Инновационная площадка в доу по конструированию
Обновлено: 05.07.2024
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогам новые возможности преподнесения материала.
Инновация – новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
С 2017 года МБДОУ № 220 является участником сетевого взаимодействия федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования" и дошкольных образовательных учреждений города Ростова-на-Дону по апробации парциальной модульной программы "SТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста".
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, "инженерное образование в России нужно вывести на новый более высокий уровень. Для решения данной задачи требуется утверждение STEM-образования в нашей стране. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства".
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ "STEM-ОБРАЗОВАНИЕ"?
Полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой, представляет собой STEM-образование. По сути, это учебный план, который спроектирован на основе идеи обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода.
Современная прогрессивная система в отличие от традиционного обучения представляет собой смешанную среду, которая позволяет на практике продемонстрировать, как данный изучаемый научный метод может быть применен в повседневной жизни. Учащиеся, помимо математики и физики, исследуют робототехнику и программирование. Дети воочию видят применение знаний точных дисциплин.
ВАЖНОСТЬ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ
Низкое качество образования в сфере точных наук, недостаточная оснащенность материально-технической базой, плохая мотивация учеников и студентов, – все это является большой проблемой нашей образовательной системы. Однако государство в лице Правительства РФ требует подготовки высококвалифицированных специалистов из самых разных образовательных областей естественных наук в области высших технологий. В связи с этим STEM становится приоритетным направлением. Благодаря его повсеместному внедрению в российское образование, удастся удовлетворить потребность в научно-инженерных кадрах, которые будут играть ведущую роль в развитии технологического процесса и модернизации био- и нанотехнологий в нашей стране.
ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ STEM-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ
- Развитие интереса к техническим дисциплинам. Утверждение прогрессивной системы в ДОУ, школах, институтах и других специализированных учреждениях позволит вовлечь учащихся в учебный процесс.
- Совершенствование навыков критического мышления. Учащиеся и студенты учатся преодолевать нестандартные задачи путем тестирования и проведения различных опытов. Все это позволяет им подготовиться к взрослой жизни, где они могут столкнуться с необычными, нестандартными проблемами.
- Активация коммуникативных навыков. Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу, ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели, они учатся строить диалог с инструкторами и своими друзьями.
STEM-образование является своеобразным мостом, соединяющим учебный процесс, карьеру и дальнейший профессиональный рост. Инновационная образовательная концепция позволит на профессиональном уровне подготовить детей к технически развитому миру.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 "Родничок" Ярославского муниципального района
Муниципальная инновационная площадка по теме:
"Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO- конструирования с применением элементов робототехники"
Государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому, столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
LEGO -конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике,технологии, математике и ИКТ.
Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете реализации ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Анкетирование родителей и беседы с детьми выявили заинтересованность в развитии у детей технического творчества в связи с ускорением технического прогресса и острой востребованностью общества гражданина с техническим мышлением.
В связи с актуальностью данной темы в 2016-2017 учебном году LEGO -конструирование и образовательная робототехника стали одним из приоритетных направлений развития МДОУ. На учебный год в рамках работы над методической темой " LEGO -конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей дошкольного возраста" запланировано пять обучающих семинаров с участием педагогов МДОУ и студентов ЯрПК.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных.
- Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
- Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
- Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
- Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из
каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.) В LEGO – конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.
LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.
Итак, LEGO- конструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.
Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.
Педагоги ДОУ, воспитанники, руководители кружков, родители.
Построение системы инновационной работы в ДОУ
направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через LEGO–конструирование и робототехнику
1. Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.
2. Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.
3. Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.
4. Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.
5. Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.
6. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.
7. Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.
Сроки реализации проекта
2018 – 2019 уч. г.
Перечень основных мероприятий проекта
ü Создание творческой группы по реализации проекта
ü Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию и робототехнике
ü Анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
ü Исследование первичных конструктивных способностей детей
ü Организация материально-технического обеспечения
ü повышение квалификации педагогов по данному направлению
ü Повышение качества образовательного процесса и научно -методической работы в ДОУ
ü Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями
ü Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне
ü Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды
ü Образовательная программа по робототехнике для детей 5-7 лет
- Обоснование проблемы. Актуальность.
Мир стоит на пороге новой технологической революции, основанной на достижениях кибернетики, которая является одним из направлений развития современной науки, и в частности, робототехники. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, в том числе и к ее образовательной составляющей.
Актуальность LEGO –технологии, робототехники значима и актуальна так как:
- Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
- Позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в режиме игровой деятельности;
- Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества у детей дошкольного возраста;
- Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям дошкольного возраста возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию образования в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO -конструкторов.
Постановка и обоснование проблемы проекта
- Требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением конструкторами LEGO нового поколения, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием конструкторов;
- Необходимостью создания в ДОУ предметно-развивающей среды, способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников;
- Требованиями к профессиональной компетентности педагога ДОУ и недостаточным пониманием педагогами ДОУ влияния LEGO- конструирования и робототехники на развитие интеллектуальноличностного развития детей дошкольного возраста.
1.3. Цель проекта
Цель проекта: Построение системы инновационной работы в ДОУ направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через LEGO–конструирование и робототехнику
1.4. Задачи проекта
- Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.
- Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.
- Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.
- Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.
- Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.
- Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.
- Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.
1.5. Новизна проекта.
Новизна проекта заключается:
- в реализации рабочей программы по развитию конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет;
- в адаптации конструкторов нового поколения
в образовательную деятельность ДОУ для детей дошкольного возраста.
Инновационность предлагаемого проекта будет заключаться в разработке и реализации рабочей программы, реализации системы взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями г. Ивантеевки.
1.6. Принципы реализации проекта.
Принципы реализации проекта: гуманизм, научность, системный подход, перспективность, реальность поставленных целей.
Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение участников образовательного процесса: воспитанники, педагоги детского сада, родители (законные представители)
1.7. Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
- Повышение качества образовательного процесса и научно - методической работы в ДОУ
- Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями
- Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне
- Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды
- Образовательная программа по робототехнике для детей 5-7 лет
1.8. Сроки реализации проекта.
Сроки реализации проекта 2018 – 2019г.
2.1. Описание проекта.
Проект предусматривает совершенствование методических подходов обучения робототехники для воспитанников ДОУ, а также организацию и проведение обучающих практических семинаров, мастер-классов для педагогов по использованию конструкторов и робототехнике в образовательном процессе, организацию и проведение различных мероприятий по робототехнике.
Введение робототехники в ДОУ неизбежно изменит картинку восприятия дошкольников. Игры в роботов, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования послужат хорошей почвой для дальнейшего изучения данного направления.
Возможность прикоснуться к неизвестному миру роботов для современного ребёнка является очень мощным стимулом к познанию нового. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.
2.2. Основные направления проекта.
- инновации в управленческой деятельности
- профессиональное развитие педагогов
- семинары
- мастер-классы
- курсы повышения квалификации
- укрепление материально –технической базы
- внедрение робототехники в учебно-воспитательный процесс МБДОУ
- формирование современной качественной предметно-развивающей среды в МБДОУ
2.3. Механизм реализации проекта
Реализация проекта будет осуществляться поэтапно
Задачи
Действия (наименование мероприятий)
Срок реализации
Полученный (ожидаемый) результат
Этап 1.
Организационно – подготовительный
Январь 2018г
1
Разработать модель формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство
1.Создание творческой группы по реализации проекта;
Определение участников проекта.
Вторая неделя января
1. Издан приказ, разработано и утверждено положение о творческой группе.
обязанности членов творческой группы
-родители (законные представители)
детей старшего дошкольного возраста,
2.Выбор темы, разработка структуры модели внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство ДОУ, составление плана работы проекта
Вторая неделя января
1.Определена тема, составлен план реализации проекта.
2. Создана структура модели и разработана система работы по внедрению LEGO-технологии в образовательное пространство ДОУ
3.Определение возможности внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ:
-изучить, анализировать нормативно-правовые документы и разработать нормативную базу
- анализ методической литературы, наглядно –
дидактических пособий, ресурсов сети
интернет по LEGO-конструированию и
- анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной
- исследование первичных конструктивных способностей детей.
Третья неделя января
2.Создан электронный банк методических, наглядно-дидактических пособий; подобрана литература
3. Разработан план обновления и оснащения развивающей предметно - пространственной среды по
формированию навыков технического творчества дошкольников
5. Выявлены первичные конструктивные способности детей
4.Организация материально-технического обеспечения
-дополнили Центры конструирования
5. Определить механизм внедрения лего-конструирования и робототехники в образовательную деятельность:
- в платные образовательные услуги;
-в режимные моменты;
- в самостоятельную деятельность;
- в кружковую деятельность.
- практический и методический материал;
- планы проведения совместных мероприятий.
Организовать информационное обеспечение
В течение всего проекта
1. Созданы на сайте ДОУ:
2. Составлены буклеты.
2
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ - участников реализации проекта
уровня профессиональной компетентности
детского сада по освоению LEGO-технологий.
2. Организация курсов повышение квалификации педработников; участия в обучающих инновационных семинарах, площадках,
удостоверения, справки педагогов
3.Создать методический центр для педагогов ДОУ.
В течение проекта
План проведения педсовета,
протокол, практический и методический
Организовать работу с родителями воспитанников по освоению Лего-технологии и робототехники.
Определить содержание и формы работы с родителями
В течение проекта
Семейные Техно-проекты; акции; совместные мероприятия.
Этап 2. Практический (реализационный)
Сентябрь - май, 2018 – 2019 года
Реализовать разработанную систему работы (Модель) по формированию навыков технического творчества дошкольников средствами
LEGO- конструирования и образовательной робототехники в ДОУ.
В течение всего периода
Сформированы коммуникативные навыки у детей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, во взаимодействие с семьей воспитанников.
В течение всего периода
1. Повышен познавательный интерес у детей.
3. Интеграция LEGO-конструирования и
робототехники с различными
В течение всего периода
1. Организованы презентации, мастер-классы.
2. Создан электронный банк методических материалов.
5. Повышение профессиональной компетенции
педагогов через различные формы методической
В течение всего периода
6. Разработка методических пособий для работы
с детьми дошкольного возраста по LEGO-
конструированию и робототехнике.
7. Разработка сценариев и проведение
мероприятий (соревнования, выставки и т.д) по
LEGO-конструированию и робототехнике.
В течение всего периода
1. Практические материалы, сценарии, фото и видео материал.
2. Участие в соревнованиях и конкурсах по лего-моделированию и робототехнике
8. Проведение для родителей практико-ориентированных занятий по освоению LEGO-технологии, совместных праздников, акций, семейных проектов.
1. День открытых дверей.
Этап 3. Заключительный (итоговый)
май 2019 года
Обобщение и распространение опыта внедрения и использования Лего-технологии в образовательный процесс.
1. Организация и проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.
Презентация полученных результатов по проекту.
2. Диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер классы для педагогов ДОУ, а так же обучающие семинары с привлечением социальных партнеров.
1. Издание методического пособия для работы с детьми по теме проекта.
3. Итоговый педагогический совет по теме: «Подведение результатов работы учреждения по
Пополнение информационного банка методического материала собранного в ходе работы по проекту
4. Информирование общественности о ходе и результатах работы по проекту
2.6. Краткая аннотация проекта программы.
По итогам реализации проекта, на данный момент, в качестве продукта, разработаны две рабочие программы, по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет, которые могут быть интегрированы в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.
В каждой рабочей программе есть пояснительная записка, в которой представлена информация о её концептуальной основе, содержании и структуре, принципах организации работы с дошкольниками.
Также представлены методические рекомендации по созданию условий для развития детей по направлению проекта: организация предметно-развивающей среды, организация работы с родителями, организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников.
В завершении реализации проекта, для распространения опыта работы мы представим разработки следующих мероприятий:
2.7. Технологические особенности организации образовательного процесса.
При разработке системы работы с воспитанниками мы опираемся на основные принципы современного дошкольного образования, способствующие повышению его качества:
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования воспитанников;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры;
- наглядные (просмотр учебных презентаций, показ образцов деталей и способов действий, рассматривание таблиц, др.);
- словесные (проблемные и поисковые вопросы, инструкции, пояснения, объяснения др.);
- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, физкультурные минутки, др.).
Приёмы организации работы с воспитанниками в рамках проекта:
- наглядные (просмотр обучающих презентаций, рассматривание иллюстраций, схем, таблиц, фотоматериалов, дидактические игры, выставки, личный пример, др.);
- словесные (пословицы¸ загадки, чтение художественной литературы, вопросы, беседы, дискуссии, моделирование ситуаций, др.);
- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, опыты, обыгрывание построек, моделирование ситуаций, конкурсы, др.).
2.8. Оценка эффективности реализации проекта.
Основной целью при реализации проекта является достижение показателей современного качества дошкольного образования в конструктивной деятельности воспитанников 5-7 лет, а также устойчивое функционирование в ДОУ Центра начального технического творчества
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Риски при реализации проекта.
- Недостаточное финансирование.
- Прохождение КПК педагогами (сложно найти бесплатные КПК по данному направлению).
3.2. Эффекты от реализации проекта.
- для воспитанников – повышение доли детей с высоким уровнем готовности к обучению в школе, сформированность у воспитанников устойчивого интереса к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством;
- для родителей воспитанников - показатель удовлетворённости ДОУ родителями вырастет;
- для родителей воспитанников - позитивный имидж ДОУ на рынке образовательных услуг в городе;
- распространение опыта работы педагогов ДОУ по развитию начального технического творчества;
- для работников ДОУ – повышение профессиональной компетентности, профессиональный рост.
3.3. Формы трансляции опыта.
Опыт ДОУ будет распространяться через:
- публикации на сайте ДОУ
- участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.
В качестве продукта будут представлены две программы по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования и робототехники, которая может быть интегрирована в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.
Опыт работы ДОУ может быть использован руководящими и педагогическими работниками дошкольного образования, родителями воспитанников.
Читайте также: