Инновации в преподавании русского языка в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • формирование ключевых компетентностей учащихся.
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  • тщательный отбор материала и способов его подачи.
  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • технология “Метод проектов”;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на уроке;
  • информационные технологии.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

10) ключевые термины;

11) перепутанные логические цепочки;

12) дидактическая игры;

13) лингвистические карты;

14) лингвистические задачи;

15) исследование текста;

16) работа с тестами;

17) задания поискового характера;

18) нетрадиционные формы домашнего задания.

Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.

Для учебных проектов важно:

1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;

2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

6) осуществить практическое выполнение плана проекта;

7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием применяю в своей работе.

Подсчитано, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант-кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с “вагоновожатым”. Другое действенное средство - это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: это и и задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное бюро” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

- лингвистическое исследование текста;

-подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;

- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;

- инсценировка художественного произведения;

- исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

- письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Болевая точка любого урока – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.


Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростков к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков, использование инновационных технологий. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителя стали вводить в практику школ новых технологий.

В педагогической практике действует уже более 50 видов новых технологий. Уроки с использованием таких технологий увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку.

Учителя, использующие инновационные технологии, считают своей главной целью пробуждение у учащихся интереса к уроку и предмету. В этих целях они стараются разнообразить формы и методы обучения, тщательно подбирают занимательный дополнительный материал к уроку, технические и художественные средства, морально поощряют малейшие усилия и успехи учеников. Для этого хороши все средства — и интересный рассказ, и введение в урок элементов состязательности, и яркие иллюстрации, и костюмы героев из знакомых сказок, и подбор проблемных заданий и другие.

Содержание программного материала по русскому языку позволяет очень много уроков с использованием инновационных технологий.

Перечислить все многообразие технологий, наверное, невозможно, так как творчески работающий учитель каждый раз открывает для себя и своих учеников все новые и новые конструкции. Мы выделили наиболее часто встречающиеся в начальной школе технологии: игровые, модульные, проектно-исследовательские, уровневой дифференциации.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благоприятное влияние на формирование детской души, развитие умственных способностей. В игре растущий человек познает жизнь. В последние годы появляются новые игровые технологии: ролевая игра, дидактическая сказка, игра по типу телевизионных передач.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Ученые считают, что игра развивает внутреннюю речь и логику. Ведь ученику на таком уровне приходится часто выбирать совершать из множества операций одну, по его мнению, наиболее целесообразную. Содействуя умственному развитию учащихся, урок-игра побуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера

XXI век — век научно-технического прогресса. Практически все школы на уроках используют компьютерные технологии и специально разработанные обучающие программы по предметам. Такая работа может проводиться и на уроках русского языка в начальной школе (при условии, разумеется, наличия специального оборудования и имеющихся у детей навыков работы с компьютером).

Компьютерную форму урока можно отнести к одному из вариантов интегрированного урока. Возможна, конечно, интеграция уроков русского языка и с другими учебными предметами.

Содержание и формы проведения такого урока особо окрашиваются использованием межпредметных связей. Они становятся как бы доминантой организации учебной деятельности учащихся. На уроке происходит процесс объединения, сближения и связи нескольких школьных предметов в один урок. Это стимулирует познавательную деятельность учащихся

Модульная технология обучения объединила в себе то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Идея активности ученика, четкость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности пришли в модульное обучение из программированного. Кибернетический подход обогатился идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Кроме того, используется рефлексивный подход к процессу обучения. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения — все это объединено в основах модульного обучения

Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности (в зависимости от уровня развития детей) могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Конечно, полностью использовать модульную технологию в начальных классах нельзя, так как младшие школьники еще не владеют приемами самообучения, у них не сформированы навыки самоконтроля, учащиеся не умеют работать с книгой самостоятельно. Но адаптировать данную технологию к этому возрасту можно.

В результате такой деятельности по технологии модульного обучения у учеников сформируются умения: а) работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму; б) оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля, взаимоконтроля, а самое главное — формируются навыки учебного, делового общения. Умение слушать и слышать, не быть равнодушным к получению знаний — вот то важное, что необходимо при соблюдении преемственности в обучении при переходе из младшего звена в среднее

В последние годы в начальной школе, в том числе и на уроках русского языка, применяются проектные (исследовательские) технологи, или метод проектов. Некоторые ученые разграничивают эти технологии.

При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения [8].

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Как отмечает Т. М. Давыденко, проектная технология предполагает:

– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

– самостоятельную деятельность ученика;

– структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

– учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

– приобретает коммуникативные навыки и умения;

– овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения [6].

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

3) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

4) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах [7].

Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому строится педагогический процесс как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Таким образом, инновационные технологии способствуют заинтересованности детей, пробуждают их интерес к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в необычной, игровой форме, более прочно усваивается детьми, позволяет учиться языку с удовольствием, не утомляясь от обилия информации.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, модульное обучение, начальная школа, русский язык, урок, проектная технология, уровневая дифференциация, учебный процесс, необходимая информация, проектное обучение.

Похожие статьи

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

метод проектов, модульное обучение, начальная школа, урок, русский язык, уровневая дифференциация, учебный процесс, проектная технология, необходимая информация, проектное обучение.

Использование технологии проектного обучения на уроках.

Ключевые слова: технология проектного обучения, метод проектов, проектная технология, начальная школа, работа над темой проекта, эффективность технологии проектного обучения. Технология проектного обучения — это технология.

Использование метода проектов на уроке технологии

Технология трудовое обучение 1–4 классы, 5–11 классы.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс.

Технология дифференцированного обучения на уроках.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации — обучение

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, работа, задание, групповая работа, дифференцированный подход, начальная школа, урок, учащийся, учебный процесс.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор.

Здесь нет возможности дать развернутую характеристику и обосновать необходимость уровневого обучения.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения.

Применение инновационных технологий на уроках русского.

русский язык, проблемное обучение, познавательный интерес, урок, умение, процесс обучения, проектная деятельность, проблемная ситуация, положительная мотивация, учебная деятельность.

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно.

Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, метод проектов, групповой метод работы, проектная технология. На сегодняшний день образование направлено на подготовку человека для реальной жизни и деятельности.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных. проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа.

Проектная технология в системе обучения английскому языку

Необходим поиск инновационных методов, передовых технологий обучения языкам.

- технология уровневой дифференциации (ТУД), ориентированная на обучение в малых группах соответственно языковому уровню студентов

Похожие статьи

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

метод проектов, модульное обучение, начальная школа, урок, русский язык, уровневая дифференциация, учебный процесс, проектная технология, необходимая информация, проектное обучение.

Использование технологии проектного обучения на уроках.

Ключевые слова: технология проектного обучения, метод проектов, проектная технология, начальная школа, работа над темой проекта, эффективность технологии проектного обучения. Технология проектного обучения — это технология.

Использование метода проектов на уроке технологии

Технология трудовое обучение 1–4 классы, 5–11 классы.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс.

Технология дифференцированного обучения на уроках.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации — обучение

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, работа, задание, групповая работа, дифференцированный подход, начальная школа, урок, учащийся, учебный процесс.

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор.

Здесь нет возможности дать развернутую характеристику и обосновать необходимость уровневого обучения.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения.

Применение инновационных технологий на уроках русского.

русский язык, проблемное обучение, познавательный интерес, урок, умение, процесс обучения, проектная деятельность, проблемная ситуация, положительная мотивация, учебная деятельность.

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно.

Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, метод проектов, групповой метод работы, проектная технология. На сегодняшний день образование направлено на подготовку человека для реальной жизни и деятельности.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных. проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа.

Проектная технология в системе обучения английскому языку

Необходим поиск инновационных методов, передовых технологий обучения языкам.

- технология уровневой дифференциации (ТУД), ориентированная на обучение в малых группах соответственно языковому уровню студентов


Причины ошибок невнимательность, рассеянность, поспешность; отсутствие орфографической зоркости (не видят орфограммы); орфограмму видят, но ошибочно её определяют; не понимают значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста; работают медленно, не успевают применять свои знания.

Причины ошибок

Виды заданий на уроках русского языка в начальных классах

Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные ( мосты, река, столы ).

Подбери к данным словам слова с безударной гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных ( Косы – к…са, норы – н…ора, страны – стр…на ).

Виды заданий на уроках русского языка в начальных классах Задание 3. Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написание. Задание 4. Среди данных слов ( гора, горы, гористая ) найди проверяемое и проверочное слова.

Виды заданий на уроках русского языка в начальных классах

Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написание.

Среди данных слов ( гора, горы, гористая ) найди проверяемое и проверочное слова.

Виды заданий на уроках русского языка в начальных классах

Найди в словах коза и коса орфограмму. Докажи, как её проверить.

Виды заданий на уроках русского языка в начальных классах

Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную Е (Потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная Е).

проговариваю АЛГОРИТМ определяю орфограмму вспоминаю правило применяю его пишу

проговариваю

определяю орфограмму

вспоминаю правило

применяю его

 Инновационные технологии: - стимулируют у учащихся процесс познания нового; - формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений; - порождают стремление к самостоятельной деятельности; - формируют устойчивое внимание к предмету.

- стимулируют у учащихся процесс познания нового;

- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений;

- порождают стремление к самостоятельной деятельности;

- формируют устойчивое внимание к предмету.


-75%

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Нам хочется, чтобы ученик обучался добровольно, самостоятельно и творчески. Этого можно добиться, если ввести в учебный процесс активные формы и способы работы.

Новация – это все новое.

Инновация – это новый способ в работе.

Проблема педагогики, как повысить эффективность обучения, всегда актуальна.

Канарская О.В., доктор педагогических наук, профессор создала модель инновационной методики, в соответствии с которой обучение русскому языку осуществляется на основе развития эмоций (в том числе радости открытия, радости познания, интеллектуальных эмоций). Ведь несомненно, что запоминается дольше то, что пережито эмоционально.

Инновационное обучение определяется как обучение нового типа, построенное на активизации эмоциональной сферы ученика. Организация инновационного обучения обеспечивает формирование положительной мотивации через предвосхищение результата учения школьником, позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности и перевести учебную деятельность на продуктивно-творческий уровень.

В инновационном обучении происходит усвоение знаний и умений и опыта мышления на базе подкрепления рационального эмоциональным. Активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер психики ребенка обеспечивается включением его эмоциональных сфер, что ведет за собой обязательное участие в учебном процессе. ( При проблемном обучении не все включаются в работу).

Инновационный подход в обучении.

Это поиск резервов в недостаточно востребованной эмоциональной сфере учащегося, которые позволят как включить в активную деятельность, так и успешное в ней участие. А успешным оно будет тогда, когда каждый обучаемый получит возможность удовлетворить возникший учебный интерес, добиться положительного результата, когда организация изучаемого материала на уроке позволит ученику преодолеть интеллектуальные затруднения и на положительно эмоциональном фоне восполнить недостаточность знаний для умственного действия.

Цели инновационной методики:

1. Создать предвосхищение результата (тайна)

2. Обеспечить активное участие каждого ученика в работе

3. Опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

4. Опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;

5. Опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

6. Развитие ребенка до уровня продуктивного творчества.

Инновационная технология обеспечивает:

1. поисковую активность учащихся

2. добровольную учебу в творческом режиме

В основе технологии лежит организационная сторона (особый способ организации и преподнесения материала) – метафоризация (иносказательное образное представления языка и форма урока – дидактическая игра). Материально-дидактическая сторона- инновационная наглядность : рисунки, опорные сигналы, опорные конспекты, тексты с прозрачным ассоциативным рядом. Структурная сторона- алгоритм творческого учения.

В этой технологии все частное усваивается как элемент системы. Ученик движется самостоятельно от наблюдений, во время которого получает возможность открывать и присваивать знания, к умению самостоятельно создавать продукты ученического творчества.

Практическая значимость ТЕХНОЛОГИИ состоит в том, что:

- разработана система обучения, направленная на формирование положительной мотивации при инновационном подходе к изучению русского языка;

- расширены возможности методического арсенала учителей: предложена система инновационных упражнений; методика применения средств зрительной наглядности дополнена инновационными дидактическими средствами;

- установлена вариативность инновационной методики обучения русскому языку, которая может быть применена в школах и классах разного типа (5 - 9 классах средней школы, лицея, гимназии; педклассах, гуманитарных классах и пр.) для реализации различных образовательных программ: базовых, углубленного и повышенного уровня, специально-профильных, для одаренных и ослабленных детей, для детей с личностными проблемами;

- разработаны обучающие компьютерные программы (поисково-технологическая модель) по предмету "русский язык", построенные на принципах инновационного обучения, и осуществлен перенос инновационного подхода на предметы начальной школы и ряд предметов гуманитарного и естественного циклов.

В основу предъявления содержанияположен принцип дидактической метафоризации лингвистических сведений.

Важное свойство метафоры - семантическая инновация - проявляется в переносе лингвистического содержания в новую форму. В качестве метафорической формы "презентации" учебного материала выбрана "Лингвистическая вселенная", позволившая образно "закодировать" школьную программу изучения русского языка и развития речи с целью формирования учебной мотивации.

Выбранная форма позволила в качестве учебного средства наглядности предложить разработанный с учетом целей исследования Лингвистический атлас, в котором представлены все уровни языка, отобраны основные лингвистические понятия, отражающие ведущие характеристики языковых явлений, рассматриваемых на этапах ввода в процесс обучения.

Таким образом Лингвистическая Вселенная - система понятий, которая отражает язык как системный объект, а Лингвистический атлас -система понятий, которая отражает структуру школьного курса русского языка, то есть составляющие его лингвистические разделы, их расположение, взаимопроникновение.

Методы инновационного обучения русскому языку:

- метод проблемной наглядности,

- метод лингвистической аллюзии,

- метод активизации ассоциативных связей;

Приемы работы на уроках русского языка:

- прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.

- прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.

Организационная сторонаинновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:

- в способе метафоризации лингвистических сведений (на уроке дидактической игре),

- в способе инновационного развития речи (на уроке-исследовании).

Таким образом, организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование

Материально-дидактическая сторона инновационной технологии связана с новой функцией лингвистической наглядности, обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций, и с опорой на специально организованную работу со словесными ассоциациями. При этом материально-дидактическая сторона инновационной технологии включает главное понятие -инновационная опора (лингвистическая метафора-образ и текст с "прозрачным" ассоциативным рядом) - и результаты ее трансформации: схема-опора, рисунок (картина)-опора, крок, компакт, учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сетка текста и др. При такой организации инновационная опора, "провоцирующая" ученика на учебное действие, на "расшифровку" системно-структурной модели в режиме продуктивного творчества, выступает ориентировочной основой умственного действия.

Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается:

  • использованием различных источников добывания знаний (инновационная наглядность, тексты с "прозрачным" ассоциативным рядом),
  • видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя или сопровождают его),
  • логикой познавательного процесса (индукция сопровождает дедукцию),
  • учетом психологии познавательного процесса, опирающегося на механизмы творческой деятельности (анализ через синтез, ассоциативный и эвристический, связь эмоционального и рационального).

Урок-исследование- средство организации познавательной продуктивно-творческой деятельности учащихся введено с целью развития речи и построено на использовании текстов с "прозрачным" ассоциативным рядом и приемов инновационного обучения.

Дидактическая игра- средство организации познавательной продуктивно-творческой деятельности учащихся, направленное на вовлечение каждого ученика как субъекта деятельности в творческий коммуникативно-познавательный процесс, в котором происходит его интеллектуально-эмоциональное развитие и реализация индивидуальных возможностей и способностей.

Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта.

схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.

Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. При инновационном изучении русского языка с 5-го класса, начиная с 6-го класса, может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия.

Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.

Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними.

Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п.

Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения- лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика.

Мы считаем допустимым называть опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанных учителем.

Лингвистическая метафоризация построена на идее космического путешествия, работе с Атласом - сборником главных объектов Лингвистической вселенной. 8 игре участвует искусственный объект -межпланетная станция "Логос-текстум" (Logos-textum). Телескоп-логоскоп, "установленный" на ее борту и "направляемый" на различные объекты вселенной, дает более детальное их увеличение.

Образные опоры- средство обобщенного моделирования, наглядного изображения лингвистического материала - в инновационном обучении выступают и как стимулы речевого развития учащихся.

Играво Вселенную русского языка(автор Канарская О. В.)

Такая работа, конечно, невозможна без наглядности. Обычно используются опоры-схемы или учебные картинки. Наглядность дает возможность управлять познавательной деятельностью ученика, воздействуя на эмоции, фиксировать внимание на общих и частных вопросах темы, при необходимости увеличивая изображение наблюдаемого объекта, обращая внимание на его основные характеристики. Учебные картинки и схемы могут быть превращены в наброски маршрутов проделанных путешествий, восстанавливаемых в памяти. Такой подход обеспечивает системное усвоение материала (ученики видят состав учебного материала, осознают его элементы, функции и т. п.) Он позволяет активизировать память, эмоции, воображение, показать, что русский язык обозрим, интересен и познаваем. Рисунки-опоры создаются так, что языковая система предстает перед учеником как целостная структура, которую он изучает с точки зрения устройства и как средство общения.

Читайте также: