Искатели неба краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Мир дилогии

Точка бифуркации истории мира дилогии приходится на стык эр. Младенец Иисус из-за нерасторопности Иосифа погибает во время избиения младенцев.

Слово предоставляло возможность чудесным образом поместить любую вещь в так называемый Холод. Это некое параллельное пространство с неясной топологией. Достоверно известно, что в этом пространстве нет течения времени (например, положенные в Холод часы там не будут идти, еда не будет портиться неограниченное время и так далее). Живой организм в Холод поместить невозможно. Общий объем предметов, которые один человек может положить в Холод, различен и индивидуален для каждого человека. Чтобы положить предмет в Холод, необходимо дотронуться до него. У Искупителя, очевидно, Слово не знало никаких ограничений.

Любой человек может выучиться Слову у его обладателя. Доступ к предметам, положенным в Холод, будет иметь только тот человек, кто положил их туда, либо тот, кто обучил этого человека Слову (то есть Слова будут неравны — у учителя ранг Слова будет выше, чем у ученика). Из-за последнего обстоятельства в более поздние времена стали нередки случаи, когда Слово выпытывали у владельца, а затем убивали его — чтобы гарантировать неприкосновенность своего имущества в Холоде. Если человек умирал или погибал, его невостребованное из Холода имущество оставалось там навсегда.

Слово получило широкое распространение среди людей через Сестру Марию, помощницу и последовательницу Искупителя. Получив от него Слово, Сестра поведала его некоторым раскаявшимся после предательства ученикам. Возможно и благодаря этому Сестра почитается людьми наравне с Искупителем, признается его нареченной сестрой, а следовательно нареченной дочерью Божьей.

Держава была на некотором отрезке времени раздробленной, например, Англия была независимой до порохового заговора (заговорщики пронесли на Слове порох и взорвали парламент. Король сошел с ума, и вся казна государства, а также арсенал, хранившиеся у него на слове, были утрачены. В стране началась смута, и она вскоре была присоединена к Державе).

В состав Османской империи входят территория современной Турции, Болгарии, Ирака и ряда ближневосточных государств. Столица — Стамбул.

Руссийское ханство. Создано по всей видимости Чингиз-ханом после завоевания Руси, но сохранилось много потомков старой знати. Религия — своя версия ислама, отличная от османской. Столица Казань. В ханстве часто проходят татарские погромы. Ныне там правит хан Михаил.

В прошлом Ханство и Держава не раз воевали друг с другом. Темник Суворов переходил Альпы (пушки перенес через горы на Слове), позднее был разбит. Наполеон вторгся в Руссию, но на обратном пути был вынужден дать бой на Бородинском поле, где и был убит, унеся с собой в могилу многие руссийские сокровища. Последние сто лет между Руссией и Державой царит мир.

Иудея — небольшое архаичное еврейское государство в Святой земле.

Китай. Развитое государство, именно китайцы первыми в мире поднялись в небо. Лидирует в мировой авиапромышленности. По-видимому, находится в союзе с Османами против Руссии (только Османам Китай поставляет ускорители к планерам).

Упоминается ряд иных государств — Мероэ, держава ацтеков и другие.

За две тысячи лет Слово широко распространилось среди людей. Оно используется в основном в быту — на Слово его обладатели кладут свои личные вещи, багаж и т. д. Также, на Слове хранятся богатства дворянства Державы, казна Владетеля (титул руководителя Державы), церковные богатства и многое другое.

Отсутствие железа отрицательно сказалось на темпах научно-технического прогресса — жители Державы в XXI веке ездят на лошадях, в дилижансах, не используют электричество (его практическое применение только начинают изучать), а огнестрельным неавтоматическим оружием вооружены только элитные воинские формирования Державы и офицеры, солдаты же используют в бою мечи (в основном бронзовые). Авиация представлена исключительно деревянными боевыми планёрами.

Главные герои

Сюжет

Холодные берега

Осуждённый на каторгу Ильмар на тюремном корабле знакомится с подростком по имени Марк. Вскоре выясняется, что Марк обладает Словом и хранит на нём, помимо прочего, кинжал. Тогда Ильмар, основываясь на этой возможности, разрабатывает план побега с каторги и осуществляет его, когда корабль прибывает к месту назначения — Печальным Островам. Однако выбраться с островов беглецам не удаётся — местная администрация принимает беспрецедентные и явно чрезмерные меры предосторожности, чем ставит Ильмара в недоумение. Марк поясняет, что причина в нём — его отправили на каторгу по ошибке, на самом деле его прегрешения гораздо серьёзнее (но в чём именно они состоят, он не объясняет). Тогда беглецы пробираются на аэродром Печальных островов. В это время там находится только планёр Хелен — она привезла приказ о задержании Марка. Ильмар и Марк вынуждают Хелен доставить их на материк. Хелен выполняет требование, однако её планёр разбивается при посадке. Воспользовавшись беспомощным состоянием своих спутников после посадки, Марк скрывается в неизвестном направлении.

Вскоре после этого Ильмар случайно встречается с Жаном. Жан опознаёт Ильмара, однако из сентиментальных воспоминаний о Маркусе не выдаёт его властям.

Некоторое время спустя на Ильмара выходит Хелен. Она поясняет ему сложившуюся ситуацию. Незадолго до побега Маркус выкрал из закрытого церковного архива некую очень древнюю (времён Искупителя) книгу, представлявшую немалую ценность. Администрация архива из-за несовершенства бюрократической системы не имело представления об истинной ценности книги, но на всякий случай известило о пропаже высших иерархов Церкви. Те предприняли срочные меры по возвращению книги, не увенчавшиеся успехом — Маркус исчез вместе с книгой. Именно невероятной ценностью книги и объясняются экстраординарные меры, предпринятые администрацией Печальных Островов, а затем и всей Державой, для поимки Маркуса. Но в чём именно заключается ценность книги, Хелен не знает. Обсудив ситуацию, Ильмар и Хелен решают, что единственный их шанс выйти из этой истории целыми и невредимыми — это самим найти Маркуса и убедить его вернуть книгу. Спустя некоторое время найти Маркуса им удаётся — он в образе монашки укрывался в монастыре у сестры Луизы, помнившей Маркуса по своему придворному прошлому.

Маркус и сестра Луиза встречаются с Ильмаром и Хелен. Маркус объясняет, в чём ценность книги. Она была написана Сестрой и представляет собой единственную писаную инструкцию по обучению Слову.

Это действительно необычайно ценная информация. Поскольку книга написана очень давно, постольку Слово, содержащееся в этой книге, будет иметь ранг заведомо выше, чем слово любого другого человека, ныне живущего либо жившего после Искупителя. Следовательно, если какой-либо человек обучится по этой книге Слову, он сможет получить доступ ко всему, что в данный момент находится в Холоде:

Все сокровища мира, спрятанные ныне, да в прежние века утерянные!

То, что Наполеон в Руссии взял, да и унес с собой, на Бородинском поле саблей казачьей сраженный. Сокровища Кромвеля и Марии Антуанетты. Чудесные машины Леонардо. Баронские накопления, казны графов и маркизов. Кладовая Владетеля, залог всей его власти. Церковные богатства. Мелочь, мелкими людишками на Слове потерянная. только таких, безвестных обладателей Слова за две-то тысячи лет немало было.

- Спаси, Сестра. - прошептал я. - Пощади, Искупитель. [3]

Выясняется, что Слово Маркуса является истинным — он обучился ему по книге. Герои решают скрываться — во вновь открывшихся обстоятельствах они понимают, что при первом же случае будут ликвидированы из-за подозрения, что Маркус поделился с ними Словом. Это им не удаётся — офицер Арнольд выслеживает их и пытается задержать Маркуса. Тогда Маркус, подобно Искупителю, совершает чудо — забирает на Слово все железо вокруг, включая оружие Арнольда и его сотрудников, не прикасаясь к нему. Это убеждает Арнольда встать на сторону беглецов.

Близится утро

Ильмар, Хелен, сестра Луиза, Арнольд и Маркус пытаются покинуть пределы Державы, но их находят. Ильмар остается и отвлекает преследователей, это помогает остальным бежать. Самого Ильмара хватают церковные власти. Его допрашивает глава Церкви (аналог папы римского), после чего Ильмара заточают в подземельях Урбиса. Тем не менее, ему удаётся бежать и оттуда. В побеге к нему присоединяется брат Йенс.

Они прибывают к Жану, чтобы посоветоваться о своих дальнейших действиях. Там они знакомятся с Антуаном. Вчетвером они решают вместе продолжать поиски Маркуса, чтобы понять, кем он является — новым Искупителем или Искусителем, его противоположностью. Обсудив ситуацию, они приходят к выводу, что Маркус будет стремиться в Иудею, на Святую землю. Соответственно они разделяются, договорившись встретиться в городе Аквиникум (Будапешт). Добираются двумя группами: Жан с Йенсом и Ильмар с Антуаном. Во время путешествия на одном постоялом дворе Ильмару и Антуану встречается епископ Жерар. Он распознаёт Ильмара. Но он тоже хочет разобраться, кто есть Маркус — Искупитель или Искуситель, потому оказывает беглецам помощь и присоединяется к ним. Они прибывают в Аквиникум.

В Аквиникуме епископ Жерар исцеляет Петера (по просьбе его отца). В благодарность Петер вызывается помогать Ильмару и Антуану в поисках Маркуса (не зная, однако, истинной цели). Впрочем, вскоре он догадывается, кто эти два человека и кого они ищут.

Во время пребывания епископа Жерара в Аквиникуме к нему на аудиенцию напрашивается барон Фарид Комаров из Русийского Ханства. Он представляется путешественником и негоциантом, однако на самом деле он представляет спецслужбы Русийского Ханства, имеющего свои интересы во всей этой истории.

Вскоре Ильмар и Антуан находят Маркуса и сопровождавших его людей. Вместе они пытаются выехать из Аквиникума, но войска Державы блокируют город. Тогда при помощи Комарова они по подземным переходам выходят за пределы Аквиникума и Державы, на территорию Османской империи. Там они встречаются с Жаном и Йенсом. Поняв, в чём дело, Держава и Ханство предъявляют Османской империи совместный ультиматум о выдаче их всех. Тогда беглецы прорываются на лётное поле и захватывают там два планёра. На них они прибывают в Иудею.

Держава и Ханство полны решимости захватить Маркуса и Истинное Слово. С этой целью в Иудею прибывают их элитные воинские части: преторианский легион Серых Жилетов от Державы и гвардейский Семецкий [4] полк от Ханства. Они блокируют беглецов на вершине горы Мегиддо, но в последний момент между великими державами вспыхивает конфликт интересов. Серые Жилеты и Семецкий полк уже готовы были напасть друг на друга, но в это время Маркус, достигший на вершине Мегиддо полной силы своего Слова, совершает чудо: достает из Холода всё, что лежало там две тысячи лет. После этого Ильмар, поняв, что Маркус не является ни Искупителем, ни Искусителем, а станет лишь новым правителем мира, уходит от него и от друзей. Маркус с последователями и войсками Державы и Ханства идёт дальше.

Две тысячи лет назад в мир пришёл Богочеловек, он совершил великое чудо и, уходя, оставил людям Слово, при помощи которого можно совершать невозможное. Но Слово доступно не всякому, обладать же им жаждут многие. И часто страшной смертью умирают те, у кого пытались Слово выпытать. Случилось, однако, так, что Словом, похоже, владеет мальчишка-подросток, оказавшийся в каторжном аду Печальных островов. Заполучить юного Марка, способного изменить судьбу мира, желают многие — защищать же его согласен лишь один, бывалый вор Ильмар…

Содержание цикла:

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Награды и премии:


лауреат
Русская фантастика, 2001 // Премия "Русская фантастика"

Номинации на премии:


номинант
Мечи, 2001 // Меч Руматы

номинант
Урания, 2001 // Малая Урания (дилогия)

номинант
Урания, 2001 // Большая Урания (дилогия)

номинант
Бронзовая Улитка, 2001 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2001 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

alex2, 8 декабря 2007 г.

Если вы ещё не читали эту дилогию, прошу не читать и мой отзыв. А вот после её прочтения вполне можно это сделать, для того ли, чтобы понять то, что осталось непонятым, или чтобы сравнить свои впечатления от прочтения с моими.

Я ни в коем случае не претендую на то, что моё понимание дилогии является правильным. Это просто одно из мнений о ней. Если вам оно интересно, то прошу ознакомиться.

Христос умер на кресте. Умер за наши грехи. Тем самым искупив их и своим Воскресением дав нам надежду на вечную жизнь. Надо только поверить в это, принять, и тогда мы спасёмся.

Так — в нашем мире.

А этот мир так и не сумел получить искупление своих грехов. Некому было смыть их своей кровью. Потому что Искупитель сам ли, или не устояв перед дьявольским искушением, не захотел умирать за людей своего мира. Тот, кому была уготована судьба Спасителя, выбрал путь земной — стал Царём Римским. Именно поэтому Иуда, предавший Господа у нас, тут остался единственным Верным из всех Апостолов (какая ирония автора!). О, в мире, описанном в дилогии, ему не пришлось сводить счёты с жизнью, в этом я уверен!

Вера, если только она настоящая, не требует доказательств божественного. В том и сила Веры. Этим-то она и отличается от науки. Разве не мог Христос каждый миг призвать на помощь Отца своего для того, чтоб доказать людям, что он действительно Божий сын? Но разве склонившихся перед ним после этого людей можно было бы назвать истинно уверовавшими?

А мир остался в недоумении: за что же себя покарал Искупитель? Мир так и не понял Бога.

Но для этого мира появилась новая надежда. Надежда на спасение.

Христос, умирая на кресте, был полон жалости. Но не к себе, а к нашему миру. Только так, почувствовав жалость к каждому человеку в мире — жившему, живущему и тому, кто будет жить в будущем, наверное, и можно было искупить все грехи мира и спасти его.

Одному из героев книги предстоит пройти долгий путь в размышлениях, борьбе, тревогах. Душу его терзают сомнения, разум мучают вопросы, на которые не только ему самому, но и всей мудрости его мира трудно дать ответ. Его окружили люди, каждого из которых трудно назвать плохим человеком, но нельзя назвать и идеалом. Каждый из этих людей жил со своим пониманием добра и справедливости, и каждый исходил из него в жизни. Но каждый в один миг отринул всю её предыдущую ради высочайшей цели.

Каждый из этих людей дал частичку ответа на главный вопрос. Но никто из них, кроме одного, так его и не понял.

Двенадцать людей ушли, как и две тысячи лет назад в мире этой книги, в Рим. Чтоб занять престол мира.

И только один, преисполнившись жалости к миру, направил стопы к Геннисаретскому озеру.

Он-то и есть Надежда для мира.

Для тех, кто, возможно, не понял окончания книги (а по отзывам вижу, что такое случается) совет: вспомните, где и как Христос нашёл двух первых своих учеников. А также вспомните искушение дьяволом. Ведь в этой книге оно тоже есть! И врагу Бога тоже не удаётся достичь своей цели, как и в нашем мире с Иисусом.

Книга написана великолепно! Построен полноценный мир, раскрытый для нас ровно в той степени, как было необходимо для повествования. Я жил в этом мире, читая книгу! А после прочтения он ещё долго жил во мне, заставляя мысленно возвращаться к событиям книги. Что до немножко старомодного стиля повествования, то он, наверное, таков, как принято в мире книги:smile:, ведь два тысячелетия его история отличалась от нашей; и почему язык должен быть таков же, как у нас, если мир отличен?

Я считаю эту книгу лучшей у автора. Просто лучшей из всего написанного им! Немного книг, при прочтении которых у меня захватывало дух и по коже мурашки бежали от величия замысла и глубины произведения, но это — одна из них. Только не считайте меня очень уж набожным, как, вероятно, можно по отзыву подумать, но книга поразила. Десятки, конечно, мало, но что поделаешь?

lammik, 25 июня 2020 г.

mputnik, 13 января 2020 г.

Вот, как-то, вот так

dimon1979, 10 января 2020 г.

Эту дилогию я собирался читать очень давно. Лукьяненко нельзя читать много, поэтому очередь постоянно сдвигалась. Всё-таки пара романов в год от Лукьяненко, это максимум, потому что его произведения, итак у меня идут тяжело.

Я всегда поражался умению некоторых читателей находить в книгах какие-то скрытые подтексты. Не знаю, видит ли их сам писатель, который может даже и не подозревать, что он пишет философский роман, а не обычное приключение.

Я всё-таки буду так оценивать данный роман, не буду писать цикл, потому что это единая история, без какой-либо промежуточной развязки. На мой взгляд, это банальное приключение. Причём, малоинтересное и вторичное. Бывает, что читатель читает историю о похождениях группы людей, которые идут из пункта А в пункт В, но это увлекает и интригует. В этом случае, ничего подобного нет. С героями ничего не случится, они героически преодолеют все препятствия, победят всех врагов и это всё без единой потери с их стороны. Невероятное везение, удача, ум и красота, вот залог успеха по версии Лукьяненко.

Самое непонятное для меня, это концовка истории. Шли, долго шли, пришли и что? Что это за такой тайный замысел автора? Больше похоже на банальное непонимание, как правильно закончить историю.

de_the, 20 марта 2018 г.

Вот, прочитала, наконец, этот раздутый и оччень рекомендованный друзьями роман. Во всех смыслах, кажется, раздутый. И хочется спросить всех сопричастных (и спрошу, не сомневайтесь): а что это было? Даже если сильно не вдаваться в анализ текста, то можно прямо навскидку заявить: скучно было. Повторяющиеся квесты затянуты, морализаторство отдаёт кислятиной и менторством. это работа человека с витрины отечественной фантастики? Да это ужас как плохо. Один пафос и псевдонародный стиль изложения надоедает к первой половине первой книги. Одолела исключительно на упрямстве.

В-общем, по сравнению с рассказами автора и первыми Дозорами — жуть и халтура.

Извините, если кого задела. Это всего лишь моё мнение.

Просто, вы что же, не видите, что платье короля пошито из туфты?

Arty, 23 апреля 2019 г.

По моему скромному мнению, лучший цикл автора. Он поднимает много вопросов, не имеющих ответа , но на которые человек пытается ответиь.Да, философские и религиозные концепции не новы, но все же им отведено достаточно места. Каждый персонаж многогранен, у каждого из них свое видение мира, книгу можно читать даже ради них, потому что язык и стилистика романа на очень приличном уровне, впрочем как всегда у Лукьяненко. Как ни странно, концовка очень хороша, впервые Мастер написал так, что ни придирешься, в любой другой работе автора такое казалось бы излишне пафосным , но здесь прямое попадание в душу читателя. Мир проработан неплохо, успеваешь к нему привыкнуть.

В целом, самое атмосферное и, если так будет уместно сказать, целостное произведение, которое выходило из-под пера Сергея Васильевича.

Обязательно ли к прочтению?:Да,одно из лучших произведений русской фантастики за 20 лет.

Angvat, 21 декабря 2017 г.

На фоне более поздних произведений автора и современной отечественной фантастики – неплохо. Но не более. Очередной квест по спасению чудесного подростка, в ходе которого на героя будут бросаться страшные и невнятные враги и ложиться под него безо всяких на то причин страстные женщины. А в финале нашего чудо-мужчину как всегда будет ожидать некое откровение. Все вполне типично для автора. Альтернативный мир, лишенный железа, мог бы быть интересен, но описан он весьма поверхностно, широкими мазками.

В целом на один раз сойдет. Но только на один. Ежели вы читали эту книгу как и я еще в отдаленной юности, а затем вдруг затем решили перелистать ее повторно энное время спустя, делать этого все же наверное не стоит. Потому что если она вам даже нравилась тогда, нынче вполне может разонравиться на фоне всего того, что нынче предлагает нам книжный рынок. А если не нравилась, то навряд ли засияет новыми гранями и обретет новый смысл.

Yamafuji, 1 сентября 2018 г.

Лукьяненко изумительно владеет языком и является отличным рассказчиком. Вот только пока читаешь — интересно. Интересно чем закончится. А закончилось и ощущение что прочитал дико раздутый небольшой рассказ или повесть. Послевкусия нет, пустота. Убрать философию и тугодумные размышления ГГ — история пересказывается за полчаса. Масса шаблонов, все погони идут след в след и не могут поймать. Зато ГГ находят друг друга на континенте просто следуя могучей интуиции.

В общем выскажу итог моих мыслей — эпопея для убийства времени. Читается легко и интересно, но воды много и много пустоты.

vgi, 17 июля 2016 г.

Не сразу верится, что этот роман написан Сергеем Лукьяненко. (Примечание: Да, я в курсе, что формально это два романа. Но это, скорее, одна вещь, механически разбитая на две книги — поэтому далее я буду использовать единственное число.)

Теперь о том, что в романе есть. Есть альтернативная история Евразии с точкой бифуркации в начале нашей эры. Есть возникшая после этой бифуркации довольно своеобразная политическая и религиозная система. Я лично атеист, но мне кажется, что и верующих читателей построенная автором альтернативная история развития христианской церкви не должна чересчур обидеть или оскорбить. Есть интрига. Есть квест. И имеется не очень ожидаемый (на мой взгляд, конечно) финал.

_Y_, 19 июня 2016 г.

Два совершенно разных по исполнению романа, жёстко объединенные и сюжетом, и героями. Можно даже подумать, что это один роман, разделённый на две части. Вот только первый развлекательный-читабельный, и, к сожалению, заканчивающийся ничем, заточенный под продолжение. Продолжение же настолько прямолинейное, не интересное и, на мой взгляд, не свойственное Лукьяненко, что портит даже впечатление от первой части.

Не рекомендую совсем. Удивляюсь себе – люблю ведь вещи Лукьяненко (и романы, и рассказы) – но не рекомендую.

gavv, 17 октября 2018 г.

Интересный альтернативный мир, увлекательное повествования с небезынтересными мыслями насчет религии и веры. Прочитал залпом обе книги. Понравилось. Больше люблю у Луьяненко космическую тему, но это тоже неплохо

ужик, 24 июля 2015 г.

Почему именно это двукнижие я считаю одной из лучших работ писателя? За оригинальный, самобытный мир Искупителя, весьма интересный взгляд на вопрос, который рано или поздно затрагивает каждого — вопрос веры, хорошую проработку темы, которая заставила меня о чем-то задуматься и что-то понять. И еще — тяжелый выбор, который писатель поставил перед Ильмаром.

В этой книге есть глубина. Это — действительно расцвет писателя, которому сейчас меня удивить и порадовать нечем.

Silvernight, 30 ноября 2015 г.

Тиань, 5 февраля 2015 г.

Две тысячи лет люди ожидают пришествия Мессии — Искупителя. И вот он пришел. Не важно, что не к нам, а в некий придуманный автором альтернативный мир. Мир этот не так уж отличен от нашего. В нем те же люди, те же народы, те же проблемы. Правда, Сын Божий был убит вместе с детьми человеческими в страшную ночь избиения младенцев, а Пасынок Божий Мессией стать не захотел или не сумел, предпочтя путь земного Владетеля. Зато Чудо миру дал, осязаемое, доступное каждому, кому механизм свершения известен. Весьма функциональное чудо, позволяющее богатства сохранять и путешествовать налегке. У нас такого нет. Но есть та же потребность понять суть и смысл библейских истин — значение таинства искупления, соотношение добра и зла, смысл жизни и суть смерти. Мы тоже ищем Небо, каждый на свой лад.

Мессия пришел. И что же? Он добр, он жаждет справедливости, он знаком с идеями нойона Кропоткина о свободе, равенстве и братстве и владеет инструментом, позволяющим сделать материальные блага мира равно доступными для всех. Поможет ли это сделать мир лучше, а живущих в нем людей счастливее? Мальчик Маркус, который считает себя Мессией, полагает, что да. Но избирает тот же путь, что и предыдущий Искупитель — путь земного владыки. А осчастливить людей намеревается дарением им материальных благ, накопленных в мире. Следующие за юношей сподвижники числом двенадцать верят в его мессианство в разной степени. Кто-то слепо, не рассуждая, как Луиза, кто-то с надеждой от безысходности, как Иенс, кто-то просто по солдатски следуя за командиром, как Луи, а кто-то с сомнениями великими, как Жерар, Жан, Антуан, Ильмар.

Чем обширнее знания сподвижника, тем глубже сомнения его. В мальчике-мессии умудренные жизнью сподвижники не видят зла, но сомневаются в исполнимости его планов, в его способности улучшить мир и жизнь людей. Опять же религиозные тексты сомнения подпитывают. В мир может прийти не только Искупитель, но и Искуситель. Как различить их, как не ошибиться в выборе — кого поддержать, а кого остановить? Мудрость божественная — не математика. Нет формулы, позволяющей Искусителя от Искупителя отличить. Различие лишь со временем проявляется, когда все уже свершилось. А выбор делать надо сейчас. И только один сподвижник решается на этот выбор — тот, который отступился. В тексте настойчиво проводится параллель с двенадцатью апостолами и Иудой, но Ильмар с Иудой не ассоциируется. Он не выдает Маркуса врагам, он просто уходит из числа его сподвижников, намереваясь следовать своим путем.

Следуя за мальчиком-мессией, Ильмар постепенно понял нечто важное. Автор не выдает выводы Ильмара открытым текстом, оставляя читателю возможность самостоятельно поразмышлять. Книга усыпана философскими и этическими рассуждениями. Об этом говорят и размышляют почти все персонажи книги, каждый с учетом своих знаний и жизненного опыта. А незадолго до финала звучит потрясающий монолог поэта-летуна Антуана о радости и счастье, который объединяет вокруг себя все ранее прозвучавшие мысли и смысли.

— Всю жизнь я мечтал летать, — ответил Антуан. — Это мое счастье, но не радость. Радость — глоток воды в жаркий день, уютное кресло вечером после тяжелой работы, долгая беседа, когда ты истосковался по умному собеседнику. Счастье — совсем другое. Путешественник счастлив, поднявшись на высокую гору. Но он не радуется, он знает, что ему предстоит долгий и тяжкий обратный путь. Радость — это итог. Счастье — это путь. Когда ты голоден и тебе нужно поле, ты выжигаешь лес. Становишься огнем — и вековые деревья вмиг превращаются в золу. Но наступает день, когда ты понимаешь — тебе нужны деревья. Строить дом, топить очаг, укрываться от зноя. И ты сажаешь лес. День за днем, год за годом. Зная, что при твоей жизни лес не поднимется. У тебя есть цель, но ты ее никогда не достигнешь. Ты можешь думать лишь о тех, кто придет за тобой. Становишься одним целым со всем миром, с прошлым и будущим. Ты отказываешься от радости ради счастья. Ильмар, ты замечал, как часто мы путаем радость и счастье? Говорим об одном, а хотим совсем другого. Садовник в своем саду, живописец у полотна, моряк у штурвала — это вовсе не радость! И человек мечется, не понимая, где же грезившаяся ему радость. Боясь понять, что счастье не равноценно радости. Что нельзя их путать, как нельзя путать Слово, владеющее мертвым, и слово, что говорят живым!

Пока владыки земные гонялись за Словом, владеющим мертвым, мудрый Антуан произнес слово, что говорят живым. Он все понял про искушение и искупление, но убоялся взглянуть правде в глаза и не стал вторым отступником. Вопрос не в том, является ли Маркус Искупителем, Искусителем или обычным подростком, завладевшим древней тайной. Вопрос в том, возможно ли в принципе Искупление — можно ли дать людям радость без счастья и нужно ли лишать их счастья без радости.

Замечательный роман. Из тех, которые надолго запоминаются заключенным в нем смыслом, идеями, атмосферой.

Прочитав обе части романа выскажусь в следующем ключе:

Содержание

Прошло две тысячи лет. Развитие человечества застыло примерно на уровне XVII в., железо ценнее золота [1] , Держава (так стала называться Римская империя) правит Европой, Азия поделена между Руссийским ханством и Китаем, налажена торговля с империей ацтеков. В обществе царит помесь феодализма и теократии. Слово действует как испорченный телефон: научившийся от отца сын получит карман меньше [2] . Каждый умерший человек, не высвободивший всех хранящейся на Слове вещей — это безвозвратно потерянные ценности, будь то чертежи Леонардо да Винчи или целый мешок дамасской стали. Мир обречён, если не произойдёт чуда. И здесь в дело вступает Ильмар, который увидел на каторге неожиданные события…

Вору и гробокопателю Ильмару встречается мальчик Марк, отправленный на каторгу за неясное преступление. Ему нечего делать среди грабителей и убийц, зато он знает Слово — крайне редкая особенность, удел богатых и высокородных. С помощью Слова Ильмар и Марк сбегают с каторги и отправляются на материк, захватив планёр с пилотом Хелен, после чего Марк скрывается. Ильмар узнаёт, что Марк — на самом деле младший принц Маркус. Скрываясь от облавы стражников в церкви Сестры, Ильмар в сопровождении святого паладина отправляется в Рим, но тот гибнет в стычке с святым паладином Искупителя, задание которого — убить Ильмара.

Оказывается, что все, видевшие Маркуса, оказываются или мёртвыми, или в заточении, поэтому Хелен, подозреваемая в государственной измене, находит Ильмара и предлагает им найти Маркуса вместе. Выясняется, что Маркус нашёл древнюю рукопись, в которой было записано Изначальное Слово. Принадлежащее каждому человеку Слово находится в иерархии: отец, научивший слову сына, может достать из него и свою собственность, и собственность сына. Соответственно, знающий Изначальное Слово имеет доступ ко всем ценностям мира, включая утерянные навсегда. Среди спутников Маркуса начинает укореняться идея, что Маркус — новый мессия, поскольку его сила постоянно растёт, и он способен на вещи, которые недоступны обычному держателю Слова. К ним присоединяется и бывший преследователь, капитан стражи Арнольд.

Ильмар прикрывает отход группы, его ловят монахи и обрекают на вечное заточение, но ему удаётся бежать. За советом, где теперь искать Маркуса, Ильмар вместе с бежавшим с ним сторожем Йенсом обращается к бывшему лекарю Маркуса Жану. Вместе с Йенсом лекарь тоже направляется туда, в то время как Ильмар продолжает путешествие с его другом — бывшим летуном Антуаном. Ильмара и Антуана перехватывает чудотворец и опальный епископ Жерар, также поверивший в предназначение принца. Ильмар всё больше сомневается в том, является ли Маркус мессией и, более того, был ли мессией сам Искупитель. Он определяется, что однажды должен будет посмотреть в глаза Маркуса и найти в них праведность — или не найти, как в свое время одиннадцать безымянных апостолов.

Краткая справка о произведении:

В лучшую сторону выделяется мир, в котором воплощены не одна, а сразу две концепции:

Полная рецензия:

Минутку об авторе.

Так что на этом я и закончу, перейдя сразу к миру и героям.

О мире и героях.

О герое я могу рассказать только если ну буквально в паре слов, потому что это один из тех примеров книг, где каждое лишнее слово о герое может стать большим спойлером.
В наличии у нас некий вор Ильмар, который на самом-то деле не столько даже вор, сколько гробокопатель вольный исследователь, угодивший на каторгу по весьма сомнительному обвинению.
Горбатиться на рудниках пятилетку он желанием не горит, поэтому устраивает побег вместе с незнакомым мальчиком. И от этого момента всё и завертелось.

А вот о мире рассказать можно намного больше всякого интересного.

Шахты истощены уже настолько, что попеременно то закрываются, то опять открываются — как только на других дела начинают идти ещё хуже.

Шахты истощены уже настолько, что попеременно то закрываются, то опять открываются — как только на других дела начинают идти ещё хуже.

Планёры

Планёрной атаки недолог век,
Ведь крылья нам Бог не дал,
И падаем с неба, в песок и снег,
На вражьих мечей металл

Для неба придумал Бог синий цвет,
Но тут он промашку дал.
Багровым и черным затмило рассвет,
Когда мой планёр взлетал

По итогу

По итогу имеет место самобытная книга, в которой хорошо всё. Не сказать, что её потянет перечитывать несколько раз, но я её сначала прочитал как приключенческую, а через пару лет попытался вникнуться в местные философско-богословские хитросплетения. Оба раза получил удовольствие, так что прочтения однозначно стоит.

Но какой же это кирпич по объему, ей-богу.

Читайте также: