Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением слуха в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В данной разработке описываеться 3 маршрута обучения. 1- рабочая программа индивидуальных занятий одной ученицы; 2- индивидуальные занятия для отстающих по общей программе;3- индивидуальный маршрут отдельных занятий способных учащихся.

ВложениеРазмер
программа для индивидуальных занятий по хореографии для детей с нарушением слуха 31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальных занятий

Автор педагогической разработки:

Педагог дополнительного образования

Цель индивидуального образовательного маршрута : создание более благоприятных условий для самовыражения и самореализации учащихся. Специально разработанные занятия для достижения обучающимися полного освоения программы. Углубленное обучение хореографией непосредственно индивидуальным занятиям, которые

Способствуют творческой самореализации личности ребенка и адаптации его в обществе.

- исполнение танцевальной формы – дуэт, соло;

-составляющие компоненты хореографического номера.

– выполнять задания на основе импровизации и сочинительства;

– исполнять движения, комбинации портерной гимнастики в хореографических постановках;

- владеть навыками в разных направлениях хореографии;

- физически сильнее и выносливее;

– воплощать свои идеи в творческой деятельности при выполнении конкретных заданий;

- исполнителем сольных танцевальных номеров.

Залогом успешности реализации является:

– использование разнообразных форм и методов организации образовательной деятельности;

– создание на занятиях ситуаций, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность;

− создание обстановки для творческого самовыражения, занимающихся детей на индивидуальных занятий.

Индивидуальные образовательные маршруты ежегодно корректируются в рамках тематического планирования, индивидуальных особенностей и творческого роста обучающегося, и адаптируется в зависимости от возрастной категории и физических способностей учащегося и творческих задач коллектива.

Индивидуальный дополнительный образовательный маршрут

Сроки реализации маршрута - сентябрь – май 2015 - 2018 уч. год.

Возраст обучающейся – 11 лет

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающейся. Создание условий для самовыражения и самореализации обучающейся, а так же социализации методом сольных выступлений, подготовка танцевальных номеров требующих определенных способностей и возможностей.

Хореографической студии “Карамель”

(Танцевальный кружок (Адажио)

Упражнения для растяжки

Повтор предыдущего материала.

Повтор танцевальных, движений, комбинаций

Специальные упражнения для достижения силы ног

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Изучение нового танцевального номера.

Постановка танцевальных комбинаций, отработка отдельных элементов

Повтор сольного танцевального номера. Изучение новых движений.

Упражнения для пластичности и растяжки.

Разработка сольного танцевального номера, изучение партерной гимнастики

Обучение танцевальной форме –дуэт, отработка хореографических комбинаций.

Демонстрация новой танцевальной постановки.

Демонстрация сольного выступления

Изучение нового номера, отработка комбинаций.

Выступление на школьных мероприятиях.

Танцевальные упражнения для развития пластичности.

Выступление на школьных мероприятиях.

Повтор танцевальных движений, комбинаций

Выступление на школьных мероприятиях.

Демонстрация сольного выступления.

Отработка всего танцевального материала.

Повтор танцевальных движений, комбинаций.

Выступление на танцевальных фестивалей.

Упражнения партерной гимнастики.

Упражнения партерной гимнастики.

Повтор изучаемого учебного материала.

Участие на конкурсе в номинации – танцевальное соло.

Цель индивидуального образовательного маршрута : создание более благоприятных условий для самовыражения и самореализации учащихся. Специально разработанные занятия для достижения обучающимися полного освоения программы. Углубленное обучение хореографией непосредственно индивидуальным занятиям, которые

Способствуют творческой самореализации личности ребенка и адаптации его в обществе.

- основную программу по хореографии;

-составляющие компоненты хореографического номера.

– исполнять движения по содержанию программы;

- владеть навыками по направлению основы классического танца.

- физически сильнее и выносливее;

– правильно исполнять комбинации и танцевальные постановки.

Залогом успешности реализации является:

– использование разнообразных форм и методов организации образовательной деятельности;

− создание обстановки для развития творческих способностей.

Индивидуальные образовательные маршруты ежегодно корректируются в рамках тематического планирования, индивидуальных особенностей и творческого роста обучающегося, и адаптируется в зависимости от возрастной категории и физических способностей учащегося и творческих задач коллектива.

Индивидуальный дополнительный образовательный маршрут

Сроки реализации маршрута - сентябрь – май 2017 - 2018 уч. год.

Возраст обучающейся – 9, 10 лет

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на полное усвоение программы и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Создание условий для самовыражения и самореализации обучающихся, а так же социализации методом коллективного выступлений.

Рекомендациями ЦПМПК (центральной психолого –медико –педагогической комиссии).

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Цель: – создание условий для развития ребенка с нарушением слуха, открывающими возможности для его позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками и, соответствующими возрасту, видами деятельности.

Задачи:

• оказание коррекционной помощи в овладении ребенком программного материала;

• психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта;

• обогащение общего развития ребенка с проблемами слуха;

• разработка ИОМ с учётом образовательных потребностей и способностей ребенка;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка в том числе его эмоционального благополучия;

• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Основные направления коррекционной работы

Организованная образовательная деятельность

(в соответствии с планированием, по расписанию ООД),

включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности.

Календарно – тематическое планирование коррекционной работы

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:

• У ребенка активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

• Улучшается фонематический слух;

• Нормализуется речевое дыхание;

• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросить его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

"Поставь по порядку"

Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он

должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит". Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней".

Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – игрушка, будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите его найти. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

Покажите ребенку, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Взрослый показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Перспективное планирование работы с родителями

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (6 -7 лет). Подготовительная к школегруппа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель ШПМПк родитель (законный представитель) Директор МБОУ СОШ №15

___________ФИО _____________Иванова Г. А. _____________Гулькина А.В.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

на 2015 -2016 учебный год

обучающейся 4-Б класса

Ответственный за реализацию программы:

(ФИО специалиста, должность)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная образовательная программа разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант А) и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и нормативно-правовой базы:

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
-Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Степень потери слуха у слабослышащих детей не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Такие дети составляют весьма неоднородную группу (по состоянию слуха, речи и по многим другим параметрам). Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности, большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. При этом важно отметить, что многие слабослышащие дети, обладая различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития.

Многие слабослышащие школьники не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из-за неразличения близких по звучанию
слов и фраз. Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. Вместе с тем, по мере взросления постепенно развиваются и умение поддерживать речевой
контакт, и способность к оценке собственных действий и поступков.

Реализация АООП НОО (вариант А) предполагает, что слабослышащий обучающийся получает образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию нормально развивающихся сверстников, которые определяются стандартом и ФГОС НОО.

Цель программы – создание системы комплексной помощи слабослышащей обучающейся в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающейся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих
сверстников.

Задачи программы:

 создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка;
 коррекционная помощь в овладении основной образовательной программы начального общего образования;
 специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья обучающейся;
 специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащей обучающейся;

 совершенствование коммуникативных навыков;

 расширение кругозора и осведомленности;

 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) слабослышащей обучающейся.

В основу программы положены следующие принципы :
 государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
 учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
 соблюдения интересов ребёнка, определяющих позицию специалистов, которые призваны решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
 системности к анализу особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
 принцип учёта социальных факторов в формировании личности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося;
 принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;
● принцип создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого слабослышащего и позднооглохшего ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;
 принцип максимального обогащения речевой практики;
 принцип компенсаторной направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
● принцип взаимодействия слабослышащих и позднооглохших обучающихся с их нормально развивающимися сверстниками;
● принцип приобщения слабослышащих и позднооглохших обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Психолого-педагогическая характеристика

Иванова Марина учится в данной школе с 1 сентября 2012 года.

Физическое и психическое развитие гармоничное и соответствует возрасту. Учебная мотивация хорошая. Внимание, восприятие учебного материала снижены. Работоспособность и интеллектуальные способности на среднем уровне. Овладевает учебным материалом на достаточно хорошем уровне. Учится в меру своих сил, логическое мышление затруднено. На уроках девочка активно работает, но не всегда бывает внимательной. Письменные задания выполняет в соответствии с темпом урока; допускает ошибки при списывании, при записи под диктовку переспрашивает, часто заменяет буквы; иногда теряет последовательность выполнения упражнения, задания. Графические навыки письма развиты хорошо; умеет хорошо рисовать. Имеет хорошую память. Читает выразительно, рассказывает наизусть, но скорость чтения ниже нормы, буквы путает, недоговаривает окончания. На уроках требует к себе особого внимания со стороны учителя и дополнительного объяснения задания. За время обучения показала хорошие знания по русскому языку, окружающему миру. Программу 3 класса усваивает в полном объёме. Занятия посещает регулярно, пропусков занятий по неуважительным причинам не имеет. Социальное окружение

Иванова Марина воспитывается в полной семье. Отношения между членами семьи доверительные, доброжелательные. В случае затруднения обращается к любому члену семьи. Семья имеет собственный дом. У Марины есть своя комната, оборудовано своё рабочее место. Ребёнок ведёт активный образ жизни. Любимые школьные предметы – математика, технология, рисование.

Форма обучения – очная, основная общеобразовательная программа 4 класса

Интересы - Марина любит общаться с друзьями, делать поделки своими руками, увлекается рисованием.

Ожидания родителей: получение среднего (полного) образования

Мотивация учебной деятельности : хорошая.

Особые образовательные потребности:

-потребность в обучении слухо- зрительному восприятию устной речи;

-потребность в формировании и развитии собственной внятной речи в её коммуникативной функции, а также как средства обучения и познания;

-формирование навыков использования слухового восприятия в различных жизненных и коммуникативных ситуациях;

-потребность в развитии словесно-логического мышления и памяти.

1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Педагогическая диагностика:

Уровень развития соответствует средневозрастной норме, программный материал усваивает на хорошем уровне, учебные умения и навыки сформированы. Учебная мотивация сформирована. Темп работы на уроке хороший. Врабатываемость в учебный процесс высокого уровня. Целенаправленность деятельности достаточная. Активно работать может продолжительное время. Преобладает образная память над словесной, преобладает механическое запоминание над осмысленным. Превалирование наглядных форм мышления над понятийным. Способность к запоминанию, сохранению информации и воспроизведению хорошие. Выполняет задания не только в рамках поставленных задач, дополнительную информацию будет искать самостоятельно. Не требует постоянного контроля над выполнением заданий. Навыки самоорганизации и самоконтроля сформированы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможные образовательные маршруты для детей с нарушение слуха. Индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный учебный план, программа, образовательный маршрут. Варианты обучения для детей с нарушением слуха. Дифференциальное обучение и его виды, интегрированное обучение и его модели, инклюзивное обучение и его варианты. Варианты профессионального и высшего образования

Возможные образовательные маршруты для детей с нарушение слуха.

Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.

Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.

Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. ( до создания АООП НОО) С учетом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей.

1) Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабо слышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Дошкольные учреждения для детей со слуховой недостаточностью ориентированы на общее развитие ребенка, коррекцию возможных отклонений, на его приобщение ко всему, что доступно слышащим детям. Большинство специальных дошкольных учреждений работают в интернатном режиме (с недельным или даже с круглогодичным пребыванием детей). Оптимальный срок пребывания ребенка в дошкольном учреждении, обеспечивающий значимые результаты слухоречевого раз вития, – от 2 до 7 лет, т. е. на протяжении 5 лет. Группы комплектуются по заключению ПМПК из детей одного или смежных возрастов. Возможно открытие специальных групп для детей со сложным дефектом. При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться име ющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослы шащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников (возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

2) Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие – для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

3) Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.

4) Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети с двух-трех лет; в некоторых случаях организуются группы для детей старшего до школьного возраста, специальное обучение которых по разным при чинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.

6)Группы кратковременного пребывания – могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослышащих. Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется: для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезапно оглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная организационная форма работы – индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

Для детей с нарушениями слуха организуются следующие школы:

1) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих детей (I вида). Обеспечивает глухим детям общеобразовательную и первичную профессионально-трудовую подготовку. Имеет в своем составе 1-12 классы, подготовительный класс для детей шестилетнего возраста, не получивших до школьной подготовки. Дети получают основное общее образование за 11 лет (и за 12, если начали обучение с подготовительного класса). Выпускники, желающие получить полное среднее образование, могут обучаться в специально создаваемых для этого классах, по варианту учебного плана.

В школах I вида образовательный процесс включает ступени:

1 – первоначальный период – подготовительный класс;

2 – начальное образование – 5-6 лет: развитие речи, способностей, познавательной деятельности, учебной деятельности и т.д.;

3 – основное общее образование – 5-6 лет: общеобразовательная подготовка, трудовое обучение, развитие речи, произношения, остаточного слуха;

4 – среднее (полное) общее образование – 2 года: совершенствуется речь, произношение, остаточный слух, расширяются навыки социально-трудовой адаптации.

Наполняемость классов – не более 6 детей.

2) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей (II вида). Имеет два отделения: I отделение – для детей с легким недоразвитием речи и нарушением слуха; II отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во II отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки. Учащиеся I отделения за 10 лет и учащиеся II отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой неполной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку.
В школах II вида коррекционно-образовательный процесс включает ступени:

1 – начальное образование – 1 отделение – 4-5 лет, 2 отделение – 4-6 лет; коррекция словесной речи, развитие слуха, накопление словарного запаса, развитие связной речи, практическое освоение грамматического строя речи;

2 – основное общее образование – 5-6 лет; дальнейшее развитие речи, произношения, слуха;

3 – среднее (полное) общее образование – 2 года; овладение речью на уровне, необходимом для интеграции в общество.

Выбор образовательного варианта в школах II вида зависит от показателей речевого и умственного развития ученика.

Обучение в специальных общеобразовательных школах-интернатах осуществляется на основе оригинальных учебных планов и программ, имеются специально разработанные учебники (только в старших классах обучение осуществляется по учебникам массовой школы). В составе специальных школ-интернатов для глухих и для слабо слышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующего контингента, организуются классы для детей со сложными дефектами, включающими, помимо нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата или нарушения интеллекта (задержку психического развития, олигофрению в степе ни дебильности). Предельная наполняемость классов и воспитательных групп – 12 человек, для детей со сложными дефектами – 5-7 человек. Учебно-воспитательная работа в специальных школах-интернатах направлена на решение задач воспитания и обучения с учетом уровня развития детей, формирования у них словесной речи и словесно-логического мышления, развития слухового восприятия речи и обучения произношению и других коррекционных задач.

Продолжить незавершенное по тем или иным причинам обучение выпускники могут через систему государственных вечерних сменных школ. XII-XV классы специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недостатками слуха. Наполняемость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В составе школы имеются учебно-консультационные пункты, открываемые при наличии 15 и более учащихся, заочные группы, организуемые при наличии от 4 до 10 учащихся, и индивидуально обучающиеся заочники. Разрешается открытие филиалов школ при близлежащих предприятиях, если имеется достаточный контингент учащихся. В XIII-XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окончания специальной школы-интерната получают полное среднее образование.

Несколько моделей интегрированного обучения:

Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях. Особое значение при такой форме интеграции должно придаваться подготовительной работе, которую проводят педагоги как специальной группы, так и массовой. Она заключается в подготовке к встрече детей двух групп и связана с изготовлением игр, дидактических пособии. Неслышащие и слышащие дети участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании сказок, спектаклях кукольного театра.

Частичная, или фрагментарная, интеграция ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно наличие в обычной группе не более двух детей со сниженным слухом. Сурдопедагог специальной группы проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет трудности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации воспитателям, в процессе занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал.

Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребе нок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков.

Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду (школе), где к нему предъявляются общие требования, без скидок па его плохой слух. В настоящее время это наиболее распространенная форма интеграции, особенно в тех регионах, где нет специальных дошкольных учреждений. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально слышащими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их развитием осуществляют сурдопедагоги сурдологических кабинетов и центров. Без систематической помощи родителей дети, даже имеющие небольшое снижение слуха, могут испытывать трудности в массовом детском саду, отставать от сверстников в речевом и познавательном развитии.

Аооп глухие 1.1,1.2,1.3,1,4

Слабослыщащие

Программа сама по себе включает целевой раздел ( пояснительная записка, планируемые результаты, Система оценок), содержательный ( программа УУД, коррекция , внеурочная деятельность и т.д.) и организационный ( учебный план, предметы и коррекция и Система спец условий)

Специальные условия

1) АООП НОО (глухие, слабослышащие)

2) Форма обучения: очная, очно- заочная

3) Режим: целый день, не полный, классно урочная, малая наполняемость

4)Специальные учебники, дидактический материал и т.д.

6) Индивидуальные занятия (логопед, дефектолог, психолог,)

7) Повторные сроки прохождения ПМПК

Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом.

В настоящее время существуют следующие модели профессионального образования лиц с нарушенным слухом:

- Дистанционное обучение.









Министерство просвещения РФ



Министерство образования
Калининградской области



Комитет по образованию
администрации
ГО "Город Калининград"

Читайте также: