Испанский живописец представитель севильской школы получивший прозвище испанского караваджо
Обновлено: 05.07.2024
Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio; родился 29 сентября 1571 — умер 18 июля 1610 гг.) — знаменитый итальянский художник конца XVI — начала XVII века, выдающийся мастер бытового и религиозного жанров, крупнейший реформатор европейской живописи эпохи Барокко. Картинам Караваджо характерно контрастное противопоставление света и тени, а также сильное эмоциональное напряжение.
Караваджо отличался вспыльчивым характером, часто провоцировал скандалы и на протяжении многих лет имел серьезные проблемы с законом. Великий мастер является автором первого итальянского натюрморта и основателем реалистического направления в европейской живописи.
Биография Караваджо
Караваджо (настоящее имя — Микеланджело Меризи) родился в Милане 29 сентября 1571 года в семье архитектора. В пятилетнем возрасте от эпидемии чумы умер отец мальчика. Это печальное событие заставило мать уехать из столицы герцогства и поселиться с детьми в небольшом городке Караваджо. Название этого населенного пункта впоследствии стало знаменитым прозвищем художника.
В 1584 году Караваджо начал обучение живописи в мастерской Симоне Петерцано (Simone Peterzano) — одного из многочисленных учеников Тициана (Tiziano). В то время в Италии господствующим стилем искусства был маньеризм, а реалистическое направление только зарождалось.
Молодой Караваджо успевал совмещать учебу со скандалами и драками. После очередной стычки его даже обвинили в убийстве, что стало причиной поспешного бегства живописца в Рим в 1591 году. В течение первых двух лет пребывания в вечном городе мастер еле сводил концы с концами, не имел собственного жилья, но не терял надежды на лучшее будущее.
Будучи бунтарем по своей натуре, Караваджо сознательно бросает вызов традиционным стилям искусства того времени — маньеризму и академизму. Он начинает писать картины в реалистическом жанре, на которых изображает простых людей (музыкантов, уличных торговцев, мальчишек и даже цыганок).
Несмотря на вздорный характер у художника появляется влиятельный покровитель — кардинал Франческо дель Монте (Francesco del Monte). Караваджо поселяется на загородной вилле мецената и в течение 6 последующих лет ведет вполне обеспеченную жизнь.
Создание нескольких новаторских картин на библейскую тематику приносит художнику громкую славу. Он получает ряд заказов от церкви и выполняет их в новаторской манере. Многие авторские произведения духовенство принимает в штыки и живописцу приходится переделывать работу.
Занятие живописью не помешало Караваджо вести разгульный образ жизни. Во время одной из потасовок он убил человека и был объявлен вне закона. Художник вынужден бежать из Рима сначала в Неаполь, а затем на Мальту. Он много работает и создает новые шедевры, но постоянно конфликтует с людьми. В результате очередного инцидента живописей попадает в тюрьму, откуда ему вскоре удается бежать.
Преследуемый мальтийскими властями Караваджо часто переезжает из одного города в другой. Он побывал в Мессине, Палермо и Неаполе, где чудом избежал смерти после покушения. Влиятельные покровители Караваджо ходатайствуют перед Папой римским о помиловании художника. Но внезапно 18 июля 1610 года живописец умирает при таинственных обстоятельствах.
Творчество Караваджо оказало огромное влияние не только на итальянскую, но и на европейскую живопись. Во многих странах после смерти мастера появились его последователи — караваджисты, а в наши дни картины гения украшают экспозиции лучших музеев мира.
Самые известные картины Караваджо
В список самых известных картин Караваджо можно включить несколько десятков достойных работ. И все же особо выделяются в творческом арсенале мастера следующие произведения:
Шедевры Караваджо и сегодня завораживают ценителей искусства. А портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в тематических аукционах. Здесь же можно недорого купить картины напрямую у современных художников.
Кстати , творческое кредо Франсиско де Сурбарана — писать только с натуры, — было выполнимо именно из-за монастырских заказов: монахи и позировали мастеру для полотен. В итоге вырисовался и особенный творческий стиль: изображать святых в трудах земных и молитвах , а нее в высоких порывах. Хотя с мистически-возвышенными работами Эль Греко работы Сурбарана все равно сравнивают.
Антонио Де Переда-и-Сальгадо (1611–1678). Святой Иероним. 1643
Испанский живописец Антонио де Переда-и-Сальгадо испытывал влияние Риберы и Веласкеса, писал картины на исторические и религиозные темы.
Франсиско Рибальта (1565–1628). Святой Бернард, обнимающий Христа. Около 1626
Франсиско Рибальта — испанский живописец, создатель тенебристской школы в Валенсии, каталонец по происхождению. Между 1585 и 1598 работал в Мадриде и Эскориале, где писал преимущественно портреты и картины на религиозные сюжеты. С 1599 до смерти работал в Валенсии, за исключением поездки в Италию, которая состоялась между 1616 и 1620.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Непорочное зачатие. Около 1630
Представитель севильской школы живописи, Сурбаран писал на заказ для храмов и монастырей и был признан еще при жизни своими современниками, сыграв важную роль в развитии испанского реализма.
На картине изображен живописный сюжет, популярный в Испании в XVI–XVIII веках. Он основывался на католическом догмате о непорочном зачатии родителями самой девы Марии. Отвлеченному образу Вечной девы, изображенной в окружении облаков и символических атрибутов, возносимой на небо, Сурбаран придал черты угловатой испанской девочки.
Композиция полотна при правильности рисунка несложная и заключает в себе выразительную благородную фигуру, задрапированную в одежды и поставленную в естественную, незамысловатую позу. Передний план удивительно рельефный благодаря мастерски сопоставленному сильному свету с глубокими тенями.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664) Святая Касильда Около 1635
На портретах Сурбарана модели, освещенные сверху, обычно изображены в полный рост, представлены в спокойных позах, облаченными в одежды из тяжелых тканей. Так со сдержанными, но выразительными жестами, как бы рассказывающими об их деяниях, контрастируют бушующие внутренние страсти, читаемые в их лицах.
Несмотря на домостроевский уклад в Испании XV века росло самосознание женщин: среди них появлялись ученые, политики, конкистадоры. Образ Касильды типичен в ряду других, овеянных романтикой.
Диего Веласкес — один из величайших представителей испанского золотого века. Придворный живописец Филиппа IV, среди прочих жанров писал острохарактерные портреты. В них удавалось передать психологизм своих моделей и избегать при этом лести даже самым могущественным фигурам.
На протяжении 1630-640-х Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Сквозь комическую личину живописец увидел сложный духовный мир этих людей, обделенных природой. Изобразив без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрыл их характеры, душевное состояние, мир переживаний, доходящий до скорбного трагизма.
Особую ценность придает портрету его незавершенность.· неоконченный фон позволяет прекрасно рассмотреть направления кисти мастера.
Диего Веласкес (1599–1660). Конный портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса. 1632–1633
Гаспар де Гусман-и-Пиментель, граф Оливарес и герцог Санлукар-ла-Майор, известный как граф-герцог де Оливарес, — испанский государственный деятель. Фаворит и первый министр Филиппа IV, с 1621 по начало 1643 он играл ключевую роль в управлении Испанией и ее внешней политике. Граф показан перед полем брани гордо восседающим на вздыбившимся коне. Обернувшись через плечо, он указывает в даль, где среди красивого пейзажа идет сражение. Колористическое решение этого парадного портрета строится на сочетании холодных оттенков, господствующих на дальнем плане, и теплых, главенствующих на первом. Благодаря этому фигура министра и лошадь кажутся материально объемными и максимально приближенными к зрителю, а пейзаж бесконечно глубоким.
Диего Веласкес (1599–1660). Сдача Бреды. 1635
Это единственное полотно Веласкеса на историческую тему — уникальный опыт для европейской живописи, поскольку принципы исторического жанра в изобразительном искусстве здесь были в корне переосмыслены.
Смысловой и композиционный центр картины — передача ключей. Четко проработанная симметрия помогает создать иллюзию пространственной глубины, передать ощущение туманного утра. Главное в этом равновесии — утверждение мысли, что любой побежденный имеет право на уважение, а победитель — на великодушие. Гуманистическая идея отличает полотно от предшествующих работ на исторические темы: главным мотивом всего произведения становится человечность.
Диего Веласкес (1599–1660). Менины. Около 1656
Диего Веласкес (1599–1660). Менины. Около 1656 (фрагмент)
Изображенная группа исполнена необычайной грации. Игра света и блеск красок придают ей вид изысканного цветника. Справа от принцессы — любимая карлица и мальчик-карлик, толкающий ногой пса. Слева виден оборот мольберта, за которым сам художник. Чуть дальше выделяются фигуры двух придворных, а в глубине, в дверном проеме, — силуэт еще одного человека, отводящего рукой занавес. Растворенная дверь углубляет пространство, оттуда струится свет, играющий переливами красных, золотистых, розовых и зеленоватых тонов на одеяниях героев.
Украшает интерьер словно светящееся изнутри зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и его вторая жена, Марианна Австрийская. Они присутствуют за пределами картины, на них направлены взгляды придворных и художника. Так Веласкес расширяет сюжет картины, включая в действие незримо присутствующего наблюдателя, а сцена с инфантой становится точкой схода реальности и зазеркалья.
Существуют различные толкования жанра картины. Ее можно рассматривать как портрет инфанты Маргариты, единственной дочери короля, всеобщей любимицы. Остальные дети во втором браке были мертворожденными. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица. Фрейлины Мария Сармиенто и Изабелла де Веласко изображены с достоверным сходством, художник возле холста — сам Веласкес. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.
Диего Веласкес (1599–1660). Пряхи (Миф об Арахне). Около 1657
Диего Веласкес (1599–1660). Пряхи (Миф об Арахне). Около 1657 (фрагмент)
Картина Веласкеса объясняет сущность испанского реализма — путь к красоте может лежать и через обыденную действительность.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Сон Иакова. 1639
При изображении сна Иакова мастер отходит от его традиционной иконографии, в которой обязательно присутствует лестница, явленная во сне. Ее роль здесь отдана золотому сиянию, струящемуся с небес. В этом потоке едва различимы силуэты ангелов. Игра света на лице пастуха указывает на божественность сна Иакова.
Хусепе де Рибера (1591–1652). Освобождение апостола Петра из темницы. 1639
Хусепе де Рибера (1591–1652). Освобождение апостола Петра из темницы. 1639 (фрагмент)
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Святое семейство с птичкой. 1650
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682). Иоанн Креститель в детстве. 1670–1680
Мурильо был одним из крупнейших мастеров религиозной тематики. В поздний период творчества он создал ряд трогательных композиций, предназначенных вызывать у верующих умиление и благочестивый восторг. Это не канонические сюжеты, а повседневные сценки из жизни Иисуса и святых, подсказанные художнику воображением. Герои предстают в них как простые люди, погруженные в повседневные занятия или проявляющие привычные человеческие чувства.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664). Натюрморт. Около 1650
Франсиско де Сурбаран (1598–1664) Натюрморт Около 1650 (фрагмент)
Кисти Сурбарана принадлежат наиболее характерные испанские натюрморты начала XVII века, отличающиеся особым совершенством. Как и в сюжетных картинах, он сочетал в них принцип решенной в одной фронтальной плоскости статичной композиции с предельной объемностью и четкостью пластических форм. На первый взгляд слишком простое построение связано тонким ритмом очертаний предметов, созвучием их форм и красок. Полотно обладает редкой целостностью и захватывает не столько правдоподобным воспроизведением реальности, сколько ее поэтическим претворением.
На картинах Сурбарана вещи показаны вне атмосферы привычного быта. Они наделены пластическим совершенством, расставлены в строгом порядке и демонстрируют монументальный архитектурный ритм композиции. Каждый предмет выделен светом, подчеркивающим его форму и индивидуальность. Вместе с тем в изображенном выявляются общие черты: соотношение форм, фактуры, красок, линий. В натюрмортах, полных сурового лаконизма, мощь созданного живописцем колорита рождает чувство непреложной значительности бытия вещей, образующих стройное, исполненное согласия целое.
Санчес Хуан Котан (1560/1561-1627). Натюрморт с дичью, овощами и лимонами. 1602
Натюрморт с дичью, овощами и лимонами — одна из первых испанских работ, написанных в начале XVII века в жанре собственно натюрморта, и немногих дошедших до нашего времени полотен. Благодаря контрастному освещению, использованному в лучших традициях караваджизма, изолированные друг от друга и подвешенные на тонких веревках предметы словно выталкиваются черным фоном из живописного пространства.
В аскетичном изобразительном строе принцип элементарной рядоположенности сочетается с детальной продуманностью композиции, точным ощущением пластической формы, отдельный предмет, с одной стороны, прозаичен, а с другой — непривычно монументален.
Натюрморты Санчеса Котана производят впечатление созданной художественной гиперболы.
Хуан Карреньо де Миранда (1614–1685). Портрет Евгении Мартинес Вальехо (ла Монстра). Около 1680
Испанский живописец, представитель мадридской школы второй половины XVII века, де Миранда происходил из знатной арагонской семьи. Художник сформировался под влиянием Веласкеса, работы которого копировал; испытал влияние Тициана, Рубенса и Ван Дейка, от которых перенял объемность форм, непринужденность рисунка, яркость красок, золотистое освещение. Благодаря своему происхождению мастер хорошо понимал закулисную структуру и психологию королевского двора. С 1669 он являлся придворным художником, с 1671 — личным живописцем короля.
28 сентября 1571 года родился великий итальянский живописец Караваджо. Фигура художника до сих пор кутана тайнами и искусствоведы продолжают исследовать его жизнь, творчество и непростой характер.
Урожденный Микеланджело Меризи родился в Милане. В пятилетнем возрасте он потерял от чумы отца и деда, и мать будущего художника переехала с сыном на свою родину — в небольшой городок Караваджо.
Согласно обычаю итальянских художников той эпохи, получив определенную известность, Меризи дали прозвище, связанное с местом рождения. Так, выросший на родине матери, он стал известен под тем именем, которое знают любители живописи до сих пор — Караваджо.
Работая на рубеже XVI и XVII веков, Караваджо стал одной из ключевых фигур в истории живописи, оказав значительное влияние на его последователей и став без всякого преувеличения настоящим реформатором. Именно Караваджо считается основателем реализма. Он также одним из первых в мире применил резкий контраст в техники живописи, противопоставляя свет и тень.
Ранний период творчества художника ознаменован работами, во основном выполненными в стиле Эпохи возрождения под влиянием Леонардо да Винчи, Тициана и Джорджоне. Но затем со временем Караваджо стал больше обращаться к бытовым сюжетам, его героями стали обычные люди с улицы и картины были выполнены в гораздо более темных тонах, нежели привычные произведения великих классиков.
Меризи да Караваджо. Спящий Купидон. 1608
Wikimedia Commons
Помимо выдающегося таланта Караваджо обладал очень непростым характером. Он умудрялся между написанием настоящих шедевров мирового искусства вести крайне скандальную, распутную. Причем, это было присуще ему еще в юношеские годы. Даже будучи просто Микеланджело Меризи, художник постоянно влезал в драки, употреблял много алкоголя и неоднократно садился в тюрьму.
Wikimedia Commons
Однако ему многое сходило с рук, так как Караваджо пользовался благосклонностью папского двора. Он занимался росписями церквей, его искусством восхищались высшие представители церковной власти, и поэтому за свои проступки художника наказывали не слишком строго.
Тем не менее в 1606 году лопнуло терпение даже у самого папы Павла V. 29 мая во время игры в мяч спор на площадке перерос в настоящую драку, в результате которой погиб один из ее участников. В убийстве обвинили Караваджо и папа объявил живописца вне закона. Караваджо оказался в изгнании. Он переехал на Мальту и стал рыцарем Мальтийского ордена, однако и там умудрился угодить в тюрьму, несмотря на заслуги в искусстве.
Ватикан не смог долго терпеть отсутствие Караваджо в Риме, и в 1610 году было принято решение помиловать художника. Однако вернуться в Вечный город художнику так и не удалось — по дороге домой он умер 18 июля. 31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо.
Beaux-Arts de Rouen/Wikimedia Commons
Причина смерти художника долгое время оставалась загадкой. Долгое время считали, что он умер от сифилиса, однако последние исследования опровергли эту версию. Был проведен радиоуглеродный анализ скелета, который показал, что Караваджо заразился стафилококком.
Тем не менее не то, что стопроцентной уверенности в этом нет, но многие историки как раз оспаривают это утверждение. Гипотеза о гомосексуальности художника основана на его творчестве. Известно, что он практически не писал женских персонажей и не работал с натурщицами. Были факты, что в качестве натурщиков он приглашал кастратов, обладавших характерной женственной внешностью.
Читайте также: