Интеллектуальное направление в школе

Обновлено: 08.07.2024


Выявление одаренных детей (по данным классных руководителей).


Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников


МО классных руководителей и руководителей кружков и секций: "Анализ воспитательной работы за I полугодие

Неделя иностранного языка.

Неделя русского языка

Учитель иностранного языка

Учителя русского языка и литературы


февраль

Учитель математики,

Неделя детской книги

- продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

- продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, также профилактика вредных привычек;

Месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Разработка совместно с родителями индивидуальной схемы безопасного пути от дома до школы

В течение месяца

Классные часы, посвящённые Международному Дню отказа от курения ( 20 ноября)


1-9классы

ноябрь

Учителя физкультуры,

Соревнования по волейболу

Учителя русского языка и литературы


Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

- выставка панорама рисунков, плакат.

- проведение классных часов в старших классах


февраль

Классные руководители


Тематические классные часы на тему здорового образа жизни, профилактики заболеваний, игры, беседы, дискуссии по спортивной тематике


март

Классные руководители


7 апреля – Всемирный день здоровья

-тематические классные часы

6. Социокультурное и медиакультурное направление

- пропагандирующий принцип межкультурного сотрудничества;


Кл. часы, посвящённые международному дню памяти жертв фашизма


Встречи с интересными людьми


1-9классы

март


  1. Культурнотворческое и эстетическое направление

- формировать представление о теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности;

- формировать культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов, ориентированных на самосовершенствование личности;

- воспитывать творческие способности и потребности;

- воспитывать понимание того, что без традиций сегодняшнего дня не будет дня завтрашнего.

№п/п

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направления работы по интеллектуальному воспитанию школьников

Интеллектуальное воспитание учащихся – это объективная потребность, которая продиктована реалиями настоящего и запросами будущего. Сегодня в экономическом и культурном соревновании выигрывают те страны, в которых созданы условия для полноценного развития интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. В последние годы в нашей стране проблеме интеллектуального развития и воспитания уделяют немало внимания. Разберем, как вести работу по интеллектуальному воспитанию школьников, какие мероприятия подойдут для школьников разных возрастов и в какие интеллектуальные игры можно поиграть с детьми.

Чтобы развить у школьников интеллектуальные способности, классный руководитель должен строить работу в этом направлении с учетом задач интеллектуального воспитания. На рисунке 1 - какие задачи решает классный руководитель в процессе своей деятельности.


Развитие интеллектуальных способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем возрасте. Именно дети младшего школьного возраста легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. У них без особого труда формируются речевой слух, артикуляция. Они осваивают новые способы учебной деятельности и овладевают компетенциями самоорганизации.

Содержание интеллектуального воспитания, в соответствии с последними нормативными трактовками, состоит из трех направлений. На рисунке 2 представлено, в каких трех направлениях вести работу.

При планировании работы по интеллектуальному воспитанию классный руководитель обозначает цель работы – создать условия, которые будут способствовать интеллектуальному развитию учащихся. Эта цель включает четыре аспекта.

1. Обеспечить усвоение учащимися определённого объёма научных знаний в соответствии с возрастом. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.

2. Развивать познавательные интересы и формировать познавательную активность детей. Ученики класса могут поставить перед собой цель, стремятся преодолевать затруднения в учёбе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность.

3. Развивать умственные силы, способности и дарования. Учащиеся сознают ценность знаний и необходимость их расширения.

4. Развивать потребность постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки. Школьники увлекаются каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности, владеют навыками самостоятельной организации учебной деятельности.

Чтобы ученики класса могли достичь прогнозируемых результатов и добиться существенного личностного роста, классный руководитель должен ориентироваться на основную цель интеллектуального воспитания.

Интеллект любого человека поддается развитию при систематической работе в этом направлении. Младший школьный возраст наиболее восприимчив к развитию интеллекта.

Рассмотрим основные формы, методы и средства интеллектуального воспитания на примере основных процессов деятельности руководителя начальных классов. Аналогичные инструменты можно использовать в средних и старших классах, чтобы скорректировать ранее достигнутые результаты.

На рисунке 3 представлено, какие формы работы развивают интеллектуальные способности школьников.

Проводите интеллектуальные игры, чтобы развить у ваших учеников внимательность, сообразительность, логическое мышление, эрудицию, актуализировать их знания и расширить кругозор. Стремление выиграть заставляет школьников думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое.

По форме проведения интеллектуальные игры можно разделить на четыре категории:

• словесные игры, например, игры-загадки, логические задачи;

• текстовые игры, например, головоломки, кроссворды, ребусы, файнворды;

Систематическая работа по интеллектуальному воспитанию позволяет создать условия для развития умственных возможностей и способностей школьников. По итогам работы классного руководителя каждый учащийся должен:

• уметь находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;

• владеть основными приёмами успешного изучения учебного материала;

• уметь самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;

• владеть приемами и методами самообразования и самовоспитания, проявлять интерес к познавательной деятельности;

• использовать приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.

При оценке результативности работы по интеллектуальному воспитанию предпочтительно использовать такие методы как беседа, анкетирование, наблюдение.

Основными критериями оценивания выступают:

• уровень интеллектуального развития личности и класса;

• организация работы с одаренными и слабоуспевающими детьми.

Оценить уровень интеллектуального развития школьников помогут инструменты мониторинга:

• диагностика развития познавательных способностей;

• статистический анализ текущей и итоговой успеваемости;

• диагностика отношения к учению и к учебным предметам;

• анкета способностей ребенка;

• активность участия в олимпиадах, научно-исследовательских деятельности. В результате мониторинга классный руководитель выявляет учащихся с высоким уровнем развития интеллектуальных умений, определяет причины школьной неуспеваемости отдельных учеников и может разработать индивидуальные направления работы с детьми.

Резюмируем:

1. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления – одна из основных задач школьного воспитания.

2. Педагоги развивают интеллектуальные способности учащихся на всех этапах школьного обучения, но младший школьный возраст наиболее восприимчив к развитию интеллекта.

3. Цель работы по интеллектуальному воспитанию – создать условия, которые будут способствовать интеллектуальному развитию обучающихся.

Проблеме интеллектуального развития и воспитания в педагогике уделяется немало внимания. Оно и понятно: воспитание интеллектуальных компетенций подрастающего поколения – залог будущего благополучия не только отдельно взятого ребенка, но и общества в целом. И если ценность темы интеллектуального воспитания очевидна, то пути достижения цели могут быть самыми разными – о них мы расскажем ниже.

Содержание интеллектуального (умственного) воспитания по сути состоит из нескольких направлений, или видов:

  • интеллектуально-нравственное, духовное воспитание (сюда же можно отнести и эстетическое) – формирование нравственной позиции, знакомство с общечеловеческими нормами морали и этики. Важно, чтобы необходимость поступать в соответствии с ними стала внутренней потребностью маленького человека. Обогащение внутреннего мира ребенка, развитие способности видеть прекрасное;
  • интеллектуально-познавательное воспитание – развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;
  • интеллектуально-творческое воспитание позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

Что касается целей и задач интеллектуального воспитания, они понятны любому взрослому. К ним относятся:

  • умственное развитие ребенка;
  • развитие познавательной активности;
  • повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия.

Интеллектуальное воспитание детей в семье: мероприятия, игры

На уровень развития человека влияют в наибольшей степени два фактора: наследственность и окружающая обстановка.

Поэтому воспитание интеллектуально развитого ребенка немыслимо без участия близких родственников. Если наследственные особенности кардинальным образом изменить невозможно, то в силах родителей создать благоприятную обстановку для правильного развития сына или дочери. Лучше всего это сделать с учетом особенностей интеллектуального воспитания детей разного возраста.

Воспитание дошкольников

Отметим, что программа интеллектуального развития и воспитания дошкольников довольно проста и строится в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии. Так, в развитии дошкольников велика роль интеллектуальных игр.

  • Научите ребенка играть в шахматы (о введении в школах обязательных занятий шахматами читайте здесь ). Вместе с ним отгадывайте ребусы, головоломки, решайте кроссворды. Неплохо было бы купить адаптированные для дошкольников наборы для опытов по физике и химии, разнообразные конструкторы и развивающие настольные игры (обзор лингвистических игр вы найдете здесь ). Лепку, рисование и аппликации также имеет смысл включить в ваш план интеллектуального воспитания.
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком. Если он совсем маленький, подойдут потешки, народные сказки. С ребенком постарше, вступившим в возраст почемучек, старайтесь находить исчерпывающие объяснения для всего, что его интересует. Поощряйте вопросы на любую тему и сами спрашивайте, побуждая его мыслить, анализировать, обращать внимание на неочевидные вещи.
  • Читайте дошкольнику вслух – это не только развивает кругозор малыша, но и способствует сближению родителей и детей любого возраста.
  • Особое внимание следует уделять физической активности – это стимулирует мыслительные процессы. Чем больше подвижных игр будет у ребенка ежедневно, тем лучше.
  • Полезны для развития сюжетно-ролевые игры, кукольный театр.

Детский психолог Маргарита Корнилова рекомендует:

Чтобы стимулировать интеллектуальное развитие ребенка и подготовить его к школе, родители начинают усиленное умственное развитие малыша: пишут вместе в прописях, решают задачки… Но для детсадовца лучший способ интеллектуального развития – игра. Играйте вместе с ним и чаще оставляйте наедине с самим собой (без гаджетов!). Сначала он поскучает, а затем начнет возводить дом из подушек (для себя или для плюшевого медведя) или поезд из стульев, придумывать сказки, мастерить совершенно невообразимые наряды для себя и кукол, строить целую флотилию из подручных материалов, рыть тоннель и возводить замки в песочнице. Именно в игре у дошкольника закладываются все необходимые навыки, развиваются фантазия, творчество, инициативность и, конечно, интеллект – все то, что понадобится ему в школе и не только.

Воспитание школьников

Что касается интеллектуального воспитания школьников, то здесь роль родителей остается по-прежнему важной. Они не должны самоустраняться, полагая, что раз ребенок пошел в школу, то его умственное развитие теперь прерогатива учителей.

Интеллектуальное воспитание детей в школе: мероприятия, игры

Понятно, что учеба в любом образовательном заведении уже сама по себе имеет целью умственное развитие. Стандартной учебной программы вполне достаточно, чтобы получить необходимый набор знаний и выйти на качественно новый уровень мышления. Тем не менее есть способы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Отметим, что средства и методы интеллектуального воспитания учащихся разного возраста не тождественны друг другу.

Варианты для учеников начальной школы

Варианты для подростков

Работа с подростками отличается от интеллектуального воспитания младших школьников. Полноценное мышление развивается к 14-15 годам, проходя через несколько стадий:

  • сенсомоторного, или наглядно-действенного мышления (к 2 годам);
  • дооперационального, или наглядно-образного мышления (к 7 годам);
  • конкретных операций, или словесно-логического мышления (к 11-12 годам);
  • формальных операций, или абстрактно-логического мышления (к 14-15 годам).

Что же можно предложить подросткам?

  • Как ни банально это звучит, но воспитанию интеллектуальных способностей больше всего помогает вдумчивое изучение предметов школьной программы. Ведь именно они развивают логику (физика, химия, математика), грамотную речь (русский язык, литература), память (история, иностранные языки), воображение (музыка, ИЗО, МХК).
  • Ирина Васильевна Богуславская, педагог индустриально-судостроительного лицея в Санкт-Петербурге проводит такую игру для учащихся (16–20 лет). Они делятся на две команды, ведущий закрепляет самодельный маятник, приводит его в движение и позади него показывает три репродукции картин. Ученики должны посчитать, сколько колебаний совершил прибор, и запомнить содержание картин. После этого три игрока из каждой команды по очереди дают описание одной из репродукций, а четвертый сообщает, сколько раз качнулся маятник. Выигрывает команда, участники которой дали наиболее правильные ответы. По опыту Богуславской, это упражнение развивает произвольное внимание, что положительно сказывается на учебной деятельности подростков и, как следствие, на оценках.
  • Для школьников любого возраста непременное условие интеллектуального воспитания – чтение книг сверх школьной программы. Важное условие: это должны быть не дешевые бульварные издания, а литература хорошего качества, знакомство с которой принесет пользу. Василий Александрович Сухомлинский рассказывал, что педагоги его школы убедились: плохо или медленно соображающим детям для полного усвоения обязательных знаний следует прочитать некий объем дополнительной научно-популярной литературы – не для запоминания, а чтобы активизировать умственную работу, настроить мозг на осмысление и сохранение в памяти основных знаний. Когда Сухомлинский преподавал физику, он давал прочитать неуспевающим ученикам интересные научно-популярные брошюры. В результате дети стали быстрее осмысливать причинно-следственные связи, лучше запоминать информацию. От самостоятельного чтения зависит развитие памяти, абстрактного мышления, уровень интеллектуального воспитания.
  • Одна из форм интеллектуального воспитания подростков – воспитание информационной культуры. Для этого вполне подойдут классные часы. Темы могут охватывать самые разные вопросы в виде цикла: от правил поведения в виртуальном пространстве до умения распознавать фейковую информацию. Здесь стоит исходить из интересов и уровня развития конкретного класса. Кстати, об информационной гигиене и правилах поведения в Сети мы подробно рассказывали в этой статье .

Независимо от возраста

Напоследок отметим, что умственному развитию школьников любого возраста способствуют:

  • викторины и олимпиады различного уровня по школьным дисциплинам;
  • знакомство с биографиями выдающихся ученых, творцов, политических деятелей;
  • участие в опытах, проектах, экспериментах.

Автор: Марина Севастьянова

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности

Обучающихся - одно из условий реализации ФГОС основной школы

Бурцева Альфия Зиннуровна,

учитель русского языка и литературы

Я – учитель. Моя предначертанная миссия на Земле – обучение и воспитание учащихся. Хочется выполнить свою миссию достойно и достигнуть высоких результатов в выбранном поприще, а для этого надо находиться в постоянном творческом поиске, использовать инновационные педагогические технологии в урочное и внеурочное время, так как новое время требует от учителя эффективных подходов в процессе и обучения, и воспитания. Я хочу поделиться опытом работы с учащимися во внеурочное время.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС я понимаю образовательную деятельность, которая осуществляется в формах отличающихся от классно-урочной.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям:

Целью данного направления является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления, привитие интереса к чтению, развитие читательского кругозора, а мероприятия проводятся через такие формы как познавательные беседы, олимпиады, общественный смотр знаний, интеллектуальные клубы, детские исследовательские проекты, школьные и внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, олимпиады, конкурсы и т.п.), экскурсии, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, соревнования, проектная деятельность, клубные и волонтёрские мероприятия.

На лукоморском дубе,

На рыбке золотой

Он показал нам смысл

Он научил нас верить в чудо,

Если даже будет худо.

Он будет вечным, будет жить!

Мы будем им гордиться,

Пока в России Пушкин длится! (Латфуллина Гульназ)

- Самое главное в работе - не работать, а любить работу.

- И глаза смотрели на учителя и поднимали руки.

- У каждой части речи есть свои достатки и недостатки.

- Люди выбирают себе в друзья лучших из населения.

- Устаревшие слова - это слова, которые использовали в прошлом, но сейчас утратившие ректабельность.

- Мама – многофункциональная, т. к. она умела петь, танцевать, рисовать, ходить на руках.

- Местоимения нужны, чтобы не повторяться как попугаи.

-Части речи бывают самостоятельные, служебные и несамостоятельные.

- Жизнь без глаголов – это было бы также нелепо, как лысый медведь в Арктике.

- Ведь у каждой части речи своя особенность, и не будь их, наш язык и наша речь умерли бы, не успев родиться.

- Если у человека нет совести, то она не проснётся.

Члены кружка с большим интересом создавали свои красочные открытки, тематические книжки-малышки с загадками, пословицами, поговорками о животных, птицах, растениях, деревьях, цветах, изготавливали наглядные пособия и раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавали их в дар учителям и ученикам.

1.Алиса, Пьеро, Мальвина. (Дикое животное).

2.Братья, Элиза, крапива. (Кустарник).

3.Вишенка, Чиполлино,кум Тыква. (Часть дома).

4.Герда, Королева,Кай. ( Животное Африки).

5. Дуремар, Тортилла, Базилио. (Кондитерское изделие )

6.Журка, Мартынка,Васька.(Месяц).

7.Заяц, колобок, медведь. (Часть лица).

8.Иванушка, копытце, Алёнушка. (Культурное полевое растение).

9.Крокодил, бабочка, пожар. (Бочка).

10. Ленивица,Рукодельница,нянюшка.(Дерево).

11. Муха-Цокотуха,комар,паук. (Домашнее животное).

12.Тотоша, Кокоша,Мойдодыр.(Нота).

13.Подружки, Снегурочка,костёр. (Осадки ).

14.Фрекен Бок, Малыш, Карлсон (Имя мальчика, которое употребляется в скороговорках).

15.Эльф, ласточка, Дюймовочка(Число).

Цель и задачи: развивать познавательный интерес к литературе, умение грамотно, логично, образно и убедительно говорить; расширять общий кругозор и обогащать речь учащихся; воспитывать культуру речи, любовь к русской литературе, способность работы в команде, чувство коллективизма и сотрудничества, терпимость к различным точкам зрения, уважения к соперникам.

Описание: данная работа предназначена для учащихся 10-11 классов при проведении внеклассных мероприятий.

Правила игры: предварительно класс делится на игроков и болельщиков, победители награждаются книгами, лучший игрок награждается хрустальной совой также определяется лучший вопрос для награждения, вопросы могут подготовить сами старшеклассники, ответ на вопрос игроки должны дать через одну минуту, игроки могут взять помощь болельщиков, дополнительную минуту, дать досрочный ответ, для музыкальной паузы пригласить участника художественной самодеятельности школы, приглашаются гости, из присутствующих учителей выбирается жюри.

Ход мероприятия.

В конкурсе участвуют команды (представление команд).

Прошу капитанов подойти для жеребьёвки, чтобы выяснить, кто первым начинает игру.

I раунд разминка.

II раунд конкурс капитанов.

III раунд художественный.

IV раунд зарубежный.

V раунд поэтический.

VI раунд фольклорный.

VII раунд теоретический.

VIII раунд символический.

IX раунд биографический.

X раунд заключительный.

Общеинтеллектуальное направление базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутри-групповые дискуссии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ДОУ, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления:

Читайте также: