Информационная карта инновационного опыта доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Информационная карта инновационного (передового)

педагогического опыта.

Гаркавцева Елена Михайловна

Образование

Рыльское педагогическое училище Курской области

Диплом СБ №0571161, 26.06.1998г.

ФГБОУ ВО «Курский государственный

подготовки 44.03.03. Специальное

(дефектологическое) образование Диплом

№ 104604 0010195 р/н 1792, 28.12.2016г.

ОГБОУ ДПО КИРО диплом о

462401157261р/н 232, 27.06.2014г.

Почтовый адрес образовательного учреждения: 307800, Курская область, г. Суджа, п-к Заводской, 21 а

Телефон: (47143) 2-47-45

E - mail : mkdou - detskiysad 7@ rambler . ru

Педагогический стаж

Стаж работы в занимаемой должности

Квалификация

Первая квалификационная категория

1.Тема передового (инновационного) педагогического опыта

Использование разнообразных нетрадиционных техник с детьми дошкольного возраста

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Первое противоречие между творчеством и технологией.

Второе противоречие между необходимостью использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников и отсутствие знаний у педагогов применению нетрадиционных техник рисования.

Третье противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания.

3. Идея изменений (в чем сущность передового (инновационного) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Внедрение образовательных педагогических технологий средствами нетрадиционных техник рисования влияют на развитие творческих способностей детей.

Формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Технология создания предметно-развивающей среды - воспитание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольников; повышение познавательной мотивации, самостоятельной деятельности, формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно использовать нетрадиционные методы рисования: пальчиковую живопись, кляксографию, монотипию, метод печати, аквагрим и т.д.

Разнообразие материала ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок лучше начинает понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Создана предметно - пространственной среды на основе различных видов искусства, предметного окружения

6.Результат изменений

Приобретение опыта творческого воплощения замыслов, опыта партнерских отношений, личной индивидуальности, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности.

Развитие чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувства фактурности и объёмности. Развитие творчества, фантазии, инициативности.

Формирование эмоционального положительного отношения к процессу рисования, познавательного интереса к окружающей действительности.

7.Публикации

Описание педагогического опыта

Педагогический опыт и практический материал прилагается

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одно из требований, предъявляемых к организации педагогического процесса в ДОУ. Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должны измениться технологии работы педагогов. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно–информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса

Использование информационно-коммуникационных технологий в виде компьютерных презентаций — эффективный метод представления и изучения материала. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти, что очень важно для развития художественно-эстетических качеств.

Внедрение образовательных педагогических технологий средствами нетрадиционных техник рисования влияют на развитие творческих способностей детей.

Технология создания предметно-развивающей среды — воспитание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольников; повышение познавательной мотивации, самостоятельной деятельности, формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно использовать нетрадиционные методы рисования: пальчиковую живопись, кляксографию, монотипию, метод печати, аквагрим и т.д.

Разнообразие материала ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок лучше начинает понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Создана предметно - пространственной среды на основе различных видов искусства, предметного окружения

6. Результат изменений.

Приобретение опыта творческого воплощения замыслов, опыта партнерских отношений, личной индивидуальности, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности.

Развитие чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувства фактурности и объёмности. Развитие творчества, фантазии, инициативности.

Формирование эмоционального положительного отношения к процессу рисования, познавательного интереса к окружающей действительности.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте.

III. Описание инновационного опыта воспитателя.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений.

Ф.И.О. Эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

V.Информационные характеристики опыта.

Характеристики инновационного опыта

Образование

Дополнительное

образование

1 Ценности и ценностные ориентации

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. Формировать умение называть основные цвета; развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт. Воспитание в каждом ребенке личности: неординарной, самостоятельной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации собственного потенциала.

2. Цели и задачи.

Формировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования

4.Технологии, в том числе ИКТ.

ИКТ, диагностика, здоровьесберегающие технологии, образовательные педагогические технологии с использованием нетрадиционных техник рисования

Художественная литература, учебно-методические пособия, электронные издания, Интернет, презентация.

Педагогическое наблюдение, проблемно-поисковая ситуация, художественное творчество, перспектива.

7. Организационные формы.

Интегрированные занятия, экскурсии, развлечения, праздники, досуги, конкурсы

Развивающая предметно- пространственная среда.

9. Информационно- методическая среда.

Обобщение опыта работы, мониторинг работы.

10. Информационные ресурсы.

Интернет, цифровые, образовательные ресурсы.

Занятия, развлечения, мастер-классы,

12. Мотивационные ресурсы.

Мотивация эмоционального поощрения, создание ситуации успеха, познавательные, волевые, социальные, изобразительные.

13.Научно – методические ресурсы

Научно-методические материалы по вопросам теории и практики развития творческих способностей воспитанников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель педагогического опыта-повысить мотивацию детей с ОНР к изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Параметры информации

Содержание информации

Ф.И.О. автора нововведения

Прокопович Галина Саидовна

Учреждение, в котором работает автор

Стаж работы в должности

Группы и количество обучающихся, участвующих в реализации нововведения

Подготовительная группа (17 чел.)

Цель инновации (нововведения)

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей с ОНР

Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения)

Повысить мотивацию детей с ОНР к изобразительной деятельности

посредством нетрадиционных техник

Развивать художественно-технические способности детей с ОНР в изобразительной деятельности

Обогащать словарный запас детей при составлении описательных рассказов, чтении литературных произведений, рассматривании репродукций картин и книжных иллюстраций.

Сроки реализации инновации (нововведения)

Направления инновационной работы (нововведения)

Совершенствование способов и приемов рисования

Характеристика инновации (нововведения): в аспекте обновления)

Использование нетрадиционных приемов рисования для развития творческих способностей и речевых навыков у детей с ОНР

Использование новых технологий (методик)

Обеспечение инновационной деятельности (нововведения)

Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности (имеющееся и планируемое)

1. Методические разработки и дидактические материалы к образовательной деятельности.

2. Картотека нетрадиционных способов рисования по лексическим темам.

3. Подбор речевых игр для использования в образовательной деятельности по ИЗО.

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности

Создание атмосферы взаимопонимания, сотрудничества.

Теоретическая интерпретация опыта

Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем его мире, выразить своё отношение к нему. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для творческого развития ребёнка.

Творческий процесс – это создание новых общественно значимых духовных и материальных ценностей. Процесс творчества включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению жизни, созданию новых теоретических идей и деятельность физическую по внедрению их в жизнь. Различные виды деятельности имеют свои специфические особенности, что делает многогранным, специфичным и процесс творчества.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

рисование ватными палочками;

тычок жесткой полусухой кистью;

рисование ладошками и из ладошек;

рисование печатками и различными предметами;

рисование восковыми мелками и свечой;

печать по трафарету;

рисование мятой бумагой;

аппликация из бумажных шариков;

рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);

кляксография с трубочкой.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

– широкий подход к решению проблемы;

– проявление творчества в художественной деятельности;

– единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

– комплексное и системное использование методов и приёмов;

– бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

– овладение детьми способами изображения;

– индивидуальный подход к каждому ребёнку;

- использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Проводимая мною работа показала эффективность использования данных условий в изобразительной деятельности дошкольников, так как они способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества и необходимость использования нетрадиционных техник изображения на занятиях по изобразительной деятельности.

Противоречия между необходимостью осуществления эстетического воспитания, направленного на развитие эстетического восприятия окружающего мира и тяжестью речевого дефекта, недоразвитием речевых и психических процессов.

Организация системы занятий по изобразительной деятельности для детей с ОНР на основе применения нетрадиционных технологий

Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности способствуют развитию творческой активности у детей с ОНР, стимулируют положительную мотивацию к процессу рисования, развивают речь

Результаты инновационной деятельности (нововведения) с указанием сроков достижения

Уровень мотивации детей с ОНР к изобразительной деятельности в результате использования нетрадиционных технологий будет доведен до 70%

Доля детей, повысивших уровень художественно-технических способностей, будет доведена до 80%

Доля детей, обогативших словарный запас, будет доведена до 90%

Формы представления инновационного педагогического опыта

Представление опыта инновации на педсовете ДОУ

Публикация на сайте ДОУ

Способы диагностики результатов инновационной практики

Мониторинговые процедуры: диагностические исследования;

Где можно познакомиться с результатами инновации (нововведения)

Краткое содержание инновационного опыта педагога

Предполагаемый масштаб и формы распространения инноваций

На уровне ДОУ: семинары-практикумы, консультации, педсоветы.

На муниципальном уровне: педагогические чтения, представление опыта на МО для воспитателей логопедических групп города.

На региональном уровне: мастер-класс для республиканского МО воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, духовным ценностям народов вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей, музейное воспитание.

Информационная карта инновационной деятельности педагога МБДОУ № 9

Параметры информации

Содержание информации

Общие сведения

Ф.И.О. автора нововведения

Симбулетова Сариет Аминовна

Учреждение, в котором работает автор

Стаж работы в должности

Группы и количество обучающихся, участвующих в реализации нововведения

Тема инновации (нововведения)

Национально-региональный компонент в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-7лет

Цель инновации (нововведения)

Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, духовным ценностям народов вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей, музейное воспитание.

Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения)

формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры народа;

развитие у детей интереса к национальной культуре;

формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой, через мини-музеи, праздники и.т.д

развитие у детей творческой познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом;

Сроки реализации инновации (нововведения)

2 года -долгосрочный (01.10.2016 г. по 01.10.2018 г.)

Направление инновационной работы (нововведения)

Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в детском саду. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных НОД, через национальные праздники и в повседневной деятельности. Знакомство с историей достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формировать представления о символике, о творчестве поэтов, писателей и художников. Таким образом, внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе способствует, повышению качества образования в дошкольном учреждении. Я надеюсь, что моя задача воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру, будет реализована. Такое воспитание, на мой взгляд, не даст ребенку впоследствии прийти к душевной пустоте, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми.

Приобщение детей к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея; увеличение подбора иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентации);

создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности -привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

использование мультимедийных презентаций (позволит обеспечить наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста);

использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, поможет повысить непроизвольное внимание детей, развить произвольное;

непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий позволит побудить детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры;

создание банка теоретических и практических материалов опыта работы педагогов и знаний детей с учетом регионального компонента;

ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РА и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством;

обеспечение взаимодействия с социальными институтами города (тесное взаимодействие с Национальным музеем РА - выставки, беседы, встречи с интересными людьми);

создать условия для развития инновационного потенциала педагогов с учетом регионального компонента;

содействовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

Характеристика инновации (нововведения) в аспекте обновления

Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего детского сада в том, что в этот процесс включены и дети, и педагоги, и родители. С учетом физиологических особенностей детей отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательно-речевого развития (природа родного края, его история и пр.); художественно-эстетического развития (национальная народная культура и пр.); в выборе и чтении художественных произведений авторов Адыгеи, физическое развитие - национальные игры и забавы. Изучение национально- регионального компонента в ознакомлении детей с историей Адыгеи включает:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах Республики;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, к их культурным ценностям;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах русской и адыгской культуры, народных традициях и обычаях;

- ознакомление детей с особенностям жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, символами РА и РФ (герб, флаг, гимн),

памятники архитектуры, декоративно-прикладным искусством. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ООД, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Использование новых технологий (методик)

Проектный метод, ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, игровой метод, модульный метод, исследовательский и т.д.

Обеспечение инновационной деятельности нововведения

Программно-методическое обеспечение деятельности (имеющееся и планируемое)

Литература: 1. 1 .И.В. Бочкарева, Л. Д. Щербашина. Моя Адыгея. Краеведческое пособие. -Майкоп, 1992. 2. М.З. Джигунова. Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея. Учебное пособие. - Майкоп, 2006. 3. М.З. Джигунова. Буклет. Государственные символы Республики Адыгея. Гимн, герб, флаг. - Майкоп, 2006. 4. История Адыгеи /Э.А.Шеуджен/ 5. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92 6. Борцовская., Н.В. Реан ААПедагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000 7. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель - дети., М., 1985 8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991 9. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60- 68. 10. Жариков АД. Растите детей патриотами. М., 1980 11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С. А Родной край, М., 1990 12. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. 2004.alledu/document/380/839

13. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 -112 с. 14. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007 15. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. portal-slovo 16. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo

17. Павлова Л.О. Взаимодействии семейного и общественного воспитания детей //Дошкольное воспитание. 2002. N8. 18. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004 19. Ресурсы интернета.

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности

Теоретическая интерпретация опыта

Источник изменений (Что?)

В условиях возрождения народных традиций возникает потребность в теоретической и методической разработке национально-регионального компонента в условиях дошкольного учреждения и семьи через возрождение традиций, менталитет народа, среди которого живет и развивается ребенок. Разработать систему мероприятий по внедрению инновационных процессов в ДОУ с учётом квалификационного уровня и интересов педагогов работы по региональному компоненту, стремление к инновационной деятельности в воспитательно-образовательном процессе, а это и позволяет достичь новых образовательных результатов, которые нашли свое отражение в ФГОС.

Разработать систему НОД и мероприятий в средней, старше и подготовительной группах на двух языках.

Идея изменений (Как?)

Создать в ДОУ все условия для организации инновационной деятельности с учетом регионального компонента, а именно:

системность в методической работе с педагогами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности (профессиональной компетентности);

наличие у педагогов личного плана работы с детьми по региональному компоненту, который мобилизует его потенциальные способности (этот план может быть соотнесен с проблемой самообразовательной деятельности, завязан с исследовательской и экспериментальной работой каждого педагога);

постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;

создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства с учетом регионального компонента, где каждый ощущает свою значимость;

установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему;

проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности с учетом регионального компонента, где каждый высказывает собственную точку зрения;

разработка программы по обучению детей адыгскому языку в ДОУ;

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры );

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- экскурсии; - исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные сезоны;

- развлечения; - проектирование решения проблемы;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

- посещение гостей; - чтение, прослушивание сказки на двух языках;

- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение,

поисковую и продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей.

Результаты инновационной деятельности (нововведения)

Качество образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями:

• уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников; • субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

• соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения;

• технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией. );

• соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг И Т.Д..

Формы представления инновационного педагогического опыта

Способы диагностики результатов инновационной практики

Диагностика - беседа с детьми по вопросам темы. Анкетирование родителей по теме.

Где можно познакомиться с результатами инновации (нововведения)

В методическом кабинете: проектная папка, презентация, конспекты НОД программа краеведческого кружа, сценарии развлечений, фотографии; мини-музей сайт ДОУ.

Краткое содержание инновационного опыта педагога

Предполагаемый масштаб и формы распространения инноваций

Уровень ДОУ: педсоветы, открытое занятие, мастер-класс, семинары-практикумы.

Муниципальный уровень: участие в ГМО, мастер-класс, семинар, презентация проекта.

Республиканский - участие в конкурсах, конференциях, мастер-класс, семинар.

Читайте также: