Иррациональный человек краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Драматургия картины проста и безупречна до зевоты: ни одной лишней детали, а в финале тривиальному предмету вообще отводится особое место, судьбоносная роль. Эта очередная маленькая история без стилизаций, спецэффектов и вычурности: экранное действие сопровождает закадровый голос (историю рассказывают два персонажа) и любимая Алленом джазовая музыка (Рэмси Льюис). Неизменны титры, неизменны имена в титрах. В июне этого года скончался один из постоянных продюсеров Аллена - Джек Роллинс, он не работал на двух последних фильмах, но в знак уважения остался в титрах и тогда, и сейчас. Такое иррациональное нежелание перемен, в том числе и приверженность старомодным манерам в кино, на самом деле очень трогательно и едва ли не лучший аргумент в защиту однообразия и постоянства вообще. Фильмы Вуди Аллена вне времени - значит, навсегда.

Слабое звено в фильме — это исполнение главной роли — лишь в условно экшн-эпизодах и детектив-стайл диалогах Хоакин Феникс удачно изображает “проснувшегося/завязавшего алкоголика”, во всех других случаях он явно лишь обозначает указания режиссера про “философа” и “Раскольникова”. Впрочем, ладно, — будем считать, что перед нами только внешняя пошло-типичная маска 40-летнего мужчинки, а внутри там прячется соответствующая уникальная бездна; тем более, что на фоне других персонажей из университетской колоды у “философа” получается-таки изображать, как это и должно быть по сюжету, гораздо более сложную “личность”.
Эмма Стоун же — идеальна — образцово женское в фильме: притяжение, сближение, сочувствие, позыв, мечтания, норма, выживание.
Хороши и остальные действующие лица и их исполнители — все на своих местах.

Но всё это присказка. Суть не в этом. Суть — Вуди Ален вновь предельно просто поиздевался над всеми .
Чью бы сторону зритель на занял — думая, что он выбирает правильную, а все издевательство направленно на противоположную ( или сторону “ университетских обычный-хороших-людей ”, или сторону “ правильной-девицы с тонкой душевной организацией ”, или сторону “ непонятого-философа ”, или сторону “ зрителя-простого-народа, который угорает от проблемок всех этих университетских бездельников ” ) , — это все будет самообманом. Здесь нет никакой правильной стороны. Все — дурачки в нашей все той же человеческой комедии.

1. Вот “непонимаемый-страдающий-философ”.
А штука ведь не в том, что он философ, а потому “смотрит на мир как он есть” и пр. — штука в том, что он плохой философ, а поскольку плохих философов не бывает, а бывает либо философ, либо не философ — перед нами просто не философ . А кто? Ну, можно называть его обычным рефлексирующим обывателем: увидевшим “тщету всего” преподавателем; литератором; переживающим “кризис среднего возраста” общественным активистом… да, кем угодно. Он произносит банальности из философского словаря, заманивает молоденькую девицу рассказом о банальных несчастьях своей жизни (таких же, как встречаются в жизни большинства), пишет книгу на предельно банальную для 201 х года тему, делает предельно банальные заметки в банальном для него Достоевском, банально стенает о своей банальности, банально ныряя в алкоголь… Слово “банальный” в предыдущем предложении — ни разу не уничижительно. Мы все банальны. Штука в том, чтобы опознать в этой “банальности” смысл и жизнь и сделать шаг дальше. Если же шаг не сделан — то ты не философ, даже если в документе об образовании у тебя написано иначе.

Когда же он изобразил из себя Раскольникова — то в нем взыграла страсть (обрушился шторм гормонов, говоря на “научном” новоязе) и прилепила его к проживаемому здесь и сейчас мгновению, окончательно обломав способность отстранятся и от происходящего, и от себя (что для философа основа всего). Тут и песенки конец. Пустая банальность победила окончательно.
(Кстати, банальное замечание — пугать философа пожизненным заключением — в точности как пугать кролика терновым кустом).

3. Вот все-все остальные.
Они прелестны в своей пустоте и маскировке. Как образцовые пейзажи и музыка на их званных вечерах. Какой ужас.

4. И вот одна до конца настоящая — нелепая местная нимфоманка-переросток, готовая идти до конца и пошедшая до конца, и в этом порыве вновь раздавленная фарсом жизни…

P.S.
Если кому-то нужны дополнительные доказательства, что весь фильм — это издевательство над всеми без исключения типажами и соответствующими пафосами эрзац-философов, эрзац-экзистенциалистов, эрзац-интеллектуал-ов/ок etc. — просто послушайте музыку. Как она легка и прекрасна, что бы не происходило на экране…

И еще мелочь — те, кто по каким-то своим фанатским причинам сожалеет, что с “философом” в исполнении Хоакина Феникса всё в конце концов случилось так как случилось, — подумайте, что он вообще-то уже убил себя чуть не в самом начале фильма. Как? А так — Вуди Ален заставил его сделать то ли три, то ли четыре выстрела подряд, играя в русскую рулетку, и ему всё сошло с рук, а, точнее, с мозгов. )


Прожив долгую и бурную жизнь, профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) начисто разочаровался в бытии. Теперь его ничто не радует – ни уважение студентов, ни сочинение книг, ни интерес к нему таких привлекательных женщин, как профессор Рита (Паркер Поузи) и студентка Джилл (Эмма Стоун). Ему не помогает даже любимый виски, который лишь вгоняет его в еще большую депрессию. Но однажды Эйб подслушивает в забегаловке жалобы женщины на коррумпированного судью, который готовится отнять у нее детей, и профессор решает, что совершил бы благое дело, если бы избавил мир от такого мерзавца. Вскоре подготовка преступления затягивает его с головой, и Эйб впервые за много лет обретает вкус к жизни и к романтическим приключениям.

Кадр из фильма "ррациональный человек"

Кадр из фильма

Картина снималась в приморском городе Ньюпорт в штате Род-Айленд. В XVIII веке это был значимый порт, и потому Ньюпорт славится многочисленными постройками, сохранившимися со времен колониальной Америки

Кадр из фильма "ррациональный человек"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "ррациональный человек"

Кадр из фильма "ррациональный человек"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "ррациональный человек"

Кадр из фильма

Вероятно, Аллен включил в сценарий и Риту, и Джилл, чтобы сделать зрителям сюрприз в тот момент, когда картина объявит, что это не мелодрама о любовном треугольнике, а криминальная драма (любовный треугольник здесь все же есть, но никакого драматизма он не порождает). Но лишние персонажи отнимают время у основной сюжетной линии, которой и без этого уделяется недостаточно много внимания, поскольку картина довольно долго добирается до сцены, в которой Эйб подслушивает судьбоносный разговор. При этом до того момента, когда герой перестает себя жалеть и начинает действовать, следить за ним совершенно неинтересно, поскольку нытики-интеллигенты все на одно лицо и на один мотив. Кстати, трудно не согласиться с теми американскими критиками, кто написал, что Эйб Лукас – самый неприятный протагонист в творчестве Аллена. Если бы его не играл такой харизматик, как Хоакин Феникс, первую часть фильма вовсе было бы невозможно смотреть.

Кадр из фильма "ррациональный человек"

Кадр из фильма

Что ж, по крайней мере в новом фильме Аллена есть яркие актеры, красивая природа, бойкая старомодная музыка, кое-какие смешные моменты и простая, но великолепная кульминация. Режиссер хоть и стар, но весь свой талант он еще не растратил.


И в этот момент волей случая он узнает про существование этого судьи и его озаряет идея, что надо не болтать, а действовать – только так можно что-то реально изменить… Ему кажется, что он так думает…

kinopoisk.ru-Prestuplenie-i-nakazanie-1353980--w--1600.jpg

irrational-man-trailer-1.jpg

Читайте также: