Интервал между экзаменами в школе по отдельным предметам должен быть не менее

Обновлено: 05.07.2024

Для того, чтобы период обучения не отражался негативно на состоянии здоровья детей необходимо создание и соблюдение определенных гигиенических требований к организации образовательного процесса. Оптимальным возрастом начала школьного обучения является возраст не менее 7лет. В соответствии с законодательством зачисление в первый класс возможно, если ребенок на период 1 сентября достиг возраста не менее 6 лет 6 месяцев.Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольной организации.

Количество учащихся в классе определяется исходя нормы площади на одного школьника (не менее 2,5 -3,5 м 2 в зависимости от формы обучения), соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях (расстояние от наружной стены до ряда столов не менее 50-70 см.; расстояние между рядами не менее 60 см.; от первых столов до классной доски не менее 2,4м.; от последнего стола до классной доски не более 8,6м.; самое удаленное от окон место не более 6м.).

Начало учебных занятий не допускается ранее 8 часов утра, в расписание не должно быть нулевых уроков.

Односменный режим занятий в соответствии с требованиями санитарного законодательства предусматривается в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Для организации обучения в 1-м классе предусмотрены дополнительные требования:

- 5-дневная учебная неделя и только в первую смену;

- "ступенчатый" режим обучения - сентябрь, октябрь - по 3 урока в день по 35 минут каждый; ноябрь-декабрь - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - 4 урока в день по 40 минут каждый;

- рекомендуется проведение в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

В течение учебной недели недельная образовательная нагрузка для всех учащихся распределяется равномерно, при этом предусматриваются отдельные расписания обязательных уроков и факультативных занятий, которые планируются в дни с наименьшей нагрузкой. Таким образом, общий объем нагрузки в течение дня не должен П физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;

- для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.

Умственная работоспособность обучающихся различна в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

В связи с этим при составлении расписания уроков учитывается дневная и недельная умственная работоспособность обучающихся и шкала трудности учебных предметов. Поэтому в расписании уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня и недели. Так для школьников начального звена основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. Для учащихся среднего и старшего звена предметы естественно-математического профиля чередуются с предметами гуманитарного профиля.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках также в середине учебной недели.

В расписании наиболее трудные предметы для школьников 1 классов предусматриваются на 2 уроке, для 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели в расписании предусматривается облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, после 2 или 3 уроков предусматривается большая перемена - 20 - 30 минут (вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков).

При 2-хсменных занятиях для проведения уборки, проветривания всех помещений устанавливается перерыв между сменами не менее 30 минут.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Необходимо помнить, что учебные занятия в школе, приготовление домашних заданий сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки, как на отдельные органы и системы, так и на весь организм в целом. Для снятия локального и общего утомления должны предусматриваться перерывы в формате проведения физкультурных минуток. Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (далее ФМ). ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (далее ФМ). ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (далее ФМ). ФМ для снятия утомления с туловища

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, в каком нормативе прописано , что между экзаменами должно быть не менее 2 дней перерыва? И можно ли ставить экзамен на воскресенье, если промежутка 1 неделя, а 3 экзамена.

Экзамены (за исключением ГИА) относятся к промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация относится к компетенции образовательной организации. Это говорится во-первых, в Законе об образовании:

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

1 Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

30. Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.

Есть небольшой нюанс. Помимо прописанных в приказах правил существуют также и принятые нормы. Они сложились на основании документов, когда-то имевших силу или косвенно относящихся к нашему образовательному процессу. Если такие правила не противоречат закону, часто их выполняют, не задумываясь о том, необходимы ли они.

Наверняка сейчас многие опытные педагоги скажут, что между экзаменами обязательно выдерживать два дня перерыван. На самом деле, как мы видим, периодичность промежуточной аттестации устанавливает образовательная организация самостоятельно.

При этом в цикле общеобразовательной подготовки большинство заведений СПО выполняют требования школьного СанПина

Строго говоря, заведение СПО не является общеобразовательным. Но если требования этого документа можно выполнить, стоит это делать. В СанПиНе сказано:

10.31. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.

Обратите внимание: СанПиН не для СПО, экзамены — на итоговой аттестации, и, если это не смущает, пора задуматься еще и о питании студентов 🙂

Есть еще один документ. В информационных системах он отображается как действующий и доступен для скачивания:

В этом документе действительно есть норма о двух днях между экзаменами:

4.1.3. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для одной группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день экзаменационной сессии.

Однако при внимательном изучении мы обнаруживаем, что

  • это — письмо, а не приказ, а, значит, оно не обязательно к исполнению, имеет рекомендательный характер
  • письмо выпущено в 1999 г, а в 2012 году принят Закон об образовании в РФ, который определил новые подходы в образовании. Приказы, чье действие сохранилось, были отредактированы (внесены изменения), а рекомендательные и прочие методические материалы не правят — просто выпускают новые, если есть необходимость
  • письмо ссылается на Типовое положение и ГОСы, которые уже давно не действуют.

Список можно продолжить.

ВЫВОД. В нормативных документах нет требований к срокам и периодичности проведения экзаменов. Формы, периодичность и порядок проведения экзаменов определяются образовательной организацией самостоятельно.

Перед началом экзаменационного периода учитель должен порекомендовать учащимся на время экзаменов определенный режим дня, предупредить о вреде чрезмерных занятий, о неблагоприятном влиянии на здоровье и работоспособность занятий в ночное время.

Подъем школьника должен быть, как и в учебное время, в определенный, привычный час, т. е. в 7.00—7.30 утра. После утреннего туалета и завтрака ученик приступает к занятиям и занимается с перерывами через каждые 45 мин до обеда, т. е. до 13—13.30. После обеда школьник должен отдохнуть на свежем воздухе в течение 2,0— 2,5 ч, получить полдник и около 16 ч возобновить занятия. Общая продолжительность ежедневных занятий во время подготовки к экзаменам не должна превышать продолжительности школьной и домашней учебной работы в день и составлять 7,5—8,0 ч в сутки.

Питание в период подготовки к экзаменам должно быть улучшено, главным образом за счет полноценных белков, жиров и витаминов. Необходимо позаботиться о введении в меню школьника свежей зелени, овощей и по возможности ягод и фруктов. Режим питания в период экзаменов должен быть таким же, как и в обычное время (четырехразовое, в одни и те же привычные для школьника часы).

Экзамен должен проводиться в спокойной, дружеской обстановке, исключающей волнение школьников. Нежелательно присутствие на экзаменах представителей различных организаций, которые являются дополнительными раздражителями, излишне нервирующими учащихся.

При проведении устных экзаменов следует разбить класс на несколько групп и каждой из них назначить для сдачи экзамена определенное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По новым санитарным правилам для школ нельзя проводить более одного экзамена в день.

Перерыв между экзаменами должен быть не менее двух дней, между ЕГЭ по предметам по выбору может быть один день.

Независимо от длительности экзамена школьникам предоставляют воду, а если экзамен длится более четырёх часов, для детей в школе организуют питание.

Читайте также: