Интерактивная педагогика в детском саду методическое пособие

Обновлено: 05.07.2024

Описание: В пособии рассматриваются психолого-педагогические основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых, позволяющего реализовать на практике личностно-ценностный подход к воспитанию и обучению дошкольников. Раскрывается содержание интерактивных технологий и методов воспитания и обучения, даются примеры из методики развития речи и элементарных математических представлений, экологического образования и развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста. Демонстрируются возможности создания интерактивной предметно-игровой среды, использования социально-ориентированных игр и клубных форм работы с детьми и родителями воспитанников. Пособие может быть использовано для повышения профессиональной компетенции педагогических коллективов ДОУ, а также представлять интерес для родителей дошкольников.

Внимание


Посетители, находящиеся в группе Гости, имеют ряд ограничений .
После регистрации будут доступны все ссылки для скачивания, открыты комментарии, а также скрыта реклама на сайте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ мастер-класс.doc

Юлия Юрьевна Тришина

Цель : Создать условия для формирования знаний у педагогов об интерактивной педагогической технологии. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.

Передача опыта путем прямого и комментированного показа интерактивных педагогических методов и приемов в воспитательно- образовательном процесс ДОУ

Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса .

Форма проведения : мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Освоение слушателями интерактивных педагогических технологий и внедрение их в работу с дошкольниками

1. Часть (теоретическая)

- Коллеги! Для начала давайте вспомним, что же такое “технология”, в чём её отличие от методики? (Ответы педагогов )

- Верно. Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве, которая включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Отличия от методики в том, что технология не носит предметный характер, может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания, быть реализована любым педагогом.

- А что вы подразумеваете под педагогической технологие й? (Ответы педагогов)

- Вы правы, педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога и зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. ЮНЕСКО выражает педагогическую технологию – как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности .

- Кто может сказать какие есть модели обучения? (Ответы педагогов)

-Молодцы! В педагогике различаются различают несколько моделей обучения:

3) интерактивная - взаимная работа ребенка и педагога.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения

Основные задачи такого обучения и воспитания:

Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

Интегрированное содержание работы с детьми;

Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

Активное вовлечение ребенка в социум и др.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс

Суть интерактивного обучения – диалоговое обучение, процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения ; исключается доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой; и спользование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.

При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.

- А какие вы знаете интерактивные технологии? (Ответы педагогов)

- Хорошо! Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:

технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

- Коллеги, какие интерактивные педагогические технологии можете назвать вы? Назовите, пожалуйста! (Ответы педагогов)

- Правильно! Все названные вами технологии относятся к той или иной форм организации воспитательно- образовательной деятельности, так:

Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

- Давайте рассмотрим каждую из них:

Дети с помощью предмета выполнять задание по очереди взаимодействуют друг с другом, объединяясь в пары по желанию Воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, совершенствуются умение договариваться, последовательно, сообща выполнять р аботу. Выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения

Позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Внедряется для организации работы в парах, стимулирует общение между детьми, формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

В своей работе я также применяю и другие интерактивные педагогические технологии такие как:

Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.

Я применяю для обобщения опыта детей с целью решения проблемы и разработки идей. .

Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.

Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формирует устную разговорную речь, воображение, мышление.

- В заключение практической хочется отметить, что использование интерактивной педагогической технологии –это интересное, творческое, перспективное направление педагогики. А использование ее в моей практике позволяет мне успешно многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике

2 часть (практическая)

- Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы ).

- И так, вывод нашей работы. Небольшой опыт нашей свами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в воспитательно- образовательном процессе , дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Современный педагог- это ИКТ педагог (интеллект, коммуникабельность и творчество). У нас есть цель — воспитание ребенка как Личности, но реализовать эту цель может только педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. И поэтому сам педагог должен быть заинтересован в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Успехов вам в труде! Спасибо за внимание!

Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ

Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992

Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.

Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.

Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика. – 1997.

Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2006.

Главная 9 Мая - День Победы

Интерактивные технологии в образовательной деятельности дошкольников по ФГОС

Интерактивные технологии в образовательной деятельности дошкольников по ФГОС

Швец В.В. — воспитатель

Колесова Н.Н. — воспитатель

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по — иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

У воспитанников, посещающих наше учреждение, отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, повышенной истощаемости, у детей снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности в планировании деятельности.

Проанализировав диагностику психических познавательных процессов детей по Е.А. Стребелевой, мы предположили, что активное использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Поэтому мы решили использовать интерактивные технологии на занятиях с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.

Интерактивные технологии в образовательной деятельности дошкольников по ФГОС

Интерактивные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под этим подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Цель работы: использование интерактивных технологий для активизации познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

  1. Повышать познавательную активность детей.
  2. Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, разных видов мышления.
  3. Формировать основы информационной культуры личности
  4. Повышать мотивацию детей во время НОД.

Для реализации поставленных задач определили основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению интерактивных технологий:

  1. Использование проектора и экрана для показа презентаций, слайдов, клипов и видеофрагментов во время НОД.
  2. Использование интерактивной доски

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:

Использование мультимедийных презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, ФЦКМ способствуют стимулированию познавательной активности детей. Их применение обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Всё это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. Организуя работу с использованием интерактивной доски, мы отмечали стойкий познавательный интерес у воспитанников на занятиях. Нам было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей, потому что применение интерактивной доски позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Также в процессе работы с интерактивной доской мы отметили, что снизилась утомляемость и пресыщаемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью.

Для работы на интерактивной доске используем игры, которые создаем сами и готовые компьютерные игры с DVD-, CD-дисков и Интернета. Необходимые условия этих игр:

  • наличие “феномена удивления”
  • раскрепощение детей
  • вариативность
  • интерактивность

Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  • Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  • . Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  • Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС
  • Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей
  • Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты итоговой диагностики.

Методическое пособие - Интерактивное обучение 5-7 Летних детей

Материал рекомендуется воспитателям групп и классов предшкольной подготовки, воспитателям дошкольных организаций, методистам, заведующим детских садов.Предлагаемые рекомендации содержат курс интерактивных игр, занятий с детьми 5-6-лет, целью которых является формирование компетентностей ребенка и готовности к обучению в условиях 12-летней школы.
Данный интерактивный курс может быть включен в вариативную часть базисного плана предшколы.
Первая часть рекомендаций состоит из теоретических материалов, раскрывающих идею интерактивного обучения в предшколе.
Вторая часть состоит из серии интерактивных игр, занятий, упражнений. Они сгруппированы в 4 блока:
- социальный;
- коммуникативный;
- творческий;
- познавательный.
Основными целями этих игр является формирование детских компетентностей, но основой является идея создания интерактивной среды и интерактивного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Агеева С.И. Обучение с увлечением. Часть 1

  • формат pdf
  • размер 19.46 МБ
  • добавлен 08 марта 2010 г.

Агеева С. И. Обучение с увлечением. Часть 1. - М,: ВО "Совэкспорткнига", ИГ "Истоки", 1991 - 64 с. Методическое пособие для обучения детей дошкольного возраста. Главное достоинство в возможности совместного творчества взрослых и малышей. В процессе выполнения небольших заданий ребенок без всякого принуждения осваивает сложные понятия и предметы окружающего мира. Он учится в игре считать и писать, рисовать и думать, общаться и радоваться успеху.

Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет

  • формат pdf
  • размер 2.09 МБ
  • добавлен 18 августа 2013 г.

Книга содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в связи с переходом на обучение в школе с 6 лет. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. Книга адресована воспитателям яслей и детских садов, будет полезна и родителям. М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил.

Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6-ти лет

  • формат doc
  • размер 8.07 МБ
  • добавлен 01 октября 2011 г.

М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил. Книга для воспитателя дет. сада Книга содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в связи с переходом на обучение в школе с 6 лет. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. Книга адресована воспитателям яслей и детских садов, будет полезна и родителям.

Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6-ти лет

  • формат djvu
  • размер 1.94 МБ
  • добавлен 26 июня 2010 г.

М.: Просвещение, 1988 год, 144 стр. Книга содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в связи с переходом на обучение в школе с 6-ти лет. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. Адресована воспитателям яслей и детских садов, будет полезна родителям.

Контрольная Работа - Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории зарубежной педагогики

  • формат doc
  • размер 139 КБ
  • добавлен 10 октября 2011 г.

Любина Г.А. Использование элементов Монтессори-педагогики в развитии речи детей разновозрастной группы детского сада

  • формат djvu
  • размер 4.51 МБ
  • добавлен 11 октября 2009 г.

Материалы в помощь воспитателю. Идеи - коммуникативная основа, принципы диалоговой педагогики. Общение, расширение словаря эмоций. Обучение детей "речевым поглаживаниям", приобщение к книжной культуре. Игры-путешествия.

Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д., Что я могу узнать о своем ребенке

  • формат doc, pdf
  • размер 2.26 МБ
  • добавлен 06 февраля 2012 г.

Психологические тесты,Челябинск:Юж.-Урал.кн.изд-во,1996.-320стр. -Диагностика психического развития от года до пяти лет. -Обучение детей чтению 4-5 лет. -Диагностика и игры для подготовки детей 6-7 лет к школе. -Личностные тесты. -диагностика развития старших школьников.

Рекомендации по проведению прогулок в средней группе детского сада

  • формат doc
  • размер 391.5 КБ
  • добавлен 03 декабря 2010 г.

Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. (ред.) Дошкольная педагогика

  • формат doc
  • размер 1.97 МБ
  • добавлен 13 ноября 2009 г.

Читайте также: