Инновационная площадка в доу по конструированию

Обновлено: 05.07.2024

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогам новые возможности преподнесения материала.

Инновация – новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

С 2017 года МБДОУ № 220 является участником сетевого взаимодействия федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования" и дошкольных образовательных учреждений города Ростова-на-Дону по апробации парциальной модульной программы "SТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста".

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, "инженерное образование в России нужно вывести на новый более высокий уровень. Для решения данной задачи требуется утверждение STEM-образования в нашей стране. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства".

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ "STEM-ОБРАЗОВАНИЕ"?

Полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой, представляет собой STEM-образование. По сути, это учебный план, который спроектирован на основе идеи обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода.

Современная прогрессивная система в отличие от традиционного обучения представляет собой смешанную среду, которая позволяет на практике продемонстрировать, как данный изучаемый научный метод может быть применен в повседневной жизни. Учащиеся, помимо математики и физики, исследуют робототехнику и программирование. Дети воочию видят применение знаний точных дисциплин.

stem 06

ВАЖНОСТЬ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ

Низкое качество образования в сфере точных наук, недостаточная оснащенность материально-технической базой, плохая мотивация учеников и студентов, – все это является большой проблемой нашей образовательной системы. Однако государство в лице Правительства РФ требует подготовки высококвалифицированных специалистов из самых разных образовательных областей естественных наук в области высших технологий. В связи с этим STEM становится приоритетным направлением. Благодаря его повсеместному внедрению в российское образование, удастся удовлетворить потребность в научно-инженерных кадрах, которые будут играть ведущую роль в развитии технологического процесса и модернизации био- и нанотехнологий в нашей стране.

dim 6661

dsc 3880 0

3 12

ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ STEM-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ

  • Развитие интереса к техническим дисциплинам. Утверждение прогрессивной системы в ДОУ, школах, институтах и других специализированных учреждениях позволит вовлечь учащихся в учебный процесс.
  • Совершенствование навыков критического мышления. Учащиеся и студенты учатся преодолевать нестандартные задачи путем тестирования и проведения различных опытов. Все это позволяет им подготовиться к взрослой жизни, где они могут столкнуться с необычными, нестандартными проблемами.
  • Активация коммуникативных навыков. Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу, ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели, они учатся строить диалог с инструкторами и своими друзьями.

STEM-образование является своеобразным мостом, соединяющим учебный процесс, карьеру и дальнейший профессиональный рост. Инновационная образовательная концепция позволит на профессиональном уровне подготовить детей к технически развитому миру.


муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 "Родничок" Ярославского муниципального района



Муниципальная инновационная площадка по теме:

"Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO- конструирования с применением элементов робототехники"


Государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому, столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

LEGO -конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике,технологии, математике и ИКТ.

Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете реализации ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Анкетирование родителей и беседы с детьми выявили заинтересованность в развитии у детей технического творчества в связи с ускорением технического прогресса и острой востребованностью общества гражданина с техническим мышлением.

В связи с актуальностью данной темы в 2016-2017 учебном году LEGO -конструирование и образовательная робототехника стали одним из приоритетных направлений развития МДОУ. На учебный год в рамках работы над методической темой " LEGO -конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей дошкольного возраста" запланировано пять обучающих семинаров с участием педагогов МДОУ и студентов ЯрПК.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных.

  • Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
  • Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
  • Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
  • Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из

каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.) В LEGO – конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.

Итак, LEGO- конструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.

Педагоги ДОУ, воспитанники, руководители кружков, родители.

Построение системы инновационной работы в ДОУ

направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через LEGO–конструирование и робототехнику

1. Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.

2. Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.

3. Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.

4. Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.

5. Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.

6. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.

7. Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта

2018 – 2019 уч. г.

Перечень основных мероприятий проекта

ü Создание творческой группы по реализации проекта

ü Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию и робототехнике

ü Анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

ü Исследование первичных конструктивных способностей детей

ü Организация материально-технического обеспечения

ü повышение квалификации педагогов по данному направлению

ü Повышение качества образовательного процесса и научно -методической работы в ДОУ

ü Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями

ü Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне

ü Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды

ü Образовательная программа по робототехнике для детей 5-7 лет

  • Обоснование проблемы. Актуальность.

Мир стоит на пороге новой технологической революции, основанной на достижениях кибернетики, которая является одним из направлений развития современной науки, и в частности, робототехники. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, в том числе и к ее образовательной составляющей.

Актуальность LEGO –технологии, робототехники значима и актуальна так как:

  • Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • Позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в режиме игровой деятельности;
  • Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества у детей дошкольного возраста;
  • Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям дошкольного возраста возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию образования в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO -конструкторов.

Постановка и обоснование проблемы проекта

  • Требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением конструкторами LEGO нового поколения, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием конструкторов;
  • Необходимостью создания в ДОУ предметно-развивающей среды, способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников;
  • Требованиями к профессиональной компетентности педагога ДОУ и недостаточным пониманием педагогами ДОУ влияния LEGO- конструирования и робототехники на развитие интеллектуальноличностного развития детей дошкольного возраста.

1.3. Цель проекта

Цель проекта: Построение системы инновационной работы в ДОУ направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через LEGO–конструирование и робототехнику

1.4. Задачи проекта

  1. Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.
  2. Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.
  3. Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.
  4. Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.
  5. Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.
  6. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.
  7. Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.

1.5. Новизна проекта.

Новизна проекта заключается:

- в реализации рабочей программы по развитию конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет;

- в адаптации конструкторов нового поколения

в образовательную деятельность ДОУ для детей дошкольного возраста.

Инновационность предлагаемого проекта будет заключаться в разработке и реализации рабочей программы, реализации системы взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями г. Ивантеевки.

1.6. Принципы реализации проекта.

Принципы реализации проекта: гуманизм, научность, системный подход, перспективность, реальность поставленных целей.

Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение участников образовательного процесса: воспитанники, педагоги детского сада, родители (законные представители)

1.7. Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

  • Повышение качества образовательного процесса и научно - методической работы в ДОУ
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне
  • Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды
  • Образовательная программа по робототехнике для детей 5-7 лет

1.8. Сроки реализации проекта.

Сроки реализации проекта 2018 – 2019г.

2.1. Описание проекта.

Проект предусматривает совершенствование методических подходов обучения робототехники для воспитанников ДОУ, а также организацию и проведение обучающих практических семинаров, мастер-классов для педагогов по использованию конструкторов и робототехнике в образовательном процессе, организацию и проведение различных мероприятий по робототехнике.

Введение робототехники в ДОУ неизбежно изменит картинку восприятия дошкольников. Игры в роботов, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования послужат хорошей почвой для дальнейшего изучения данного направления.

Возможность прикоснуться к неизвестному миру роботов для современного ребёнка является очень мощным стимулом к познанию нового. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

2.2. Основные направления проекта.

  • инновации в управленческой деятельности
  • профессиональное развитие педагогов
  • семинары
  • мастер-классы
  • курсы повышения квалификации
  • укрепление материально –технической базы
  • внедрение робототехники в учебно-воспитательный процесс МБДОУ
  • формирование современной качественной предметно-развивающей среды в МБДОУ

2.3. Механизм реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться поэтапно

Задачи

Действия (наименование мероприятий)

Срок реализации

Полученный (ожидаемый) результат

Этап 1.

Организационно – подготовительный

Январь 2018г

1

Разработать модель формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство

1.Создание творческой группы по реализации проекта;

Определение участников проекта.

Вторая неделя января

1. Издан приказ, разработано и утверждено положение о творческой группе.

обязанности членов творческой группы

-родители (законные представители)

детей старшего дошкольного возраста,

2.Выбор темы, разработка структуры модели внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство ДОУ, составление плана работы проекта

Вторая неделя января

1.Определена тема, составлен план реализации проекта.

2. Создана структура модели и разработана система работы по внедрению LEGO-технологии в образовательное пространство ДОУ

3.Определение возможности внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ:

-изучить, анализировать нормативно-правовые документы и разработать нормативную базу

- анализ методической литературы, наглядно –

дидактических пособий, ресурсов сети

интернет по LEGO-конструированию и

- анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной

- исследование первичных конструктивных способностей детей.

Третья неделя января

2.Создан электронный банк методических, наглядно-дидактических пособий; подобрана литература

3. Разработан план обновления и оснащения развивающей предметно - пространственной среды по

формированию навыков технического творчества дошкольников

5. Выявлены первичные конструктивные способности детей

4.Организация материально-технического обеспечения

-дополнили Центры конструирования

5. Определить механизм внедрения лего-конструирования и робототехники в образовательную деятельность:

- в платные образовательные услуги;

-в режимные моменты;

- в самостоятельную деятельность;

- в кружковую деятельность.

- практический и методический материал;

- планы проведения совместных мероприятий.

Организовать информационное обеспечение

В течение всего проекта

1. Созданы на сайте ДОУ:

2. Составлены буклеты.

2

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ - участников реализации проекта

уровня профессиональной компетентности

детского сада по освоению LEGO-технологий.

2. Организация курсов повышение квалификации педработников; участия в обучающих инновационных семинарах, площадках,

удостоверения, справки педагогов

3.Создать методический центр для педагогов ДОУ.

В течение проекта

План проведения педсовета,

протокол, практический и методический

Организовать работу с родителями воспитанников по освоению Лего-технологии и робототехники.

Определить содержание и формы работы с родителями

В течение проекта

Семейные Техно-проекты; акции; совместные мероприятия.

Этап 2. Практический (реализационный)

Сентябрь - май, 2018 – 2019 года

Реализовать разработанную систему работы (Модель) по формированию навыков технического творчества дошкольников средствами

LEGO- конструирования и образовательной робототехники в ДОУ.

В течение всего периода

Сформированы коммуникативные навыки у детей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, во взаимодействие с семьей воспитанников.

В течение всего периода

1. Повышен познавательный интерес у детей.

3. Интеграция LEGO-конструирования и

робототехники с различными

В течение всего периода

1. Организованы презентации, мастер-классы.

2. Создан электронный банк методических материалов.

5. Повышение профессиональной компетенции

педагогов через различные формы методической

В течение всего периода

6. Разработка методических пособий для работы

с детьми дошкольного возраста по LEGO-

конструированию и робототехнике.

7. Разработка сценариев и проведение

мероприятий (соревнования, выставки и т.д) по

LEGO-конструированию и робототехнике.

В течение всего периода

1. Практические материалы, сценарии, фото и видео материал.

2. Участие в соревнованиях и конкурсах по лего-моделированию и робототехнике

8. Проведение для родителей практико-ориентированных занятий по освоению LEGO-технологии, совместных праздников, акций, семейных проектов.

1. День открытых дверей.

Этап 3. Заключительный (итоговый)

май 2019 года

Обобщение и распространение опыта внедрения и использования Лего-технологии в образовательный процесс.

1. Организация и проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.

Презентация полученных результатов по проекту.

2. Диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер классы для педагогов ДОУ, а так же обучающие семинары с привлечением социальных партнеров.

1. Издание методического пособия для работы с детьми по теме проекта.

3. Итоговый педагогический совет по теме: «Подведение результатов работы учреждения по

Пополнение информационного банка методического материала собранного в ходе работы по проекту

4. Информирование общественности о ходе и результатах работы по проекту

2.6. Краткая аннотация проекта программы.

По итогам реализации проекта, на данный момент, в качестве продукта, разработаны две рабочие программы, по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет, которые могут быть интегрированы в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.

В каждой рабочей программе есть пояснительная записка, в которой представлена информация о её концептуальной основе, содержании и структуре, принципах организации работы с дошкольниками.

Также представлены методические рекомендации по созданию условий для развития детей по направлению проекта: организация предметно-развивающей среды, организация работы с родителями, организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников.

В завершении реализации проекта, для распространения опыта работы мы представим разработки следующих мероприятий:

2.7. Технологические особенности организации образовательного процесса.

При разработке системы работы с воспитанниками мы опираемся на основные принципы современного дошкольного образования, способствующие повышению его качества:

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования воспитанников;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры;

- наглядные (просмотр учебных презентаций, показ образцов деталей и способов действий, рассматривание таблиц, др.);

- словесные (проблемные и поисковые вопросы, инструкции, пояснения, объяснения др.);

- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, физкультурные минутки, др.).

Приёмы организации работы с воспитанниками в рамках проекта:

- наглядные (просмотр обучающих презентаций, рассматривание иллюстраций, схем, таблиц, фотоматериалов, дидактические игры, выставки, личный пример, др.);

- словесные (пословицы¸ загадки, чтение художественной литературы, вопросы, беседы, дискуссии, моделирование ситуаций, др.);

- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, опыты, обыгрывание построек, моделирование ситуаций, конкурсы, др.).

2.8. Оценка эффективности реализации проекта.

Основной целью при реализации проекта является достижение показателей современного качества дошкольного образования в конструктивной деятельности воспитанников 5-7 лет, а также устойчивое функционирование в ДОУ Центра начального технического творчества

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1. Риски при реализации проекта.

  1. Недостаточное финансирование.
  2. Прохождение КПК педагогами (сложно найти бесплатные КПК по данному направлению).

3.2. Эффекты от реализации проекта.

- для воспитанников – повышение доли детей с высоким уровнем готовности к обучению в школе, сформированность у воспитанников устойчивого интереса к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством;

- для родителей воспитанников - показатель удовлетворённости ДОУ родителями вырастет;

- для родителей воспитанников - позитивный имидж ДОУ на рынке образовательных услуг в городе;

- распространение опыта работы педагогов ДОУ по развитию начального технического творчества;

- для работников ДОУ – повышение профессиональной компетентности, профессиональный рост.

3.3. Формы трансляции опыта.

Опыт ДОУ будет распространяться через:

- публикации на сайте ДОУ

- участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

В качестве продукта будут представлены две программы по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования и робототехники, которая может быть интегрирована в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.

Опыт работы ДОУ может быть использован руководящими и педагогическими работниками дошкольного образования, родителями воспитанников.

Читайте также: