Интеграция учебных дисциплин в школе

Обновлено: 05.07.2024

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.

ВложениеРазмер
statya_otnesena_k_razdelu.docx 17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.

В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в синтезе разных учебных предметов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью всех школьных дисциплин.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.д. внутри отдельных предметов;
  • межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Главными идеями интегративного обучения являются:

  • личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);
  • формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
  • системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
  • проблемность обучения;
  • рефлексия деятельности;
  • -диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).

Цель интегративного образования: формирование целостного видения мира. Внутри интегративного образования можно выделить отдельные технологии:

  • интеграцию;
  • проектные технологии;
  • технологии образования в глобальном информационном сообществе;
  • преподавание крупных систематических учебных курсов на основе Интернета.

При планировании интегрированных уроков учитывается следующее:

  • объединяются блоки знаний, поэтому важно правильно определить главную цель урока;
  • из содержания предметов берутся те сведения, которые необходимы для реализации цели;
  • устанавливается большое количество связей в содержании учебного материала;
  • части интегрированного содержания планируются так, чтобы стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
  • требуются тщательный выбор методов и средств обучения и определение нагрузки учащихся на уроке.

Процесс интеграции требует выполнения определённых условий: объекты исследования совпадают, либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Например, в процессе обучения информатике младших школьников целесообразно организовывать связи между такими предметными областями как русский язык, математика и другие.

Однако не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

Проанализируем положительные и отрицательные стороны интеграции.

  1. Позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности обучения.
  2. Создает оптимальные условия для развития мышления, развивая логичность, гибкость, критичность.
  3. Способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся. Уменьшается многопредметность, расширяются и углубляются межпредметные связи, появляется возможность получить больший объём знаний.
  4. Является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества.

Интегрированный подход требует от учителя повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования.

К отрицательным сторонам можно отнести: увеличение плотности урока, отсутствие детализации, в отдельных случаях, большие временные затраты при подготовке к уроку.

Перечислив положительные и отрицательные аспекты интегрированного обучения можно сделать вывод: несмотря на то, что помимо интеграции существуют другие технологии, позволяющие нашим детям получить образование, совместимое с реальной жизнью. Преимущество интеграции в обучении — это создание предпосылок для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере. Система образования реализует и предъявляет все большие требования к человеку, а в соответствии с этим, и к качеству образования, и задачей учителя является стремление все к большему повышению качества преподавания урока, качества предоставляемых знаний и связи с другими предметами за счет интегрированного обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Киселева Юлия Альбертовна

учитель начальных классов

МОУ гимназия №14 г.

Орехово-Зуево, Московская область

Колычева Галина Юрьевна

канд. филол. наук, доцент

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-

г. Орехово-Зуево, Московская область

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Ключевые слова : интеграция, учебная дисциплина, научная дисциплина, образование, интегративность.

Интеграция предполагает объединение частей в нечто целое. Чем является интеграция для образования? В образовании — это проблема межпредметного синтеза отраслевых научных знаний в учебных дисциплинах.

Однако на общеобразовательном уровне просвещения, в первую очередь в школе, включить все многоотраслевые научные знания в ограниченные по времени учебные программы в том же виде, в каком они существуют в науках, невозможно. Поэтому возникает проблема интеграции с иного ракурса, с позиции – внедрения и существования многоотраслевого научного знания в ограниченном круге учебных дисциплин.

Рассмотрим вторую идею интеграции, более классическую.

Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Что касается современности, то ученики, которые учатся в школе, уже обладают высоким умственным потенциалом, но проблема высокого потенциала заключается в следующем: хорошее владение знаниями - но, неумение применить их в практической плоскости.

Автор одной из статей, которая посвящена изучаемой нами теме, Кузеванова Е.В., также видит одним из эффективных средств решения данной проблемы - интеграцию содержания образования, способствующую формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. [3, 286].

Следует отметить, что именно уровень развития современной науки способствует такому интенсивному развитию общества и учеников. Из этого следует, что именно интеграция знаний, а особенно общественных и естественно- научных, технических, в свою очередь потребует нового подхода к организации учебного процесса. Новый учебный процесс должен быть ориентирован на всеобщую связь и единство окружающего мира.

В данных высказываниях мы можем особенно отметить то, что интеграция не только предполагает взаимовлияние, взаимопроникновение учебных предметов, но и требует нового педагогического подхода – чем и занимается педагогика, разрабатывая инновационные и передовые технологии и подходы.

Интегрированное обучение – это система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным учебным предметам в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира.

Проанализировав литературу по данному вопросу, мы можем отметить более широкое применение понятия интеграции. Под интеграцией в широком смысле понимают процесс становления целостности. Определение интеграции как процесса взаимопроникновения означает не растворение одного в другом, а их единство, то есть сохранение взаимодействующих систем и налаживание между ними взаимных контактов.

В современных реалиях, следует рассматривать интегрированное обучение - как результат решения проблемы, которую мы можем обозначить как - разрозненные и спонтанные уроки, которые в основном осуществляют функции межпредметных отношений.

Интегративно-тематический подход, который мы можем извлечь из теоретического изложения различных педагогических статей, позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана, то есть учесть взаимосвязь естественно-научного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющих рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. При этом учителю необходимо планировать систему уроков.

В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрируемых предметов. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Мы можем сформулировать результат интегрированного обучения, который проявляется в следующем:

– в повышении уровня знаний по предмету,

– в изменении уровня интеллектуальной деятельности,

– в эмоциональном развитии учащихся,

– в росте познавательного интереса школьников,

– во включении учащихся в творческую деятельность.

После прочтения и изучения материала на данную тематику, необходимо отметить, что интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Мы считаем, что в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, так как у ребёнка ещё небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.

Главной особенностью интегрированного урока, на наш взгляд, является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является основным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

В итоге, мы можем отметить, что интегрированный урок – это такой урок, который непосредственно решает задачи перспективной интеграции.

Интегрированный урок – это урок сложного сочетания, единства, он находится в иной плоскости, нежели дисциплины, на основании которых он построен. Также, мы можем говорить и об уровне интегративных процессов. Они определены в данном случае именно тем кругом задач, которые возможно выполнить только благодаря интегрированию. Интеграция – как определенная система в деятельности учителя, исключает статус самоцели, предполагает наличие конкретного результата, к чему в принципе и стремится интегрированный урок.

Список использованной литературы

Коложвари И. Интегрированный курс, как его разработать / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование. – 1999. – № 1/2. – С. 219 – 223.

Коложвари И. Как организовать интегрированный урок? / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование. – 1996. – № 1. – С. 87 – 89.

Кузеванова Е.В. Интеграция учебных дисциплин в начальном образовании / Е.В. Кузеванова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - №3. – С. 286 – 292.

Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П. Г. Кулагин. – М.: Просвещение, 1981. – 95 с.

Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1987

I Этап (1920-1940 г. г.). Процесс интеграции при развитии трудовой школы.

Философ - Дж. Дьюи разработал основную концепцию трудовой школы. Разработанные идеи Дж. Дьюи со временем получили большое признание в России в XX веке. В разработку концепции интеграции Дж. Дьюи большой вклад внесли - Блонский П. П. и Шацкий С. Т. Концепция Блонского П. П. и Шацкого С. Т. была основана на производственной деятельности. По мнению авторов, именно производственная деятельность, является основным фактором интеграции учебного процесса. На основании концепции Дж. Дьюи, Блонский П. П. и Шацкий С. Т. разработали программу комплексного обучения. Комплексный метод являлся одним из первых методов, который стал практическим опытом в организации учебного процесса на интегративной основе.

II Этап. (1950-1970 г. г.). Теория межпредметных связей.

Новый этап развития интеграционного образования начался в России, в период 50-70 г. г. Данным вопросом занимались: Артурова П. Р., Кондакова В. А., Новикова П. Н., Федорова О. Ф. В концепции данных авторов межпредметные связи рассматривались с точки зрения взаимосвязи между предметами и профессионально-техническими знаниями. Основное внимание было направлено на решение задач установления и развития интегративных связей между школьными учебными дисциплинами.

III Этап (1980 г). Интеграция как общенаучный фактор.

Арефьева С. М. отмечает, что интеграцией является средство теоретического синтеза, который используется для получения нового познавательного материала. Она выделила два типа интеграции.

1. Образовательная интеграция.

Данное понятие охватывает все интегрированные процессы, которые происходят в системе образования. К данному типу интеграции относятся :

- создание интегрированных курсов и модулей;

- установление междпредметных и внутрипредметных связей в педагогическом процессе;

- адаптация детей мигрантов;

- социальная интеграция обучающихся.

2. Педагогическая интеграция.

Педагогическая интеграции - это процесс формирования многомерных человеческих ценностей в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности.

ФГОС начального общего образования предполагает развитие ребёнка на основе его индивидуальных особенностей. Одним из способов развития учащегося является применение интеграции в образовании. Интеграция обучения подразумевает создание учебной информации, которая будет коррелировать в соответствии с содержанием учебного материала с целью проведения уроков.

Интегрированным уроком является определённый тип урока, который объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам. Основной характеристикой интегрированного урока является - изучение какого-то одного понятия, темы или явления. Основой интегрированного урока являются :

- ведущая дисциплина, которая выступает интегратором;

- вспомогательная дисциплина, которая способствует расширению и уточнению материала ведущей дисциплины.

Автор, Перевезенцева О. Н. писала, что внедрять интегрированные уроки можно уже в начальных классах. Как пример, автор приводит следующие варианты интегрированных уроков :

1. Математика – литературное чтение.

2. Окружающий мир – информатика.

3. Литературное чтение – изобразительное искусство.

По мнению Перевезенцева О. Н., использование интегрированных уроков способствует развитию у младших школьников творчества, воображения, а также развитию различных видов мыслительной деятельности, а именно: логическое мышление, абстрактное мышление, словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

Педагог и психолог Светловская Н. Н., автор методики проведения интегрированных уроков по математике и природоведению, в своей работе описывала различные методы проведения интегрированных уроков. По мнению Светловской Н. Н. для проведения интегрированных уроков следует использовать следующие методы обучения:

А. Словесные методы. К словесным методам относятся: беседа, рассказ, описание сюжета или картинки, объяснение, работа с учебниками.

Б. Наглядные методы. К наглядным методам относятся: наглядно-иллюстративные материалы, демонстрационные материалы.

В. Практические методы. К практическим методам относится: наблюдение, эксперимент, решение познавательных задач.

Как утверждает Светловская Н. Н., в организации и проведении интегрированных уроков важно учитывать следующие факторы:

а) систематичность проведения данных уроков;

б) заинтересованность учителя в организации уроков данного типа;

в) использование технического оборудования;

г) обсуждение с детьми тем, цели и результатов данного урока.

Таким образом, организация и внедрение интегрированных уроков в процессе обучения младших школьников способствует развитию у них мыслительных операций. Включаясь в интегрированный урок младший школьник учится постигать логические задачи. Именно умение логически и самостоятельно мыслить является важным фактором во всем обучении ребёнка.

Интегрированные уроки имеют множество преимуществ, поскольку в первую очередь использование уроков данного типа позволяет решить общеобразовательные задачи. На основе решения общеобразовательных задач учитель может сформировать у учащихся наиболее целостное восприятие мира.

Применительно к системе обучения интегрированный урок имеет два значения:

1. Интегрированный урок как цель обучения. В данном контексте можно рассматривать, что интегрированный урок позволяет создать у учащихся целостное представление об окружающем мире.

Интегрированный урок так же имеет еще одну немаловажную цель, а именно – способность формировать у учащихся основы целостного представления. Младшему школьнику важно посмотреть на предмет с разных сторон : в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога, живописца, музыканта.

В современной школе использование и внедрение интегрированных уроков происходит по нескольким направлениям:

а) Внутрипредметный интегрированный урок.

б) Межпредметный интегрированный урок.

В данном случае можно говорить о синтезе двух и более дисциплин. Межпредметный интегрированный урок характеризуется в использовании методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Использование межпредметного интегрированного урока позволяет формировать в сознание учащихся целостную картину мира. Что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Поскольку интегрированный урок определяется как система в деятельности учителя, то основным в работе педагога должен быть конечный результат данного обучения. Конечный результат в интегрированных уроках может заключаться в следующем:

1. В повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий.

2. В изменении уровня интеллектуальной деятельности.

3. В эмоциональном развитии учащихся.

4. В росте познавательного интереса учащихся.

5. Во включении учащихся в творческую деятельность.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что интегрированные уроки способствуют расширению кругозора детей младшего школьного возраста. В межпредметных дисциплинах интегрированные уроки способствуют повышению уровня знаний по предметам, эмоциональному и творческому развитию. Возможность использования на интегрированных уроках различных технологий и методов позволяет решать ещё одну не менее важную задачу - здоровьесберегающий подход в обучении. Таким образом, интегрированный урок обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Интеграция, как фактор всестороннего восприятия детей и развития их творчества

Интеграция, как фактор всестороннего восприятия детей и развития их творчества Интеграция как важный принцип осуществления воспитательно - образовательной работы с дошкольниками совершенно необходима. Она позволяет понять.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.

Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма.

Интеграция взаимодействия педагога-психолога и воспитателя по подготовке детей к школе Подготовка детей к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте всегда была и остается востребованной в дошкольной педагогике и психологии.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Роль ИКТ в современной школе на примере суворовского училища Видео РОЛЬ ИКТ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА Гавриловчук Елена Алексеевна преподаватель спецкурса ГОУ «Тираспольское суворовское.

Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции. Сущностью этого принципа является понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах - Концепция и технологии интеграции в образовании

Концепция и технологии интеграции в образовании

образование интеграция учебный синергетика

· Принцип взаимодополняемой естественнонаучной методической традиции и гуманитарных способов познания.

· Синергетический подход: общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных макросистем — физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных.

· Системный подход: интеграция — система систем, результат систематизации более высокого порядка.

· Гносеологический подход: интеграция — это способ и процесс формирования многомерной полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности; это процесс и результат становления целостности (холизма) — единого качества на основе многих других качеств; принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности.

· Герменевтический подход: интеграция — это принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, мероприятий, получение интегративных результатов образования и т.д.

· Деятельностный подход: интеграция — это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач; создание условий для становления у учащихся личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире.

· Информационный подход: интеграция — ведущая тенденция обновления содержания образования — большая науковедческая проблема. Главной задачей здесь является интеграция каналов информационного взаимодействия учащихся с миром в его целостности и многообразии, актуализация природных возможностей многомерного восприятия действительности. Объектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний, система научных понятий; законы, теории, идеи; модели объективных процессов.

В настоящее время в российском образовании имеют место следующие концепции и технологии интеграции на базе общего образования:

-интеграция содержания образования, уменьшение много предметности, укрупнение образовательных областей (концепция В.В. Серикова);

-генерализация содержания учебных предметов (концепция внутри предметной интеграции — В.И. Загвязинский);

-укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев);

-технологии интегрирования учебных предметов (физика + химия — А.И. Гуревич);

-объединение в одних пространственно-временных координатах различных технологий, методов, приемов (концепция синтеза дидактических систем — Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилюк, М.И. Махмутов);

-соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества (концепция интеграции воспитательных сил общества — В.В. Семенов);

-холистическое, целостное образование;

Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах

Традиционное содержание современного школьного образования, и в особенности естественнонаучного, раздроблено, построено по дисциплинарному принципу. Разработанное в рамках технократической парадигмы, оно отражает состояние естественных наук. При этом предпочтения отдаются достижениям классической науки, а неклассическая представлена в них первой третью ХХ в., и практически отсутствуют идеи синергетики, сведения о природе и механизмах самоорганизации и эволюции химических, биологических, социальных, планетарных, космических и других систем.

Дидактика делает пока еще шаги в направлении адаптации идей синергетики в содержание школьного образования. Это позволит наиболее полно проиллюстрировать единство всего сущего, построить единую процессуальную модель мира — синергетическую картину, через призму которой мир предстает перед человечеством как супер иерархия взаимодействующих систем, в которой все — неживая и живая природа, жизнь и творчество человека, общество и культура — взаимосвязано и подчинено единым вселенским законам.

Интегрированием в математике называют действие суммирования, обратное дифференцированию (разделению). В применении к конкретному объекту — содержанию образования, уже дифференцированному в учебном плане школы на 10 образовательных областей и более двух десятков отдельных учебных предметов, операция интегрирования направлена на:

— создание единой картины мира на научной основе;

— ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах;

— взаимосвязь различных предметных систем знаний;

— разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и т.п.

Операция интегрирования в математике дает ответ, допускающий множество конкретных решений. В построении так называемых интегральных образовательных технологий получается также большое разнообразие конкретных решений — моделей, отличающихся теми или иными параметрами.

Интегрированные занятия (уроки). Построение учебного процесса на интегральной основе воплощается не только интегрированными дисциплинами. Интегрированные уроки, получившие широкое распространение в последние годы, чаще всего являются одной из форм обобщения знаний. Они могут проводиться на основе внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырех предметные, урок-погружение, урок -экскурсия, урок -поход, урок -путешествие и т.п.

Интегрированные уроки зачастую служат прямым следствием параллельного изучения родственных предметов (тем), которые как бы выносятся на один урок.

При этом достигается:

— действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;

— выигрыш во временных затратах на усвоение материала;

— у одного из учителей высвобождается время для ведения индивидуальной работы, контроля и т.д.

Модель межпредметных связей

Еще одной моделью интегрирования учебных предметов является временная (по времени) синхронизация программ, которые должны быть построены так, чтобы по интегрируемым предметам в данное время изучались темы, близкие по содержанию или по исторической эпохе или какому-либо другому признаку. Возможна синхронизация и предметов есте-ственнонаучного и гуманитарного циклов.

При синхронизированном параллельном обучении в один и тот же день разными учителями на разных уроках изучаются близкие по содержанию темы. Примеры: параллельное изучение периодического закона по химии и электронной структуры атома по физике или изучение на уроках математики тех математических знаний, которые будут тут же на соседнем уроке применимы при решении задач по физике или химии.

Межпредметные связи (МПС) — взаимная согласованность учебных программ, обусловленная содержанием наук и дидактическими целями. Математическими понятиями проходится оперировать на занятиях по физике, формулируя законы и выводы из тех или иных теоретических предпосылок, преобразуя формулы, решая физические задачи и т.п. Даже на первом этапе изучения физики (VI-VII кл.) учащиеся производят простые алгебраические преобразования, используют знания о пропорциональности величин и функциональной зависимости между ними, о координатах и способах вычерчивания графиков и т.п. Знания по математике применяются на занятиях по химии. Взаимно подкрепляют друг друга курсы физики и химии.

Иногда согласование производится в пределах циклов и не только одного класса (т.е. по горизонтали), но и на протяжении ряда лет (по вертикали).

Межпредметные связи имели особое значение при интеграции предметов, при которой для образования комплексных тем выделялись связанные с ними элементы (дозы, темы, разделы, факты, понятия, законы и т.п.) из различных отраслей знания. МПС могли прослеживаться по времени как сопутствующие, предшествующие, последующие, перспективные, повторяющиеся (концентрические). Направление и путь переноса ЗУН определяло их роль как обеспечивающих или обеспечиваемых, прямых или опосредованных. Наконец, по своему характеру связи могли быть логическими, философскими, гносеологическими, семиотическими.

Межпредметные связи строятся с помощью методов структурно-функционального анализа — исследования явлений как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение.

* Строятся матрицы связей

Еще нагляднее межпредметные связи просматриваются при построении структурно-ориентированных графов. Каждая тема предмета обозначается кружочком с номером, а ее связь с темой другого предмета изображается направленным отрезком прямой.

Учет количества и направлений связей данного элемента позволяет внести изменения и спланировать программное содержание учебных дисциплин, при этом:

— конечные элементы графа, от которых нет обеспечивающих связей — рассматриваются как нецелесообразные;

— элементы с наименьшим количеством связей — преподаются на уровне ознакомления, запоминания, понимания;

— элементы с наибольшим количеством связей — разбираются на уровне применения.

Составляется программа непрерывной подготовки, снабженную МПС, как по обеспечивающим, так и по обеспечиваемым дисциплинам.

Формы осуществления МПС:

— занятия с использованием МПС;

— различные формы внеклассной работы.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: