Информация для стенда дефектолога в школе
Обновлено: 05.07.2024
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (работает с детьми с недостатками умственного развития), тифлопедагог (работает с детьми с недостатками зрения), логопед (работает с детьми с речевыми нарушениями).
Содержание работы содержится в задачах.
- Работа начинается с диагностики. Диагностика осуществляется по запросу педагогов и родителей.
- На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
- Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий.
- А так же консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам.
Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений.
Основными из которых являются следующие:
Основным направлением которого является развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений и т.д.
Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.
Как известно, у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы. У них, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.
Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению, у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. Занятия таковы, что прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма, чем и занимается учитель, а так же и развитием пространственных представлений у ребенка, чем и занимается дефектолог.
Предлагается материал, который можно разместить в уголке дефектолога для родителей.
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_defektologa.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание наглядной информации в уголках для родителей
(информация дополняется один раз в месяц и раз в квартал меняется основная тема. Необходимо соблюдать следующие принципы: актуальность, возрастной, динамичность, сезонность, краткость, четкость. В инф.
Информация для "Уголка здоровья" в ДОУ " Профилактика гриппа в детском саду"
Информация для "Уголка здоровья" в ДОУ " Профилактика гриппа в детском саду".
Информация для "Уголка психолога" в ДОУ "Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?"
Информация для "Уголка психолога" в ДОУ "Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?".
Консультация для педагогов " Содержание наглядной информации в уголке для родителей"
Консультация для педагогов " Содержание наглядной информации в уголке для родителей".
Информация для "Уголка здоровья" в ДОУ "Как правильно оказать первую медицинскую помощь"
Консультация для родителей и педагогов "Как правильно оказать первую медицинскую помощь".
Информация для "Уголка психолога" в ДОУ Консультация для родителей "Аутизм. Что делать?"
Информация для "Уголка психолога" в ДОУ Консультация для родителей "Аутизм. Что делать?".
Многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь.
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А также он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей. Какие проблемы выявляют и решают дефектологи?
Это прежде всего:
дети с нарушением зрения (слепые, cлабовидящие );дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);дети с нарушением речи; дети с диагнозом ранний детский аутизм; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и дети с детским церебральным параличом;дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с неврологическими заболеваниями.К категории детей с особенными потребностями относятся и одаренные дети. Специалисты - дефектологи работают с детьми с особенными потребностями. И главная задача дефектологов раннее выявление таких детей, оказание им психолого-медико-педагогической консультации, коррекционной помощи, определение адекватных условий для воспитания и обучения таких детей. Специалисты, которые занимаются детьми с особенными потребностями.
- с детьми, у которых есть нарушение зрения (слепые, cлабовидящие)-дефектологи - тифлопедагоги,
- с нарушением слуха (глухие, слабослышащие) - сурдопедагоги,
- с нарушением речи – логопеды,
-с нарушением интеллекта - олигофренопедагоги,
- с нарушением психики – психиатры.
И вот исходя из этого в психолого-медико-педагогической консультации работают такие специалисты: заведующая – дефектолог, психиатр, олигофренопедагог, логопед, практический психолог.
Да, Ваши дети особенные, Ваши дети самые лучшие и это действительно так, если к ним найти индивидуальный подход, разработать для них коррекционную программу, проводить периодически медицинское обследование и лечение (по показаниям врача).
Главное, чтобы у родителей и специалистов, которые работают с ребенком, были доверительные отношения, взаимопонимание и тогда успехов Вашему ребенку не избежать.
Вывод: прислушивайтесь к советам специалистов, не запускайте детские проблемы, ведь они, как и болезнь, не проходят сами по себе, лучше предупредить проблему чем потом ее лечить, делайте все вовремя.
Какие проблемы выявляют и решают дефектологи?
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).
С чего начинается работа учителя – дефектолога?
1.Работа дефектолога начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей.
2.Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скорректировать нарушение.
3.На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
4.Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
5.Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
6. Идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам
Цель работы дефектолога - коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений, основными из которых являются следующие:
Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Учитель-дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а также и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог)
Кабинет дефектолога - это некая сказка, куда попадают дети.
Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают, как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.
1. Познавательные раскраски
На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.
2. Работа с фланелеграфом.
На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.
3. Работа с песком.
Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.
4. Работа с прищепками.
С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, лексика.
Вывод: каждый родитель должен изменить свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и позволить своему ребенку посещать такие интересные и увлекательные занятия.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Оценить 3114 0
ФИО Кирсанова Наталья Станиславовна
Место работы МБОУ СОШ № 12 города Смоленска
Должность учитель-дефектолог
Название Стендовая информация для родителей от учителя-дефектолога классов охраны зрения
ИНФОРМАЦИЯ ОТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КЛАССОВ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Через глаза человек получает 90% информации из внешней среды. Благодаря зрению организм новорожденного быстро приспосабливается к внешним условиям. Глаз является важнейшим звеном сложной и мощной цепи в организме, называемой оптико-вегетативной. Если у новорождённого нет зрения, то могут нарушаться все процессы роста, развития и жизнедеятельности организма, сильно изменяться приспособляемость к окружающим условиям.
Без преувеличения можно сказать, что глаза нужны не только для того, чтобы видеть, но и чтобы жить. Вот почему взрослые должны проявлять исключительную заботу об охране зрения детей. Примерно 20% детей страдают слабовидением. Поэтому снижение заболеваемости у них – забота не только органов учреждений здравоохранения, но и прежде всего родителей. С состоянием зрения тесно связаны возможности обучения детей и вся их последующая трудовая деятельность. При поступлении в школу дети с нарушением зрения не знают ряда простых вещей. Они хуже рисуют и не умеют рассказывать о хорошо знакомых другим детям предметах и явлениях.
Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировки на своём теле, рабочей поверхности, в пространстве, поэтому так важна для детей с нарушениями зрения помощь специалистов, в первую очередь, дефектолога.
ИНФОРМАЦИЯ ОТ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА КЛАССОВ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ РЕБЁНКА?
Этот вопрос интересует многих родителей.
В жизни человека зрение имеет огромное значение. С его помощью мы получаем большую часть информации о внешнем мире. Так как интенсивное развитие органов зрения происходит в первые годы жизни и в этот период глаза особенно подвержены воздействию неблагоприятных факторов, охрана зрения должна начинаться как можно раньше. В этом важном вопросе большая роль принадлежит родителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Уже с раннего возраста надо следить, чтобы ребёнок чрезмерно не напрягал зрение. Для этого не рекомендуется подносить близко к лицу ребёнка игрушки или другие предметы, низко наклоняться к нему, так как это вызывает резкое сведение глазных яблок к носу, что может способствовать развитию близорукости и косоглазия.
БЛИЗОРУКОСТЬ – один из распространённых дефектов зрения у детей. Раньше этот недостаток зрения выявлялся обычно у детей школьного возраста. В настоящее же время близорукость нередко обнаруживается у дошкольников.
Всё, что утомляет глаза способствует развитию близорукости. Что можно сделать в целях профилактики близорукости?
Прежде всего необходимо обратить самое серьёзное внимание на условия, в которых ребёнок занимается: пишет, читает, рисует, лепит, рассматривает картинки. Так как дневной свет наиболее благоприятен для зрения, стол , за которым занимается ребёнок, должен стоять возле окна.
При этом необходимо следить, чтобы стёкла были чистые, на подоконниках не стояли высокие ветвистые цветы, вазы и другие предметы, которые могут мешать поступлению дневного света. Начиная с дошкольного возраста, очень важно научить ребёнка правильно сидеть за столом. Оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради – 30 см.
Для сохранения хорошего зрения очень важно зрительную работу чередовать с отдыхом.
Большое значение для сохранения зрения имеют и такие на первый взгляд мелочи: хорошая бумага, на которой ребёнок рисует. Старые потрёпанные книги, с пожелтевшими листами, мелким шрифтом ребёнку давать не следует. Вредным для глаз является частый и длительный просмотр телевизионных передач.
Родители должны уделять серьёзное внимание предупреждению детского глазного травматизма. Детей необходимо научить правильно пользоваться острыми предметами, следить за тем чтобы эти предметы использовались ими по назначению, а не превращались в игрушки. Практика показывает, что травмы глаз чаще происходят у детей, оставленных взрослыми без присмотра.
Надо всегда следить за тем, с чем играют дети, что находится у них в руках.
Часто, особенно во время игры на улице, детям попадают в глаза соринки. Если такое случилось и соринка не удалилась со слезой, можно попробовать осторожно вымыть соринку тонкой струйкой кипячённой воды.
Помимо соблюдения отмеченных мер по охране зрения, необходимо в целях раннего и своевременного выявления дефектов зрения периодически показывать ребёнка окулисту.
C уважением, учитель – дефектолог.
ИНФОРМАЦИЯ ОТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КЛАССОВ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
КАК НОСИТЬ ОЧКИ
Многим детям, чтобы нормально видеть или для коррекции зрения, нужно носить очки, но не все дети это охотно делают.
Чтобы дети примирились с очками, родители должны побеседовать о том:
- как ясно и отчётливо они видят, когда надевают очки. Что у каждого из нас есть какой-нибудь недостаток. У некоторых детей плоскостопие, и им приходится носить обувь со специальными вкладышами, у других болят зубы, и они вынуждены посещать зубного врача, чтобы ставить пломбы. В конце концов носить очки не так уж плохо. Выйдя на улицу мы видим, что многие носят очки;
- что с очками надо обращаться бережно, ведь хорошие очки стоят дорого, и нужно стараться их не разбить;
- обратить внимание детей, чтобы они не оставляли очки где попало: ведь даже самые прочные могут сломаться от плохого обращения;
- чтобы не носили очки в кармане брюк или платья, ведь оправа может прогнуться или сломаться или можно случайно сесть или упасть на очки и раздавить стёкла;
- когда дети снимают очки, лучше класть их в нагрудный карман рубашки или куртки. Хранить очки лучше и надёжнее в жёстком очёчнике;
- нужно снимать очки, когда дети играют в подвижные игры. Когда они снимают очки, чтобы клали их на стол стёклами вверх, чтобы они не поцарапались;
- обратить внимание детей на то, что очки регулярно надо мыть, грязь на очках мешает хорошо видеть и приходиться постоянно напрягать зрение;
- спрашивайте у детей хорошо ли они видят в очках, если плохо, нужно обратиться к окулисту.
C уважением учитель – дефектолог.
Развитие ручной умелости
Это предполагает и усвоение определённых знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма.
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму в школе будет облегченно. Ранее усвоенные навыки и умения ребёнок применит к новой для него деятельности.
РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ до поступления в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока, различный природный материал (шишки, желуди и т.д.).
В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом, развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.
По мере того, как ребёнок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, его рука становится более умелой, а движения – более уверенными, свободными, легкими. Ребёнок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что также нужно при письме. Очень важно, чтобы при рисовании ребёнок правильно держал карандаш и кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, спокойно, не сгибая карандаш или кисть в пальцах слишком сильно), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом, тогда и при письме ребёнок быстро привыкает выполнять эти требования.
Очень важно, чтобы ребёнок умел производить равномерные, ритмичные, плавные движения. Для отработки плавных движений руки очень полезно рисовать разные виды завитков: разной величины, разной направленности. Очень полезна работа с трафаретами (контуры рыб, птиц, разных животных) с последующей заштриховкой.
Таким образом, правильные технические навыки и умения нужно формировать систематически и последовательно.
Читайте также: