемы. Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – власть:

Прием – избегание прямой конфронтации.

Педагог, выбирая стратегию поведения по отношению к подростку, должен делать акцент на поступке, а не на личности подростка.

- контролировать свои негативные эмоции, полностью отказаться от их демонстрации подростку;

- не допускать даже малейшего проявления агрессии;

- избежать на время дисциплинарных мер.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть:

Прием – признание силы ученика

Прием – уберите зрителей

Можно послать с поручением за пределы класса нескольких наиболее заинтересованных зрителей, которые дают нарушителю дисциплину постоянную обратную связь и эмоционально поддерживают его. Можно дать интересное задание этой группе учащихся и эмоционально выключить их.

Данный прием выступает как противовес приему активного слушания.

В ситуации конфликта активное слушание продляет конфронтацию. Нужно согласиться с учеником или поменять тему:

Если подросток продолжает провоцировать педагога, нельзя ни в коем случае поддаваться на эту провокацию. Педагогу для того, чтобы изменить поведение ученика, придется соглашаться с его утверждениями, и продолжать напоминать про страницу учебника.

Удаление из ситуации – педагогически неоправданным считается удаление учащегося с урока в коридор, домой, или без озвучивания направления.

Возможным считается применение этого приема дифференцировано:

Удаление, не покидая класса - за шкаф, ширму, доску, отгородить партой).

Удаление в другой класс - только в класс ровесников, или старше. Прием неожиданный, практически не применяемый нашими педагогами, но очень эффективный. Подросток, лишенный привычной среды, группы заинтересованных зрителей и поддержки класса, обычно сидит в другом классе спокойно.

4. Заключение

В своей работе мы планировали выявить причины и мотивы нарушения дисциплины в классном коллективе. Для этого нам нужно было понять сущность дисциплины, как ее понимают учащиеся нашего класса. Найти способы и приемы, помогающие в формировании сознательной дисциплины. Нами были составлены вопросы для проведения анкетирования среди учителей и учащихся. Результаты обработаны и представлены в виде диаграммы.

Данное анкетирование помогло нам определиться в причинах нарушения дисциплины и выйти на мотивы. Из анализа литературы по нашей теме, мы нашли способы и приемы купирования нежелательной дисциплины. Это помогло нам определиться с материалом для оформления в памятки педагогу.

Читайте также: